Урок литературы в 6 классе. Метафорический смысл названия сказки М.М.Пришвина «Кладовая солнца»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Цели урока: показать метафорический смысл сказки-были; раскрыть замысел писателя – показать единство человека и природы.
Оборудование: портрет писателя, рисунки-иллюстрации учеников, презентация к уроку.
Методические приемы: рассказ учителя, беседа по вопросам, пересказ учащимися эпизодов повести; сообщения учащихся, тестирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_lit._v_6_klasse_metaforicheskiy_smysl.docx | 16.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Метафорический смысл названия сказки М.М.Пришвина
«Кладовая солнца»
(урок литературы в 6 классе)
Цели урока: показать метафорический смысл сказки-были; раскрыть замысел писателя – показать единство человека и природы.
Оборудование: портрет писателя, рисунки-иллюстрации учеников, презентация к уроку.
Методические приемы: рассказ учителя, беседа по вопросам, пересказ учащимися эпизодов повести; сообщения учащихся, тестирование.
Ход урока
- Слово учителя. «Кладовая солнца» - необычно название, волшебное. Это, как определяет автор, сказка-быль. Слайд 1 – тема урока.
- Беседа по вопросам.
- Где и когда происходит действие?
(Действие происходит в селе, в районе города Переславль-Залесского, во время Великой Отечественной войны – «возле Блудова болота»).
- Устное рисование. Какими вы видите главных героев сказки-были? ( Рассказы учащихся о Насте и Митраше (с рисунками-иллюстрациями). Слайды 4-5.
- Сообщение с элементами пересказа. Куда и зачем отправились брат и сестра? Сообщение ученика о ягоде клюкве с включением описаний из сказки. Слайд 7.
- Наблюдение над художественными средствами, использованными в описании природы и тетерева-косача. Слайды 7-8.
- Проверка домашнего задания: пересказ эпизодов.
- история про лесника, старого охотника Антипыча. Главная мысль – вопрос о том, «что есть правда, какая она, где живёт и как её найти».
- история Травки – «ужасное несчастье в жизни Травки». Главная мысль – почему Травке трудно было привыкать к дикой жизни? Слайд 9.
- эпизод «Митраша в беде». Как природа предупреждала мальчика об опасности? Митраше? Слайд 10.
- эпизод «Приключения Насти в лесу». Почему Настя забыла о брате? Как животные реагируют на появление детей в лесу? Слайд 11.
7. Слово учителя. В конце сказки-были Пришвин восклицает: «Вот какие богатства скрыты в наших болотах!» Это, конечно, не только о торфе. Это, прежде всего, о людях, их душевном богатстве. Как торф – «кладовая солнца», то есть жизни, так человеческая жизнь многих поколений – кладовая душевного тепла, любви.
- Что нового мы узнаем о детях? (рассказ о возвращении Насти и Митраши в деревню, о помощи больным, ослабленным ленинградским детям). Слайд 12.
8. Подведение итогов урока. Рефлексия.
9. Домашнее задание: подготовиться к тестированию.
Тест по сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца»
- Жанр произведения: а) рассказ, б) роман в) сказка г) сказка-быль.
- В произведении описываются события
А) времени первой мировой войны
Б) периода Великой Отечественной войны
В) в наши дни
3. Тема произведения:
А) единство человека и природы
Б) взаимоотношения между людьми
В) размышления о том, насколько природа выше человека и человеческих страстей
4. Повествование ведется от лица
А) Митраши и Насти
Б) геологов
В) жителей деревни
5. Рассказчики считают, что в дружбе Насти и Митраши было
А) прекрасное равенство
Б) бесспорное первенство сестры
В) преимущество брата
6. Елань (топкое место в болоте) называлась Слепою, потому что
А) люди, попав в неё, теряли зрение
Б) здесь раньше росли цветы, которые народ именовал «куриной слепотой»
В) внешне она никак не отличалась от остального болота
7. В предложении: «Могучие стволы соснового бора стали как зажжённые свечи великого храма природы» - автор использовал
А) антитезу
Б) эпитет
В) сравнение
8. Рассказ о тетереве-косаче («Косач как будто стал расцветать в лучах восходящего солнца. На голове гребешок загорелся огненным цветком. Синяя в глубине черного грудь его стала переливать из синего на зеленое. И особенно красив стал его радужный, раскинутый лирой хвост») представляет собой
А) описание
Б) повествование
В) рассуждение
9. Закон жизни в лесу, отвергнутый Травкой, требовал от диких зверей жить для
А) других
Б) себя
В) природы
10. Человеческая правда, которую Антипыч «перешепнул» Травке,- это правда
А) принципа «Один за всех и все за одного»
Б) вековечной суровой борьбы людей за любовь
В) слов «Мы с тобой одной крови: ты и я»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 6 «В» классе «Единство человека и природы в сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца».Анализ эпизода «Ель и сосна»
Вашему вниманию я предлагаю урок литературы в 6 «В» классе по теме: «Единство человека и природы в сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца».Анализ эпизода «Ель и сосна"Этот урок отн...
Урок-проект по сказке-были М.Пришвина "Кладовая солнца"
Урок литературы в 6 классе (разработка урока, презентация с творческими работами детей)...
Урок литературы "Быть счастливым-делать добро, искать и находить правду жизни" (по сказке-были М. Пришвина "Кладовая солнца")
В данной разработке показана творческая мастерская писателя, обсуждаются особенности жанра, учащиеся знакомятся с характеристикой персонажей, пополняют знания по изобразительно-выразительным средствам...
Открытый урок по литературе "Быть счастливым - делать добро"(по сказке-были М.Пришвина "Кладовая солнца")
Открытый урок разработан по ФГОС...
Контрольный тест по сказке- были М.Пришвина «Кладовая солнца» , 6 класс
Тест рассчитан на один урок (45 минут). Состоит из трех частей: первый уровень вопросов (А) – наиболее простой; второй уровень (В) требует самостоятельного поиска учащимися верного ответа...
Интегрированный урок литературы и географии в 6 классе "Природа в сказке-были М. Пришвина "Кладовая Солнца"
Интегрированный урок литературы и географии помогает детям понять, что природа в сказке-были является одним из героев повествования, развивает навык определения роли художественных средств изображения...
Конспект урока литературы 6 класс Сравнительная характеристика Насти и Митраши в сказке - были М. Пришвина "Кладовая солнца"
Методическая разработка по литературе "Сравнительная характеристика Насти и Митраши в сказке - были М.Пришвина ...