Программа предпрофильного курса "Азбука журналистики"
рабочая программа по русскому языку (9 класс) по теме
Программа предпрофильного курса "Азбука журналистики"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
azbuka_zhurnalistiki.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа элективного курса «Азбука журналистики».
Пояснительная записка
«Почаще спрашивайте наше мнение, ибо устами младенца глаголет истина».
Слова 16-летней девушки из книги Жерара Венсана «Лицейский народ».
Сегодня в 21 веке слова 16-летней школьницы звучат особенно актуально, ведь средства массовой информации играют важную роль как в жизни молодого, так и старшего поколения, они определяют, они определяют, формируют не только видение мира и восприятие других людей, но также и отношение к обществу и к политическим системам. С моей точки зрения, медиаобразование должно позволить молодежи и сейчас и в будущем быть активными и ответственными гражданами, хорошо понимающими, как живет не только их страна, но и остальной мир, как взаимосвязаны между собой все люди.
Сегодня для ребенка важно не только получить знания, умения, навыки, но и раздвинуть границы своего общения со сверстниками не только в своем дворе, но и городе, регионе. Ребенок должен почувствовать себя причастным к событиям, происходящим на планете Земля и поверить в то, что на эти события можно повлиять позитивно, объединяясь не в националистические группировки, клубы фанатов - поклонников какого-нибудь кумира, болельщиков – громил различных спортивных клубов, не отказываясь от деятельности, уходя в виртуальную реальность, а объединяясь со сверстниками по своим личностным интересам, духовным запросам и профессиональным устремлениям.
Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. Ведь появились новые или получили новое развитие прежние средства информации: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, пейджинговые и мобильные телефонные сети, факсимильная связь. На первый план вместо индустриальных технологий выходят технологии информационные. Решающее значение в общественной и политической жизни, производстве и потреблении начинают играть информация, своевременное получение, обмен, качество и полнота информации. И новые информационные технологии должны стать не просто средством для получения удовольствия от компьютерных игр и «скачивания» тем для рефератов из интернета, а именно инструментом для познания мира и осознания себя в нем.
Для этого нужны современно мыслящие наставники и специально разработанные программы. Необходимо одновременно помогать юным в анализе и понимании средств массовой информации, но также содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, об их социальном, политическом окружении. Эти два аспекта теснейшим образом связаны и дополняют друг друга в данной программе.
В связи с этим сформулированы не только цели и задачи программы, но ее принципы, в которых заключается новый подход в реализации данной программы.
Принцип гармонии сердца и разума – чтобы духовная жизнь обучающихся органично дополнялась профессиональными навыками в общественной жизни в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей ребенка.
Принцип воспитания через встречу – подобное созидается подобным, поэтому нужно научить ребенка воспринимать мир целостным и действовать в нем как целостная личность. Этому может научить лишь тот, кто сам такими умениями обладает, поэтому одним из необходимых моментов воспитания является организация встреч:
- С педагогами, учеными, общественными деятелями, предпринимателями, в которых подлинный профессионализм сочетается с высокими нравственными качествами, с ярко выраженной жизненной позицией,
- Со сверстником, готовым поделиться своими достижениями, успехами и проблемами,
- С явлением, будоражащим душевные и интеллектуальные силы,
- Принцип включенности – активная социальная и досуговая деятельность обучающихся включается в деятельность всех структур МГДД(Ю)Т.
Предлагаемый курс обучения основам журналистики адресован учащимся в возрасте 13 – 17 лет и может преподаваться в учреждениях дополнительного образования, а так же слушателям факультетов в гуманитарных школах.
Программа предусматривает интенсивное обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной письменной речи ребенка на основе разработок автора и современных методик в области информационной и аналитической журналистики.
Новизна данной программы состоит в обеспечении образовательных условий для овладения учащимися основ журналистского мастерства возможности использования полученных навыков на практике с целью включения детей в систему средств массовой коммуникации общества.
Для большего овладения навыками будущей профессией программой предусмотрены такие формы занятий как:
Свободная творческая дискуссия
Ролевые игры
Выполнение творческих заданий
Активные методы формирования системы общения
Практическая работа (подготовка материалов для публикаций в процессе)
Предлагаемая программа решает задачу обучения устным и письменным формам общения, опирается на психологические резервы личности учащегося.
Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом уроке ребенок узнавал что-то новое, обогащая свой словарный запас, постигая лексическое многообразие и образность родного языка, приобрел навыки самостоятельной работы в различных жанрах публицистического стиля; научился писать заметки, статьи, рецензии, очерки, репортажи.
С этой целью предусматриваются индивидуальные занятия
Цель программы: - познакомить учащихся с журналистикой как профессией и областью литературного творчества, развить творческие способности подростков, способствовать формированию нравственных основ личности будущего журналиста.
Задачи программы:- развитие образного и логического мышления; развитие мастерства устного и письменного выступления, умения работать в различных жанрах публицистического стиля; овладение основными навыками журналистского мастерства.
Основными требованиями к учащимся при изучении основ журналистики является интерес к журналистике как профессии; желание овладеть навыками работы юного корреспондента; активная позиция во время занятий; выполнение творческих заданий, участие в ролевых играх, устных журналах, пресс-конференциях, творческих конкурсах.
Формы контроля прохождения программы учащимися весьма разнообразны:
- самостоятельные работы в различных жанрах журналистики:
- - семинары-практикумы по изученной теме;
- творческие конкурсы;
- публикации
Таким образом, настоящая программа имеет конечный результат:
- умение построить устное и письменное сообщение;
- умение работать в различных жанрах публицистического стиля.;
- - умение общаться с отдельным человеком и аудиторией;
- самостоятельная подготовка и публикация материалов в прессе.
Настоящая программа построена в соответствии с основной поставленной целью - овладение навыками журналистского мастерства. Для достижения цели и выполнения задач программой используются современные методики обучения основам журналистики. Занятия проводятся с учетом возрастных и психологических особенностей на основе дифференцированного подхода:
Основными формами, способствующими развитию выразительности, образности устной и письменной речи являются различные тренировочные упражнения, ситуативные тренинги, учитывающие особенности различных жанров журналистики, ролевые игры.
Программой предусматривается возможность выдачи сертификата об окончании курса.
Средства, необходимые для реализации данной программы:
- разработки по темам;
- карточки с подбором лексики по изучаемой теме;
- тематический материал периодической печати;
- справочники;
- словари;
- наглядный материал: - схемы,
-видеозаписи сюжетов на различные темы и проблемные ситуации.
Техническое оснащение:
- телевизор;
- видеомагнетофон;
- компьютер;
- множительно–копировальный аппарат;
- аудиомагнитофон;
- факс;
- диктофон.
Журналистика как профессия
функции журналистики:
- информационная,
- коммуникативная,
- выражение мнений определенных групп - формирование общественного мнения.
Журналист как представитель определенного слоя общества. Факт как объект интереса журналиста и основной материал в его работе;
Требования к журналисту:
- компетентность,
- объективность,
- соблюдение профессиональных этических норм,
- глубокие знания в области литературы, философии и T:Д ,
- богатый литературный язык:
Язык журналистики
Сущность слова. Слово и понятия. Многозначность слова.
Ошибки в употреблении многозначных слов.
Слова иноязычного происхождения, старославянизм, историзмы,
архаизмы, неологизмы
Профессиональная лексика, диалектизмы. современный
Слэнг.
Стилистические пласты лексики:
Использование фразеологизмов, крылатых слов, пословиц в журналистики.
Задания:
Подобрать лексику на тему: " Слова - пришельцы ", " Крылатые слова".;
Найти в газетных и журнальных публикациях примеры употребления старославянских слов, историзмов. архаизмов. диалектизмов, профессиональной лексики - доказать обоснованность или необоснованность их употребления.
Написать рассказ " об этом слове хочется рассказать “.
Стилистические фигуры речи
Тропы: эпитеты, сравнение, олицетворение, метонимия, гипербола, ирония.
Стилистические : анафора и эпифора, антитеза. градация. эллипсис, прием кольца, умолчание, риторическое обращение, риторический вопрос, многосоюзие и бессоюзие.
Задания:
Найти в газетных и журнальных публикациях примеры тропов и стилистических фигур, определить их роль в тексте:
Написать зарисовку, используя определенные стилистические фигуры:
Композиция материала
Основные типы построения текстов:
- повествование,
- описание,
- рассуждение:
Основные структурные связи в повествовании - прямая хронология, обратная хронология. Прямая хронология о отступлениями.
Основные структурные связи в описании. Движение по объекту описания. Движение объекта. Маршрут движения. Убывание или возрастание признака.
Основные структурные связи в рассуждении, Умозаключение в доказательстве или опровержении; Восхождение от конкретного к абстрактному:
Задания: Найти в газетных и журнальных публикациях примеры
повествования, описания, рассуждения. Написать маленький рассказ на тему: " Маленькое происшествие ", используя типы построения.
Жанры журналистики
Заметка - один из распространенных газетных и журнальных жанров. Разновидности материалов этого жанра - заметка чисто информационного характера,
- заметка - благодарность,
- заметка - просьба, обращение
Отличие заметки от корреспонденции.
Интервью – особенности жанра, его виды.
- интервью - монолог
- интервью - диалог,
- интервью - зарисовка,
- коллективное интервью,
- анкета;
Статья - роль статей в газетах и журналах.
Статьи проблемные, аналитические, обличительные - целеустремленность и доходчивость, логичность аргументации, точность словоупотребления: Яркость литературного изложения
Обзор печати - особый жанр, Обзор: - тематический,
- общий,
- информационный.
рецензирующий прессу:
Репортаж -наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста – очевидца или действующего лица:
Жанровое своеобразие - использование элементов всех информационных жанров - картинное описание какого-либо эпизода, характеристика персонажей, прямая речь.
Виды репортажа: - событийный,
- тематический,
- постановочный;
Очерк: - близость к малым формам художественной литературы - рассказу или короткой повести: Очерк как раскрытие жизни того или иного значимого персонажа.
Документальность воспроизведения материала
Очерки событийные и путевые.
Фельетон - острая, злободневная критика, особые приемы изложения,
Задания: Найти в газетах и журналах примеры публикаций того или иного жанра, объяснить по каким признакам вы определили принадлежность к тому или другому жанру, оценить уровень мастерства автора.
Написать:
- Заметку " Мой сверстник в 21 веке "": - Репортаж спортивного соревнования. - Хронику" События дня ";
- Путевые заметки " Наше путешествие”
- Взять интервью у преподавателя.
- Написать очерк о друге:
Особенности работы журналиста в печатных изданиях, на радио и телевидении.
Общность в функциях, целях, задачах, профессиональных требованиях, жанрах;
Особенность учета фактора времени на радио и телевидении, сиюминутность преподнесения информации: Сочетание записи и прямого эфира Главенство фактора изображения на телевидении, возможность воздействия на зрителя с помощью цвета, формы и звука:
Задания:
Прослушать и просмотреть радио и телепередачи, определить их жанровую принадлежность, методы и приемы, используемые авторами, оценить уровень их мастерства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа курса "Основы журналистики"
Настоящая программа предназначена для редакций детских, подростковых и юношеских газет и журналов и призвана посодействовать формированию функциональной грамотности и устойчивого интереса к профессии ...
Программа курса практической журналистики
Данный курс проводится в рамках реализации Программы Центра гражданского образования, созданного в нашем лицее в 2007-2008 уч.г. Первоначально программа Центра включала три блока: социальное проектиро...
Программа по курсу журналистики "Малая детская пресса"
Педагогическая целесообразность и актуальность данной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования личности, стремящейся к максимальной реализа...
Рабочая программа элективного курса "Журналистика в школе" в 9 классе
Программа элективного предпрофильного курса в 9 классе "Журналистика в школе".[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4501898","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"float: l...
Программа кружка "Основы журналистики"
Программа « Основы журналистики» способствует совершенствованию умения учащихся свободно владеть устной речью, красиво и грамотно формулировать связное высказывание в письменной речи....
Программа спецкурса "Основы журналистики" (10-11 класс)
Подготовка учащихся к профессии журналиста....
Классное дело, программа ПДД, программа «Разговоры о важном», программа «Предпрофильная подготовка для 8-9 классов»
Внеурочная деятельность курс "Классное дело"...
- Мне нравится (1)