программа курса "Основы журналистики"
методическая разработка по внеклассной работе по теме
Настоящая программа предназначена для редакций детских, подростковых и юношеских газет и журналов и призвана посодействовать формированию функциональной грамотности и устойчивого интереса к профессии журналиста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 90 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСНОВЫ ЖУРНАЛИСТИКИ
Пояснительная записка
Настоящая программа предназначена для редакций детских, подростковых и юношеских самодеятельных газет и журналов, желающих иметь профессиональный уровень своих изданий.
Цель программы - формирование культурной, творческой, социально-активной личности.
Задачи программы:
1. Способствовать творческому и социальному самовыражению подростков.
2. Воспитывать грамотных читателей, слушателей, зрителей.
3. Расширять кругозор учащихся.
4. Развивать культуру речи, письма, общения.
5. Формировать профессиональные журналистские качества и навыки.
Ожидаемый результат - подготовка грамотных потребителей средств массовой информации, умеющих в случае необходимости использовать СМИ в качестве корреспондентов. Возраст обучаемых - от 13 до 16 лет, с 7 по 11 класс.
Принципы обучения обусловлены возрастными особенностями учащихся и заключаются в следующем:
1. Сочетание теории, практики и производительного труда. Месяц «теории, игровых тренингов и практических упражнения» чередуется с месяцем производительного редакционного труда.
2. Принцип концентрических кругов с внутренним развитием от практики к теории и внешним развитием от личного опыта учащихся через получение ими журналистских организационных навыков и восприятие целостности и связности редакционно-издательского процесса - к его экономическому обоснованию, необходимости создавать грамотные и выразительные тексты, технологии создания таких текстов, к опыту известных журналистов и анализу современной прессы.
3. Принцип игрового обучения. Каждое теоретическое занятие дополняется тематическими развивающими играми, практикумами.
Структура программы и способы ее реализации.
Программа рассчитана на156 учебных часов. Занятия ведутся два раза в неделю по 4,5 часа.
Тематические занятия проводятся в форме лекций, по возможности с приглашением журналистов-практиков.
Практическая часть программы представляет собой развивающие и ролевые игры, тренинги, работу с газетами и газетными текстами и строится преподавателем индивидуально на основе тематического плана с помощью имеющейся литературы, накопленного опыта и в соответствии с материально-техническими возможностями. Также в практические часы предполагается организация экскурсий, необходимых по теме.
Производительдый труд означает непосредственную журналистскую работу учащихся в каком-либо издании, начиная с малотиражного (стенного) и кончая многотиражным изданием любого уровня. Поэтому немаловажным условием реализации программы является создание самостоятельного издания, предполагающего участие подростков.
.Формы контроля:
1.Устный опрос по каждой теме.
2.Контрольные практические задания.
3.Производительный труд по написанию материалов, выпуску газет и общередакционной работе (основная форма контроля).
Тематическое планирование
№ п.п. | Название темы | Кол-во часов | Теория | Практика |
Оформление стенгазеты | ||||
1. | Правила оформления текстового оригинала | 2 | 1 | 1 |
2. | Виды стенгазет. Основные элементы и правила оформления. Оформительский «портфель». | 2 | 1 | 1 |
3. | Виды стенгазет. Основные элементы и правила оформления | 2 | 1 | 1 |
4. | Заголовки в стенгазете, их разновидности | 2 | 1 | 1 |
5. | Разметка заголовка в стенгазете | 2 | 1 | 1 |
6. | Рисованные заголовочные шрифты. | 2 | 1 | 1 |
7. | Иллюстрация к материалу. | 2 | 1 | 1 |
8. | Карикатура. | 2 | 1 | 1 |
9. | Фото и текстовка. | 2 | 1 | 1 |
10. | Техника фотографии | 2 | 1 | 1 |
11. | Выделительные оформительские элементы. | 2 | 1 | 1 |
12. | Оформление плаката. | 2 | 1 | 1 |
13. | Макетирование стенгазет | 2 | 1 | 1 |
14. | Оформление многотиражных и стенных газет: сходство и различия. | 2 | 1 | 1 |
15. | Зачет по оформлению стенгазеты с использованием личных оформительских «портфелей». | 2 | 1 | 1 |
16. | Интервью как метод сбора информации. | 2 | 1 | 1 |
17. | Работа с диктофоном (магнитофоном). | 2 | 1 | 1 |
16. | Социально-политическая структура общества . | 4 | 1 | 3 |
17. | Ориентирование в городе. | 4 | 1 | 3 |
18. | Техника оформления печатного издания. | 4 | 1 | 3 |
19. | Тиражирование изданий. | 4 | 1 | 3 |
20. | Реклама издания. | 4 | 1 | 3 |
. | Газетный текст | |||
21. | Текст и его смысловая структура | 4 | 1 | 3 |
22. | Композиция газетного текста. | |||
23. | Технология авторской работы над газетным материалом. | 4 | 1 | 3 |
Газетные жанры | ||||
24. | Короткая заметка | 4 | 1 | 3 |
25. | Репортаж | 4 | 1 | 3 |
26. | Интервью. Повторение. | 4 | 1 | 3 |
27. | Корреспонденция. | 4 | 1 | 3 |
28. | Беседа. Дискуссия. | 4 | 1 | 3 |
29. | Очерк. | 4 | 1 | 3 |
30. | Фельетон. | 4 | 1 | 3 |
31. | Зачет по жанрам | 2 | 1 | 1 |
. | Информационные жанры в стенгазете | |||
32. | Объекты внимания юнкора. Юнкоровский дневник. | 2 | 1 | 1 |
33. 34 | Зарисовка о животном. Зарисовка о человеке. | 2 2 | 1 1 | 1 1 |
35 | Зарисовка об интересном явлении. | 2 | 1 | 1 |
36. | Репортаж об интересном событии. | 2 | 1 | 1 |
37. | Тревожная реплика. Корреспонденция. | 2 | 1 | 1 |
38. | Событийная короткая заметка. | 2 | 1 | 1 |
39. | Пресс-конференция. | 2 | 1 | 1 |
40. | Тематический опрос. | 2 | 1 | 1 |
41. | Зачет по информационным жанрам в стенгазете. | 4 | 2 | 2 |
42. | Основные тенденции современной журналистики. | 12 | 3 | 9 |
43. | Типология газет и журналов | 6 | 3 | 3 |
44. | Модель издания | 6 | 3 | 3 |
45. | Профессиональная этика журналиста | 4 | 2 | 2 |
46. | Современные издания и публицисты. | 14 | 7 | 7 |
47. | Зачет | 2 | 1 | 1 |
Всего часов | 156 | 61 | 95 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/31/picture-20635-1590919474.jpg)
программа кружка "Журналистика".
здесь вы найдете не только авторскую разработку программы, но ктп кружковой работы. данная программа направлена на развитие творческих способностей учащихся, на реализацию умений и навыков в обла...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/08/picture-67840-1360333984.jpg)
Рецензия на программу «Азы журналистики» (автор-составитель: Ничкова Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы, педагог дополнительного образования)
Программа «Азы журналистики» является подпрограммой к программе муниципальной экспериментальной площадки по теме «Профессиональное самоопределение учащихся как одно из условий успешной социализации ли...
![](/sites/default/files/pictures/2024/07/24/picture-145394-1721844034.jpg)
Образовательная программа "Основы журналистики"
Образовательная программа детского творческого объединения, занимающегося журналистикой...
![](/sites/default/files/pictures/2012/04/14/picture-77842.jpg)
конспект занятия "Редакция" по программе "Основы журналистики"
Цель занятия "Редакция" - познакомить воспитанников творческого объединения "Основы журналистики" с деятельностью редакции. На занятии так же предусмотренно использование презентации и самостоятельной...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/14/picture-550581-1418563693.jpg)
программа кружка журналистики "Юный журналист"
В условиях гуманизации общества на первый план закономерно выходит человек со всеми его стремлениями, желанием самореализоваться, ощутить себя полноценным гражданином своей страны. Особенно важно это ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/25/picture-562421-1648191016.jpg)
рабочая программа ДО "Журналистика"
рабочая программа содержит пояснительную записку, ктп, тематический план, расчитана на 2 группы...