Интегрированный урок литературы и географии в 6 классе "Природа в сказке-были М. Пришвина "Кладовая Солнца"
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Чистова Елена Александровна

Интегрированный урок литературы и географии помогает детям понять, что природа в сказке-были является одним из героев повествования, развивает навык определения роли художественных средств изображения в произведении; знакомит с болотом как объектом гидросферы, закрепляет навыки построения топографических планов, знакомит с навыками передвижения и ориентирования по болоту, закрепляет представления о полезных ископаемых  и их образовании.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Природа в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца» Интегрированный урок литературы и географии МАОУ гимназия № 22 города Калининграда Учитель – Чистова Е.А.

Слайд 2

Михаил Михайлович Пришвин ( 1873-1954) «Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её жизнь и воспел её, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина» Константин Георгиевич Паустовский

Слайд 3

Топографическая карта Топографическая карта — географическая карта универсального назначения, на которой подробно изображена местность. Топографическая карта содержит сведения об опорных геодезических пунктах , рельефе, гидрографии, растительности, грунтах, хозяйственных и культурных объектах, дорогах, коммуникациях, границах и других объектах местности. Полнота содержания и точность топографических карт позволяют решать технические задачи.

Слайд 4

Топографические знаки

Слайд 5

Топографический план пути Насти и Митраши Дом и отдельный двор Грунтовая ( проселочная) дорога Полевая дорога, тропа Смешанный лес Болото Луг Путь Насти Путь Митраши

Слайд 6

Болото как объект гидросферы Весь сюжет произведения строится вокруг Блудова болота. Оно выступает и общим фоном, и одним из героев рассказа. Давайте попробуем рассмотреть этот объект как часть гидросферы.

Слайд 7

Болото Болото – участок земной поверхности, постоянно или большую часть года насыщенный водой и покрытый специфической болотной растительностью. Болота возникают при зарастании озер, в результате переувлажнения почвы, при неглубоком залегании грунтовых вод.

Слайд 8

Болота Калининградской области Болота в Калининградской области занимают 6% территории. Всего в регионе находится 313 болот. По характеру увлажнения и снабжения растений минеральным питанием различают низинные, переходные и верховые болота. Низинные составляют 64% от общей площади болот области, верховые – 32,5%, переходного типа – 3,5%.

Слайд 9

Большое Моховое болото — верховое болото в Славском районе Калининградской области. Площадь болота около 4900 га. Является самым большим болотом области. Козье (другое название Чи́стое ) — верховое болото в Славском районе Калининградской области. Площадь болота около 1400 га. Козье было включено в список охраняемых.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мичуринское боло́то (другое название — Каба́нье болото ) — верховое болото в Калининградской области, в Краснознаменском районе . Длина болота более 5 км, ширина 3 км, площадь — около 1300 га. Мичуринское (Кабанье) болото включено в список охраняемых Болото Цела́у — верховое болото в Правдинском районе Калининградской области. Является вторым по величине болотом области. Территория 2500 га и одним из последних сохранившихся в Центральной Европе относительно крупных верховых болот.

Слайд 2

Ольха Ива

Слайд 3

Бор

Слайд 4

Ягоды Клюква Черника Брусника Голубика


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Клюква Клюква — таксон семейства Вересковые, объединяющий вечнозелёные стелющиеся кустарнички, растущие на болотах в Северном полушарии. Стелющийся вечнозеленый кустарник с очень тонкими побегами. Листья мелкие, кожистые, яйцевидные или продолговатые, острые, сверху темно-зеленые, снизу беловатые. Цветки на длинных цветоножках по концам побегов. Ягоды красные, шаровидные или грушевидные, 8-12 мм в диаметре.

Слайд 2

Кладовая Солнца Замечательный писатель и природовед М.М. Пришвин называл болота "кладовой солнца". Богата болотная растительность. А ведь каждое растение - это аккумулятор солнечной энергии. В болотной воде эти аккумуляторы сохраняются надолго, формируя торфяные залежи.

Слайд 3

Кладовая солнца "...болото со всеми огромными запасами горючего, торфа есть кладовая солнца. Да, вот именно так и есть, что горячее солнце было матерью каждой травинки, каждого цветочка, каждого болотного кустика и ягодки. Всем им солнце отдавало свое тепло, и они, умирая, разлагаясь, в удобрении передавали его, как наследство, другим растениям, кустикам, ягодкам, цветам и травинкам. Но в болотах вода не дает родителям-растениям передавать все свое добро детям. Тысячи лет это добро под водой сохраняется, болото становится кладовой солнца, и потом вся эта кладовая солнца как торф достается человеку в наследство".

Слайд 4

Торф Торф - темно-бурая масса, состоящая из полуразложившихся растительных остатков. Образуется в болотах и зарастающих водоемах.

Слайд 6

Компас Компас — устройство, облегчающее ориентирование на местности

Слайд 7

Травка с безумной силой рванулась, и она бы вырвалась из руки маленького человека, если бы тот, уже достаточно выволоченный, не схватил другой рукой ее за ее другую ногу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

К. Г. Паустовский писал: «Прозу Пришвина можно с полным правом назвать разнотравьем русского языка. Слова у Пришвина цветут, сверкают». "Кладовая солнца" "сверкает" эпитетами, метафорами, сравнениями. Под пером писателя благодаря олицетворениям природа оживает.

Слайд 2

Вывод: Во всем ходе повествования чувствуется стремление человека осмыслить и одушевить природу, сделать ее понятной, близкой и родной людям!

Слайд 3

У писателя есть очень наглядная философская формула о глубинной связи человека и природы и об особом назначении человека

Слайд 4

Пришвин обращался к молодому поколению: «Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и для нас она кладовая Солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять - их надо открывать и показывать. Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину».

Слайд 5

Домашнее задание Написать сочинение-размышление на тему: «Охранять природу - значит охранять Родину»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированный урок литературы и географии в 6 классе

«Когда меняемся мы, меняется мир» (рассказ А. П. Платонова «Песчаная учительница»)...

Урок литературы "Меня никто не зовет" по сказке-были А.П.Платонова "Неизвестный цветок

Урок литературы по сказке-были А.П.Платонова  построен с использованием материалов УМК "Вокруг тебя - МИР..." (для 5 класса)...

Урок литературы по теме « Родная природа в сказке-были «Кладовая солнца» М.М.Пришвина "

hellip;Если бы природа могла чувствовать благодарность человеку за то, что он проник в ее тайную жизнь и воспел ее красоту, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Пришвина. (К. Паустовск...

«Два градуса любви и красоты…» Интегрированный урок литературы и географии по очерку И.С. Тургенева «Лес и степь»

Тематическая и проблемная связь существует между географией родного края и литературой, т.е. с теми дисциплинами, которые отражают наиболее специфические стороны духовной культуры народа. Чтобы изучит...

Разработка урока литературы в 6-м классе по сказке-были А. А. Платонова «Неизвестный цветок»

Разработка урока литературы в 6-м классе по сказке-были А. А. Платонова «Неизвестный цветок» Тема урока: « Чтобы жить и светиться, надо много трудиться» ...