Рабочая программа по русскому языку для 11 класса
рабочая программа по русскому языку (11 класс) по теме

Чанцева Татьяна Владимировна

рабочая программа для общеобразовательного уровня учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon r.yaz_11kl.doc148 КБ

Предварительный просмотр:

 

«Рассмотрено»

Руководитель МО

МБОУ г. Иркутска СОШ №28

Т.В.Чанцева

________________

Протокол№1 от._______2013г.

«Согласовано»

Заместитель директора

по УВР

С.Ю.Семёнова

______________

___________2013г.

«Утверждено»

Директор

МБОУ г. Иркутска СОШ №28

Л.Н.Трук

 _______________

_______2013 г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по  русскому языку

для  11 класса

(уровень: общеобразовательный)

на 2013/2014 учебный год

учитель: Чанцева Татьяна Владимировна

 

                                                       

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 11 класса составлена в соответствии  с программой Министерства Образования РФ для общеобразовательных школ.  Учебник В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко . Русский язык 10-11 классы. М.: «Просвещение» 2010г.

  На преподавание русского языка в 11 классе отводится 1 час в неделю (34 часа в год). Преподавание основано на повторении и закреплении знаний, полученных  за годы обучения в 5-9 классах. Согласно методике обучения русскому языку традиционно предлагается  в 11 классе – «Синтаксис» и «Пунктуация». При  планировании не только соблюдалась преемственность с систематическим  курсом  русского языка(5-9 классы), но и учитывалась подготовительная работа к единому государственному экзамену.  В систематическом курсе изучение орфографии предусмотрено в 5-7 классах попутно с морфологией и другими разделами языкознания. При этом  одна орфографическая тема неизбежно оказывается раздробленной в соответствии с распределением учебного материала по годам обучения.

Основная цель изучения русского языка – свободное владение родным языком. Для реализации этой цели необходимо усилить практическую направленность обучения  русскому языку, повысить эффективность каждого урока. Конечный результат – сдача ЕГЭ.

Для этого введён  концентрический принцип подачи учебного материала, который позволяет собрать разрозненные по годам обучения сведения и выстроить из них систему, где каждый фрагмент занимает логически выверенное место.  Благодаря концентрическому принципу формируются тематические блоки. Блоки «Морфология и Орфография завершаются контрольным тестированием.

Систематизированное представление теоретического материала является новым для учащихся, поэтому уместен индуктивный метод, который способствует развитию логического мышления. Школьники учатся сравнивать, сопоставлять языковые явления, приобретать умения устанавливать между ними сходство и различие, делать выводы и обобщения, что очень поможет им впоследствии на экзамене.

Специальными задачами преподавания русского языка в школе являются познавательные и практические.

Познавательные:

  • Вооружение учащихся основными знаниями о родном языке, его устройстве и функционировании.
  • Формирование научно-лингвистического мировоззрения.
  • Развитие языкового эстетического идеала о прекрасном в языке и речи.
  • Дать необходимый круг знаний по русскому языку.

Практические:

  • Формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков.
  • Овладение нормами русского литературного языка.
  • Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
  • Обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
  • Содействовать развитию логического мышления, вырабатывать навыки работы с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения, самостоятельного пополнения знаний.

В процессе обучения русскому языку учащиеся должны совершенствовать следующие навыки и умения:

  • Знать основные признаки частей речи (самостоятельных и служебных), отличие служебных частей речи от самостоятельных.
  • Знать правописание суффиксов существительных, прилагательных, глаголов и причастий; знать грамматические признаки частей речи.
  • Грамотно писать сложные слова, объясняя правописание.
  • Правописание падежных окончаний существительных, личных окончаний глаголов.
  • Знать сходные и отличительные признаки предлога, союза и частицы как служебных частей речи.
  • Уметь составлять обобщающие схемы
  • Писать сочинение-рассуждение.

Методы и приёмы  обучения:

  • -обобщающая беседа по изученному материалу;
  • - различные виды разбора  (лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);
  •  - виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта);
  • - составление учащимися авторского текста  на основе исходного, что представляет собой задание С1 Единого государственного экзамена;
  •  - наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
  • -изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;
  • -письмо под диктовку;
  • -комментирование орфограмм и пунктограмм.

Виды деятельности учащихся на уроке

  • - оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • -взаиморецензирование;
  • -анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • - разные виды разбора (лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, пунктуационный, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);
  • - лингвистический анализ языковых явлений и  текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
  • -  выполнение практических заданий из КИМов;
  • - разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста;
  • - информационная переработка устного и письменного текста:
  •    составление плана текста;
  •    пересказ текста по плану;
  •    пересказ текста с использованием цитат;
  •    определение проблемы текста;
  •    аргументация своей точки зрения;
  •    переложение текста;
  •    продолжение текста;
  •    составление тезисов;
  •    редактирование;
  • -создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров;
  • - создание  устных высказываний  различных типов и жанров в учебно-научной,  социально-культурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения;
  • - создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка;
  • - составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;
  • -работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде), конспектирование.

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ 11  КЛАССА

  По окончании 11 класса учащиеся должны:

 - иметь предусмотренные образовательным минимумом   знания   о   фонетической,   лексической   и грамматической системах русского языка, о тексте и стилях речи;

 - владеть   читательскими   умениями,   достаточными для продуктивной самостоятельной работы с литературой разных стилей и жанров;

 - уметь   передавать   содержание    прочитанного близко к тексту, сжато, выборочно, с изменением последовательности содержания, с выделением элементов, отражающих идейный смысл произведения, с выражением собственных суждений о прочитанном — в устной и письменной форме;

 -  выявлять подтекст;

 - владеть орфографической, пунктуационной, речевой грамотностью в объеме, достаточном для свободного пользования русским языком в учебных и иных целях в устной и письменной формах;

 - производить фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический анализ художественного текста;

 -  уметь  составлять  планы,   тезисы,   конспекты художественного,  публицистического, научно-популярного текстов, устного сообщения, делать необходимые выписки;

 - пользоваться   языковыми   средствами   точной передачи   мысли  при  построении  научно-учебного, научно-популярного высказывания, правильно употребляя   термины,   обеспечивая   простоту  и   ясность предложений, структурную четкость высказывания;

 -  пользоваться   общественно-политической   лексикой,   средствами   публицистического   стиля,   эмоционального воздействия на слушателя, читателя;

 -  уметь писать очерк, эссе, строить устное высказывание очеркового типа;

 -    уметь   писать  отзыв   о   художественном   произведении,   научно-популярной,   публицистической статье;

 -  уметь составлять реферат по нескольким источникам, выступать с ним, отвечать на вопросы по теме реферата, защищать развиваемые в нем положения;

 -  уметь участвовать в диспуте, дискуссии;

 -  иметь  представление о социальной  сущности языка, его функциях и структуре, о языковой норме и происходящих в русском языке изменениях, его взаимосвязи с другими языками.

Учебно-тематический план


п./п
 

Наименование разделов и тем 

Всего часов 


Из них

Диктант  

Сочинение

Изложение

Тест

1

Синтаксис и пунктуация. Обобщающее повторение

5 часов

2

2

Простое предложение

14 часов

1

2

3

Публицистический стиль речи

2 часа

(1 р/р)

4

Сложное предложение

4 часа

2

5

Итоговое  повторение

4 часа

1

Уроков  развития  речи

5 часов

                                                                          ИТОГО

34 часа

  Содержание тем  учебного курса

 

 1. Синтаксис и пунктуация. Обобщающее повторение – 5 часов

       Обобщающее повторение синтаксиса. Грамматическая основа простого предложения, виды его осложнения, типы сложных предложений, предложения с прямой речью. Способы оформления чужой речи, цитирование.

        Нормативное построение словосочетаний и предложений разных типов.

        Интонационное богатство русской речи.

        Принципы и функции русской пунктуации. Смысловая роль знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении. Факультативные и альтернативные знаки препинания. Авторское употребление знаков препинания.

         Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.

         Синтаксический разбор словосочетания, простого и сложного предложений, предложения с прямой речью.

2. Простое предложение – 14 часов

    Повторение видов предложений по цели высказывания, односоставных и двусоставных, неполных предложений. Тире между подлежащим и сказуемым. Предложения с однородными и уточняющими членами.

3. Публицистический стиль речи – 2 часа

      Назначение  публицистического стиля. Лексические, морфологические, синтаксические особенности публицистического стиля.

     Средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле.

     Использование учащимися средств публицистического стиля в собственной речи.

4. Сложное предложение – 4 часа

       Повторение знаков препинания в сложносочинённом, сложноподчинённом предложениях. Разбор недочётов в построении сложноподчинённых предложений. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

     

5. Итоговое  повторение – 4 часа

Систематизация знаний и умений по русскому языку.

Лингвистический разбор звуков речи, слова, предложения, публицистического, художественного  (в том числе стихотворного, поэтического) текстов.

Связные устные высказывания по вопросам русского языка и литературы.

Выполнение тестов в формате ЕГЭ.


Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 11 класса

 Класс – 11«А»  

Учитель – Чанцева Татьяна Владимировна

Количество часов:

Всего – 34 часа; в неделю – 1  час

Плановых уроков:

  •  уроков развития речи – 5ч.
  • сочинений- 2ч.
  • изложений-2ч.
  • контрольных диктантов-1ч.
  • тестов - 3

Планирование составлено на основе программы общеобразовательных учреждений  по русскому языку. М. «Просвещение»,  2010г.

  1. Учебник: В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, А.А. Чешко    Русский язык.   Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011г.


п/п

 Наименование разделов и тем

Всего часов

Дата

 Корректировка

Форма организации

учебных занятий

Виды контроля

 

Синтаксис и пунктуация. Обобщающее повторение.

5

 

1

Вводный урок. Принципы  русской  пунктуации.  Нормативное построение  словосочетаний  и  предложений.

1

Диалог с учителем.

Урок-диалог.

Чтение и анализ эпиграфа.

Фронтальный опрос.

2

Простое  предложение. Односоставные  и двусоставные предложения.  

1

 

Комбинированный урок.

Рассказ, работа

с книгой, беседа.

Индивидуальная, групповая.

3

 Тире между подлежащим и сказуемым.

1

 

Анализ упражнений учебника, составление предложений с примерами из текста.

Комбинированный урок.

Выборочный опрос.

4

5

 Входная проверочная работа в формате ЕГЭ

2

 

Урок-контроль

 

 

 Простое предложение

14

6

Простое осложнённое предложение. Синтаксический разбор простого предложения.

Знакомство с содержанием и типами заданий ЕГЭ по русскому языку

1

Коллективное и самостоятельное выполнение анализа текста.

Урок-исследование,  закрепление ЗУН.

7

Предложения  с  однородными  членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку (морфология, синтаксис, анализ текста)

1

Комбинированный урок.

Написание текста, выполнение грамматического задания.

8

Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях.

Разбор заданий  ЕГЭ по русскому языку (продолжение, фонетика и орфография)    

1

 

Комбинированный урок.

Тесты Взаимопроверка.

9

10

 Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях. 

Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку (орфография: глагол и его формы; гласные в суффиксах; правописание не и ни, -н- и –нн-)

2

 

Самостоятельное чтение и анализ текста, осмысление, составление плана, написание сочинения.

Урок-беседа.

Закрепление ЗУН.

Индивидуальный контроль.

11

 Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме: «Синтаксис и пунктуация»

1

 

Урок-контроль

 

12

13

Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами.

Обобщающие слова при однородных членах.  

Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку (словообразование, языковые нормы, слитное и раздельное написание слов)

2

 

Работа со словарями

Индивидуальный контроль.

14

Обособленные и необособленные определения.

Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку (языковые и грамматические нормы)

1

 

Работа со словарями (толковыми и этимологическими), составление предложений.

Синтаксический разбор предложений.

15

Обособленные приложения.

Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку (синтаксис и пунктуация)

1

 

 Проверочная работа в формате ЕГЭ

16

17

Развитие речи

 Сочинение с творческим заданием

2


Урок-контроль.

18

Обособленные  обстоятельства.

Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку  (анализ текста)


1

 

Урок-исследование.

Индивидуальная выборочная проверка работ.

19

Обособленные дополнения.

Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку  (анализ текста, средства выразительности, синтаксис и пунктуация)

1

 

Урок-исследование.

Индивидуальная выборочная проверка работ.

20

 Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.

Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку (словообразование, синтаксис и пунктуация)

1

 

Урок-исследование.

Индивидуальная выборочная проверка работ.

 

21

 Знаки препинания при сравнительных оборотах.  Знаки препинания при обращениях. Вводные слова и вставные конструкции.

Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку (продолжение, С1)

1


Урок-исследование.

 Фронтальный опрос.


 

 Публицистический стиль речи

2

22

Публицистический стиль речи. Основные признаки и особенности функционирования

1

Урок-погружение в историю русских слов.

Решение КИМов.

23

 

 Развитие речи

Замена прямой речи косвенной.

Знаки препинания при цитатах.

1

Практикум

 

24

Междометия. Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова.  

 

1

Сложное предложение

4

     

25

 Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синтаксический разбор  сложносочиненного предложения.

                                                                                          1

 

 26

  Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с одним придаточным.


1

 Работа с текстом,     составление    предложений и текстов.

27

 28

Развитие речи

Изложение  по прочитанному тексту. 

2

Урок-контроль.

29

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными.

1


Тесты.

30

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения.

1

 

Итоговое повторение

4

 

31

  Предложения с чужой речью. Способы передачи чужой речи.

Повторение материала по лексике. Выполнение заданий типа А30 ЕГЭ

1

Практикум

Индивидуальная выборочная проверка работ  с тестами.

32

Повторение материала по орфографии. Выполнение заданий ЕГЭ. Практикум.

1


Практикум

Индивидуальная выборочная проверка работ  с тестами.

33

 Повторение материала по морфологии и орфографии, синтаксису и пунктуации Выполнение заданий ЕГЭ.

1


Практикум

Индивидуальная выборочная проверка работ.

34

Контрольное тестирование по  материалам ЕГЭ

1

Урок-контроль.

Учебно-методическая литература:

Основная литература:

1.В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, А.А. Чешко    Русский язык.   Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011г.

2.  В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, А.А. Чешко  Пособие для занятий по русскому языку в старших классах.-М.Просвещение, 2004г.  

3.Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.  Дидактические материалы к учебнику «Русский язык:  Грамматика. Текст. Стили речи»  для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - М.,

4.Влодавская Е.А. Русский язык. ЕГЭ. Эффективная методика.-М.: Издательство «Экзамен», 2007

5.Егораева Г.Т.  Русский язык. ЕГЭ: Типовые тестовые задания.-М.: Издательство «Экзамен», 2013

6.Золотарева И.В. , Дмитриева Л.П. Поурочные разработки по русскому языку: 10 класс.-2-е изд.-М.: ВАКО, 2008.-240с.

7.Любичева Е.В. ЕГЭ 2010.Русский язык. На пути к экзамену: Сдаем без проблем!-М.: Эксмо, 2009

Дополнительная литература

Для учителя:

1.Угроватова Т.Ю.Русский язык 34 урока подготовки к ЕГЭ. Мастер-класс для учителя М.:Эксмо 2007.

2.Розенталь Д.З., Голуб И.Б. Секреты стилистики. - М.: Ральф, 1996.

3.Черников И.Н., Петровская С.С., Шипицына Г.М. Сборник диктантов с лингвистическим заданием для старших классов. - М.: ТИД «Русское слово - РС», 2003.

Для учащихся:

1.Иссерс О. С. Тесты. Русский язык. 10-11 классы / О. С. Иссерс, Н. А Кузьмина. М.: Дрофа, 2005.

2.Козловская М. В., Сивакова Ю.Н. Русский язык: Анализ текста: Пособие для подготовки к единому государственному экзамену / М. В. Козловская, Ю. Н. Сивакова. - СПб: САГА, Азбука-классика, 2005.

3.Потапова Г.Н. Русский язык: Орфография. Синтаксис и пунктуация. Комплексный анализ текста. 10-11 кл. Дидактические материалы. - М.: Дрофа, 2006.

4.Пучкова Л.И., Гостева Ю.Н. Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку: 10-11: Грамматика. Речь. - М.: Просвещение, 2006.

1. Егораева Г.Т. ЕГЭ. Часть 3(С). Методические рекомендации по выполнению задания. М.: «Экзамен», 2008г.

2. Махницкая Е.Ю. Сочинение, отзыв, эссе. Ростов-на-Дону, 2005г.

3. Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста  10-11 класс. М.: «Творческий центр», 2012.

4.Нарушевич А.Г. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. М.: «Просвещение» 2009г.

5. ЦыбулькоИ.П. ЕГЭ 2010 Русский язык. ФИПИ. 2010г.

6. Сиденко Н.В. Русский язык 10 класс Поурочные планы по учебнику В.Ф. Грекова, С.Е. Крючкова, Л.А. Чешко.- Волгоград, 2002г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а  класса  составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...

Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...