Рабочая программа по русскому языку для 6 класса
рабочая программа по русскому языку (6 класс) по теме

Чанцева Татьяна Владимировна

Рабочая программа для общеобразовательного уровня учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon русский язык 6 класс379 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

Руководитель МО

МБОУ г. Иркутска СОШ №28

Т.В.Чанцева

________________

Протокол№1 от._______2013г.

«Согласовано»

Заместитель директора

по УВР

С.Ю.Семёнова

______________

___________2013г.

«Утверждено»

Директор

МБОУ г. Иркутска СОШ №28

Л.Н.Трук

 _______________

_______2013 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по  русскому языку

для  6  класса

(уровень: общеобразовательный)

Учитель Чанцева Татьяна Владимировна

 

 Класс:6г  

Количество часов в год: 204      в неделю: 6

  Уроков развитие речи -36 ,  диктантов – 7, тестов –2, сочинений – 12, изложений –11.

Рабочая программа составлена   на основе Программы под редакцией М.Т.Баранова,Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского Русский язык 5-9 классы   Москва, «Просвещение», 2009г.

Учебник    Л.А. Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина и др. Москва, «Просвещение», 2010г.

 Дополнительная литература Н.В.Егорова, В.Н.Горшкова Поурочные разработки по русскому языку,Москва «Вако», 2012г.

 

Пояснительная записка

         

          В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является  не только объектом изучения, но и средством обучения. В основной школе изучение предмета направлено на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения.                      

          В Федеральном компоненте государственного стандарта и Примерной программе основного общего образования по русскому языку Министерства образования РФ  сформулирована общая стратегия  обучения, воспитания и развития учащихся.

Изучение русского языка в 6 классе является продолжением перехода на новые программы основного общего образования.

Рабочая программа составлена на основе «Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы», Авторы-составители М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский, Москва, «Просвещение», 2009 год.

        Содержание обучения русскому языку структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 6 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и  культуроведческая компетенции. Обучение ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.

Содержание русского языка в разделе «Языковая и лингвистическая компетенция» несет в себе незначительные изменения, но формулировки некоторых тем (а значит, и целевые установки) изменены, укрупнены и т.д. Значительные изменения содержания в разделах «Культуроведческая компетенция» и «Коммуникативная компетенция». Необходимо отметить тесную взаимосвязь всех разделов курсов русского языка. Поэтому не следует традиционный термин «развитие речи» трактовать как разрозненные признаки текста, типов текста, стилей речи, основных видов переработки текста (изложение, сочинение и др.).

Такие значимые понятия, как «речевое общение», «основные жанры разговорной речи», «виды речевой деятельности» и др., должны включаться при изучении грамматических тем.

Основополагающие моменты изучения русского языка (родного языка) понимаются как средство познания культуры русского народа, как средство культурного речевого общения.

            С изменением концептуальных основ образовательных стандартов по русскому языку обучение предмету рассматривается современной методикой не просто как процесс овладения определенной  суммой знаний  о русском языке и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс речемыслительного, духовного развития школьника. В содержании стандарта реализованы актуальные в настоящее время личностно- ориентированный и деятельностный подходы к обучению. Особенностью такого обучения является установление взаимосвязи между  процессами изучения и использования языка.

         Цели обучения:

  • Воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание  интереса и любви к русскому языку;
  • Совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности  к речевому самосовершенствованию;
  • Освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
  • Формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Требования к уровню подготовки учащихся 6-го класса

В результате изучения русского языка ученик должен:

Знать/понимать:

  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка РФ и средства межнационального общения;
  • смысл понятий: речь устная и письменная, монолог, диалог, сфера и ситуация речевого общения;
  • основные признаки разговорной речи, научного, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
  • особенности основных жанров научного, официально-делового стилей и разговорной речи;
  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
  • основные единицы языка, их признаки;
  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), нормы речевого этикета;

уметь

  • различать разговорную речь, научный, официально-деловой стили,  язык художественной литературы;
  • определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стили речи, анализировать структуру и языковые особенности текста;
  • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа: производить словообразовательный разбор слов с ясной структурой, морфологический разбор частей речи,  изученных в 6 классе, синтаксический разбор предложений с двумя главными членами и с одним главным членом, выраженным безличным глаголом, находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, находить и исправлять орфографические ошибки, правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 6-м классе;
  • объяснять с помощью словаря значение и произношение слова;

аудирование и чтение

  • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, явную и скрытую информацию);
  • читать тексты разных стилей и жанров, владеть разными видами чтения;
  • извлекать информацию из различных источников;

говорение и письмо

  • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);
  • создавать тексты различных стилей и жанров (письмо, заявление, отзыв, выступление);
  • осуществлять выбор языковых средств в соответствии с темой, темой, сферой и ситуацией общения;
  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога;
  • свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построение текста;
  • соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в практике письма основные правила орфографии, изученные в 6 кл.;
  • осуществлять речевой самоконтроль,  оценивать свою речь с точки зрения ее правильности;

использовать приобретенные знания  и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

 

развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку;

увеличения словарного запаса, развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным

предметам и продолжения образования.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем

 

Всего часов

Дата

 

Корректировка

 Форма организации

учебных занятий

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

Вид контроля, самостоятельной работы

1

Русский язык – один из развитых языков мира

1

Комбинированный

Знать всё о богатстве русского языка

Уметь самостоятельно работать с материалом учебника

Орфоэпическая работа

Повторение пройденного в 5 классе (12+4)

2

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Фонетический разбор слова. Орфография

1

Комбинированный

Знать всё о звуках русского языка

Уметь производить фонетический разбор слова

Словарный диктант

3

Морфемы в слове. Морфемный разбор слова. Орфограммы в приставках и в корнях слов

1

Комбинированный

Знать правила о морфемах

Уметь находить морфемы в словах

Творческий диктант

4

Морфемы в слове. Морфемный разбор слова. Орфограммы в приставках и в корнях слов

1

Комбинированный

Знать правила о морфемах

Уметь находить морфемы в словах

Творческий диктант

5

Части речи. Морфологический разбор слова.

1

Комбинированный

Знать о частях речи

Уметь производить морфологический разбор

Словарный диктант

6

Орфограммы в окончаниях слов

1

Комбинированный

Знать правила о правописании орфограмм в окончаниях слов

Уметь находить орфограммы в словах

Групповая работа

7

Развитие речи Подготовка к классному обучающему сочинению по теме: «Памятный день летних каникул»

1

Урок развития речи

Знать методику написания сочинения на заданную тему Уметь определять стиль и тип текста

Работа в парах

8

Развитие речи Написание обучающего сочинения по теме: «Памятный день летних каникул»

1

Урок развития речи

Знать методику написания сочинения на заданную тему

Уметь определять стиль и тип текста

Работа в парах

9

Словосочетание

1

Комбинированный

Знать о словосочетании

Уметь определять вид связи слов в словосочетании

Групповая работа

10

Простое предложение. Знаки препинания в конце и внутри простого предложения простого предложения

1

Комбинированный

Знать о простом предложении

Уметь ставить знаки препинания в предложении

Творческий диктант

11

Сложное предложение. Запятые в сложном предложении

1

Комбинированный

Знать виды сложных предложений

Развивать пунктуационные умения

Объяснительный диктант

12

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений

1

Комбинированный

Знать виды сложных предложений

Совершенствовать умения производить синтаксический разбор

Свободный диктант

13

Прямая речь. Диалог. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью

1

Комбинированный

Знать способы передачи чужой речи

Графический диктант

14

Развитие речи

Текст. Деление текста на части

1

Урок развития речи

Активизировать знания учащихся о тексте

Развивать коммуникативные умения учащихся

Творческое задание

15

Развитие речи

 Официально-деловой стиль, его языковые особенности

1

Урок развития речи

Активизировать знания учащихся о стилях речи

Развивать коммуникативные умения учащихся

Коммуникативное задание

16

Обобщение и систематизация по повторению пройденного в 5 классе

1

Урок комплексного повторения

Знать основные правила, изученные в 5 классе

Уметь применять полученные правила на практике

Объяснительный диктант

17

Контрольный диктант по повторению пройденного в 5 классе

1

Урок контроля  и проверки знаний

Выявить уровень усвоения теоретического материала, сформированность языковых умений школьников

Диктант

Лексика. Фразеология. Культура речи  (13+3)

18

Повторение пройденного по лексике в 5 классе

1

Комбинированный

Совершенствовать речевые и орфографические умения учащихся

Групповая работа

19

Развитие  речи Сбор и анализ материалов к сочинению: рабочие материалы

1

Урок развития речи

Развивать коммуникативные умения учащихся

Словарная работа

20

Исконно русские слова Заимствованные слова

1

Комбинированный

Дать определение понятию «исконно русские слова»

Словарный диктант

21

Общеупотребительные слова

1

Комбинированный

Актуализировать знания учащихся

Развивать устную речь учащихся

Свободный диктант

22

Профессионализмы

1

Комбинированный

Раскрыть значение термина «профессионализмы»

Развивать устную речь учащихся

Групповая работа

23

Диалектизмы

1

Комбинированный

Раскрыть значение термина «диалектизмы»

Развивать устную речь учащихся

Распределительный диктант

24

Развитие речи Подготовка к написанию сжатого изложения по теме: «Собиратель русских слов»

1

Урок развития речи

Совершенствование текстовой деятельности учащихся

Сжатое изложение

25

Развитие речи Написание сжатого изложения  по теме «Собиратель русских слов»

1

Урок развития речи

Совершенствование текстовой деятельности учащихся

Сжатое изложение

26

Жаргонизмы

1

Комбинированный

Объяснение значение термина «жаргонизмы»

Развивать речевые и орфографические умения учащихся

Практическая работа

27

Устаревшие слова

1

Комбинированный

Разъяснить содержание понятия «устаревшие слова»

Развивать речь учащихся

Словарный диктант

28

 Неологизмы. Основные пути пополнения словарного состава русского языка

1

Комбинированный

Разъяснить содержание понятия «неологизмы»

Развивать речь учащихся

Групповая работа

29

Толковые словари иностранных слов, устаревших слов

1

Комплексного применения знаний

Знакомство учащихся с толковыми словарями

Работа в парах

30

Фразеология как раздел науки о языке. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Основные признаки фразеологизмов

1

Комбинированный

Дать определение понятию «фразеологизмы»

Совершенствовать орфографические умения

Словарный диктант

31

Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологический словарь.

1

Комбинированный

Дать представление о двух источниках фразеологизмов в русском языке

Совершенствовать речевые умения учащихся

Объяснительный диктант

32

Обобщение и систематизация по теме: «Лексика и фразеология. Культура речи»

1

Урок контроля  и проверки знаний

Обобщить знания учащихся по теме «Лексика и фразеология»

Совершенствовать речевые и орфографические умения

Викторина

33

Контрольный диктант по теме: «Лексика и фразеология»

1

Урок контроля  и проверки знаний

Выявить уровень усвоения теоретического материала, сформированность языковых умений школьников

Диктант

Словообразование. Орфография.  Культура речи. (24+7)

34

35

Повторение пройденного по морфемике в 5 классе

2

Комбинированный

Актуализировать знания учащихся о составе слова

Развивать орфографические умения

Объяснительный диктант

36

Развитие речи Описание помещения, структура этого текста, языковые особенности

1

Урок развития речи

Совершенствовать устную и письменную речь учащихся

Развивать орфографические умения

Фронтальная беседа

37

38

Основные способы образования слов в русском языке: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный

2

Комбинированный

Дать представление об основных способах словообразования

Научить строить словообразовательные цепочки

Практическая работа

39

Основные способы образования слов в русском языке.

1

Комбинированный

Актуализировать знания учащихся об основных способах словообразования

Научить строить словообразовательные цепочки

Творческий диктант

40

Основные способы образования слов в русском языке: сложение полных и сокращённых слов, аббревиация

1

Комбинированный

Актуализировать знания учащихся об основных способах словообразования

Научить строить словообразовательные цепочки

Творческий диктант

41

Образование слов в результате слияния сочетаний слов  в слово

1

Комбинированный

Актуализировать знания учащихся об основных способах словообразования

Научить строить словообразовательные цепочки

Творческий диктант

42

Развитие речи

Понятие об этимологии и этимологическом разборе слов. Этимологические словари

1

Урок развития речи

Дать толкование термина «этимология»

Научить производить этимологический разбор слов

Свободный диктант

43

Развитие речи. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план. Выборочный пересказ исходного текста

1

Урок развития речи

Совершенствовать текстовую деятельность

Составление сложного плана

44

45

Правописание чередующихся гласных о и а в корне –кос-  - -кас-

2

Комбинированный

Совершенствование орфографических умений учащихся

Словарный диктант

46

47

48

Правописание чередующихся гласных о и а в корне –гор- - -гар-

3

Комбинированный

Совершенствование орфографических умений учащихся

Объяснительный диктант

49

50

51

52

Правописание гласных в приставках пре- и при-

4

Комбинированный

Совершенствование орфографических умений учащихся

Комментированное письмо

59

Развитие речи Подготовка к написанию выборочного изложения по повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»

1

Урок развития речи

Совершенствование текстовой деятельности учащихся

Выборочное изложение

60

Развитие речи Написание выборочного изложения по повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»

1

Урок развития речи

Совершенствование текстовой деятельности учащихся

Выборочное изложение

61

62

Буквы ы и и после приставок на согласные

2

Комбинированный

Развивать орфографические умения учащихся

Объяснительный диктант

63

Правописание соединительных гласных о и е 

1

Комбинированный

Познакомить учащихся со способами образования сложных слов

Совершенствование орфографических умений учащихся

Тест

64

65

Сложносокращённые слова

2

Комбинированный

Дать представление о способах образования сложных слов

Совершенствование орфографических умений учащихся, развивать речь учащихся

Распределительный диктант

66

Развитие речи

 Подготовка к написанию сочинению по картине Т.Н. Яблонской «Утро»

1

Урок развития речи

Развивать текстовые умения учащихся

Совершенствовать орфографические умения

Практическая работа

67

Развитие речи

 Написание сочинения по картине Т.Н. Яблонской «Утро»

1

Урок развития речи

Совершенствование текстовой деятельности учащихся

Совершенствовать орфографические умения

Практическая работа

68

Морфемный и словообразовательный разбор слова

1

Комбинированный

Формировать умение производить морфемный и словообразовательный разбор

Совершенствовать орфографические умения

Практическая работа

69

Обобщение и систематизация по теме «Словообразование и орфография. Культура речи»

1

Урок-практикум

Актуализировать знания учащихся об основных способах словообразования

Совершенствовать орфографические умения

Творческий диктант

70

Контрольный диктант по теме «Словообразование и орфография. Культура речи»

1

Урок контроля  и проверки знаний

Проверить уровень сформированности орфографических умений и степень овладения теоретическими знаниями по разделу «Словообразование»

Диктант

Морфология и орфография. Культура речи. Имя существительное (19+3)

71

72

Повторение сведений об имени существительном, полученных в 5 классе

2

Комбинированный

Повторить сведения об имени существительном, полученные в 5 классе

Объяснительный диктант

73

74

Склонение существительных на –мя

2

Комбинированный

Познакомить учащихся с разносклоняемыми существительными

Формировать умение правильно их писать

Творческий диктант

75

Развитие речи

 Различные сферы употребления устной публичной речи

1

Урок развития речи

Знакомство учащихся со сферами употребления устной публичной речи

Работа с текстом

76

77

Несклоняемые имена существительные.

2

Комбинированный

Знакомство с несклоняемыми именами существительными и со способами определения рода имён существительных

Орфографический диктант

78

Текстообразующая роль существительных

1

Комбинированный

Знакомство учащихся с текстообразующей ролью имён существительных

Работа с текстом

79

80

Словообразование имён существительных

2

Комбинированный

Знакомство со способами словообразования имён существительных

Творческий диктант

81

Развитие речи  Подготовка к написанию  контрольного сочинения-описания по личным впечатлениям

1

Урок развития речи

Развивать текстовые умения учащихся

Совершенствовать орфографические умения

Практическая работа

82

Развитие речи  Написание контрольного сочинения-описания по личным впечатлениям

1

Урок развития речи

Развивать текстовые умения учащихся

Совершенствовать орфографические умения

Практическая работа

83

84

Не с существительными

2

Комбинированный

Формировать навыки написания не с существительными

Творческое списывание

85

Правописание гласных в суффиксах –ек-, -ик-

1

Комбинированный

Формировать навыки правильного написания гласных в суффиксах -ек и

-ик

Орфографический диктант

86

87

Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах –ок (-ек), -онк,

 -онок

2

Комбинированный

Формировать навыки написания гласных о и е в суффиксах существительных

Тест

88

89

Согласные ч и щ в суффиксе – чик- (-щик-)

2

Комбинированный

Формировать навыки правописания суффиксов – чик (-щик)

Орфографический диктант

90

91

Обобщение и систематизация по теме «Имя существительное»

2

Комбинированный

Повторить изученное об имени существительном, устранить пробелы в знаниях учащихся

Практическая работа

92

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

1

Урок контроля  и проверки знаний

Проверить уровень сформированности орфографических умений и степень овладения теоретическими знаниями по разделу «Имя существительное»

Диктант

Имя прилагательное (21+5)

93

94

Повторение пройденного об имени прилагательном в 5 классе.

2

Комбинированный

Повторить сведения об имени прилагательном

Диагностические диктанты

95

Развитие речи Описание природы, структура данного текста, его языковые особенности

1

Урок развития речи

Научить детей составлять связный текст описательного характера, углубить знания учащихся о тексте

Словарно-стилистическая работа

96

Качественные прилагательные

1

Комбинированный

Познакомить учащихся с понятием «разряды имён прилагательных»

Сформировать умение отличать качественные имена прилагательные

Орфографический диктант

97

Развитие речи Описание предметов, находящихся вблизи, вдали

1

Урок развития речи

Повторить типы речи, работа с текстом описательного характера

Работа с текстом

98

99

Относительные прилагательные

2

Комбинированный

Познакомить учащихся с понятием «разряды имён прилагательных»

Сформировать умение отличать относительные имена прилагательные

Объяснительный диктант

100

Развитие речи  Подготовка к написанию классного контрольного изложения по теме: «Ужасная ночная метель»

1

Урок развития речи

Научить детей выборочно излагать текст описательного характера

Написание выборочного изложения

101

Развитие речи  Написание классного контрольного изложения по теме: «Ужасная ночная метель»

1

Урок развития речи

Научить детей выборочно излагать текст описательного характера

Написание выборочного изложения

102

Притяжательные прилагательные

1

Комбинированный

Познакомить с понятием «притяжательные прилагательные», сформировать умение определять притяжательные прилагательные

Выборочный диктант

103

104

Степени сравнения имён прилагательных; образование степеней сравнения

2

Комбинированный

Познакомить учащихся со степенями сравнения имён прилагательных. Выработать навыки образования простой и составной формы сравнительной степени

Работа с текстом

105

Словообразование имён прилагательных

1

Комбинированный

Развивать навык словообразования имён прилагательных

Объяснительный диктант

106

107

Не с  именами прилагательными

2

Комбинированный

Рассмотреть основные случаи правописания не с прилагательными

Объяснительный диктант

108

Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных

1

Комбинированный

Рассмотреть случаи написания букв о и е после шипящих и ц, сформировать навыки грамотного письма

Тест

109

Развитие речи Описание пейзажа по картине

1

Урок развития речи

Подготовить учащихся к описанию пейзажа по картине

Работа с текстом

110

Правописание гласных и согласных в суффиксах –ан- (-ян-), -ин-, -онн- (-енн-) в именах прилагательных

1

Комбинированный

Рассмотреть основные случаи правописания суффиксов имён прилагательных с н и нн

Работа с текстом

111

112

Правописание гласных и согласных в суффиксах –ан- (-ян-), -ин-, -онн- (-енн-) в именах прилагательных

2

Комбинированный

Сформировать умение различать значение суффиксов -ан, -ян, -ин, -н, -енн, -онн

Работа с текстом

113

114

Различение на письме суффиксов  –к- и –ск-

2

Комбинированный

Отработать навыки различия на письме суффиксов – к и -ск

Орфографический диктант

115

116

Слитное и дефисное написание сложных прилагательных

2

Комбинированный

Рассмотреть основные случаи правописания сложных имён прилагательных, формировать умение грамотного написания имён прилагательных

Работа с текстом

117

Обобщение и систематизация по теме «Имя прилагательное»

1

Комбинированный

Повторить изученное по теме «Имя прилагательное», устранить пробелы в знаниях учащихся

Диктант

118

Контрольное тестирование №1 по теме «Имя прилагательное»

1

Урок контроля  и проверки знаний

Проверить уровень сформированности орфографических умений и степень овладения теоретическими знаниями по разделу «Имя прилагательное»

Контрольный тест

Имя числительное (20+3)

119

120

 Имя числительное как часть речи. Синтаксическая роль имён числительных в предложении

2

Урок первичного изучения нового материала

Познакомить учащихся с понятием числительного, разграничить понятие числа и числительного как части речи, формировать умение находить числительные в речи

Работа с текстом

121

Простые и составные числительные

1

Комбинированный

Показать разницу в строении числительных

Работа с текстом

122

Текстообразующая роль числительных

1

Комбинированный

Показать текстообразующую роль числительных

Работа с текстом

124

125

Мягкий знак на конце и в середине числительных

2

Комбинированный

Формировать умение правильно писать имена числительные

Практическая работа

126

127

Количественные числительные, обозначающие целые числа

2

Комбинированный

Познакомить учащихся с количественными числительными

Предупредительный диктант

128

129

Склонение количественных числительных

2

Комбинированный

Познакомить учащихся со склонением числительных

Объяснительный диктант

130

Правописание гласных в падежных окончаниях числительных

1

Комбинированный

Отработка умения правильно писать гласные в падежных окончаниях числительных

Объяснительный диктант

131

Развитие речи Подготовка к написанию выборочного изложения на тему «Митраша»

1

Урок развития речи

Формировать навыки написания выборочного изложения

Написание выборочного изложения

132

Развитие речи  Написание выборочного изложения на тему «Митраша»

1

Урок развития речи

Формировать навыки написания выборочного изложения

Написание выборочного изложения

133

134

Дробные числительные

2

Комбинированный

Познакомить учащихся с понятием «дробные числительные», формировать навыки склонения дробных числительных

Орфографический диктант

135

Собирательные числительные

1

Комбинированный

Познакомить учащихся с понятием «собирательные числительные», формировать употребления собирательных числительных в речи

Объяснительный диктант

136

Порядковые числительные

1

Комбинированный

Познакомить учащихся с понятием «порядковые числительные», формировать употребления правописания порядковых числительных

Работа с текстом

137

138

Склонение порядковых числительных

2

Комбинированный

Знакомство учащихся со склонением имён числительных

Предупредительный диктант

139

Склонение порядковых числительных

1

Комбинированный

Закрепление навыка склонения имён числительных

Выборочный диктант

140

Развитие речи Публичное выступление – призыв, его структура, языковые особенности. Пересказ исходного текста с цифровым материалом

1

Урок развития речи

Знакомство учащихся со структурой, языковыми особенностями публичного выступления

Работа с текстом публицистического стиля

141

Обобщение и систематизация  по теме: «Имя числительное»

1

Комбинированный

Повторить изученное по теме «Имя прилагательное», устранить пробелы в знаниях учащихся

Диктант

142

Контрольный диктант по теме: «Имя числительное»

1

Урок контроля  и проверки знаний

Проверить уровень сформированности орфографических умений и степень овладения теоретическими знаниями по разделу «Имя прилагательное»

Контрольный диктант

Местоимение (19+4)

143

Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль местоимений в предложении

1

Комбинированный

Дать представление о местоимении как о части речи

Работа с научным лингвистическим текстом

144

Разряды местоимений: личные местоимения

1

Комбинированный

Дать учащимся представление о разрядах местоимений

Словарный диктант

145

Буква н в личных местоимениях 3-го лица после предлогов

1

Комбинированный

Дать учащимся представление о разрядах местоимений и о правописании буквы н в личных местоимениях

Объяснительный диктант

146

Разряды местоимений: возвратное местоимение себя

1

Комбинированный

Дать учащимся представление о возвратном местоимении себя

Выборочный диктант

147

Разряды местоимений: вопросительные местоимения

1

Комбинированный

Дать учащимся представление о вопросительных местоимениях

Практическая работа

148

Разряды местоимений: относительные местоимения

1

Комбинированный

Дать учащимся представление об относительных местоимениях

Тест

149

Разряды местоимений: неопределённые местоимения

1

Комбинированный

Дать учащимся представление о неопределённых местоимениях

Предупредительный диктант

150

Не в неопределённых местоимениях

1

Комбинированный

Отработка навыка написания не в неопределённых местоимениях

Практическая работа

151

Дефис в неопределённых местоимениях перед суффиксами – то, - либо, - нибудь и после приставки кое-

1

Комбинированный

Отработка навыка написания дефиса в неопределённых местоимениях

Объяснительный диктант

152

Разряды местоимений: отрицательные местоимения

1

Комбинированный

Дать учащимся представление о возвратном местоимении себя

Работа с текстом

153

Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях

1

Комбинированный

Отработка навыка написания не и ни в неопределённых местоимениях

Работа с текстом

154

Раздельное написание предлогов с местоимениями

1

Комбинированный

Отработка навыка раздельного написания предлогов с местоимениями местоимениях

Практическая работа

155

Разряды местоимений: притяжательные местоимения

1

Комбинированный

Дать учащимся представление о притяжательных местоимениях

Практическая работа

156

Склонение местоимений

1

Комбинированный

Научить учащихся склонять местоимения

Тест

157

Текстообразующая роль местоимений

1

Комбинированный

Показать учащимся текстообразующую роль местоимений

Работа с текстом

158

Развитие речи Рассуждение как тип текста, его строение (тезис, аргумент, вывод), языковые особенности

1

Урок развития речи

Углубить знания учащихся о типах текста, о структуре текста-рассуждения

Работа с текстом

159

160

Разряды местоимений: указательные местоимения

2

Комбинированный

Дать учащимся представление об указательных местоимениях

Практическая работа

161

Разряды местоимений: определительные местоимения

1

Комбинированный

Дать учащимся представление об определительных местоимениях

Словарный диктант

162

Развитие речи Рассказ по воображению, по сюжетным рисункам; строение, языковые особенности данных рассказов

1

Урок развития речи

Знакомство со строением и языковыми особенностями рассказа по воображению и по сюжетным рисункам

Работа с текстом

163

Развитие речи  Подготовка к написанию сочинения по картине Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители»

1

Урок развития речи

Обучать учащихся написанию сочинения по картине

Написание сочинения

164

Развитие речи  Написание сочинения по картине Е.В.Сыромятниковой «Первые зрители»

1

Урок развития речи

Обучать учащихся написанию сочинения по картине

Написание сочинения

165

Обобщение и систематизация по теме «Местоимение»

1

Урок-практикум

Повторить изученное по теме «Местоимение», устранить пробелы в знаниях учащихся

Тест

166

Контрольная работа по теме «Местоимение»

1

Урок контроля  и проверки знаний

Проверить уровень сформированности орфографических умений и степень овладения теоретическими знаниями по разделу «Местоимение»

Контрольная работа

Глагол (21+6)

167

168

Повторение изученного о глаголе в 5 классе

2

Урок-практикум

Актуализировать знания учащихся о спряжении глагола, совершенствовать орфографические умения

Словарный диктант

169

Развитие речи Рассказ по сюжетным картинкам с включением части готового текста

1

Урок развития речи

Совершенствование текстовой деятельности учащихся

Коммуникативное задание

170

171

Переходные и непереходные глаголы

2

Комбинированный

Раскрыть смысл грамматической категории переходность - непереходность

Групповая работа

172

173

Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола

2

Комбинированный

Дать представление о грамматической категории наклонения, раскрыть особенности глагола в изъявительном наклонении

Творческий диктант

174

Развитие речи Подготовка к написанию классного обучающего  изложения на тему «Витькина гайка»

1

Урок развития речи

Развивать текстовые умения учащихся

Написание обучающего изложения

175

Развитие речи Написание классного обучающего  изложения на тему «Витькина гайка»

1

Урок развития речи

Совершенствование текстовой деятельности учащихся, развитие орфографических умений

Написание обучающего изложения

176

Условное наклонение глагола

1

Комбинированный

Дать представление об условном наклонении глагола, об образовании глаголов в условном наклонении и об их изменении, совершенствовать речевые и орфографические умения учащихся

Словарный диктант

177

Раздельное написание частицы бы (б) с глаголами в условном наклонении

1

Комбинированный

Выработать навык учащихся о  раздельном написании частицы бы (б) с глаголами в условном наклонении, совершенствовать речевые и орфографические умения учащихся

Объяснительный диктант

178

Повелительное наклонение глагола

1

Комбинированный

Дать представление о повелительном наклонении, его значении и способах образования, совершенствовать орфографические умения учащихся

Объяснительный диктант

179

Повелительное наклонение глагола

1

Комбинированный

Закрепить изученное о повелительном наклонении, совершенствовать орфографические умения учащихся

Словарный диктант

180

Буквы ь и и в глаголах в повелительном наклонении

1

Комбинированный

Закрепить навык написания  буквы ь и и в глаголах в повелительном наклонении, совершенствовать орфографические умения учащихся

Выборочный диктант

181

Разноспрягаемые глаголы

1

Комбинированный

Дать представление о разноспрягаемых глаголах и их особенностях, развивать орфографические умения, совершенствовать речь учащихся

Выборочный диктант

182

183

Безличные глаголы

2

Комбинированный

Дать представление о безличных глаголах, научиться употреблять их в речи, развивать орфографические умения учащихся

Выборочный диктант

184

Текстообразующая роль глаголов

1

Комбинированный

Показать текстообразующую роль глаголов

Работа с текстом

185

Словообразование глаголов

1

Комбинированный

Познакомить учащихся со словообразованием глаголов

Объяснительный диктант

186

Развитие речи Рассказ на основе услышанного, его строение, языковые особенности

1

Урок развития речи

Совершенствовать текстовую деятельность учащихся

Написание сочинения

187

188

Правописание гласных в суффиксах –ова (ть), -ева (ть) и –ыва (ть), -ива (ть) 

2

Комбинированный

Совершенствовать орфографические умения учащихся

Объяснительный диктант

189

Развитие речи Подготовка к написанию классного контрольного изложения на тему «Старинные названия братьев-месяцев»

1

Урок развития речи

Отработать навык учащихся в написании изложения

Написание изложения

190

Развитие речи  Написание классного контрольного изложения на тему «Старинные названия братьев-месяцев»

1

Урок развития речи

Отработать навык учащихся в написании изложения

Написание изложения

191

Обобщение и систематизация по теме  «Глагол»

1

Комбинированный

Актуализировать знания учащихся о глаголе, полученные в 6 классе, устранить пробелы в знаниях учащихся

Работа с текстом

192

Контрольный диктант по теме «Глагол»

1

Урок контроля  и проверки знаний

Проверить уровень сформированности орфографических умений и степень овладения теоретическими знаниями по разделу «Глагол»

Контрольный диктант

193

Работа над ошибками, допущенными в диктанте

1

Урок обобщающего повторения

Повторение и систематизация изученного в 6 классе (10+1)

194

Разделы науки о языке

1

Урок обобщающего повторения

Повторить, обобщить и систематизировать материал о разделах науки о языке

Работа с текстом

195

196

Орфография. Орфографический разбор

2

Урок обобщающего повторения

Повторить, обобщить и систематизировать материал о

Орфографический диктант

197

198

Пунктуация. Пунктуационный разбор

2

Урок обобщающего повторения

Повторить, обобщить и систематизировать материал о пунктуации

Синтаксический разбор предложений

199

Развитие речи Написание классного контрольного сочинения на тему: «Правда ли, что весна – лучшее время года»

1

Урок развития речи

Обучать учащихся написанию сочинения на заданную тему

Написание сочинения

200

Лексика и фразеология

1

Урок обобщающего повторения

Повторить, обобщить и систематизировать материал о лексике и фразеологии

Выборочный диктант

201

Словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор

1

Урок обобщающего повторения

Повторить, обобщить и систематизировать материал о словообразовании

Распределительный диктант

202

Контрольное тестирование №2

1

Урок обобщающего повторения

Повторить, обобщить и систематизировать материал о морфологии

Объяснительный диктант

203

Морфология. Морфологический разбор слова

1

Урок обобщающего повторения

Повторить, обобщить и систематизировать материал о морфологии

Предупредительный диктант

204

Синтаксис. Синтаксический разбор

1

Урок обобщающего повторения

Повторить, обобщить и систематизировать материал о синтаксисе

Практическая работа

Содержание программы учебного курса

  1. Введение. Русский язык – один из развитых языков мира.
  2. Повторение пройденного в 5 классе.

Деление текста на части; официально-деловой стиль, его языковые особенности.

  1. Лексика и фразеология. Культура речи.

Повторение пройденного по лексике в 5 классе. Исконно-русские слова. Заимствованные слова. Общеупотребительные слова. Профессионализмы. Диалектизмы. Жаргонизмы. Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Устаревшие слова. Неологизмы.

Основные пути пополнения словарного состава русского языка.

Фразеология как раздел науки о языке.

Сбор и анализ материалов к сочинению: рабочие материалы. Сжатый пересказ исходного текста.

  1. Словообразование. Орфография. Культура речи.

Повторение пройденного по морфемике в 5 классе. Основные способы образования слов в русском языке.

Понятие об этимологии и этимологическом разборе слов. Этимологические словари.

Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -гор- - -гар-, -кос- -  -кас-. Правописание гласных в корнях пре- и при-, буквы ы и и после приставок на согласные. Правописание соединительных гласных о и е.

Описание помещения, структура этого текста, языковые особенности. Систематизация материала к сочинению; сложный план. Выборочный пересказ исходного текста.

  1. Морфология. Орфография. Культура речи.

Имя существительное

Повторение сведений об имени существительном, полученных в 5 классе.

Склонение существительных на -мя. Несклоняемы существительные. Текстообразующая роль существительных. Словообразование имён существительных.

Не с существительными. Правописание гласных в суффиксах –ек и –ик; буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах –ок (-ек), -онк, -онок. Согласные ч и щ в суффиксе –чик (-щик).

Различные сферы употребления устной публичной речи.

  1. Имя прилагательное.

Повторение пройденного об имени прилагательном в 5 классе.

Качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Степени сравнения имён прилагательных; образование степеней сравнения. Словообразование имён прилагательных.

Не с именами прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах имён прилагательных. Правописание гласных в суффиксах имён прилагательных. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.

Описание природы, структуры данного текста, его языковые особенности.

Публичное выступление о произведении народного промысла.

  1. Имя числительное.

Имя числительное как часть речи.

Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях; буква ь знак в середине и на конце числительных. Слитное и раздельное написание числительных.

Склонение порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях порядковых числительных.

Публичное выступление – призыв, его структура, языковые особенности. Пересказ исходного текста с цифровым материалом.

  1. Местоимение.

Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль местоимений в предложении. Склонение местоимений.

Раздельное написание предлогов с местоимениями. Образование неопределённых местоимений, их дефисное написание.

Не в неопределённых местоимениях. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях.

Рассказ по воображению, по сюжетным рисункам; строение, языковые особенности данных текстов.

Рассуждение как тип текста, его строение, языковые особенности.

  1. Глагол.

Повторение пройденного о глаголе в 5 классе.

Переходные и непереходные глаголы. Наклонения глагола. Разноспрягаемые глаголы. Безличные глаголы. Словообразование глаголов.

Рассказ на основе услышанного, его строение, языковые особенности. Пересказ исходного текста от лица кого-либо из его героев. Рассказ по сюжетным картинкам с включением части готового текста.

  1. Повторение и систематизация пройденного в 6 классе.

Формы и средства контроля

Используемые формы контроля: диктанты, контрольные тесты, сочинения, изложения.

Организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями включает в себя:

  1.  Усвоение теоретических сведений
  2. Осуществление практической деятельности учащихся на уроках при проведении морфологического, синтаксического и других видов работы
  3. Формирование навыков грамотного письма (через понимание и запоминание правил, иллюстрацию их своими примерами)
  4. Контроль за классными и домашними заданиями (особенно слабоуспевающих учащихся)
  5. Развитие логического мышления и речи учащихся
  6. Овладение нормами литературного языка
  7. Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи
  8. Формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме
  9. Предупреждение и устранение различных речевых ошибок

Пособия

  1. Н.А. Сенина. Русский язык. Итоговая аттестация. 9 класс, Ростов-на- Дону, 2012 год.
  2. О.Е Гайбарян. Тесты по русскому языку, М., 2004 год.
  3. Русский язык. Сборник текстов. Изложения, М., «Дрофа», 2006 год.
  4. Диктанты и изложения для учащихся 5-8 классов, Волгоград, 2007 год.
  5. Школьные олимпиады. Русский язык 5-11 класс. М., 2007 год.
  6. И.Б. Голуб. Секреты хорошей речи, М.. 1993 год.
  7. Н.А. Плёнкин. Уроки развития речи 5-9 класс.
  8. Предметные недели в школе. Русский язык и литература. Волгоград, 2002 год.
  9. Н.О. Крамаренко Нетрадиционные уроки. Русский язык 5-6 класс, Волгоград, 2003 год.
  10. Н.В. Верескун и др. Русский язык. Нетрадиционные уроки и внеклассные мероприятия 5-9 класс с применением компьютерных технологий, ООО «Планета», 2011 год.
  11. Т.Я. Фролова. Мы пишем без ошибок 5-6 класс, Симферополь, «Таврида», 2004 год.
  12. Словарь современного русского литературного языка. Р.М.., 1961 год.

М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М.

Перечень учебно-методических средств обучения

Основная и дополнительная литература:

  1. Учебник русского языка 6 класс, авторы М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др, изд. Москва,»Просвещение», 2010 год,
  2. УМК под редакцией М.В. Леонидовой «Поурочные разработки по русскому языку в 6 классе», издательство «Экзамен», , М.: 2008 год у учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др. «Русский язык. 6 класс.» М.: Просвещение,
  3. Книга для учителя «Уроки русского языка в 6 классе», автор Г.А. Богданова.-7-е изд.- Москва.- Просвещение, 2002 год.
  4.  Поурочные разработки по русскому языку 6 класс (универсальное издание), авторы О.В. Беляева, О.А. Даценко, Москва. «Вако», 2008 год.
  5.  Пособие Т.Я. Фроловой «Мы пишем без ошибок», ч.1, 3-е изд., перераб. И доп.- Симферополь: «Таврида», 2004 год.
  6. Диктанты и изложения для учащихся 5-8 классов, Волгоград, 2007 год.
  7. Школьные олимпиады. Русский язык 5-11 класс. М., 2007 год.

Оборудования и приборы:

  • Материал по самообразованию.
  • Папка «Экзаменационный материал по русскому языку».
  • Папка «Памятки».
  • Папка «Материалы для индивидуальной, групповой и коллективной деятельности».
  • Памятка «Обобщающие таблицы по орфографии».
  • Папка «Словарная работа на уроке».
  • Папка «В помощь выпускнику».
  • Папка «Материалы по внеклассной работе».
  • Папка «Материалы для творчески работающих учащихся».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а  класса  составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...

Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...