Рабочая программа по русскому языку 7 класс
рабочая программа по русскому языку (7 класс) по теме

Линькова Вита Викторовна

Рабочая программа по русскому языку 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_7_klass.doc245 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ

Тарасовская средняя школа № 1

Рассмотрено на заседании МО                                                                                                                       Утверждаю

Учителей русского языка и                                                                                                                              

Литературы                                                                                                                                                       Директор школы ________ Малов А.С.  

Руководитель МО __________ Клочкова О.А.                                                                                              

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

7класс

Учитель Линькова В.В.

2013-2014 уч. год

Пояснительная записка

Рабочая программа создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык: 5-9 кл., 10-11 кл./ сост. Е.И.Харитонова. – 2-ое изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009», «Методических рекомендаций к учебнику «Русский язык 7 класс» / М.М.Разумовская и др. - М.: Дрофа, 2004», «УМК: Поурочные разработки по русскому языку. 7 класс» / Л.И. Новикова. – М.: Издательство экзамен, 2008. (Рекомендовано Российской Академией Образования)».

Программа рассчитана на 136 часов, из них на развитие речи - 36 часов, 8 часов - резервные.

При планировании предусмотрены разнообразные виды и формы контроля: диктанты (объяснительный, предупредительный, «Проверяю себя», графический, выборочный, распределительный, творческий с дополнительными заданиями), тест, комплексный анализ текста, устные рассказы по плану на лингвистические темы, лингвистические рассказы на основе интерактивных таблиц, сочинения небольшого объема по началу, по опорным словам и т.д.

Главная цель обучения русскому языку в школе состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно, правильно и выразительно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.

           Задачи обучения:

     1) дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;

    2) развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению форм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;

3) формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки.

         В соответствии с целью обучения усиливается речевая направленность курса. В программе расширена понятийная основа обучению связной речи. Теория приближена к потребностям практики.

Теоретическую основу обучения составляют три группы понятий: текст, стили речи, функционально-смысловые типы речи.

Уточнены и приведены в систему умения связной речи, которые сгруппированы с учетом характера учебной речевой деятельности. Всего 136 часов (4 часа в неделю), из них на развитие речи -  36 часов, резервные – 9 часов.

Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса

            К концу 7 класса по русскому языку учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи;

по словообразованию: объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные словообразовательные модели;

по морфологии: распознавать части речи; знать морфологические признаки частей речи и систему формоизменения;

по синтаксису: определять синтаксическую роль частей речи; различать и правильно строить сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами; использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте; соблюдать правильную интонацию предложений в речи;

по орфографии: характеризовать изученные орфограммы, объясняют их правописание; правильно писать слова с изученными орфограммами;

по пунктуации: обосновывать и правильно употреблять изученные в V-VII классах знаки препинания; пользоваться разными видами лингвистических словарей.

Основные умения по разделу «Речь».

Чтение. Выразительно читать текст публицистического стиля, фиксировать главное содержание прочитанного в виде тезисов.

Анализ текста. Определять стиль речи; находить в тексте языковые средства, характерные для публицистического стиля речи; определять прямой и обратный порядок слов в предложениях текста; выделять в тексте описание состояния человека; находить части текста и отдельные языковые средства, передающие оценку предметов, действий, состояния и пр.

Воспроизведение текста. Подробно, сжато и выборочно (устно и письменно) пересказывать тексты, содержащие описание состояния человека, его оценку и другие изученные типы речи.

Создание текста. Создавать устные и письменные высказывания разговорного, художественного и публицистического стилей речи, раскрывая в них свое отношение к предмету речи, оценивая явления и поступки людей. Писать сочинение-описание внешности и достояния человека (по личным наблюдениям, по картине), характеристику человека, сочинение повествовательного характера (рассказ по данному началу или концу, на основе данного сюжета, на материале жизненного опыта учащихся); сочинение-рассуждение на морально-этическую тему с доказательством от противного. Писать заметку в газету.

Совершенствование текста. С учетом стиля речи могут совершенствовать написанное: повышать выразительность речи, используя в высказываниях разговорного, художественного, публицистического стиля экспрессивные языковые и речевые средства, в том числе обратный порядок слов.

Учебное и учебно-методическое обеспечение для ученика:

  1. Русский язык: Учеб. Для 7 кл.общеобразоват. учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; Под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – 7-е изд., стереотип. – Дрофа, 2003.
  2. Словари и справочники:
  1. Быстрова Е. А. и др. Краткий фразеологический словарь русского языка. - СПб.: отд-ние изд-ва «Просвещение», 1994.-271с
  2. Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник: А.А.Семенюк9руководитель и автор коллектива), И.Л.Городецкая, М.А.Матюшина и др. – М.:Рус.яз., 1994. – 586с.
  3. М.А.Надель-Червинская. Толковый словарь иностранных слов. Общеупотребительная лексика 9для школ, лицеев, гимназий). Г.Ростов-на-Дону, «Феникс», 1995г. С.608.
  4. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 2 – е изд., испр. и доп. – М.: АЗЪ,1995. – 928 с.
  5.  Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2 т. М., 1985; 2-е изд., стер. М., 1990.
  6. Школьный орфографический словарь Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков,15 000 слов
  7. Учебный словарь синонимов русского языка/Авт. В.И.Зимин, Л.П.Александрова и др. – М.: школа-пресс, 1994. – 384с.
  1. Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку.7 класс / Под редакцией М.М.Разумовской. - М.:Дрофа,2004
  2. Новикова Н. Поурочное планирование к учебнику «Русский язык. 7 класс» под ред. М.М.Разумовской. – М.: Просвещение, 2008
  3. Дейкина А.Д., ПахноваТ.Д. Универсальные дидактические материалы по русскому языку. 6-7 классы. - М.:АРКТИ,1999

Рабочее место учителя: оборудование:

  1. персональный компьютер;
  2. проектор;

Обусловленность выбора учебника (линия под ред. М.М.Разумовской)

и краткая его характеристика

      В учебниках русского языка (5-9 класс) под редакцией М.М. Разумовской содержание языкового и речевого материала подается в единстве. В программе расширена понятийная основа обучения связной речи. Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.

      Теоретическую основу обучения связной речи составляют три группы понятий:

  1. Признаки текста: смысловая цельность, относительная законченность высказывания (тема, основная мысль) и особенности его строения, связанные с развитием мысли (данная и новая информация,

способы и средства связи предложений, членение текста на абзацы, строение абзаца);

  2. Стили речи: разговорный, научный, деловой, публицистический, художественный;

  3. Функционально-смысловые типы речи, описание, повествование, рассуждение и их разновидности - описание предмета, описание места, описание состояния природы, описание состояния человека, оценка предметов, их свойств, явлений, событий и т.д.

Структура курса формировалась с учетом закономерностей усвоения русского языка.        5 класс рассматривается как переходный от начального этапа обучения к основному; 6-7 классы имеют морфолого-орфографическую направленность, хотя и включают в содержание обучения вводный курс синтаксиса и пунктуации, фонетику и орфоэпию, лексику и словообразование; 8-9 классы нацелены на освоение систематического курса синтаксиса и соответствующих правил пунктуации.

      Некоторое изменение традиционной структуры курса объясняется стремлением создать более благоприятные условия для успешного продвижения учащихся в освоении родного языка. Так, причастие и деепричастие изучаются в 6 классе, затем трудные вопросы этой темы закрепляются в 7 классе; такое расположение материала повышает качество его усвоения. Кроме того, оказывается разгруженным традиционно сложный курс 7 класса.

      Речевая направленность курса предполагает усиление семантического аспекта в изучении фактов и явлений языка.

      Помимо ставшего уже привычным внимания к значению слов и различных грамматических структур, особое место отводится морфемной семантике. Осмысление значения морфем, внимание к внутренней форме слова не только формирует грамматическое мышление ребенка, но и помогает решить проблемы внутрипредметных связей (позволяет сформировать орфографические, грамматические, лексические умения и навыки в их единстве).

      В связи с усиленным вниманием к семантической характеристике слова вводятся такие понятия, как словообразовательная модель, словообразовательная цепочка, исходная часть слова.

      Речевая направленность курса потребовала усиленного внимания к воспитанию у учащихся чуткости к красоте и выразительности родной речи, гордости за русский язык, интереса к его изучению. Этому способствует внимание к эстетической функции родного языка, знакомство с изобразительными возможностями изучаемых единиц языка, наблюдение за использованием разнообразных языковых средств в лучших образцах художественной литературы, в которых наиболее полно проявляется изобразительная сила русской речи.

      Каждый год обучения строится на основе двухступенчатой структуры: закрепительно-углубляющий этап относительно предыдущего года обучения и основной этап, реализующий программный материал в логике его развития.

      Характерные черты учебника для каждого класса проистекают из общей направленности разработанного курса русского языка, реализующей идею синтеза всестороннего речевого развития школьников со специальной лингвистической подготовкой. Прежде всего, усилена в целом речевая направленность в подаче программного материала. Учебники для каждого класса содержат два раздела, (как и программа):

I) систематический курс языка, с правописанием и элементами культуры речи;

2) раздел "Речь", включающий понятия речи, стилей речи, типов речи, текста.

      В ходе учебного процесса эти разделы изучаются не в линейном порядке, а в перемежающемся режиме.

      Каждая языковая тема завершается параграфом "Употребление в речи существительного /прилагательного и т.д./". Такое внешнее подчеркивание противоречия сопоставления "язык-речь" способствует лучшему осмыслению детьми этих понятий, а также более отчетливому пониманию связей между ними. Систематически из года в год, из темы в тему проводится ориентация на всестороннее развитие основных видов речевой деятельности: навыков чтения, понимания, говорения, письма. В учебнике особенности занятий по чтению определяются характером текстов.

      Самое серьезное внимание уделяется работе с лингвистическим текстом и словарями.

Постигая теорию в виде научного описания (рассказа), ученики постепенно накапливают нужные сведения: овладевают терминами, осваивают образцы научной речи, постигают логику развертывания содержания научного текста. Эта работа приводит обучающихся к понятийной форме мышления, лежащей в основе действительного знания. Учащиеся знакомятся с разными видами словарей, образцы которых имеются в учебнике.

Пристальное внимание уделяется и развитию навыков говорения (как устных, так и письменных высказываний учащихся).

      По сути дела, задача развития навыков говорения тесно смыкается с задачей развития связной речи школьников, однако имеет и свои аспекты.

      Способность говорить на лингвистические (научные) темы есть показатель хороших знаний по предмету, свидетельство владения понятийным аппаратом определенной области науки о языке.

      Пересказ лингвистического текста не является простым делом для учащихся.      

      Параллельно школьники обучаются языковому анализу.

      Реализация обозначенной программы действий превращает занятия именно в уроки родного языка во всей полноте этого понятия.

      Самое пристальное внимание уделяется развитию навыков письма как важного вида речевой деятельности. Авторы учебника стараются дать ответ на вопрос: "Как разрешить противоречие между знанием и умением и что считать знанием?"  

      В учебниках определения заменяются лингвистическим рассказом, а правила - указанием адекватного правилу способа действия. Очень часто способ действия излагается под рубрикой "Возьмите на заметку!''

      В программе усилен семантический аспект к подаче лингвистического материала на всех уровнях языка. Процесс постижения языковой семантики и смысла высказываний учитывает реальные возможности школьников и строится в развитии. Учебная нагрузка равномерно распределяется по классам. В V классе изучаются части речи, в известной мере знакомые учащимся по начальной школе, но темы эти подаются на семантическом уровне и изучаются в полном объеме.

      Лексика и морфемика даются в непривычном для детей интегрированном подходе, с учетом внутрипредметных связей. Лексика, фразеология и словообразование изучаются в полном объеме. Новыми являются разделы: "Синтаксис. Пунктуация", "Речь".

Тематическое планирование уроков русского языка  в 7А классе

Всего – 170 ч.

Р.Р. – 46 ч.

№1

Изменяется ли язык с течением времени.

1 ч.

№2-22

Язык. Правописание. Культура речи.

Закрепление и углубление изученного в 5-6 классах


№12-13.  Р.Р. Обучающее изложение

№17-18. Контрольная работа по словообразованию, морфемике, фонетике, орфоэпии

№21-22. РР Полное изложение по тексту «Ленька, любимец ребят»

20 ч.+8 р.р.

№23-48

Правописание: орфография и пунктуация

№40-41. Контрольная работа. Диктант с грамматическими  заданиями  

№42-43. РР Сочинение-описание с элементами повествования памятника русской архитектуры (собора Василия Блаженного)

№48. Контрольная работа.   Диктант по теме «Грамматика: морфология и синтаксис».

26 ч.+6 р.р.

№49-85

Наречие

№59. Контрольная работа по теме «Наречие».

№84. Контрольный диктант по теме «Наречие»

36 ч.

№86-108

Служебные части речи.

Предлог

№100. Р.Р. Устн.сочинение-рассуждение в публицистическом стиле по данному началу

№102-103. Р.Р. Обучающее изложение «Поговорим о бабушках»

№108. Р.Р. Сочинение. Описание состояния человека

22 ч.+15 р.р.

№109-129

Союзы

№126. РР Описание внешности человека . Сочинение-миниатюра

№128-129. Контрольный диктант и его анализ

20 ч. + 7 р.р.

№130-144

Частицы

№139-140. Контрольный диктант по теме «Частица»

14 ч. + 4 р.р.

№145-150

Междометия и звукоподражательные слова

5 ч.

№151-170

Повторение и обобщение изученного

№163-164. Итоговая тестовая работа по курсу русского языка

19 ч. +6 р.р.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

№ урока

Тема урока                              

Кол-во

часов

Элементы содержания

Результат обучения

Виды и формы

контроля

Примечание

дата

О языке

(1)




1

 

Изменяется ли язык с течением времени.

1

Знакомство с учебником русского языка для 7 класса

Язык как основное средство общения в определенном национальном коллективе, как явление развивающееся, изменяющееся течением времени.

Иметь представление о том, как язык развивается, изме-

няется ли с течением времени. Уметь строить небольшие рассуждения на лингвистическую тему с использованием материалов этимологического анализа.



Работа с текстом; составление миниатюры «Жизнь языка – это драма языка»

2.09

 

Язык. Правописание. Культура речи.

Закрепление и углубление изученного в 5-6 классах (20+ 8 р.р.)


 

2,3

Фонетика и орфоэпия. Понятие о звукописи

2

Систематизация знаний по теме на основе схем учебника

Звуковая сторона речи. Звуки речи; словесное и логическое ударение; интонация. Орфоэпическая норма.

Звукопись.

Умение видеть фонетические и орфоэпические особенности слова, делать фонетический, орфографический и орфоэпический разбор слова, владеть навыками работы с орфоэпическим словариком. Опознавать звукопись в поэтических текстах, понимать роль этого приема в создании художественного образа.

Фонетический анализ небольшого текста

Фонетический разбор слова Объяснитель-ный диктант.

Работа с текстами по определению приемов звукописи (аллитереция, ассонанс).

6.09

8.09

4,5

РР Что мы знаем о речи, ее стилях и типах, о тексте.

2

Повторение и обобщение изученного о стилях. Расширение круга сведений о речевых средствах, характерных для художественной, деловой, научной и разговорной речи. Деятельность лингвиста Г.О.Винокура

Уметь строить связное высказывание научного стиля на основе обобщающих схем, опорных языковых конструкций, выполнять стилистический разбор небольших текстов по предложенному плану.

Высказывание научного стиля.

Стилистиче-ский разбор небольшого текста




Рассказ об ученом- лингвисте

2.09

6.09

 6,7

Словообразование знаменательных изменяемых частей речи. Разбор слова по составу.

Способы словообразования.



2

Словообразование знаменательных изменяемых частей речи. Способы словообразования. Морфемный (по составу) разбор слова.

Знать способы образования  

слов с помощью морфем.  

Уметь определять способы словообразования и строить словообразовательные цепочки, на их основе определять морфемное строение слова. уметь работать со словообразовательным словариком.

Выборочный диктант с творческим заданием (добавление ласкательных суффиксов).

9.09

9.09

 8

Словообразование знаменательных изменяемых частей речи. Словообразовательная цепочка

1

Выборочный. Творческий диктант. Разбор слов по составу. Построение словообразова-тельных цепочек, восстановление их звеньев.

13.09

10

Словообразовательные гнезда

1

13.09

11

Неморфологические способы образования слов.

1

15.09

12-13

Р.Р. Обучающее изложение

2

16.09

14-15

Словообразование знаменательных изменяемых частей речи. Способы словообразования.

2

Выборочный. Творческий диктант. Разбор слов по составу.

20.09

20.09

16

Обобщающий урок по теме «Словообразование»

22.09

17-18

Контрольная работа по словообразованию, морфемике, фонетике, орфоэпии.

2

Задания по фонетике и словообразованию.

Уметь делать фонетический, словообразовательныйморфемный разбор.

 Работа по словообразованию морфемике, фонетике, орфоэпии

27.09

29.09

19-20

Р.Р. Способы и средства связи предложений в тексте

2

Повторение и обобщение изученного материала о тексте,

его теме, основной мысли.

Способы и средства  связи предложений в тексте.

Знать средства связи и  способы связи предложений в тексте: последовательный и параллельный.          Уметь

составлять небольшие тексты с последовательной связью.

Аналитическая работа с текстом

23.09

23.09

21-22

РР Полное изложение по тексту «Ленька, любимец ребят»

2



Подготовка к письменному изложению.

Проверка умения полно, подробно излагать текст, уровня орфографической и пунктуационной подготовки.

Уметь полно, подробно излагать текст с сохранением авторского стиля

Изложение по тексту «Ленька, любимец ребят»

30.09

30.09


Правописание: орфография и пунктуация (26+6 р.р)

22

Правописание: орфография и пунктуация. Буквы Ъ и Ь.

1

Повторение правила правописания Ъ и Ь (таблица), тренировочные упражнения для закрепления этого навыка

Владеть орфографическим словарем. Знать правила употребления на письме разделительных Ъ и Ь, Ь для обозначения мягкости согласного звука. Безошибочно писать слова с данными орфограммами.

Объяснительный диктант

1.10

23-24

Правописание: орфография и пунктуация. Буквы О и Ё после шипящих и ц.

2

Правила: О и Ё после шипящих и Ц в корне слова, суффиксе и окончании  

Знать правила употребления на письме букв О и Ё после шипящих и Ц в разных морфемах. Безошибочно писать слова с данными орфограммами.

Объяснение по алгоритму, объяснительный диктант, составление текста со словами данной орфограммы

1.10

4.10

25-26

Правописание: орфография и пунктуация. Правописание приставок.

2

Правила правописания приставок. Орфографический и пунктуационный разбор.

Знать группы приставок с учетом правил их правописания. Уметь находить соответствующие примеры, верно писать слова с данными приставками.

Лингвистический рассказ с использованием интерактивной таблицы.

Распределитель-ный диктант с взаимопровер-кой.. Творческая работа: составить словосочетания с орфограммой по теме, а затем небольшой текст.

4.10

6.10

27-28

Правописание: орфография и пунктуация. Правописание корней слов

2

Орфограммы в корнях слов. Выделение корня слова. Постановка ударения.

Знать, что в корне употребляются различные орфограммы, их употребление регулируется различными правилами. Уметь дифференцировать орфограммы, опознавать их в тексте.

Тематический тест.



Составление тематического словарного диктанта  с орфограммой в корне.

7.10

7.10

  29-30

Правописание: орфография и пунктуация.  Правописание суффиксов

2

Правила написания

гласных в суффиксах прилагательных, глаголов, причастий.

Знать частотные суффиксы существительных, прилагательных, глаголов и причастий, вызывающих наибольшие трудности на письме. Уметь приводить примеры слов с данными суффиксами

Лингвистиче-ский рассказ с использованием интерактивной таблицы. Тренировочные упражнения по алгоритму.

11.10

13.10

30-31

РР Стили речи. Публицистический стиль речи.

2

Знакомство с публицистическим стилем: сфера применения, задачи, характерные черты.

Знать специфику и особенности публицистического стиля, уметь видеть эти особенности в тексте.

Лингвистический рассказ с опорой на таблицу о публицистиче-ском стиле в парах.

Анализ текстов публицистиче-ского стиля.

14.10

14.10

     31-32

Правописание: орфография и пунктуация. Орфограммы в окончаниях




2

 Правила написания безударной гласной в  

в окончаниях  существительных, прилагательных, глаголов и причастий,

применение их на письме

Знать способ определения  

написания окончаний слов разных частей речи.  

Уметь свободно им пользоваться.

Контрольное списывание.

18.10

19.10

33-34

РР Рассуждение-размышление.

2

Тексты публицистического стиля. Фрагменты рассуждения-размышления в тексте. Виды рассуждений. Композиция сочинения-рассуждения.

Знать признаки публицистического стиля, уметь выделять фрагменты рассуждения-размышления в тексте.

Анализ текстов-рассуждений. Редактирование текста.

Создание небольшого текста-рассуждения.

20.10

21.10

35-37

Написание не с разными частями речи.

3

Правила слитного и раздельного написания НЕ с разными частями речи. Применения правил на письме. Алгоритм.

Знать правило слитного и раздельного написание НЕ с разными частями речи, уметь применять его, действуя по алгоритму.  Различать «глаголы и его формы – существительные и прилагательные.

Работа в парах с блок-схемой по теме, диктант с творческим заданием с взаимопроверкой

21.10

25.10

25.10

38-39

Написание сложных существительных, прилагательных, местоимений.

2

Повторение правил написания сложных существительных, прилагательных, местоимений. Закрепление навыка правописания НЕ и НИ в отрицательных местоимениях.

Знать правила написания сложных существительных, прилагательных, местоимений, уметь определять выбор орфограммы Не и Ни в отрицательных местоимениях, их слитное и раздельное употребление.

Лингвистический рассказ по таблице. Распределитель-ный диктант.

27.10

28.10

40-41

Контрольная работа. Диктант с грамматическими  заданиями  


2

Проверить навык написания Н и НН в прилагательных и причастиях.

Работа с интерактивной таблицей по теме.

Уметь озаглавливать текст, определять основную мысль, определять выбор орфограммы Н и НН в прилагательных и причастиях, выделять окончания существительных, определяя падеж.

Диктант с дополнительными заданиями  

   

 28.10

29.10

42-43

РР Сочинение-описание с элементами повествования памятника русской архитектуры (собора Василия Блаженного)

2

Работа с графическими изображениями фрагментов памятника архитектуры, объяснение терминов, история создания памятника, описание

Уметь писать сочинение-описание памятника с элементами рассуждения, использовать специальную лексику в собственном тексте, подбирать языковые средства в научно-популярном стиле.

    Сочинение-описание памятника с элементами

25.11

25.11

44-45

Словарное богатство русского языка.

2

Лексика русского языка как богатство. Работа с лексическими группами, анализ лексического материала.

Деятельность и заслуги ученого-лингвиста Д.Н.Ушакова

Знать, что такое лексический запас человека. Уметь работать с различными типами лексических словарей. Знать о деятельности и заслугах ученого-лингвиста Д.Н.Ушакова

Лингвистический рассказ. Работа со словарями по лексике. Объяснение научных терминов.

8.11

8.11

46-47

Грамматика: морфология и синтаксис.

2

Работа по интерактивной таблице «Части речи» и схеме-таблице «Члены предложения» Закрепление навыков разграничения частей речи и членов предложения.

Знать морфологические признаки частей речи и их синтаксическую роль. Уметь различать части речи, находить их в тексте.

Объяснительный диктант

10.11

11.11

48

Контрольная работа.   Диктант

по теме «Грамматика: морфология и синтаксис».

1

Проверка навыков

правильного написания  частей речи и разграничение частей речи и членов предложения.

Уметь правильно писать части речи и разграничивать части речи и члены предложения.

диктант

11.11

Наречие (36)

49


Какие слова являются наречиями.


1

Дать понятие о наречии как части речи. Формировать

умение узнавать наречие,

доказывать свое мнение; отличать от  других словоформ

Знать морфологические признаки наречия. Уметь отличать наречия от других частей речи, «видеть» наречие в тексте

Лингвистический рассказ с использованием интерактивной таблицы. Нахождение наречий в тексте, выписывание словосочетаний с наречиями.

15.11

50

Как отличить наречие от созвучных форм других частей речи.

      1

Наречие и созвучные формы других частей речи. Порядок морфологического разбора наречия.

Знать способы отличия наречий от других частей речи.

Уметь сопоставлять наречия с другими частями речи и производить его морфологический разбор.

Аналитическая работа с текстом

17.11

  51

Разряды наречий по значению.

1

Разряды наречий по значению.

Знать разряды наречий по значению, уметь находить наречия в тексте разных разрядов, употреблять наречия для более точного выражения мыслей, как одно из средств связи предложений в тексте.

Лингвистический рассказ по таблице «Разряды наречий», самостоятельный подбор примеров.

18.11

 52-54

Степени сравнения наречий.

2

Образование степеней сравнения наречий.

Знать способы образование сравнительной и превосходной степеней сравнения наречий, критерии их разграничения от сравнительной степени прилагательных, уметь употреблять наречия как средство связи частей текста, для уточнения различных смысловых оттенков, соблюдать нормы образования и употребления наречий в  сравнительной и превосходной степени.

Синтаксический разбор. Нахождение наречий в тексте, образование степеней сравнения, составление предложений

18.11

22.11

55

Морфологический разбор наречий

1

22.11

56-58

Словообразование наречий.

3

Образование наречий с помощью приставок и суффиксов

Знать способы образования наречий с помощью приставок и суффиксов. Уметь различать морфологические омонимы, доказывая свой выбор.

Лингвистическое рассуждение. Объяснительный диктант.


24.11

29.11

29.11.

59-60

Контрольная работа по теме «Наречие».

Анализ контрольной работы.

2

Проверить уровень усвоения материала по теме. Выявить слабые места в подготовке учащихся

Уметь опознавать наречия, словосочетания с наречиями, определять разряд по значению и способ образования.

 Задания, УМК

1.12

2.12

61-62






Правописание наречий, образованных от имен существительных.

2

Правила  слитно-раздельного написания

наречий.  

Различие наречий и омонимичных словоформ.

Знать правописание наречий, предложенных для заучивания; разграничивать наречия и созвучные им формы других частей речи (в миг – вмиг и др.)

Выбор предложений с наречиями в тексте среди предложений с омонимичными частями речи. Составление предложений или текста с такими конструкциями.

2.12

6.12

63-64

Правописание наречий на

–О, -Е.

Не в наречиях на –О, -Е.

2

Закрепление правила слитного и раздельного написания НЕ с прилагательными, существительными, определяя взаимосвязь с правилом правописания НЕ с наречиями на -О, -Е

Знать условия выбора слитного и раздель-ного написания Не с наречиями и другими частями речи.  

Уметь формулировать общее правило правописания НЕ с наречиями, прилагательными и существительными, безошибочно писать НЕ с наречиями.

Подбор к наре-чиям синонимов с приставкой НЕ-, лингвистический рассказ по интерактивной таблице. Распределитель-ный диктант: слитно или раздельно?

6.12

8.12

65-66

Буквы Н,НН в наречиях

 на -О, -Е.

2

Правило Н и НН в наречиях. Повторение правила написания Н и НН в прилагательных.

Знать правило написания Н и НН в наречиях, анализировать роль наречий в речи.

Образование наречий с Н и НН от прилагатель-ных. Распределительный диктант. Работа с текстом.

9.12

9.12

67-68

Буквы –О, -А на конце наречий.






2

-О и –А на конце наречий с приставками ИЗ-, ДО-, С-, В-, НА-, ЗА-

Знать правило и уметь осуществлять правильно выбор -О и –А на конце наречий с приставками ИЗ-, ДО-, С-, В-, НА-, ЗА- для безошибочного написания.

Образование наречий с приставками ИЗ-, ДО-, С-, В-, НА-, ЗА-. Работа с текстом

13.12

13.12

69

Буквы –О, -Е на конце наречий после шипящих

1

15.12

70-71

 

Дефис в наречиях.

2

Дефис в наречиях.

повторение: дефис в местоимениях

Знать словообразовательные признаки   наречий,   которые пишутся через дефис. Находить эти наречия в тексте и верно писать их.

Комментированное письмо.

Анализ текстов-рассуждений, части которого связаны с помощью наречий и наречий-вводных слов (во-первых, во-вторых)

16.12

16.12

72-74

Дефис в наречиях.

3

Дефис в наречиях.

повторение: дефис в местоимениях

Знать словообразовательные признаки   наречий,   которые пишутся через дефис. Находить эти наречия в тексте и верно писать их.

Комментированное письмо.

Анализ текстов-рассуждений, части которого связаны с помощью наречий и наречий-вводных слов (во-первых, во-вторых)

20.12

20.12

23.12

75-76

Не и ни в отрицательных наречиях.

2

Не и ни в отрицательных наречиях и местоимениях.

Знать правило и верно писать отрицательные  наречия.

Опознавать сходство и различие в правописании отрицательных    местоимений   и отрицательных наречий.

Распределитель-ный диктант.

Аналитическая работа с текстом.

23.12

24.12

77

Ь в конце наречий после шипящих.

1

Обобщенное правило    употребления   ь   после шипящих в конце слов разных частей речи.

 Владеть обобщенным правилом   употребления   ь   после шипящих в конце слов разных частей речи. Безошибочно писать наречия на шипящий.

Лингвистический рассказ по  таблице

27.12

78-79

Употребление наречий в речи

2

. Употребление наречий в речи.

Понимать роль наречий в художественном   и  научном тексте,   разницу  между  обстоятельственными   и  определительными наречиями.

Работа с текстами художественного стиля.

27.12

12.01

80-81

Произношение наречий.

2

Произношение наречий.

Уметь произносить наиболее употребительные наречия, применяя правила произношения и ударения.

Работа с орфоэпическим словарем.

10.01

12.01

82-83

Повторение и обобщение по теме «Наречие».

 

2

Морфологические признаки наречия. Правописание наречий. Наречие в словосочетании. Наречие как средство связи предложений.

Уметь опознавать наречия на основе общего граммати-ческого значения, морфологических признаков, синтаксической роли и типичных суффиксов. Уметь различать наречия и созвучные слова других частей речи, определять разряды наречий, пользоваться орфографическим словарем, производить морфемный разбор.

Редактирование текста. Творческое списывание.

13.01

13.01

84-85

Контрольный диктант по теме «Наречие»

2

Проверка знаний, умений и навыков по теме

Уметь правильно писать наречия в тексте, орфограммы корня, правописание окончаний.

Диктант. Метод рекомендации.

17.01

17.01

Служебные части речи.

Предлог (22+15 р.р.)

86-87

Предлог как часть речи. Разряды предлогов.


2

Предлог как часть речи. Роль предлогов в словосочетании и предложении. Разряды предлогов.

Знать определение предлогов и уметь отличать его от приставок и других служебных частей речи. Знать разряды предлогов. Уметь определять производ-ные предлоги, их происхождение, правильно писать и проводить их синонимическую замену..

Лингвистический рассказ по интерактивной таблице. Распределительный диктант. Работа с текстом: синонимическая замена предлогов.

24.01

24.01

88-90










Правописание предлогов.

3

Роль предлогов в словосочетании и предложении, слитное и раздельное написание, орфограмма «буква Е на конце предлогов». Морфологический разбор предлога.

Уметь правильно писать производные предлоги

Тест  

Взаимодиктант.

твлрческое списывание. Морфологический разбор предлога.

26.01

26.01

27.01

91-93

Произношение предлогов. Употребление предлогов в речи

3

Употребление предлогов в речи. Работа с текстами.

Уметь употреблять предлоги в составе словосочетаний в речи, характеризовать их.

Работа с текстами: вычленение словосочетаний с предлогами, характеристика предлогов, сжатие текста, Озаглавливание.

27.01

31.03

31.01

94-96

РР Описание состояния человека (№1)

3

Текст со значением описания состояния человека.

Уметь сопоставлять фрагмент текста со значением описания состояния человека с другими разновидностями описания. Уметь соединять описание состояния человека с другими фрагментами, необходимыми для развития темы и основной мысли.

Аналитическая работа с фрагмен-тами текста со значением описания состоя-ния человека с другими разно-видностями описания.

18.01

20.01

20.01

97

Р.Р. Публицистический стиль речи.

1

2.02

98

Р.Р. Заметка в газету.

1

3.02

99

Р.Р. Рассуждение-размышление

1

7.02

100

Р.Р. Устн.сочинение-рассуждение в публицистическом стиле по данному началу

1

7.02

101

РР Порядок слов в спокойной монологической речи.

1

Анализ сочинения-рассуждения. Прямой порядок слов в речи . «Данное» и «новое» как смысловые части предложения, формировать умение располагать их последовательно в спокойной монологической речи.

Знать, что представляют «данное» и «новое» как смысловые части предложения, их последовательность в спокойной монологической речи. Уметь устанавливать порядок слов в спокойной монологической речи

Анализ сочинения-рассуждения. . Рассуждение по поводу установления   порядка слов в   спокойной монологической речи.

9.02

102-103

Р.Р. Обучающее изложение «Поговорим о бабушках»

2

10.02

10.02

104-105

РР Порядок слов в спокойной монологической речи







2

Прямой порядок слов в спокойной монологической речи, его особенности в текстах разных типовых значений. Предложения, не членящиеся на данное и новое.

Знать, что есть предложения, не членящиеся на данное и новое.  Уметь использовать в речи нерасчленяемые предложения в спокойной монологической речи

Прямой порядок слов в спокойной монологической речи .

Редактирование текста.

14.02

14.02

106-107

РР Обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность речи





2

Обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность речи.

Знать особенности обратного порядка слов в текстах различных типовых значений.

Уметь замечать обратный порядок слов

Обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность речи

16.02

17.02

108

Р.Р. Сочинение. Описание состояния человека

1

17.02

Союзы (20+7р.р.)


109-110


Союз как часть речи. Разряды союзов.


2

Сведения о союзе как части речи;   союзы в предложении,   схемы предложения и  их грамотное оформление   на письме.

Знать разряды союзов и типы предложений, в которых они употребляются. Знать перечень простых и составных союзов и уметь различать их. Уметь употреблять союзы для связи однородных членов и простых предложений в составе сложного.

Составление предложений по схемам. Лингвистический рассказ «Что я знаю о союзе2

21.02

21.02

111-114

Правописание союзов.

4

Формировать умение пра-

вильно писать составные

союзы, различать союзы и

омонимичные слова.

Знать и безошибочно писать

союзы,    предложенные   для

заучивания. Отличать союзы от созвучных местоимений с предлогами.

Тест.

Осложненное списывание

24.02

24.02

28.02

2.03

115-117

Употребление союзов в простых и сложных предложениях.

3

Сочинительные и подчинительные союзы, союзные слова.

Употребление союзов в простых и сложных предложениях.

Уметь обнаруживать союз, определять тип предложения и пунктуационно правильно оформлять его на письме. Иметь представление о союзных словах, их роли в сложном предложении и отличии от подчинительных союзов.

Конструирование предложений с союзами в простом и сложном предложении.

3.03

3.03

9.03

118-119

Повторение и обобщение изученного по теме «Союз»

2

10.03

10.03

120-121

Р.Р. Описание состояния человека

2

Описание состояния человека

Уметь передавать описание состояния человека. Пользуясь богатой синонимикой глаголов, наречий, существительных; писать этюды,  отражающие состояние человека

Составление текста-описания человека

14.04

14.04

122-126

РР Описание внешности человека

Сочинение-миниатюра

5

Описание внешности человека. Презентация: способы выражения признаков описания внешности, портреты

Знать, в каких ситуациях необходимо описание внешности человека, ряды определений для делового описания внешности. Уметь находить признаки. Указывающие на особенности человека.

Аналитичекая работа с текстом

Лингвистическая игра: угадай по взгляду, какое у человека настроение

15.03

17.03

17.03

21.03

21.03

127

Повторение и обобщение по теме «Союз»

1

4.04

128-129

Контрольный диктант и его анализ

2

4.04

6.04

Частицы (14+4 р.р.)

130-132


Частица как часть речи. Разряды частиц.

3

Частица как часть речи. Разряды частиц.

Знать формообразующие частицы и уметь использовать их при образовании глаголов.

Знать группы частиц по значению, правильно их писать, выделять среди других частей речичитать предложения с частицами, выражая при помощи интонации различные чувства, употреблять в речи частицы для выражения смысловых оттенков речи.

Лингвистический рассказ по таблице. Составление текста с употреблением в нем частиц.

7.04

7.04

11.04


133-135

Правописание частиц.

3

Формирование умения раздельно-дефисного написания  частиц.  Закрепление

умения определять, к какой части речи относится слово.


Знать случаи употребления   ,

на письме частиц не и ни с  отдельными частями речи.  

Уметь объяснять их правописание и верно употреблять их в собственной письменной речи. Знать правила употребления и написания частиц ЛИ, ЖЕ, БЫ, -ТО, -КА. Разграничивать частицы и приставки не-, ни-, верно их писать.

Объяснительный диктант.

Тест


11.04

13.04

14.04

136-137

Употребление частиц в речи.

2

Объяснить смысловую роль

частицы   в  анализируемом

высказывании.

Наблюдать за использовани-

ем частиц в отрывках их худо-

жественных произведений

Составление текста с употреблением частиц.

14.04

18.04

138

Произношение предлогов, союзов и частиц

1

Упражнять   в   правильном

произношении    предлогов,

союзов, частиц.

Знать    некоторые    правила

ударения в предлогах, сою-

зах,    частицах.    Правильно произносить наиболее употребительные предлоги, союзы, частицы в текстах и фразах разных жанров и стилей

Работа с орфрэпическим словарем. Произношение предлогов, союзов и частиц

18.04

139-140

Контрольный диктант по теме «Частица»

2

Проверить усвоение написания частиц, местоимений, наречий:   правил  пунктуации   сложного   предложения, предложений с причастными и деепричастными оборотами, с однородными членами.

Знать    правила    написания частиц,  местоимений,  наречий,   пунктуацию   сложного предложения, предложения с причастными и деепричастными оборотами, с однородными членами.

диктант

18.04

20.04

141-142

РР Характеристика человека

2

Дать  представление о  характеристике. Формировать

умения различать характеристики полные и краткие, определять роль характеристики персонажа в художественном произведении

Знать  отличие  краткой  характеристики    от        полной.

Уметь создавать сжатую деловую характеристику на основе художественной.

Составление текста-характеристики человека

 

21.04

21.04

143-144

РР Характеристика человека.

2

Характеристика человека. Подготовка к сжатому изложению. Учить определять смысловую структуру текста, вычленять  в нём микротемы,     находить     в тексте основную и дополнительную информацию.

Уметь отбирать материал для

сжатого изложения.

Характеристика человека на основе портрета с использованием опорных слов.

25.04

25.04

Междометия и звукоподражательные слова (5)

145-146

Междометие.

2

Познакомить учащихся с междометием как частью речи, назначением в языке,

употреблением в роли других частей речи. Формировать умение отличать междометия от знаменательных

и служебных частей речи. Совершенст-вовать навыки выразительного чтения высказывания.

Знать языковые особенности

междометий; изучить перечень наиболее употребительных междометий. Уметь определять роль междометий в высказывании.






Образование слов разных частей речи от междометий.

Употребление междометий в реи (в тексте).

27.04

28.04

147-148

Звукоподражательные слова.

2

Дать понятие о данной категории слов.

Знать отличие звукоподражательных слов от междометий.

Уметь опознавать звукоподража-тельные слова, образовывать от них глаголы, существительные Выразительно  читать   предложения со звукоподражаниями.

Образование глаголов и прилагательных от звукоподра-жательных слов.

28.04

4.05

149-150

Омонимия разных частей речи.

2

Закрепить   умение   различать  омонимичные  формы

и правильно писать их.

Уметь различать омонимичные части речи на основе се-

мантико-граммати-ческого анализа.

тест

5.05

5.05


Повторение и обобщение изученного (19-+6р.р.)

151-152

Фонетика. Орфоэпия.


2

Повторить трудные вопросы темы, порядок фонетического разбора.

Знать предмет изучения фо-

нетики  и   орфоэпии.   Уметь записывать   слова   в   транскрипции, делать фонетический разбор слов

Работа с орфоэпическим словариком при выполнении заданий; работа с орфоэпическим тренажером.

Тест  (УМК).

11.05

12.05

153-154

Состав слова и словообразование.

2

Словообразование. Повторение способов словообразования. Презентация с заданиями.

Уметь производить словообразователь-ный разбор слова, морфемный разбор, образовывать словообразователь-ную цепочку, восстанавливать ее звенья.

Выполнение заданий по составу слова и словообразованию на основе повторительной презентации.

Тест

12.05

16.05

155-156

Лексика и фразеология.

2

Повторить понятия - лексическое  значение  слова, прямое и переносное значение, синонимы, омонимы, фразеологизмы

Уметь толковать слово в контексте, работать с толковыми словарями, определять прямое и переносное значение, синонимы, омонимы, фразеологизмы. Уметь находить нарушение лексических норм.

Аналитическая работа с текстом.

работа с толковым словарем

16.05

18.05

157-158

РР Повторение по разделу «Речь»

2

Нормы построения текста. Стили речи, типы речи. Прямой и обратный порядок слов. Строение типовых фрагментов.

Знать нормы построения текста. Знать характерные черты стилей речи и типов речи, уметь объяснять, с какой целью они используются в тексте, использовать самостоятельно в тексте.

Аналитическая работа с текстом

На основе данного текста создание вторичного текста-описания состояния окружающей среды

19.05

19.05

159-160

Грамматика, морфология и синтаксис.

2

Грамматика, морфология и синтаксис: повторение знаменательных частей речи, их синтаксической роли. Нарушение грамматических норм и их устранение.

Уметь определять, какая грамматическая ошибка допущена

Рассуждение на лингвистическую тему на основе схемы

Аналитическая работа с текстом из учебника истории, осложненное списывание

23.05

23.05

161-162

Орфография. Пунктуация.

2

Закрепить трудные вопросы раздела, связанные с правописанием (звонкие -глухие согласные, непроизносимые согласные, роль ьи ъ; безударные гласные. Закрепить  умение

Знать основные правила орфографии и пунктуации и правильно писать знаменательные и служебные части речи в тексте, расставляя знаки препинания.

Контрольное списывание с восстановление верных написаний слов и пропущенных знаков препинания.

Словарный диктант. Творческая работа

25.05

26.05

163-164

Итоговая тестовая работа по курсу русского языка

2

Итоговая проверка знаний по всем разделам

Уметь выполнять задания по всем изученным разделам

Задания в тестовой форме (УМК)

26.05

165-168

РР Стили и типы речи.

4

Стили и типы речи.

Знать признаки стилей и типов речи.

Уметь преобразовывать текст одного стиля в текст другого стиля. выполняя его задачу.

Преобразование текста одного стиля в текст другого стиля

26.05

30.05

30.05

31.05

169-170

Резервные уроки

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....