Урок русского языка в 5 классе на тему "-ТСЯ-, -ТЬСЯ в глаголах"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Данный урок русского языка проводится в начале учебного года в системе уроков повторения изученного в начальной школе.
Направлен на повторение и обобщение изученного о глаголе.
Тип урока - комбинированный.
Формы работы: фронтальная,самостоятельная,индивидуальная.
Средства обучения: словесные,наглядные. Урок построен на материале стихотворений поэта-земляка А.К.Толстого. В конце урока проводится проверочная работа,включающая в себя тестовые задания.
Оборудование: учебник, портрет А.К.Толстого, карточки с заданиями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsya.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
12857092412
-ТСЯ-,ТЬСЯ- в глаголах
Цели урока:
-повторить с учащимися условия выбора написания – тся- и –ться в глаголах;
формировать умение находить слово ,к которому относится глагол, ставить от него вопрос
к глаголу; формировать орфографическую зоркость;
- развивать навыки самоконтроля, умение работать самостоятельно;
- воспитывать любовь к поэзии, уважительное отношение к прославленным землякам.
Оборудование: учебник, портрет А.К.Толстого, карточки с заданиями.
Ход урока
1.Проверка домашнего задания
Упр.82
-Назовите из текста упражнения глаголы 2 лица ед.ч.
Расскажите о написании ь в глаголах.
Опрос
-Дайте определение глагола.
-Как изменяются глаголы?
-Что называется спряжением глагола?
-Как изменяются глаголы в прошедшем времени?
2.Запись в «Словарь корней»
-свят-(-свящ-):свято, посвятить(рассказ),священный(союз).
-Составьте словосочетания со словами.
3.Работа по теме урока.
1)Работа с текстом.
-Выполняя проверочную работу, мы обращались к стихотворениям поэта Алексея Константиновича Толстого, нашего земляка .Прочитаем текст.
Алексей Константинович Толстой-извес.ный ру(с,сс)кий поэт. Его имя св.зано с имением (К,к)расный Рог. Поэт любовался природой р.дного села и посв.тил ей свои прекрасные стихотворения.
-О чем данный текст? Какова его основная мысль?
2)Комментированное письмо.
-Спишите, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, объясните орфограммы.
-Поставьте глагол ЛЮБОВАЛСЯ в форму настоящего времени 3 лица мн.ч., затем в неопределенную форму. Сделайте вывод о правописании –ться-,-тся- в глаголах.
-В 3 предложении подчеркните главные члены, обозначьте части речи над словами.
3)Работа с учебником
-Чтение правила и образца рассуждений на стр.41-42.
4. Динамическая пауза
Потянуться, отдохнуть,
Глубоко теперь вздохнуть.
Встать, попрыгать, посмеяться,
Покружиться, покачаться,
Поклониться, распрямиться
И опять начать трудиться.
5.Закрепление.
Осложненное списывание.
Выписать глаголы из стихотворений А.К.Толстого,объяснить орфограммы,поставить глаголы в неопределенную форму.
1) Вздымаю(ть,т)ся (…)волны как горы
И к тверди вознося(ть,т)ся(…) звездной…
2) Ты знаешь край, где все обильем дышит,
Где реки лью(ть,т)ся (…)чище серебра?
3) Колыше(ть,т)ся(…) море; в.лна за в.лной
Б.гут и шумят т.р.пливо...
4)Среди садов д.ревья гну(ть,т)ся (…)долу
И до з.мли висит их плод т.желый?
5) Осень. Обсыпае(ть,т)ся весь наш бедный сад…
6. Проверочная работа.
1 вариант
1.Выпишите из стихотворения А.К.Толстого глагол, охарактеризуйте его как часть речи.
Колокольчики мои,
Цветики степные!
Что глядите на меня,
Тёмно-голубые?
2.Поставьте записанный глагол в форму 2 лица ед.ч., сформулируйте правило о правописании ь на конце глаголов после шипящих.
3. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется ь?
1)ты знаеш..,он не испугает..ся;
2)испеч.. пирог, они старают..ся;
3)надо двигат..ся,ты обижаеш..с;
4)привлеч.. внимание,она наряжает..ся.
2 вариант
1.Выпишите из стихотворения А.К.Толстого глагол,охарактеризуйте его как часть речи.
Конь несёт меня стрелой
На поле открытом…
2.Поставьте записанный глагол в форму 2 лица ед.ч.,сформулируйте правило о правописании ь на конце глаголов после шипящих.
3.В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется ь?
1)ты знаеш..,он не испугает..ся;
2)испеч.. пирог, они старают..ся;
3)надо двигат..ся,ты обижаеш..с;
4)привлеч.. внимание,она наряжает..ся.
7.Рефлексия.
-Продолжите предложение:
Сегодня на уроке я…
Выводы урока(учитель читает стихотворение).
Чтоб не думать, не гадать,
Нужно ль мягкий знак писать,
Надо помнить, что к глаголу
Должен ты вопрос задать.
Мягкий знак в вопросе есть,
То хвала ему и честь –
Нужен тоже он в глаголе.
Так всегда учили в школе!
8.Домашнее задание
Параграф 17,выучить правило на стр.41,упр.85,повторить слова из словаря.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок русского языка 5 класс на тему: "Наклонение глагола"
ема: Наклонение глаголаЦель: формировать навык распознавания наклонения глагола.Задачи урока через планируемые результаты:Личностные: Создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельнос...
Разработка урока русского языка по ФГОС, на тему: "Переходные и непереходные глаголы"
Технологическая карта урока русского языка, для 6 класса по теме: "Переходные и непереходные глаголы"....
Урок русского языка, 5 класс по теме "Глагол как самостоятельная часть речи"
Урок постороен с использованием образовательных структур продуктивных технологий....
Урок русского языка, 5 класс по теме "Обобщение изученного по теме "Синтаксис"
Урок проводился в общеобразовательном классе, где обучается ребенок с умственной отсталостью. Построен с использованием обучающих структур....
Технологическая карта по русскому языку 5 класс " Правописание –тся и –ться в глаголах"
Познакомить обучающихся со способами действия при выборе правильного написания –ться и –тся в глаголах.Планируемые результаты:• Предмет...
Материал к уроку русского языка 6 класс по теме "Наклонение глагола"
В материале содержатся теоретические сведения о наклонениях глагола, представлены карточки с заданиями...
Дистанционный урок русского языка. 5 класс. Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-ом лице единственного числа
Предлагается информационный и дидактический материал, задания для организации самостоятельной работы пятиклассников в условиях дистанционного обучения....