Открытый урок «Употребление причастий и деепричастий в речи»
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Место в программе: первый урок по теме: «Употребление причастий и деепричастий в речи», один из заключительных по темам «Причастие» и «Деепричастие».

 Тип урока: урок развития речи.

Используемые методы исследования: беседа, наблюдение, анализ, сравнение.

Формы организации деятельности учащихся:  индивидуальная, групповая.

Оборудование:  листы  с заданиями, компьютерная презентация.

Ожидаемый результат: выявлена роль причастий и деепричастий в речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 55555.docx32.53 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока   «Употребление причастий и деепричастий в речи»

Цели:

Образовательные.

1. Активизировать знания по темам «Причастие» и «Деепричастие».

2. Совершенствовать навык отличия причастий и деепричастий от других частей речи.

3. Формировать умение находить причастия и деепричастия в тексте и определять их роль, создавать собственный текст, используя причастия и деепричастия.

Развивающие.

1.Развивать познавательные интересы учащихся, речевую грамотность, самостоятельность мышления, умение анализировать и обобщать.

Воспитательные.

1. Воспитывать любовь и уважение к родному языку, донскому краю, совершенствовать умение  работать в коллективе.

Место в программе: первый урок по теме: «Употребление причастий и деепричастий в речи», один из заключительных по темам «Причастие» и «Деепричастие».

 Тип урока: урок развития речи.

Используемые методы исследования: беседа, наблюдение, анализ, сравнение.

Формы организации деятельности учащихся:  индивидуальная, групповая.

Оборудование:  листы  с заданиями, компьютерная презентация.

Ожидаемый результат: выявлена роль причастий и деепричастий в речи.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ирина Геннадьевна, и сегодняшний урок русского языка проведу у вас я. Очень бы хотелось, чтобы к концу занятия мы стали настоящими друзьями, а первый шаг к этому сделаем прямо сейчас: СЛАЙД 1-2

Что за чудо – чудеса:
Раз рука и два рука!
Вот ладошка правая,
Вот ладошка левая,
И скажу вам, не тая,
Руки всем нужны, друзья.
Сильные руки не бросятся в драку.
Добрые руки погладят собаку.
Умные руки умеют лепить.
Чуткие руки умеют дружить.

Возьмите за руки того, кто сидит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей, которые будут вам и, надеюсь, мне добрыми помощниками.

II. Приветственное слово учителя.

Друзья мои! Я очень рада

Войти в приветливый Ваш класс.

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

Я знаю: каждый в классе  гений.

Но без труда талант не впрок.

И мы без лишних промедлений –

Давайте же начнём урок!

Ш. Актуализация знаний.

1. Сообщение темы и целей урока.

Учитель. Сегодня на уроке мы с вами ещё раз поговорим о необычных словах: причастиях  и деепричастиях.

- Как вы думаете, почему я назвала их необычными? (сочетают в себе признаки 2 частей речи…)

А хорошо ли вы их знаете, проверим это, выполнив упр.1.

Если вы правильно выполнили задание, то сразу же получили за него оценку, соединим крестики и выставим ее себе. У кого не получилось, не расстраивайтесь, у вас еще будет время все повторить и исправиться.

1

2

1

2

1

сверкая

искрящийся

2

выпавший

 хороший

3

заблистав

переливаясь

4

белеет

завороженный

5

устилая

побелевший

Мы вроде бы все уже знаем об этих словах.  Зачем нам этот урок, что еще должны выяснить?

Ответим на этот вопрос в конце нашего урока.

IV.Работа с текстом.

А сейчас предлагаю провести лингвистический эксперимент. Перед вами текст упр.2, внимательно прочитаем его.

Понравился ли он вам?

 Почему? (повтор слов – речевые ошибки).

 Попробуем себя в роли редакторов и исправим предложения в тексте, а чтобы понять, как это сделать, обратимся к упр. 518, стр. 237.

Что именно мы должны сделать? (заменить сочетания причастными оборотами или причастиями) ОДНО ПРОГОВОРИТЬ!!!

Запишем исправленный текст в тетрадь, соблюдая не только речевые, но и орфографические, и пунктуационные нормы.

Проверим текст еще раз, обратившись к СЛАЙДУ 3, выразительно прочитаем его и сделаем вывод о роли причастий в тексте.

(причастия делают текст необыкновенно красочным, ярким, предметы приобретают выпуклость, неповторимость, текст  обладает большей яркостью, изобразительной силой, так как в нем пейзаж живет (фразы уже не скучные), Причастные обороты обладают выразительной краткостью)

Я думаю, что несколько раз прочитав этот текст, поразмыслив над ролью причастий в тексте, вы уже даже можете нарисовать себе эту картину, а похожа ли она на мою? СЛАЙД 4 (да, значит, мы все сделали верно)

V. Релаксационная пауза.

И вот теперь пришла пора нам  с вами отдохнуть, а поможет нам в этом музыка великого русского композитора П.И.Чайковского и ваше воображение. СЛАЙД 5.

Встаньте, пожалуйста, возле своих парт.

- Представьте себя на зимней полянке.

- Какой морозный воздух, вдохнём глубоко… ещё…

- Ветви елей покрыты пушистым белым снегом, который так и хочется стряхнуть. Правой рукой с одной ветки…  левой - с другой.

- Снежинки закружились в воздухе, попытаемся их поймать.

-  Сдуем снежинки с ладошки.

- И снова за работу.  

VI. Анализ текста.

1.Наблюдение над языковым материалом.

 СОЧЕЛЬНИК                                                          ( Что обозначает это слово?)

Темнея, спит за речкой ельник,

И, серебрясь, синеет сад.

А над селом зажег сочельник

Зеленый медленный закат.

Лиловым дымом дышат хаты,

Морозна праздничная тишь.

Снега, как комья чистой ваты,

Легли на грудь убогих крыш.

Красивые строки?  Их написал донской поэт 20 века Николай Туроверов.СЛАЙД 6 Вы заметили, с какой любовью наш земляк говорит о своей малой родине, какие картины рисует. А что ему в этом помогает?

 Найдем в тексте  деепричастия. По какому признаку вы их определили?

Прочитаем еще раз строки с деепричастиями и попробуем определить их роль в тексте.

Затрудняясь ответить на этот вопрос, попробуйте заменить деепричастия на глаголы

(смена действий, если оба глагола; одновременность, добавочность, если деепричастие)

 Для чего используются деепричастия в речи?

(Деепричастие дорисовывает, дописывает основное действие, названное сказуемым, дополняет его. При помощи деепричастий картина, созданная поэтом, оживает, наполняется более подробными деталями, т.е. деепричастие и деепричастный оборот обладают изобразительными свойствами)


VII. Слово учителя.

Сегодня мы с вами работали с текстами. Скажите, а что их объединяет? (описание природы). А как по-другому можно назвать природу, подберите словосочетание – синоним, одно слово из которого причастие (окружающая среда). Так вот, ребята, 2013 год объявлен президентом России В.В.Путиным «Годом охраны окружающей среды». СЛАЙД 7               Как видим, даже здесь не обошлось без причастия.

Ребята, а вы обратили внимание, что наш урок начался со слова – необычный, оно сопровождало все его этапы, а главная необычность в том, что мы до сих пор  не сформулировали тему урока.  Вспомним, о чем  мы говорили, и попытаемся это сделать.

 (Употребление причастий и деепричастий в речи)

Выполнили  ли  основные задачи урока:

-…….причастия и деепричастия в тексте и ……… их роль;

-……и……. тексты с причастиями и деепричастиями.

VIII. Итоги урока. Рефлексия.

Учитель. Наш урок подходит к концу, но разговор о роли причастий и деепричастий в речи, о возможных ошибках в их употреблении вы еще продолжите.

Вспомним, что мы говорили, определяя роль причастий и деепричастий в речи (слова записаны на доске).

СЛАЙД 8  Попробуем выразить все, что вы узнали на уроке в формеСИНКВЕЙНА.

 

Выставление оценок.

IX. Домашнее задание.

Учитель.

- Писатель А.И. Куприн говорил: « Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен…»

         Пусть наши руки ещё не так умелы (мы только учимся) и уста не так опытны, но вы постараетесь создать свои маленькие произведения.                ФИЛЬМ

- Закройте глаза (звучит музыка). Представьте зимний лес… Присмотритесь к сверкающим краскам… Прислушайтесь к звукам… Ощутите крепкий морозец… Лёгкое прикосновение ветерка к щекам… Запомните эту картину (ещё несколько секунд звучит музыка).

- Сравните ваши картины и мои.

- А теперь давайте посмотрим на домашнее задание.

  1. Напишите мини-сочинение на тему «Зимний лес», используя причастия и деепричастия.
  2. Нарисуйте зимний пейзаж красками (по желанию).
  3. Упр. 522 (если задание 1 вызвало затруднения).
  4. Понаблюдать за речью родителей и заполнить таблицу (как часто они используют в речи причастия и деепричастия) (по желанию).

Причастие (деепричастие)

Кто произнес слово?

Речевая ситуация

Друзья, еще раз спасибо за сотрудничество, теперь я по праву могу вас так называть, ведь тепло ваших рук и сердец очень помогло нам на уроке, мне очень приятно было работать с вами, а вам, я надеюсь, со мной, и небольшое вам пожелание:

Учите русский годы кряду,
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждет великая награда,
И та награда в нем самом!

Лист заданий урока по теме………..

Упражнение 1. В соответствующие словам столбцы проставьте крестики, но лишь там, где есть причастие или деепричастие.

1

2

1

2

1

сверкая

искрящийся

2

выпавший

 хороший

3

заблистав

переливаясь

4

белеет

завороженный

5

устилая

побелевший

Упражнение 2.

(1) Холодная ночь раскинулась над лесом, который был занесён снегом.

(2) Деревья  оделись в белые шубы, которые сверкали.

(3) А на краю опушки стоял могучий старый дуб, который побелел от мороза.

Упражнение 3.  Прочитайте отрывок из стихотворения Н.Туроверова «Сочельник»  и найдите  деепричастия.

Темнея, спит за речкой ельник,

И, серебрясь, синеет сад.

А над селом зажег сочельник

Зеленый медленный закат.

Лиловым дымом дышат хаты,

Морозна праздничная тишь.

Снега, как комья чистой ваты,

Легли на грудь убогих крыш.

Домашнее задание.

1. Напишите мини-сочинение на тему «Зимний лес», используя причастия и деепричастия.

2. Нарисуйте зимний пейзаж красками (по желанию).

3.Упр. 522 (если задание 1 вызвало затруднения).

4.Понаблюдать за речью родителей и заполнить таблицу (как часто они используют в речи причастия и деепричастия) (по желанию).

Причастие (деепричастие)

Кто произнес слово?

Речевая ситуация

Примеры синквейнов 

Синквейн  на тему "Новый год".

1.    Новый год.

2.    Радостный, долгожданный.

3.    Приходит, веселит, радует.

4.    Я радуюсь новому году.

5.    Зима, праздник, подарки.

Синквейн  на тему «Прилагательное»

  1. Имя прилагательное.
  2. Многочисленное, необходимое.
  3. Описывает, рисует, украшает.
  4. Речь без него бедна.
  5. Свойство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Употребление причастий и деепричастий в речи"

Этот урок я проводила, участвуя в конкурсе  "Учитель года". Класс, которому я давала урок, был мне незнаком ( таково было условие испытания). Но благодаря сценке в начале урока ребята а...

Урок по русскому языку "Употребление причастий и деепричастий в речи"

Обобщающий урок по темам "Причастие" и "Деепричастие" в 6 классе...

Употребление причастий и деепричастий в речи

Конспект урока "Употребление причастий и деепричастий в речи" и презентация к нему...

Конспект урока по теме:"Употребление причастий и деепричастий в речи"

Материал данного урока позволит учащимся научиться правильно употреблять в речи причастия и деепричастия....

Урок русского языка по теме "Употребление причастий и деепричастий в речи"

Презентация урока по теме "Роль причастий и деепричастий в художественном произведении"...

Конспект урока "Употребление причастий и деепричастий".

Повторение  и обобщение  изученного о причастии и деепричастии, о причастных и деепричастных оборотах,  закрепление  умения  находить  и использовать их в письменной речи...

Грамматические нормы употребления причастий и деепричастий в речи

В статье рассматриваются грамматические ошибки при употреблении причастий и деепричастий в речи, а также виды заданий, формирующих навык грамотного их использования при создании собственного высказыва...