УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ФГОС (5 КЛАСС)
рабочая программа (русский язык, 5 класс) по теме
Тема: Предложения с обращениями
Тип урока: изучение нового материала
Цели урока: дать понятие об обращении; показать значение обращений в речи; научить отличать обращение от подлежащего; развивать пунктуационные навыки, навык совместной работы в парах, мотивацию в познавательной деятельности; формировать навыки учебного сотрудничества
Планируемые результаты: учащиеся научатся находить обращения в предложении; отличать обращение от подлежащего; понимать роль обращений в предложении; в речи; соблюдать правильную интонацию в предложениях с обращениями; применять пунктуационные правила в таких предложениях; объяснять языковые явления
Задачи: образовательная - научить находить обращения в предложении; отличать обращение от подлежащего; понимать роль обращений в предложении, в речи; отработать правильную интонацию в предложениях с обращениями; и умение применять пунктуационные правила в таких предложениях
Метопредметные цели урока:
Познавательные УУД: постановка и решение проблемы
Регулятивные: умение ставить цель, планировать свою работу, ориентироваться в имеющемся материале, проводить самопроверку
Коммуникативные: осуществлять поиск и сбор информации, умение работать в коллективе, владение родными стилями речи
Личностные: привитие учащимся интереса к урокам русского языка, любви к родной речи, воспитание ответственности, уважения к языку, умения работать в группе, оценивать ответы своих одноклассников, воспитание внимания и активности учащихся на уроке, умения обобщать и делать выводы, развитие способности к самооценке на основе наблюдений за собственной речью
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_po_fgos_5_klass.docx | 32.45 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ФГОС
(5 КЛАСС)
Разработал учитель русского языка и литературы
МБ0УС0Ш№14
Муниципального образования города-курорта Анапа
Казанцева Анна Евстафьевна
Анапа -2013
Сценарий урока
Предмет: русский язык Класс: 5
Авторы УМК: Русский язык 5-9 класс (Автор составитель Т.А.Ладыженская, М.Т.Таранов, Л.А.Тростенцова и д.р.)
Тема: Предложения с обращениями
Тип урока: изучение нового материала
Цели урока: дать понятие об обращении; показать значение обращений в речи; научить отличать обращение от подлежащего; развивать пунктуационные навыки, навык совместной работы в парах, мотивацию в познавательной деятельности; формировать навыки учебного сотрудничества
Планируемые результаты: учащиеся научатся находить обращения в предложении; отличать обращение от подлежащего; понимать роль обращений в предложении; в речи; соблюдать правильную интонацию в предложениях с обращениями; применять пунктуационные правила в таких предложениях; объяснять языковые явления
Задачи: образовательная - научить находить обращения в предложении; отличать обращение от подлежащего; понимать роль обращений в предложении, в речи; отработать правильную интонацию в предложениях с обращениями; и умение применять пунктуационные правила в таких предложениях
Метопредметные цели урока:
Познавательные УУД: постановка и решение проблемы
Регулятивные: умение ставить цель, планировать свою работу, ориентироваться в имеющемся материале, проводить самопроверку
Коммуникативные: осуществлять поиск и сбор информации, умение работать в коллективе, владение родными стилями речи
Личностные: привитие учащимся интереса к урокам русского языка, любви к родной речи, воспитание ответственности, уважения к языку, умения работать в группе, оценивать ответы своих одноклассников, воспитание внимания и активности учащихся на уроке, умения обобщать и делать выводы, развитие способности к самооценке на основе наблюдений за собственной речью
Оборудование: учебник, обобщающие таблицы, проектор, индивидуальные карточки. Сказки А.С. Пушкина
Ход урока:
I Оргмомент. Мотивация к учебной деятельности.
№ п/ п | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые УУД |
1 | Организацион ный момент, мотивация к учебной деятельности | Учитель приветствует учащихся, обращаясь ко всем: «Ребята, здравствуйте» и предлагает еще раз поздороваться с соседом по парте, обратившись к нему по имени, при этом акцентирует внимание учеников на выражении их лиц при произнесении слов приветствия | Приветствие учителя и соседа по парте с произнесением имени | Принцип психологической комфортности УУД: личностные, коммуникативные. Цель - создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учебу, создание ситуации успеха |
2 | Актуализация знаний | Учитель объявляет работу по проверке д/з по цепочке. Индивидуальные задания из рабочей тетради | Проверяют выполненное дома упражнение | Коммуникативные, регулятивные УУД |
3 | Работа по теме урока | Вступительное слово учителя. 1. Учащимся | Учащиеся определяют, чем предложения |
раздаются карточки с предложениями, в каждом из которых есть обращение | схожи между собой. И выделяют слова, которые называют лицо, к которому обращаются в этом предложении | |||
2. Учитель просит сделать вывод: что это за слова? (В разговорной речи мы часто называем лицо, к кому обращаемся) | Учащиеся ищут обращение в диалоге и выписывают по два предложения в тетрадь и на доске, отмечая знаки препинания при обращении. | |||
3. Учитель предлагает некоторым учащимся прочитать вслух предложения, обращая внимание чтецов на количество слов в нем | Делается вывод, что обращения могут состоять из одного слова или иметь при себе пояснительные слова Учащиеся | |||
4. Здесь же учитель обращает внимание учащихся на то, что уобращения особая роль - они не | работают группами по четыре человека, с текстами, отрабатывая |
входят в число членов предложения, а служат для привлечения внимания собеседника с помощью интонации | навыки звательной интонации | |||
5. Учащимся предлагается таблица - схема, которую они должны расшифровать. Обращение - это С или СС называющие лицо к которому обращаются. Интонация звательная | Учащиеся предлагают варианты расшифровки правило несколько раз проговаривает ся разными учениками | |||
6. Учитель комментирует их ответы и подводит к правилу: «Обращение - это слово и сочетания слов, называющие лицо, к которому обращаются» Обращение имеет звательную интонацию и |
выделяется знаками препинания на письме. | ||||
7. Учитель сообщает, что используются в разговорной речи (письменной и устной) и своим присутствием делают ее более непосредственной. Чтобы убедиться в этом ребятам предлагается убрать обращения из предложений и подчеркнуть основы. Вопросы блиц - опроса: 1. Что изменилось в предложении, после того как убрали обращение? 2. Потому как обращается человек к собеседнику, можно ли судить о собеседниках, и очеловеке? 3. Могут ли в обращениях проявляться чувства? | ||||
8. Предлагается обсуждение вопросов по теме урока. Устно проверяется как учащиеся поняли тему. Предлагается | Дети делают вывод, что, действительно, ушла непосредствен ность, |
для закрепления изученного выполнить упражнение 215, 217 Варианты предложений: - Дорогая бабушка, поздравляю тебя! - Что ты наделал, негодный мальчишка? - Ты не устала, солнышко мое? | предложения стали более сухими | |||
9. Заранее Подготовленный ученик, говорит о том, что обращения играют важную роль в текстах художественного стиля, особенно в поэтической речи. И предлагает поискать их в «Сказке о мертвой царевне» А.С.Пушкина | Учащиеся работают группами с текстом сказки. Вопросы на доске: 1. В найденных предложениях к кому обращается королечич? (к солнцу, к месяцу, к ветру) Вывод: обращение один из способа олицетворения | |||
Фиксируется внимание учащихся на предложении: Месяц, месяц, мой дружок, | Дети делают вывод, что здесь обращение занимает |
Позолоченный рожок Учитель: | целые две строчки Учащиеся | |||
1. Вспомните другие примеры обращений из сказок Пушкина 2. Как в обращениях проявляются характеры героев: царевны, царицы, Елисея? | ответив на вопросы выписывают по 2 предложения с обращениями из сказок | |||
10. Составление и разыгрывание кратких диалогов с обращениями составленных на заданную ситуацию | Запись 1-2 диалогов | |||
11. Учителем зачитывается лингвистическая справка В русском языке когда-то был особый звательный падеж. Он использовался при обращениях. Сейчас слова в этом падеже сохранились только в поэтической речи. Кстати, о сказках Пушкина. Вы не задумывались, что значат слова золотой рыбки: |
- | «Чего тебе надобно, старче?». Старче - это форма звательного падежа слова старик. Наверное, многие знают если не слова, то хотя бы начало молитвы «Отче наш». Отче - форма звательного падежа слова отец. В разговорной речи мы часто сокращаем . конечные гласные обращений: Саш, иди сюда! Посмотри, мам! . Тань, ты скоро? Это следы звательного падежа | |||
12. Подведение итогов | ||||
Рефлексия. Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей | 13. Какая цель нами преследовалась на уроке? Как вы считаете она достигнута? | Учащиеся оценивают свои знания | Рефлексия. - личностные УУД: представление о причинах успеха в учебе; - регулятивные УУД: оценивать совместно с учителем или |
деятельности | одноклассниками результат своих действий; познавательные УУД: обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку); проводить аналогии между изучаемым объектом и собственным опытом; - коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию; строить устные высказывания; | |||
Выставление оценок | 14. Учитель предлагает учащимся оценить самые яркие выступления учащихся, комментирует и объявляет всем оценки за урок. Задает д/з, объясняет способ выполнения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВЁРНУТОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5-м КЛАССЕ (учебник под ред. Е.А. Быстровой). ФГОС
Календарно-тематическое планирование включает названия разделов и тем, тип урока, виды деятельности, планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные)....
Урок русского языка по ФГОС 5 класс «Правописание приставок»
Цели: Создать условия для освоения способа действия при выборе согласных з-с на конце приставок, формировать навыки написания приставок, развивать личностные, регулятивные, общеучебные, коммуникативны...
Урок русского языка по ФГОС СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ 5 класс
Фамилия, имя, отчество: Спирочкина О.В.Место работы: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Енотаевка» Астраханской области...
Урок русского языка : «Восклицательные предложения» 5 класс (ФГОС)
Урок русского языка...
Технологическая карта урока русского языка по ФГОС в 5 классе по теме: «Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа».
В материале представлена технологическая карта урока с учетом требований ФГОС по теме: "Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа"....
НЕ с существительными. Урок русского языка по ФГОС 6 класс
Урок-рефлексия. Материал включает в себя технологическую карту урока, карточки самопроверки, рабочий лист урока, презентацию....
Роль причастий в текстах художественного стиля. Урок русского языка по ФГОС. 7 класс
Урок русского языка по ФГОС. 7 класс. "Роль причастий в текстах художественного стиля". Материал включает в себя технологическую карту урока, презентацию, рабочие листы....