Урок литературы в 6 классе. Метафорический смысл названия сказки М.М.Пришвина «Кладовая солнца»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Рыжова Светлана Станиславовна

Цели урока: показать метафорический смысл сказки-были; раскрыть замысел писателя – показать единство человека и природы.

Оборудование: портрет писателя, рисунки-иллюстрации учеников, презентация к уроку.

Методические приемы: рассказ учителя, беседа по вопросам, пересказ учащимися эпизодов повести; сообщения учащихся, тестирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_lit._v_6_klasse_metaforicheskiy_smysl.docx16.2 КБ

Предварительный просмотр:

Метафорический смысл названия сказки М.М.Пришвина

 «Кладовая солнца»

(урок литературы в 6 классе)

Цели урока: показать метафорический смысл сказки-были; раскрыть замысел писателя – показать единство человека и природы.

Оборудование: портрет писателя, рисунки-иллюстрации учеников, презентация к уроку.

Методические приемы: рассказ учителя, беседа по вопросам, пересказ учащимися эпизодов повести; сообщения учащихся, тестирование.

Ход урока

  1. Слово учителя.  «Кладовая солнца» - необычно название, волшебное. Это, как определяет автор, сказка-быль.                                                          Слайд 1 – тема урока.
  2. Беседа по вопросам.

- Где и когда происходит действие?

(Действие происходит в селе, в районе города Переславль-Залесского, во время Великой Отечественной войны – «возле Блудова болота»).

  1.  Устное рисование. Какими вы видите главных героев сказки-были? ( Рассказы учащихся о Насте и Митраше (с рисунками-иллюстрациями).                     Слайды 4-5.
  2. Сообщение с элементами пересказа. Куда и зачем отправились брат и сестра? Сообщение ученика о ягоде клюкве с включением описаний из сказки.        Слайд 7.
  3. Наблюдение над художественными средствами, использованными в описании природы и тетерева-косача.                                                                              Слайды 7-8.
  4. Проверка домашнего задания: пересказ эпизодов.

- история про лесника, старого охотника Антипыча. Главная мысль – вопрос о том, «что есть правда, какая она, где живёт и как её найти».

- история Травки – «ужасное несчастье в жизни Травки». Главная мысль – почему Травке трудно было привыкать к дикой жизни?                                                    Слайд 9.

- эпизод «Митраша в беде». Как природа предупреждала мальчика об опасности? Митраше?                                                                                                                         Слайд 10.

- эпизод «Приключения Насти в лесу». Почему Настя забыла о брате? Как животные реагируют на появление детей в лесу?                                                                   Слайд 11.

        7.  Слово учителя.   В конце сказки-были Пришвин восклицает: «Вот какие богатства скрыты в наших болотах!» Это, конечно, не только о торфе. Это, прежде всего, о людях, их душевном богатстве. Как торф – «кладовая солнца», то есть жизни, так человеческая жизнь многих поколений – кладовая душевного тепла, любви.

             - Что нового мы узнаем о детях? (рассказ о возвращении Насти и Митраши в деревню, о помощи больным, ослабленным ленинградским детям).                        Слайд 12.

        8. Подведение итогов урока. Рефлексия.

        9. Домашнее задание: подготовиться к тестированию.

       Тест по сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца»

  1. Жанр произведения: а) рассказ, б) роман в) сказка   г) сказка-быль.
  2. В произведении описываются события

А) времени первой мировой войны

Б) периода Великой Отечественной войны

В) в наши дни

       3.  Тема произведения:

            А) единство человека и природы

            Б) взаимоотношения между людьми

            В) размышления о том, насколько природа выше человека и человеческих страстей

      4.  Повествование ведется от лица

           А) Митраши и Насти

           Б)  геологов

           В) жителей деревни

      5.  Рассказчики считают, что в дружбе Насти и Митраши было

           А) прекрасное равенство

           Б) бесспорное  первенство сестры

           В) преимущество брата

     6.  Елань (топкое место в болоте) называлась Слепою, потому что

          А) люди, попав в неё, теряли зрение

         Б) здесь раньше росли цветы, которые народ именовал «куриной слепотой»

         В) внешне она никак не отличалась от остального болота

     7.  В предложении: «Могучие стволы соснового бора стали как зажжённые свечи великого храма природы» - автор использовал

          А) антитезу

         Б) эпитет

         В) сравнение

     8.  Рассказ о тетереве-косаче («Косач как будто стал расцветать в лучах восходящего солнца. На голове гребешок загорелся огненным цветком. Синяя в глубине черного грудь его стала переливать из синего на зеленое. И особенно красив стал его радужный, раскинутый лирой хвост») представляет собой

          А) описание

          Б) повествование

         В) рассуждение

     9.  Закон жизни в лесу, отвергнутый Травкой, требовал от диких зверей жить для

          А) других

         Б)  себя

         В) природы

   10.  Человеческая правда, которую Антипыч «перешепнул» Травке,- это правда

         А) принципа «Один за всех и все за одного»

         Б) вековечной суровой борьбы людей за любовь

         В) слов «Мы с тобой одной крови: ты и я»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 6 «В» классе «Единство человека и природы в сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца».Анализ эпизода «Ель и сосна»

Вашему вниманию я предлагаю урок литературы в 6 «В» классе по теме: «Единство человека и природы в сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца».Анализ эпизода «Ель и сосна"Этот урок отн...

Урок-проект по сказке-были М.Пришвина "Кладовая солнца"

Урок литературы в 6 классе (разработка урока, презентация с творческими работами детей)...

Урок литературы "Быть счастливым-делать добро, искать и находить правду жизни" (по сказке-были М. Пришвина "Кладовая солнца")

В данной разработке показана творческая мастерская писателя, обсуждаются особенности жанра, учащиеся знакомятся с характеристикой персонажей, пополняют знания по изобразительно-выразительным средствам...

Контрольный тест по сказке- были М.Пришвина «Кладовая солнца» , 6 класс

Тест рассчитан на  один урок (45 минут). Состоит из трех частей: первый уровень вопросов (А) – наиболее простой; второй уровень (В) требует самостоятельного поиска учащимися верного ответа...

Интегрированный урок литературы и географии в 6 классе "Природа в сказке-были М. Пришвина "Кладовая Солнца"

Интегрированный урок литературы и географии помогает детям понять, что природа в сказке-были является одним из героев повествования, развивает навык определения роли художественных средств изображения...

Конспект урока литературы 6 класс Сравнительная характеристика Насти и Митраши в сказке - были М. Пришвина "Кладовая солнца"

Методическая  разработка  по  литературе  "Сравнительная  характеристика  Насти  и  Митраши  в  сказке  -  были  М.Пришвина ...