Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Заимствованные слова"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Разработка сценария учебного занятия в соответствии с новыми ФГОС по УМК С.И.Львовой, В.В. Львова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_uchebnogo_zanyatiya.docx | 21.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий учебного занятия по теме «Заимствованные слова»
Класс: 5
УМК: под редакцией С.И.Львовой, В.В.Львова.
Цели как деятельность ученика:
Планируемые результаты:
Предметные: сформировать представление о делении лексики с точки зрения её происхождения; дать представление о некоторых признаках иноязычных слов; совершенствовать умение работать со словарём.
Метапредметные:
Познавательные УУД: умение извлекать необходимую информацию из теоретической части учебника.
Регулятивные: умение самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении задач поискового характера.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументировать своё мнение и позицию в коммуникации, учитывать разные мнения; умения планировать сотрудничество со сверстниками, учителем.
Личностные: умение определять своё место в группе, работать сообща, договариваться, осознавать ответственность за общее дело.
Пред уроком парты расставлены так, чтобы учащиеся сели 5-тью группами, каждая из групп, работая над текстом, упражнениями, смогла решить проблему быстро, действовать мобильно.
Ход занятия:
На партах лежит карточка с двумя текстами:
- Дождь прошуршал по широкому лугу,
Даже цветы удивились друг другу:
В чашечках листьев, на каждой травинке
По огонёчку, по серебринке.
- Дождь прошёл по авеню. Он играл свои гаммы, а люди забегали в вестибюли, в дома, закрывали жалюзи. Вот раздался последний аккорд, и колорит земли стал постепенно меняться.
- Прочитайте оба текста и сравните их. Что между ними общего?
- Чем отличается второй текст от первого?
- Какими являются выделенные слова в текстах? Какие слова понятны сразу же при первом чтении? Почему?
- Можете ли вы самостоятельно дать толкование выделенным словам второго текста?
- Куда нужно обращаться в таких случаях?
- Как вы думаете, что мы будем сегодня изучать на уроке? Зачем?
Сравните ваши выводы с теми, что представлены в учебнике на стр. 42.
После чтения путём жеребьёвки каждая группа вытягивает себе вопрос для обсуждения и составления связного устного ответа:
- Объясните, почему в языке непрерывно исчезают одни и возникают другие слова.
- Назовите основные пути обогащения словарного состава языка.
- Какие способы словообразования вы знаете? Приведите примеры.
- Запишите три лингвистических термина, которые являются заимствованными словами. Что обозначают эти термины и с каким разделом лингвистики они связаны?
Примечание: задание №4 для двух групп.
- А теперь проведём исследование и выясним, по каким признакам можно опознать заимствованные слова. Каждой группе предлагается таблица, в которой даны примеры заимствованных слов. Необходимо заполнить вторую колонку и самостоятельно выделить признаки заимствованных слов.
Примеры | Признаки заимствованных слов | Свои примеры |
1 Агитатор, абажур, аккорд, экипаж, экзамен | ||
2 Фартук, фасон, кафе, керамика, схема, герань | ||
3 Бюст, рюкзак, кювет, гравюра, пюре | ||
4 Театр, диалекты, какао, дуэль |
- После работы в группе, открыть учебник на стр.43 и сверить с теоретическим материалом. Самостоятельно оценить работу группы.
- А теперь заполните третью колонку, используя материал упр. 677. Четыре группы выписывают иноязычные слова только по своему признаку (перед этим учитель расставляет цветные таблички на парты). А учащиеся 5 группы должны найти исконно русские слова и выполнить морфемный разбор выделенных слов, результат вынести на доску.
- Давайте проверим, правильно ли вы выписали слова из упр. 677. Информация на слайде.
Автомат, астрономия, эпизод, арифметика, экран | ||
Кемпинг, фехтование, Парикмахер, Егерь, факт, кафетерий. Скафандры, магнитофон | ||
Бюрократ, коммюнике, Трюк, | ||
Биатлон, аудитория, Аквариум, диагноз | ||
Внучка, денёк, весенний, пересолить, бережок, Грозовой, водянистый, бессловесный, зимовать. |
Оцените работу группы.
- А теперь поиграем в лексическое лото
В качестве раздаточного материала: игровое поле и карточки со словами: коттедж, натюрморт, меню, монолог, композитор. В каждой группе одно из слов выделено жирным шрифтом.
Небольшой жилой благоустроенный дом в пригороде. | Картина с изображением неодушевлённых предметов. |
Речь одного человека, обращённая к самому себе, к зрителям, слушателям. | Создатель музыкальных произведений. |
Подбор кушаний, листок с их перечнем. |
- А теперь, используя план ответа, написанный на доске, составить устный рассказ о выделенном слове:
1. Слово и его лексическое значение.
2. Информация из толкового словаря: произношение, правописание, происхождение. Использование.
3. Составить предложения с данным словом, используя их в качестве главного и второстепенного члена предложения.
- Найти третье лишнее и заполнить четвёртую строку:
1. Вестибюль, меню, море.
2. Экран, вода, абажур.
3. Кювет, какао, луна.
4. ….., ……., ……..
- Сделать вывод о том, на какие группы делится лексика с точки зрения её происхождения.
Домашнее задание: параграф 47, упр. 684
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка. 9 класс. Способы подчинительной связи слов в словосочетании
Конспект урока русского языка в 9 классе...
Конспект урока Русский язык 5 класс "Морфемный разбор слова"
Конспект урока Русский язык 5 класс "Морфемный разбор слова" по ФГОС...
Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»
Цель: определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...
Конспект урока русского языка "Чередующиеся гласные в корне слова" 5 класс
Интегрированный урок русского языка и литературы...
План-конспект урока русского языка (7 класс) на тему:" Причастный оборот.Определяемое слово и зависимое слово"
Конспект урока разработан в соотвествии с требованиями ФГОС.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели как деятельность учеников.Метапредметные:М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицирова...
Конспект урока русского языка 8 класс " Типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание"
Конспект урока " Типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание".Урок изучения нового материала. Используется технология критического мышления через чтение и письмо...
Конспект урока русского языка 5 класс Тема: Обобщающее повторение. «Слово и его значения, закрепление и обобщение изученного»
Конспект урока русского языка 5 класс Тема: Обобщающее повторение. «Слово и его значения, закрепление и обобщение изученного»...