Рабочая программа по русскому языку 6 класс
рабочая программа по русскому языку (6 класс) по теме
Рабочая программа составлена на основе программы по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений авторов Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Шанского М.Т. – Москва «Просвещение» 2009г. с учетом государственного образовательного стандарта основного общего образования (2004)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_russkomu_yazyku_6_klass.doc | 406 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Целью преподавания русского языка в школе является формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетентности учащихся.
Рабочая программа составлена на основе программы по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений авторов Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Шанского М.Т. – Москва «Просвещение» 2009г. с учетом государственного образовательного стандарта основного общего образования (2004)
Рабочая программа соответствует требованиям государственной и решает следующие задачи:
- формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся;
- формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружение их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании), развитие языкового и эстетического идеала;
- совершенствование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований);
- овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
- обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- воспитание учащихся средствами данного предмета;
- развитие логического мышления школьников;
- обучение их умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;
- формирование у школьников общеучебных умений - работы с книгой, со справочной литературой, совершенствования навыков чтения.
По программе выше указанных авторов на изучение курса русского языка в 6 классе отведено 170 часов. По учебному плану школы – 210 часов. Таким образом, предоставляется возможность тщательнее проработать наиболее трудные и проблемные вопросы из курса русского языка для 6 класса с целью повышения качества их восприятия учащимися и последующего практического применения на письме и в речи.
В связи с этим увеличивается количество часов при изучении и повторении тем: «Лексика и фразеология. Культура речи» для закрепления знаний лексики с точки зрения происхождения и употребления. «Словообразование. Орфография. Культура речи» - для закрепления умения определять способ образования слова и правописания морфем, «Морфология. Орфография. Культура речи» - для отработки умения различать части речи по морфологическим признакам, правильно образовывать формы той или иной части речи и формирования грамотного письма. Для закрепления практических навыков всех видов разборов слов, а также орфографических и пунктуационных умений и навыков увеличивается количество часов «Повторение и систематизация пройденного в 6 классе». Увеличивается также количество часов на развитие устной и письменной речи для совершенствования речевых навыков.
Тематическое планирование.
№ | Раздел | Кол-во часов | В том числе | |
Развитие речи | Контр. работа, зачет | |||
I | Русский язык - один из развитых языков мира | 1 | ||
II | Повторение изученного в 5 классе | 15 | 2 | 1 |
III | Лексика и фразеология | 18 | 2 | 2 |
IV | Словообразование и орфография | 25 | 2 | 2 |
V | Морфология и орфография Имя существительное | 23 | 4 | 2 |
VI | Имя прилагательное | 30 | 4 | 1 |
VII | Имя числительное. | 21 | 2 | 1 |
VIII | Местоимение. | 28 | 5 | 1 |
IX | Глагол. | 31 | 6 | 2 |
X | Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 класса | 17 | 2 | 1 |
XI | Резервные уроки | 2 | ||
Итого | 210 | 29 | 13 |
Содержание программы.
Русский язык – один из развитых языков мира
(1ч)
ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В V КЛАССЕ
(15 ч )
Повторение. Фонетика, графика. Фонетический разбор слова. Морфемы в слове. Морфемный разбор. Орфография. Орфограммы в приставках и в корнях слов Части речи. Орфограммы в окончаниях слов. Словосочетание. Простое предложение. Сложное предложение Прямая речь. Диалог. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью.
Деление текста на части; официально-деловой стиль, его языковые особенности.
ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
(18 ч )
I. Повторение пройденного по лексике в V классе.
Исконно русские слова. Заимствованные слова. Общеупотребительные слова. Профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы. Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Устаревшие слова. Неологизмы.
Основные пути пополнения словарного состава русского языка.
Толковые словари иностранных слов, устаревших слов.
Фразеология как раздел науки о языке. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Основные признаки фразеологизмов. Стилистически нейтральные и окрашенные фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологический словарь.
II. Умение определять по толковому словарю, из какого языка заимствовано слово, относится ли оно к устаревшим, диалектным или профессиональным словам.
Умение пользоваться словарями иностранных слов, устаревших слов, фразеологизмов.
III. Сбор и анализ материалов к сочинению: рабочие материалы. Сжатый пересказ исходного текста.
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
(25 ч )
I. Повторение пройденного по морфемике в V классе.
Основные способы образования слов в русском языке: с помощью морфем (морфологический) — приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; осново-и словосложение, сложение полных и сокращенных слов, аббревиация (сокращение слов и словосочетаний). Образование слов в результате слияния сочетаний слов в слово.
Понятие об этимологии и этимологическом разборе слов. Этимологические словари.
Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -гор- - -гар-, -кос- — -кас-. Правописание гласных в приставках пре-при-, буквы ы и и после приставок на согласные. Правописание соединительных гласных оке.
II. Умение согласовывать со сложносокращенными словами прилагательные и глаголы в прошедшем времени.
III. Описание помещения, структура этого текста, языковые особенности. Систематизация материала к сочинению; сложный план. Выборочный пересказ исходного текста.
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
(133ч)
Имя существительное
(21ч )
I. Повторение сведений об имени существительном, полученных в V классе.
Склонение существительных на -мя. Несклоняемые существительные. Текстообразующая роль существительных. Словообразование имен существительных. Не с существительными. Правописание гласных в суффиксах -ек, -ик, буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах -ок (-ек), -онк, -онок. Согласные ч и щ в суффиксе -чик (~щик).
II. Умение правильно образовывать формы косвенных падежей существительных на -мя, правильно употреблять в речи несклоняемые существительные, согласовывать прилагательные и глаголы в форме прошедшего времени с существительными общего рода (например, бело-ручка, сирота и др.).
Умение определять значения суффиксов имен существительных (увеличительное, пренебрежительное и уменьшительно-ласкательное).
III. Различные сферы употребления устной публичной речи.
Имя прилагательное
(21 ч)
I. Повторение пройденного об имени прилагательном в V классе.
Качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Степени сравнения прилагательных; образование степеней сравнения. Словообразование имен прилагательных.
Не с именами прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных; правописание гласных и согласных и суффиксах -ан- (-ян-), -ин~, -они- (-енн-) в именах прилагательных; различение на письме суффиксов -к- и -ск-. Слитное- и дефисное написание сложных прилагательных.
II. Умение правильно образовывать степени сравнения прилагательных, соблюдать правильное ударение при образовании степеней сравнения, определять значение суффиксов в именах прилагательных (уменьшительно-ласкательное и неполноты качества).
Умение употреблять в речи прилагательные в переносном значении.
III. Описание природы, структуры данного текста, его языковые особенности; описание предметов, находящихся вблизи и вдали. Выборочный пересказ исходного текста с описанием природы. Описание пейзажа по картине.
Публичное выступление о произведении народного промысла.
Имя числительное
(21ч)
I. Имя числительное как часть речи. Синтаксическая роль имен числительных в предложении. Числительные количественные и порядковые. Числительные простые и составные. Текстообразующая роль числительных.
Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях; буква ь в середине и на конце числительных. Слитное и раздельное написание числительных.
Склонение порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях порядковых числительных.
II. Умение употреблять числительные для обозначения дат, правильно употреблять числительные двое, трое и др., числительные оба, обе в сочетании с существительными.
Умение выражать приблизительное количество с помощью сочетания количественного числительного и существительного (например, минут пять, километров десять). ,
III. Публичное выступление — призыв, его структура, языковые особенности. Пересказ исходного текста с цифровым материалом.
Местоимение
(28ч)
I. Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль местоимений в предложении. Разряды местоимений: : личные, возвратное, притяжательные, вопросительные, относительные, неопределенные отрицательные, указательные, определительные. Склонение местоимений. Текстообразующая роль местоимений.
Раздельное написание предлогов с местоимениями. Буква я в личных местоимениях 3-го лица после предлогов. Образование неопределенных местоимений. Дефис в неопределенных местоимениях перед суффиксами -то, -либо, -нибудь и после приставки кое-.
Не в неопределенных местоимениях. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях.
II. Умение употреблять личные местоимения 3-го лица в соответствии со смыслом предшествующего предложения. Умение правильно использовать местоимения как средство связи предложений и частей текста!
III. Рассказ по воображению, по сюжетным рисункам; строение, языковые особенности данных текстов.
Рассуждение как тип текста, его строение (тезис, аргумент, вывод), языковые особенности.
Глагол
(31ч)
I. Повторение пройденного о глаголе в V классе.
Переходные и непереходные глаголы. Изъявительное, условное и повелительное наклонения. Раздельное написание частицы бы (б) с глаголами в условном наклонении. Буквы ь и и в глаголах в повелительном наклонении. Разноспрягаемые глаголы. Безличные глаголы. Текстообразующая роль глаголов. Словообразование глаголов.
Правописание гласных в суффиксах -ова(ть), -ева(ть) и -ыва(ть), -ива(ть).
II. Умение употреблять формы одних наклонений в значении других и неопределенную форму (инфинитив) в значении разных наклонений.
III. Рассказ на основе услышанного, его строение, языковые особенности. Пересказ исходного текста от лица кого-либо из его героев. Рассказ по сюжетным картинкам с включением части готового текста.
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОЙДЕННОГО
В VI КЛАССЕ
(17ч)
Разделы науки о языке. Пунктуация. Пунктуационный разбор. Лексика. Фразеология Орфография. Орфографический разбор. Словообразование. Морфемный разбор Словообразовательный разбор Морфология. Морфологический разбор слова. Синтаксис. Синтаксический разбор
Сочинение на выбранную тему.
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЗА КУРС VI КЛАССА
I. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в VI классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
К концу VI класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
— производить словообразовательный разбор слов с ясной структурой, морфологический разбор изученных в VI классе частей речи, синтаксический разбор предложений с двумя главными членами и с одним главным членом, выраженным безличным глаголом;
— с помощью толкового словаря выяснять нормы употребления слова;
— соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.
Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в VI классе.
По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.
По связной речи. Составлять сложный план. Подробно, сжато и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания помещения и пейзажа. Собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом темы и основной мысли. Описывать помещение, пейзаж, составлять рассказ на основе услышанного и по воображению. Совершенствовать со-держание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(6 класс)
Раздел | № ур | Дата прове- ден. урока план | Дата провед. урока факт. | Тема урока | Тип, форма урока | Планируемые результаты (по разделу) | Выполнение прак. части (лаб., практ., РР) | Форма тематического контроля | Примечания | |
предметные | Метапредмет- ные (УУД) | |||||||||
Русский язык - один из развитых языков мира - 1 ч. | 1. | Русский язык - один из развитых языков мира | Вводный урок | Содержание и структура учебного пособия. Язык как средство общения, его богатство, образность, выразительность. Притча о языке | Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, определять цели своего обучения | Работа по плану | ||||
Повторение изученного в 5 классе – 15 ч. | 2. | Фонетика, орфоэпия, графика. Фонетический разбор слова. Орфография | Урок повторения и обобщения знаний, умений и навыков | Орфограмма, нормы литературного языка, звуковой строй языка; порядок фонетического разбора | Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач | Работа по схемам | ||||
3. | Морфемы в слове. Морфемный разбор слова | Урок повторения и обобщения знаний, умений и навыков | Морфема, нулевое окончание; порядок морфемного разбора | Работа с таблицами | ||||||
4. | Орфограммы в приставках и корнях | Урок повторения и обобщения знаний, умений и навыков | порядок морфемного разбора | Работа со схемой | ||||||
5. | Части речи. Морфологический разбор слова | Урок повторения и обобщения знаний, умений и навыков | Порядок морфологического разбора | Работа с карточками | ||||||
6. | Орфограммы в окончаниях | Урок повторения и обобщения знаний, умений и навыков | Условия выбора орфограммы в окончаниях существительных, прилагательных, глаголов | Работа со схемой | ||||||
7. | Сочинение по картине А.М. Герасимова «После дождя» ' | Урок развития речи | Выбор формы написания, знакомство с памяткой «Как совершенствовать написанное» (с. 234) | Работа с картиной | ||||||
8. | Словосочетание | Урок повторения и обобщения знаний, умений и навыков | Отличие словосочетаний от слова и предложения. Виды словосочетаний | Работа с таблицей | ||||||
9. | Простое предложение. Знаки препинания в конце и внутри простого предложения | Урок повторения и обобщения знаний, умений и навыков | Виды простых предложений. Синтаксис и пунктуация простых предложений | Работа с планом | ||||||
10. | Сложное предложение. Знаки препинания в сложном предложении | Урок повторения и обобщения знаний, умений и навыков | Синтаксис и пунктуация сложного предложения | Работа со схемой | ||||||
11. | Синтаксический и пунктуационный разбор предложения | Урок повторения и обобщения знаний, умений и навыков | Порядок синтаксического и пунктуационного разбора предложения | Работа со схемой | ||||||
12. | Прямая речь. Диалог | Урок повторения и обобщения знаний, умений и навыков | Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью | Работа со схемой | ||||||
13-14. | Текст Стили речи. Официально-деловой стиль
| Урок развития речи | Типы текста: повествование, описание, рассуждение. Признаки стилей. Жанры, характерные для различных стилей | Работа с текстом | ||||||
15. | Контрольная работа с грамматическим заданием. Входящий контроль | Урок контроля | Орфографические и пунктуационные навыки на уровне образовательных стандартов | Тест с заданием | ||||||
16. | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | Урок работы над ошибками | Ликвидация пробелов. Работа над ошибками | |||||||
Лексика и фразеология - 18 часов | 17. | Повторение изученного по лексике в 6 классе | Урок повторения и обобщения знаний, умений и навыков | Лексикология. Лексическое и грамматическое значение слова. Синонимы, антонимы, омонимы. Однозначные и многозначные слова | Овладение основами изучающего и поискового чтения поиск и отбор информации в соответствии с поставленными целями Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы | Сообщения | ||||
18. | Лексикография. Словари | Урок сообщения новых знаний | Предмет изучения лексикографии. Классификация словарей | Работа со словарем | ||||||
19. | Сочинение описание помещения | Урок развития речи | Рассматривание репродукции, собирание материалов к сочинению, составление плана | Работа с планом | ||||||
20. | Общеупотребительные слова | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | Различные пласты лексики по сфере употребления. Общеупотребительные слова | Работа со словарем | ||||||
21. | Профессионализмы | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | Сфера употребления профессионализмов | Работа со словарем | ||||||
22. | Диалектизмы | Урок сообщения новых знаний; формирование умении и навыков | Сфера употребления диалектизмов. Слово учителя о В. И. Дале | Работа со словарем | ||||||
23. | Р/р. Подготовка сжатого изложения | Урок развития речи | План как вид информационной переработки текста. | Работа с текстом | ||||||
24. | Р/р. Написание сжатого изложения | Урок развития речи | План как вид информационной переработки текста. | Работа с текстом | ||||||
25. | Жаргонизмы и эмоционально окрашенные слова | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | Причина возникновения и ограниченность их употребления. Способы образования и употребление эмоционально окрашенных слов. Употребление эмоционально окрашенных слов в художественной литературе | Работа со словарем | ||||||
26 | Устаревшие слова | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | Историзмы и архаизмы. Причины выхода слов из общего употребления | Работа со словарем | ||||||
27. | Неологизмы | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | Неологизмы. Причины появления новых слов в языке | Работа со словарем | ||||||
28-29 | Исконно русские слова. Заимствованные слова | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | Источники заимствования слов; способы толкования лексического значения слова | Работа со словарем | ||||||
30 | Фразеологизмы | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | Фразеологизм устойчивое словосочетание, близость фразеологизма к слову; роль в художественной речи. Происхождение фразеологизмов. Историческая справка | Работа со словарем | ||||||
31 | Повторение и обобщение изученного в разделе «Лексика» | Урок повторения и обобщения | Систематизация знаний по теме «Лексика». Подготовка к контрольному диктанту | Работа с планом | ||||||
32. | Тест по теме «Лексика» | Урок контроля | Тематический контроль знаний, умений и навыков | Тест | ||||||
33. | Контрольная работа по теме «Лексика» | Урок контроля | Орфографические и пунктуационные навыки на уровне образовательных стандартов | Тест, творческое задание | ||||||
34. | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | Урок работы над ошибками | Ликвидация пробелов. Работа над ошибками | |||||||
Словообразование и орфография-25часа. | 35-36. | Словообразование и орфография. Повторение изученного в 5 классе | Урок повторения и обобщения | Структура слова, значение и правописание морфем | Умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. Умение самостоятельно планировать пути достижения цели | Фронтальный опрос | ||||
37-38. | Описание интерьера | Урок развития речи | Особенности описания интерьера | Работа с планом | ||||||
39-40. | Основные способы образования слов в русском языке | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | Словообразовательный анализ слов. Определение исходного и производного слова | Работа с таблицей | ||||||
41. | Этимология слова | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | Предмет науки этимологии; знакомство с этимологическим словарём | Работа со словарем | ||||||
42 -43 | Систематизация материалов к сочинению. Сложный план | Урок развития речи | Особенности описания помещения. Сложный план | Работа с планом | ||||||
44 | Буквы о - а в корне -кос---кас- | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | Правописание чередующихся гласных в корне. Условия выбора гласных о и а в корне -кос- — -кас- | Работа со схемой | ||||||
45 | Буквы о и а в корне -гор- --гар- | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | Правописание че | Работа со схемой | ||||||
46 | Контрольная работа по теме «Правописание корней». | Урок контроля | Контроль знаний, умений и навыков | Тест | ||||||
47 | Буквы ы и и после приставок | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | Условия выбора букв ы и и после приставок | Работа со схемой | ||||||
48-49. | Гласные в приставках пре-и при- | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | Выбор приставок в соответствии с лексическим значением слова | Работа со схемой | ||||||
50. | Трудные случаи написания приставок пре-и при- | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | Трудные случаи написания приставок пре- и при-. Работа с орфографическим словарём | Работа с таблицей | ||||||
51. | Соединительные о и е в сложных словах | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | Способы образования новых слов. Правила выбора соединительной гласной | Работа со схемой | ||||||
52. | Сложносокращённые слова | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | Лексическое значение сложносокращённых слов; употребление их в речи | Работа с таблицей | ||||||
53. | Морфемный и словообразовательный разбор слова | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | План словообразовательного и морфемного разбора | Работа с карточками | ||||||
54-55. | Сочинение по картине Т. Н. Яблонской «Утро» | Урок развития речи | Описание в художественном стиле речи. Составление плана сочинения, отбор материала | Работа с карточкой | ||||||
56-57. | Повторение и обобщение изученного в разделе «Словообразование и орфография» | Урок повторения и обобщения | Систематизация и промежуточный контроль знаний по теме «Словообразование и орфография». Подготовка к контрольному диктанту | Работа со схемами и таблицами | ||||||
58 | Контрольная работа с грамматическим заданием | Урок контроля | Орфографические и пунктуационные навыки на уровне образовательных стандартов | Работа с карточкой |
| |||||
59. | Анализ контрольной работа. Работа над ошибками | Урок работы над ошибками | Ликвидация пробелов. Работа над ошибками | |||||||
Морфология и орфография Имя существительное. 23 часа | 60-61 |
| Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе. Грамматические. признаки существительного. | Урок повторения и обобщения | Систематизация знаний, умений и навыков, полученных в 5 классе | Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии. Устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы . | Сообщения | |||
62 | Повторение. Склонение имён существительных. Падежные окончания существительных на -ия, -ие, -ий | Урок повторения и обобщения | Систематизация знаний, умений и навыков, полученных в 5 классе | Индивидуальные задания | ||||||
63-64 | Разносклоняемые существительные. Буква е в суффиксе существительных на -мя | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | Особенности склонения существительных на -мя; правописание их окончаний и суффиксов | Работа с учебником, со схемами | ||||||
65-66 | Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых имён существительных. | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | Происхождение несклоняемых существительных; их употребление в косвенных падежах. Способы определения рода несклоняемых существительных | Работа с параграфом | ||||||
67 | Имена существительные общего рода | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | Причины появления и правильное употребление существительных общего рода | Работа с таблицей | ||||||
68 | Морфологический разбор имени существительного | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | Порядок морфологического разбора | Работа со схемой | ||||||
69 | Р/р. Подготовка к сочинению по личным наблюдениям «Первый раз в музее» (упр. 236) .. | Урок развития речи | Сочинение-описание по личным наблюдениям | Работа с планом | ||||||
70 | Р/р. Написание сочинения «Первый раз в музее» | Урок развития речи | Развитие связной письменной речи | |||||||
71 -72 | Не с существительными | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | Условия выбора написания не с существительными | Работа со схемой | ||||||
73 | Суффиксы ЧИК и ЩИК в именах существительных. | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | Правописание суффиксов -чик и -щик. Условия выбора букв ч и щ | Работа с таблицей | ||||||
74 | Р/р. Подготовка к написанию сочинения в форме письма | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | Обучение написанию письма с учетом композиционных особенностей | Работа с образцом | ||||||
75 | Р/р. Написание письма | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | Развитее навыка связной письменной речи | Работа с текстом | ||||||
76 | Гласные в суффиксах -ек и -ик имен существительных | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | Правописание суффиксов эмоционально окрашенных слов-существительных | Работа со схемой | ||||||
77 | Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | Выбор гласных о и е после шипящих в суффиксах и окончаниях именных частей речи | Работа с таблицей | ||||||
78 | Повторение по теме «Имя существительное» | Урок повторения и обобщения знаний по теме | Повторение и систематизация знаний по теме «Имя существительное» | Тест | ||||||
79 | Трудные орфограммы в теме «имя существительное» | Урок повторения и обобщения знаний по теме | Повторение и систематизация знаний по теме «Имя существительное» | Карточки с творческим заданиями | ||||||
80 | Тест по теме «Имя существительное» | Урок контроля | Проверка и тематический контроль знаний, умений и навыков | Тест | ||||||
81 | Контрольная работа с грамматическим заданием по теме «Имя существительное» | Урок контроля | Орфографические и пунктуационные навыки на уровне образовательных стандартов | Тест | ||||||
82 | Анализ контрольной работы по теме «Имя существительное». Работа над ошибками | Урок работы над ошибками | Ликвидация пробелов. Работа над ошибками | |||||||
Имя прилагательное. 30 часов. | 83 - 84 | Повторение изученного в 5 классе по теме «Имя прилагательное» | Урок повторения и обобщения знаний по теме | Морфологические признаки прилагательного, его синтаксическая роль в предложении | Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, поиск информации, поисковое чтение. Умение самостоятельно планировать и осуществлять практические действия | Работа с карточками с творческим заданием | ||||
85 | Повторение изученного в 5 классе по теме «Имя прилагательное» | Урок повторения и обобщения знаний по теме | Морфологические признаки прилагательного, его синтаксическая роль в предложении | Сообщения | ||||||
86 | Р/р. Сочинение-описание. (упр. 278) | Урок развития речи | Описание как тип речи; понятие пейзажной зарисовки | Работа с текстом | ||||||
87-88 | Степени сравнения прилагательных | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | Значение, образование и изменение прилагательных в сравнительной и превосходной степени | Работа с таблицей | ||||||
89 | Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | Разряды прилагательных по значению и форме. Признаки качественных прилагательных, их значение | Работа со схемой | ||||||
90 | Относительные прилагательные | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | Признаки относительных прилагательных, их значение | Работа со схемой | ||||||
91 | Притяжательные прилагательные с суффиксом -ий | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | Признаки притяжательных прилагательных, их значение. Притяжательные прилагательные с суффиксом -ий. Условия выбора ь и ъ | Работа со схемой | ||||||
92 | Притяжательные прилагательные с суффиксами -ин (-ын), -ов (-ев) | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | Притяжательные прилагательные с суффиксами -ин (-ын), -ов (-ев). Морфемный состав данных прилагательных | Работа с таблицей | ||||||
93 | Морфологический разбор прилагательного | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | Порядок морфологического разбора прилагательного | Работа со схемой | ||||||
94-95 | Не с прилагательными | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | Способ рассуждения при выборе слитного или раздельного написания не с прилагательными | Работа с таблицей | ||||||
96 | Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | Условия выбора гласных о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных | Работа со схемой | ||||||
97 | Р/р. Подготовка к написанию сочинения-описания (упр. 315) | Урок развития речи | Описание как тип речи; понятие о пейзажной зарисовке в художественном стиле речи | Работа с текстом | ||||||
98 | Р/р. Написание сочинения-описания (упр. 315) | Урок развития речи | Описание как тип речи; понятие о пейзажной зарисовке в художественном стиле речи | |||||||
99-100 | Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. Образование прилагательных с помощью суффиксов -н-, -онн-, -енн- | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | Правило выбора н янн в суффиксах прилагательных | Работа с таблицей | ||||||
101-102 | Образование прилагательных с помощью суффиксов -ин-, -он-, -ян- | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | Значение и правописание суффиксов -ин-, -ан-, -ян-; правописание -и- и -нн- в полной и краткой форме прилагательных | Работа с таблицей | ||||||
103-104 | Различение на письме суффиксов прилагательных -к-и -ск- | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | Закономерности образования прилагательных с помощью суффиксов -к- и -ск- | Работа с карточками | ||||||
105-106 | Р/р. Сочинение-описание «Произведения народного декоративного творчества» | Урок развития речи | Закрепление знаний о тексте-описании; анализ текста с точки зрения функциональной разновидности языка, создание текстов разных жанров и стилей | Работа с наглядным пособием | ||||||
107-108 | Дефисное и слитное написание прилагательных | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | Способы образования сложных прилагательных; основные правила написания сложных прилагательных | Работа с таблицей | ||||||
109-110 | Повторение по теме «Имя прилагательное» | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | Повторение основного блока орфограмм прилагательного, морфологический и морфемный разбор прилагательного | Работа со схемами и таблицами | ||||||
111 | Р/р. Контрольная работа по теме «Имя прилагательное» | Урок контроля | Орфографические и пунктуационные навыки на уровне образовательных стандартов | Работа с тестом и текстом | ||||||
112 | . Анализ контрольной работы по теме «Имя прилагательное». Работа над ошибками | Урок работы над ошибками | Ликвидация пробелов. Работа над ошибками | |||||||
Имя числительное. 21 час. | 113-114 | Имя числительное как часть речи | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | Морфологические признаки числительного, общее значение, его синтаксическая роль в предложении, отличие числительного от других частей речи | Поиск и выделение необходимой информации, самостоятельное составление алгоритмов деятельности, построение логической цепи рассуждений | Работа с учебником | ||||
115 | Простые, сложные и составные числительные | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | Знакомство с признаками различия простых, сложных и составных числительных, их строением | Работа с демонстрационным материалом | ||||||
116 | Мягкий знак на конце и в середине числительных | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | Усвоение правила «Мягкий знак на конце и в середине числительного» | Работа со схемой | ||||||
117 | Разряды количественных числительных | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | Отличительные признаки разных разрядов числительных, употребление в речи | Работа с таблицей | ||||||
118-119 | Склонение количественных числительных | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | Усвоение правила склонения числительных по падежам | Работа со схемой | ||||||
120-121 | Числительные, обозначающие целые числа | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | Особенности склонения числительных, обозначающих целые числа. Склонение числительных полтора и полтораста | Работа со схемой | ||||||
122 | Р/р. Подготовка к выборочному изложению (упр. 366) | Урок развития речи | Работа с текстом (первая часть повести М. М. Пришвина «Кладовая солнца»): определение темы, идеи, составление плана, собирание материала | Работа с текстом | ||||||
123 | Р/р. Написание выборочного изложения (упр. 366) | Урок развития речи | Развитие связной письменной речи | |||||||
124 | Дробные числительные | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | Значение, образованием, особенностями склонения дробных числительных | Работа с упражнением учебника | ||||||
125-126 | Собирательные числительные | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | Собирательные числительные, их образование, особенности их сочетаемости с существительными; особенности изменения числительных оба, обе | Работа с таблицей | ||||||
127-128 | Порядковые числительные | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | Понятие порядковые числительные, их значением, образованием, изменением; совершенствование навыков употребления порядковых числительных в косвенных падежах | Работа со схемой | ||||||
129 | Морфологический разбор числительного | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | Порядок морфологического разбора числительного | Работа с планом | ||||||
130-131 | Повторение по теме «Имя числительное» | Урок повторения и обобщения полученных знаний | Систематизация сведений о числительном на основе морфологического разбора этой части речи | Работа с тестом | ||||||
132 | Контрольная работа по теме «Имя числительное» | Урок контроля | Орфографические и пунктуационные навыки на уровне образовательных стандартов | Работа с тестом и текстом | ||||||
133 | Анализ контрольной работы по теме «Имя числительное». Работа над ошибками | Урок работы над ошибками | Ликвидация пробелов. Работа над ошибками | |||||||
Местоимение. 28часов | 134-135 | Местоимение как часть речи | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | Семантика местоимения как самостоятельной частью речи; группами местоимений, их морфологическими признаками и синтаксической ролью | Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, поиск информации, поисковое чтение. Умение самостоятельно планировать и осуществлять практические действия | Сообщения | ||||
136-137 | Личные местоимения | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | Личные местоимения, их морфологические признаки, синтаксическая роль, особенности склонения, правописания с предлогами; формами вежливости при употреблении местоимений ты и Вы | Работа с таблицей | ||||||
138 | Возвратное местоимение себя | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | Лексическое значение и особенности склонения местоимения себя | Работа с карточками | ||||||
139 | Р/р. Обучение написанию рассказа по сюжетным картинкам (упр. 405) | Урок развития речи | Обучение умению писать рассказ на тему «Как я однажды помогал маме» | Работа с текстом | ||||||
140 | Р/р. Написание рассказа по сюжетным картинкам (упр. 405) | Урок развития речи | Развитие связной и письменной речи» | |||||||
141 | Вопросительные местоимения | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | Знакомство с вопросительными местоимениями, их назначением в речи | Работа со схемой | ||||||
142 | Относительные местоимения | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | Знакомство с относительными местоимениями, их употреблением в речи | Работа с таблицей | ||||||
143- 144 | Неопределённые местоимения | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | Отличительные признаки неопределённых местоимений, основные способы образования, условиями дефисного и слитного написания с не | Работа с карточками | ||||||
145- 146- 147 | Отрицательные местоимения | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | Знакомство со значением, морфологическими признаками и синтаксической ролью местоимений данного разряда, их образованием, изменением; формирование умения распознавать приставки не- и ни-, правильно писать местоимения с предлогами | Работа с таблицей | ||||||
148-149 | Притяжательные местоимения | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | Знакомство со значением притяжательных местоимений, их склонением | Карточки - сопоставление | ||||||
150 | Р/р. Подготовка к написанию сочинения - рассуждения (упр. 450) | Урок развития речи | Знакомство с особенностями сочинения - рассуждения Составление плана, отбор аргументов | Работа с текстом | ||||||
151 | Р/р. Написание сочинения - рассуждения (упр. 450) | Урок развития речи | Развитие связной письменной речи | |||||||
152-153 | Указательные местоимения | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | Знакомство со значением, морфологическими признаками и синтаксической ролью местоимений данного разряда, их образованием, изменением | Работа с планом параграфа | ||||||
154 | Определительные местоимения | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | Знакомство с определительными местоимениями, их употреблением в речи, морфологическими признаками, синтаксической ролью | Работа с таблицей | ||||||
155 | Р/р. Сочинение сказки на предложенную тему (упр. 447) | Урок развития речи | Развитие связной речи | Работа с упражнением | ||||||
156 | Морфологический разбор местоимения | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | Порядок морфологического разбора местоимения | Работа с планом | ||||||
157 | Трудные орфограммы в теме «Местоимение» | Урок повторения и обобщения полученных знаний | Систематизация сведений о местоимении на основе морфологического разбора этой части речи | Работа с карточками | ||||||
158-159 | Повторение по теме «Местоимение» | Урок повторения и обобщения полученных знаний | Систематизация сведений о местоимении на основе морфологического разбора этой части речи | Работа с планом | ||||||
160 | Контрольная работа с грамматическим заданием по теме «Местоимение» | Урок контроля | Орфографические и пунктуационные навыки на уровне образовательных стандартов | Тест | ||||||
161 | Анализ контрольной работы по теме «Местоимение». Работа над ошибками | Урок работы над ошибками | Ликвидация пробелов. Работа над ошибками | |||||||
Глагол. 31часов. | 162 | Повторение изученного о глаголе в 5 классе | Урок повторения и обобщения полученных знаний | Особенности функционирования глаголов в речи; морфологические признаки глаголов | Умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. Умение самостоятельно планировать пути достижения цели | Сообщения | ||||
163 | Инфинитив. Спряжение глаголов | Урок повторения и обобщения полученных знаний | Понятие инфинитив; морфологические признаки инфинитива; орфограмма «Мягкий знак в инфинитиве»; спряжение глаголов | Работа с таблицей | ||||||
164 | Правописание корней с чередованием | Урок повторения и обобщения полученных знаний | Форма слова. Правописание слов (глаголов) с чередованием звуков в корне | Работа со схемой | ||||||
165 | Р/р. Обучение написанию сочинения-рассказа по сюжетным картинкам с включением готового текста (упр.465) | Урок развития речи | Овладение навыками написания сочинения – рассказа. | Работа с текстом | ||||||
166 | Р/р. Написание сочинения-рассказа по сюжетным картинкам с включением готового текста (упр.465) | Урок развития речи | Развитие навыка связной письменной речи | |||||||
167- 168 | Разноспрягаемые глаголы | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | Понятие разноспрягаемые глаголы; особенности их спряжения | Работа с планом параграфа | ||||||
169-170 | Глаголы переходные и непереходные | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | Понятие переходные и непереходные глаголы; возвратные глаголы; отличительные признаки переходности глагола | Работа со схемами | ||||||
171 | Наклонение глаголов. Изъявительное наклонение | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | Понятие наклонение глагола; употребление глаголов изъявительного наклонения | Работа с таблицей | ||||||
173 | Р/р. Обучение написанию подробного изложения, «Витькина гайка» (упр. 484) | Урок развития речи | Овладение навыками подробного изложения | Работа с текстом | ||||||
174 | Р/р. Написание подробного изложения, «Витькина гайка» (упр. 484) | Урок развития речи | Развитие связной письменной речи | |||||||
175-176 | Условное наклонение | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | Понятие условное наклонение; значение, образование и изменение глаголов в условном наклонении; орфограмма «Частица бы (б) в формах условного наклонения» | Работа со схемой | ||||||
177-178 | Повелительное наклонение глагола | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | Понятие повелительное наклонение; значение, образование и изменение, употребление форм глаголов в повелительном наклонении; орфограмма «Ь в глаголах повелительного наклонения» | Сообщения | ||||||
179 | Различие глаголов в повелительном наклонении и глаголов в форме будущего времени | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | Глаголы изъявительного и повелительного наклонения, их различие | Работа с планом | ||||||
180- 181 | Употребление наклонений | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | Систематизация знаний по теме «Наклонения глаголов» | Работа с упражнениями | ||||||
182 | Практическое занятие. Наклонения глагола | Урок контроля | Провенрка знаний, умений, навыков | Работа с текстом | ||||||
183-184 | Безличные глаголы | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | Понятие безличные глаголы (на материале безличных предложений), их лексическое значение, форма употребления | Работа с упражнениями | ||||||
185 | Морфологический разбор глагола | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | Порядок морфологического разбора глагола | Работа с планом | ||||||
186 | Р/р. Подготовка к написанию рассказа на основе услышанного (упр. 520) | Урок развития речи | Особенности текста-рассказа, композиционные признаки; составление плана рассказа, определение его темы и идеи | Работа с текстом | ||||||
187 | Р/р. Написание рассказа на основе услышанного (упр. 520) | Урок развития речи | Развитие связной письменной речи | Работа с текстом | ||||||
188-189 | Правописание гласных в суффиксах глаголов | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | Алгоритм при выборе гласных в суффиксах глаголов | Работа со схемой | ||||||
190-191 | Повторение по теме «Глагол» | Урок повторения и обобщения полученных знаний | Систематизация сведений о глаголе на основе морфологического разбора этой части речи | Работа с планом | ||||||
192 | Контрольная работа с грамматическим заданием по теме «Глагол» | Урок контроля | Орфографические и пунктуационные навыки на уровне образовательных стандартов | Работа с тестом | ||||||
193 | Анализ контрольной работы по теме «Глагол». Работа над ошибками | Урок работы над ошибками | Ликвидация пробелов. Работа над ошибками | |||||||
Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 класса 17ч. | 194 | Разделы науки о языке | Урок повторения и обобщения полученных знаний | Слово со стороны звучания, лексического значения, строения, образования, словоизменения, синтаксической роли. Составление сложного плана | Умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. Умение самостоятельно планировать пути достижения цели | Сообщения | ||||
195- 196 | Орфография. Орфографический разбор | Урок повторения и обобщения полученных знаний | Порядок действия орфографических задач | Работа с планом | ||||||
197- 198 | Пунктуация. Пунктуационный разбор | Урок повторения и обобщения полученных знаний | Знаки препинания выделительные и разделительные. Предложения простые и сложные | Работа с планом | ||||||
199-200 | Лексика и фразеология | Урок повторения и обобщения полученных знаний | Систематизация знаний, полученных в разделе «Лексика и фразеология» | Работа со словарями | ||||||
201-202 | Словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор | Урок повторения и обобщения полученных знаний | Систематизация знаний, полученных в разделе «Словообразование» | Работа со словарями | ||||||
203- 204 | Морфология. Морфологический разбор слова | Урок повторения и обобщения полученных знаний | Систематизация знаний, полученных в разделе «Морфология» | Работа с планом | ||||||
205
| Р/р. Обучение написанию сочинения на самостоятельно выбранную тему (упр. 549) | Урок развития речи | Овладение навыками написания сочинения на выбранную тему, композиционные признаки; составление плана рассказа на самостоятельно выбранную тему, определение его темы и идеи | Работа с текстом | ||||||
206 | Р/р. Написания сочинения на самостоятельно выбранную тему (упр. 549) | Урок развития речи | Развитие связной письменной речи | Работа с текстом | ||||||
207 | Итоговая контрольная работа | Урок контроля | Орфографические и пунктуационные навыки на уровне образовательных стандартов | Работа с тестом | ||||||
208 | Анализ контрольной работы. Итоговый урок | Урок анализа контрольной работы. Подведение итогов года | Работа с алгоритмами | |||||||
209-210 | Резервные уроки |
Список рекомендуемой учебно-методической литературы
М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. Программа по русскому языку для 6 класса. М., «Прсвещение», 2009. С17
Баранов М.Т. ,Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А., Григорян Л.Т., Кулибаба И.И.Русский язык. 5 класс. М., Просвещение, 2006
Орфоэпический словарь русского языка. (Произношение, ударение)
Орфографический словарь русского языка.
Словообразовательный словарь русского языка.
Фразеологический словарь русского языка
Этимологический словарь русского языка
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка
В.И. Даль. Толковый словарь
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....