Практикум по русскому языку
методическая разработка по русскому языку по теме
Предварительный просмотр:
ОБРАЗЦЫ АНАЛИЗА СЛОВ И СЛОВОФОРМ
Фонетический анализ
1. Указать количество слогов в слове. Определить ударный слог.
2. Дать характеристику звуков:
а) гласных (ударные, безударные)
б) согласных (звонкие или глухие, твердые или мягкие), назвать, какими буквами они обозначены.
3. Определить, сколько в слове звуков и букв.
Примеры: | Ло/шадь | |
1. | В слове 2 слога. Ударение падает на первый слог. | |
2. | л – согл., звонкий, твердый. Выражен буквой | л |
о – гласн., под ударением. -//- | о | |
ш – согл.,глухой, твердый. -//- | ш | |
ъ – гласн., безударный. -//- | а | |
ть – согл., глухой, мягкий. -//- | дь | |
3. | В слове 6 букв и 5 звуков. | |
Я/ркий | ||
1. | В слове 2 слога. Ударение падает на первый слог. | |
2. | j – согл., звонкий, мягкий. Выражен буквой а – гласн., ударный. -//- | я |
р – согл., звонкий, твердый. -//- | р | |
к – согл., шумный, глухой, мягкий. -//- | к | |
и – гласн., безударный. -//- | и | |
й -согл., звонкий, мягкий. -//- | й | |
3. | В слове 5 букв и 6 звуков. |
Словообразовательный анализ
- Определить лексическое значение слова; составить его словообразовательную перифразу (определить производящее слово).
- Выделить окончание и обозначить основу производного и производящего слов.
- Найти производящую основу производного слова (от чего образовано) и определить формант (с помощью чего образовано).
- Определить способ словообразования (суффиксальный, префиксальный, суффиксально-префиксальный, бессуффиксный, сложение основ, переход одной части речи в другую).
Примеры: | Читательский |
1. «Принадлежащий читателю»
2. Читательский читатель
Производящая основа | – читатель – |
Формант | – ск – |
3. Суффиксальный способ образования.
Безвластие |
1. Бездеятельность властей. «Отсутствие власти».
2. Безвластие власть
Производящая основа | – власт – |
Формант | – без–, – иj (э) – |
3. Приставочно-суффиксальный способ образования.
Морфемный анализ слова
1. Определить Лексическое и грамматическое значение слова.
2. Выделить окончание и обозначить основу слова.
3. Выстроить словообразовательную цепочку.
4. Последовательно выделить морфемы
Примеры: | Читательский билет |
1. Билет, которым пользуется читатель. Прилагательное мужского рода, в единственном числе, в именительном падеже.
- Читательский — «имеющий отношение к читателю»
Читательский читатель
читатель — «тот, кто читает, любит читать»
читатель читать
Морфологический анализ
Морфологический анализ имени существительного
1. Анализируемая словоформа. Грамматический вопрос.
2. Общее грамматическое значение.
3. Часть речи.
4. Начальная форма. Грамматический вопрос.
5. Лексико-грамматический разряд.
а) по объему обозначаемого (нарицательное / собственное, одушевлённое/
неодушевленное).
б) по характеру обозначаемого (конкретное, вещественное, собирательное,
абстрактное).
6. Частные грамматические значения: а) род, склонение; б) падеж, число.
7. Синтаксическая роль в предложении.
Пример: | В песчаных степях Аравийской земли три гордые пальмы высоко росли. |
- Анализируемая словоформа — (в) степях.
Грамматический вопрос — где? /в чем?
2. Общее грамматическое значение - предметность.
3. Часть речи — имя существительное.
4. Начальная форма — степь. Грамматический вопрос — что?
5. а) нарицательное, неодушевленное; б) конкретное.
6.Существительное женского рода, III склонения, во множествен ном числе, в предложном падеже.
7. В предложении может выполнять функцию обстоятельства места или дополнения.
Морфологический анализ имени прилагательного
1. Анализируемая словоформа. Грамматический вопрос.
2. Общее грамматическое значение.
3. Часть речи.
4. Начальная форма. Грамматический вопрос.
5. Лексико-грамматический разряд (качественное, относительное, притяжательное).
6. Частные грамматические значения: форма прилагательного (полная/краткая); число, род, падеж.
7. Синтаксическая роль в предложении.
Пример: | В песчаных степях Аравийской земли три гордые пальмы высоко росли. |
1. Анализируемая словоформа — гордые.
Грамматический вопрос — какие?
2. Общее грамматическое значение — признак предмета.
3. Имя прилагательное.
4. Начальная форма — гордый. Грамматический вопрос — какой?
5. Прилагательное качественное: краткие формы: горд, горда, гордо; степени сравнения малоупотребительны, сочетается с наречием степени: очень гордый (-ая), (-ое).
6. Прилагательное в полной форме, во множественном числе; категория рода у прилагательных во множественном числе отсутствует; в именительном падеже.
7. В предложении является определением.
Морфологический анализ имени числительного
1. Анализируемая словоформа. Грамматический вопрос.
2. Общее грамматическое значение.
3. Часть речи.
4. Начальная форма. Грамматический вопрос.
5. Лексико-грамматический разряд (количественные, порядковые, собирательные).
6. Частные грамматические значения: падеж, род, число (если есть).
7. Синтаксическая роль в предложении.
Пример: | В песчаных степях Аравийской земли три гордые пальмы высоко росли. |
- Анализируемая словоформа — три.
Грамматический вопрос — сколько?
2. Общее грамматическое значение — значение числа.
3. Имя числительное.
4. Начальная форма — та же. Грамматический вопрос — тот же.
5. Количественное числительное.
6. Числительное в именительном падеже.
7. В предложении выполняет функцию подлежащего (входит в состав подлежащего — три пальмы).
Морфологический анализ местоимения
1. Анализируемая словоформа. Грамматический вопрос.
2. Общее грамматическое значение.
3. Часть речи.
4. Начальная форма. Грамматический вопрос.
5. Лексико-грамматический разряд (личное, возвратное, указательные, притяжательное, определительное, вопросительное, относительное, отрицательное, неопределенное).
6. Частные грамматические значения: лицо (у личных местоимений); род, (если есть), число, падеж; указание на одушевленные/неодушевленные предметы.
7. Синтаксическая роль.
Примеры: Здесь кроме ворон был еще кто-то, которого птицы боялись.
1. Анализируемая словоформа — кто-то.
Грамматический вопрос — кто?
2. Общее грамматическое значение — указание на предмет/лицо.
3. Местоимение.
4. Начальная форма — та же. Вопрос — тот же.
5. Определительное местоимение.
6. Отсутствие грамматических категорий рода и числа.
7. В предложении является подлежащим.
1. Анализируемая словоформа — которого. Грамматический вопрос — кого?
2. Общее грамматическое значение — указание на предмет/лицо
3. Местоимение.
4. Начальная форма — который. Грамматический вопрос — какой?
5. Относительное местоимение.
6. Местоимение мужского рода в единственном числе, в родительном падеже. Указывает на одушевленность предмета (кого?).
7. В составе сложного предложения является союзным словом; в составе простого — дополнением.
Морфологический анализ наречия
1. Анализируемая словоформа. Грамматический вопрос.
2. Общее грамматическое значение.
3. Часть речи.
4. Начальная форма.
5. Разряд (определительные, обстоятельственные).
6. Отметить, если наречие употреблено в сравнительной / превосходной степени.
7. Синтаксическая роль в предложении.
Пример: Дома в Москве уже все было по-зимнему; топили печи.
- Анализируемая словоформа — по-зимнему.
Грамматический вопрос — как?
2. Общее грамматическое значение — признак процесса.
3. Наречие.
4. Начальная форма — та же: неизменяемая часть речи.
5. Определительное наречие.
6. –
7. В предложении является именной частью составного именного сказуемого.
Морфологический анализ слов категории состояния
1. Анализируемая словоформа. Грамматический вопрос.
2. Общее грамматическое значение.
3. Часть речи.
4. Начальная форма.
5. –
6. Отметить, если слово категории состояния употреблено в одной из форм степеней сравнения.
7. Синтаксическая роль в предложении.
Пример: | Быть можно дельным человеком И думать о красе ногтей. |
- Анализируемая словоформа — можно.
Грамматический вопрос — каково?
2. Общее грамматическое значение — состояние.
3. Категория состояния.
4. Начальная форма — та же: неизменяемая часть речи.
5. –
6. –
7. В предложении выполняет функцию именной (основной) части составного именного сказуемого.
Морфологический анализ глагола и его форм
(причастий, деепричастий)
1. Анализируемая словоформа. Грамматический вопрос.
2. Общее грамматическое значение.
3. Часть речи.
4. Начальная форма (неопределенная форма). Грамматический вопрос.
5. Спрягаемая/неспрягаемая форма глагола. Спряжение.
6. Частные грамматические значения
а) общеглагольные грамматические категории: вид; переходность/ непереходность, возвратность/невозвратность, залог;
б) грамматические категории спрягаемых форм: наклонение, время, число, лицо (род);
в) специфические категории причастий: форма (полная/краткая) время, число, род, падеж.
7. Синтаксическая роль в предложении.
Пример: Подъезжая к господскому дому, я увидел белое платье, мелькаю-
щее между деревьями сада.
- Анализируемая словоформа — увидел.
Грамматический вопрос — что сделал?
2. Общее грамматическое значение — процесс.
3. Глагол.
4. Начальная форма — увидеть.
Грамматический вопрос — что сделать?
5. Спрягаемая (финитная) форма глагола, II спряжение.
6. а) глагол совершенного вида (выражает действие законченное); переходный
(увидел кого/что? — платье); невозвратный; действительный залог;
б) изъявительное наклонение, прошедшее время, единственное число, муж
ской род.
в) –
7. Выполняет функцию простого глагольного сказуемого.
1. Анализируемая словоформа — подъезжая.
Грамматический вопрос — что делая?
2. Общее грамматическое значение — процесс (как обстоятельственный
признак).
3. Форма глагола. Деепричастие.
4. Начальная форма— подъезжать. Грамматический вопрос — что делать?
5. Неспрягаемая форма глагола — деепричастие.
6. а) деепричастие несовершенного вида; деепричастие непереходное, невозвратное;
б) неизменяемая (неспрягаемая, несклоняемая) форма глагола;
в) –
7. Вместе с зависимыми словами выполняет функцию обособленного обстоятельства, выраженного деепричастным оборотом.
1. Анализируемая словоформа — мелькающее.
Грамматический вопрос — какое?
2. Общее грамматическое значение — процесс как признак предмета.
3. Форма глагола. Причастие.
4. Начальная форма — мелькающий. Грамматический вопрос — какой?
5. Неспрягаемая форма глагола (действительное причастие).
6. а) причастие несовершенного вида, непереходное, невозвратное;
б) неспрягаемая форма глагола;
в) причастие настоящего времени, среднего рода, в единственном числе,
в именительном падеже; полная, склоняемая форма.
7. Вместе с зависимыми словами выполняет функцию обособленного определения, выраженного причастным оборотом.
Морфологический анализ предлога
1. Анализируемое слово.
2. Часть речи.
3. Тип предлога:
а) по структуре (простой /составной)
б) по характеру образования (производный/непроизводный)
в) по характеру выражаемых отношений (временной, причинный, пространственный, целевой и т.д.)
4. Морфологический признак.
5. а) синтаксическая функция предлога (с каким падежом употребляется).
б) синтаксическая роль в предложении.
Пример: По небу метались встревоженные чайки
- Анализируемое слово — по
- Часть речи — предлог.
- а) предлог простой; б) непроизводный; в) выражает пространственные отношения.
4. Неизменяемая часть речи.
5. а) служит для связи главного слова метались с существительным небо в дательном падеже;
б) членом предложения не является.
Морфологический анализ союза
1. Анализируемое слово.
2. Часть речи.
3. Тип союза:
а) по структуре (простой/составной);
б) по характеру синтаксической связи (сочинительный/подчинительный);
в) по значению (сочинительные (соединительный, противительный, разделительный); подчинительные (причинный, целевой, временной, условный, сравнительный, изъяснительный, следственный).
4. Морфологический признак.
5. а) синтаксическая функция союза; б) синтаксическая роль в предложении.
Пример: Из угрюмого неба льет дождь или падает снег.
- Анализируемое слово — или.
- Часть речи — союз.
- а) союз простой; б) сочинительный; в) разделительный.
- Неизменяемая часть речи.
5 а) связывает простые предложения в составе сложного;
б) членом предложения не является.
Пример: В русский язык по необходимости вошло множество иностранных слов, потому что в русскую жизнь вошло множество иностранных понятий.
1. Анализируемое слово — потому что.
2. Часть речи — союз.
3. а) союз составной; б) подчинительный; в) причинный.
4. Неизменяемая часть речи.
5. а) связывает придаточную часть с главной в составе сложноподчинённого
предложения.
б) членом предложения не является.
Морфологический анализ частицы
1. Анализируемое слово.
2. Часть речи.
3. Вид частицы (по выполняемой функции — формообразующая, отрицательная, модальная; по значению — вопросительная, восклицательная, ограничительная, указательная, усилительная, уточнительная).
4. Морфологические признаки.
5. Синтаксическая роль в предложении.
Пример: | У Пелагеи Николаевны все тот же друг мосье Финмуш, и тот же шпиц, и тот же муж. |
1. Анализируемое слово — же.
2. Часть речи — частица.
3. Модальная частица с усилительным значением.
4. Неизменяемая часть речи.
5. Членом предложения не является.
Пример: «Послушай-ка, Хорь, — говорил я ему, — отчего ты не откупишься от своего барина?»
1. Анализируемое слово — ка.
2. Часть речи - частица.
3. Формообразующая частица. (образует повелительное наклонение).
4. Неизменяемая часть речи.
5. Членом предложения не является.
1. Анализируемое слово — не.
2. Часть речи — частица.
3. Вид частицы — отрицательная.
4. Неизменяемая часть речи.
5. Членом предложения не является.
Синтаксический анализ
Синтаксический анализ словосочетаний
1. Выделить словосочетания в предложении и привести его в начальную форму.
2. Определить тип словосочетания по морфологической природе главного слова (именное, глагольное, наречное).
3. Установить способ синтаксической связи компонентов словосочетаний (согласование, управление, примыкание).
4. Отметить синтаксические отношения между компонентами словосочетаний. (Определяется по синтаксической роли зависимого слова).
Пример: Беглецы терпели неслыханные лишения.
1. Терпели лишения.
Начальная форма — терпеть (что?) — лишения.
2. Глагольное словосочетание.
3. Подчинительная связь. Управление.
4. Синтаксические отношения — объектные.
1.Неслыханные лишения. Лишения (какие?) — неслыханные.
Начальная форма — та же.
2. Именное словосочетание.
3. Подчинительная связь. Согласование.
4. Синтаксические отношения - атрибутивные.
Пример: Ландыш серебристый приветливо кивает головой.
1.Приветливо кивает. Кивает (как?) — приветливо.
Начальная форма — приветливо кивать.
2. Глагольное словосочетание.
3. Подчинительная связь. Примыкание.
4. Синтаксические отношения - обстоятельственные.
Синтаксический анализ простого предложения
- 1. Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное) и по интонации (восклицательное / невосклицательное).
2. Проанализировать грамматическую основу предложения
а) выделить подлежащее; указать способ выражения;
б) определить тип сказуемого (ПГС, СГС, СИС) и способ его выражения;
3. Проанализировать строение предложения:
а) двусоставное/односоставное, указать тип односоставного (определенно-личное, неопределенно-личное, безличное, назывное);
б) полное/неполное, указать тип неполноты (эллиптическая / контекстная);
в) распространенное/нераспространенное, выделить второстепенные члены предложения, указать способы их выражения;
г) осложнённое / неосложнённое, указать вид усложнений.
Синтаксический анализ сложного предложения
- Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное) и по интонации (восклицательное / невосклицательное).
- Определить количество предикативных частей (выделить все грамматические основы) и их границы;
- Установить, какими средствами связи соединены простые предложения (сочинительные или подчинительные союзы/союзные слова; интонация, знаки препинания).
- Определить тип сложного предложения (сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное).
а) сложносочиненное предложение
- Указать тип сочинительного союза. Определить значение сложносочиненного
предложения (перечислительные, противительные, разделительные)
- Построить схему предложения.
- Проанализировать как простое предложение каждую предикативную
часть сложного предложения.
б) сложноподчиненное предложение
- Найти главное и придаточное (-ые) предложения.
Определить тип подчинения (последовательное, параллельное, однородное,
комбинация этих видов подчинения).
- Определить тип придаточной (-ых) части (-ей).
- Построить схему.
- Проанализировать как простое предложение каждую предикативную
часть сложного предложения
в) бессоюзное сложное предложение
- Определить отношения между частями бессоюзного сложного предложения.
- Построить схему.
- Проанализировать как простое предложение каждую предикативную
часть сложного предложения.
Пример: | Мы сделались приятелями,/1 потому что к дружбе я не способен:/2 из двух друзей всегда один враг другого,/3 хотя часто ни один из них в этом себе не сознается./4 |
1. По цели высказывания предложение повествовательное, по интонации - невосклицательное.
2. Предложение сложное: состоит из четырех предикативных частей (по количеству грамматических основ).
3. Сложное предложение с разными видами связи: подчинительной (1 – 2; 3 – 4) и бессоюзной (1 – 3).
4. Сложное предложение с параллельным подчинением.
5. 1 – 2 — подчинительный союз потому что; сложноподчинённое предложение с придаточной причины.
3 – 4 — подчинительный союз хотя; сложноподчинённое предложение с придаточной уступительной.
1 – 3 — пунктуационное оформление — двоеточие; бессоюзное сложное предложение, отношения между частями — причинные.
6.
1 : 3
потому хотя
что
2 4
7. Мы сделались приятелями.
а) двусоставное; подлежащее выражено личным местоимением мы;
сказуемое — составное именное. Вспомогательная часть выражена полузнаменательным глаголом сделались, именная — существительным приятели в творительном падеже.
б) полное; в) не распространено; г) не осложнено.
К дружбе я не способен.
а) двусоставное; подлежащее выражено личным местоимением — я;
сказуемое — составное именное. Вспомогательная часть выражена глагольной связкой быть; именная — кратким прилагательным способен с отрицательной частицей не.
б) полное;
в) распространенное; косвенное дополнение выражено существительным дружба в дательном падеже с предлогом к.
г) не осложнено.
Из двух друзей всегда один раб другого.
а) двусоставное; подлежащее выражено единым синтаксическим целым один из двух друзей; сказуемое — составное именное. Вспомогательная часть выражена глагольной связкой быть в нулевой форме; именная — существительным раб.
б) полное;
в) распространенное; обстоятельство образа действия выражено наречием всегда.
г) не осложнено.
Часто ни один из них себе в этом не сознается.
а) двусоставное; подлежащее выражено единым синтаксическим целым ни один из них, сказуемое — простое глагольное выражено глаголом признается с отрицательной частицей не.
б) полное;
в) распространенное; обстоятельство образа действия выражено наречием часто, косвенные дополнения выражены местоимениями себе и (в) этом.
г) не осложнено.
Правописание гласных о, е, ё после шипящих
1. Находится ли гласный в корне слова?
Да | Нет | |||
2. Изменяется ли ударный гласный на е при изменении слова? | 2. Падает ли ударение на суффикс или окончание? | |||
да | нет | да | нет | |
пишется ё | пишется о | 3. Это глагольная форма? | пишется е | |
да | нет | |||
пишется ё | пишется о |
Правописание приставок на согласный
1. Это приставка на з – с ?
Да | Нет | |
2. Стоит ли приставка перед глухим согласным? | Согласный в приставке не меняется (в том числе, если это приставка с-сделать) | |
да | нет | |
пишется с | пишется з |
Правописание безударных личных окончаний глаголов
1. Глагол оканчивается на -ить?
да | |
Пишем окончания II спряжения (исключения — брить, стелить) | |
2. Входит ли глагол в 11 глаголов-исключений? | |
Да | Нет |
В семи глаголах на -еть: терпеть, вертеть, видеть, ненавидеть, обидеть, зависеть, осмотреть. | Пишем окончания |
В четырех глаголах на -ать: гнать, держать, дышать, слышать — пишем окончания 2 спряжения. |
Правописания частицы не с существительными,
прилагательными, наречиями на - о
1. Имеется ли (или подразумевается) противопоставление к слову с частицей не?
да | нет | |
пишется раздельно | 2. Относятся ли к этим частям речи отрицательные местоимения или наречия, усиливающие отрицание, либо частицы далеко не, вовсе не, отнюдь не? | |
да | нет | |
пишется раздельно | пишется слитно |
Правописание Ь после шипящих в различных частях речи
1. Является ли данное слово глаголом или наречием?
да | нет | |
пишется ь (исключения: уж, замуж, невтерпеж) | 2. Является ли слово существительным III склонения? | |
да | нет | |
пишется ь | не пишется ь |
Пунктуация
Тире между подлежащим и сказуемым
1. Выражено ли сказуемое именительным падежом существительного (без связки) или неопределенной формой глагола (при подлежащем — именительном падеже существительного)?
да | нет | |
ставится тире (тире не ставится, если сказуемое присоединяется союзом «как» или при нем имеется частица «не») | 2. Выражено ли сказуемое именительным падежом существительного или (при подлежащем — неопределенной форме глагола)? | |
да | нет | |
ставится тире | тире не ставится |
Знаки препинания при однородных определениях
1. Можно ли между определениями вставить союз «И»?
да | нет | |
определения однородны, между ними следует поставить запятую | 2. Поясняет, уточняет ли второе (неоднородное) определение содержание первого? | |
да | нет | |
запятая ставится | запятая не ставится |
Знаки препинания при однородных членах
с обобщающими словами
1. Стоят ли однородные члены после обобщающих слов (с зависимыми от них словами) в конце предложения?
да | нет | |
перед однородными членами ставится двоеточие (в конце предложения возможно авторское тире) | 2. Стоят ли однородные члены перед обобщающими словами? | |
да | нет | |
после однородных членов ставится тире | перед однородными членами ставится двоеточие, а после них тире |
Знаки препинания при распространенном приложении
1. Относится ли распространенное приложение к нарицательному существительному или личному местоимению?
да | |
Выделяется запятой (или тире, если стоит в конце предложения) | |
2. Стоит ли распространенное приложение после существительного — собственного имени? | |
да | нет |
выделяется запятой (или тире, если стоит в конце предложения) | не выделяется знаком препинания |
Андрей, мой друг, пригласил меня в гости | Мой друг Андрей пригласил меня в гости |
Знаки препинания при обстоятельствах,
выраженных деепричастием или деепричастным оборотом
1. Выражено ли обстоятельство деепричастным оборотом, который не является фразеологизмом и не образует
с глаголом–сказуемым единое смысловое целое?
да | нет | |
всегда обособляется | 2. Стоит ли обстоятельство — одиночное деепричастие после глагола — сказуемого и отвечает ли на вопрос «как?» | |
да | нет | |
не обособляется | обособляется |
Знаки препинания при вводных
и вставных словах, словосочетаниях, предложениях
1. Выражает ли элемент, грамматически не связанный с членами предложения, отношение к содержанию предложения, его оценку?
да | нет | |
выделяется запятой | 2. Выражает ли он какую-либо дополнительную информацию об объективной | |
да | нет | |
выделяется скобками (или тире) | не выделяется знаками |
Знаки препинания в сложносочиненном предложении
с союзом и (неповторяющимся)
1. Является ли сложносочиненное предложение придаточным
к одному главному предложению?
да | нет | |
запятая перед и | 2. Имеют ли части сложносочиненного предложения общий второстепенный член или общее придаточное? | |
да | нет | |
запятая перед и не ставится | запятая перед союзом всегда ставится |
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
1. Имеются ли между частями сложного предложения
перечислительные отношения?
да | нет |
ставится запятая или, если в предложении уже есть запятые, точка с запятой | 2. Передает ли вторая часть причину того, о чем говорится в первой части (можно вставить союз «потому что», «так как»)? |
да | |
Ставится двоеточие (в конце предложения может быть тире) | |
3. Раскрывает ли, уточняет ли вторая часть содержание первой? | |
да | нет |
ставится двоеточие (в современных печатных текстах двоеточие иногда заменяется тире) | ставится тире (при противопоставлении, отношениях следствия, результата) |
Постановка знаков препинания в сложном предложении
с двумя рядом стоящими союзами
1. Составляют ли второму подчинительному союзу слова то, так, тогда или союз но?
да | нет |
запятая не ставится | запятая ставится |
Постановка знаков препинания в предложениях
с прямой речью (чужая речь оформляется кавычками)
1. Стоят ли слова автора перед чужой речью?
да | нет |
после них ставится | 2. Стоят ли слова автора после чужой речи? |
да | |
перед ними ставится запятая (точка, вопросительный, восклицательный знак) и тире. | |
3. Стоят ли слова автора в середине чужой речи? | |
да | нет |
перед словами автора и после них ставится запятая (или другой знак) и тире | После слов автора ставится двоеточие, а перед ними— запятая и тире (чужая речь в середине слов автора) |
Изм_рять площадь, пр_м_рить по__орившихся ребят, выт_сненный из толпы, выт_сненный рисунок, зал_зать в яму, нак_лоть дров, нак_лить железо, нав_вать сны, нав_вать кудри, п_лоть грядки, оп_лить гуся, обв_вать ветром, обв_вать косы вокруг головы, об_жать стадион, об_жать слабого, осв_щение в комнате, осв_щение храма, отв_рить курицу, отв_рить окно, пол_скать белье, пол_скать ребенка, посв_тить фонарем, посв_тить стихотворение другу, спуститься в д_лину, находиться вд_леке, прим_рять соперников, прим_рять наряды, прож_вать в городе, прож_вать пирожок, с_деть с годами, с_деть в кресле, ум_лять о помощи, ум_лять достоинства.
(60 сл.)
Ав_кадо, _кварель,_км_изм, алг_ритм, б_к_лавр, б_кл_жан, в_л_дол, в_н_грет, в_д_виль, выгр_в_р_вать, г_рмония, г_стр_лер, д_кл_рировать, д_л_тант, д_ректор, заб_т_нировать, и_зуит, и_роглиф, имп_нировать, инт_рпр_тация, к_н_нада, к_горта, кр_м_налистика, л_б_ратория, л_нгвистика, м_ц_нат, м_золь, м_т_вировать, н_ктюрн, _тражение, отс_лютовать, п_н_братство, п_р_фраза, п_анино, пр_амбула, р_ан_мация, рег_нт, р_горист, ск_лет, стр_тегия, тр_умвират, тр_мфальный, ф_натизм,, ф_рель, фр_гмент, юн_ор, ч_снок, _кск_ватор, эл_ксир, ярм_рка.
(50 сл.)
А__ат, абсце__, агре__ия, А__ах, а__ея,а__ексия, анте__а, а__арат, а__етит, а__амблея, а__игнация, а__имиляция, а__аше, а__ект, а__икс, ба__,(единица оценки), ба__аст, ба__истика, ба__он, ба__отироваться, баро__о, ба__икада, баци__а, бо__, бри__иант, бру__о, бу__онада, ва__ая, ва__ал, ви__а, га__ицизм, га__оман, га__ы, га__а, ге__о, ги__опотам, гли__ер, гори__а, гра__, гра__атика, гра__афон, гру__а, гру__ка, ди__идент, ди__имиляция, ди__онанс, дисти__ирование, ди__еренциация, дре__ировать, дро__и, Е__ентуки, зе__ер, иди__ия, и__юзионист, и__юминация, и__юстрация, име__о, и__анентный, и__игрант, и__унитет, импре__ия, инди__ерентный, инка__ация, инте__ект, ка__иляр, караве__а, ка__а, ка__ета, килогра__, кла__ификация, кли__, ко__аж, ко__екция, ко__егия, ко__едж, ко__ектив, ко__оквиум, коло__а, коло__, коми__ар, коми__ия, ко__ентарий, ко__ерция, ко__унар, ко__унизм, ко__уникация, ко__юнике, компре__ия, компроми__, конгре__, кора__, ко__ектный, ко__ектор, ко__еспондент.
(80 сл.)
Ж_ваный, реш_тка, ж_лоб, ж_лудь, щ_голь, ш_пот, тяж_лый, ж_лтый, деш_вый, ж_сткий, ч_рствый, прич_ска, ч_рточка, ч_рный, ш_лк, ч_лн, ч_ртик, уч_ба, зач_т, щ_тка, пч_лка, печ_нка, сч_т, пощ_чина, щ_лка, ч_лка, кош_лка, крыж_вник, обж_ра, трущ_ба, борж_ми, ж_кей, ж_лчь, ж_сткий, зач_с, капюш_н, маж_рный, защ_лка, молодож_ны, наш_птывать, никч_мный, переж_вывать, пш_нный, пч_лы, прож_рливый, расч_ска, расч_т, ш в, ч порный, уч ба, ш винизм, уч т, ш ковый, ш колад, ш ры, ш к, ч саный, чеч тка, ш рты, ш тландец, ч ткий, понч , харч_, щ_лочь, изж_га, туш_нка, реш_тка, трещ_тка, ш_ссе, ч_каться, ш_л, ц_коль, герц_г, палацц_, скерц_, мецц_-сопрано.
Ж_сткий диван, иску__твенный ш_лк, мельничный ж_рнов, утлый ч_лн, лесная трущ_ба, чугунная реш_тка, крепкая беч_вка, купить по деш_вке, ч порный человек, спелый крыж_вник, крепкая беч_вка, тяж_лый ож_г, ож_г руку, деш_вые товары, ж_лтая краска, трудный зач_т, неприятная изж_га, жареная печ_нка, негритянские трущ_бы, свиная туш_нка, ч_рствый хлеб, короткие ш_рты.
(16 сл.)
По_делка, по_кидыш, по_класс, по_кладываться, по_лежащее, по_писчик, по_полье, по_свечник, по_станция, по_чиненный, пре_вестник, пре_приятие, пре_расположенный, пре_ставитель, пре_чувствовать, о_ветренный, о_гореть, о_скакать,о_текаемый, о_тирание, о_считать, о_ходительный, ра_трата, ра_тревожить, ра_ход, ра_крашенный, ра_дражение, ра_грузка, ра_глашать, ра_менять, ро_данный, ро_пуск, ро_черк, бе_нравственный, бе_молвный, бе_грамотный, бе_возвратный, бе_болезненный, бе_крайний, бе_предельный, бе_повортный, бе_конечный.
Диктанты на все правила
Чехов писал «Сахалин» когда талант его был в полном цвету и нет сомнения что великий писатель мог бы создать эм_ц_ональную книгу потр_сающ_й силы но он как это бывало в ру__ком иску__тве не раз «наступил на горло собстве__ой песне». Значительную роль здесь сыграла цензура если бы Чехов написал эту книгу по чеховски как он например (в)последств__ написал «Мужиков» она (не)могла бы появит_ся в печати.
(Не)задолго до этого Чехов мучительно пережил (не)довольство собою и всей своей «(не)нужной бе__етристикой» и высказывал упорное желание спрататься куда(нибудь) подальше от этого вздора чтобы занят_ся кр_потливым серьёзным трудом. Вот он спрятался — сначала в сибирскую глуш_ и на кат_ржный остров а потом в публиц_стически-научную книгу которая отняла у него около года работы р_ст_нувшейся с перерывами на несколько лет.
Главная чеховская тема сказалась и здесь о воп_ющей бе__мысле__ости и (не)нужности мук которыми одни люди п__диночке или скопом почему(то) т_рзают других. С неотразимой наглядностью он подробно (не)т_р_пливо методично и тщательно с цифрами и фактами в руках показывает какая неумная чепуха-вся эта царская кат_рга это бездарное издевательство имущих и сытых над бе_правной человеческой личностью. Характерно что многие тогдашние публицисты и критики и после «Сахалина» прод_лжали твердить что Чехов — бе_принц_пный без_дейный писатель равнодушный к интересам и нуждам русской общественной жизни.
Между тем Чехов и здесь как и в других своих книгах борец за народное счастье. Ни Михайловский ни его подголоски обв_нявшие Чехова в постыдном р_внодушии к социальным вопросам (не) принесли своей Родине и тысячной доли тех жертв которые принес Антон Чехов своей сахалинской поездкой.
К. Чуковский «А.П. Чехов»
(260 сл.)
Герои Л.Толстого (не)определимы. Определять можно (не)что статическое (не)подвижное остановившееся в своём развитии герои же Толстого (ни)когда не являются пред нами в готовом виде. Они не сотворены раз и навсегда они вечно снова и снова твор_тся. Одно свойство появится в них и погибнет уступая место другому перевоплощаясь в третье — и нет в них н_чего твердого установле__ого застывшего. И когда мы через несколько страниц снова встречаем у Толстого какого-нибудь из героев это герой уже новый и тот и не тот и если у него что остается неизме__ым так это име__о та душевная м_лодия та душевная окраска которой Толстой наделяет каждого из персонажей. И что главное мы совсем не замечаем у Толстого н_какого труда н_какого напряжения.( Как) будто это очень легко создать тысячи людей поставить каждого в центр вс_ленной... До сих пор этого (не) мог н_ один писатель. Толстой же выполняя это в_личайшее невозможное для рук человеческих дело (ни) разу не перед_хнет (не) запнется (не) остановится. Кажется что творения Толстого не созданы человеком а выр_сли сами собой. Перед «Войной и миром» (как) будто стоишь на берегу океана и чувствуешь себя маленьким н_чтожным. И вообще ничего человеческого нельзя себе представить в Толстом как художнике. Н_ лирики н_ пафоса н_ юмора. (Ни)каких ошибок ни падений ни взлетов. Его нечеловеческое вдохновение ровно (не)укло__о увере__о. Все события в его творених созревают не раньше и не позже чем нужно.
К.Чуковский «Л.Толстой»
(210 сл.)
Я думаю долго думаю и (ни)чего не могу еще пр_думать. И сколько бы я н_ думал и куда ни ра_брасывались мои мысли для меня ясно что в моих желаниях нет чего(то) главного чего(то) очень важного. В моем пр_страстии к наук_ в моем ж_лании жить в этом с_ден__ на чужой кровати и в стр_млении познать самого себя во всех мыслях чувствах и понятиях какие я составляю обо всем нет чего(то) общего что связывало все это в одно целое. Каждое чувство и каждая мысль живут во мне ос_бн_ком и во всех моих суждениях о науке театре литературе учениках и во всех картинках которые рисует мое воображение даже самый искусный ан_литик не найдет того что называется общей ид__й или богом живого человека.
А коли нет этого то значит нет и (ни)чего.
При такой бедности достаточно было серьезного (не)дуга страха смерти влияния обстоятельств и людей чтобы все то что я прежде считал своим мирово__рением и в чем видел смысл и радость своей жизни перевернулось (в)верх дном и разлетел_сь (в)клочья. Н_чего же поэтому нет удивительного что последние месяцы своей жизни я омр_чил мыслями и чувствами достойными раба и варвара что теперь я р_внодушен и не замечаю ра__вета. Когда в человеке нет того что выше и сильнее всех внешних влияний то право достаточно для него хорошего насморка чтобы потерять ра_новесие и начать видеть в каждой птице сову в каждом звуке слышать собачий вой. И весь его п_сс_мизм или _пт_мизм в это время имеют значение только симптома и больше (ни)чего.
Я побежден. Если так то н_чего же пр_должать еще думать н_чего разговаривать.
А.П. Чехов «Скучная история»
(190сл.)
Место тяги было (н_)далеко над речкой в мелком оси__ике. Под_ехав к лесу Левин слез и провел Облонского на угол мшистой и топкой полянки уже осв_бодившейся от снега. Сам он вернулся на другой край к двойняшк_ березе и прислонив ружье к развилине сухого нижн_го сучка снял к_фтан перепоясался и попробовал свободы движений рук.
Старая седая Ласка ходившая (за) ним следом села осторожно против него и наст_р_жила уши. Солнце спускалось за крупный лес и на свете зари березки ра__ыпанные по оси__ику отч_тливо рисовались своими висящими ветвями (с) надутыми готовыми лопнуть почками.
Из частого лесу где оставался еще снег чуть слышно текла еще извил_стыми узкимим руч_йками вода. Мелкие птицы щ_б_тали и (из)редка прол_тали с дерева на дерево.
(В)промежутках соверше__ой тишины слышен был шорох прошл_годних листьев ш_велившихся (от) таяния земли и от росту трав.
Каково Слышно видно как трава растет сказал себе Левин заметив двинувшийся гриф_льного цвета мокр_й осиновый лист подле иглы молодой травы.
Он стоял слушал и гл_дел (в)низ то на мокрую мшистую землю то на пр_слушивающуюся Ласку то на ра__тилавш__ся (пред) ним под горою море оголе__ых макушек леса то на под_рнутое белыми полосками туч тускневш__ небо.
Ястреб (не)спешно махая крыльями прол_тел высоко над дальним лесом другой точно так же прол_тел в (том) же направлен__ скрылся. Птицы все громче и хлопотлив__ щ_б_тали в чаще. (Не)далеко заухал филин и Ласка вздрогнув переступила осторожно несколько шагов и склонив (на)бок голову стала прислушиваться. Из-за речки послышалась кукушка. Она два раза прокуковала обычным криком а потом захр_пела заторопилась и запуталась. Теперь скоро отвечал Левин с (не)удовольствием нарушая тишину леса своим неприятным самому себе голосом. Да будет говорить! Слушай летит.
Л.Н. Толстой «Анна Каренина»
(290 сл.)
Ямщик (по)ск_кал но все поглядывал на восток. Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу ст_новился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу которая тяжело подымалась росла и (по)степе__о облегала небо. Пош_л мелкий снег и вдруг повалил хлопьями. (В)одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. Ну барин закричал ямщик беда буран!...
Я выглянул из к_битки все было мрак и вихорь. Ветер выл с такой свирепой выр_зительностью что казался одушевле__ым снег засыпал меня и Савельича лощади шли шагом и скоро стали. Что же ты (не) едешь спросил я ямщика (с) нетерпением. Да что ехать отвечал он слезая с облучка невесть и так куда заехали дороги нет и мгла кругом. Я стал было его бранить. Савельич за него заступился. И охота было не слушаться говорил он сердито воротился бы на постоялый двор накушался бы чаю почивал бы себе до утра буря б утихла отправились бы далее. И куда спешим? Добро бы на свадьбу! Савельич был прав. Лошади стояли, понуря голову и (из)редка вздрагивая. Савельич ворчал я гл_дел во все стороны надеясь увид_ть хоть признак жилья или дороги но н_чего (не) мог различить кроме мутного кружения метели... Вдруг я увидел что(то) черное. Эй ямщик закричал я смотри что там такое чернеется? Ямщик стал осматриват_ся. А бог знает барин сказал он садясь на свое место воз не воз дерево не дерево а кажется что шевелится. Должно быть или волк или человек.
Я приказал ехать на незнакомый предмет который тотчас и стал подвигаться к нам навстречу. Через две минуты мы пор_внялись с человеком.
А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
(240 сл.)
Открыто пусты__о и ровно все в тебе [на Руси]; как точки как значки (не)приметно торчат среди р_ внин (не)высокие твои города (ни)что не обольстит и не оч_рует взора. Но какая же (не)постижимая тайная сила вл_чет к тебе? Почему слышит_ся и (раз)дается немолчно в ушах твоя тоскливая несущ_яся по всей долине и ширине твоей от моря до моря песня. Что в ней в этой песне? Что зовет и рыдает и хватает за сердце? Какие звуки болезне__о лобзают и стремятся в душу и вьются около моего сердца. Русь! Чего же ты хочешь от меня? Какая (не)постижимая связь таится между нами? Что глядишь ты так и зачем все что ни есть в тебе обратило на меня полные ожидания очи? И еще полный недоумения неподвижно стою я а уже главу осенило грозное облако тяжелое грядущими дождями и онемела мысль перед твоим пр_странством. Что пророчит сей необ_ятный простор? Здесь ли в тебе ли не родит_ся беспредельной мысли когда ты сама без конца? Здесь ли не быть богатырю когда есть место где развернут_ся и пройтись ему?
Н. Гоголь «Мертвые души»
(106 сл.)
Были и потом еще встречи откр_ве__ые разговоры когда п_являет_ся ощущение что с души как (бы) сама собой сползает защитная кожа и она _бодранная и бе__ащитная кричит от малейшего пр_к_сновения но для меня главное уже состоялось там в маленьком брянском бе_вестном поселке моем родном поселке Косицы. На судьбу каждого человека в нашей стране если он даже появился на свет уже после наложила свой н_изгл_димый отпечаток последняя война да народ нашел в себе силы заново (от)строить сотни городов и тысячи стертых с земли сел мало того народ тот самый многоликий и неи_черпаемый проявил (не)вида_ные возможности движения дальше отказывая себе в самом необходимом он первым шагнул в космос и это чудо явилось закономерным продолжением (не)мыслимого подвига войны и победы народ должен был как бы взглянуть на свой лик из далей почти божестве__ых из тех пространств на том удалении когда прорисовывается только суть только главное и отсеивается все наносное временное случайное. И народ увидел свой лик — лик творца и созидателя первопроходца... — и в этом был смысл прорыва в космос прорыва дерзкого (не)виданного (не)случайного. Все мы заняты трудной арифметикой буден это закономерно подвиг космоса мог состоятся только опираясь на материк (не)заметного повседневного кропотливого труда ми__ионов но ведь недаром из края в край ликовала от океана до океана гигантская страна и не было в ней человека который не сч_тал бы себя пр_общ_нным к этому событию века.
П. Проскурин «Возвращение»
(190 сл.)
Ключи к диктантам
Измерять площадь, примирить поссорившихся ребят, вытесненный из толпы, вытисненный рисунок, залезать в яму, наколоть дров, накалить железо, навевать сны, навивать кудри, полоть грядки, опалить гуся, обвевать ветром, обвивать косы вокруг головы, обежать стадион, обижать слабого, освещение в комнате, освящение храма, отварить курицу, отворить окно, полоскать белье, поласкать ребенка, посветить фонарем, посвятить стихотворение другу, спуститься в долину, находиться вдалеке, примирять соперников, примерять наряды, проживать в городе, прожевать пирожок, седеть с годами, сидеть в кресле, умолять о помощи, умалять достоинства.
Авокадо, акварель, акмеизм, алгоритм, бакалавр, баклажан, валидол, винегрет, водевиль, выгравировать, гармония, гастролер, декларировать, дилетант, директор, забетонировать, иезуит, иероглиф, импонировать, интерпретация, канонада, когорта, криминалистика, лаборатория, лингвистика, меценат, мозоль, мотивировать, ноктюрн, отражение, отсалютовать, панибратство, перифраза, пианино, преамбула, реанимация, регент, ригорист, скелет, стратегия, триумвират, триумфальный, фанатизм, финиш, форель, фрагмент, юниор, чеснок, экскаватор, эликсир, ярмарка.
(50 сл.)
Аббат, абсцесс, агрессия, Аллах, аллея, аннексия, антенна, аппарат, аппетит, ассамблея, ассигнация, ассимиляция, атташе, аффект, аффикс, балл (единица оценки), балласт, баллистика, баллон, баллотироваться, барокко, баррикада, бацилла, босс, бриллиант, брутто, буффонада, ванная, вассал, вилла, галлицизм, галломан, галлы, гамма, гетто, гиппопотам, глиссер, горилла, грамм, грамматика, граммофон, группа, группка, диссидент, диссимиляция, диссонанс, дистиллирование, дифференциация, дрессировать, дрожжи, Ессентуки, земмер, идиллия, иллюзионист, иллюминация, иллюстрация, именно, имманентный, иммигрант, иммунитет, импрессия, индифферентный, инкассация, интеллект, каппиляр, каравелла, касса, кассета, килограмм, классификация, клипп, коллаж, коллекция, коллегия, колледж, коллектив, коллоквиум, колонна, колосс, комиссар, комиссия, комментарий, коммерция, коммунар, коммунизм, коммуникация, коммюнике, компрессия, компромисс, конгресс, коралл, корректный, корректор, корреспондент.
(80 сл.)
Жёваный, решётка, желоб, жёлудь, щёголь, шёпот, тяжёлый, жёлтый, дешёвый, жёсткий, чёрствый, причёска, чёрточка, чёрный, шёлк, чёлн, чёртик, учёба, зачёт, щётка, пчёлка, печёнка, счёт, пощёчина, щёлка, чёлка, кошёлка, крыжовник, обжора, трущоба, боржоми, жокей, желчь, жесткий, зачес, капюшон, мажорный, защелка, молодожены, нашептывать, никчемный, пережёвывать, пшённый, пчёлы, прожорливый, расчёска, расчёт, шов, чопорный, учёба, шовинизм, учёт, шоковый, шоколад, шоры, шок, чёсаный, чечётка, шорты, шотландец, чёткий, пончо, харчо, щёлочь, изжога, тушёнка, решётка, трещотка, шоссе, чокаться, шёл, цоколь, герцог, палаццо, скерцо, меццо-сопрано.
Жёсткий диван, искусственный шёлк, мельничный жёрнов, утлый чёлн, лесная трущоба, чугунная решётка, крепкая бечёвка, купить по дешёвке, чопорный человек, спелый крыжовник, крепкая бечёвка, тяжёлый ожог, ожёг руку, дешёвые товары, жёлтая краска, трудный зачёт, неприятная изжога, жареная печенка, негритянские трущобы, свиная тушёнка, чёрствый хлеб, короткие шорты.
(16 сл.)
Подделка, подкидыш, подкласс, подкладываться, подлежащее, подписчик, подполье, подсвечник, подстанция, подчиненный, предвестник, предприятие, предрасположенный, представитель, предчувствовать, обветренный, обгореть, обскакать, обтекаемый, обтирание, обсчитать, обходительный, растрата, растревожить, расход, раскрашенный, раздражение, разгрузка, разглашать, разменять, розданный, роспуск, росчерк, безнравственный, безмолвный, безграмотный, безвозвратный, безболезненный, бескрайний, беспредельный, бесповоротный, бесконечный.
(43 сл.)
Чехов писал «Сахалин», когда талант его был в полном цвету, и нет сомнения, что великий писатель мог бы создать эмоциональную книгу потрясающей силы, но он, как это бывало в русском искусстве не раз, «наступил на горло собственной песне». Значительную роль здесь сыграла цензура: если бы Чехов написал эту книгу по-чеховски, как он, например, впоследствии написал «Мужиков», она не могла бы появиться в печати.
Незадолго до этого Чехов мучительно пережил недовольство собою и всей своей «ненужной беллетристикой» и высказывал упорное желание спрятаться куда-нибудь подальше от этого вздора, чтобы заняться кропотливым, серьёзным трудом. Вот он спрятался — сначала в сибирскую глушь и на каторжный остров, а потом в публицистически-научную книгу, которая отняла у него около года работы, растянувшейся с перерывами на несколько лет.
Главная чеховская тема сказалась и здесь — о вопиющей бессмысленности и ненужности мук, которыми одни люди поодиночке или скопом почему-то терзают других. С неотразимой наглядностью он подробно, неторопливо, методично и тщательно, с цифрами и фактами в руках показывает, какая неумная чепуха — вся эта царская каторга, это бездарное издевательство имущих и сытых над бесправной человеческой личностью. Характерно, что многие тогдашние публицисты и критики и после «Сахалина» продолжали твердить, что Чехов — беспринципный, безыдейный писатель, равнодушный к интересам и нуждам русской общественной жизни.
Между тем Чехов и здесь, как и в других своих книгах, — борец за народное счастье. Ни Михайловский, ни его подголоски, обвинявшие Чехова в постыдном равнодушии к социальным вопросам, не принесли своей Родине и тысячной доли тех жертв, которые принес Антон Чехов своей сахалинской поездкой.
К. Чуковский «А.П. Чехов»
(260 сл.)
Герои Л. Толстого неопределимы. Определять можно нечто статическое, неподвижное, остановившееся в своём развитии, герои же Толстого никогда не являются пред нами в готовом виде. Они не сотворены раз и навсегда, они вечно снова и снова творятся. Одно свойство появится в них и погибнет, уступая место другому, перевоплощаясь в третье — и нет в них ничего твердого, установленного, застывшего. И когда мы через несколько страниц снова встречаем у Толстого какого-нибудь из героев, это герой уже новый, и тот, и не тот, и если у него что остается неизменным, так это именно та душевная мелодия, та душевная окраска, которой Толстой наделяет каждого из персонажей.
И что главное, мы совсем не замечаем у Толстого никакого труда, никакого напряжения. Как будто это очень легко — создать тысячи людей, поставить каждого в центр вселенной... До сих пор этого не мог ни один писатель. Толстой же, выполняя это величайшее, невозможное для рук человеческих дело, ни разу не передохнет, не запнется, не остановится. Кажется, что творения Толстого не созданы человеком, а выросли сами собой. Перед «Войной и миром» как будто стоишь на берегу океана и чувствуешь себя маленьким, ничтожным. И вообще ничего человеческого нельзя себе представить в Толстом как художнике. Ни лирики, ни пафоса, ни юмора. Никаких ошибок, ни падений, ни взлетов. Его нечеловеческое вдохновение ровно, неуклонно, уверенно. Все события в его творениях созревают не раньше и не позже, чем нужно.
К. Чуковский «Л. Толстой»
(210 сл.)
Я думаю, долго думаю и ничего не могу еще придумать. И сколько бы я ни думал и куда бы ни разбрасывались мои мысли, для меня ясно, что в моих желаниях нет чего-то главного, чего-то очень важного. В моем пристрастии к науке, в моем желании жить, в этом сидении на чужой кровати и в стремлении познать самого себя, во всех мыслях, чувствах и понятиях, какие я составляю обо всем, нет чего-то общего, что связывало все это в одно целое. Каждое чувство и каждая мысль живут во мне особняком, и во всех моих суждениях о науке, театре, литературе, учениках и во всех картинках, которые рисует мое воображение, даже самый искусный аналитик не найдет того, что называется общей идеей или богом живого человека.
А коли нет этого, то значит нет и ничего.
При такой бедности достаточно было серьезного недуга, страха смерти, влияния обстоятельств и людей, чтобы все то, что я прежде считал своим мировоззрением и в чем видел смысл и радость своей жизни, перевернулось вверх дном и разлетелось в клочья. Ничего же поэтому нет удивительного, что последние месяцы своей жизни я омрачил мыслями и чувствами, достойными раба и варвара, что теперь я равнодушен и не замечаю рассвета. Когда в человеке нет того, что выше и сильнее всех внешних влияний, то право, достаточно для него хорошего насморка, чтобы потерять равновесие и начать видеть в каждой птице сову, в каждом звуке слышать собачий вой. И весь его пессимизм или оптимизм в это время имеют значение только симптома и больше ничего.
Я побежден. Если так, то нечего же продолжать еще думать, нечего разговаривать.
А.П. Чехов «Скучная история»
(190 сл.)
Место тяги было недалеко над речкой в мелком осиннике. Подъехав к лесу, Левин слез и провел Облонского на угол мшистой и топкой полянки, уже освободившейся от снега. Сам он вернулся на другой край к двойняшке-березе и, прислонив ружье к развилине сухого нижнего сучка, снял кафтан, перепоясался и попробовал свободы движений рук.
Старая, седая Ласка, ходившая за ним следом, села осторожно против него и насторожила уши. Солнце спускалось за крупный лес; и на свете зари березки, рассыпанные по осиннику, отчетливо рисовались своими висящими ветвями с надутыми, готовыми лопнуть почками.
Из частого лесу, где оставался еще снег, чуть слышно текла еще извилистыми узкими ручейками вода. Мелкие птицы щебетали и изредка пролетали с дерева на дерево.
В промежутках совершенной тишины слышен был шорох прошлогодних листьев, шевелившихся от таяния земли и от росту трав. «Каково! Слышно и видно, как трава растет!» — сказал себе Левин, заметив двинувшийся грифельного цвета мокрый осиновый лист подле иглы молодой травы.
Он стоял, слушал и глядел вниз, то на мокрую мшистую землю, то на прислушивающуюся Ласку, то на расстилавшееся пред ним под горою море оголенных макушек леса, то на подернутое белыми полосками туч тускневшее небо.
Ястреб, неспешно махая крыльями, пролетел высоко над дальним лесом; другой точно так же пролетел в том же направлении и скрылся. Птицы все громче и хлопотливее щебетали в чаще. Недалеко заухал филин, и Ласка, вздрогнув, переступила осторожно несколько шагов и, склонив набок голову, стала прислушиваться. Из-за речки послышалась кукушка. Она два раза прокуковала обычным криком, а потом захрипела, заторопилась и запуталась. «Теперь скоро, — отвечал Левин, с неудовольствием нарушая тишину леса своим неприятным самому себе голосом. — Да будет говорить! Слушай, летит!»
Л.Н. Толстой «Анна Каренина»
(290 сл.)
Ямщик поскакал, но все поглядывал на восток. Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег — и вдруг повалил хлопьями. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. «Ну, барин, закричал ямщик, — беда: буран!...»
Я выглянул из кибитки: все было мрак и вихорь. Ветер выл с такой свирепой выразительностью, что казался одушевленным; снег засыпал меня и Савельича; лошади шли шагом — и скоро стали.
«Что же ты не едешь?» — спросил я ямщика с нетерпением. «Да что ехать? — отвечал он, слезая с облучка. — Невесть и так куда заехали: дороги нет, мгла кругом». Я стал было его бранить Савельич за него заступился. «И охота было не слушаться, — говорил он сердито, — воротился бы на постоялый двор, накушался бы чаю, почивал бы себе до утра, буря б утихла, отправились бы далее. И куда спешим? Добро бы на свадьбу!» Савельич был прав. Лошади стояли, понуря голову и изредка вздрагивая. Савельич ворчал; я глядел во все стороны, надеясь увидеть хоть признак жилья или дороги, но ничего не мог различить, кроме мутного кружения метели... Вдруг я увидел что-то черное. «Эй, ямщик! — закричал я. —Смотри: что там такое чернеется?». Ямщик стал осматриваться. «А бог знает, барин, — сказал он, садясь на свое место, — воз не воз, дерево не дерево, а кажется, что шевелится. Должно быть, или волк, или человек».
Я приказал ехать на незнакомый предмет, который тотчас и стал подвигаться к нам навстречу. Через две минуты мы поравнялись с человеком.
А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
(240 сл.)
Открыто — пустынно и ровно все в тебе [на Руси]; как точки, как значки, неприметно торчат среди равнин невысокие твои города; ничто не обольстит и не очарует взора. Но какая же непостижимая, тайная сила влечет к тебе? Почему слышится и раздается немолчно в ушах твоя тоскливая, несущаяся по всей долине и ширине твоей, от моря до моря, песня? Что в ней, в этой песне? Что зовет, и рыдает, и хватает за сердце? Какие звуки болезненно лобзают и стремятся в душу и вьются около моего сердца? Русь! Чего же ты хочешь от меня? Какая непостижимая связь таится между нами? Что глядишь ты так, и зачем все, что ни есть в тебе, обратило на меня полные ожидания очи? И еще, полный недоумения, неподвижно стою я, а уже главу осенило грозное облако, тяжелое грядущими дождями, и онемела мысль перед твоим пространством. Что пророчит сей необъятный простор? Здесь ли, в тебе ли не родиться беспредельной мысли, когда ты сама без конца? Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему?
Н. Гоголь «Мертвые души»
(106 сл.)
Были и потом еще встречи, откровенные разговоры, когда появляется ощущение, что с души как бы сама собой сползает защитная кожа, и она, ободранная и беззащитная, кричит от малейшего прикосновения, но для меня главное уже состоялось там, в маленьком брянском безвестном поселке, моем родном поселке, Косицы. На судьбу каждого человека в нашей стране, если он даже появился на свет уже после, наложила свой неизгладимый отпечаток последняя война; да, народ нашел в себе силы заново отстроить сотни городов и тысячи стертых с земли сел; мало того, народ, тот самый, многоликий и неисчерпаемый, проявил невиданные возможности движения дальше; отказывая себе в самом необходимом, он первым шагнул в космос, и это чудо явилось закономерным продолжением немыслимого подвига войны и победы; народ должен был как бы взглянуть на свой лик из далей почти божественных, из тех пространств, на том удалении, когда прорисовывается только суть, только главное и отсеивается все наносное, временное, случайное. И народ увидел свой лик, лик творца и созидателя, первопроходца... — и в этом был смысл прорыва в космос, прорыва дерзкого, невиданного, неслучайного. Все мы заняты трудной арифметикой буден; это закономерно — подвиг космоса мог состоятся только опираясь на материк незаметного, повседневного, кропотливого труда миллионов, но ведь недаром из края в край ликовала от океана до океана гигантская страна, и не было в ней человека, который не считал бы себя приобщенным к этому событию века.
П. Проскурин «Возвращение»
(190 сл.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс по русскому языку "Практикум по русскому языку" для 11 класса
Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 11 класса...
Элективный курс по русскому языку «Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА»
Элективный курс русского языка «Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА» предназначен для обучающихся 8 класса.Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при...
Рабочая программа по русскому языку для 8 класса "Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА"
Элективный курс русского языка «Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА» предназначен для обучающихся 8 класса.Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при...
Элективный курс по русскому языку «Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА»
Элективный курс по русскому языку «Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАЭлективный курс русского языка «Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА» предназн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «ПРАКТИКУМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ» (10 КЛАСС)
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Практикум по русскому языку» разработана для 10 классов на основе программы по русскому языку 10-11 класс под редакцией Н.Г.Гольцовой (М.: «Русск...
Программа элективного курса по русскому языку "Практикум по русскому языку"
Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 8 классе...
Программа Элективного курса по русскому языку в 9 классе «Практикум по русскому языку»
Элективный курс по русскому языку в 9 классе «Практикум по русскому языку»...