Интегрированный урок литературы и географии в 6 классе "Природа в сказке-были М. Пришвина "Кладовая Солнца"
план-конспект урока по литературе (6 класс)
Интегрированный урок литературы и географии помогает детям понять, что природа в сказке-были является одним из героев повествования, развивает навык определения роли художественных средств изображения в произведении; знакомит с болотом как объектом гидросферы, закрепляет навыки построения топографических планов, знакомит с навыками передвижения и ориентирования по болоту, закрепляет представления о полезных ископаемых и их образовании.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Михаил Михайлович Пришвин ( 1873-1954) «Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её жизнь и воспел её, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина» Константин Георгиевич Паустовский
Топографическая карта Топографическая карта — географическая карта универсального назначения, на которой подробно изображена местность. Топографическая карта содержит сведения об опорных геодезических пунктах , рельефе, гидрографии, растительности, грунтах, хозяйственных и культурных объектах, дорогах, коммуникациях, границах и других объектах местности. Полнота содержания и точность топографических карт позволяют решать технические задачи.
Топографические знаки
Топографический план пути Насти и Митраши Дом и отдельный двор Грунтовая ( проселочная) дорога Полевая дорога, тропа Смешанный лес Болото Луг Путь Насти Путь Митраши
Болото как объект гидросферы Весь сюжет произведения строится вокруг Блудова болота. Оно выступает и общим фоном, и одним из героев рассказа. Давайте попробуем рассмотреть этот объект как часть гидросферы.
Болото Болото – участок земной поверхности, постоянно или большую часть года насыщенный водой и покрытый специфической болотной растительностью. Болота возникают при зарастании озер, в результате переувлажнения почвы, при неглубоком залегании грунтовых вод.
Болота Калининградской области Болота в Калининградской области занимают 6% территории. Всего в регионе находится 313 болот. По характеру увлажнения и снабжения растений минеральным питанием различают низинные, переходные и верховые болота. Низинные составляют 64% от общей площади болот области, верховые – 32,5%, переходного типа – 3,5%.
Большое Моховое болото — верховое болото в Славском районе Калининградской области. Площадь болота около 4900 га. Является самым большим болотом области. Козье (другое название Чи́стое ) — верховое болото в Славском районе Калининградской области. Площадь болота около 1400 га. Козье было включено в список охраняемых.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ольха Ива
Бор
Ягоды Клюква Черника Брусника Голубика
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Кладовая Солнца Замечательный писатель и природовед М.М. Пришвин называл болота "кладовой солнца". Богата болотная растительность. А ведь каждое растение - это аккумулятор солнечной энергии. В болотной воде эти аккумуляторы сохраняются надолго, формируя торфяные залежи.
Кладовая солнца "...болото со всеми огромными запасами горючего, торфа есть кладовая солнца. Да, вот именно так и есть, что горячее солнце было матерью каждой травинки, каждого цветочка, каждого болотного кустика и ягодки. Всем им солнце отдавало свое тепло, и они, умирая, разлагаясь, в удобрении передавали его, как наследство, другим растениям, кустикам, ягодкам, цветам и травинкам. Но в болотах вода не дает родителям-растениям передавать все свое добро детям. Тысячи лет это добро под водой сохраняется, болото становится кладовой солнца, и потом вся эта кладовая солнца как торф достается человеку в наследство".
Торф Торф - темно-бурая масса, состоящая из полуразложившихся растительных остатков. Образуется в болотах и зарастающих водоемах.
Компас Компас — устройство, облегчающее ориентирование на местности
Травка с безумной силой рванулась, и она бы вырвалась из руки маленького человека, если бы тот, уже достаточно выволоченный, не схватил другой рукой ее за ее другую ногу.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вывод: Во всем ходе повествования чувствуется стремление человека осмыслить и одушевить природу, сделать ее понятной, близкой и родной людям!
У писателя есть очень наглядная философская формула о глубинной связи человека и природы и об особом назначении человека
Пришвин обращался к молодому поколению: «Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и для нас она кладовая Солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять - их надо открывать и показывать. Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину».
Домашнее задание Написать сочинение-размышление на тему: «Охранять природу - значит охранять Родину»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок литературы и географии в 6 классе "В поисках капитана Гранта"
Урок-путешествие (внеклассное чтение)...
Открытый урок по литературе "Быть счастливым - делать добро"(по сказке-были М.Пришвина "Кладовая солнца")
Открытый урок разработан по ФГОС...
интегрированный урок литературы и географии в 6 классе
«Когда меняемся мы, меняется мир» (рассказ А. П. Платонова «Песчаная учительница»)...
Урок литературы "Меня никто не зовет" по сказке-были А.П.Платонова "Неизвестный цветок
Урок литературы по сказке-были А.П.Платонова построен с использованием материалов УМК "Вокруг тебя - МИР..." (для 5 класса)...
Урок литературы по теме « Родная природа в сказке-были «Кладовая солнца» М.М.Пришвина "
hellip;Если бы природа могла чувствовать благодарность человеку за то, что он проник в ее тайную жизнь и воспел ее красоту, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Пришвина. (К. Паустовск...
«Два градуса любви и красоты…» Интегрированный урок литературы и географии по очерку И.С. Тургенева «Лес и степь»
Тематическая и проблемная связь существует между географией родного края и литературой, т.е. с теми дисциплинами, которые отражают наиболее специфические стороны духовной культуры народа. Чтобы изучит...
Разработка урока литературы в 6-м классе по сказке-были А. А. Платонова «Неизвестный цветок»
Разработка урока литературы в 6-м классе по сказке-были А. А. Платонова «Неизвестный цветок» Тема урока: « Чтобы жить и светиться, надо много трудиться» ...