Роль союза И для связи членов простого предложения и частей сложного союзного предложения
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме
Тема: Роль союза И для связи членов простого предложения и частей сложного союзного предложения.
Цели: 1) закрепить изученное о роли союза И в предложениях разного типа, о правилах постановки знаков препинания перед союзом И;
2) отработать навыки постановки запятой перед союзом И в предложениях разных типов; отрабатывать навыки выполнения тестовых заданий, разборов, поиска средств художественной выразительности; составления алгоритма действий;
3) готовить учащихся к ГИА и ЕГЭ.
Оборудование: мультимедийная презентация, подготовленная учителем; памятки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soyuz_i.rar | 22.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Роль союза И для связи членов простого предложения и частей сложного союзного предложения.
Цели: 1) закрепить изученное о роли союза И в предложениях разного типа, о правилах постановки знаков препинания перед союзом И;
2) отработать навыки постановки запятой перед союзом И в предложениях разных типов; отрабатывать навыки выполнения тестовых заданий, разборов, поиска средств художественной выразительности; составления алгоритма действий;
3) готовить учащихся к ГИА и ЕГЭ.
Оборудование: мультимедийная презентация, подготовленная учителем; памятки.
Ход урока.
I. Оргмомент
II. Тема урока. Постановка целей.
Тема нашего урока – «Роль союза И для связи членов простого предложения и частей сложного союзного предложения».
Наша цель – обобщить все случаи употребления союза И внутри предложений и постановки знаков препинания перед ним. Это необходимо для совершенствования навыков грамотного письма и подготовки к ГИА.
III. Проверка домашнего задания.
- упр.66:
1. Стилистическая принадлежность текста. (худож.)
2. Назвать предложения, в которых пред союзом И ставится запятая. Почему?
3. Назвать предложения, в которых пред союзом И не ставится запятая. Почему?
4. Слова со скобками.
5. Разборы на доске : морфемный/словообразовательный и синтаксический (только характеристика предложения) (пишутся во время проверки д/з)
Дополнительные вопросы:
6. Найдите предложения, в которых средством выразительности являются эпитеты (тяжкой неподвижностью, духовитой дождевой влагой), олицетворения (ветер дышал, стерня ощетинилась), метафоры (уронив клёкот, степь наполнилась… ропотом), сравнения (как … факел).
IV. Словарная работа. (готовит ученица)
Гуманный, гуманность, гуманизм. (значение слов)
Человечный, человечность.
Словосочетания с данными словами.(5-6)
Задание: записать с/с и определить типы связи.( все правильно +, 1 ошибка – v)
Ребята, я бы хотела, чтобы, какова бы ни была тема урока, вы никогда не забывали о важности человечного, гуманного отношения к природе, животным и людям.
V. Основная тема урока.
Итак, предмет нашего изучения – союз и, очень древний, но всегда современный, уместный в любом из стилей и жанров речи. Чем же он необычен? Сегодня роль исследователя-лингвиста выполняет __________________.
- Сообщение ученика.
Учёные исследовали союз И, его значение, частоту употребления и обнаружили:
Слово И – один из самых древних союзов русского языка.
Слово И – за тысячелетия! – не изменило своего значения.
Слово И было и остаётся исключительно частотным словом.
«Но почему?» - спросите вы. Очевидно, всё дело в значении союза И. Ведь он может обозначать сходство, близость, равенство, соединение предметов при их сопоставлении. А это – общее свойство всего мира. Поэтому союз И употребляется чаще других слов, сохраняет это важное значение и в течение тысячелетий не изменяется.
«В одном и том же объёме печатного текста встречаются: слово учение- 100 раз, учитель – 99 раз, ученик– 60 раз, ученица – 3 раза, союз И –36 366 раз!» (Из «Частотного словаря русского языка»)
- Дайте характеристику союзу И. (Сочинит., соед., непроизвод.)
- Что он может соединять в предложении? (Однородные члены и простые предложения в составе сложного).
- Конечно, ребята, это не все функции союза И. Этот многофункциональный союз может связывать и предложения в тексте, в этом случае он употребляется в начале предложения, и усиливать выразительность восклицательных предложений. Однако нас сегодня интересует употребление союза И внутри простых и сложных предложений.
- Задание «Проверь себя!». Поскольку правила по данным темам изучены ранее, предлагаю проверить свои знания, выполнив следующее задание. ( на слайде)
Спишите, расставьте знаки препинания и графически объясните их. Обозначьте союзы.
1) Лепечут песню новую и липа бледнолистая и белая берёзонька с зелёною косой. 2) Прошёл короткий ливень и на улицах запахло сладостью берёзовых почек. 3) На горах-то только тайга шумит и ручьи бегут по камню. 4) А звёзды нежданно в тумане блеснули и свет свой холодный над липами льют.
- Взаимопроверка по ключу. За безошибочную работу с граф. объяснением +; если есть ошибки или нет объяснения v.
1) Лепечут песню новую и липа бледнолистая, и белая берёзонька с зелёною косой. 2) Прошёл короткий ливень, и на улицах запахло сладостью берёзовых почек. 3) На горах-то только тайга шумит и ручьи бегут по камню. 4) А звёзды нежданно в тумане блеснули и свет свой холодный над липами льют.
- Давайте вспомним, каковы правила постановки запятой перед союзом И при однородных членах и в сложном предложении. Примеры приводите из выполненного задания.
- Как же безошибочно научиться определять, нужна ли запятая перед союзом И? Сегодня ______________ и ________________________ сделали попытку вооружить нас универсальной схемой действий. Они представляют нам алгоритмы действий при обнаружении в предложении союза И.
- Защита алгоритмов. Указание на ошибки.
- Представление работы учителя. (Можно раздать как памятку).
VI. Закрепление изученного. Подготовка к ЕГЭ.
Задания на слайдах или на карточках.
Коллективно:
Укажите правильное объяснение постановки запятой или её
отсутствия в предложении:
День угасал ( ) и стала быстро надвигаться вечерняя темнота.
- Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
- Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
Укажите правильное объяснение постановки запятой или её
отсутствия в предложении:
Извозчик неутомимо погонял лошадей ( ) и во всё горло
распевал песни.
- Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
- Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
- Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
- Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
Укажите правильное объяснение постановки запятой или её
отсутствия в предложении:
Вскоре после восхода набежала туча ( ) и брызнул короткий
дождь.
- Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
4) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
Самостоятельно:
Укажите правильное объяснение постановки запятой или её
отсутствия в предложении:
Золотисто-розовые лучи заходящего солнца некоторое время скользили по склонам гор ( ) и взбирались всё выше и выше.
- Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
- Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
- Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
- Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
Укажите правильное объяснение постановки запятой или её
отсутствия в предложении:
В это время луна начала одеваться тучами ( ) и поднялся белёсый туман.
- Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
- Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
- Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
- Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
Укажите правильное объяснение постановки запятой или её
отсутствия в предложении:
На небе появились сизые тучи ( ) и повеяло сыростью.
- Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
4) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
Укажите правильное объяснение постановки запятой или её
отсутствия в предложении:
Было уже часов десять вечера ( ) и над садом светила полная луна.
- Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
- Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
- Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
- Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
Укажите правильное объяснение постановки запятой или её
отсутствия в предложении:
А здесь, за малиновыми утёсами, было тихо ( ) и ещё брезжил свет зари.
1) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
Самопроверка: 5 ответов +, 3-4 ответа v .
Ответы: коллективная работа: 1) 1; 2) 2; 3) 4;
Самостоятельная: 1) 2; 2) 1; 3) 4; 4) 1; 5) 1.
VII. Закрепление. Подготовка к ГИА.
- Какие ещё сочинительные союзы вам известны? Где мы встречаемся с заданиями на определение сочинительной связи?
Задания на слайдах. (коллективно)
1) Выпишите цифру (ы), обозначающую(ие) в сложном предложении запятые между частями, связанными сочинительной связью.
Вдруг вспыхивает солнечный луч,(1) и Серёжка забывает,(2) что минуту назад был физиком. Темнеют вдалеке стены Кремля,(3) и их охраняет на высоком берегу стрелец Сыроежкин.
2) Выпишите цифру (ы), обозначающую(ие) в сложном предложении запятые между частями, связанными сочинительной связью.
Ну,(1) улыбнись,(2) улыбнись!.. Улыбка многое говорит о человеке,(3) а ты замечательно улыбаешься!
Ленка застенчиво улыбнулась,(4) и уголки её губ привычно поползли к ушам.
3) Выпишите цифру (ы), обозначающую(ие) в сложном предложении запятые между частями, связанными сочинительной связью.
Я всхлипнула,(1) а он обнял меня,(2) как маленькую. Ему всего и нужно,(3) чтобы мы были вместе. А когда я уезжала к себе на квартиру,(4) они стояли на лестничной площадке,(5) и махали,(6) и плакали.
Ответы: 1) 1, 3; 2) 3,4; 3) 1.
Самостоятельно.
1) Выпишите цифру (ы), обозначающую (ие) в сложном предложении запятые между частями, связанными сочинительной связью.
На уроках географии мне так и хочется уехать на Север,(1) а на истории мне хочется раскапывать скифские курганы,(2) разгадывать древние пергаменты. Почему я такой,(3) что сам себя не могу понять?
2) Выпишите цифру (ы), обозначающую (ие) в сложном предложении запятые между частями, связанными сочинительной связью.
Собака моя резко потянула к кустам,(1) и куропатки взлетели кучно,(2) всей стайкой. Вместе со своими товарками бродила она по лугам,(3) и смышлёные птицы не бросали в беде подругу,(4) а по-своему помогали ей.
3) Выпишите цифру (ы), обозначающую(ие) в сложном предложении запятые между частями, связанными сочинительной связью.
Птица услышала меня,(1) присела в скошенной щетинке осоки,(2) притаилась,(3) но глаз мой она почувствовала,(4) испугалась его и вдруг бросилась бежать,(5) неуклюже заваливаясь набок.
4) Выпишите цифру (ы), обозначающую(ие) в сложном предложении запятые между частями, связанными сочинительной связью.
Дятел косился вниз,(1) но продолжал работать. Из кустов орешника грянул выстрел,(2) дробью сорвало источенную червями кору,(3) и вместе с ней на жёлтую траву упала птица.
5) Выпишите цифру (ы), обозначающую(ие) в сложном предложении запятые между частями, связанными сочинительной связью.
Всё живое,(1) переплетённое множеством связей,(2) являет собой чудо с названием Жизнь,(3) очень возможно,(4) единственную в бескрайней Вселенной,(5) и всякое проявление жизни даёт ощущение радости бытия.
Самопроверка: 5 ответов +, 3-4 ответа v .
Ответы: 1) 1; 2) 1, 3; 3) 3; 4) 1; 5) 5.
Резерв: конструирование предложений по схемам или рассуждение-миниатюра о функциях союза И.
VIII. Обобщение. Подведение итогов урока.
- Чему научились мы сегодня на уроке? Какие правила повторили?
- Сделайте вывод, какие функции может выполнять союз И в предложении.
- У кого набралось 3 + и больше? Это 5. Два + или три v – это 4.
Домашнее задание: на выбор. 1) Рассуждение-миниатюра «Докажите, что И – это многофункциональный союз»
2) упр.64 (1 часть)
Литература
ГИА 2013. Русский язык. 9 класс. Государственная итоговая аттестация. Типовые тестовые задания/ Ю. Н. Гостева., И. П. Васильевых.- М.: Издательство « Экзамен»,2013.
Розенталь Д. Э., Кабанов Н. П. Справочник по русскому языку: правописание, произношение, литературное редактирование.- М.: МГУ, 2001.
Рябцев Ю. С. История русской культуры: Учебное пособие.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
Громов С. А. Русский язык. Курс практической грамотности для старшеклассников и абитуриентов.- М..: Московский лицей,1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕСТ ПО ТЕМЕ "ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ"
Закрепление изученного материала...
Тест по теме "ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ"
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА...
Виды сложного союзного предложения. Сложносочинённые и сложноподчинённые предложения.
Урок, спроектированный в соответствии с ФГОС, позволяет на уроке «открытия новых знаний» ученикам самим через поисковые задания, работая в группе и парах, узнавать новый материал, ан...
Технологическая карта урока русского языка в 7 классе по теме "Запятая между простыми предложениями в составе сложного"
Конспект урока может быть использован по программе любого автора в 7 классе....
Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении
Технологическая карта открытого урока русского языка в 7 классе...
Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении
Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении....
Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении"
2 урок в теме (закрепление изученного материала)Тема «Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении»Цель: формирование умения постановки запятой в сложном предлож...