Урок русского языка "Не с наречиями на о и е"
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему

Ларкина Тамара Николаевна

 

Тема.  Не с наречиями на о и е.

Цель:  показать условия написания не с наречиями на о и е;

Сопоставить данное правило с правилами написания не с другими частями речи.

Знать: правило написания не с наречиями на о и е.

Уметь: правильно писать не с наречиями на о и е.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: урок решения проблемно-познавательных задач.

Технология: технология проектного обучения.

Оборудование: компьютерная презентация урока, таблицы, рисунки учащихся.

Форма: газета « Школьный вестник».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_ne_s_nar.docx552.78 КБ

Предварительный просмотр:

Ларкина Т.Н., учитель русского языка

и литературы МОУ Чирикеевской ООШ

Майнского района Ульяновской области

Русский язык,7кл

Тема.  Не с наречиями на о и е.

Цель:  показать условия написания не с наречиями на о и е;

Сопоставить данное правило с правилами написания не с другими частями речи.

Знать: правило написания не с наречиями на о и е.

Уметь: правильно писать не с наречиями на о и е.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: урок решения проблемно-познавательных задач.

Технология: технология проектного обучения.

Оборудование: компьютерная презентация урока, таблицы, рисунки учащихся.

Форма: газета « Школьный вестник».

                                Ход урока.

  1. Вступительное  слово учителя.

     -объяснить учащимся цель урока.

Знакомство с высказыванием.

     Нет слова , которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово. Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок, все зернисто. Крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценнее самой вещи.

Н.В.Гоголь

Да, есть слова, что жгут, как пламя,

Что светят вдаль и вглубь – до дна.

     Давайте на время забудем о том, что вы учащиеся школы. Сейчас вы – начинающие журналисты. Вы знаете, что слово – главное оружие журналистов. А главная задача журналистов – сделать репортаж.

Бывают разные репортажи :

- нейтральный (информационный)

-проблемный, репортаж-рассуждение, портретный очерк (через описание судьбы конкретного человека), путевые заметки (с точки зрения гостя города, села).

Наш репортаж – это проблемный репортаж.

Проблема:

-как пишется  не с наречиями на о и е

В результате работы на уроке мы должны выпустить один из номеров газеты «Школьный вестник» и подготовить материал для приложения к этой газете.

Конкурс Главный редактор

  1. Актуализация опорных знаний.
  1. Цель: восстановить знания  учащихся по теме «Наречие».

Учитель. Объявляется конкурс на занятие вакантной должности главного редактора газеты. Условия его таковы. Кто проявит себя наблюдательным, знающим, тот станет главным редактором.

- Что называется наречием?

-Что общего имеют наречия с другими частями речи?

-Чем они отличаются от других частей  речи?

-Какие степени сравнения могут иметь наречия?

-Чем отличаются наречия  в сравнительной степени от прилагательных в сравнительной степени?

Выполнить задания.

Итак, главным редактором будет ___________________

Остальные будут журналистами.

-Что мы должны знать, изучая данную тему?

-Что мы должны узнать, изучаю данную тему?

Учитель. Проблема есть. Чтобы ее решить, необходимо вспомнить правописание не с разными частями речи.

  1. Оформление колонки редактора.

Учитель. Какие знания вы должны получить, изучая данную тему?

\главный редактор\

  1. Выступление журналистов.
  1. Не с существительными.
  2. Не прилагательными.
  3. Не  с причастиями.
  4. Анализов примеров.

  1. Изучение нового материала.
  1. Наблюдение.

Образовать наречия, однокоренные данным прилагательным:

Нелепый                                          - нелепо

Негромкий                                      -негромко

Непростительный                         -непростительно

Немалый                                          -немало

Не хороший, а плохой                 - не хорошо, а плохо

Ничуть не трудный                       -  ничуть не трудно

Вовсе не интересный                  - вовсе не интересно

Неискренний                                 - неискренне

-Какие наречия образуются от прилагательных? (наречия на о и е)

-Как вы думаете, необходимо ли отдельное правило написания не с наречиями на о и е?

Итак , сформулируем правило.

  1. Закрепление.
  1. Упражнение 220.
  2. Проверка домашнего задания.
  1. Учащиеся показывают свои рисунки.
  2. Нужно назвать пословицу.

Учитель.  У вас было домашнее задание – нарисовать рисунок, в которое зашифрованы пословицы и поговорки, содержащие наречия.

Объявляется конкурс на занятие вакантной должности художника-оформителя.

  1. Игра. « Удивительные превращения».

Учитель. Человек, знающий возможности родного языка – это волшебник, которому под силу совершать таинственные превращения. Давайте попробуем написать стихотворение.

Задание: замените деепричастия подходящими наречиями.

(Не) прерывая, (не) уставая,

(Не) уклоняясь, (не) переставая,

(Не) удерживая  и (не) укрощая-

Так годы проходят (не) останавливаясь

Непрерывно, неустанно,

Неуклонно, непрестанно,

Неудержимо и неукротимо-

Так годы приходят неостановимо.

   -Как пишется не с деепричастиями?

-Как пишется не с наречиями?

Самостоятельная работа

Игра «Корректор»

Учитель. Газета играет очень важную роль в жизни человека. Без новостей, без постоянного обогащения своих знаний и представлений о мире человек, общество не могут развиваться. Ежедневно газеты несут людям новую информацию о том, что происходит в мире: в обществе, в науке, культуре, искусстве, спорте. Представьте себе, что в редакцию газеты пришли письма с ошибками. Ваша задача: исправить ошибки и  подготовить этот материал к печати.

Неблизко , далеко, а где-то здесь, в нескольких шагах, раздавались не забываемые трели соловья .

Не смело, неохотно появилось из-за неприветливой тучи солнце.

Прокричала испуганно птица , и стало не выносимо жутко в наступивший тишине.      Неустанно, Не преклонно двигайтесь к намеченной цели.

Игра «Агентство Шерлока Холмса»

Задание : восстановить наречия

                                                   

               _______                                

ДО         _______             НА  

              _______

              _______                

Докрасна

Допоздна

Дотемна

Дочерна

Учитель. А теперь мы собрали весь материал, и газета у нас готова к печати.

  1. Подведение итогов урока.

Учитель. Слово представляем главному редактору. Как бы она хотела обобщить изученное на уроке и оформить колонну редактора в приложении к газете «Школьный  вестник».

Главный редактор. Вы познакомились с правилами правописания не с разными частями речи: существительными, прилагательными, причастиями. Теперь, познакомились с правописанием не с наречиями, вы должны показать свои умения и навыки и правильно писать не с наречиями на  -о и –е .

На этой странице газеты вы найдёте теоретические  и практические сведения. В дальнейшем эта газета  будет служить вам вспомогательным материалом.

  1.  Задание на дом.
  1. Учитель.  А.С. Пушкин про наречия сказал следующее: «Наречия –это слова, живописущие глагол». Написать дома мини-сочинение, объяснить, как вы понимаете эти слова. Наиболее удачные работы будут помещены в приложении к газете.
  2. Упр 222.)
  3.  Заключительное слово учителя.

Мир знаний необъятен, и человек не должен останавливаться на достигнутом, он должен идти дальше и дальше, совершать открытия, узнавать новое, интересное и, конечно, путешествовать. Я желаю вам, чтобы вы на каждом уроке совершали путешествие в «Страну знаний» . Удачи Вам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 7 классе "Правописание наречий. Буквы О, А на конце наречий"

Урок начинается с игры "Что?Где? Когда?". Новый материал объясняется в форме сказки, что для детей понятнее....

Урок-презентация по русскому языку. 7 класс. Тема: Урок-обобщение по теме «Наречие»

Вопросы урока: 1. Грамматическое значение наречий.2. Лексико-грамматические разряды.3. Способы образования, сравнительная форма наречий.4. Буквы е и и в приставках не и ни отрицательных наречий.5...

презентация к уроку русского языка "Разряды наречий"

Презентация предназначена для работы в 7 классе на уроке "Разряды наречий". Умк Разумовской М.М....

Урок русского языка в 7 классе по теме "Наречие как часть речи. Грамматические признаки наречия" по программе С.И. Львовой.

Презентация к уроку русского языка в 7 классе по теме "Наречие как часть речи. Грамматические признаки наречия" по программе С.И. Львовой....

презентация к заключительному уроку русского языка в 7 классе по теме Наречие "У наречий званый вечер"

Презентация к заключительному уроку русского языка в 7 классе по теме Наречие "У наречий званый вечер"  Данная презентация создавалась по материалам Интернет-ресурсов. Цель урока - повторить изуч...

Урок русского языка в 7 классе. Тема урока: « В стране изученных наречий» Тип урока : обобщающее повторение по теме « Наречие».

Цели  урока : 1) обобщить знания по теме « Наречие» ; 2)развивать умения  правильно  применять изученные правила ; 3) совершенствовать умения и навыки , связанные с нахождением наречий ...