Урок русского языка по теме «Могущество, значимость и неповторимость великого русского языка».
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Урок- исследование по теме "Могущество, значимость и неповторимость великого русского языка предназначен для обучающихся 8 класса и направлен на расширение знаний школьников о русском языке, его истории, месте среди других языков мира. Обучающиеся обращаются к истории русского языка, выявляют сходство славянских языков, обсуждают значимость и неповторимость русского языка, делают выводы, читают наизусть стихотворения о русском языке, раскрывают смысл высказываний известных людей о русском языке. В течение урока заслушиваются индивидуально подготовленные учениками сообщения, проводится работа в группах, акцентируется внимание детей на выработке умений построения монологической речи, ведения диалога при обсуждении общих вопросов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka8kl.sentyabr13g.docx | 40.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка по теме «Могущество, значимость и неповторимость великого русского языка» (8 класс).
ФИО, должность, место работы автора:
Фиалковская Вероника Петровна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №12 г.Ноябрьск, ЯНАО, Тюменской области
Электронный адрес: veroni_8975@mail.ru
Цели:
- расширить и углубить общие сведения о русском языке, его истории и развитии, месте русского языка среди языков народов мира;
- способствовать развитию у обучающихся навыков исследования, построения монологической речи, умений выразительно читать наизусть, работать индивидуально и в группах;
- воспитывать у обучающихся чувства уважения, гордости и любви к русскому языку посредством изучения его истории развития, места и значимости среди других языков мира.
Материалы и оборудование: эпиграф, портрет И.С. Тургенева, таблица «Сходство слов русского и других индоевропейских языков», высказывания о русском языке, стихотворения о русском языке.
Форма проведения: урок-исследование.
Ход урока:
Нам дан во владение
самый богатый, меткий,
могучий и поистине
волшебный русский язык
К.Г. Паустовский
Слово учителя:
В мире очень много вещей, созданных человеком, однако самое удивительное, мудрое и ценное, что создало человечество,- это язык. Говорить умеют все люди на Земле. Они говорят на разных языках, а задача у всех языков одна – помочь людям понимать друг друга при общении, в общей работе.
Эпиграфом к нашему уроку взяты слова известного русского писателя Константина Паустовского (учитель зачитывает эпиграф).
?Как вы понимаете смысл и значение данного высказывания?
Без языка невозможна жизнь человека, невозможно развитие науки и техники, искусства. Нам, россиянам, выпала великая честь говорить на великом русском языке. Мы все прекрасно понимаем, что изучение русского языка помогает лучше говорить, грамотно писать, выбирать самые точные и нужные слова для выражения мысли. «Слово – одежда всех фактов, всех мыслей»,- сказал Максим Горький. Мы должны беречь и любить русское слово, ведь с него начинается наш родной русский язык, который помогает нам выжить в трудную минуту.
Слово учителя (учитель обращает внимание обучающихся на портрет И.С. Тургенева):
Это было в дни Великой Отечественной войны. Гитлеровцы хозяйничали в оккупированном ими юроде Орле. Они разместили свой штаб и ресторан в городском музее И.С. Тургенева. Наступили тяжелые дни оккупации. Люди с ненавистью смотрели на фашистов, старались поменьше попадаться им на глаза. Из дома-музея неслись пьяные голоса, звуки аккордеона, губных гармошек и грубые слова немецких солдатских песен. Жители города обходили этот дом стороной. Но вот однажды к штабу-ресторану подошла девушка и попросила провести ее к старшему офицеру.
- Я учительница, - сказала она, - и хочу работать на благо великой армии. Вы находитесь в Доме-музее известного русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева. Русские любят своего писателя, и если бы вы разрешили мне открыть музей, то окажете этим огромную услугу.
Немцы разрешили занять под музей одну из комнат с выходом в переулок. Враги посмеивались над сумасбродством учительницы. Но люди пошли в музей. На небольшой светлой стене они видели портрет писателя и читали аккуратно выведенные под портретом на белом листе бумаги всем известные слова: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! - Не будь тебя - как не впасть в отчаяние, при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»
Голодные, измученные, полные тяжелых раздумий о судьбе Родины, понуря голову, люди шли в тесную комнатушку музея, но выходили с гордо поднятой головой, с надеждой в душе... (Из книги «Тайны родного языка», авторы В.А. Иванова, Г.А. Панов, З.А. Потиха)
Выразительное чтение стихотворений о русском языке учениками с небольшими комментариями:
1 ученик. Поэт Александр Яшин не боится признаться в своей любви к родному языку:
Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех.
Он певуч.
Он, как русский народ, многолик.
Как держава наша могуч.
2 ученик. Михаил Дудин свои строки писал с гордостью за русский народ и его речь. Для поэта язык - это сама история народа, воплощение его характера, силы и воли.
Ты - тверд и гибок, нежен и силен,
Ты - соловей на ветке бересклета.
Ты - сталь и пепел, колокол и лен, ;
Загадка тьмы и откровенье света.
Из тьмы времен ты выбился на свет,
Сквозь стены отчужденья прорастая.
И обрела в твоей судьбе привет
И почву жизни истина простая.
3 ученик. Были годы, когда в России пытались навязать французскую речь. А гувернерами к детям приглашали немцев. Что из этого получилось? В стихотворении «Язык России» ответил на этот вопрос Алексей Марков.
О, как французским усмиряли
Вольнолюбивый мой язык!
Сперва к салонам примеряли,
Но он к салонам не привык.
Пропахший порохом и потом,
Был на конюшню сослан он.
Протестовал там, но работал
Его кузнечный добрый звон...
Его монголы укрощали,
Плетьми стегали на бегу.
А он, без жалоб и печали.
Богаче стал назло врагу.
Язык мой немцы сокращали.
В учителя пробравшись к нам.
От слов мужицких очищали:
Зачем России лишний хлам
Но так заботилась о русском
Не потому ль ученых рать.
Что слишком тяжкая нагрузка
Язык как следует узнать?
Да мало ль кто удобной ванной
Хотел бы сделать океан?
А он, безмерный, разливанный.
Народу во владенье дан!
Ты никогда не станешь тусклым,
Не охладеешь ни на миг.
Я кланяюсь тебе по-русски,
Язык прапрадедов моих!
4 ученик. Русская литература... классика... И сразу представляем Толстого и Тургенева, Гоголя и Достоевского, Карамзина и Лескова... Всех и не перечислить. И поневоле вспоминаются слова великого И.С. Тургенева:«.. .нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»
В век темноты самодержавия
Тургенев к Родине приник
И взял, как меч, против бесправия.
Наш златокованый язык.
Он чужеземцев знал обличье.
И наше прошлое он знал:
Народу русскому величье
По языку он предсказал.
И слово вещее мы ценим.
И слово русское мы чтим,
И силе слова не изменим,
И святотатцев заклеймим.
Как стража драгоценной чаши,
Должны мы дар веков сберечь
И новым блеском жизни нашей
Обогатить родную речь!
С. Сергеев-Ценский
5 ученик. Не обошли своим вниманием русский язык и национальные и зарубежные поэты.
Киргизский поэт Кубаныч Акаев писал о русском языке так:
Полон ты любви и красоты,
Ты - язык победы и мечты.
Я, владея русским языком.
Вижу мир с прекрасной высоты.
6 ученик. Узбекский поэт Джуманияз Джаббаров:
Ты подарил мне мудрый свет прозренья.
Минуты истинного торжества,
Слова любви, призыва, ободренья.
Присяги сокровенные слова.
Я счастлив тем, что у тебя учился,
Что был с тобою с малых лет знаком,
Что навсегда в груди моей сроднился
Язык узбекский с русским языком.
7 ученик. Татарский поэт Ахмед Ерикеев:
Мне, нерусскому, близок и дорог
Замечательный русский язык,
Я постиг его строй в разговорах
И к нему, как к родному, привык.
Как же может быть речь не родною,
Если с ней я богаче стократ! –
Пушкин, Герцен, Некрасов со мною
На одном языке говорят.
Песнетворчества русского гений
Окрылил мой неопытный стих.
В дом вошли и Толстой, и Тургенев –
Много в жизни узнал я от них...
О Россия! Нет песни чудесней.
Чем твоя, величавая мать.
Свои самые первые песни
Я старался по-русски слагать.
Мне открыла сокровище мира.
Все, что я буду вечно беречь,
Вдохновенная русская лира,
Многозвучная русская речь.
Поэты в своих произведениях рассуждают о национально-историческом своеобразии русского языка.
Слово учителя:
Обобщить сказанное выше хочется словами президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина. «Русский - это язык исторического братства народов, язык действительно международного общения. Он является не просто хранителем целого пласта, поистине мировых достижений, но и живым пространством многомиллионного русского мира, который, конечно, значительно шире, чем сама Россия. Поэтому как общее достояние многих народов русский язык никогда не станет языком ненависти или вражды, ксенофобии или национализма", - отметил Владимир Владимирович Путин.
Великое значение русского языка отмечают и русские пословицы.
Какие русские пословицы, прославляющие русский язык вы знаете?
(Языком кружева плетёт. Каков разум, таковы и речи. Человеческое слово стрелы острее. Хорошую речь хорошо и слушать. Пулей попадёшь в одного, а словом – в тысячу. Ветер горы разрушает, слово народы поднимает. От доброго слова язык не усохнет. Без языка и колокол нем. Живое слово дороже мёртвой буквы.)
Слово учителя: Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации, один из 6 официальных языков ООН.
Сообщение №1 ученика «Место русского языка среди других языков мира».
Русский язык входит в число наиболее распространенных языков мира. На земном шаре на нем говорят около 250 миллионов человек. По степени распространенности русский язык занимает пятое место в мире, уступая лишь китайскому (на нем говорят свыше 1 млрд. человек), английскому (420 млн.), хинди и урду (320 млн.) и испанскому (300 млн.). Язык - это не только важнейшее средство общения между людьми, но и средство познания, которое позволяет людям накапливать знания, передавая их от человека к человеку и от каждого поколения людей следующим поколениям. Совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной деятельности называется культурой. Поэтому можно сказать, что язык является средством развития культуры и средством усвоения культуры каждым из членов общества.
Сообщение №2 ученика «Место русского языка среди других языков мира».
Официальными мировыми языками ООН признает английский, испанский, русский, арабский, китайский и хинди. Любой документ в ООН распространяется на этих языках.
Русский язык стал общепризнанным мировым языком с середины XX века. Его мировое значение обусловлено тем, что это один из богатейших языков мира, на котором создана величайшая художественная литература. Русский язык - один из индоевропейских языков, родственный многим славянским языкам. Многие слова русского языка вошли в языки народов мира без перевода. Эти заимствования из русского языка или через него наблюдались с давних пор. Еще в XVI - XVII веках европейцы через русский язык узнали такие слова, как кремль, царь, боярин, казак, кафтан, изба, верста, балалайка, копейка, блин, квас и другие. Позднее в Европе распространились слова декабрист, самовар, сарафан, частушка и другие.
Богатство русского языка и созданной на нем литературы вызывает интерес к этому языку во всем мире. Его изучают не только студенты, школьники, но и взрослые люди. С целью оказания помощи в обучении русскому языку за пределами нашей страны еще в 1967 году в Париже была создана Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ). МАПРЯЛ издает в нашей стране для зарубежных преподавателей русского языка и литературы журналы, методическую литературу, проводит среди школьников разных стран международные олимпиады по русскому языку.
Работа в группах
Задание было дано группам заранее. Обучающиеся обсуждают подготовленный материал, выбирают основное, выставляют в оценочные листы отметки каждому ученику за его вклад в работу группы, выдвигают одного выступающего.
Задания группам:
- Какие языки называются мировыми? Какие сферы деятельности человека они охватывают? Что учитывается при отнесении языка к числу мировых?
- Каково место русского языка среди других языков мира? Раскройте смысл сочетания слов - Язык русского народа.
- Каково место русского языка среди других языков мира? Раскройте смысл сочетания слов - Государственный язык Российской Федерации.
- Каково место русского языка среди других языков мира? Раскройте смысл сочетания слов – язык межнационального общения.
- Чем обусловлена популярность русского языка в мире? (богатство языка и созданной на нем художественной литературы; язык науки, источник общечеловеческих знаний; один из родственных славянских языков
- Русский язык в условиях новых экономических отношений в мире.
Выводы: Давайте обобщим сказанное выше и сделаем вывод о месте русского языка среди других языков мира.
Интересна история развития русского языка.
Сообщение ученика «Об истории развития русского языка».
Вместе с украинским и белорусским языками русский принадлежит к восточнославянской подгруппе славянской группы индоевропейской семьи языков. Можно обнаружить сходство слов русского и других индоевропейских языков в представленной Таблице (данные таблицы спроектированы на доске):
Русск. – ночь,
Белор . – ноч ,
Укр . – нiч,
Болг . – нощ
Польск. – nос
Чешск . – nос
Словацк . – nос
Лит. – naktis
Лат. – nox
Итал . – notte
Фр. – nuite
Англ. – night
Нем . – Nacht
В своём историческом развитии русский язык прошёл несколько этапов. Первый этап формирования будущего русского языка связан с Киевской Русью, феодальным государством восточнославянских племён, диалекты которых легли в основу древнерусского языка. После принятия христианства (988-989гг) на Руси стали распространяться церковные книги, которые присылались из Болгарии и были написаны на старославянском языке, возникшем в результате переводов Кириллом и Мефодием богослужебных книг с греческого языка на южнославянский солунский диалект (863 г). Этот язык был первым письменным языком славян в IX - XI вв.
Принятие христианства на Руси способствовало продвижению старославянского языка как языка церкви на восток, где он испытывал влияние живых диалектов исконно восточнославянского языка, что приводило к возникновению его местных разновидностей. Продолжением старославянского языка является церковнославянский язык, который использовался в церкви, научной литературе и оказывал влияние на развитие русского литературного языка.
Формирование языка великорусской народности (а в дальнейшем и национального языка), связано с возвышением Москвы, ставшей в XIV веке центром Великого княжества Московского, а со второй половины XV века – столицей единого Российского государства. В это время начинают формироваться и закрепляться нормы устной и письменной московской речи. Московский говор – основа русского языка, образование которого тесно связано с перерастанием русской народности в нацию и относится ко второй половине XVII в. Этот язык подвергается обработке и нормализации, обогащается творчеством писателей и становится высшей формой русского национального языка.
Работа в группах. Приведите свои примеры, указывающие на сходство и родство языков (на примере одного-двух слов), принадлежащих восточнославянской подгруппе славянской группы индоевропейской семьи языков.
Задание было дано группам заранее. Обучающиеся обсуждают подготовленный материал, выбирают наиболее интересный материал, выставляют в оценочные листы отметки каждому ученику за его вклад в работу группы, выдвигают одного выступающего.
Выводы: В чём же сходство языков, принадлежащих восточнославянской подгруппе славянской группы индоевропейской семьи языков?
Слово учителя:
Термин «современный русский язык» употребляется в широком и узком понимании: как язык от Пушкина до наших дней и как язык последних десятилетий. Современный русский язык - это национальный язык великого русского народа, форма русской национальной культуры. Высшей формой национального русского языка является русский литературный язык.
Сообщение ученика «Современный русский литературный язык».
На разных исторических этапах развития общенародного языка - от языка народности к национальному - в связи с изменением и расширением общественных функций литературного языка изменялось содержание понятия «литературный язык».
Современный русский литературный язык - это язык нормированный, обслуживающий культурные потребности русского народа, это язык государственных актов, науки, печати, радио, театра, художественной литературы.
«Деление языка на литературный и народный, - писал М.А. Горький, - значит только то, что мы имеем, так сказать, «сырой» язык и обработанный мастерами».
Нормированность литературного языка заключается в том, что состав словаря в нем регламентирован, значение и употребление слов, произношение, правописание и образование грамматических форм слов подчиняются общепринятому образцу.
Современный литературный язык, не без влияния средств массовой информации, заметно меняет свой статус: норма становится менее жесткой, допускающей вариантность. Она ориентируется не на незыблемость и всеобщность, а скорее на коммуникативную целесообразность. Поэтому норма сегодня - это часто не столько запрет на что-то, сколько возможность выбора. Граница нормативности и ненормативности иногда бывает стертой, и некоторые разговорные и просторечные языковые факты становятся вариантами нормы.
Литературный язык имеет две формы: устную и письменную, которые характеризуются особенностями как со стороны лексического состава, так и со стороны грамматической структуры, ибо рассчитаны на разные виды восприятия - слуховое и зрительное. Письменный литературный язык отличается от устного прежде всего большей сложностью синтаксиса и наличием большого количества абстрактной лексики, а также лексики терминологической, в частности интернациональной. Письменный литературный язык имеет стилевые разновидности: стили научный, официально-деловой, публицистический, художественный.
С 1945 г. Уставом ООН русский язык признан одним из официальных языков мира. Известны многочисленные высказывания великих русских писателей и общественных деятелей, а также многих прогрессивных зарубежных писателей о силе, богатстве и художественной выразительности русского языка. Восторженно отзывались о русском языке Державин и Карамзин, Пушкин и Гоголь, Белинский и Чернышевский, Тургенев и Толстой.
Работа в группах.
Русский язык — один из богатейших языков мира. Кому, как не классикам нашей литературы, об этом знать! По этому поводу ими высказано и написано немало размышлений. В цитатах, предложенных ниже, наша подборка высказываний известных людей о ценности, самодостаточности и богатстве русского языка.
Раскройте смысл высказываний о русском языке, представленных вашему вниманию.
- «Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры. Именно поэтому изучение и сбережение русского языка является не праздным увлечением
от нечего делать, а насущной необходимостью».
Александр Иванович Куприн, писатель. - «Простирайтесь в обогащении разума и в украшении российского слова».
Михаил Васильевич Ломоносов - ученый, литератор, историк, художник. - «Лишь усвоив в возможном совершенстве первоначальный материал, то есть родной язык, мы в состоянии будем в возможном же совершенстве
усвоить и язык иностранный, но не прежде».
Федор Михайлович Достоевский – писатель, мыслитель.
- «Сердцеведением и мудрым знанием жизни отзовётся слово британца; лёгким щёголем блеснёт и разлетится недолговечное слово француза; затейливо придумает своё, не всякому доступное умно-худощавое слово, немец; но нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и живо трепетало, как метко сказанное русское слово».
Николай Васильевич Гоголь - прозаик, драматург, поэт, критик, публицист.
- «Что русский язык — один из богатейших языков в мире,
в этом нет никакого сомнения».
Виссарион Григорьевич Белинский - литературный критик, публицист.
- «Русский язык, насколько я могу судить о нем, является богатейшим из всех европейских наречий и кажется нарочно созданным для выражения тончайших оттенков. Одаренный чудесной сжатостью, соединенный с ясностью, он довольствуется одним словом для передачи мысли, когда другому языку потребовались бы для этого целые фразы».
Проспер Мериме - французский романист и новеллист. - «Надо любить и хранить те образцы русского языка,
которые унаследовали мы от первоклассных мастеров».
Дмитрий Андреевич Фурманов – писатель. - «Нет таких звуков, красок, образов и мыслей — сложных и простых,—
для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».
Константин Георгиевич Паустовский – писатель.
Ученикам, поработавшим в группах, предлагается высказать своё мнение о понимании ими цитат о русском языке.
Слово учителя:
Закончить наш плодотворный урок мне хотелось бы словами российского учёного, литератора, историка и художника великого русского слова Михаила Васильевича Ломоносова: «Карл V, римский император, говаривал, что испанским языком прилично говорить с Богом, французским — с друзьями, немецким — с неприятелем, итальянским — с женским полом. Но если бы он русский знал язык, то конечно к тому бы добавил, что им со всеми говорить пристойно, так как нашёл бы в нём и великолепие испанского, и живость французского, и крепость немецкого, и нежность итальянского, и богатство, и сильную изобразительность латинского и греческого языка».
Мы живём в великой неповторимой стране, говорим на самом многообразном и многозначном языке, познаём все его прелести и красоты. Мы просто должны полностью осознавать, что русский язык велик и могуч и, по словам великого русского писателя Константина Георгиевича Паустовского, «с русским языком можно творить чудеса!» Нужно просто его изучать, исследовать и знать!
Домашнее задание: обучающимся предлагается написать эссе по одному понравившемуся высказыванию о русском языке (на выбор).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Заключительный урок русского языка в 5 классе "Путешествие в страну русского языка"
Тема урока: Повторение основных разделов русского языка за курс 5 класса. Цели: -проверить знания детей по основным разде...
конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Разделы русского языка"
конспект урока русского языка в 5 классе коррекционных школ 2 вида по теме "Разделы русского языка" в форме путешествия "Регата по заколдованным островам" с презентацией и физминуткой...
Сценарий урока русского языка в 10 классе "Лексические нормы современного русского языка"
Сценарий урока предполагает различные виды работы со словом, реализует элементы требований ФГОС старшей школы...
Модульная технология на уроках русского языка (осуществление входного и промежуточного контроля по русскому языку в 5 классе)
Справка писалась в рамках аккредитации школы. Изучение темы проводилось в модульной технологии. Надеюсь, поможет сэкономить время учителя....
Открытый урок русского языка на тему: "Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка. Игра "Что? Где? Когда?"
Представляю Вам урок-игру, которая содержит увлекательно-познавательную информацию истории русского языка, сравнительное языкознание восточной группы славянских языков и др. Данный урок полезен с точк...
Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»
Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...
Урок русского языка по теме "Вводный урок. Слово о русском языке"
Цели: познакомить уч-ся с учебником русского языка;Показать значение и роль слова, объяснить необходимость бережного обращения со словом;Развивать языковой вкус, творческие способности уч-ся;Совершенс...