Урок русского языка в 7 классе "Разряды наречий"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Конспект урока с раздаточным материалом и электронными ресурсами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 232.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 7 классе
Тема урока: Разряды наречий
Дата проведения 22.11.2012
Учитель Федосеева С.В.
Цели урока:
- уточнить знания детей о наречии, их отличие от других частей речи;
- отработать умение определять разряды наречий по значению;
- грамотно применять наречия в речи;
- продолжать развивать устную и письменную речь;
- обогащать словарный запас учащихся.
Содержание урока
1.Организационный момент
Давайте поприветствуем, друг друга и подарим свои улыбки. Каждый из вас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее, а в любом деле главное - это доброе начало. Проверьте осанку. Помните: люди с правильной осанкой всегда хорошо выглядят, они подтянуты, стройны, аккуратны.
2.Сообщение темы и цели. Игра «Составь слово»
- Четвертая буква в слове кузНец
- Эта буква пишется в корне слова прилАгательное
- Этой буквы нет в японском языке, поэтому они говорят: «глоза, лис, ладуга, лыба» - Р
- Эта буква пишется в окончании слова в деревнЕ
- Первая мягкая шипящая буква в русском алфавите – Ч
- Эта буква пишется в корне слова собИрались
- Эта буква пишется в окончании слова борЕтся
- Какое слово у вас получилось? Правильно, наречие. Сегодня на уроке мы продолжим изучение этой части речи. А для начала небольшая ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ДУЭЛЬ
- К самостоятельным или служебным частям речи относится наречие? (к самостоятельным)
- Что наречие обозначает? (признак действия, признак другого признака)
- Вопросы? (Где? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как? И др.)
- Главный морфологический признак? (неизменяемость)
- Каким словам чаще всего примыкает наречие? (к глаголу)
- Синтаксическая роль? (обстоятельство)
3.Устная работа
Учитель: Послушайте стихотворение и подсчитайте, сколько наречий употреблено в тексте (13 наречий)
Не заслуга быть белым,
Не достоинство – русым,
Очень трудно быть смелым,
Очень просто быть трусом.
Кто не предал России
Ради собственной славы,
Знает: трудно быть смелым,
Знает: просто быть слабым.
Знает: трудно жить крупно,
Проще – жить осторожно.
Добрым – сложно и трудно,
А недобрым – несложно.
Учитель: Прошу проверить себя (раздаточный материал)
Учитель: Как вы думаете, почему эти предложения записаны попарно?
В дали голубой замелькал парус.
Вдали послышался шум.
В начале лета было жарко.
Вначале разговор не клеился.
С начала весны установилась солнечная погода.
Сначала надо выучить правило.
Я шел на встречу с писателем.
Я шел навстречу ветру.
Учитель: Что нужно знать и о чем помнить, чтобы отличить наречие от похожих на них слов?
Учитель: Как называются слова одинаково звучащие, но разные по значению? (омонимы)
- 4. Исследовательская работа. Актуализация нового материала
Учитель: По значению наречия делятся на определённые группы, а на какие именно, вы сейчас попробуете догадаться сами.
(Учащиеся работают с таблицей. Они самостоятельно формулируют вопросы к наречиям, представленным в третьем столбике, записывают их и пробуют догадаться, к какому разряду могут относиться эти наречия).
Разряд | Вопросы | Примеры |
Наречия места | Где? Куда? Откуда? | Внизу, направо, издалека |
Наречия времени | Когда? Как долго? | Утром, допоздна, завтра |
Наречия причины | Почему? По какой причине? Отчего? | Сгоряча, впопыхах, сослепу |
Наречия цели | Зачем? С какой целью? Для чего? | Назло, нарочно, специально |
Наречия образа действия | Как? Каким образом? | Громко, быстро, шёпотом |
Наречия меры и степени | Насколько? В какой степени? Сколько? | Очень, слишком, чересчур |
Результат самостоятельной работы заполненная схема.
Физкультминутка. Игра “Волшебный мячик”.
- От глагола бежать один учащийся задаёт вопрос, кидает мячик, другой учащийся ловит мяч и отвечает на вопрос (ответ-наречие), затем он задаёт следующему учащемуся другой вопрос наречия и т. д.
- Бежать (когда?) сегодня, завтра, утром.
- Бежать (где?) здесь, рядом, впереди.
- Бежать (куда?) вперед, назад, вниз.
- Бежать (откуда?) издалека.
- Бежать (как?) быстро, медленно.
- Бежать (зачем?) специально.
- Бежать (почему?) с перепугу, со страха.
5. Упражнения на закрепление
Учитель: Разряд наречия – это и есть его постоянный морфологический признак. Ученые лингвисты отмечают, что наречий образа действия и меры и степени примерно 6 тысяч и их количество активно пополняется. А остальные группы включают чуть более 260 слов и их число почти не растет.
А теперь вы самостоятельно попробуете определить разряд наречий, но прежде вы должны заменить фразеологический оборот наречием.
Фразеологизм | Наречие | Разряд |
Положа руку на сердце | честно | Образа действия |
У чёрта на куличках | далеко | наречие места |
Битый час | долго | наречие времени |
Бок о бок | рядом | наречие места |
Душа в душу | дружно | наречие образа действия |
Кот наплакал | мало | наречие меры и степени |
Ни свет ни заря | рано | наречие времени |
Рукой подать | близко | наречие места |
Черепашьим шагом | медленно | наречие образа действия |
Учитель: А сейчас пододвиньте к себе ноутбуки и выполните предложенное задание. (учащиеся работают с электронным модулем, учитель проверяет правильность выполнения).
Ещё одно творческое задание поможет вам лучше запомнить разряды наречий. У вас на столах есть карточки с русскими пословицами, но в них не хватает слов. Заполните, пожалуйста, карточки в соответствии с заданными вопросами. (проверка результатов индивидуальная и совместная)
- На одного сердит, а на другого (как?) косо глядит.
- Радости (как долго?) быстро забываются, а печали никогда.
- Не откладывай на завтра то, что можно сделать (когда?) сегодня.
- (где?) Дома и стены помогают.
- Едет не скоро, да (как?) споро.
- Все (с какой целью?) назло да наперекор, да людям в укор.
- На одном полозе (куда?) далеко не уедешь.
Учитель: Что нового мы узнали сегодня про наречие? За работу на уроке получают оценки следующие учащиеся…
Домашнее задание - §14 упр.206
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме "Наречие"
Урок русского языка по теме "Наречие"...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/15/picture-74273-1355585770.jpg)
Урок русского языка по теме: "Наречие", 4 класс.
Конспект урока по русскому языку по теме "Наречие". УМК "Школа России". учебник и рабочая тетрадь по русскому языку 4 класс, часть 1, автор В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.Целевые устано...
Развитие универсальных учебных действий учащихся на уроках русского языка по теме "Наречие"
Упражнения для выявления уровня знаний учащихся по теме "Наречие"....
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/16/picture-204962-1360994404.jpg)
Урок русского языка "Не с наречиями на о и е"
Тема. Не с наречиями на о и е.Цель: показать условия написания не с наречиями на о и е;Сопоставить данное правило с правилами написания не с другими частями речи.Знать: правило напис...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/13/picture-366941-1386932326.jpg)
Методическая разработка использования интерактивной доски на уроках русского языка по теме "Наречие" в 7 классе
Материал может быть использован как на отдельно взятом уроке по теме «Наречие», так и на нескольких уроках по данной теме. Он включает в себя три раздела: сведения о наречии как части речи, правописан...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/19/picture-553542-1418996470.jpg)
Карточки к урокам русского языка по теме "Наречие"
Индивидуальные задания по теме "Наречие". 7 класс....
Урок русского языка по теме "Наречие как часть речи"
Вашему вниманию предлагается разработка урока русского языка в 7 классе и презентация по теме "Наречие как часть речи". Форма проведения урока- лингвистический журнал. Нестандартное решени...