рабочая программа по русскому языку для 7 класса Саяхова Л. Г.
рабочая программа по русскому языку (7 класс) по теме
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений по русскому языку для 5-9 классов (Саяхова Л. Г.)
Учебник «Слово 7 класс»: учебник для общеобразовательных учреждений (Саяхова Л. Г.) – Уфа, Китап, 2010 соответствует требованиям государственного образовательного стандарта основного общего образования.
На изучение курса русского языка в 7 классе отводится 102 часов (3 часа в неделю) в том числе 12 часов на развитие речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7.docx | 59.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений по русскому языку для 5-9 классов (Саяхова Л. Г.)
Учебник «Слово 7 класс»: учебник для общеобразовательных учреждений (Саяхова Л. Г.) – Уфа, Китап, 2010 соответствует требованиям государственного образовательного стандарта основного общего образования.
На изучение курса русского языка в 7 классе отводится 102 часов (3 часа в неделю) в том числе 12 часов на развитие речи.
Изучение русского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
- Развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения, готовность и способность к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребность в речевом самосовершенствовании;
- Освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета;
- Формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- Применение полученных знаний и умений в собственной ревой практике.
Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития принципов системности и функциональности, учета родного языка, а также коммуникативного, лингвокультурологического принципов обучения.
Принцип системности и функциональности. Это традиционные принципы обучения языку и первооснова изучения языка, его системного устройства и функционирования. Язык усваивается как сложная функционирования система систем, так как каждый уровень языка представляет собой систему, но вместе они представляют единую систему того или иного языка. Без овладения системой языка невозможно его усвоение.
Коммуникативный принцип. В коммуникативно ориентированном обучении языку важно не только языковое оформление высказывания, но и его содержательная сторона, тоесть то, что является предметом общения и без чего общение, будучи беспредметным, не состоится. В обучении речевому общению сливаются воедино овладение языком как инструментом общения и познавательной деятельности само общение и познавательная деятельность как то, ради чего и существует язык. Существенное место в содержании общения и познания будет, естественно, занимать культурная информация.
Лингвокультурологический принцип – взаимосвязь языка и культуры, более широкий взгляд на язык как культурно – исторической среде, формирующей языковую личность. Будучи органической частью национальной культуры народа, духовным наследием предшествующих поколений, язык вместе с тем является важнейшим фактором развития культуры. Как вместилище знаний, язык закрепляет в своих единицах, и прежде всего в словах и фразеологии, исторический опыт народа, отображает его внутренний мир и своеобразие менталитета, обеспечивает преемственность и единство культурной традиции.
Принцип учета родного языка при обучении неродному языку всегда считался одним из основных культурологических принципов. Для преодоления интерферентных ошибок осуществлялось сопоставительное описание особенностей звуковой системы, грамматического строя, способов словообразования, семантической структуры и сочитаемости слов, построения предложения, порядка слов и т.д.
Компетентностный подход формирования языковой личности. Новые антропологические подходы к исследованию языка в лингвистике обусловили более широкое сопоставление языковых картин мира, концептосфер, лингвокультурологических, когнитивных и ассоциативных полей. Учет реалий культур, специфики понятийного членения мира, особенностей коннотаций, метафорики, ключевых слов и концептов, символов, образной системы как способов выражения родной культуры и культуры народа- носителя изучаемого языка вносит коррективы в изучение всех уровней языка, и в особенности лексического , фразеологического и афористического.
Задачи предмета «Русский язык» в школе с родным (нерусским) языком обучения:
- Усвоение основ знаний о русском языке, его фонетике, графике, лексике, морфемике и словообразовании, грамматике, а также сведений о роли языка в жизни общества, его развитии;
- Овладение системой языка, его словарным и грамматическим строем, усвоение норм русского литературного языка;
- Формирование способности общаться на русском языке в бытовой, учебной, учебно – научной, социокультурной и деловой сферах;
- Формирование знаний о реалиях быта, обычаях, традициях русского народа, его материальной и духовной культуре, о социокультурных стереотипах речевого общения.
Требования к знаниям, умениям навыкам
по русскому языку за курс 7 класса
Учащиеся должны знать/понимать определение основных изученных в 7 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры;
уметь:
РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
АУДИРОВАНИЕ;
- адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
- выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность к типу речи;
- составлять план текста, производить полный и сжатый пересказ (устный и письменный);
- обнаруживать ошибки в содержании и речевом оформлении устного высказывании одноклассника;
ЧТЕНИЕ;
- дифференцировать известную и неизвестную информацию прочитанного текста;
- выделять иллюстрирующую, аргументирующую информацию;
- находить в тексте ключевые слова и объяснять их лексическое значение;
- проводить маркировку текста(подчёркивать основную информацию, выделять непонятные слова и орфограммы текста, делить текст на части и. т. п.);
- составлять тезисный план исходного текста;
- владеть ознакомительным, изучающим и просмотровым видами чтения;
- прогнозировать содержание текста по данному началу; с помощью интонации передавать авторское отношение к предмету речи при чтении текста вслух;
ГОВОРЕНИЕ:
- сохранять при устном изложении, близком к тексту, типологическую структуру и выразительные языковые речевые средства;
- создавать собственные выказывания, соответствующие требованиям точности, логичности, выразительности речи;
- строить небольшое по объёму устное высказывание на основе данного плана;
- формулировать выводы (резюме) по итогам урока, по результатам проведённого языкового анализа, после выполнения упражнения и.т.п.;
- размышлять о содержании прочитанного и прослушанного текста лингвистического содержания, соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского литературного языка, нормы устной речи (орфоэпические, интонационные);
- уместно использовать этикетные формулы, жесты, мимику в устном общении с учётом речевой ситуации;
ПИСЬМО:
- сохранять при письменном изложении типологическую структуру исходного текста и его выразительные языковые и речевые средства;
- создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, логичности и выразительности речи;
- писать тексты-размышления на лингвистические, морально-этические темы дискуссионного характера;
- соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского литературного языка, а также нормы письменной речи (орфографические, пунктуационные);
- уместно употреблять пословицы, поговорки, крылатые выражения, фразеологизмы в связном тексте;
- использовать лингвистические словари при подготовке к сочинению и при редактировании текста;
- редактировать текст с использованием богатых возможностей лексической, словообразовательной, грамматической синонимии;
ТЕКСТ:
- анализировать тексты с точки зрения их соответствия требованиям точности и логичности речи;
- рецензировать чужие тексты и редактировать собственные с учётом требований к построению связанного текста;
- устанавливать в тексте ведущий тип речи, находить в нём фрагменты с иным типовым значением;
- определять стиль речи, прямой и обратный порядок слов в предложениях текста, способы и средства связи предложений в тексте;
ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:
- проводить фонетический и орфоэпический разбор слов;
- правильно произносить широко употребляемые служебные части речи;
- анализировать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;
МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:
- по типичным суффиксам и окончаниям определять изученные части речи и формы;
- объяснять значения слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и морфемные модели слов;
- определять способы образования слов различных частей речи;
- анализировать словообразовательные гнёзда на основе учебного словообразовательного словаря;
- составлять словообразовательные гнёзда однокоренных слов (простые случаи);
- с помощью школьного этимологического словаря комментировать исторические изменения в морфемной структуре слова;
ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ:
- соблюдать лексические нормы, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, с условиями и задачами общения;
- толковать лексические значения общеупотребительных слов и фразеологизмов;
- пользоваться различными видами лексических словарей;
- находить справку о значении и происхождении фразеологического сочетания во фразеологическом словаре;
- использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;
- проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нём примеры употребления слов в переносном значении;
МОРФОЛОГИЯ;
- различать постоянные и непостоянные признаки частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи;
- правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;
- использовать знания умения по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения;
ОРФОГРАФИЯ:
- владеть правильным способом применения изученных правил орфографии;
- учитывать значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слов при выборе правильно написания;
- аргументировать тезис о системном характере русской орфографии;
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:
- составлять схемы именных, глагольных и наречных словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме;
- определять синтаксическую роль всех самостоятельных частей речи;
- различать и конструировать сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами;
- использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте;
- соблюдать правильную интонацию предложений в речи;
- устно объяснить пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать в письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы предложений;
- самостоятельно подбирать примеры на изученные правила.
Виды и формы контроля знаний, умений и навыков учащихся 8 класса: диктант (с грамматическим заданием, объяснительный, предупредительный, выборочный, графический, «Проверь себя», словарный, творческий, свободный), сочинение (по картине, по воображению, по данному сюжету, на материале жизненного опыта ), изложение (выборочное, подробное), текст, комплексный анализ текста.
ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЙ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по литературе и русскому языку.
Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:
1) полноту и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
Балл | Степень выполнения учащимся общих требований к ответу |
«5» | 1) ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка. |
«4» | ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 - 2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 - 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого. |
«3» | ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого |
Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Отметка «1» не ставится.
Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Критерии и нормативы оценки СОЧИНЕНИЙ
Критериями оценки содержания и композиционного оформления сочинений являются:
- соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания;
- полнота раскрытия темы;
- правильность фактического материала;
- последовательность и логичность изложения;
- правильное композиционное оформление работы.
Нормативы оценки содержания и композиции сочинений выражаются в количестве фактических (см. 1-3-й критерии) и логических (см. 4-й и 5-й критерии) ошибок и недочетов. Так, отметка «5» ставится при отсутствии каких-либо ошибок, нарушающих перечисленные критерии, а отметку «4» можно поставить при наличии двух недочетов в содержании.
Критерии и нормативы оценки языкового оформления
Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств, поэтому изложения и сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев:
- богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- правильность и уместность употребления языковых средств.
Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря, развитой грамматический строй, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления высказывания.
Показатель точности речи - умение пользоваться синонимическими средствами языка и речи, выбрать из ряда возможных то языковое средство, которое наиболее уместно в данной речевой ситуации. Точность речи, таким образом, прежде всего, зависит от умения учащихся пользоваться синонимами, от умения правильно использовать возможности лексической сочетаемости слов, от понимания различных смысловых оттенков лексических единиц, от правильности и точности использования некоторых грамматических категорий (например, личных и указательных местоимений).
Выразительность речи предполагает такой отбор языковых средств, которые соответствуют целям, условиям и содержанию речевого общения. Это значит, что пишущий понимает особенности речевой ситуации, специфику условий речи, придает высказыванию соответствующую стилевую окраску и осознанно отбирает образные, изобразительные средства. Так, в художественном описании, например, уместны оценочные слова, тропы, лексические и морфологические категории, употребляющиеся в переносном значении. Здесь неуместны термины, конструкции и обороты, свойственные научному стилю речи.
Снижает выразительность школьных сочинений использование штампов, канцеляризмов, слов со сниженной стилистической окраской, неумение пользоваться стилистическими синонимами.
Правильность и уместность языкового оформления проявляется в отсутствии ошибок, нарушающих литературные нормы - лексические и грамматические (а в устной речи произносительные) - и правила выбора языковых средств в соответствии с разными задачами высказывания.
Сочинение оценивается двумя оценками: первая – за содержание работы и речь, вторая – за грамотность (в журнале ее рекомендуется ставить на странице «Русский язык» и учитывать при выставлении итоговой оценки по русскому языку)
При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно установленным нормам необходимо учитыватьвсе требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность).
При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при оценке языкового оформления сочинений и изложений.
Основные критерии оценки за изложение и сочинение
Оценка | Содержание и речь | Грамотность |
«5» | 1.Содержание работы полностью соответствует теме. 2.Фактические ошибки отсутствуют. 3.Содержание излагается последовательно. 4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. 5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1-2 речевых недочета. | Допускаются: I орфографическая, или I пунктуационная, или 1 грамматическая ошибки |
«4» | 1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). 2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. 3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. 5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов. | Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки |
«3» | 1.В работе допущены существенные отклонения 2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения 4.Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. 5.Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недо- четов в содержании и 5 речевых недочетов. | Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орф. и 5 пунк.,или 7 пунк. при отсутствии орфографических (в 5 кл.- 5 орф. и 4 пунк., а также 4 грамматических ошибки |
«2» | Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случат неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов | Допускаются: 7 орф. и 7 пунк. ошибок, или 6 орф. и 8 пунк., или 5 орф. и 9 пунк., или 9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк., а также 7 грамматических ошибок |
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ КУРСА
Синтаксис. (6ч.)
Ознакомиться с разделом грамматики, которая изучает строение, значение и функционирование единиц синтаксиса. Усвоение понятия синтаксиса. Выработка чувства вариативности смысла и знаков препинания. Умение определять тип синтаксических связей и отношений в текстах. Осмысление высказываний известных лингвистов и писателей о знаках препинаниях.
Словосочетание. (8ч)
Развить навыки анализа и построения словосочетаний различных типов: подчинительных, свободных и цельных, простых и сложных. Умение вычленять словосочетания из предложений и строить предложения из словосочетаний. Обогащение словарного запаса учащихся цельными и фразеологическими словосочетаниями. Усвоение словосочетаний на основе тематически связанных текстов о русском слове, о музыке, о песне, о музыкальных инструментах, о танце.
Предложение (27ч.)
Познакомить учащихся с видами предложений по цели высказывания. Повторение сведений о восклицательных и невосклицательных предложениях и совершенствование умения произносить восклицательные по эмоциональной окраске предложения. Умение узнавать предложения в тексте, составлять предложения из слов, составлять связный текст из «рассыпанных» предложений, определять основную мысль текста. Умение сформулировать цель высказывания и построить в связи с этой целью предложение: повествовательное, вопросительное или побудительное. Знакомство со способами выражения эмоций в предложении. Дать представление о системе односоставных предложений, научить пользоваться опорным конспектом для определения вида односоставных предложений.
Односоставные предложения.(9ч.)
Углубить представления учащихся об односоставных предложениях; научить различать двусоставные и односоставные предложения, разграничивать виды односоставных предложений. Познакомиться с типами односоставных предложений. Ознакомиться с неопределённо-личными предложениями, узнать о способах выражения главного члена в форме сказуемого. Дать понятие о неполных предложениях. Формировать навык постановки тире в неполных предложениях.
Осложненные предложения (18 ч.)
Учить понимать синтаксические конструкции простых осложнённых предложений правильно употреблять их в речи. Знание интонационных и пунктуационных особенностей данных предложений, союзов и обобщающих слов. Опираясь на знания, уметь находить в предложениях однородные члены, соблюдать нормы сочетания однородных членов, правильно выделять их в предложениях. Объяснить лингвистическую сущность обособления. Дать понятие об обособленных определениях; познакомить с условиями их обособления; формировать умение определять эти условия. Объяснить правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными определениями и приложениями.
Сложные предложения (4 ч.)
Закрепить умение отличать простое предложение от сложного, ставить знаки препинания в сложном предложении.
Сложноподчиненные предложения. (30ч.)
Дать понятие «сложноподчиненное предложение». Формировать умение находить главное и придаточные предложения. Закрепить умение определять средства связи частей сложноподчиненного предложения; правильно ставить знаки препинания в сложноподчиненных предложениях. Продолжить знакомство с различными видами придаточных предложений. Совершенствовать знания учащихся о структурных особенностях
сложноподчиненных предложений с различными видами придаточных. Развивать умение определять вид придаточных и создавать схемы
сложноподчиненных предложений. Углубить знания по синтаксической стилистике.
Тематическое планирование.
№п/п | Тема | Ко ли чес тво ча сов | Дата | Цели Задачи | Тип урока | ТСО | примечание | |
По пла ну | Фак ти чес ки | |||||||
1 2-3 4 5-6 | Синтаксис. (6ч.) Понятие о синтаксисе. Синтаксические единицы. Синтаксические связи. Синтаксически отношения. Синтаксис и пунктуация. | 1 2 1 2 | Ознакомиться с разделом грамматики, которая изучает строение, значение и функционирование единиц синтаксиса. Усвоение понятия синтаксиса. Выработка чувства вариативности смысла и знаков препинания. Умение определять тип синтаксических связей и отношений в текстах. | Беседа, работа с книгой, упражнения Рассказ учителя Изучение нового Изучение нового | Таблица Дид. материал ЭУ презентация | |||
7 8 9 10-11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27-28
29 30 31-32 33 34-35 36-37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49-50 51 52 53 54 55 56 57-58 59 60 61 62 63 64 65
66 67 68 69 70 71 72 73-74 75 76 77 78 79 80 81-82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94-95 96 97-98 99 100 101-102 | Словосочетание. (8ч) Основные виды словосочетаний. Словосочетание и слово. Виды словосочетаний по главному слову. Подчинительная связь слов в словосочетаниях. Свободные и цельные словосочетания. Типы словосочетаний по строению. Деятельностный проект «Язык танца и музыки». Диктант №1 Предложение (27ч.) Работа над ошибками. Понятие о предложении. Виды предложений. Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Простое предложение. Порядок слов в предложении (прямой, обратный). Понятие об актуальном членении предложения. Средства выражения актуального членения. Главные члены в двусоставном предложении. Подлежащее и способы его выражения. Простое глагольное сказуемое. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Способы связи сказуемого с подлежащим. Тире между подлежащим и сказуемом. Контрольные вопросы и задания по теме «Главные члены предложения». Второстепенные члены предложения. Общее понятие о В. Дале и его словаре. Диктант №2 Работа над ошибками. Определение (согласованное, несогласованное). Приложение. Дополнение. Обстоятельство. Изложение №1 «Художественный музей им. М. В. Нестерова». Работа над ошибками. Односоставные предложения.(9ч.) Типы односоставных предложений. Определенно – личные предложения. Неопределенно – личные предложения. Обобщенно – личные предложения. Сочинение - описание по картинам И. И. Левитана. Работа над ошибками. Назывные предложения. Художественные картины природы. Неполные предложения. Деятельностный проект «Односоставные предложения в пословицах». Осложненные предложения (18 часов) Простое осложненное предложение. Общее понятие. Предложения с однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения. Однородные и неоднородные определения. Предложения с обособленными второстепенными членами. Общее понятие. Обособление определений. Портретная характеристика. Обособление приложений. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств. Диктант №3 Работа над ошибками. Обособление уточняющих членов предложений. Обособление сравнительных оборотов. Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями. Предложение с обращениями. Изложение №2 «Счастье» Работа над ошибками. Сложные предложения (4 ч.) Виды сложных предложений. Сложносочиненные предложения. Диктант №4 Работа над ошибками. Сложноподчиненные предложения. (30часов) Общее понятие о сложноподчиненном предложении. Главное предложение. Придаточное предложение. Типы придаточных предложений. Общее понятие. Придаточное изъяснительное. Придаточное определительное. Придаточные образа действия, мер и степени. Придаточные сравнения. Сочинение №2. Придаточные места. Придаточные времени. Придаточные условия. Придаточные условия. Придаточные причины. Придаточные цели. Придаточные уступки. Придаточные следствия. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Диктант №5 Бессоюзные сложные предложения. Сложные предложения с разными видами связи. Чужая речь. Повторение пройденных тем. Диктант №6. Работа над ошибками. Резервные уроки. | 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 2 1 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 2 1 1 2 | Развить навыки анализа и построения словосочетаний различных типов: подчинительных, свободных и цельных, простых и сложных. Умение вычленять словосочетания из предложений и строить предложения из словосочетаний. Обогащение словарного запаса учащихся цельными и фразеологическими словосочетаниями. Усвоение словосочетаний на основе тематически связанных текстов о русском слове, о музыке, о песне, о музыкальных инструментах, о танце. Познакомить учащихся с видами предложений по цели высказывания Повторение сведений о восклицательных и невосклицательных предложениях и совершенствование умения произносить восклицательные по эмоциональной окраске предложения Умение узнавать предложения в тексте, составлять предложения из слов, составлять связный текст из «рассыпанных» предложений, определять основную мысль текста. Умение сформулировать цель высказывания и построить в связи с этой целью предложение: повествовательное, вопросительное или побудительное. Знакомство со способами выражения эмоций в предложении. Дать представление о системе односоставных предложений, научить пользоваться опорным конспектом для определения вида односоставных предложений. Совершенствование навыков правильной постановки тире между подлежащим и сказуемым, формировать умения применять правило в письменной речи. Обобщить знания учащихся о второстепенных членах предложения , закрепить Углубить понятие об определении и дополнении; развивать умения выделять из текста прямые и косвенные дополнения, выраженные разными частями речи; дать понятие о согласованных, несогласованных, распространенных определениях. Углубить представления учащихся об односоставных предложениях; научить различать двусоставные и односоставные предложения, разграничивать виды односоставных предложений. Познакомиться с типами односоставных предложений. Ознакомиться с неопределённо-личными предложениями, узнать о способах выражения главного члена в форме сказуемого. Дать понятие о неполных предложениях. Формировать навык постановки тире в неполных предложениях. Учить понимать синтаксические конструкции простых осложнённых предложений правильно употреблять их в речи. Знание интонационных и пунктуационных особенностей данных предложений, союзов и обобщающих слов. Опираясь на знания, уметь находить в предложениях однородные члены, соблюдать нормы сочетания однородных членов, правильно выделять их в предложениях. Объяснить лингвистическую сущность обособления. Дать понятие об обособленных определениях; познакомить с условиями их обособления; формировать умение определять эти условия. Объяснить правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными определениями и приложениями. Рассмотреть сложные случаи постановки знаков препинания при обособленных определениях и приложениях. Выяснить, что такое вводные слова и какова их функция в предложении; познакомиться с группами вводных слов по значению; усвоить постановку знаков препинания в предложениях с вводными словами. Развивать навыки составления предложений с обращениями в соответствии с речевой ситуацией, читать их с правильной интонацией, ставить знаки препинания в предложениях с обращением. Закрепить умение отличать простое предложение от сложного, ставить знаки препинания в сложном предложении. Дать понятие «сложноподчиненное предложение». Формировать умение находить главное и придаточные предложения. Закрепить умение определять средства связи частей сложноподчиненного предложения; правильно ставить знаки препинания в сложноподчиненных предложениях; Продолжить знакомство с различными видами придаточных предложений. Совершенствовать знания учащихся о структурных особенностях Развивать умение определять вид придаточных и создавать схемы Углубить знания по синтаксической стилистике. Развивать интеллектуальные умения: анализировать, классифицировать и Создать условия для усвоения новых знаний о бессоюзном сложном предложении, используя элементы исследования. | Изучение нового Беседа, работа с книгой, упражнения Урок-практика Урок-исследование Проблемный урок Урок-проверка Изучение нового Урок-практика Изучение нового Мультимедиа-урок Урок –практика Комбинированный Урок-практика Урок-проверка Урок -повторение Беседа, работа с книгой, упражнения Урок-практика Урок-исследование Проблемный урок Урок-проверка Изучение нового Урок-практика Урок-проверка Урок –практика Комбинированный Урок-проверка Беседа, работа с книгой, упражнения Урок-практика Урок-практика Изучение нового Урок-практика Мультимедиа-урок Урок –практика Урок-практика Урок-проверка Урок -повторение Беседа, работа с книгой, упражнения Изучение нового Проблемный урок Урок-проверка Изучение нового Урок-практика Мультимедиа-урок Урок –практика Комбинированный Урок-практика Урок-проверка Урок -повторение Беседа, работа с книгой, упражнения Урок-практика Урок-исследование Проблемный урок Урок-проверка Изучение нового Урок-практика Урок –практика Комбинированный Урок-проверка Урок -повторение Беседа, работа с книгой, упражнения Урок-практика Урок-исследование Проблемный урок Урок-проверка Изучение нового Урок-практика Мультимедиа-урок Урок-практика Урок –практика Комбинированный Урок-практика Урок-проверка Урок -повторение Беседа, работа с книгой, упражнения Урок-практика Урок-исследование Проблемный урок Урок-практика Урок-проверка Урок-практика Урок-практика | Учебники Справочники учебные плакаты карточки сборники упражнений таблица презентация аудиозаписи модели дидактический материал ЭУ Учебники Справочники учебные плакаты карточки сборники упражнений модели дидактический материал ЭУ презентация Учебники Справочники учебные плакаты карточки сборники упражнений видеозаписи
аудиозаписи таблица модели дидактический материал ЭУ презентация Учебники Справочники учебные плакаты карточки сборники задач и упражнений Видеозаписи Кинофильмы Диафильмы Аудиозаписи модели дидактический материал ЭУ презентация Учебники Справочники учебные плакаты карточки сборники задач и упражнений видеозаписи аудиозаписи модели дидактический материал ЭУ презентация Справочники учебные плакаты карточки Сборники Упражнений
дидактический материал ЭУ Презентация Таблица Дид. материал Учебники Справочники учебные плакаты карточки сборники упражнений дидактический материал ЭУ |
Учебное и учебно-методическое обеспечение
по русскому языку.
Для учащихся:
- Баранов М. Т. Русский язык: Учебник. 7 класс / М. Т. Баранов. М.: Просвещение, 2010.
- Богданова Г. А. Тестовые задания по русскому языку: 7 класс / Г. А. Богданова. – М.: Просвещение, 2010.
- Малюшкин А. Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку. 7 класс / А. Б. Малюшкин, Л. Н. Иконницкая. – М.: Сфера, 2006.
- Михайлова С. Ю. Ключи к орфографии / С. Ю. Михайлова. – М.: Просвещение, 2005.
- Позднякова А. А. Дидактические материалы по русскому языку к учебнику М. Т. Баранова и др. «Русский язык»: 7класс / А. А. Позднякова. – М.: Экзамен, 2006.
- Поникарова Л. А. Русский язык: морфология в таблицах и заданиях / Л. А. Поникарова. – М.: Просвещение, 2004.
- Сборник тестовых задания для тематического и итогового контроля: русский язык. 7 класс. – М.: Интеллект-Центр, 2006.
- Тростенцова Л. А. Дидактический материал по русскому языку: 7 класс / Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская. - : Просвещение, 2006.
Для учителя:
- Богданова Г. А. Уроки русского языка в 7классе: книга для учителя / Г. А. Богданова. – М.: Просвещение, 2007
- Богданова Г. А. Сборник диктантов по русскому языку 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2005.
- Бакулина Г.А. Конспекты уроков для учителя русского языка. 6 класс. – М.: Владос, 2006.
- Дейкина А. Д. раздаточные материалы по русскому языку. 7 класс / А. Д. Дейкина, Т. М. Пахнова. – М.: Дрофа, 2001.
- Костяева Т. А. Тесты, проверочные, контрольные работы по русскому языку: 7 класс / Т. А. Костяева. – М.: Просвещение, 2004.
- Ладыженская Т. А. Обучение русскому языку в 7 классе / Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова, М. Т. Баранов. – М.: Просвещение, 2005.
- Ларионова Л. Г. Сборник упражнений по орфографии.7 класс / Л. Г. Ларионова. – М.: Просвещение, 2006.
- Львова С. И. Практикум по русскому языку: 7 класс / С. И. Львова. – М.: просвещение, 2006.
- Пименова С. Н. Таблицы по русскому языку для самостоятельной работы в классе и дома: 7 класс / С. Н. Пименова. – М.: Искатель
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 6 класс Т А Ладыженская и др. Русский язык. Учебник 6 класс. – М.: Просвещение, 2003 2 ч в неделю
Программа для индивидуального обучения 2 ч в неделю...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а класса составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...
Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф
Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...