Части речи и глокая куздра
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
МОУ Квитокская СОШ № 1
Тайшетский район
Иркутская область
Части речи
и «глокая куздра»
Учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Квитокской СОШ № 1
Семененко Лариса Владимировна
2012
Цели:
знать части речи в «лицо» независимо от того, имеет ли слово лексическое значение;
развивать через интеграцию уроков русского языка, литературы, изобразительного искусства креативные способности учащихся посредством написания стихотворений и рисования по вооб-
ражению.
Эту загадочную фразу
знают многие литераторы ещё со студенчества;
предлагаю своим ученикам в качестве олимпиадного задания;
использую на уроках при изучении морфологии;
так полюбили мои ученики, что посвятили ей стихи;
предлагаю Вам, если Вы хотите знать части речи и отличать их,
если Вы любите фантазировать и заниматься сочинительством.
Итак, о какой же загадочной фразе
Идёт рассказ?
И что получилось у нас?
Я предлагаю Вам
Свой мастер-класс!
Каждый учитель хочет научить своих учеников знать и различать части речи.
Язык глокой куздры изобрёл для своих студентов лингвист академик Лев Владимирович Щерба, предложивший им разобрать следующее предложение по частям речи:
Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокрёнка.
Как определить принадлежность к той или иной части речи непонятных по смыслу слов? Поставить вопрос и выделить окончание, характерное для определённой части речи. Алгоритм работы следующий:
- Поставить вопрос к слову.
- Что оно обозначает?
- Подобрать слова с тем же окончанием.
- Сделать вывод.
Глокая – какая? Обозначает признак (серая, молодая, лесная), окончание -ая указывает на ж.р., ед.ч. прилагательного.
Куздра – кто? Обозначает действующее лицо (овца, корова, коза), окончание -а указывает на 1-е скл., ж.р., ед.ч. существительного.
Штеко – как? Обозначает признак действия (быстро, гневно, сердито), суффикс -о неизме- няемого слова – наречия.
Бокра – кого? Окончание -а в В.п., ед.ч. указывает на лицо (барана, бычка, петуха). Началь-ная форма бокр – существительное одушевлённое.
Будланула и курдячит: будланула – что сделала? – обозначает действие (боднула, толкну- ла), суффикс -л- и окончание -а указывают на форму прош.вр., ж.р. глагола; курдячит – что делает? – обозначает действие (пугает, гонит), окончание -ит указывает на форму 3-го л., ед.ч. глагола;
и – союз, связывающий однородные сказуемые.
Бокрёнка – кого? Уменьшительно-ласкательный суффикс -ёнк- в сочетании с окончанием Р.п. –а указывает на существительное одушевлённое, обозначающее детёныша (телёнка, яг-нёнка). Начальная форма – бокрёнок.
Получаем следующее:
прил. сущ. нар. глаг. сущ. союз глаг. сущ.
Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокрёнка.
Мои учащиеся расшифровали каждое слово фразы, то есть подобрали примеры:
Глокая – бешеная, добрая, хитрая, сильная, голодная, глупая, злая, серая, бурая, старая, моло- дая, рыжая, маленькая, полосатая, умная.
Куздра – корова, медведица, лисица, кошка, ворона, коза, мышка, лиса, курица, тигрица.
Штеко – сильно, очень, ловко, быстро, больно, ласково, горячо, слабо, смело, дерзко, умело, хорошо.
Будланула – боднула, обманула, догнала, разогнала, ударила, клюнула, погладила, убежала, оттолкнула, поддела, защитила, зарычала.
Бокра – быка, волка, зайца, козла, кота, медведя, лиса, петуха, бычка, слона, ежа.
Курдячит – лягает, жалеет, играет, облизывает, догоняет, ласкает, тащит, каркает, зовёт, гладит, дразнит, убегает, спасает, оберегает, ругает.
Бокрёнка – телёнка, волчонка, мышонка, зайчонка, козлёнка, котёнка, медвежонка, цыплёнка, слонёнка, ежонка.
Как же в общем «перевести» фразу на русский язык?
Вариантов много. Мои ученики «перевели» так:
- Бешеная корова сильно боднула быка и лягает телёнка.
- Хитрая лисица ловко обманула волка и ласкает волчонка.
- Сильная медведица быстро догнала зайца и жалеет зайчонка.
- Глупая ворона сильно клюнула козла и каркает на козлёнка.
- Хитрая лиса больно ударила волка и тащит волчонка.
- Глупая коза сильно боднула медведя и дразнит медвежонка.
- Серая мышка быстро убежала от кота и прячет мышонка.
- Старая медведица сильно толкнула медведя и догоняет медвежонка.
- Молодая лиса ловко обманула медведя и зовёт медвежонка.
- Старая коза смело поддела лиса и спасает козлёнка.
- Рыжая лиса дерзко толкнула козла и тащит козлёнка.
- Умная курица смело клюнула петуха и оберегает цыплёнка.
- Молодая коза смело боднула быка и жалеет телёнка.
- Глупая корова сильно боднула козла и ласкает козлёнка.
- Сильная медведица больно толкнула медведя и ласкает медвежонка.
- Полосатая тигрица смело оттолкнула слона и облизывает слонёнка.
- Хитрая лиса умело обманула медведя и дразнит медвежонка.
Благодаря окончанию слова можно узнать часть речи, род,
число, одушевлённость или неодушевлённость, время, спряже-
ние, падеж, лицо.
Загадочная фраза о непонятной глокой куздре помогает
нам вспомнить морфологию и понять, что состав слова даёт
возможность определить, какой частью речи является слово.
Глокая куздра настолько понравилась моим ученикам, что они написали стихи о непонят- ной, но уже понятой глокой куздре (см. Приложение) и рисовали по воображению (см. Пре- зентацию).
Стихи о глокой куздре вошли в мой сборник «Песнь души» (2008 г.).
Эта загадочная глокая куздра помогла нам в усвоении частей речи и в развитии творческих способностей учащихся и является универсальным пособием для изучения морфологии.
В качестве домашнего задания и нового задания для творчества предлагается следующее:
Интересно? Интересно! Поработайте ещё!
- Поляндные волдряки учно ныквались по лорнему вому.
- Дримбул латко крипетил горселёнка.
- Подобное непонятное придумайте самостоятельно.
Таким образом, интеграция уроков русского языка, литературы, изобразительного искус- ства не только способствует формированию ключевых компетенций, таких как учебно-позна- вательные, коммуникативные, социально-трудовые, но и ведёт к более глубокому пониманию закономерностей развития искусства и общества, формирует интеллектуальный и нравствен- ный мир учащихся.
Что за строка?
Что за слова?
Не знает никто,
Но перевести их можно раз сто.
Ты рисуй, сочиняй, изучай, находи,
И тебе с глокой куздрой всегда по пути!
Литература
Г.П.Лазаренко «Уроки русского языка в 5 классе» Москва «Дрофа» 2006
Т.Ю.Угроватова «Подсказки на каждый день» Москва «Владос» 1995
Приложение
Стихи о «глокой куздре»
Глокую куздру изобрел для своих студентов лингвист академик Лев Владимирович Щерба, предложивший им разобрать следующее предложение по частям речи:
Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокрёнка.
Благодаря окончанию слова можно узнать часть речи, род, число, одушевленность или неодушевленность, время, спряжение, падеж, лицо. А мы, учащиеся, написали еще и стихи о глокой куздре.
Александр Мальцев, 6 кл.
Что за строка?
Что за слова?
Не знает никто,
Но перевести их можно
Раз сто.
Эта строка никому не понятна,
Но она очень занятна.
***
Зашел я в класс,
Взглянул на доску,
А там – какая-то строка!
Я долго думал:
Что за куздра?
И что бы значила она?
***
У глокой куздры есть бокрёнок,
Наверное, ее ребёнок.
И поэтому будланула бокра,
Чтобы ребёнка её не трогал.
***
Интересно, неизвестно,
Как там, что и почему?
Что за куздра? Что за бокра?
Неизвестно никому.
***
Я хочу рассказать о бокрёнке.
Он детеныш глокой куздры.
Я считаю, что это телёнок,
Он ждет ласки от своей мамочки.
***
Хитрая лисица,
Утащив волчонка,
Будланула волка
Чугунной сковородкой
И сверху кочергой.
А волк закричал: «Постой!..»
***
Глокая куздра будланула бокра.
Зачем так поступила она?
Да кто такой же этот бокра,
Что куздра глокая не курдячит бокра?
***
О глокой куздре нам рассказали
На уроках русского языка.
И мы всем классом рисовали, мечтали,
Чтобы доказать знания языка.
Сергей Сладков, 6 кл.
Глокая куздра штеко будланула.
А что же сделала она?
Подумайте и догадайтесь, ребята,
О чем нам говорит эта строка?
***
Хитрая лисица
Обманула бокра
И волчонка утащила,
Не жалея волка.
***
Что за слово «будланула»?
Сразу ясно, что глагол.
Догадаетесь, ребята,
Что рассказывает он?
***
Глокая куздра…
Какая она?
Может быть, строгая?
Может, добра?
Или вообще никакая она?
***
Увидел на доске интересную фразу.
Прочитал и не догадался я сразу.
Какая-то куздра, какой-то бокрёнок,
Догадается не каждый ребёнок.
Виктор Григорьев, 8 кл.
Что такое штеко,
Я вам не скажу.
А захотите узнать,
Я вам подскажу.
***
Что такое куздра?
Ты её не знаешь.
Но если подумаешь,
То что-нибудь представишь.
***
Я зашел сегодня в класс
И увидел чудо.
На доске было написано:
«Глокая куздра…»
Алена Петровская, 8 кл.
Глокая куздра будланула козла,
Чтобы тот не ленился и рубил дрова.
Но козёл не послушал козу
И все так же жевал траву.
***
Бокрёнок с телёнком бодались с утра,
А папа козёл рубил дрова.
Бокрёнок с телёнком не заметили отца,
И папа бокрёнка упал на ежа.
Алина Симонова, 8 кл.
Глупый бокрёнок – куздрин ребёнок,
А бокр – бокрёнку отец.
Куздра будланит бокрёнка с телёнком,
А куздру будланит бокрёнка отец.
Светлана Черемных, 8 кл.
Глупая коза
Как-то боднула козла.
Разозлился козел,
На пути всё смел:
И козу, и козлёнка с телёночком.
Светлана Мальцева, 8 кл.
Что за странная семья?!
Отгадай-ка: кто она?
Точных нет определений,
Состоит из трёх явлений.
Там бокрёнок, бокр и куздра,
Будланула бокра куздра
И курдячит бокренка.
Что за странные слова!
Наверное, это неспроста.
В фантазиях твоих они
По-разному звучать должны!
Анастасия Фадина, 8 кл.
Глокая куздра –
Как это просто!
Глокая куздра –
Ведь это не просто!
Глокая куздра…
Кто она такая?
Глокая куздра…
Помечтай и узнаешь!
***
Глокий бокрёнок на печке играл,
От куздры потом он ремня получал.
***
Курдячит бокрёнка бокрёнкина мать,
А бокр в это время прилёг на кровать.
***
Бокра отправили в няньки,
Куздра лежала на печи.
Бокрёнок испачкался в краске,
Вчера бокр стирал ему штаны.
***
Да что за Куздра, что за Бокр?
Недаром начали урок.
Нам дали в этом разобраться,
Чтоб вместе дружно посмеяться.
Автор сборника «Песнь души» учитель Квитокской СОШ № 1
Семененко Лариса Владимировна
Аннотация
Каждый учитель хочет научить своих учеников знать и различать части речи.
Урок с презентацией "Части речи и "глокая куздра" для 5-6 кл. построен на основе известного предложения академика Л.В.Щербы. Кроме основной цели (знать части речи в "лицо" независимо от того, имеет ли слово лексическое значение), учащимся предлага- ется развивать себя творчески (написание стихов о "глокой куздре" и рисование по вооб- ражению). Презентация в доступной форме наглядно демонстрирует цели, ход, содержа- ние и результаты урока.
Мои дети не только успешно расшифровали и "перевели" фразу на русский язык, но раскрыли свои поэтические таланты и рисовали.
Интеграция уроков русского языка, литературы, изобразительного искусства ведёт к по- ниманию закономерностей развития искусства и общества, формирует интеллектуальный и нравственный мир учащихся.
Загадочная глокая куздра поможет всем в усвоении частей речи и в развитии творче- ских способностей и является универсальным пособием для изучения морфологии.
Материал интересный, увлекательный и познавательный для тех, кто хочет знать мор- фологию и любит творчество.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Слитное и раздельное написание не с разными частями речи. Совершенствование умения определять части речи.
Тип урока: повторительно-обобщающий. Цели урока 1) Обучающие: совершенствовать умение определять части речи и производить их морфологический разбор 2) Развивающие: систематизировать и обобщать правила...
Конспект урока по дисциплине "Русский язык". Тема "Служебные части речи. Предлог как часть речи".
Методическая разработка представляет собой план-конспект урока по дисциплине "Русский язык" Тема "Служебные части речи. Предлог как часть речи". С применением техно...
Урок русского языка в 5 классе по теме "Части речи. Самостоятельные части речи. Наречие"
Урок направлен на повторение материала о частях речи, в частности, о самостоятельных частях речи. Знакомит с новой самостоятельной частью речи - наречием. Знания закрепляются выполнением упражнений, з...
Проект урока русского языка 7 класс «Частица как часть речи. Частица как служебная часть речи. Роль частиц в передаче различных оттенков значения и в образовании форм глагола».
Данная работа поможет учителю за короткий срок поможет Вам подготовиться к уроку по данной теме за короткий срок....
"Служебные части речи. Предлог как служебная часть речи"
Урок русского языка в 7 классе....
Переход знаменательных частей речи в служебные части речи
Исследование особенностей перехода частей речи...