Урок русского языка по теме "Наречие как часть речи"
учебно-методический материал по русскому языку (7 класс) на тему
Вашему вниманию предлагается разработка урока русского языка в 7 классе и презентация по теме "Наречие как часть речи". Форма проведения урока- лингвистический журнал. Нестандартное решение стандартной темы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_7_klasse_po_teme_narechie_.docx | 981.61 КБ |
narechie_otkrytyy_urok_7_kl.pptx | 815.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Наречие как часть речи
Цели урока:
- дать понятие о наречии как о части речи;
- показать общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий;
- формировать у учащихся умение находить наречия в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении;
развивать ассоциативное мышление учащихся, память; расширять словарный запас учащихся за счёт употребления в речи наречий, воспитывать эстетический вкус;
- воспитывать у учащихся интерес к изучению русского языка.
Тип урока: объяснение нового материала.
Оборудование: презентация, словообразовательный и этимологический словари, учебник, карточки для индивидуальной работы, книга «Тысяча загадок и отгадок»
Ход урока:
1. Орг.момент.
Распределение учащихся по группам. Каждому ребенку предлагается цветной пазл, на одной стороне которого написано, какую роль он выполняет в группе, вторая сторона является частью ребуса, который нужно отгадать.
Роли в группе: редактор, художник-оформитель, корректор, секретарь, журналист.
Зашифрованы слова: прекрасно, уверенно, выразительно, аккуратно, комфортно.
В: Какие слова спрятались в ребусах?
Я надеюсь, что работать вы будете прекрасно, отвечать уверенно, быстро и четко, читать выразительно, громко и звонко, писать аккуратно и красиво, а чувствовать себя на уроке легко и комфортно.
I. Побуждение. Мотивация учебной деятельности.
Неслучайно я начала наш урок именно так. Какой частью речи являются отгаданные слова? (Наречие) Догадайтесь, какова тема сегодняшнего урока?
Да, действительно, именно этой удивительной части речи и будет посвящен наш урок. Запишите в тетради число и тему урока.
Наша цель – познакомиться с морфологическими признаками наречия как части речи, постараться вспомнить и систематизировать как можно больше знаний по теме «Наречие», участвуя в выпуске лингвистического журнала «Я познаю наречие»
II.Реализация.
- У наречий много секретов, кое-какие загадки наречия мы разгадаем сегодня.
Итак, первая страничка нашего журнала «Историческая»
Давайте пригласим знатоков истории слова «Наречие». Это ученые из Древнего Рима и Великой Руси. Послушаем, что они нам расскажут о наречии.
Ученый из Великой Руси:
Слово наречие очень старое. Оно существовало в древнерусском языке, вошло в словарь древнерусского языка И.И. Срезневского, в котором отмечается его значение как части речи. Ученый из Рима: А вот древние римляне эту часть речи называли adverbium, что в буквальном переводе означает «приглаголие».
Ученый из Великой Руси: Если попытаться определить этимологию (происхождение) этого слова, то можно выделить корень -реч-. Слово речь в древнерусском языке имело различные значения. Оно означало «язык», «слово», «решение», «вопрос», «дело», ещё это слово имело значение «глагол». Например, вы можете прочитать в древнерусском тексте: Он рек, т.е. он сказал. Это значение и сохраняется в корне -реч-, входящем в слово наречие. Таким образом, связь между глаголом и наречием самая непосредственная.
Ученый из Рима: Да, да. Античный философ Дионисий Фракийский первым дал название этой части речи. С греческого языка это название переводится как «при языке, при слове». В русском языке называется – наречие. В украинском - прислівник.
Ученый из Великой Руси: Наречием называется неизменяемая самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия или поясняет где, когда происходит действие, куда оно направлено, и отвечает на вопросы: Как? Где? Куда? Откуда? Когда? и др.
Ученый из Рима: Обратите внимание: наречие не изменяется по числам, по падежам, не имеет признаков рода, окончаний. В предложении наречия выполняют роль второстепенных членов предложения (обстоятельств). Наречие делает нашу речь красивой, даёт более точное представление о месте и времени.
Страница «Морфологическая»
-Давайте откроем учебники и познакомимся с теоретическим материалом о наречии.
Работаем методом INSERT («+» - знаю, «!» - узнал (новая информация), «?»- хочу узнать (возникли вопросы)
Обсуждение в группах.
Выступление спикеров.
К каким выводам вы пришли?
Страница «Лингвистический микроскоп».
Индивидуальная работа.
Перепишите текст, вставьте пропущенные буквы. Найдите наречия и подчеркните их как члены предложения.
Звезды еще св…ркали остро и холодно, но небо на востоке стало уже св…тлеть. Деревья понемногу выступали из тьмы. Вдруг по в…ршинам их прош…лся сильный, свежий ветер. Лес сразу ожил, зашумел п…лнозвучно и звонко.
Взаимопроверка в парах.
Для чего используются наречия в текстах?
Страница «Исследовательская»
- Опознайте наречия. Исповедь, намертво, расчет, нараспашку, смотря, медвежий, справа, измучены, всмятку, безграмотно.
Можно ли вне текста определить, к какой части речи относятся слова «безграмотно», «глубоко», «далеко», «широко»?
- Эти слова могут быть и прилагательными – краткая форма ср.рода, могут быть и наречиями. Твое письмо безграмотно. – Ты написал безграмотно. Он нырнул глубоко. – Озеро глубоко.
Чем отличаются наречия от прилагательных?
| Наречия | Прилагательные |
Обозначают признак | Действия или другого признака (предмета) | предмета |
Отвечают на вопросы | Где, как, насколько, когда, почему, зачем? И т.п. | Какой? Каков? |
Относятся | К глаголу, прилагательному, наречию, существительному | к существительному |
Изменяются | Нет | По родам, числам, падежам |
В предложении | Обстоятельство | Определение, сказуемое |
Опережающее обучение. Наблюдение и анализ по картинкам.
В каком случае вы видите наречие, а в каком случае существительное с предлогом?
Синтаксическая роль наречий
Справа поднимается отвесная скала.
В доме напротив двенадцать этажей.
Наше завтра будет прекрасным
Страница «Загадочная»
А сейчас мы представим, что находимся на приеме у врача и посмотрим сценку «Рецепт».
Ваша задача- догадаться, какие ошибки допущены пациентом.
Врач спрашивает пришедшего к нему на прием ученика:
- В каком классе ты учишься, молодой человек?
- В седьмом «Гы».
- «Гы»? не знаю такого класса. А дружно вы живете в своем классе?
- Нормально. Жутко дружно, ужасно весело…
- Жутко и дружно. Ужасно и весело! А учитесь-то хорошо?
- Нормально! Особенно девчонки стараются. Их учительница в пух и прах хвалит.
- Нормально… В пух и прах хвалит… Да, болезнь серьезная. У тебя больной язык. Тут врач не поможет. Вылечиться ты можешь только сам.
Врач дает рецепт – учебник русского языка.
Работа со слайдами «Найди ошибку»
Физминутка
Встаньте прямо, поверните голову налево, направо, посмотрите вверх, вниз; слегка закройте глаза, сильно зажмурьте глаза, посмотрите вдаль, сядьте правильно, слушайте внимательно, пишите аккуратно.
Страница «Творческая»
-Послушайте стихотворение вашей ровесницы, юной поэтессы Эли Куклиной и подумайте, какие слова привлекли ее внимание?
Наш язык и скромен и богат.
В каждом слове скрыт чудесный клад.
Слово "высоко" произнеси-
И представишь сразу неба синь.
Ты скажи: "Кругом белым - бело !"-
И увидишь зимнее село.
С белых крыш свивает белый снег.
Не видать под белым снегом рек.
Если скажешь слово ты " темно "-
Сразу вечер поглядит в окно.
III. Рефлексия
Давайте подведем итог нашему уроку.
Каждая группа получит свою страничку журнала, вам необходимо её оформить и заполнить в соответствии с предлагаемой темой.
Работа в группах.
Обсуждение.
Оценивание в группе. Оценивание работы учителем.
Игра «Почта»
Домашнее задание.
Упр.226, стр. 107.
Сделать свою страничку для журнала.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Роли в группе: редактор, художник-оформитель, корректор, журналист, секретарь.
нокраспре
норенуве
новытельрази
куакнорат
форткомно
ПРЕКРАСНО УВЕРЕННО ВЫРАЗИТЕЛЬНО АККУРАТНО КОМФОРТНО
Шестое декабря. Классная работа . Наречие как часть речи
Лингвистический журнал «Я познаю наречие»
Словарная работа Лингвистический – лингвистика – языкознание – наука о языке. Журнал - (франц. journal , первоначально — дневник), печатное периодическое издание. Первым журналом считается « Журналь де саван» («Journal des scavants», Франция, 1665).
Историческая страница
Историческая страница Наречие - часть речи. (Словарь древнерусского языка И.И. Срезневского). Наречие – речь – «язык», «слово», «решение», «вопрос», «дело», «глагол» Древние римляне эту часть речи называли adverbium , что в буквальном переводе означает « приглаголие »
Морфологическая страница INSERT «+» - знаю, «!» - узнал (новая информация), «?»- хочу узнать (возникли вопросы)
наречие Признак действия Признак признака Признак предмета Когда? Где? Куда? Откуда? Как? Зачем? Почему? В какой мере (степени)? Морфологическая страница
Наречие – неизменяемая часть речи Не склоняется Не спрягается Нет и не может быть окончания В предложении наречие ….
Лингвистический микроскоп Звезды еще св… ркали остро и холодно, но небо на востоке стало уже св…тлеть. Деревья понемногу выступали из тьмы. Вдруг по в… ршинам их прош … лся сильный, свежий ветер. Лес сразу ожил, зашумел п… лнозвучно и звонко.
Лингвистический микроскоп Звезды еще св е ркали остро и хол о дно , но небо на востоке стало уже св е тлеть. Деревья понемногу выступали из тьмы. Вдруг по в е ршинам их прош е лся сильный, свежий ветер. Лес сразу ожил, зашумел п о лнозвучно и звонко .
Исповедь, намертво, расчет, нараспашку, смотря, медвежий, справа, измучены, всмятку, . Опознайте наречия Исследовательская страница безграмотно
Наречия Прилагательные Обозначают признак действия или другого признака (предмета) предмета Отвечают на вопросы где, как, насколько, когда, почему, зачем?... Какой? Каков? Относятся к глаголу, прилагательному, наречию, существительному существительному Изменяются Не изменяются По родам, числам, падежам В предложении Обстоятельство Определение, сказуемое Твое письмо безграмотно. Ты написал безграмотно.
На силу не надейся, когда требуется ум. Мы насилу добрались до места назначения.
На (свою, физическую) силу не надейся, когда требуется ум. Мы насилу (= еле-еле) добрались до места назначения.
Синтаксическая роль наречия Справа поднимается отвесная скала. В доме напротив двенадцать этажей. Наше завтра будет прекрасным
Загадочная страница
Исправьте ошибки Обратно пошел проливной дождь. Вперед подумай, потом отвечай. Держитесь более свободнее.
Творческая страница
Наш язык и скромен, и богат, В каждом слове скрыт чудесный клад. Слово «высоко» произнеси – И представишь сразу неба синь. Вспомнится наречие «светло», И увидишь- солнышко взошло Если скажешь ты « темно» , Сразу вечер постучит в окно.
Лингвистический журнал «Я познаю наречие»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка, 7 класс. Служебные части речи.
Обобщающее повторение по теме "Служебные части речи ". Урок с презентацией....
Урок русского языка "Имя существительное как часть речи" 5 класс
Урок-исследование по русскому языку...
Конспект урока русского языка "Частица как служебная часть речи"
Цели: Формирование понятия о функциях частицы как служебной части речи Формирование и развитие познавательных, исследовательских компетенций. Задачи: Показать отличие частицы о...
Презентация к уроку русского языка в 3 классе "Части речи"
Презентация к уроку русского языка в 3 классе "Части речи"...
Урок русского языка по теме "Служебные части речи. Предлог".
Цель: систематизировать знания о предлогах.Задачи: формировать орфографическую зоркость, навыки работы с текстом, умение определять служебные части речи.Развивать положительную мотивацию к учени...
Урок русского языка "Имя существительное как часть речи"
Тип урока - урок усвоения новых знаний. На данном уроке учащиеся продолжают узнавать об имени существительном....
урок русского языка "Самостоятельные и служебные части речи"
Урок русского языка разработан с использованием теоретических и наглядных опор на всех этапах обучения, усилением эвристической направленности обучения, включением проблемных задач, заданий, ситуаци...