Урок русского языка в 5 классе на тему "-ТСЯ-, -ТЬСЯ в глаголах"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Воронина Елена Константиновна

 

Данный урок русского языка проводится в начале учебного года в системе уроков повторения изученного в начальной школе.

Направлен на повторение и обобщение изученного о глаголе.

Тип урока - комбинированный.

Формы работы: фронтальная,самостоятельная,индивидуальная.

Средства обучения: словесные,наглядные. Урок построен на материале стихотворений поэта-земляка А.К.Толстого. В конце урока проводится проверочная работа,включающая в себя тестовые задания. 

Оборудование: учебник, портрет А.К.Толстого, карточки с заданиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tsya.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

12857092412

-ТСЯ-,ТЬСЯ- в глаголах

Цели урока:

-повторить  с учащимися  условия выбора написания – тся- и   –ться в глаголах;

формировать умение находить слово ,к которому относится глагол, ставить от него вопрос

 к глаголу; формировать орфографическую зоркость;

- развивать навыки самоконтроля, умение работать  самостоятельно;

- воспитывать любовь к поэзии, уважительное отношение к прославленным землякам.

Оборудование: учебник, портрет А.К.Толстого, карточки с заданиями.

Ход урока

1.Проверка домашнего задания

Упр.82

-Назовите из текста упражнения глаголы 2 лица ед.ч.

Расскажите о написании ь в глаголах.

Опрос

-Дайте определение глагола.

-Как изменяются глаголы?

-Что называется спряжением глагола?

-Как изменяются глаголы в прошедшем времени?

2.Запись в «Словарь корней»

-свят-(-свящ-):свято, посвятить(рассказ),священный(союз).

-Составьте словосочетания со словами.

3.Работа по теме урока.

1)Работа с текстом.

-Выполняя проверочную работу, мы обращались к стихотворениям поэта Алексея Константиновича Толстого, нашего земляка .Прочитаем текст.

Алексей Константинович Толстой-извес.ный ру(с,сс)кий поэт. Его имя св.зано с имением (К,к)расный Рог. Поэт любовался природой р.дного села и посв.тил ей свои прекрасные стихотворения.

-О чем данный текст? Какова его основная мысль?

2)Комментированное письмо.

-Спишите, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, объясните орфограммы.

-Поставьте глагол ЛЮБОВАЛСЯ в форму настоящего времени 3 лица мн.ч., затем в неопределенную форму. Сделайте вывод о правописании –ться-,-тся- в глаголах.

-В 3 предложении подчеркните главные  члены, обозначьте части речи над словами.

3)Работа с учебником

-Чтение правила и образца рассуждений на стр.41-42.

4. Динамическая пауза

Потянуться, отдохнуть,
Глубоко теперь вздохнуть.
Встать, попрыгать, посмея
ться,
Покружи
ться, покачаться,
Поклони
ться, распрямиться
И опять начать труди
ться.

5.Закрепление.

Осложненное списывание.

Выписать глаголы из стихотворений  А.К.Толстого,объяснить орфограммы,поставить глаголы в неопределенную форму.

1) Вздымаю(ть,т)ся (…)волны как горы

И к тверди вознося(ть,т)ся(…) звездной…

2) Ты знаешь край, где все обильем дышит,

Где реки лью(ть,т)ся (…)чище серебра?

3) Колыше(ть,т)ся(…) море; в.лна за в.лной

   Б.гут и шумят  т.р.пливо...

4)Среди садов д.ревья гну(ть,т)ся (…)долу

И до з.мли висит их плод т.желый?

5) Осень. Обсыпае(ть,т)ся весь наш бедный сад…

6. Проверочная работа.

1 вариант

1.Выпишите из стихотворения А.К.Толстого  глагол, охарактеризуйте  его как часть речи.

Колокольчики мои,

        Цветики степные!

Что глядите на меня,

        Тёмно-голубые?

2.Поставьте записанный глагол в форму 2 лица ед.ч., сформулируйте правило о правописании ь на конце глаголов после шипящих.

3. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется ь?

1)ты знаеш..,он не испугает..ся;

2)испеч.. пирог, они старают..ся;

3)надо двигат..ся,ты обижаеш..с;

4)привлеч.. внимание,она наряжает..ся.

2 вариант

1.Выпишите из стихотворения А.К.Толстого глагол,охарактеризуйте  его как часть речи.

Конь несёт меня стрелой

        На поле открытом…

2.Поставьте записанный глагол в форму 2 лица ед.ч.,сформулируйте правило о правописании ь на конце глаголов после шипящих.

3.В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется ь?

1)ты знаеш..,он не испугает..ся;

2)испеч.. пирог, они старают..ся;

3)надо двигат..ся,ты обижаеш..с;

4)привлеч.. внимание,она наряжает..ся.

7.Рефлексия.

-Продолжите предложение:

Сегодня на уроке я…

Выводы урока(учитель читает стихотворение).

Чтоб не думать, не гадать,

Нужно ль мягкий знак писать,

Надо помнить, что к глаголу

Должен ты вопрос задать.

Мягкий знак в вопросе есть,

То хвала ему и честь –

Нужен тоже он в глаголе.

Так всегда учили в школе!

8.Домашнее задание

Параграф 17,выучить правило на стр.41,упр.85,повторить слова из словаря.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка 5 класс на тему: "Наклонение глагола"

ема: Наклонение глаголаЦель: формировать навык распознавания наклонения глагола.Задачи урока через планируемые результаты:Личностные: Создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельнос...

Разработка урока русского языка по ФГОС, на тему: "Переходные и непереходные глаголы"

Технологическая карта урока русского языка, для 6 класса по теме: "Переходные и непереходные глаголы"....

Урок русского языка, 5 класс по теме "Глагол как самостоятельная часть речи"

Урок постороен с использованием образовательных структур продуктивных технологий....

Урок русского языка, 5 класс по теме "Обобщение изученного по теме "Синтаксис"

Урок проводился в общеобразовательном классе, где обучается ребенок с умственной отсталостью. Построен с использованием обучающих структур....

Технологическая карта по русскому языку 5 класс " Правописание –тся и –ться в глаголах"

Познакомить обучающихся со способами действия при выборе правильного написания –ться и –тся в глаголах.Планируемые результаты:•         Предмет...

Материал к уроку русского языка 6 класс по теме "Наклонение глагола"

В материале содержатся теоретические сведения о наклонениях глагола, представлены карточки с заданиями...

Дистанционный урок русского языка. 5 класс. Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-ом лице единственного числа

Предлагается информационный и дидактический материал, задания  для организации самостоятельной работы пятиклассников в условиях дистанционного обучения....