Причастие. Причастие как часть речи. (первый урок).
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме
Цель урока: ознакомление учащихся с грамматическими признаками причастия.
Задачи урока:
- Образовательная.
- Познакомиться с причастиями и важнейшими признаками этой языковой категории.
- Учиться отличать причастия от слов других частей речи.
- Повторение грамматических признаков глагола и прилагательного.
- Воспитательная.
- Воспитание навыка самостоятельной работы при изучении новой части речи
- Развитие интереса к изучению родного языка.
- Развивающая.
- Составление связного устного рассказа на лингвистическую тему.
- Обогащение синтаксического строя речи учащихся путём использования причастий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_s_prezentatsiey.docx | 23.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока с презентацией.
Причастие. Причастие как часть речи (первый урок по теме). 16 урок.
Учитель: Вишневская Елена Павловна.
Предмет – русский язык. Класс -7-б.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: ознакомление учащихся с грамматическими признаками причастия.
Задачи урока:
- Образовательная.
- Познакомиться с причастиями и важнейшими признаками этой языковой категории.
- Учиться отличать причастия от слов других частей речи.
- Повторение грамматических признаков глагола и прилагательного.
- Воспитательная.
- Воспитание навыка самостоятельной работы при изучении новой части речи
- Развитие интереса к изучению родного языка.
- Развивающая.
- Составление связного устного рассказа на лингвистическую тему.
- Обогащение синтаксического строя речи учащихся путём использования причастий.
Ход урока
- Проверка домашнего задания с целью актуализации опорных знаний:
- Упр. 24 (выборочно).
- Вызванный к доске ученик готовит связный рассказ о глаголе как часть речи. Ответ должен быть полным и логичным. Для подтверждения ученик приводит свои примеры или примеры из домашней работы.
- Морфологический разбор:
У доски два ученика разбирают морфологически слова жидкого (золота) и запылала.
Повторение поможет успешнее овладеть умением находить сходные с ними признаки в причастии.
- Формулирование учащимися темы и цели урока:
Прочитайте слово на слайде 1.
- Что такое родник?
- Родник – это водный источник, текущий из глубины земли.
- Какой может быть родник? Запишите на доске.
- Лесной, наполняющийся, глубокий, холодный, утоляющий, бьющий.
- Найдите прилагательные к слову родник.
- Какое прилагательное обозначает признак по месту нахождения? (лесной)
- Какое прилагательное обозначает признак по размеру? (глубокий)
- Какое прилагательное обозначает признак по ощущению? (холодный)
- Назовите слова из справки, которые выражают признак предмета по действию (утоляющий, бьющий, наполняющийся).
- Если слова выражают признак предмета по действию, то они являются особой формой глагола. Они называются причастием (слайд 2).
- Сформулируйте тему нашего урока.
- Причастие как особая форма глагола. Запишите её в тетради.
- Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте цели нашего урока, используйте опорные слова.
(слайд3) познакомиться...
учиться отличать...
- Изучение нового материала:
- Разговор о причастии как о части речи мы уже начали. Выяснили, что это особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию. продолжим начатый разговор. прочитайте написанные слова.
утоляющий (жажду)
утоляющая (жажду)
утоляющее (жажду)
- Скажите, на какие вопросы отвечает причастие? (какой? какая? какое?)
- Теперь дайте полное определение причастия. (слайд 4)
Причастие – это особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какое?
- Из определения видно, что причастие имеет черты глагола и прилагательного. А какие именно, вы определите, поработав с таблицей.
Причастие | ||||
Признаки глагола | Вид | Время | Признаки прилагательного | Изменяется |
1)утоляющий (жажду) утоливший (жажду) |
Р.п. утоляющ жажду Д. п. утоляющ жажду В. п. утоляющ жажду Т. п. утоляющ жажду П. п. об утоляющ жажду
утоляющие жажду
утоляющий жажду утоляющее жажду | по... по... по... |
Учащиеся работают в парах. Делают выводы по каждой части таблицы.
- Причастия можно заменить сочетанием «мест. который + глаг.», от которого образовано данное причастие ( в н. в или пр. в.). Подобной замены с прилагательным сделать нельзя. Кроме того, причастия образуются от глаголов, а прилагательные от существительных. Например, лесной - лес, утоляющий - утолить.
- Чем же отличается признак, обозначенный причастием, от признака, обозначенного прилагательным?
- Причастие обозначает признак предмета по действию, проявляющийся во времени; он не является постоянным.
- Какую часть речи поясняет прилагательное?
- А причастие?
- Как изменяются прилагательные и причастия?
- Они изменяются одинаково – по родам, падежам и числам.
- Признаки, помогающие отличать причастие от прилагательного:
- прилагательное можно заменить синонимом, тогда как причастие – сочетанием слов который + глаг., от которого оно образовано, в н. в. или пр. в. Например, редкий лес- негустой лес, редеющий лес – лес, который редеет.
- прилагательное и причастие можно различать по морфемному признаку – прилагательные имеют суффиксы –уч-, -юч-, причастия –ащ-, -ящ-. Летучий- летящий. (слайд 5)
- Сделайте общий вывод о причастии.
- Отвечает на те же вопросы, что и прилагательное, как прилагательное, изменяется по родам, числам и падежам. Отличается от прилагательных тем, что обозначает временной признак.
- Синтаксический разбор предложения:
Путники расположились около утолившего их жажду источника.
- Скажите, какой вывод можно сделать из этой работы?
- Причастие в предложении является определением.
- Закрепление материала:
- Запишите в два столбика прилагательные с существительными, рядом с ними – однокоренные причастия.
Синий горизонт – синеющий небосклон
Жёлтая кувшинка – желтеющая нива
Колючий ёж - колющий предмет
Шумный поток – шумящий поток
Выделите суффиксы.
- Подберите к прилагательным и причастиям подходящие по смыслу имена существительные. Выделите суффиксы прилагательных и причастий.
Ползущее, ползучее; горячее, горящее; текущая, текучая; спелая, спеющая; дремучий, дремлющий.
- Сравните пары предложений, сделайте вывод о роли причастий в речи (слайд 6):
|
|
- Употребление причастий позволяет избегать повторов слов, делает речь более яркой и выразительной.
- М. В. Ломоносов говорил о причастиях: «Они служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу» (слайд 7)
- Какую же « силу имени» прилагательного заключает в себе причастие? Делается вывод о признаках прилагательного у причастия.
- Докажите справедливость слов М. В. Ломоносова о том, что причастия «служат к сокращению человеческого слова». Для этого замените в предложении один из глаголов причастием.
- Холодный предутренний ветер прогнал остатки ночного тумана и растрепал нашу палатку.
(Холодный предутренний ветер, прогнавший остатки ночного тумана, растрепал нашу палатку.)
- Солнце ещё не взошло в силу и греет бережно и ласково.
(Ещё не взошедшее в силу солнце греет бережно и ласково.)
7.)Проверочная работа:
- На уроке мы много говорили о новой части речи причастии, а теперь проверим, как вы поняли то, о чём мы говорили.
1. Найти словосочетание «прич. + сущ.»: 1.) Чернеющая пропасть 2.) Чёрная ночь 3.)белого цвета 4.)спелый крыжовник 5.)тёплый дождь | 2. Найти словосочетание «прич. +сущ.»: 1.)мокрый снег 2.)синее небо 3.)поспевающий крыжовник 4.)лаявшая собака 5.)тёмный горизонт |
3. Найти словосочетание «прил. + сущ.»: 1.)стоящий мальчик 2.)засеянное поле 3.)летящая птица 4.)светлое небо 5.)собранные грибы | 4. Найти словосочетание «прич. +сущ.»: 1.)болотная вода 2.)горячая печь 3.)спеющая ягода 4.)мелкий брод 5.)последний лист |
Контрольный листок учителя : 1. (1), 2. (3,4), 3. (4), 4. (3).
8.) Итог урока:
- С какой частью речи мы познакомились сегодня на уроке?
- Мы познакомились с причастием.
- Расскажите о причастии, используя свои примеры.
Учащиеся выполняют задание.
Обсуждается домашняя работа.
Оценивается деятельность учащихся на уроке.
Список используемой литературы:
- Русский язык: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др. 27 изд. М.: Просвещение 2010.
- «Интеллектуальное развитие школьников» / Г. А. Бакулина изд. М. «Владос» 2006.
- Русский язык 7 класс. Тесты в 2 частях / Книгина М. П. – Саратов: Лицей 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Причастие как часть речи (открытый урок).
Ход урока по русскому языку в 8-го классе.I.Организационный момент.II. Словарь: присутствовать, вдалеке, вблизи.III. Актуализация опорных знаний.IV.Объяснение нового материала.VII. Закрепление м...
Конспект урока по теме "Причастие как часть речи"
Конспект урока по русскому языку с использованием ЭОР....
Причастие. Причастие как часть речи (презентация).
В этой прзентации я обобщила все знания полученные на первом уроке о причастии. Дети наглядно запоминали теоретические знания....
Электронный тренажёр "Причастие как часть речи. Склонение причастий"
Данный ресурс предназначен для сопровождения урока русского языка в 7 классе по теме "Причастие как часть речи. Склонение причастий"....
План – конспект урока по применению технологии развития критического мышления на примере урока русского языка в 7 классе « Причастие как часть речи» в условиях реализации ФГОС.
Тип урока: усвоение и новых знаний в условиях реализации ФГОС.Форма урока: урокМетод: комбинированныйМодель обучения: базовая.Реализуемая программа: сос...
Проверочная работа по темам "Причастие как часть речи" и "Деепричастие как часть речи"
Проверочная работа "Причастие" и "Деепричастие" предназначена для учащихся 7 классов, занимающихся по учебнику Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Тростенцовой в двух частях. Ма...
Конспект урока-зачета по теме: "Повторение о причастии как части речи. Орфограммы в причастиях" для 7 класса
Цели урока: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы; обращение внимания на различие действительных и страдательных причастий, их глагол...