Рабочая программа по русскому языку для 5 класса (М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский).
материал по теме

Смирнова Наталья Александровна

Данная рабочая программа составлена в соответствии

·           с государственным стандартом общего образования 2004 г. (стандартом первого поколения);

·           с примерной программой по русскому языку для основной общеобразовательной школы (V-IX классы);

·           с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ, предусматривающим обязательное изучение русского (родного) языка в V классе в объёме 210 часов;

·           с дополнением к государственному образовательному стандарту, называемым «региональным компонентом»: 21 час в году;

·           с государственной авторской программой по дисциплине «Русский язык» М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского;

·           с приказом минобразования Ростовской области от 14.07.2011 № 610 об утверждении Примерного регионального положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей);

·           с положением о рабочей программе учителя муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения лицея РГСУ Кировского района города Ростова-на-Дону;

·           с расписанием уроков на 2012-2013 учебный год МБОУ лицея РГСУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_russkiy_5_klass_ladyzhenskaya.docx133.07 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Язык - по своей специфике и социальной значимости - явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык - государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Изучение русского языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
  • развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании;
  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах; основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных этапах (V-VII, VIII-IX классы).

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - освоение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке и учёных-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция -  осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Учебный предмет «Русский язык» в образовательных учреждениях с русским языком обучения выполняет цели, обусловленные ролью родного языка в развитии и воспитании личности ребёнка, а также ролью родного языка в усвоении всех изучаемых предметов в школе.

Данные цели обусловливают решение следующих задач:

  • развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;
  • формирование общеучебных умений и навыков: коммуникативных, интеллектуальных, информационных, организационных;
  • формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

Данная рабочая программа составлена в соответствии

  • с государственным стандартом общего образования 2004 г. (стандартом первого поколения), в котором указаны нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса;
  • с примерной программой по русскому языку для основной общеобразовательной школы (V-IX классы), созданной на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, детализирующей и раскрывающей содержание стандарта, определяющей общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом;
  • с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ, предусматривающим обязательное изучение русского (родного) языка в V классе в объёме 210 часов;
  • с дополнением к государственному образовательному стандарту, называемым «региональным компонентом»: 21 час в году;
  • с государственной авторской программой по дисциплине «Русский язык» М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского, рекомендованной Министерством образования и науки РФ, определяющей основные принципы организации учебного материала, его структурирование, последовательность изучения;
  • с приказом минобразования Ростовской области от 14.07.2011 № 610 об утверждении Примерного регионального положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей);
  • с положением о рабочей программе учителя муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения лицея РГСУ Кировского района города Ростова-на-Дону;
  • с расписанием уроков на 2012-2013 учебный год МБОУ лицея РГСУ;
  • с производственными календарями на 2012, 2013 годы.

Содержание учебного предмета «Русский язык» в 5 классе

Разделы учебной

программы

Планируемые результаты

Базовый уровень

Повышенный уровень

Знать

Уметь

Язык и общение.

- отличие устной и письменной речи;

- язык - универсальное средство общения;

- свободное владение родным языком - признак культуры человека;

- виды чтения: ознакомительное и изучающее;

- приёмы изучающего чтения;

- приёмы слушания;

- основные признаки стилей русского языка;

- правила вежливого поведения – речевой этикет

- адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения;

- осознавать значение родного языка в жизни человека и общества;

- соблюдать нормы речевого этикета;

- опознавать стиль, соответствующий ситуации общения, теме, целям

- расширение круга чтения по теме «Язык и общение»

Повторение изученного в начальных классах.

- определение изученных в начальной школе языковых явлений и речеведческих понятий;

- орфографические и пунктуационные правила, изученные в начальной школе

- применять изученные в начальной школе языковые явления и речеведческие понятия;

- использовать изученные в начальной школе орфографические и пунктуационные правила

- выполнение олимпиадных заданий за курс начальной школы

Синтаксис.

Пунктуация.

- определение понятий «синтаксис» и «пунктуация»;

- строение словосочетаний;

- основные способы выражения грамматической связи в словосочетаниях;

- порядок разбора словосочетания;

- определение предложения;

- виды предложений по цели высказывания;

- главные и второстепенные члены предложения;

- определение главных членов предложения;

- основные способы выражения главных членов предложения;

- условия постановки тире между главными членами предложения;

- различие между распространёнными и нераспространёнными предложениями;

- определение второстепенных членов предложения и способы их выражения;

- признаки однородных членов предложения;

- особенность обобщающего слова;

- определение понятия «обращение»;

- отличие простого и сложного предложений;

- порядок синтаксического разбора простого и сложного предложений;

- определение понятия «прямая речь»;

- разграничение прямой речи и слов автора;

- определение понятия «диалог»;

- пунктуационные правила (пунктограммы № 1-5)

- выделять словосочетания в предложении;

- определять главное и зависимое слово в словосочетании;

- составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме;

- выделять основы предложений;

- конструировать предложения по заданным типам грамматических основ;

- характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ;

- составлять простые и сложные предложения изученных видов;

- опознавать предложения, осложнённые однородными членами, обращениями, вводными словами;

- находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью;

- устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях;

- самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило

- выполнение заданий повышенной трудности по теме «Синтаксис. Пунктуация»;

- выполнение заданий В3, В6 ГИА-9 по теме «Грамматическая основа предложения»;

- выполнение задания В5 ГИА-9 по теме «Пунктуация»;

- выполнение задания А4 по теме «Синтаксические нормы»;

- выполнение задания А9 ЕГЭ по теме «Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения»;

- выполнение заданий А20 ЕГЭ по теме «Пунктуация в сложносочинённом предложении и простом с однородными членами»;

- выполнение задания А23 ЕГЭ по теме «Знаки препинания в простом осложнённом предложении (с однородными членами)»

Фонетика.

Орфоэпия.

- определение понятий «фонетика» и «орфоэпия»;

- отличие звуков и букв;

- гласные и согласные звуки;

- согласные звонкие и глухие, твёрдые и мягкие;

- особенность ь и ъ;

- двойную роль букв е, ё, ю, я;

- упрощённую транскрипцию слов;

- порядок фонетического разбора

- выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику;

- различать ударные и безударные слоги, не смешивать звуки и буквы;

- использовать элементы транскрипции для обозначения анализируемого звука;

- работать с орфоэпическим словарём

- выполнение задания А4 ГИА-9 по теме «Фонетика»;

- выполнение задания А1 ЕГЭ по теме «Орфоэпические нормы»

Графика.

- определение понятий «графика» и «каллиграфия»;

- отличие устной и письменной речи;

- алфавит

- правильно произносить названия букв русского алфавита;

- свободно пользоваться алфавитом в работе со словарями;

- проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова

- заполнение печатными буквами бланков ГИА-9 и ЕГЭ

Орфография.

- определение понятий «орфография», «орфограмма»;

- правила орфографии (орфограммы №1-25);

- виды орфограмм

- находить орфограммы в морфемах;

- группировать слова по видам орфограмм;

- владеть приёмами применения изученных правил орфографии;

- самостоятельно подбирать слова на изученные правила

- выполнение заданий А5-А7 ГИА-9 по теме «Орфограммы в корне слова, приставке, суффиксе»;

- выполнение заданий повышенной трудности по теме «Орфография»;

- выполнение заданий А14-А17 ЕГЭ по темам: «Правописание корней», «Правописание приставок», «Правописание личных окончаний глаголов», «Правописание суффиксов имён существительных, имён прилагательных, глаголов»

Лексика.

- определение понятий «лексика», «лексическое значение слова», «грамматическое значение слова», «словарный запас»;

- способы разъяснения лексического значения слова;

- однозначные и многозначные слова;

- прямое и переносное значение слов;

- определение синонимов;

- определение антонимов;

- определение омонимов;

- отличие омонимов от многозначных слов

- объяснять лексическое значение слов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов);

- пользоваться толковым словарём для определения и уточнения лексического значения слова, словарями синонимов, антонимов;

- распределять слова на тематические группы;

- употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;

- различать прямое и переносное значение слов;

- отличать омонимы от многозначных слов;

- подбирать синонимы и антонимы;

- выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово;

- использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора

- выполнение задания А2 ГИА-9 по теме «Лексическое значение слова»;

- выполнение задания В1 ГИА-9 по теме «Синонимы»;

- выполнение задания А2 ЕГЭ по теме «Лексические нормы»;

- выполнение задания А12 ЕГЭ по теме «Лексическое значение слова»;

- выполнение задания А30 ЕГЭ по теме «Лексическое значение слова. Деление лексики русского языка на группы в зависимости от смысловых связей между словами»

Морфемика.

- определение терминов «морфемика», «морфема»;

- отличие изменения и образования слов;

- определения частей слова;

- особенность нулевого окончания;

- способы словоизменения;

- чередование звуков;

- беглые гласные;

- варианты морфем;

- порядок морфемного разбора слова

- выделять морфемы на основе смыслового анализа слова;

- подбирать однокоренные слова с учётом значения слова;

- учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами;

- пользоваться словарём морфемного строения слов;

- объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах

Морфология.

- определение понятий «морфология», «грамматика», «грамматическое значение слова»;

- самостоятельные и служебные части речи;

- морфологические признаки имени существительного, имени прилагательного, глагола;

- порядок морфологического разбора имени существительного, имени прилагательного, глагола

- различать части речи;

- правильно указывать морфологические признаки имён существительных, прилагательных, глаголов;

- уметь склонять, спрягать, образовывать формы времени и т. п.;

- правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи

- выполнение задания А3 ЕГЭ по теме «Морфологические нормы»;

- выполнение задания А11 ЕГЭ по теме «Части речи»;

- выполнение задания В2 ЕГЭ по теме «Части речи»

Культура речи.

- отличие устной и письменной речи;

- определения «текст», «тема текста», «основная мысль текста»;

- признаки текста;

- типы и стили речи;

- строение текста;

- виды писем;

- особенности рассказа

аудирование:

- понимать основное содержание небольшого по объёму научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;

чтение:

- владеть техникой чтения;

- выделять в тексте главную и второстепенную информацию;

- разбивать текст на смысловые части и составлять простой план;

- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;

- извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов;

- правильно расставлять логические ударения, паузы;

говорение:

- доказательно отвечать на вопросы учителя;

- подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи;

- создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль;

письмо:

- создавать письменное высказывание разных типов речи;

- составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма;

- делить текст на абзацы;

- писать небольшие по объёму тексты;

- пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;

- исправлять недочёты в содержании высказывания и его построении

- выполнение задания А1 ГИА-9 по теме «Текст»;

- написание сжатого изложения (задание С1 ГИА-9);

- создание сочинения-рассуждения (задания С2.1 и С2.2 ГИА-9);

- выполнение задания А7 ЕГЭ по теме «Текст. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте»;

- выполнение задания А27 ЕГЭ по теме «Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров»;

- выполнение задания А28 ЕГЭ по теме «Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста»;

- выполнение задания А29 ЕГЭ по теме «Функционально-смысловые типы речи»;

- выполнение задания В7 ЕГЭ по теме «Средства связи предложений в тексте»

Повторение и систематизация изученного в 5 классе.

- определение изученных в 5 классе языковых явлений и речеведческих понятий;

- орфографические и пунктуационные правила, изученные в 5 классе

- применять изученные в 5 классе языковые явления и речеведческие понятия;

- использовать изученные в 5 классе орфографические и пунктуационные правила

- выполнение олимпиадных заданий за курс 5 класса

Календарно-тематическое планирование

Номер урока

Дата проведения урока

Раздел учебной программы, тема урока

Основные виды учебной деятельности

Домашнее задание

Вид

контроля

03.09

Язык и общение (4 ч.+1р. р.)

Язык и человек.

Ознакомительное чтение. Изучающее чтение с выборочным извлечением информации в зависимости от коммуникативной установки.

§ 1, упр. 3

03.09

Общение устное и письменное.

Извлечение информации из рисунков, схем, текстов с последующими выводами на учебную тему.

§ 2, упр. 7

05.09

Читаем учебник. Слушаем на уроке.

Изучающее чтение с выборочным извлечением информации в зависимости от коммуникативной установки. Определение темы текста, выделение его составных частей, ключевых слов. Устный пересказ текста на основе ключевых слов.  

§§ 3, 4, упр. 12

06.09

Тест «Входящий контроль остаточных знаний».

Выполнение тестовых заданий.

Не дано.

Тест № 1

07.09

Результаты входящего контроля остаточных знаний.

Р. р. Стили речи.

Орфографическая разминка. Функционально-стилевая дифференциация предложенных текстов. Определение темы и основной мысли текста.  

§ 5, упр. 15, 16

07.09

Повторение изученного в начальных классах (21 ч.+7 р. р.)

Звуки и буквы. Произношение и правописание.

Синтаксическая минутка. Изучающее чтение с выборочным извлечением информации в зависимости от коммуникативной установки. Игра «Кто больше?». Фонетический разбор. Р. к. Фонетические черты говоров Донской группы.

§ 6, упр. 22

Р. к. № 1

10.09

Орфограмма.

Анализ и оценка речевого высказывания с точки зрения соблюдения орфографических норм. Осложнённое списывание. Обозначение орфограмм.

§ 7, упр.27

10.09

Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.

Анализ и оценка речевого высказывания с точки зрения соблюдения орфографических норм в корне слова с проверяемой гласной. Обозначение орфограммы № 1. Составление алгоритма по проверке безударных гласных в корне слова. Р. к. Свободный диктант на правописание безударной гласной в корне слова «Скачки донских казаков» по тексту Л. Новак, Н. Фрадкиной.

§ 8, упр. 35

Р. к. № 2

12.09

Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова.

Работа с карточками букв. Анализ и оценка речевого высказывания с точки зрения соблюдения орфографических норм в корне слова с непроверяемой гласной. Обозначение орфограммы № 2. Работа с орфографическими словарями. Р. к. Словарный диктант на правописание корней «Увеселения и забавы донских казаков».

§ 8, упр.38

Р. к. № 3

13.09

Правописание проверяемых согласных в корне слова.

Синтаксическая минутка. Распределительное списывание. Обозначение орфограммы № 3. Составление алгоритма по проверке согласных в корне слова.

§ 9, упр. 43

14.09

Правописание непроверяемых согласных в корне слова.

Работа с карточками букв. Анализ и оценка речевого высказывания с точки зрения соблюдения орфографических норм в корне слова с непроверяемой согласной. Обозначение орфограммы № 2. Работа с орфографическими словарями. Игра «Пиши правильно!».

§ 9, упр. 45

14.09

Правописание непроизносимых согласных в корне слова.

Работа с карточками букв. Анализ и оценка речевого высказывания с точки зрения соблюдения орфографических норм в корне слова с непроизносимой согласной. Обозначение орфограммы № 4. Составление алгоритма по проверке непроизносимых согласных в корне слова.

§10, упр. 49

17.09

Буквы и, у, а после шипящих.

Синтаксическая минутка. Работа с карточками букв. Анализ и оценка речевого высказывания с точки зрения соблюдения орфографических норм после шипящих. Работа с толковым словарём. Обозначение орфограммы № 5. Распределительное списывание. Работа с орфографическими словарями.

§ 11, упр. 53 (создание связного текста на темы: «Летом в лесу» или «Летом на реке»)

17.09

Разделительные ь и ъ.

Работа с карточками букв. Извлечение информации из схем, таблиц с последующими выводами. Запись слов по образцу. Обозначение орфограммы № 6. Составление алгоритма по употреблению ь и ъ знаков. Игра «Пиши правильно!».

§ 12, упр. 57

19.09

Раздельное написание предлогов с другими словами.

Работа с карточками букв. Анализ речевого высказывания с точки зрения соблюдения орфографических норм в раздельном написании предлогов со словами. Обозначение орфограммы № 7. Определение темы и основной мысли текста, подбор заголовка к нему. Извлечение информации из схем с последующими выводами.

§ 13, упр. 62 (составить предложения по рисунку)

20.09

Р. р. Текст.

Извлечение информации из схем с последующими выводами. Отделение текстов. Подбор заголовков к ним. Расстановка предложений для создания текста. Определение средств связи между предложениями текста. Функционально-стилевая дифференциация предложенных текстов.

§ 14, упр. 65

21.09

Р. р. Подготовка к изложению.

Определение темы и основной мысли текста, подбор заголовка. Составление плана текста. Устное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости (по плану). Словарно-орфографическая работа.  

§ 14

21.09

Р. р. Изложение «Случай на охоте».

Написание изложения.

Не дано.

Изл. № 1

24.09

Р. р. Работа над ошибками, допущенными в изложении «Случай на охоте».

Анализ структуры и языковых особенностей текста изложения в соответствии с допущенными обучающимися ошибками. Знакомство с условными обозначениями ошибок. Комментированное письмо. Обозначение орфограмм и пунктограмм. Составление схем предложений. Работа с карточками букв.

Индивидуальная работа над ошибками.

24.09

Части речи.

Составление алгоритма определения (распознавания) части речи. Создание схемы «Части речи». Распределительное списывание. Работа с орфографическими словарями. Игра «Я пересказываю - ты слушаешь».

§ 15, упр. 71

26.09

Глагол.

Изучающее чтение. Продуцирование устного монологического высказывания на учебную тему. Создание текста «Однажды в походе». Определение глагола в тексте по грамматической форме.

§ 16, упр. 77

27.09

-Тся и -ться в глаголах.

Изучающее чтение. Продуцирование устного монологического высказывания на учебную тему. Комментированное письмо. Обозначение орфограммы № 23. Работа с карточками букв.

§ 17, упр. 79

28.09

Р. р. Тема текста.

Работа с карточками букв. Редактирование текста, запись исправленного варианта.

§ 18, упр. 81

28.09

Личные окончания глаголов.

Синтаксическая минутка. Извлечение информации из таблиц, схем с последующими выводами. Комментированное письмо. Разбор слов по образцу. Продуцирование высказывания с использованием указанных слов. Обозначение орфограммы № 25.

§ 19, упр. 87

01.10

Имя существительное. Буквы е-и в окончаниях существительных.

Работа с карточками букв. Извлечение информации из таблиц с последующими выводами. Продуцирование устного монологического высказывания на учебную тему. Комментированное письмо.

§ 20, упр. 97

01.10

Ь после шипящих на конце существительных

Работа с карточками букв. Анализ слов с точки зрения соблюдения орфографических норм в употреблении ь после шипящих. Обозначение орфограмм № 8, 9. Комментированное письмо.

§ 20, упр. 94

03.10

Имя прилагательное.

Работа с карточками букв. Извлечение информации из наблюдений над текстом. Продуцирование устного монологического высказывания на учебную тему. Комментированное письмо. Определение темы и основной мысли текста, подбор заголовка. Р. к. Использование в качестве дидактического материала текстов донских писателей.

§ 21, упр. 105

04.10

Р. р. Подготовка к сочинению-описанию по картине А. А. Пластова «Летом».

Наблюдение над особенностями картины А. А. Пластова «Летом». Определение средств раскрытия замысла художника (композиция, цвет, колорит). Составление плана сочинения. Словарно-орфографическая работа. 

§ 21, упр. 106 (написать сочинение)

Соч. № 1

05.10

Местоимение.

Извлечение информации из жизненного опыта с последующим продуцированием монологического высказывания на учебную тему. Анализ речевого высказывания с точки зрения соблюдения орфографических норм в раздельном написании предлогов с местоимениями. Обозначение орфограммы № 7. Работа с орфографическими словарями.

§ 22, упр. 112

05.10

Р. р. Работа над ошибками, допущенными в сочинении-описании.

Основная мысль текста.

Наблюдение над текстом, определение его основной мысли. Редактирование заметки в стенгазете в соответствии с основной мыслью, отражённой в заголовке, запись исправленного варианта.

§ 23, индивидуальная работа над ошибками

08.10

Подготовка к контрольному тесту по теме  «Повторение изученного в начальных классах».

Фронтальный опрос. Работа с карточками букв. Практикум-тренажёр.

§§ 6-23 повторить, контрольные вопросы и задания на стр. 46

08.10

Контрольный тест по теме «Повторение изученного в начальных классах».

Выполнение тестовых заданий.

Не дано.

Тест № 2

10.10

Работа над ошибками, допущенными в контрольном тесте по теме «Повторение изученного в начальных классах».

Анализ допущенных обучающимися ошибок. Комментированное письмо. Обозначение орфограмм и пунктограмм. Составление схем предложений.

Индивидуальная работа над ошибками.

11.10

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (31 ч.+6 р. р.)

Синтаксис. Пунктуация.

Работа с толковым словарём. Изучающее чтение. Анализ и оценка текста с точки зрения соблюдения орфографических и пунктуационных норм. Определение темы, основной мысли текста, количества абзацев, подбор заголовка к нему.

§§ 24, 25, упр. 120

12.10

Словосочетание. Строение словосочетаний.  

Работа с карточками букв по орфограмме № 1. Извлечение информации из наблюдений над словосочетаниями с последующим продуцированием монологического высказывания на учебную тему. Обозначение смысловых связей между главным и зависимым словами. Восстановление нарушенной смысловой связи в словосочетании.

§ 26, упр. 122

12.10

Способы выражения грамматической связи в словосочетании.

Работа с карточками букв по орфограмме № 2. Изучающее чтение. Установление смысловой и грамматической связи в словосочетаниях. Определение структурных элементов словосочетаний. Дифференциация слов и словосочетаний.

§ 26, упр. 125

15.10

Виды словосочетаний. Разбор словосочетания.

Творческое списывание. Определение темы и основной мысли текста. Выписывание словосочетаний по заданной схеме. Разбор словосочетаний по плану.

§§ 26, 27,  упр. 133

15.10

Предложение.

Работа с карточками букв по орфограмме № 3. Изучающее чтение текста, определение темы и основной мысли. Рассмотрение схем интонационных конструкций. Наблюдение над схемами предложений с последующим продуцированием монологического выказывания на учебную тему. Установление границ предложений. Выбор знака конца предложения. Выписывание предложений по схемам.

§ 28, упр. 136

17.10

Р. р. Подготовка к сжатому изложению «Старый пень».

Определение темы и основной мысли текста, подбор заголовка. Составление плана текста. Устное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости (по плану). Функционально-стилевая дифференциация предложенных текстов. Словарно-орфографическая работа. 

§ 28

18.10

Р. р. Сжатое изложение «Старый пень».

Написание сжатого изложения.

Не дано.

Изл. № 2

19.10

Р. р. Работа над ошибками, допущенными в сжатом изложении «Старый пень».

Анализ структуры и языковых особенностей текста изложения в соответствии с допущенными обучающимися ошибками. Комментированное письмо. Обозначение орфограмм и пунктограмм. Составление схем предложений.

Индивидуальная работа над ошибками.

19.10

Виды предложений по цели высказывания.

Работа с карточками букв по орфограмме № 4. Дифференциация предложений по указанным критериям с последующим продуцированием монологического высказывания на учебную тему. Интонирование синтаксических конструкций по приведённым схемам. Характеристика предложений по цели высказывания. Р. к. Анализ пословиц, поговорок, лирических песен, бытующих на Дону.  

§ 29, упр. 147

Р. к. № 4

22.10

Восклицательные предложения.

Наблюдение над текстами с последующим продуцированием монологического высказывания на учебную тему. Изучающее чтение. Определение границ предложений и выбор знака конца синтаксической конструкции.

§ 30, упр.151

22.10

Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее.

Работа с карточками букв по орфограмме № 5. Наблюдение над текстом с последующими выводами по теме урока. Определение подлежащего и сказуемого, графическое их обозначение.

§§ 31, 32, упр. 158

24.10

Сказуемое.

Синтаксическая минутка. Творческое списывание. Изучающее чтение. Создание письменного текста на заданную тему с использованием глаголов-сказуемых. Поиск жизненных ситуаций, в которых можно использовать перечисленные глаголы-сказуемые.

§ 33, упр. 165

25.10

Тире между подлежащим и сказуемым.

Работа с карточками букв по орфограмме № 6. Наблюдение над текстом, таблицей с последующим продуцированием монологического высказывания на учебную тему. Комментированное письмо. Графическое объяснение выбора тире. Подбор синтаксических конструкций-синонимов по заданной схеме. Р. к. Использование предложений из текста «Историю нужно знать» о донской яхте «Колхида».

§ 34, упр. 170

Р. к. № 5

26.10

Нераспространённые и распространённые предложения.

Работа с толковым словарём. Изучающее чтение. Распределительный диктант. Творческое списывание.

§ 35, упр. 173

26.10

Второстепенные члены предложения. Дополнение.

Работа с карточками букв по орфограмме № 8. Игра «Цепочка предложений». Наблюдение над текстом с последующими выводами по теме урока. Изучающее чтение. Творческое списывание с графическими обозначениями на учебную тему. Игра «Закончи предложение».  

§§ 36, 37, упр.

29.10

Определение.

Выразительное чтение поэтического текста, определение стиля речи. Поиск в тексте слов, обозначающих признак предмета. Продуцирование высказывания на учебную тему. Творческое списывание. Графические обозначения по теме урока. Определение темы и основной мысли текста, подбор заголовка.

§ 38, упр. 183

29.10

Обстоятельство.

Синтаксическая минутка. Комментированное письмо, графические обозначения по теме урока. Творческое списывание. Составление предложений по схемам. Разбор предложений по членам.

§ 39, упр. 190

31.10

Повторение изученного по теме «Синтаксис. Пунктуация».

Фронтальный опрос. Работа с карточками букв. Разбор словосочетаний. Разбор предложений по членам. Р. к. Диктант «Проверь себя» на основе текста «Донская степь».

§§ 24-39 повторить, упр. 191

Р. к. № 6

01.11

Контрольная работа по теме «Синтаксис. Пунктуация».

Выполнение контрольной работы (диктант и грамматическое задание).

Не дано.

К. р. №1

02.11

Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе по теме «Синтаксис. Пунктуация».

Анализ допущенных обучающимися ошибок. Комментированное письмо. Обозначение орфограмм и пунктограмм. Составление схем предложений. Разбор грамматических заданий.

Индивидуальная работа над ошибками.

02.11

Подведение итогов I четверти.

Беседа.

Не дано.

12.11

Предложения с однородными членами.

Интонирование синтаксических единиц по схемам. Извлечение информации из схем, таблиц с последующими выводами по теме урока. Изучающее чтение. Творческое списывание. Составление схем однородных членов предложения. Словарно-орфографическая работа. Р. к. Восстановленный диктант «Жилища донских казаков» по тексту Л. Новак, Н. Фрадкиной.   

§ 40, упр. 194

Р. к. № 7

12.11

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Работа с карточками букв по орфограммам № 1, 2. Наблюдение над предложениями, схемами с последующими выводами по теме урока. Изучающее чтение. Схематический диктант. Творческое списывание.

§ 41, упр. 198

14.11

Обобщающие слова при однородных членах предложения.

Синтаксическая минутка. Работа с толковым словарём. Обобщение рядов однородных членов предложения. Изучающее чтение. Творческое списывание. Составление схем предложений с обобщающим словом.

§ 41, упр. 204

15.11

Предложения с обращениями.

Работа с карточками букв по орфограммам № 3, 4. Беседа. Исследование текста с обращениями, определение сущностных характеристик изучаемого объекта. Составление предложений по схемам. Определение роли обращений в тексте. Р. к. Использование предложений из текста «Историю нужно знать» о донской яхте «Колхида».

§ 42, упр. 211

Р. к. № 8

16.11.

Р. р. Письмо.

Определение стиля речи текста. Изучение композиции писем. Наблюдение над обращением.

§ 43, упр. 215 (написать письмо товарищу)

 17.11

Синтаксический разбор простого предложения.

Определение порядка синтаксического разбора. Изучение образца синтаксического разбора. Практикум. Словарно-орфографическая работа. 

§ 44, упр. 217

19.11

Р. р. Подготовка к сочинению-описанию по картине Ф. П. Решетникова «Опять двойка!».

Наблюдение над особенностями картины Ф. П. Решетникова «Опять двойка!». Определение средств раскрытия замысла художника (композиция, цвет, колорит). Составление плана сочинения. Словарно-орфографическая работа. 

§ 21, упр. 106 (написать сочинение)

Соч. № 2

19.11

Пунктуационный разбор простого предложения.

Работа с карточками букв по орфограмме № 5. Определение порядка пунктуационного разбора. Изучение образца пунктуационного разбора. Практикум.

§ 45, упр. 220

21.11

Простые и сложные предложения.

Работа с карточками букв по орфограмме № 6. Сравнительный анализ предложений. Наблюдение над схемой, таблицами с последующими выводами на учебную тему. Распределительный диктант. Творческое списывание. Составление схем предложений. Р. к. Использование в качестве дидактического материала текстов донских писателей.

§ 46, упр. 231

Р. к. № 9

22.11

Р. р. Работа над ошибками, допущенными в сочинении-описании.

Работа с карточками букв. Комментированное письмо. Обозначение орфограмм и пунктограмм. Составление схем предложений.

Индивидуальная работа над ошибками.

23.11

Синтаксический разбор сложного предложения.

Работа с карточками букв по орфограмме № 8. Определение порядка синтаксического разбора. Изучение образца синтаксического разбора. Практикум. Р. к. Использование текста «Донская степь» в качестве дидактического материала.

§ 47, упр. 233

Р. к. № 10

24.11

Прямая речь.

Извлечение информации из таблиц, схем, предложений с последующими выводами на учебную тему. Составление предложений по схемам. Творческое списывание. Р. к. Использование текста «Река Дон» в качестве дидактического материала.

§ 48, упр. 241

Р. к. № 11

26.11

Диалог.

Наблюдение над текстом разговорного стиля с последующими выводами на учебную тему. Игра «Кто артистичнее?». Выборочное списывание. Определение части текста по схеме. Р. к. Зрительный диктант «Казак и беда» по тексту Ю. Круглова.

§ 49, упр. 249

Р. к. № 12

26.11

Повторение изученного по теме «Синтаксис. Пунктуация».

Фронтальный опрос. Работа с карточками букв. Диктант «Проверь себя».  

§§ 40-49 повторить, упр. 253

28.11

Контрольная работа по теме «Синтаксис. Пунктуация».

Выполнение контрольной работы (диктант и грамматическое задание).

Не дано.

К. р. № 2

29.11

Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе по теме «Синтаксис. Пунктуация».

Анализ допущенных обучающимися ошибок. Комментированное письмо. Обозначение орфограмм и пунктограмм. Составление схем предложений. Разбор грамматических заданий.

Индивидуальная работа над ошибками.

30.11

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи (19 ч.+7 р. р.)

Фонетика.

Работа с толковым словарём. Извлечение информации из таблиц, схем с последующими выводами. Составление плана раскрытия темы. Продуцирование устного монологического высказывания по составленному плану.

§ 50

01.12

Гласные звуки.

Синтаксическая минутка. Наблюдение над особенностями произношения гласных звуков с последующим продуцированием устного монологического высказывания на учебную тему. Игра «Угадай слово!». Словарно-орфографическая работа. 

§ 51, упр. 260

03.12

Согласные звуки.

Наблюдение над особенностями произношения согласных звуков с последующим продуцированием устного монологического высказывания на учебную тему. Игра «Скороговорки». Словарно-орфографическая работа. 

§ 52, упр. 268

03.12

Изменение звуков в потоке речи.

Изучающее чтение. Беседа. Определение темы и основной мысли текста, подбор заголовка к нему. Словарно-орфографическая работа. 

§ 53, упр. 270

05.12

Согласные твёрдые и мягкие.

Синтаксическая минутка. Извлечение информации из таблицы, наблюдений с последующими выводами на учебную тему. Работа с орфоэпическим словарём. Словарно-орфографическая работа.

§ 54, упр. 274

06.12

Р. р. Повествование.

Функционально-стилевая дифференциация предложенных текстов. Определение темы и основной мысли текста, подбор заголовка к нему. Анализ композиции, морфологических и лексических особенностей текста.

§ 55, подготовить рассказ-повествование  

07.12

Р. р. Подготовка к изложению «Чудесный звон шкатулки».

Определение темы и основной мысли текста, подбор заголовка. Составление плана текста. Устное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости (по плану). Словарно-орфографическая работа. 

§ 55

08.12

Р. р. Изложение «Чудесный звон шкатулки».

Написание изложения.

Не дано.

Изл. № 3

10.12

Р. р. Работа над ошибками, допущенными в изложении «Чудесный звон шкатулки».

Анализ структуры и языковых особенностей текста изложения в соответствии с допущенными обучающимися ошибками. Комментированное письмо. Обозначение орфограмм и пунктограмм. Составление схем предложений.

Индивидуальная работа над ошибками.

10.12

Согласные звонкие и глухие.

Извлечение информации на учебную тему из таблиц, схем. Изучающее чтение. Творческое списывание. Комментированное письмо.

§ 56, упр. 279

12.12

Согласные звонкие и глухие.

Наблюдение над фонетическими законами «оглушение» и «озвончение». Анализ и оценка речевого высказывания с точки зрения соблюдения орфографических норм. Р. к. Фонетические особенности говоров Донской группы.

§ 56, упр. 281

13.12

Графика.

Работа с толковым словарём. Беседа о происхождении графики, буквы, русской письменности. Комментированное письмо.

§ 57, упр. 283

14.12

Алфавит.

Синтаксическая минутка. Извлечение информации на учебную тему из таблиц. Беседа о происхождении русского алфавита, о реформах письменности. Словарно-орфографическая работа. 

§ 58, упр. 293

15.12

Р. р. Описание предмета.

Извлечение информации на учебную тему из наблюдений над текстами одного типа речи, но разных стилей. Функционально-стилевая дифференциация предложенных текстов. Редактирование текста.

§ 59, упр. 294

17.12

Р. р. Подготовка к сочинению-описанию вещи.

Определение темы и основной мысли сочинений, подбор заголовков. Составление плана. Устное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости (по плану). Словарно-орфографическая работа. 

§ 59, упр. 295 (написать сочинение)

Соч. № 3

17.12

Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.

Изучающее чтение. Работа с карточками букв по орфограмме № 9. Объяснительный диктант.

§ 60, упр. 302

19.12

Двойная роль букв е, ё, ю, я.

Извлечение информации из таблиц, схем, текста с последующими выводами по теме урока. Распределительный диктант. Работа с орфоэпическим словарём.

§ 61, упр. 308

20.12

Р. р. Работа над ошибками, допущенными в сочинении-описании.

Работа с карточками букв. Комментированное письмо. Обозначение орфограмм и пунктограмм. Составление схем предложений.

Индивидуальная работа над ошибками.

21.12

Орфоэпия.

Работа с толковым, орфоэпическим словарями. Творческое списывание. Редактирование произносительных норм.

§ 62, упр. 311

22.12

Фонетический разбор слова.

Определение порядка фонетического разбора. Изучение образца фонетического разбора. Практикум.

§ 63, упр. 313

24.12

Повторение изученного по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография».

Фронтальный опрос. Практикум-тренажёр.

§§ 50-56

24.12

Повторение изученного по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография».

Фронтальный опрос. Практикум-тренажёр.

§ §§ 57-63, упр. 316

26.12

Контрольный тест по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография».

Выполнение тестовых заданий.

Не дано.

Тест № 3

27.12

Работа над ошибками, допущенными в контрольном тесте по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография».

Анализ допущенных обучающимися ошибок. Комментарий к контрольным тестовым заданиям.

Индивидуальная работа над ошибками.

28.12

Работа над ошибками, допущенными в контрольном тесте по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография».

Анализ допущенных обучающимися ошибок. Комментарий к контрольным тестовым заданиям.

Индивидуальная работа над ошибками.

29.12

Подведение итогов II четверти.

Беседа.

Не дано.

10.01

Лексика. Культура речи (9 ч.+3 р. р.)

Слово и его лексическое значение.

Работа с толковым словарём. Извлечение информации из жизненного опыта с последующим продуцированием монологического высказывания на учебную тему. Определение темы, основной мысли текста, типа и стиля речи. Игра «Я пересказываю - ты слушаешь». Р. к. Списывание неизменного текста «Кухня донских казаков» из учебного пособия «История донского казачества», толкование слов при помощи «Словаря донских говоров».

§ 64, упр. 327

Р. к. № 13

11.01

Однозначные и многозначные слова.

Изучающее чтение с выборочным извлечением информации в зависимости от коммуникативной установки. Работа с толковым словарём. Поиск ошибок в рисунках, отражающих лексическое значение слова. Определение типа и стиля речи текста.

§ 65, упр. 336

12.01

Прямое и переносное значение слов.

Извлечение информации из текста, жизненного опыта с последующим продуцированием монологического высказывания на учебную тему. Работа с толковым словарём. Поиск ошибок в рисунках, отражающих лексическое значение слова. Обнаружение в тексте слов, употреблённых в переносном значении.

§ 66, упр. 342

14.01

Омонимы.

Изучающее чтение. Пересказ текста на основе ключевых слов. Работа с толковым словарём. Редактирование текста. Определение роли омонимов в стихотворной речи. Ответ на проблемный вопрос путём пошагового анализа языкового явления.

§ 67, упр. 347

14.01

Синонимы.

Изучающее чтение с выборочным извлечением информации в зависимости от коммуникативной установки. Работа со словарём синонимов. Составление алгоритма-доказательства принадлежности слов к синонимам. Распределительное списывание. Определение роли синонимов в тексте.

§ 68, упр. 357

16.01

Антонимы.

Составление алгоритма-доказательства принадлежности слов к антонимам. Работа со словарём антонимов. Дифференциация антонимов по значению. Р. к. Использование в качестве дидактического материала текстов донских писателей.

§ 69, упр. 361

Р. к. № 14

17.01

Повторение изученного по теме «Лексика».

Фронтальный опрос. Практикум-тренажёр.

§§ 64-69, упр. 362

18.01

Контрольный тест по теме «Лексика».

Выполнение тестовых заданий.

Не дано.

Тест № 4

19.01

Р. р. Подготовка к изложению «Первый снег».

Определение темы и основной мысли текста, подбор заголовка. Составление плана текста. Устное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости (по плану). Словарно-орфографическая работа. 

§ 69, упр. 367

21.01

Работа над ошибками, допущенными в контрольном тесте по теме «Лексика».

Анализ допущенных обучающимися ошибок. Комментарий к контрольным тестовым заданиям.

Индивидуальная работа над ошибками.

21.01

Р. р. Изложение «Первый снег».

Написание изложения.

Не дано.

Изл. № 4

23.01

Р. р. Работа над ошибками, допущенными в изложении «Первый снег».

Анализ структуры и языковых особенностей текста изложения в соответствии с допущенными обучающимися ошибками. Комментированное письмо. Обозначение орфограмм и пунктограмм. Составление схем предложений.

Индивидуальная работа над ошибками.

24.01

Морфемика. Орфография. Культура речи (20 ч.+5 р. р.)

Морфема – наименьшая значимая часть слова.

Изучающее чтение с выборочным извлечением информации в зависимости от коммуникативной установки.

§ 70, упр. 368

25.01

Изменение и образование слов.

Синтаксическая минутка. Игра «Я пересказываю - ты слушаешь». Практикум по изменению и образованию слов. Р. к. Специфические для наречий донских говоров словообразовательные типы, модели, средства.

§ 71, упр. 370

Р. к. № 15

26.01

Окончание.

Извлечение информации из схем, таблиц, текстов с последующими выводами на учебную тему. Определение по окончанию грамматических характеристик слова.

§ 72, упр. 374

28.01

Основа слова.

Извлечение информации из таблиц, текстов с последующими выводами на учебную тему. Определение темы и основной мысли текста, стиля и типа речи, подбор заголовка. Практикум по определению основы различных частей речи.

§ 73, упр. 377

28.01

Корень слова.

Извлечение информации из текстов с последующими выводами на учебную тему. Выработка алгоритма определения корня слова. Поиск ответа на проблемный вопрос путём анализа языковых единиц.

§ 74, упр. 384

30.01

Р. Р. Рассуждение.

Функционально-стилевая дифференциация предложенных текстов. Устный пересказ текста на основе ключевых слов.  

§ 75, упр. 388

31.01

Р. р. Подготовка к сочинению-рассуждению.

Определение темы и основной мысли сочинений, подбор заголовков. Составление плана. Устное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости (по плану). Словарно-орфографическая работа. 

§ 75 (написать сочинение)

Соч. № 4

01.02

Суффикс.

Извлечение информации из схем, таблиц, текстов с последующими выводами на учебную тему. Творческое списывание. Запись слов по схемам. Выработка алгоритма определения суффикса.

§ 76, упр. 400

02.02

Приставка.

Извлечение информации из схем, таблиц, рисунков, текстов с последующими выводами на учебную тему. Выработка алгоритма определения приставки. Работа с орфографическим словарём.

§ 77, упр. 406

04.02

Р. р. Работа над ошибками, допущенными в сочинении-рассуждении.

Работа с карточками букв. Комментированное письмо. Обозначение орфограмм и пунктограмм. Составление схем предложений.

Индивидуальная работа над ошибками.

04.02

Чередование звуков.

Синтаксическая минутка. Наблюдение над разновидностями чередований с последующим продуцированием монологического высказывания на учебную тему. Выборочный диктант.

§ 78, упр. 409 (10 слов)

06.02

Беглые гласные.

Извлечение информации из схем, жизненного опыта с последующим продуцированием монологического высказывания на учебную тему. Запись слов по схемам.

§ 79, упр. 413

07.02

Варианты морфем.

Изучающее чтение с выборочным извлечением информации в зависимости от коммуникативной установки. Распределительное списывание.

§ 80, упр. 415

08.02

Морфемный разбор слова.

Определение порядка морфемного разбора. Изучение образца морфемного разбора. Практикум.

§ 81, упр. 417

09.02

Правописание гласных и согласных в приставках.

Работа с карточками букв. Анализ и оценка речевого высказывания с точки зрения соблюдения орфографических норм в написании гласных и согласных в приставках. Обозначение орфограммы № 10. Составление алгоритма по написанию гласных и согласных в приставках. Работа с орфографическим словарём.

§ 82, упр. 422

11.02

Буквы з и с на конце приставок.

Синтаксическая минутка. Работа с карточками букв. Распределительный диктант. Обозначение орфограммы № 11. Составление алгоритма по написанию букв з и с на конце приставок. Игра «Пиши правильно!».

§ 83, упр. 432

11.02

Буквы о-а в корне -лаг- - -лож-.

Работа с карточками букв. Анализ и оценка речевого высказывания с точки зрения соблюдения орфографических норм. Обозначение орфограммы № 12. Составление алгоритма по написанию букв о-а в корне -лаг- - -лож-.

§ 84, упр. 436

13.02

Р. р. Подготовка к сочинению-описанию по картине П. П. Кончаловского «Сирень в корзине».

Наблюдение над особенностями картины П. П. Кончаловского «Сирень в корзине». Определение средств раскрытия замысла художника (композиция, цвет, колорит). Составление плана сочинения. Словарно-орфографическая работа. 

§ 87, упр. 456 (написать сочинение)

Соч. № 5

14.02

Буквы о-а в корне -раст- - -рос-.

Работа с карточками букв. Анализ и оценка речевого высказывания с точки зрения соблюдения орфографических норм. Игра «Пиши правильно!». Обозначение орфограммы № 13. Составление алгоритма по написанию букв о-а в корне -раст- - -рос-.

§ 85, упр. 441

15.02

Буквы ё-о после шипящих в корне.

Работа с карточками букв. Распределительный диктант. Обозначение орфограммы № 14. Составление алгоритма по написанию букв ё-о после шипящих в корне.

§ 86, упр. 444

16.02

Буквы и-ы после ц.

Синтаксическая минутка. Работа с карточками букв. Анализ и оценка речевого высказывания с точки зрения соблюдения орфографических норм. Обозначение орфограммы № 15. Составление алгоритма по написанию букв и-ы после ц. Игра «Пиши правильно!».

§ 87, упр. 449 (1 абзац)

18.02

Р. р. Работа над ошибками, допущенными в сочинении-описании.

Работа с карточками букв. Комментированное письмо. Обозначение орфограмм и пунктограмм. Составление схем предложений.

Индивидуальная работа над ошибками.

18.02

Повторение изученного по теме «Морфемика. Орфография».

Фронтальный опрос. Работа с карточками букв. Диктант «Проверь себя».  

§§ 80-87 повторить, упр. 449 (2 абзац)

20.02

Контрольная работа по теме «Морфемика. Орфография».

Выполнение контрольной работы (диктант и грамматическое задание).

Не дано.

К. р. № 3

21.02

Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе по теме «Морфемика. Орфография».

Анализ допущенных обучающимися ошибок. Комментированное письмо. Обозначение орфограмм и пунктограмм. Составление схем предложений. Разбор грамматических заданий.

Индивидуальная работа над ошибками.

22.02

Морфология. Орфография. Культура речи (42 ч.+14 р. р.)

Самостоятельные и служебные части речи.

Извлечение информации из таблиц с последующим продуцированием монологического высказывания на учебную тему. Практикум по разграничению самостоятельных и служебных частей речи.

§ 88, упр. 463

25.02

Имя существительное (15 ч.+5 р. р.)

Р. р. Доказательства в рассуждении.

Функционально-стилевая дифференциация предложенных текстов. Устный пересказ текста на основе ключевых слов.  

§ 90, упр. 476

25.02

Р. р. Подготовка к сочинению-рассуждению.

Определение темы и основной мысли сочинений, подбор заголовков. Составление плана. Устное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости (по плану). Словарно-орфографическая работа. 

§ 90, упр. 477 (написать сочинение)

Соч. № 6

27.02

Имя существительное как часть речи. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.

Составление алгоритма определения (распознавания) имени существительного в речевом высказывании. Р. к. Комплексная работа с текстом М. Шолохова о «величайшем богатстве народа», «метком и образном русском языке». Синтаксическая минутка. Игра «Я пересказываю - ты слушаешь». Распределительный диктант.

§ 89, § 91, упр. 482

Р. к. № 16

28.02

Имена существительные собственные и нарицательные.

Изучающее чтение с выборочным извлечением информации в зависимости от коммуникативной установки. Составление диалога с использованием имён собственных. Р. к. Использование предложений из текста М. Астапенко «Новочеркасск – столица казачьего Дона» .   

§ 92, упр. 494

Р. к. № 17

01.03

Р. р. Подготовка к сжатому изложению «Перо и чернильница».

Определение темы и основной мысли текста, подбор заголовка. Составление плана текста. Устное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости (по плану). Словарно-орфографическая работа. 

§ 92, упр. 496

02.03

Р. р. Сжатое изложение «Перо и чернильница».

Написание изложения.

Не дано.

Изл. № 5

04.03

Р. р. Работа над ошибками, допущенными в сжатом изложении «Перо и чернильница».

Анализ структуры и языковых особенностей текста изложения в соответствии с допущенными обучающимися ошибками. Комментированное письмо. Обозначение орфограмм и пунктограмм. Составление схем предложений.

Индивидуальная работа над ошибками.

04.03

Морфологический разбор имени существительного.

Определение порядка морфологического разбора. Изучение образца морфологического разбора. Практикум.

§ 93, упр. 499

06.03

Род имён существительных.

Изучающее чтение с выборочным извлечением информации в зависимости от коммуникативной установки. Творческое списывание.

§ 94, упр. 503

07.03

Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа.

Синтаксическая минутка. Дифференциация видов имён существительных, которые имеют форму только множественного числа. Игра «Я пересказываю - ты слушаешь».

§ 95, упр. 510

09.03

Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа.

Устный пересказ текста на основе ключевых слов. Игра «Продолжи перечисление!» Составление таблицы по учебной теме.

§ 96, упр. 516

11.03

Три склонения имён существительных.

Извлечение информации из таблиц, текста с последующим продуцированием монологического высказывания на учебную тему. Практикум по определению склонения имён существительных.

§ 97, упр. 518

11.03

Падеж имён существительных.

Извлечение информации из таблиц с последующим продуцированием монологического высказывания на учебную тему. Редактирование текста. Творческое списывание.

§ 98, упр. 529

13.03

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе. Множественное число имён существительных.

Работа с карточками букв. Комментированное письмо. Обозначение орфограммы № 17. Составление алгоритма по написанию падежных окончаний имён существительных в единственном числе. Игра «Пиши правильно!». Поиск ответа на проблемный вопрос путём рассмотрения рисунков и анализа языковых единиц.

§§  99, 100, упр. 544, 555

14.03

Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

Работа с карточками букв. Анализ и оценка речевого высказывания с точки зрения соблюдения орфографических норм. Обозначение орфограммы № 18. Составление алгоритма по написанию о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

§ 101, упр. 560

15.03

Повторение изученного по теме «Имя существительное».

Фронтальный опрос. Работа с карточками букв. Диктант «Проверь себя».  

§§ 89-101

16.03

Контрольная работа по теме «Имя существительное».

Выполнение контрольной работы (диктант и грамматическое задание).

Не дано.

К. р. № 4

18.03

Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе по теме «Имя существительное».

Анализ допущенных обучающимися ошибок. Комментированное письмо. Обозначение орфограмм и пунктограмм. Составление схем предложений. Разбор грамматических заданий.

Индивидуальная работа над ошибками.

18.03

Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе по теме «Имя существительное».

Анализ допущенных обучающимися ошибок. Комментированное письмо. Обозначение орфограмм и пунктограмм. Составление схем предложений. Разбор грамматических заданий.

Индивидуальная работа над ошибками.

20.03

Подведение итогов III четверти.

Беседа.

Не дано.

01.04

Имя прилагательное (7 ч.+4 р. р.)

Имя прилагательное как часть речи.

Синтаксическая минутка. Составление алгоритма определения (распознавания) имени прилагательного в речевом высказывании. Р. к. Использование в качестве дидактического материала текста В. Воронкова «Ковыль».

§ 102, упр. 577

Р. к. № 18

01.04

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.

Работа с карточками букв. Анализ и оценка речевого высказывания с точки зрения соблюдения орфографических норм. Обозначение орфограммы № 19. Составление алгоритма по написанию гласных в падежных окончаниях прилагательных. Игра «Пиши правильно!». Р. к. Диктант по памяти по стихотворению М. Костина «Люблю я Дон».

§ 103, упр. 586

Р. к. № 19

03.04

Прилагательные полные и краткие.

Изучающее чтение с выборочным извлечением информации в зависимости от коммуникативной установки. Работа с карточками букв. Комментированное письмо. Обозначение орфограммы № 20.

§ 105, упр. 598

04.04

Р. р. Описание животного.

Функционально-стилевая дифференциация предложенных текстов. Устный пересказ текста на основе ключевых слов.  

§ 104, стр. 295 (повторить)

05.04

Р. р. Подготовка к изложению «Всем кошкам кошка».

Определение темы и основной мысли текста, подбор заголовка. Составление плана текста. Устное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости (по плану). Словарно-орфографическая работа. 

§ 104

06.04

Р. р. Изложение «Всем кошкам кошка».

Написание изложения.

Не дано.

Изл. № 6

08.04

Р. р. Работа над ошибками, допущенными в изложении «Всем кошкам кошка».

Анализ структуры и языковых особенностей текста изложения в соответствии с допущенными обучающимися ошибками. Комментированное письмо. Обозначение орфограмм и пунктограмм. Составление схем предложений.

Индивидуальная работа над ошибками.

08.04

Морфологический разбор имени прилагательного.

Определение порядка морфологического разбора. Изучение образца морфологического разбора. Практикум.

§ 106, упр. 600

10.04

Повторение изученного по теме «Имя прилагательное».

Фронтальный опрос. Работа с карточками букв. Диктант «Проверь себя».  

§§ 102-106, упр. 602

11.04

Контрольная работа по теме «Имя прилагательное».

Выполнение контрольной работы (диктант и грамматическое задание).

Не дано.

К. р. № 5

12.04

Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе по теме «Имя прилагательное»».

Анализ допущенных обучающимися ошибок. Комментированное письмо. Обозначение орфограмм и пунктограмм. Составление схем предложений. Разбор грамматических заданий.

Индивидуальная работа над ошибками.

13.04

Глагол (19 ч.+5 р. р.)

Глагол как часть речи.

Синтаксическая минутка. Изучающее чтение с выборочным извлечением информации в зависимости от коммуникативной установки. Составление алгоритма определения (распознавания) глагола в речевом высказывании. Р. к. Использование в качестве дидактического материала текстов донских поэтов.

§ 107, упр. 610

15.04

Не с глаголами.

Анализ и оценка речевого высказывания с точки зрения соблюдения орфографических норм. Обозначение орфограммы № 21. Составление алгоритма по написанию не с глаголами.

§ 108, упр. 618

15.04

Р. р. Рассказ.

Функционально-стилевая дифференциация предложенных текстов. Устный пересказ текста на основе ключевых слов.  

§ 109, упр. 623

17.04

Неопределённая форма глагола.

Игра «Я пересказываю - ты слушаешь». Комментированное письмо. Работа с карточками букв. Обозначение орфограммы № 22. Составление алгоритма по написанию ь в глаголах после шипящих.

§ 110, упр. 633

18.04

Правописание -тся - и -ться в глаголах.

Изучающее чтение. Продуцирование устного монологического высказывания на учебную тему. Комментированное письмо. Работа с карточками букв. Обозначение орфограммы № 23. Составление алгоритма по написанию -тся - и -ться в глаголах.

§ 111, упр. 642

19.04

Виды глагола.

Извлечение информации из рисунков, таблицы, схемы с последующим продуцированием монологического высказывания на учебную тему. Распределительный диктант. Работа с орфографическим словарём. Р. к. Использование в качестве дидактического материала текстов донских писателей.

§ 112, упр. 648

Р. к. № 20

20.04

Буквы е-и в корнях с чередованием.

Работа с карточками букв. Анализ и оценка речевого высказывания с точки зрения соблюдения орфографических норм. Обозначение орфограммы № 24. Составление алгоритма по написанию букв е-и в корнях с чередованием. Игра «Пиши правильно!».

§ 113, упр. 656

22.04

Р. р. Невыдуманный рассказ о себе.

Устный пересказ текста на основе ключевых слов.  

§ 114

22.04

Время глагола.

Извлечение информации из таблиц с последующим продуцированием монологического высказывания на учебную тему. Практикум по определению времени глагола.

§ 115, упр.661

24.04

Прошедшее время.

Синтаксическая минутка. Изучающее чтение. Распределительный диктант. Образование глаголов по образцу.

§ 116, упр. 665

25.04

Настоящее время.

Изучающее чтение с выборочным извлечением информации в зависимости от коммуникативной установки. Поиск в тексте глаголов с указанными грамматическими характеристиками. Работа с орфоэпическим словарём.

§ 117, упр. 668

26.04

Будущее время.

Извлечение информации из таблицы, текста с последующим продуцированием монологического высказывания на учебную тему. Поиск в тексте глаголов с указанными грамматическими характеристиками. Работа с орфоэпическим словарём.

§ 118, упр. 675

27.04

Спряжение глаголов.

Извлечение информации из таблицы, текста с последующим продуцированием монологического высказывания на учебную тему. Практикум по определению спряжения глаголов.

§ 119, упр. 678

29.04

Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием.

Комментированное письмо. Обозначение орфограммы № 25. Составление алгоритма по написанию безударных личных окончаний глаголов.

§ 120, упр. 697

29.04

Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием.

Работа с карточками букв. Анализ и оценка речевого высказывания с точки зрения соблюдения орфографических норм. Обозначение орфограммы № 25.

§ 120, упр. 694

02.05

Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа.

Изучающее чтение с выборочным извлечением информации в зависимости от коммуникативной установки. Работа с карточками букв. Комментированное письмо. Обозначение орфограммы № 22. Составление алгоритма по написанию мягкого знака после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа.

§ 122, упр. 704

03.05

Р. р. Подготовка к сжатому изложению «Шоколадный торт».

Определение темы и основной мысли текста, подбор заголовка. Составление плана текста. Устное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости (по плану). Словарно-орфографическая работа. 

§ 121

04.05

Р. р. Сжатое изложение ««Шоколадный торт».

Написание изложения.

Не дано.

Изл. № 7

06.05

Р. р. Работа над ошибками, допущенными в сжатом изложении ««Шоколадный торт».

Анализ структуры и языковых особенностей текста изложения в соответствии с допущенными обучающимися ошибками. Комментированное письмо. Обозначение орфограмм и пунктограмм. Составление схем предложений.

Индивидуальная работа над ошибками.

06.05

Употребление времён.

Устный пересказ текста на основе ключевых слов. Творческое списывание.

§ 123, упр. 708

08.05

Морфологический разбор глагола.

Синтаксическая минутка. Определение порядка морфологического разбора. Изучение образца морфологического разбора. Практикум.

§ 121, упр. 698

10.05

Повторение изученного по теме «Глагол».

Фронтальный опрос. Работа с карточками букв. Диктант «Проверь себя».  

§§ 107-123

11.05

Контрольная работа по теме «Глагол».

Выполнение контрольной работы (диктант и грамматическое задание).

Не дано.

К. р. № 6

13.05

Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе по теме «Глагол»».

Анализ допущенных обучающимися ошибок. Комментированное письмо. Обозначение орфограмм и пунктограмм. Составление схем предложений. Разбор грамматических заданий.

Индивидуальная работа над ошибками.

13.05

Повторение и систематизация изученного (16 ч.)

Разделы науки о языке.

Извлечение информации из таблиц с последующим продуцированием монологического высказывания на учебную тему.

§ 124, упр.715

15.05

Орфограммы в приставках.

Работа с карточками букв по орфограммам № 10, 11. Анализ и оценка речевого высказывания с точки зрения соблюдения орфографических норм. Обозначение орфограмм № 10, 11.

§ 125, упр. 731

16.05

Орфограммы в корнях слов.

Работа с карточками букв по орфограммам № 1, 2, 3, 4, 5. Анализ и оценка речевого высказывания с точки зрения соблюдения орфографических норм. Обозначение орфограмм.

§ 125, упр. 736

17.05

Орфограммы в корнях слов.

Синтаксическая минутка. Работа с карточками букв по орфограммам № 12, 13, 14, 15, 16, 24. Диктант «Проверь себя».

§ 125, упр. 737

18.05

Орфограммы в окончаниях слов.

Работа с карточками букв по орфограммам № 17, 18, 19. Р. к. Комплексная работа с текстом В. Моложавенко «О временах незапамятных».

§ 126, упр.740

Р. к. № 21

20.05

Орфограммы в окончаниях слов.

Работа с карточками букв по орфограмме № 25. Анализ и оценка речевого высказывания с точки зрения соблюдения орфографических норм. Обозначение орфограммы № 25.

§ 126, упр. 741

20.05

Употребление букв ь и ъ.

Синтаксическая минутка. Работа с карточками букв по орфограмме № 6. Игра «Пиши правильно!».

§ 127, упр. 743

22.05

Употребление букв ь и ъ.

Работа с карточками букв по орфограммам № 8, 9, 20, 22, 23. Диктант «Проверь себя».

§ 127, упр. 745

23.05

Знаки препинания в простом и сложном предложении.

Работа с пунктуационными правилами № 1, 2, 3. Анализ и оценка речевого высказывания с точки зрения соблюдения пунктуационных норм. Составление схем предложений.

§ 128, упр. 749

24.05

Знаки препинания в простом и сложном предложении.

Работа с пунктуационными правилами № 4, 5. Анализ и оценка речевого высказывания с точки зрения соблюдения пунктуационных норм. Составление схем предложений. Р. к. Использование в качестве дидактического материала текстов донских писателей.

§ 128, упр. 751

25.05

Подготовка к итоговому тесту.

Фронтальный опрос. Практикум-тренажёр.

Подготовиться к итоговому тесту.

27.05

Итоговый тест.

Выполнение тестовых заданий.

Не дано.

Тест № 5

27.05

Итоговый тест.

Выполнение тестовых заданий.

Не дано.

29.05

Работа над ошибками, допущенными в итоговом тесте.

Анализ допущенных обучающимися ошибок. Комментарий к итоговым тестовым заданиям.

Индивидуальная работа над ошибками.

30.05

Викторина «Знаешь ли ты?».

Выполнение заданий викторины.

Не дано.

31.05

Подведение итогов IV четверти и года.

Беседа.

Не дано.


Система оценки планируемых результатов

Предмет «Русский язык»     Класс 5 «А»      Учитель Смирнова Н. А. 

Четверть

Количество недель

Количество

часов в

неделю

Всего часов

недели

Формы  и виды контроля

Тест

Сочинение

Изложение

Контрольная работа

(диктант и грамматическое задание)

I.

9 недель

6

54

+

+

+

+

+

9.

+

II.

7 недель

6

42

+

+

+

+

+

III.

10 недель

6

58

+

+

+

+

+

+

+

+

IV.

9 недель

6

51

+

+

+

+

9.

+

ИТОГО:

205

35

5

6

7

6

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

I. Печатные пособия

  1. Список основной литературы
  1. Беляева О. В., Даценко О. А. Универсальные поурочные разработки по русскому языку к учебникам М. Т. Баранова и др.: 5 класс. - М.: ВАКО, 2007.
  2. Вялкова Г. М. Рабочие программы по русскому языку. 5-11 классы (по программам М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского; А. И. Власенкова). - М.: Планета, 2011.
  3. Днепров Э. Д. Сборник нормативных документов. Русский язык в образовательных учреждениях с русским языком обучения. – М.: Дрофа, 2007.
  4. Ладыженская Т. А., Баранов M. T., Тростенцова Л. А. и др. Методические рекомендации к учебнику 5 класса. - М.: Просвещение, 2011.
  5. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А., Григорян Л. Т., Кулибаба И. И., Ладыженская Н. В. Русский язык.  Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2011.
  6. Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку. - М., 1992.
  7. Тростенцова Л. А., Стракевич М. М., Ладыженская Н. В., Баранов M. T., Дейкина А. Д., Подстреха Н. М. Дидактические материалы. 5 класс. М.: Просвещение, 2011.

2) Список дополнительной литературы

  1. Агеенко Ф. Л., Зарва М. В. Словарь ударений русского языка. - Л., 1993.
  2. Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка. - М., 1998.
  3. Арсирий А. Т. Занимательные материалы по русскому языку. - М., 1995.
  4. Баранов М. Т. и др. Русский язык: Справочные материалы. - М., 2006.
  5. Баранов М. Т. Школьный орфографический словарь русского языка. - М., 1997.
  6. Баранов М. Т. Школьный словарь образования слов русского языка. - М., 2004.
  7. Бельчиков Ю. А., Панюшева М. С. Словарь паронимов современного русского языка. - М., 1994.
  8. Богданова Г. А. Уроки русского языка в 5 классе. - СПБ., 2004.
  9. Валгина Н. С., Светлышева В. Н. Орфография и пунктуация: справочник. - М., 1994.
  10. Введенская А. А., Колесников Н. П. От собственных имён к нарицательным. - М., 1989.
  11. Войлова К. А., Гольцова Н. Г. Из школы в вуз: Справочник-практикум по русскому языку. - М., 1996.
  12. Ганжина И. Ю., Назарова Н. Ф. Сборник изложений 5-7 класс. - Саратов, 2000.
  13. Граник Г. Г. и др. Речь, язык и секреты пунктуации. - М., 1995.
  14. Дерягина С. И. Учебный словарь  глагольно-именных словосочетаний русского языка. - М., 1987.
  15. Егорова Н. В. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс. - М., 2006 .
  16. Жуков В. П., Жуков А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка. - М., 1994.
  17. Иванов В. В., Потиха З. А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. - М., 1985.
  18. Истрин В. А. 1100 лет славянской азбуки. - М., 1963.
  19. Колесников Н. П. Словарь двойных согласных. - М., 1990.
  20. Костяева Т. А. Проверочные и контрольные работы по русскому языку 5 класс. - М., 2000.
  21. Крысин  Л. П.  Толковый  словарь  иноязычных  слов. - М., 1998.
  22. Лапатухин М. С., Скорлуповская Е. В., Снетова Г. П. Школьный толковый словарь русского языка. - М., 1981.
  23. Леденёва В. В., Халикова Н. В. Русский язык. Тесты. 5-7 классы. - М., 2002.
  24. Львов М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка. - М., 1987.
  25. Львова С. И. Уроки словесности. - М., 1996.
  26. Милославский И. Г. Как разобрать и собрать слово. - М., 1993.
  27. Одинцов В. В. Лингвистические парадоксы. - М., 1988.
  28. Ожегов  С. И. Толковый словарь русского языка. - М., 2000.
  29. Орфографический словарь русского языка. - М., 1990.
  30. Орфоэпический словарь русского языка / Под ред. Р. И. Аванесова. - М., 1985.
  31. Павлова Т. И., Гаврилова С. И. Контроль на уроках русского языка в 5-7 классах как этап подготовки к новой форме государственной итоговой аттестации в 9 классе. На материале лингвистического краеведения. - Ростов-на-Дону, 2008.
  32. Панов Б. Т. , Текучёв А. В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. - М., 1991.
  33. Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке. - М., 1997.
  34. Розенталь Д. Э. Управление в русском языке: Словарь-справочник. Для работников печати. - М., 1986.
  35. Розенталь Д. Э., Голуб И. Б., Теленкова М. А.  Современный русский язык. - М., 1994.
  36. Рыбникова В. Я., Павлова Т. И. Проверочные материалы по русскому языку для 5-9 классов. Методические рекомендации. - Ростов-на-Дону, 1994.
  37. Сайты ФИПИ (http://www.fipi.ru; www.ege.edu.ru).
  38. Светлышева В. Н., Давыдова О. А. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации. 5-7 классы. - М., 2002.
  39. Словарь новых слов русского языка / Под ред. Н. З. Котеловой. - СПб., 1995.
  40. Словарь сочетаемости слов русского языка  / Под ред. П. Н. Денисова, В. В. Морковкина. - М., 1983.
  41. Сопер П. Л. Основы искусства речи. - М., 1992.
  42. Стронская И. М. Все части речи русского языка в таблицах и схемах. - Санкт - Петербург, 2006.
  43. Сухотинская А. В. Репетитор: Русская орфография и пунктуация. - М., 1992.
  44. Тихонов А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. - М., 1996.
  45. Тростенцова Л. А. Дидактический материал по русскому языку. 5 класс. - М., 2007.
  46. Ушаков Д. Н., Крючков С. Е. Орфографический словарь. Для учащихся средней школы. - М., 1990.
  47. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. - М., 1987.
  48. Халикова Н. В., Леденёва В. В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 5-7 классы. - М., 2002.
  49. Шанский Н. М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. - М., 1987.
  50. Яцык В. Д. Современные подходы к написанию изложения. - Ростов-на-Дону, 2009.

II. Технические средства обучения

  1. Музыкальный центр «Panasonic».

III. Цифровые образовательные ресурсы

  1. Диски
  1. «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка Кирилла и Мефодия. 5 класс».
  2. «Учим правило по алгоритму. 5 класс».
  1. USB-накопитель «Kingston».

IV. Демонстрационные пособия

  1. Никулина М. Ю., Жукова М. В., Захаркина И. Р. Учебные альбомы для V-IX классов. – М., 2004.  
  2. Таблицы по русскому языку для 5 класса. - М., 2009.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 7 класс по учебнику Баранов М.Т., Ладыженская Т.А

Рабочая программа по русскому языку 7 класс по учебнику Баранов М.Т., Ладыженская Т.А...

Рабочая программа по русскому языку 7 класс : М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский

Рабочая программа, сделанная в соответствии со всеми   требованиями Стандартов....

Рабочая программа по русскому языку 7 класс М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский

Разработана в соответствии с требованиями Стандартов и всех проверок...

Рабочая программа по русскому языку, 6 класс (М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский).

Рабочая программа по русскому языку  составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования России 0т 05.03.2004 №1089....

Рабочая программа по русскому языку 9 класс М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский,

Рабочая программа составлена на основе программы по русскому языку М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского,            Рабочая и авторская п...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс(ФГОС) УМК Баранов, Ладыженская

Раздел I. Пояснительная записка. Общая характеристика курсаЯзык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи инфо...