Программа кружка "Основы журналистики"
рабочая программа по литературе на тему
Программа « Основы журналистики» способствует совершенствованию умения учащихся свободно владеть устной речью, красиво и грамотно формулировать связное высказывание в письменной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kruzhka.docx | 78.53 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ УСТЬИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА МОРШАНСКОГО РАЙОНА
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
кружка «Основы журналистики»
учитель
русского языка и литературы
Хохленкова В.М.
2015 г
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Газета - это история мира за сутки.
Это история мира, в котором мы живем, и события,
которые интересуют нас больше, чем относящиеся
к прошлому, существующему лишь в памяти.
А. Шопенгауэр
Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральным законом об образовании от 29.12.12. № 273;
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897);
- Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- Программой формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся.
- Занятия в школьном кружке «Основы журналистики» развивают такие важные личностные качества, как коммуникабельность, общую эрудицию, уровень культуры, выразительность речи, дисциплину и ответственность за порученное дело, позволяют максимально проявить учащимися свои возможности в избранной области деятельности и даже сказываются на профессиональном самоопределении.
Цель программы - раскрыть творческий потенциал учащихся в сфере журналистики. Реализация цели осуществляется через решение следующих задач:
- познакомить обучающихся с основными терминами журналистики;
- дать представление о сущности журналистской профессии;
- познакомить со способами сбора информации;
- обучить первичным навыкам работы с содержащейся в текстах (различной направленности) информации;
- формировать у обучающихся первичные навыки готовности слушать собеседника и вести диалог;
- учить работать в проектном режиме при создании выпусков газеты;
- учить давать самооценку результатам своего труда;
- обучить первоначальным навыкам работы в программе MacBook в процессе создания школьной газеты.
- Общая характеристика программы
Направленность программы - социально-педагогическая - направлена на развитие коммуникативных и интеллектуальных способностей обучающихся, развитие лидерских качеств, организацию социализирующего досуга детей. Эта деятельность способствует социальной адаптации, гражданскому становлению подрастающего поколения.
Актуальность программы.
Возрастающая доступность образовательных ресурсов в настоящее время стала характерной особенностью современного общества. Использование информационных технологий привело к увеличению объёма информации, к еѐ быстрому старению и постоянному обновлению. Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. Сегодня от учащихся требуются не только знания, но и активность, инициативность, способность принимать решения в трудной ситуации.
Деятельность обучающихся в рамках реализации данной программы направлена не только на совершенствование речевой деятельности и развитие творческих способностей ученика, но и главное - на создание продукта, имеющего значимость для других людей.
Создание школьной газеты позволяет установить более тесные микросоциальные связи внутри кружка. Участие ребят в школьном пресс-центре поддерживает их индивидуальное развитие, так как помогает организовать себя, выразить свои мысли, распространить их среди других людей, помогает лучше познать себя, открыть мир.
Школьная газета - современное средство воспитания патриотизма, формирования активной гражданской позиции, а также средство повышения интереса к учёбе и в целом ко всей школьной жизни. Открывает новые возможности для поддержки интереса школьника как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному.
Программа « Основы журналистики» способствует совершенствованию умения учащихся свободно владеть устной речью, красиво и грамотно формулировать связное высказывание в письменной речи.
Конечно, с центральными изданиями школьная печать конкурировать не может. Но это и не является ее задачей. Нашу школьную газету можно сейчас рассматривать и как средство установления дружеских межличностных отношений среди школьников разных классов, и как средство создания настоящего крепкого творческого коллектива, и как средство формирования общественного мнения, и как средство воспитания.
Новизна программы.
Для ребят активных, любознательных школьная газета станет своеобразным катализатором и генератором идей. А содержание школьной газеты – это школьная жизнь в самом широком смысле. Это круг интересов ребят, их забот, поисков, их общие радости и печали, сомнения и открытия, это своеобразная школьная летопись. Ребята смогут пополнить словарный запас и значительно расширить кругозор. У ребят появится дополнительная возможность для практического применения знаний литературного русского языка не только в устной , но и в письменной речи. Это, в свою очередь, может положительно сказаться на успеваемости по русскому языку и литературе.
Школьная газета становится важным органом школьного самоуправления, надежным помощником педагогического коллектива в воспитании учащихся, визитной карточкой школы. Перед учащимися открываются широкие возможности во внеурочной деятельности. Им предоставляется возможность попробовать себя в роли писателей, выразить свои чувства, переживания в письменной форме, а также продемонстрировать свое творчество ровесникам.
Занятия в кружке заинтересовывают и увлекают ребят своей необычностью, возможностью применять выдумку, фантазию, осуществлять поиск разных приемов и способов выражения своих мыслей, творчески общаться друг с другом. Ребята овладевают умением отбора словесного материала, учатся целесообразно его использовать в своих творческих работах, постигать технику выпуска газеты, секреты мастеров. А это в конечном итоге способствует художественно-творческому развитию детей.
Основные направления деятельности
Информационная.
Школьный кружок «Основы журналистики» посредством школьной газеты является самой оперативной и многогранной формой передачи информации о событиях и фактах из жизни школы.
Образовательная.
Школьная газета используется в процессе преподавания школьных предметов. Подготовка номеров газеты требует вовлечения детей в различные формы деятельности: учащиеся получают возможность попробовать свои силы в качестве корреспондента, наборщика, корректора. Обучаются дети современным технологиям, занятия проходят с использованием ИКТ. В результате работы с детьми по выпуску газет возрастает их мотивация к обучению.
Воспитательная.
Организация внеурочной деятельности учащихся на базе кружка «Основы журналистики» позволяет с пользой занять их свободное время, использовать школьную газету во время проведения урочных и внеурочных мероприятий.
Коммуникативная.
Подготовка газеты к выпуску – дело коллективное, в процессе работы над выпуском дети общаются с разными людьми. Коллегиальное решение всех вопросов, общение способствуют развитию коммуникативных качеств учащихся.
Принципы: уважение к читателям и авторам газеты, создание положительного образа учителя, ученика, школы, учитывать, что о каждом ученике читают его родители; писать только то, о чем знаешь; не замыкаться в стенах школы; проявлять заинтересованность и творчество; не оскорблять, не унижать печатным словом.
3.Описание места программы «Основы журналистики» в учебном плане школы
Основные формы и режим занятий:
- Дополнительная программа составлена из расчета 34 часов, 1 раз в неделю по 1 часу для обучающихся 5-11 классов, увлекающихся журналистикой.
- Преподавание программы курса проводится во второй половине дня.
- Реализация программы « Основы журналистики» предусматривает следующие формы работы с обучающимися: занятия теоретического плана и практические занятия. Практическая работа предполагают выход в другие кружки, встречи с ребятами, педагогами, анализ литературных источников, практическую работу по сбору и обработке информации, работу по верстке выпуска газеты.
Методы подачи нового материала: ∙ Словесные∙ Наглядные∙ Практические∙ Игровые
Приѐмы организации работы: ∙ Решение проблемных ситуаций ∙ Ролевые игры ∙ Объяснение ∙ Тренинговые упражнения по развитию устной и письменной речи ∙ Разбор речевых ошибок ∙ Презентация ∙ Опрос ∙ Распределение обязанностей ∙ Анализ, обобщение и систематизация материалов при подготовке выпуска школьной газеты ∙ Практическая работа с ПК, фотоаппаратом и диктофоном ∙ Издание и распространение выпусков школьной газеты.
Планируемые результаты изучения программы
Ценностные ориентиры курса.
Ценностные ориентиры программы кружка « Основы журналистики» базируются на требованиях ФГОС основного общего образования и заключаются в формировании личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.
Формирование личностных универсальных учебных действий в рамках программы « Основы журналистики» включает в себя:
- Формирование активной жизненной позиции.
- Формирование умения оценивать ситуации из школьной жизни с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей.
- Формирование умения выбирать смысловые установки для своих действий и поступков.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий в рамках программы « Основы журналистики» включает в себя:
- Формирование умения самостоятельно организовывать свое рабочее место (подбирать инструментарий) в соответствии с целью выполнения задания.
- Формирование умение осуществлять планирование своей деятельности и корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.
- Формирование саморегуляции у обучающихся (способности к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий).
- Формирование умение давать самооценку результату своего труда.
Формирование познавательных универсальных учебных действий в рамках программы «Основы журналистики» включает в себя:
- Формирование представления о журналистике как профессии, играющей специфическую роль в жизни общества.
- Упражнение в поиске и выделении необходимой информации для поддержания читательского интереса к школьной прессе.
- Упражнение обучающихся в осознанном и произвольном построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
- Формирование умения осуществлять сбор информации для газетного издания, используя различные методы (анкетирование, опрос, интервью).
- Формирование умения выстраивать логическую цепочку при изложении материала на страницах газеты.
- Формирование практических навыков при выпуске школьного печатного издания (обучение кружковцев приёмам компьютерной верстки газеты).
- Развитие творческих способностей обучающихся.
- Развитие интереса к изучению русского языка, литературы, компьютерных технологий.
- Формировать умения обучающихся презентовать свои достижения.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в рамках программы « Основы журналистики» включает в себя:
- Создание атмосферы сотрудничества кружковцев при решении общих задач.
- Формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Совершенствование умений владения монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
- Формирование уважения к собеседнику.
Формирование у учащихся толерантного сознания. В результате изучения курса « Основы журналистики» (при условии регулярного посещения занятий) должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты освоения курса предполагают:
- приобретение первичного опыта по формированию активной жизненной позиции в процессе подготовки выпусков газеты «Современник»;
- получение возможности проявлять инициативу в принятии решений;
- понимание причин успеха/неуспеха практической журналистской деятельности;
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с литературой, русским языком, информатикой и отражают:
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием её реализации;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении задач на занятиях;
- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств коммуникации.
Предметные результаты изучения курса « Основы журналистики» отражают опыт учащихся в журналистской деятельности и в результате прохождения программы кружка « Основы журналистики» школьники:
- познакомятся с основными терминами журналистики;
- приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту научно-познавательных текстов, инструкций;
- получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации;
- приобретут умение работать в проектном режиме при создании выпусков газеты;
- приобретут опыт уважительного отношения как к своему творчеству, так и к творчеству других людей;
- научатся давать самооценку результатам своего труда;
- приобретут первый опыт проведения презентаций своих достижений;
- приобретут первоначальные навыки работы с ПК в процессе создания школьной газеты;
- научатся работать над выполнением заданий редакции как индивидуально, так и согласованно в составе группы юнкоров, научатся распределять работу между участниками проекта;
- научатся совместно договариваться о правилах общения и поведения на занятиях кружка и следовать им;
- поймут сущность журналистской профессии как социальной, информационной, творческой, ее базовых характеристик, социальных ролей журналиста, так и качеств личности, необходимых для ответственного выполнения профессиональных функций;
- приобретут первичные навыки готовности слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Ожидаемый результат:
Главным критерием достижения результата на протяжении всего периода обучения является подготовленный для публикации в школьной газете материал. Так как не все обучающиеся способны освоить материал программы в одинаковой степени, предполагается индивидуальный подход к практическим заданиям и оценке их исполнения (при этом учитываются интересы и склонности кружковцев). Дифференциация и индивидуализация обучения обеспечиваются деятельностью каждого кружковца, на базе которой формируются различные универсальные учебные действия с учетом структуры личности каждого ученика
Практическим выходом реализации программы является издание школьной газеты «Современник» (1 раз в месяц).
Программа кружка «Юный журналист» реализуется при наличии:
- Дидактического материала и атрибутов.
- Материально-технического обеспечения:
- компьютерной сети для монтажа школьной газеты;
- наличие соответствующего программного обеспечения на компьютерах (программы MacBook);
- принтера, сканера, цифрового фотоаппарата, диктофона.
5. Содержание программы
Введение в программу. Знакомство с программой « Основы журналистики». ( 1час) Теория: Ознакомление с направлениями деятельности кружка «Основы журналистики», цель и задачи. Правила работы и поведения в коллективе. Правила по технике безопасности. Решение организационных вопросов, выбор актива кружка. Практика: Анкетирование: Почему вы выбрали этот кружок? Чему бы вы хотели научиться? |
УУД: учащийся получит возможность научиться: самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения. Учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве. Вступать в общение, соблюдая правила общения, выражать свою точку зрения, слушать другого.
|
Теория: Выпуск первой газеты в России. Разнообразие способов печати в процессе развития книгопечатания. Разновидности газет. Начало книгопечатания на Руси. Практика: Тренинг «Творческий потенциал юного журналиста». Упражнения на развитие умения: понимать чувства и эмоции других людей, развитие навыков эффективного слушания.
УУД: выполнять работу по инструкции; проявлять учебно-познавательный интерес, догадку, стремление к познавательной самостоятельности; прогнозировать необходимые действия для получения практического результата, планировать работу; творчески использовать полученные знания и умения в практической работе; производить оценку выполненной работы.
- Газета в моих руках. Современные газеты ( 1 час)
Самостоятельный сбор информации на заданную тему. Самостоятельная работа «Основные понятия журналистики». Практическая работа: рассматривание разных видов газет, их оформление, назначение, ориентированность на определенный круг читателей, тираж.
Практическая работа: рассматривание разных видов газет, их оформление, назначение,ориентированность на определенный круг читателей, тираж, рубрики, привлекательность. Составление плана для рассказа о печатном издании. Презентация «Газета в моей семье». Практическая работа: презентация выбранной газеты (публичное выступление, построенное по составленному на предыдущем занятии плану). |
Работа редакции. УУД: анализировать образцы, обсуждать их и сравнивать; читать, слушать объяснения, рассматривать; отбирать материал для работы; осваивать новые приёмы работы, принимать учебную задачу; понимать смысл предлагаемой информации, действовать в соответствии с ним.
Теория: формирование представлений о профессии журналиста. Ознакомительная презентация функциональных обязанностей членов редакции газеты. Практическая работа: выбор приоритетных направлений работы для каждого кружковца в редакции школьной газеты. Юнкор школьной газеты. Теория: компетентность, объективность, соблюдение профессиональных этических норм, владение литературным языком, знания в области русского языка и литературы. Практическая работа: ролевая игра «Журналист берет интервью» (положительные и отрицательные стороны личности журналиста с анализом ситуации). Презентация газеты. Практическая работа – подготовка кружковцев к ответственной миссии – презентация школьной газеты для всех учащихся школьного звена с целью привлечения к чтению школьной газеты большого круга читателей и проведение презентации газеты (выступление агитбригады кружковцев). Посвящение в юные журналисты. Практическая работа: подготовка клятвы юного корреспондента, организация мероприятия, проведение мероприятия перед школьниками всех классов. Вручение юнкорам рабочих инструментов: рабочего блокнота журналиста и профессиональной ручки. УУД: учащийся получит возможность познакомиться с особенностями профессии журналиста, его правами, обязанности, получит представление о журналистской этике. Познакомится с видами информации, методами сбора (наблюдение, работа с документами интервью, беседа, анкетирование), научится выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, анализировать источники информации, находить источники интересной информации, работать с документами, набирать текст на компьютере, составлять публикации.
|
Теория: функции журналистики - информационная, коммуникативная, выражение мнений определенных групп, формирование общественного мнения. Факт как объект интереса журналиста и основа для его работы. Практическая работа: на примере выпусков центральных печатных изданий провести анализ некоторых статей для определения направленности каждой из них, учить определять какую функцию выполнял журналист при работе над статьёй, заметкой. УУД: формирование умения оценивать ситуации из школьной жизни с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей; создание атмосферы сотрудничества кружковцев при решении общих задач; формирование умения выстраивать логическую цепочку при изложении материала на страницах газеты, формирование умения осуществлять планирование своей деятельности и корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.
|
Теория: Основные методы - это наблюдение (два вида наблюдения: открытое и скрытое), работа с документами, интервьирование, опрос, анкетирование. Практическая работа: составление анкет, подготовка и проведение опросов по разным темам, подготовка к интервью. Деловые игры с выбором наиболее доступных и подходящих к обстановке способов сбора информации (применительно к выбранной теме). Переписка. Обработка корреспонденции. |
Заметка. Теория: Заметка как один из газетных жанров, передающих информацию. Виды заметок: заметка – информация, заметка-благодарность, заметка-критика, заметка на обсуждение. Практическая работа: разбор видов заметок - работа с газетной продукцией в кружке. Работа со справочным материалом буклета «Заметка. Как еѐ написать?» Оформление заметки на выбранную тему. УУД: учащийся получит возможность познакомиться с основными жанрами публицистики (очерк, литературно-критическая статья, заметка, репортаж, статья, фельетон, интервью, эссе), вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи.
Интервью. Теория : особенности жанра, его виды: интервью – монолог, интервью –диалог, интервью- зарисовка, коллективное интервью, анкета. Практическая работа: обучение кружковцев проведению интервью-диалога (условия, от которых зависит успех интервью, приемы установления доверительных отношений с интервьюируемым, постановка вопросов и их предъявление). Цитирование. Способы передачи чужого высказывания в письменной речи. Работа со справочным материалом буклета «Золотые правила для проведения интервью». Подготовка для публикации интервью на выбранную тему. Репортаж. Теория: отличие репортажа от других информационных жанров. Характерные особенности жанр - оперативность, динамичность, наглядность происходящего, активно действующее авторское «я», которое помогает создавать так называемый «эффект присутствия», позволяет читателю как бы находиться рядом с репортером и вместе с ним видеть, ощущать событие. Практическая работа: упражнение кружковцев в написании репортажа на определенную тему, разбор речевых и орфографических ошибок в процессе организации проверки готовых статей, дидактические игры для расширения словарного запаса юного журналиста. Работа со справочным материалом буклета «Я пишу репортаж». Отчёт. Теория: отчёт — это развернутое информационное сообщение о событии сферы окружающей действительности. Главное требование к автору отчета — точность передачи сути высказываний говорящих. Виды отчета. Практическая работа: учить кружковцев составлять прямой информационный отчет о каком-то общешкольном мероприятии (например, интеллектуальной олимпиаде). Самостоятельная работа с документами. УУД: учащийся получит возможность научиться основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей; осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра; самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента; составлять анкеты для интервью; создавать собственный текст в различных жанрах художественной литературы и публицистики, корректировать чужой и собственный текст.
|
Теория: знакомство с термином «газетный язык». Требования к языку СМИ. Газетные штампы. Выразительные средства газетного языка. Практическая работа: Формы речи: устная и письменная (особенности). Речевые ошибки в тексте. Упражнения по формированию выразительной письменной речи. Функционально-смысловые типы текстов: определение основных отличительных особенностей УУД: воспринимать, анализировать и оценивать информацию; аргументированно излагать свою точку зрения, выслушивать мнение своих товарищей; анализировать и оценивать полученные результаты; проявлять внимательное и уважительное отношение к русскому языку; упражнение обучающихся в осознанном и произвольном построении речевого высказывания в устной и письменной форме; развитие интереса к изучению русского языка, литературы, компьютерных технологий.
|
Теория: Ознакомление с понятиями «страница», «колонка», «рубрика», «заголовок», «тираж», «шрифт», «иллюстрации», «макетирование». Практическая работа: создание макета номера газеты (на бумажном носителе). Теория: Понятие и основные функции заголовка. Практическая работа: придумывание заголовков к заметкам, статьям с ориентировкой на содержание (творческая работа кружковцев). Теория: знакомство с видами шрифта различных изданий периодической печати, изучение особенностей некоторых видов шрифта, соответствие его содержанию информации в газете. Практическая работа: Упражнение в написании современным шрифтом. Выбор шрифта для определенного по содержанию текста и оформление заголовков, плакатов. УУД: развитие творческих способностей обучающихся, формирование умения осуществлять планирование своей деятельности и корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.
|
Иллюстрация в газете. Теория: Роль и функция фотоиллюстраций в школьной газете. Фотокорреспондент. Что такое «композиция», «портрет», «пейзаж». Дизайн газеты. Понятие «компьютерная обработка фотографий и рисунков».
Практическая работа: Формирование и закрепление умений и навыков работы с газетной иллюстрацией. Фотографирование объектов, просмотр работ, выбор более удачных. Обработка фотографий и рисунков в программе Open Office. Размещение печатных статей и фотоматериалов на страницах макета газеты. Подпись под фотографией (рисунком). Цветовое оформление проекта. Просмотр проектов, их обсуждение. Оформление: название газеты и обработка фотографий с помощью программы. Самостоятельный подбор иллюстраций на выбранную тему для оформления газеты.
УУД: воспринимать, анализировать и оценивать информацию, прогнозировать действия, необходимые для выполнения практической работы, планировать умственные и практические действия.
- Специальные технические устройства на вооружении корреспондента газеты
(2 часа)
Теория: устройство фотоаппарата, видеокамеры и диктофона. Основные технические термины. Правила работы с аппаратурой.
Практическая работа: Обучение основным приемам работы с фотоаппаратом, видеокамерой и диктофоном (работа в подгруппах).
УУД: прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей. В процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия
- Подготовка статей для школьной газеты (2 часа)
Практическая работа: Определение рубрик, выбор темы для освещения в газете, написание статьи, обсуждение и проверка на наличие речевых ошибок. Подбор иллюстративного материала.
УУД: формирование умения оценивать ситуации из школьной жизни с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, формирование умения выбирать смысловые установки для своих действий и поступков.
- Компьютерное редактирование. Вёрстка газеты (1 час)
Теория: «компьютерная вёрстка газеты». Практическая работа: Печатание материала, подбор шрифта, оформление заголовков, выведение материалов на принтер.
УУД: формирование умения осуществлять сбор информации для газетного издания, используя различные методы (анкетирование, опрос, интервью), формирование умения выстраивать логическую цепочку при изложении материала на страницах газеты. Формирование практических навыков при выпуске школьного печатного издания (обучение кружковцев приёмам компьютерной верстки газеты).
- Подведение итогов работы кружка (1 час)
Теория: Подведение итогов занятий за год. Практика: Анкетирование «Мои успехи в журналистике». Обработка анкет. Участие в презентации «Портфель творческих успехов». Награждение самых активных кружковцев
УУД: осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра.
6. Календарно – тематическое планирование
занятий кружка «Основы журналистики»
7. Тематическое планирование
кружка «Основы журналистики»
№ | Наименование тем | Виды учебной деятельности | Количество часов |
1. | Введение в программу. Знакомство с работой кружка «Основы журналистики» | Решение организационных вопросов | 1 |
2. | История журналистики в России | Поиск информации. Индивидуальная и групповая работа | 1 |
3. | Газета в моих руках. Современные газеты. | Самостоятельная работа. Практикум. | 1 |
4. | Журналистика как профессия | Просмотр презентаций. Подготовка выступлений. | 3 |
5. | Функции журналистики | Практикум. Просмотр презентаций. Коллективная работа с документами. | 2 |
6. | Способы сбора информации | Практикум. Деловые игры. | 4 |
7. | Мастерская информационных газетных жанров | Эвристическая беседа. Практикум. Коллективная работа. | 5 |
8. | Культура речи | Индивидуальная и групповая работа. | 3 |
9. | Структура газеты. Макет. Заголовок. Шрифт. | Творческая работа. Практикум. | 3 |
10. | Работа в программе Open Office. Отработка практических навыков работы за компьютером ( текстовый редактор Open Office | Самостоятельная и коллективная работа. | 4 |
11. | Специальные технические устройства на вооружении корреспондента газеты | Работа со специальной аппаратурой. | 2 |
12 | Подготовка статей для школьной газеты | Поиск информации. Индивидуальная и групповая работа. | 2 |
13. | Компьтерное редактирование. Вёрстка газеты. | Групповая работа. | 2 |
14. | Подведение итогов работы кружка. | Просмотр презентаций | 1 |
Итого | 34 |
8. Описание учебно – методического и материально – технического обеспечения
Материально-техническое обеспечение
Компьютерный класс. Компьютер (8 шт.) , принтер, сканер, фото- видеокамера, диктофон (библиотека). Компьютерные программы: Microsoft Word, Microsoft Office Excel, Microsoft PowerPoint, Microsoft Office Publisher, Fine Reader, Adabe Photoshop.
Учебно-методическое обеспечение.
Основная литература для учителя:
Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2001
Корконосенко С.Г.. Основы творческой деятельности журналиста. СПб., 2000.
Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учебное пособие. М., 2000.
Дополнительная литература:
Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. М., 1989. Елена Вовк. ―Школьная стенгазета и издательские технологии в школе / Вкладка в ―БШ‖ No13, 15, 16. 2004 год Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1995. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.,1981. Закон Российской Федерации ―О средствах массовой информации‖.
Ресурсы Интернета:
Разработки учителей, опубликованные в Фестивале педагогических идей - Открытый урок‖ на сайте www: http://www.1september.ru
Литература для учащихся:
Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин.- М., 2001 Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1988.
Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Занимательная стилистика. – М., 1988.
Актуальность темы и содержания программы данного курса обусловлена тем, что в настоящее время нарастает интерес в обществе к информационно-коммуникативным технологиям. Подростков необходимо научить ориентироваться в сложном мире информационных потоков. Кроме того, занятие журналистикой решает одну из главных задач воспитания — формирование социально активной личности.
Программа не ставит целью вырастить непременно журналистов или писателей, но вся работа по обучению основам журналистики способствует развитию организаторских способностей детей, помогает взрослению обучающихся, их воспитанию, развивает нестандартное мышление, способность к творческому восприятию и отражению мира, формирует независимую жизненную позицию.
Цель программы: знакомство учащихся с журналистикой как профессией и областью литературного творчества.
Задачи программы: формирование умения работать в различных жанрах публицистического стиля, развитие образного и логического мышления, развитие литературно-творческих способностей подростков, формирование нравственных основ личности, активной гражданской позиции подростков.
Программа разработана на основе учебного пособия авторов Равенского Ю.И., Богдановой Г.А. и др. "Развивайте дар слова" ( М.: Просвещение, 1990 г.), а также учебного пособия автора Корконосенко С.Г. "Основы журналистики." (М., 2004) и рассчитана на 34 часа в год (1 ч. в неделю в течение года).
Предлагаемый курс обучения основам журналистики адресован обучающимся в таком возрасте, когда у подростков формируется потребность в саморазвитии и самореализации. Благодаря занятиям элективного курса «Основы журналистики», подростки учатся работать коллективно, решать вопросы с учётом интересов окружающих людей, учатся контактировать с разными людьми, помогать друг другу, учатся оценивать события с нравственных позиций, становятся более эрудированными и коммуникабельными людьми; повышается общий уровень культуры учащихся.
Этапы реализации программы логически взаимосвязаны: знакомство со спецификой журналистской профессии, работа над культурой речи как
профессиональной составляющей, изучение жанров печати, освоение элементарных навыков издательского дела, подведение результатов работы.
Исходя из этого, ключевыми понятиями курса являются такие понятия, как
журналистский текст, его жанры, структура, информация, дизайн, макетирование газеты, графические средства работы над номером издания и др.
Данная программа опирается на такие филологические дисциплины, как стилистика русского языка, культура речи, литературное редактирование, включает вопросы повторения программы по развитию связной речи и знакомит учащихся с различными газетными жанрами, их характеристиками и назначениями, содержит сведения, относящиеся к построению связного текста различных жанров.
Настоящая программа построена в соответствии с основной поставленной целью – овладением навыками журналистского мастерства. Для достижения цели и выполнения задач программой используются современные технологии обучения (информационно-коммуникативные, личностно-ориентированные). Программа базируется на традиционных идеях, выработанных теоретиками и практиками журналистики: личностный подход к каждому ученику, учет динамичности познавательных потребностей ученика, самореализация возможностей каждого, и, безусловно, взгляд на педагогическое сотрудничество как на содеятельность на началах гуманизма.
Методы учебной работы в ходе освоения курса обусловлены выбором для изучения тем, типов практических и творческих заданий. Акцент в содержании курса сделан именно на практической работе, связанной с решением реальных задач: работа с информацией, созданием и редактированием текста, выпуском школьной газеты, в связи с чем более продуктивна индивидуальная и групповая работа учащихся.
Формы занятий разнообразны:
- деловые игры и ситуативные тренинги, учитывающие особенности различных жанров журналистики;
- лекции,
- беседы;
- чтение и обсуждение статей из газет;
- практические работы (написание отзывов и статей, совершенствование рукописи, взаиморецензирование и т.д.);
- проектная деятельность, презентация.
Формы подведения итогов:
- творческие работы учащихся;
- анкетирование на тему «Мои творческие успехи»;
- участие в презентации «Моя газета».
Показателями результативности учащихся являются активная позиция во время занятий, выполнение практических заданий, участие в ролевых играх, творческих конкурсах.
Содержание образовательной программы
Журналистика как профессия (2ч)
Журналистика как профессия. Формирование представлений о профессии журналиста. Из истории зарождения науки о журналистике.
Принципы журналистики (правдивость и объективность, народность, гуманизм и др.), их взаимодействие. Функции журналистики: информационная, коммуникативная, выражение мнений определенных групп, формирование общественного мнения. Беседа об особенностях и трудностях труда журналиста. Факт как объект интереса журналиста и основной материал в его работе. Нравственные позиции журналиста. Соблюдение этики поведения.
Требования к журналисту:
компетентность;
объективность;
соблюдение профессиональных этических норм;
глубокое знание в области литературы, философии и др.
владение литературным языком.
Обучающиеся должны знать:
общие сведения о журналистике (принципы, функции), особенности профессии, нормы поведения и культуры общения, профессиональную этику журналиста.
Основы редактирования ( 4 ч)
Культура речи как необходимая составляющая профессии журналиста. Слагаемые письменной речи. Редактирование как один из видов (приемов) работы над текстом, его совершенствование.
Литературное редактирование как литературная обработка языка и стиля текста; литературная правка. Органическая связь литературного редактирования с практической стилистикой и лингвистикой текста.
Приемы и техника правки написанного. Корректурные знаки. Логические ошибки и способы их устранения. Речевые ошибки. Фактические ошибки. Грамматические и стилистические.
Практикум: Взаимное редактирование рукописей. Выполнение упражнений по культуре речи.
Обучающиеся должны знать: типы ошибок: речевые, грамматические,
логические, фактические.
уметь:
- владеть различными нормами литературного языка (лексическими, грамматическими, стилистическими);
- находить и исправлять речевые и грамматические ошибки.
Журналистский текст
Информация. Основные методы сбора информации. Наблюдение. Изучение документов. Эксперимент. Интервью. Пресс-конференции. Личный архив. Техника работы. Проверка сведений.
Литературные заготовки. Записная книжка журналиста как форма литературных заготовок. Их значение. Сопоставительный анализ текстов записных книжек писателей и журналистов.
Практикум. Статьи для анализа. Собирание материала о последних школьных новостях.
Структура журналистского текста. Заголовок – необходимая составляющая структуры журналистского текста.
Преамбула (лид) – вводная часть текста. Виды лидов.
Основная часть и подпись.
Роль первого предложения (зачина) в тексте. Виды зачинов. Синтаксическое строение зачинов.
Заключительная часть (концовка) текста. Способы лексического и грамматического оформления концовки (средства завершенности).
Практикум. Статьи для анализа. Подбор заголовков к предложенному материалу. Композиционные ошибки (несоответствие текста плану, нарушение последовательности, неудачное начало или концовка текста, отсутствие вывода в тексте-рассуждении). Совершенствование написанного.
Обучающиеся должны знать: методы сбора информации, структуру
журналистского текста.
уметь:
- собирать материал для статьи;
- находить и исправлять композиционные ошибки.
Жанры журналистики (14 ч)
Заметка – один из распространенных газетных и журнальных жанров. Разновидности материалов этого жанра – заметка информационного характера, заметка – благодарность, заметка – просьба, обращение.
Новости в журналистике.
Начало текста. Структура новостного сообщения в прессе.
Заголовки. Объявления. Тематика новостей. Несколько советов.
Статьи для анализа.
Практикум: «Пишем новость/ заметку». Редактирование работ.
Интервью, особенности жанра, его виды: интервью – монолог; интервью – диалог; интервью – зарисовка; коллективное интервью; анкета.
Подготовка. Техника интервью. Поведение во время беседы. Личная культура. Диалог. Направленность вопросов.
Практикум. Собирание материала. Формулировка вопросов для интервью у педагогов. Изложение материала в форме интервью. Ролевая игра «Интервью
с известным человеком».
Статья, роль статьи в газетах и журналах. Газетный жанр, предназначенный для анализа актуальных, общественно значимых процессов. Статьи проблемные, аналитические, обличительные. Как определить актуальность темы. Заглавие в тексте. Организация публицистического материала. Отличительные черты: целеустремленность и доходчивость, логичность аргументации, точность словоупотребления; яркость литературного изложения.
Практикум: Анализ материалов периодической печати (нравственные, патриотические, эстетические проблемы журналистики). Самостоятельная подготовка к обсуждению материалов, отражающих проблемы молодёжи. Обзор газет. Чему надо уделять внимание.Подготовка статьи на актуальную тему.
Репортаж - наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста – очевидца или действующего лица. Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный.
Жанровое своеобразие – использование элементов всех информационных жанров: картинное описание какого-либо эпизода, характеристика персонажей. На что обращать внимание. Как себя вести, как разговаривать
с людьми. Цитаты. Слово героя. Объективность позиции.
Практикум. Экскурсия на школьное мероприятие.
Подготовка репортажей по поводу увиденного.
Очерк. Особенности портретного очерка как одного из видов публицистических (газетных) жанров. Значение очерка для развития наблюдательности, умения анализировать поведение людей, критически оценивать их. Очерки портретные, событийные и путевые. Описание природы, обстановки и внешности человека и т.д. Особенности публицистического стиля. Документальность воспроизведения материала.
Практикум. Встреча с интересным человеком. Собирание информации и подготовка очерков на тему: «Люди, которым хочется подражать». Очерк о друге, о летних экскурсиях. Редактирование работ.
Фельетон – острая, злободневная критика, особые приемы изложения.
Юмор и сатира.
Практикум. Анализ фельетонов из периодической печати, выявление признаков принадлежности к данному жанру.
Обучающиеся должны знать: особенности различных жанров журналистики;
уметь:
- писать на тему и раскрывать основную мысль,
- собирать и систематизировать газетный материал,
- строить текст в определенной композиционной форме,
- править написанное;
- создавать собственные тексты различных жанров публицистического стиля.
Работа над номером школьного издания (8 ч)
Макет газеты. Проект «Моя газета». Работа на ПК. Подготовка презентации. Работа творческими группами. Выбор темы. Формирование стиля издания. Концепция издания. Определение рубрик. Дизайн газеты, ее объем и формат. Композиционно- графическая модель. Макет газеты - фундамент издания. Оформление заглавной части, логотип. Заголовочный комплекс. Размещение фотографий и иллюстраций.
Подготовка текстов. Работа над материалами для номера. Выбор шрифта для определенного по содержанию текста. Параметры страницы. Деление полос на колонки. Работа с текстом: врезы, шрифты, смысловые блоки. Стиль форматирования.. Колонтитулы.
Практикум: Систематизация материала по рубрикам для школьного издания. Совершенствование написанного: приемы правки рукописей. Оформление рукописей. Форматирование текста и символов.
Работа с графической информацией.
Основы работы с графической информацией. Иллюстрированное оформление газеты. Просмотр газет, анализ подобранных иллюстраций. Анализ газет с точки зрения визуальной журналистики. Роль фотографии в газете. Фотографирование объектов, просмотр работ, их обсуждение, выбор наилучших.
Практикум. Самостоятельный подбор на выбранную тему иллюстраций и фотографий для оформления газеты, вставка в текст. Выведение материала на принтер.
Итоговые занятия (2 ч)
Презентация творческих работ
Итоговое анкетирование
Учебно-тематический план
Название темы | Кол-во часов |
Журналистика как профессия | 2 |
Основы редактирования | 4 |
Журналистский текст | 4 |
Информация | 2 |
Структура журналистского текста | 2 |
Жанры журналистики | 14 |
Заметка | 2 |
Интервью | 2 |
Статья | 2 |
Репортаж | 2 |
Портретный очерк | 2 |
Путевой очерк | 2 |
Фельетон | 2 |
Работа над номером школьного издания | 8 |
Макет газеты | 2 |
Подготовка текстов | 3 |
Работа с графической информацией. | 3 |
Презентация творческих работ | 1 |
Итоговое анкетирование
| 1 |
Итого: 34 ч.
В неделю: 1ч.
Требования к уровню подготовки
В результате изучения данной программы обучающиеся должны
знать:
- специфику и структуру жанров журналистики;
- законы логики в тексте;
- основные правила газетного оформления;
- нормы поведения и культуры общения;
- профессиональную этику журналиста;
уметь:
- умение работать в различных жанрах публицистического стиля;
- умение общаться с отдельным человеком и аудиторией;
-самостоятельно подготовить материал к публикации;
- применять на практике навыки оформительского дела.
Литература и средства обучения
Головин Б.Н. Основы культуры речи – М., 1988 г.
Равенский Ю.И., Богданова Г.А. Развивайте дар слова. – М., 1990 г.
Корконосенко С.Г. Основы журналистики. М., 2004.
Олешко В.Ф. Журналистика как творчество. М., 2004.
Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка. М., 1998.
Периодические печатные издания
Словари различных типов
Интернет-ресурсы
Компьютер, фотоаппарат, диктофон.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа кружка "Журналистика".
здесь вы найдете не только авторскую разработку программы, но ктп кружковой работы. данная программа направлена на развитие творческих способностей учащихся, на реализацию умений и навыков в обла...
Рецензия на программу «Азы журналистики» (автор-составитель: Ничкова Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы, педагог дополнительного образования)
Программа «Азы журналистики» является подпрограммой к программе муниципальной экспериментальной площадки по теме «Профессиональное самоопределение учащихся как одно из условий успешной социализации ли...
Образовательная программа "Основы журналистики"
Образовательная программа детского творческого объединения, занимающегося журналистикой...
конспект занятия "Редакция" по программе "Основы журналистики"
Цель занятия "Редакция" - познакомить воспитанников творческого объединения "Основы журналистики" с деятельностью редакции. На занятии так же предусмотренно использование презентации и самостоятельной...
программа кружка "Журналистика"
программа кружка "Журналистика" на 2 года обучения...
программа кружка журналистики "Юный журналист"
В условиях гуманизации общества на первый план закономерно выходит человек со всеми его стремлениями, желанием самореализоваться, ощутить себя полноценным гражданином своей страны. Особенно важно это ...
рабочая программа ДО "Журналистика"
рабочая программа содержит пояснительную записку, ктп, тематический план, расчитана на 2 группы...