Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Заимствованные слова"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Марина Валерьевна Ортнер

Разработка сценария учебного занятия в соответствии с новыми ФГОС по УМК С.И.Львовой, В.В. Львова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_uchebnogo_zanyatiya.docx21.76 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий учебного занятия по теме «Заимствованные слова»

Класс: 5

УМК: под редакцией С.И.Львовой, В.В.Львова.

Цели как деятельность ученика:

Планируемые результаты:

Предметные: сформировать представление о делении лексики с точки зрения её происхождения; дать представление о некоторых признаках иноязычных слов; совершенствовать  умение работать со словарём.

Метапредметные:

Познавательные УУД: умение извлекать необходимую информацию из теоретической части учебника.

Регулятивные: умение самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении задач поискового характера.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументировать своё мнение и позицию в коммуникации, учитывать разные мнения; умения планировать сотрудничество со сверстниками, учителем.

Личностные: умение определять своё место в группе, работать сообща, договариваться, осознавать ответственность за общее дело.

Пред уроком парты расставлены так, чтобы учащиеся сели 5-тью группами, каждая из групп, работая над текстом, упражнениями, смогла решить проблему быстро, действовать мобильно.

Ход занятия:

На партах лежит карточка с двумя текстами:

  1. Дождь прошуршал по широкому лугу,

Даже цветы удивились друг другу:

В чашечках листьев, на каждой травинке

По огонёчку, по серебринке.

  1. Дождь  прошёл  по  авеню. Он  играл свои  гаммы, а люди  забегали  в  вестибюли,  в дома, закрывали  жалюзи. Вот  раздался  последний  аккорд, и  колорит  земли  стал  постепенно  меняться.

- Прочитайте оба текста и сравните их. Что между ними общего?

-  Чем отличается второй текст от первого?

- Какими являются выделенные слова в текстах? Какие слова понятны сразу же при первом чтении? Почему?

- Можете ли вы самостоятельно дать толкование выделенным словам второго текста?

- Куда нужно обращаться в таких случаях?

- Как вы думаете, что мы будем сегодня изучать на уроке? Зачем?

Сравните ваши выводы с теми, что представлены в учебнике на стр. 42.

 После чтения путём  жеребьёвки  каждая  группа  вытягивает себе вопрос для обсуждения и составления связного  устного ответа:

  1. Объясните, почему в языке непрерывно исчезают одни и возникают другие слова.
  2. Назовите основные пути обогащения словарного состава языка.
  3. Какие способы словообразования вы знаете? Приведите примеры.
  4. Запишите три лингвистических термина, которые являются заимствованными словами. Что обозначают эти термины и с каким разделом лингвистики они связаны?

Примечание: задание №4 для двух групп.

- А теперь  проведём исследование и выясним, по каким признакам можно опознать заимствованные слова. Каждой группе предлагается таблица, в которой даны примеры заимствованных слов.  Необходимо заполнить вторую колонку и самостоятельно выделить признаки  заимствованных слов.

Примеры

Признаки заимствованных слов

Свои примеры

1   Агитатор, абажур, аккорд, экипаж, экзамен

2   Фартук, фасон, кафе, керамика, схема, герань

3   Бюст, рюкзак, кювет, гравюра, пюре

4  Театр, диалекты, какао, дуэль

 

- После работы в группе, открыть учебник на стр.43 и сверить с теоретическим материалом. Самостоятельно оценить работу группы.

- А теперь заполните третью колонку, используя материал упр. 677. Четыре группы выписывают иноязычные слова только по своему признаку (перед этим учитель расставляет цветные таблички на парты). А учащиеся 5 группы должны найти исконно русские слова и выполнить  морфемный разбор выделенных слов, результат вынести на доску.

- Давайте проверим, правильно ли вы выписали слова из упр. 677. Информация на слайде.

Автомат, астрономия,

эпизод,

арифметика,

экран

Кемпинг,

фехтование,

Парикмахер,

Егерь,

факт,

кафетерий. Скафандры,

магнитофон

Бюрократ, коммюнике,

Трюк,

Биатлон,

аудитория,

Аквариум,

диагноз

Внучка,

денёк,

весенний, пересолить,

бережок,

Грозовой, водянистый, бессловесный, зимовать.

 

Оцените работу группы.

- А теперь поиграем в лексическое лото

В качестве раздаточного материала: игровое поле и карточки со словами: коттедж, натюрморт, меню, монолог, композитор.  В каждой группе одно из слов выделено жирным шрифтом.

Небольшой жилой благоустроенный дом в пригороде.

Картина с изображением неодушевлённых предметов.

Речь одного человека, обращённая к самому себе,

к зрителям, слушателям.

Создатель музыкальных произведений.

Подбор кушаний, листок с их перечнем.

- А теперь, используя план ответа, написанный на доске, составить устный рассказ о выделенном слове:

1. Слово и его лексическое значение.

2. Информация из толкового словаря: произношение, правописание, происхождение. Использование.

3. Составить предложения с данным словом, используя их в качестве главного и второстепенного члена предложения.  

- Найти третье лишнее и заполнить четвёртую строку:

1. Вестибюль, меню, море.

2. Экран, вода, абажур.

3. Кювет, какао, луна.

4. ….., ……., ……..

- Сделать вывод о том, на какие группы делится лексика с точки зрения её происхождения.

Домашнее задание: параграф 47, упр. 684


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока Русский язык 5 класс "Морфемный разбор слова"

Конспект урока Русский язык 5 класс "Морфемный разбор слова" по ФГОС...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Конспект урока русского языка "Чередующиеся гласные в корне слова" 5 класс

Интегрированный урок русского языка и литературы...

План-конспект урока русского языка (7 класс) на тему:" Причастный оборот.Определяемое слово и зависимое слово"

Конспект урока разработан в соотвествии с требованиями ФГОС.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели как деятельность учеников.Метапредметные:М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицирова...

Конспект урока русского языка 8 класс " Типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание"

Конспект урока " Типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание".Урок изучения нового материала. Используется технология критического мышления через чтение и письмо...

Конспект урока русского языка 5 класс Тема: Обобщающее повторение. «Слово и его значения, закрепление и обобщение изученного»

Конспект урока русского языка 5 класс Тема: Обобщающее повторение.  «Слово и его значения, закрепление и обобщение изученного»...