Рабочая программа по русскому языку в 9 классе
рабочая программа по русскому языку (9 класс) по теме
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного образования по русскому языку и про¬граммы по русскому языку к учебникам для 5-9 кл. (М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская Н. М. Шанский. - М.: Просвещение, 2008) и УМК под редакцией С.Г. Бархударова, С.Е. Крючкова
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий семь разделов: пояснительную записку; требования к уровню подготовки учащихся; содержание тем учебного курса; календарно-тематический план и технологическую карту развернутого планирования уроков; формы и средства контроля; контрольно-измерительные материалы, перечень учебно-методического обеспечения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ladyzhenskaya_9_klass_2013.doc | 199 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 г. Зеленокумска Советского района» Ставропольского края.
УТВЕРЖДЕНА приказом по МОУ «СОШ № 3 г. Зеленокумска Советского района» № от 09.2013 года
|
Зам. директора по УВР Иванова Г.В. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку в 9 классе
Количество часов: 2 часа в неделю (68 часов)
Уровень: базовый
Срок реализации программы: 1 год (2013-2014 учебный год)
Учитель: Шулика Марина Васильевна
Программа разработана в соответствии с примерной программой на основе авторской программы по русскому языку для 5-9 классов. Авторы: М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский. - М.: Просвещение, 2008 год.
Учебник: Русский язык: учебник для 9 классов общеобразовательных учреждений/ С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов и другие. - М.: Просвещение, 2010 г., а также на основе методических рекомендаций по организации учебного процесса в образовательных учреждениях Ставропольского края в 2012-2013 учебном году.
Количество часов в неделю – 2
Контрольные диктанты – 2
Контрольные сочинения – 3
Контрольные изложения – 2
Контрольное тестирование - 2
Раздел I. Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного образования по русскому языку и программы по русскому языку к учебникам для 5-9 кл. (М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская Н. М. Шанский. - М.: Просвещение, 2008) и УМК под редакцией С.Г. Бархударова, С.Е. Крючкова
Структура документа
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий семь разделов: пояснительную записку; требования к уровню подготовки учащихся; содержание тем учебного курса; календарно-тематический план и технологическую карту развернутого планирования уроков; формы и средства контроля; контрольно-измерительные материалы, перечень учебно-методического обеспечения.
Общая характеристика учебного предмета
Русский язык – родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе. Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный обобщающий характер воздействия предмета «Русский язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Русский (родной) язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в различных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступками с позиции моральных норм.
Целями изучения русского языка в старшей школе являются:
- Воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
- Овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.)
- Овладение видами речевой деятельности, практическими умениями нормативного использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение используемых в речи грамматических средств; совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка; воспитание стремления к речевому совершенствованию.
Содержание курса русского языка обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
Языковая и лингвистическая компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; знаниями о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования представлений о нормативной речи и практических умений нормативного употребления слов, фразеологических выражений, грамматических норм, синтаксических конструкций; совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; умения пользовать различными видами лингвистических словарей.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоения норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.
В программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме.
Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского языка являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.
Основными индикаторами функциональной грамотности являются коммуникативные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие о сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила речевого этикета и др.); познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждений, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска ,в том числе компьютерных средств; перерабатывать и систематизировать информацию и предъявлять ее различными способами др); регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.) Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения русского языка в школе.
Формирование функциональной грамотности, совершенствование речевой деятельности учащихся строится на основе знаний об устройстве языка и об особенностях его употребления в разных условиях общения.
Результаты изучения предмета
Личностными результатами освоения программы по русскому языку являются:
- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенстванию;
- достаточный объем словарного запаса и усвоение грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью
Метапредметными результатами освоения выпускниками программы по русскому языку являются:
- владение всеми видами речевой деятельности;
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
- владение разными видами чтения;
- способность извлекать информацию из различных источников, включая СМИ, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
- овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, в том числе и с помощью технических средств и информационных технологий;
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности , последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
- применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни ; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне ( на уроках литературы, иностранного языка и других)
- коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками программы по русскому языку являются:
- представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России; о связи языка и культуры народа; роли русского языка в жизни человека и общества;
- понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования а также роли русского языка в процессе самообразования;
- владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения(цели, темы текста, основной и дополнительной информации);
- владение разными видами чтения (просмотровым, ознакомительным , изучающим) текстов разных стилей и жанров;
- владение умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы); приемами работы с книгой, периодическими изданиями;
- способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в Ом числе на электронных носителях;
- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение различными видами аудирования(с полным пониманием текста, с понимание его основного содержания, с выборочным извлечением информации);
- умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определенной функциональной разновидности языка и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
- умение воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный и прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, тезисы);
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- умение создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи с учетом замысла и ситуации общения; создавать тексты различных жанров (рассказ, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление), осуществляя при этом осознанный выбор и организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей;
- владение различными видами монолога и диалога; выступление перед аудиторией сверстников;
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических и грамматических норм СРЛЯ; стилистически корректное использование лексики и фразеологии; соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации;
- способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения (жестами, мимикой) в различных ситуациях общения;
- осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления и эффективности коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
- освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого общения; функционально-смысловые типы речи; текст, основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
- проведение различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения: анализ текста с точки зрения его содержания, основных признаков и структуры принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей оформления, использования выразительных средств языка;
- осознание эстетической функции русского языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Результаты обучения представлены в «Требованиях к уровню подготовки учащихся IX класса основной школы».
Раздел 2. Требования к уровню подготовки выпускников за курс основной школы по русскому языку
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения русского языка ученик должен:
знать / понимать:
- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
- смысл понятий: речь устная и письменная; монологи, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
- основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
- особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
- основные единицы языка, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь:
РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
АУДИРОВАНИЕ:
- фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа;
- формулировать вопросы по содержанию текста;
- замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка;
ЧТЕНИЕ:
- понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения;
- составлять конспект прочитанного текста;
- оценивать степень понимания содержания прочитанного текста;
- прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического и художественного текста;
ГОВОРЕНИЕ:
- создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы;
- владеть основными нормами построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывания содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики);
- строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка;
ПИСЬМО:
- владеть основными нормами построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы; достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывание содержания по плану, правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания);
- писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства;
- вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждение, описание, повествование);
- писать небольшие по объему сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста;
- составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента большой статьи);
- совершенствовать написанное, исправляя недочеты в построении и содержании высказывания, речевые недочеты и грамматические ошибки;
ТЕКСТ:
- проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основная мысль, тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи предложений, строение текста);
ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:
- правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов их произношения;
- анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;
МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:
- владеть приемом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре;
- толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа -ЛОГ, ПОЛИ-, -ФОН и т.п.);
- пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологических словарей;
- опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов;
ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ:
- разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их определять;
- пользоваться разными видами толковых словарей;
- верно использовать термины в текстах научного стиля;
- оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупотребления;
- проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;
МОРФОЛОГИЯ:
- распознавать части речи и их формы в трудных случаях;
- правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей;
- определять синтаксическую роль слов разных частей речи;
- опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа;
ОРФОГРАФИЯ:
- применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами;
- пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов;
- проводить орфографический анализ текста; СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:
- различать изученные виды простых и сложных предложений;
- интонационно выразительно читать предложения изученных видов;
- составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировать предложения по заданным схемам;
- уместно пользоваться синтаксическими синонимами;
- правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной;
- проводить синтаксический и интонационный анализ сложного предложения;
- устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной характеристики предложения;
- использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;
- применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания в простом и сложном предложениях, используя на письме специальные графические обозначения;
- строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений;
- самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила;
- проводить пунктуационный анализ текста;
- аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации
Раздел 3. Формы и средства контроля
-диктанты (словарные, объяснительный, предупредительный, графический, «Проверяю себя», с языковым анализом текста, по памяти, комментированный);
- комплексный анализ текста;
- сочинение-рассуждение;
- сжатое изложение с элементами сочинения;
- тесты, тестовые тренинги;
- устное высказывание на лингвистическую тему.
Раздел 4. Перечень учебно-методического обеспечения
Для учащихся:
1. Русский язык, 9 класс: учеб. для общеобразоват. Учреждений /С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю Максимов идр. –М,: Просвещение,2010г
2. Ахременкова Л. А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык: 9 класс / Л. А. Ахременкова. - М.: Просвещение, 2006.
3. Лидман-Орлова Г. К. Учимся писать изложения / Г. К. Лидман-Орлова. - М.: Дрофа, 2006.
4. Сенина Н. А. Русский язык: 9 класс. Итоговая аттестация-2007 год: Предпрофильная подготовка / Н. А. Сенина, Т. А. Петрова. - Ростов н/Д: Легион, 2006
Для учителя:
- Валгина Н.С., Трудные вопросы пунктуации. – М., 1983.
- Голуб И. Б. Основы культуры речи / И. Б. Голуб. - М.: Просвещение, 2005.
- ЕГЭ-2009. Русский язык. Тренировочные задания/ И.П.Цыбулько и др. – М., 2009.
- Иванова В.Ф., Трудные вопросы орфографии. – М., 1982.
- Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Изложения: тексты с лингвистическим анализом. – М., 1994.
- Костяева Т. А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку: 9 кл.: Пособие для учителя / Т. А. Костяева. - М.: Просвещение, 2001
- Львова С. И. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 8-9 кл.: Пособие для учителя / С. И. Львова. - М.: Мнемозина, 2003.
- Николина Н. А. Обучение русскому языку в 9 классе / Н. А. Николина, К. И. Мишина, В. А. Федорова. - М.: Просвещение, 2005.
- Пучкова Л. И. Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку: Грамматика. Речь / Л. И. Пучкова, Ю. М. Гостева. - М.: Просвещение, 20044. Текучева И. В. Русский язык: Контрольные и проверочные работы: 9 кл. / И. В. Текучева. - М.: Астрель, 2002.
- Сенина Н. А. Русский язык: 9 класс. Итоговая аттестация-2007 год: Предпрофильная подготовка / Н. А. Сенина, Т. А. Петрова. - Ростов н/Д: Легион, 2006
- Тростенцова Л. А. Обучение русскому языку в 9 классе / Л. А. Тростенцова. -М.: Просвещение, 2004.
- Угроватова Т. Ю. Русский язык: 9 класс / Т. Ю. Угроватова. - М.: Просвещение, 2005.
- Уроки русского языка в 9 классе: Кн. для учителя / Г. А. Богданова. - М.: Просвещение, 2006.
- Цыбулько И. П. Единый государственный экзамен: Русский язык: Методика подготовки / И. П. Цыбулько. - М.: Просвещение, 2006.
Мультимедийные пособия:
- «Фраза». Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.
- 1-С Репетитор «Русский язык». Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.
- Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка».
- Уроки русского языка Кирилла и Мефодия, 9 класс.
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 9 классе
№ п/п | Дата | Тема урока | Цели урока | Повторение изученного материала | Работа по развитию речи | Подготовка к ГИА | Тип урока | Домашнее задание |
1. | Международное значение русского языка. | Дать понятие «мировые языки»; показать роль русского языка в современном мире и объяснить причины его авторитета; формирование умения составлять план. | Заимствованная лексика, неологизмы, устаревшие слова, знаки препинания при прямой речи. | Определение основной мысли текста. | С2 | Лекция с элементами беседы. | П.1.Упр.2. .Инд. задания: подготовить сообщения, подобрав примеры: 1)доказывающие лексическое богатство русского языка, 2)использования средств выразительности языка в художественной литературе. | |
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-8 КЛАССАХ (6+1 кр) | ||||||||
2 | Фонетика. | Восстановление и углубление знаний учащихся о фонетической системе русского языка | Виды подчинительной связи, непроизносимые согласные | Орфоэпическая работа | А4 | Урок повторения | Упр.6 (устно), 7 (письменно) | |
3 | Лексика и фразеология | Обобщение знаний учащихся о лексической и фразеологической системе языка. | Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ. | Анализ текста. | А2,3 В1 | Урок повторения. | Составить небольшой рассказ с использованием фразеологизмов или выполнить упр.18. | |
4 | Морфемика. Словообразо вание | Закрепить знания о составе слова, знать способы образования слов | Безударные проверяемые гласные в корне слова. | Урок повторения. | Упр.26. | |||
5 | Морфология. Орфография | Закрепить теоретические знания по теме «Морфология», практические навыки морфологического разбора. | Безударные гласные Е, И в окончаниях глаголов; чередование гласных в корнях слов. | Работа по редактированию предложений | А5-7 | Урок повторения | Просклонять словосочетания с местоимением «СКОЛЬКО», числительное «384»,сделать морфологический разбор слов из предложения. | |
6 | Синтаксис словосочетания и простого предложения | Обобщение и систематизация знаний и умений по теме урока; закрепления навыка постановки знаков препинания в простом предложении. | Написание -ТСЯ, -ТЬСЯ. | Определение типа речи в тексте. | В2, В3, В4, В5 | Урок повторения. | Упр.48 или Написать сочинение-миниатюру с использованием односоставных предложений на тему «Хорошо!». | |
7 | Р. Р. Текст. Повторение. Редактирование. | Повторение сведений о тексте; отработка умений и навыков определять и обосновывать принадлежность текста к тому или иному стилю, типу речи. | Знаки препинания при вводных словах. | Анализ текста. | Урок-практикум. | Упр.47(6-11). | ||
8 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по итогам повторения | Проверка эффективности повторения материала 5-8 классов, закрепления навыка лингвистического разбора. | Урок проверки знаний. | |||||
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ | ||||||||
9 | Основные виды сложных предложений. Работа над ошибками. | Дать общее представление об основных видах сложных предложений и способах связи между ними; закрепить умения отличать простое предложение от сложного; различать виды сложных предложений. | Служебные части речи, проверяемые безударные гласные. | Анализ текста (озаглавить, определить тип речи). | В6, В7 | Урок сообщения нового материала. Тренировочный урок. | П.7, упр.51. Выписать из произведения А. С. Пушкина сложные предложения (6-7). | |
10,11 | Р. Р. Способы сжатого изложения содержания текста. Тезисы, конспект. | Уточнение значения данных понятий, развитие умения составлять планы, конспекты, тезисы. | С1 | Комбинированный | Закончить конспект статьи и составить ее план. | |||
СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (5+ 1кр+3 рр) | ||||||||
12 | Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам. | Закрепление умения определять структуру ССП и его частей; давать грамматическую характеристику сочинительным союзам, соединяющим части сложного предложения; выяснять их смысловые отношения. | Буквы З, С в приставах; Ь после шипящих на конце слов. | Наблюдения над значением сочинительных союзов. | В7 | Урок сообщения нового материала. | П.8. Упр.63. Подготовиться к словарному диктанту. | |
13,14 | Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Словарный диктант. | Отработать умения и навыки постановки запятой в сложносочиненных предложениях. | Морфологические признаки существительных, прилагательных; буквы О, А на конце наречий. | Конструирование простых и сложных предложений заданного вида. | В7 | Тренировочный урок. | П.8, упр.68, 67 | |
15 | Р. Р. Рецензия. | Углубление полученных раннее сведений о рецензии, характеристика ее основных признаков. | Урок развития речи. | Упр.75(написать краткую рецензию на стихотворение ученицы). | ||||
16 | Сложносочиненные предложения с общим второстепенным членом; постановка тире перед союзом И в сложносочиненном предложении. | Совершенствовать навыки постановки знаков препинания в сложносочиненном предложении. | Различение союзов ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЗАТО и самостоятельных частей речи с частицей ЖЕ и предлогом ЗА. | Работа по составлению сложносочиненных предложений с предложенными общими второстепенными членами | Урок изучения нового материала. | Написать сочинение-миниатюру по одной из картин: «Зимний пейзаж» А. Саврасова или «Зима» И.Шишкина. | ||
17,18 | Р. Р. Сжатое изложение по тексту Д.С.Лихачева «Доброта». | Продолжение работы над сжатым изложением; формирование умения самостоятельно мыслить, анализировать текст. | Публицистический стиль речи. | С1 | Урок развития речи. | Завершить работу. | ||
19 | Повторение темы «Сложносочиненные предложения». | Закрепление знаний о сложносочиненном предложении и навыка постановки знаков препинания в ССП. | Односоставные предложения; правописание Н, НН в суффиксах прилагательных и причастий. | Определение стилистической принадлежности текста. | Урок повторения. | Упр.64 (2 часть). | ||
20 | Контрольный тест «Пунктуация в сложносочиненном предложении» | Урок контроля знаний | Сайт Е.А.Захарьиной, интерактивные тесты ГИА | |||||
СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (19+5рр+1 кр) | ||||||||
21 | Строение сложноподчиненных предложений. Средства связи частей СПП. | Дать общие положения о СПП: главные признаки, по которым определяются виды придаточных, отличие союзов от союзных слов, указательные слова в главном предложении. | ТСЯ-, ТЬСЯ- на конце глаголов. Относительные местоимения и наречия. | Наблюдения над функцией союзов и союзных слов в придаточном предложении. | В7 | Урок изучения нового материала | П. 9, выучить теоретический материал на стр.38-39; подготовить связный рассказ по теме урока; упр.80 (устно). | |
22 | Строение сложноподчиненных предложений. Знаки препинания в них. | Формирование умения определять структуру сложноподчиненного предложения, расставлять знаки препинания. | Н, НН в суффиксах причастий, наречий | Преобразование СПП в синонимичные конструкции. | В7 | Тренировочный урок. | Упр. 84 (устно), 85 | |
23 | Основные группы сложноподчиненных предложений по значению. СПП с придаточными определительными. | Дать общее представление о группах сложноподчиненных предложений по их значению; сформировать понятие о придаточных определительных, особенностях их структуры; совершенствовать пунктуационные навыки. | Вводные слова и знаки препинания. Правописание составных союзов. | Преобразование и конструирование СПП. | В7 | Урок изучения нового материала. | Стр. 43, 44 –знать теорию, написать сочинение- миниатюру на тему «Мое любимое место в городе». | |
24 | Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными и местоименно-определительными. Словарный диктант. | Формирование умений:1)находить местоименно-определительные предложения, отличать их от собственно определительных; 2)расставлять знаки препинания в сложноподчиненных предложениях; составлять схемы предложений с указанными придаточными. | Чередующиеся гласные О, А в корнях –ЛАГ-, -ЛОЖ –ГОР-, -ГАР-. | Работа по предупреждению ошибок в построении СПП с придаточными определительными . | В7 | Комбинированный урок. | Стр. 45, знать теорию, упр.104. | |
25,26 | Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными. | Формирование умений определять место придаточных изъяснительных в сложноподчиненном предложении; средства их связи с главным. | Различение на письме слов ЧТОБЫ и ЧТО БЫ. Знаки препинания при уточняющих обстоятельствах. Прямая и косвенная речь. | Составление предложений по данным схемам. Анализ текста. | В7 | Комбинированный урок Тренировочные уроки | П.11, упр.111. Упр.118 или 116. | |
27 | Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными | Формирование умения различать виды придаточных обстоятельственных по значению, вопросам, средствам связи; выяснять общее и различие между ними. | Основные виды обстоятельств; правописание приставок ПРИ-, ПРЕ. | Наблюдения над синонимией обстоятельственных предложений, соответствующих видам обстоятельств в простом предложении. | В7 | Урок изучения нового материала. | Изучить таблицу на стр.57-58, составить 6-8 предложений по изучаемой теме об известных местных писателях или художниках, композиторах, артистах, пользуясь справочной литературой по теме. | |
28 | Сложноподчиненные предложения с придаточными степени и образа действия. | Показать особенности сложноподчиненных предложений с придаточными степени и образа действия; общие черты и смысловые различия этого вида придаточных предложений; совершенствовать пунктуационные навыки. | Проверяемые гласные в корне слова; проверяемые согласные в корне. | Конструирование сложноподчиненных предложений. | В7 | Урок изучения нового материала. | П. 12-стр.60. Упр.130 или 133. | |
29 | Сложноподчиненные предложения с придаточными места. | Формирование умений: 1)распознавать придаточные места, отличать их от других видов придаточных (определительных, изъяснительных); 2)правильно ставить знаки препинания в указанных типах предложений. | Наличие и отсутствие Ь после шипящих на конце слов. | Составление предложений по данным схемам. | В7 | Урок изучения нового материала | Подготовиться к словарному диктанту. Опишите с помощью СПП с придаточными места географическое положение своего города | |
30 | Сложноподчиненные предложения с придаточными времени. | Углубление знаний учащихся о сложноподчиненных предложениях с придаточными времени; показ разнообразных временных союзов, особенно тех, что содержат тонкие оттенки значений, а в речевой практике учащихся встречаются редко. | Знаки препинания при однородных членах, кавычки при приложении. | Преобразование предложений. Определение темы, основной мысли, выделение микротем текста. | В7 | Урок изучения нового материала | Упр.150 (устно), 147(письменно). | |
31,32 | Р. Р. Обучающее сочинение-рассуждение над высказыванием К. А. Федина «Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла». | Продолжение работы над развитием умений и навыков писать сочинения на лингвистическую тему | Правописание глаголов в повелительном наклонении, знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. | . | С2 | Уроки развития речи | Завершить работу над сочинением. | |
33 | Сложноподчиненные предложения с придаточными условными. | Показать особенности сложноподчиненных предложений с придаточными условными, совершенствование пунктуационных навыков. | Написание слов с ПОЛ-, ПОЛУ-. | Наблюдения над стилистической функцией союзов. | В7 | Комбинированный урок. | Написать сочинение-рассуждение «Роль союзов в тексте» (70 слов) | |
34 | Сложноподчиненные предложения с придаточными причины. | Формирование умений определять структуру сложноподчиненных предложений с придаточными причины; отличать указанный вид придаточных от других. | Тире между подлежащим и сказуемым. Работа с синонимичными конструкциями | В7 | Урок изучения нового материала. | Упр.156 (1 часть). | ||
35 | Сложноподчиненные предложения с придаточными цели. | Показать особенности сложноподчиненных предложений с придаточными цели; формирование умения правильно расставлять знаки препинания в СПП с изученными придаточными. | Соединительные гласные О, Е в сложных словах. | Составление СПП с данным главным предложением. | В7 | Урок изучения нового материала. | Упр.165 (составить схемы). | |
36 | Сложноподчиненные предложения с придаточными сравнительными. | Различение указанного вида придаточных предложений, определение средства их связи с главным; различение СПП с придаточными сравнительными и простых предложений со сравнительным оборотом. | Правописание НЕ, НИ с различными частями речи. | Работа над интонацией в сложноподчиненном предложении. | В7 | Урок изучения нового материала. | Подготовиться к словарному диктанту. Упр.170. | |
37 | Сложноподчиненные предложения с придаточными уступительными. Словарный диктант. | Показать особенности сложноподчиненных предложений с придаточными уступительными; различать указанный вид придаточных предложений и простые с обстоятельством уступки. | Буквы Е, И в приставках ПРЕ-, ПРИ. | Замена простых предложений с обстоятельством уступки СПП с придаточными уступительными. | В7 | Урок изучения нового материала. | Упр.178 или 181. | |
38 | Сложноподчиненные предложения с придаточными следствия. | Формирование умения различать указанный вид придаточных предложений, определять средства их связи с главным; правильно расставлять знаки препинания в СПП с придаточными следствия. | Слитное и раздельное написание наречий. | Использование сложноподчиненных предложений в рассуждении «от обратного». | В7 | Урок изучения нового материала. | Упр.185 (письменно). | |
39 | Сложноподчиненные предложения с придаточными присоединительными. | Показ особенностей сложноподчиненных предложений с придаточными присоединительными; совершенствование пунктуационных навыков. | Чередующиеся гласные Е, И в корнях слов. | Работа над интонацией СПП с придаточными присоединительными. | В7 | Урок изучения нового материала. | Упр.193 (устно), 194 (письменно). Упр.192 (составить предложения по данным схемам). | |
40,41 | Основные виды сложноподчиненных предложений с двумя или несколькими придаточными | Дать понятие о классификации сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными; потренировать учащихся в структурном анализе предложений; привести в систему знания по теме. | Конструирование предложений с несколькими придаточными | В8 | Урок изучения нового материала Тренировочный урок | П.9, упр.203. Упр.208 (сочинение-миниатюра о современной молодежи). | ||
42 | Р. Р. Деловые бумаги (заявление, автобиография). | Сформировать умения писать заявления и автобиографию. | Урок изучения нового материала. | Написать автобиографию. | ||||
43,44 | Р.Р. Сочинение-рассуждение над высказыванием: «Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения». (К. Г. Паустовский) | Подготовить учащихся к осознанному анализу лексических средств в тексте | С2 | Уроки развития речи. | Дописать сочинение. | |||
45 | Обобщающее повторение сложноподчиненных предложений. Словарный диктант. | Обобщить и привести в систему знания учащихся о стилистических особенностях сложноподчиненных предложений (союзов, союзных слов и указательных). | НЕ с разными частями речи. | Составление предложений по схемам; редактирование предложений. | Урок повторения. | Упр.205. Подготовиться к контрольному диктанту. | ||
46 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Сложноподчиненные предложения». | Проверить знания учащихся по теме «Сложноподчиненные предложения». | Урок проверки знаний. | Сайт Е.А.Захарьиной, интерактивные тесты ГИА | ||||
БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (6+3рр) | ||||||||
47 | Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Словарный диктант. | Выработать у учащихся умения и навыки выяснять особенности постановки знаков препинания в случаях перечисления фактов в бессоюзном сложном предложении; совершенствовать пунктуационные навыки. | Дефисное и слитное написание сложных слов, знаки препинания при сравнительных оборотах. | Работа над интонацией в бессоюзном сложном предложении. | В9 | Урок изучения нового материала. | П.15 (правило). Упр. 218. | |
48,49 | Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. | Выработать у учащихся умения и навыки выяснять смысловые отношения в бессоюзных сложных предложениях с двоеточием, расставлять знаки препинания и знать сферу употребления этих конструкций. | Приставки ПРЕ-, ПРИ-; буквы Е, И в окончаниях сущ.; сложные прилаг. Двоеточие при однородных членах и в предложениях с прямой речью. | Наблюдения над синонимией союзных и бессоюзных сложных предложений | Урок изучения нового материала. Тренировочный урок. | П.16, упр.223. Составить план и подготовить устное сообщение на тему «Роль двоеточия в тексте». | ||
50,51 | Тире в бессоюзном сложном предложении. | Научить учащихся видеть смысловые и интонационные различия союзных и бессоюзных предложений, выбирать в соответствии с целью высказывания тот или иной тип предложения и правильно расставлять знаки препинания. | Безударные гласные в окончаниях прилагательных и причастий. Тире в простом предложении. | Конструирование союзных и бессоюзных сложных предложений | Урок изучения нового материала. Тренировочный урок. | П.17, написать свободное изложение по тексту упр.238, закончив его описанием картины О. Кипренского «Портрет Н. В. Кочубей». П.17, упр.240. | ||
52 | Р. Р. Реферат. | Уточнить значение понятия «реферат», развивать умение готовить такой вид изложения текста. | Многозначные слова. | Урок изучения нового материала. | Упр.243 (Подготовить письменный продуктивный реферат по тексту упр.242.) | |||
53 | Повторение и обобщение темы «Бессоюзные сложные предложения». | Систематизация, обобщение и закрепление знаний о постановке запятой, точки с запятой, двоеточия, тире в бессоюзном сложном предложении; формирование умения осознанно пользоваться данными конструкциями в речи учащихся. | Слитное написание наречий, образованных от существительных с предлогом. | Составление предложений по данным схемам. | В9 | Урок-практикум | Упр. 239. | |
54,55 | Р. Р. Изложение с элементами сочинения на морально-нравственную тему. | Развивать умение учеников самостоятельно мыслить, анализировать текст; развивать творческие способности учеников. | С1 | Уроки развития речи. | Дописать творческую часть работы, работа по индивидуальным карточкам | |||
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ (3+1 рр) | ||||||||
56,57 | Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них. | Углубить представления о структуре сложных предложений с разными видами связи; развивать умение схематически представлять предложение; формировать умения правильно ставить знаки препинания в предложениях указанной структуры. | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений. | Конструирование предложений с различными видами связи. | В9 | Комбинированные уроки | П.18, упр.249 (1 часть). Составить текст проблемной статьи «Почему надо быть гуманным?» | |
58 | Авторские знаки препинания. | Дать понятие об авторских знаках; объяснить роль их использования в текстах. | Гласные в глагольных суффиксах. –ЫВА-, -ИВА-; -ОВА-, -ЕВА-. | Определение типа речи текста. | Урок изучения нового материала. | П.19, упр.259, повторить все темы, связанные со сложным предложением. | ||
59 | Р. Р. Подготовка к сочинению-рассуждению над высказыванием «Придание образности словам постоянно совершенствуется в современной речи посредством эпитетов». (А. А. Зеленецкий) | Развивать творческие способности учеников; закрепить знания о сложных предложениях с разными видами связи и навыки постановки знаков препинания в них. | Правописание безударных личных окончаний глаголов. | А3, С2 | Урок развития речи. | Написать сочинение. | ||
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ (2 ч) | ||||||||
60 | Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление. | Дать понятие о языке как системе словесного выражения мыслей, средстве общения; показать живую связь современного языка с его историческими корнями; закреплять навыки работы со словарями. Показать роль языка в жизни общества как базовую, развитие языка в связи с историческим развитием общества. | Правописание частиц НЕ, БЫ с глаголами. Знаки препинания при цитировании | Определение вида доказательства (прямое или обратное). | С2 | Лекция с элементами беседы. | П.20 (стр.117), упр.264 (составить план и записать основные положения в форме тезисов). | |
61 | Русский литературный язык и его стили. | Углубить понятие о стилях языка, сферах их применения; совершенствовать навыки анализа текста. | Определение стилистической принадлежности текста. | С2 | Урок сообщения нового материала. | П. 21 Упр. 276. | ||
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-9 КЛАССАХ (6 + 1кр) | ||||||||
62 | Фонетика. Графика. Орфография. | Обобщить и систематизировать знания о фонетике и графике; совершенствовать правописные навыки и навыки фонетического разбора. | Определение стилистической принадлежности текста, передача его основных мыслей. | А4-А7 | Урок повторения | Подготовиться к словарному диктанту. Упр.294. | ||
63 | Лексика. Фразеология. Орфография. | Обобщить знания по лексике и фразеологии; совершенствовать навыки работы с разными видами лингвистических словарей. | А2-А7, В1 | Урок повторения | Упр. 313. | |||
64 | Морфемика. Словообразование. Орфография. | Обобщить и систематизировать знания о составе слова и словообразовании; совершенствовать правописные навыки и навыки словообразовательного разбора и по составу. | Определение особенностей связи предложений в тексте. | А5-А7 | Урок повторения | Упр.321 (устно), 323-2часть (письменно). | ||
65 | Морфология. Орфография. | Обобщить и систематизировать знания по теме урока; совершенствовать правописные навыки, особенно правописание производных предлогов. | Устный рассказ по плану. Определение стилистической принадлежности текста. | А5-А7 | Урок повторения | Упр.365. | ||
66 | Синтаксис. Пунктуация. | Закрепить знания о синтаксисе словосочетания и простого предложения, умение использовать теоретические знания по синтаксису для целей грамотного письма. | Синтаксический и пунктуационный разбор. | Определение вида связи предложений в тексте. | В2-В9 | Урок повторения | Упр.377 (устно), 379 (письменно). | |
67 | Итоговый тест в форме ГИА (Части А,В) | Выявить степень готовности учащихся к сдаче ГИА по русскому языку | А1-А7, В1-В9 | Урок контроля знаний | Сайт Е.А.Захарьиной, интерактивные тесты ГИА | |||
68 | Анализ ошибок в контрольном тесте | Закрепить знания по разделам русского языка | А1-А7, В1-В9 | Урок коррекции знаний | Сайт Е.А.Захарьиной, интерактивные тесты ГИА |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей русского языка и литературы № 1 от 09.2013 Руководитель МО _________О.А.Гудебская | |
СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР ________ Г.В.Иванова «_____» _________________ 2013 года |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 6 класс Т А Ладыженская и др. Русский язык. Учебник 6 класс. – М.: Просвещение, 2003 2 ч в неделю
Программа для индивидуального обучения 2 ч в неделю...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а класса составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...
Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф
Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...