Обобщающий урок по теме "Сложноподчиненные предложения" (9 класс)
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Гордеева Лидия Федоровна

Данный конспект содержит материал для повторения и закрепления темы "Сложноподчененные предложения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slozhnopodchinennye_predlozheniya.doc29 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Сложноподчиненные предложения» (обобщение)

Цели урока:

1) проверить знания учеников по       пройденной теме; закрепить орфографические и пунктуационные навыки;

2) воспитывать интерес к русскому языку;

3) способствовать развитию, у учеников творческих способностей.

Оборудование: таблицы, карточки, тесты.

Ход урока.

I. Лингвистическая  разминка.

1. Фонетика: в каких словах количество букв и звуков совпадает?

а) копье, б) копия, в) ядро, г) подъем, д) солнце.

2. Состав слова: какие слова состоят из приставки, корня, суффикса и окончания.

а) издавна, б) подыгрывая, в) переводчица, г) входящий, д) пороша.

3. Лексика: какие слова являются однозначными?

а) гипотенуза, б) эпитет, в) канал, г) дубовый, д) палисадник.

II. Фронтальный опрос  по теме.

- На какие группы делятся сложноподчиненные предложения?

- Расскажите о сложноподчиненных предложениях с придаточными определительными. ( Примеры зачитываем из сборников изложений.)

- Охарактеризуйте сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. ( Примеры из сборников изложений.)

- Расскажите о сложноподчиненных предложениях с придаточными обстоятельственными. ( Примеры разных видов из сборников изложений.)

III. Закрепительно – тренировочные упражнения.

 1. Используя сложноподчиненное предложение с придаточным причины, ответьте на вопрос, почему в выделенных словах в одном случае пишется одна, в другом – две буквы н : вареный картофель, варенный в кастрюле картофель.

 2. Запишите 2-3 предложения, содержащих просьбу, приглашение, пожелание, используя союз если (если бы).

( Например: Если тебя не затруднит, принеси мне, пожалуйста, почитать что-нибудь из фантастики.)

Учитель обращает внимание школьников на то, что подобная форма выражения просьбы является мягкой, некатегоричной. Отказать в просьбе, выраженной в такой форме, как правило, нельзя.

- Определите вид придаточных в данных предложениях.

3. Замените придаточное предложение Так как дождь перестал, мы можем отправляться на прогулку придаточным условия.

4. Замените простое предложение Однако, болтая с тобой, грибов не соберешь (А.С.Пушкин.) сложноподчиненным с придаточным а) условия; б) следствия; в) причины.

5. Подберите к главному предложению Летом я много читала…придаточные причины, уступки, следствия, цели.

6. Составьте предложения, выполнив предварительно следующие действия:

1) из словосочетания приземлиться на опушке выделите главное слово и возьмите от него приставку; 

2) из именного словосочетания предложения Ближайшая деревня находилась в часе езды от нас возьмите корень зависимого слова;

3) добавьте глагольный суффикс глагола читать;

4) добавьте суффикс действительного причастия настоящего времени тающие (снега);

5) добавьте окончание определения могучий Олег головою поник;

6) добавьте суффикс возвратности;

7) с полученным словом составьте словосочетание так, чтобы данное слово было главным;

8) составьте предложение с причастным оборотом, а затем замените его придаточным; полученное предложение запишите, дайте его схему.

7. Учитель зачитывает предложения, ученики определяют, к какой из схем, начерченных на доске, относятся данные предложения:

1) Мы прибежали на вокзал, когда поезд уже отправлялся.

2) Скажите, когда поезд уже отправляется.

3) Известны случаи, когда легенду создает определенное лицо.

8. Сделайте синтаксический разбор предложения, начертите схему.

Когда ночная роса и горный  воздух освежили мою горящую голову и мысли пришли в обычный порядок, то я понял, что гнаться за погибшим счастием бесполезно и безрассудно. (М. Ю. Лермонтов.)

IY. Тесты.

YI. Домашнее задание.

Упражнение 124.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок "Однородные члены предложения. Пунктуация при однородных членах" в 5 классе.

Материал представляет собой конспект урока, включающего в себя тренинг и самоконтроль учащихся при помощи электронного образовательного комплекса "Игры и задачи. 1-4 классы" к УМК "Школа 2100", задани...

Интегрированный урок (ОБЖ, литература, русский язык) по русскому языку в 8 классе по теме: "Обобщающий урок по односоставным предложениям"

Данная разработка представляет собой материал для проведения обобщающего урока по видам односоставных предложений. Основная цель урока - повторение видов односоставных предложений, определение  и...

Обобщающий урок по чтению (8 класс). Тема урока: И.С. Тургенев «Муму».

Тип урока: урок обобщения и систематизация знаний.Оборудование: книга для чтения 8 класс под ред. Малышевой З.Ф., М., «Просвещение», 2006.Выставка детских рисунков к произведению Тургенева И.С. « Муму...

обобщающий урок "Бессоюзные сложные предложения" 9класс

данный урок является обобщающим по теме "Бессоюзные сложные предложения". Материал урока составлен по одной тематике "доброта", что дает не только повторить изученный материал, но и воспитывать нравст...

обобщающий урок "Бессоюзные сложные предложения" 9класс

обобщающий урок по теме "бессоюзные сложные предложения" дает возможность не только повторить пройденный материал, но и воспитывать нравственные качества. Материал урока подобран о доброте....

Конспект урока с презентацией к обобщающему уроку по химии 8 класса на тему "Соединения химических элементов"

Обобщающий урок по теме "Соединения химических элементов" по химии 8 класс. Урок проводится в форме игры-путешествия. Такая форма способствует качественному закреплению материала. Цель урока: выявить ...

презентация "Обобщающий урок по сложноподчиненным предложениям в 9 классе"

презентация для обобщения или повторения сложноподчиненного предложения...