Рабочая программа по русскому языку 5 класс
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_klass_rus.yaz_._2.docx | 76.17 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» Руководитель ШМО ______ И.Н. Нарожный Протокол № ______ от «____» __________ 2012г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР
_______ С.А. Аплина
«____ » ___________ 2012 г. | «Утверждаю» Директор ______ В.М. Нарожная Приказ № ___________ от «___»_________ 2012 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку, 5 класс
Межековой Карины Викторовны, без категории
2012- 2013 учебный год
Структура рабочей программы.
- Пояснительная записка.
- Содержание тем учебного предмета.
- Учебно – тематическое планирование.
- Календарно-тематическое планирование
- Требование к уровню подготовки учащихся
- Критерии и нормы оценивания знаний и умений учащихся
- Список литературы.
Пояснительная записка
Данная учебная программа ориентирована на учащихся 5 класса и реализуется на основе следующих документов:
1.Государственный стандарт основного общего образования по русскому языку
2.Примерной программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений
3.Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образовании
4. Базисный учебный план от 09.03.2004 №1312 с изменениями от 03.09.2011г № 1994.
5.Учебный план школы на 2012 – 2013 учебный год
6.Положение о разработке рабочих программ МБОУ Талажанская ООШ на 2012-2013 учебный год.
Из федерального компонента на преподавание курса русский язык отводится – 6 часов в неделю, всего 210 часов. Программа по предмету рассчитана на 210 часов, реализуется в 204 часа в связи с тем, что в 2012 – 2013 учебном году 34 недели.
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Содержание тем учебного предмета
5 КЛАСС (210 ч)
О языке
Значение языка в жизни человека. Высказывания великих людей о русском языке.
Речь
Текст: основные признаки текста; тема и основная мысль текста; развитие мысли в тексте; данная и новая информация; деление текста на абзацы; строение абзаца: зачин, средняя часть, концовка; план текста (простой).
Стили речи: разговорный, художественный, деловой; их основные признаки; сфера употребления в речи, характерные языковые средства (из числа изученных учащимися).
Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Особенности строения:
а) художественного и делового повествования; б) описания предмета;
в) рассуждения-доказательства; г) оценочных суждений.
Композиционные формы: деловая инструкция (как что-либо делать), объявление. Основные требования к изложению (подробному и сжатому) и сочинению.
Закрепление и углубление изученного в начальных классах
ФОНЕТИКА, ОРФОЭПИЯ, ГРАФИКА
Предмет изучения фонетики. Звуки речи. Слог. Ударение. Гласные ударные и безударные. Согласные твердые в мягкие, глухие и звонкие. Элементарные сведения о транскрипции. Предмет изучения орфоэпии. Основные правила произношения звуков речи: ударных и безударных гласных; согласных звуков. Предмет изучения графики. Алфавит. Правильное название букв алфавита. Соотношение звуков и букв. Звуковое значение букв е, ё, я, ю. Знакомство с орфоэпическим словарем и его использование.
ПИСЬМО. ОРФОГРАФИЯ
Значение письма в жизни общества. Предмет изучения орфографии. Понятие орфограммы. Основные виды изученных орфограмм гласных и согласных корня. Употребление на письме буквенных сочетаний жи~ши, ча—ща, чу—щу, нч, чн, чк, рщ; разделительных ъ и ь; -тся я -ться в глаголах. Не с глаголами. Использование орфографического словаря.
СЛОВО И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ. ЛЕКСИКА
Предмет изучения лексики. Слово и его лексическое значение. Основные способы толкования лексического значения слова: краткое объяснение значения в толковом словаре; подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов. Этикетные слова как особая лексическая группа. Знакомство с толковым словарем.
СЛОВО И ЕГО СТРОЕНИЕ. МОРФЕМИКА
Предмет изучения состава слова. Морфема как часть слова. Корень. Смысловая общность однокоренных слов. Приставка и суффикс как значимые части слова. Окончание как морфема, образующая форму слова. Знакомство со словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов.
СЛОВО КАК ЧАСТЬ РЕЧИ. МОРФОЛОГИЯ
Предмет изучения морфологии. Система частей речи в русском языке.Знаменательные части речи, их основные признаки. Служебные части речи. Междометия и звукоподражательные слова. Знакомство с грамматико-орфографическим словарем.
Язык. Правописание (систематический курс)
Синтаксис и пунктуация
Предмет изучения синтаксиса и пунктуации. Словосочетание. Главное и зависимое слова в словосочетании .Предложение. Его грамматическая основа. Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные). Восклицательные предложения. Знаки препинания в конце предложения. Интонация и порядок слов. Логическое ударение .Предложения распространенные и нераспространенные. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. Тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже. Предложения с однородными членами (без союзов и с союзами а, но, одиночным и). Запятая между однородными членами. Обобщающее слово перед однородными членами. Двоеточие и тире при обобщающих словах. Обращение. Знаки препинания при обращении. Сложные предложения с бессоюзной и союзной связью. Понятие о сложносочиненном и сложноподчиненном предложении. Запятая между частями сложного предложения перед союзами и, а, но, что, чтобы, потому что, если и др. Прямая речь после слов автора и перед словами автора. Знаки препинания при прямой речи. Диалог. Тире при диалоге. Наблюдение за использованием в художественных текстах изучаемых синтаксических конструкций, усиливающих образность и эмоциональность речи.
Лексика. Словообразование. Правописание
Слово; взаимосвязь его лексического значения, морфемного строения и написания.
Слова однозначные и многозначные. Прямое и переносное значения слова. Переносное значение слова как основа создания художественных тропов: метафоры, олицетворения, эпитета. Синонимы, антонимы (повторение). Омонимы. Пути пополнения словарного состава русского языка: словообразование и заимствование слов из других языков. Слова исконно русские и заимствованные. Понятие о механизме образования слов в русском языке. Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, сложение. Чередование гласных и согласных в морфемах при образовании слова и его форм.
Словообразовательная модель как схема построения слов определенной части речи, имеющих общность в значении (^оватый, ^ательница и т. п.). Неологизмы как новые слова, построенные по типичным моделям. Правописание приставок на з и с. Правописание корней -лож- — -лаг-; -рос- — -раст-(-ращ~). Буквы о—е после шипящих в корне. Буквы и—ы после ц в разных частях слов.
Общеупотребительная лексика и слова, имеющие ограниченную сферу употребления (диалектизмы, профессионализмы). Устаревшие слова. Фразеологизмы; их стилистическая принадлежность и основные функции в речи. Наблюдение за использованием в художественном тексте синонимов, антонимов, омонимов; слов в переносном значении для создания тропов (метафор, олицетворений, эпитетов); диалектизмов, устаревших слов и фразеологических оборотов.
Морфология. Орфография (49 ч)
Классификация частей речи русского языка (повторение)
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ.
ГЛАГОЛ
Глагол как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма (инфинитив). Основные способы образования глаголов. Правописание не с глаголами (закрепление).
Возвратные глаголы. Правописание -ться и –тся в глаголах (закрепление). Виды глаголов. Корни с чередованием и—е (-мир- —-мер-; -тир- — -тер- и др.), их правописание. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. Время глагола. Лицо и число. Спряжение. Правописание безударных личных окончаний глагола. Разноспрягаемые глаголы (ознакомление). Сослагательное наклонение: значение, образование, правописание. Повелительное наклонение: значение, образование, правописание. Безличные глаголы. Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого в целях повышения образности и эмоциональности. Глагольная синонимия в художественных текстах (наблюдение и анализ). Употребление глаголов в переносном значении.
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
Имя существительное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма.
Основные способы образования имей существительных. Правила употребления при письме типичных суффиксов, в частности суффиксов -чик (-щик), -ек, -ик (-чик). Правила слитного и раздельного написания не с именами существительными. Имена существительные одушевленные и неодушевленные; собственные и нарицательные. Правила употребления большой буквы при написании имен существительных. Род имен существительных. Существительные общего рода; род неизменяемых имен существительных. Число имен существительных. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. Падеж. Склонение имен существительных. Разносклоняемые и несклоняемые существительные. Правописание безударных окончаний имен существительных. Развитие навыков пользования грамматико-орфографическям, орфографическим, толковым, словообразовательным, орфоэпическим словарями. Имена существительные в художественном тексте: их образная и экспрессивная роль.
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
Имя прилагательное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма. Основные способы образования имен прилагательных. Разряды имен прилагательных по значению: прилагательные качественные, относительные и притяжательные. Прилагательные полные и краткие, их роль в предложении. Правописание кратких имен прилагательных с основой на шипящий. Степени сравнения имен прилагательных. Склонение имен прилагательных. Правописание падежных окончаний имен прилагательных. Образная, эмоциональная функция имен прилагательных в художественном тексте. Эпитеты. Синонимия имен прилагательных. Роль прилагательных в научной и деловой речи. Употребление прилагательных в переносном значении.
Повторение
Резервные часы
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Раздел | Кол-во часов | Диктант | Изложение | Сочинение | Контрольная работа |
1 | О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ | 4 | ||||
2 | ПОВТОРЕНИЕ. ФОНЕТИКА. ГРАФИКА. | 10 | 1 | 1 | ||
3 | ТЕКСТ | 3 | ||||
4 | ПИСЬМО. ОРФОГРАФИЯ. | 13 | 1 | |||
5 | СТРОЕНИЕ СЛОВА | 3 | ||||
6 | СЛОВО КАК ЧАСТЬ РЕЧИ | 12 | 1 | 1 | ||
7 | ТЕКСТ (ПРОДОЛЖЕНИЕ) | 3 | ||||
8 | ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. | 6 | 1 | |||
9 | ЛЕКСИКА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ПРАВОПИСАНИЕ. | 32 | 1 | 2 | 1 | |
10 | СТИЛИ РЕЧИ | 7 | 1 | |||
11 | СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ (ВВОДНЫЙ КУРС) | 38 | 1 | |||
12 | ТИПЫ РЕЧИ | 4 | 1 | |||
13 | СТРОЕНИЕ ТЕКСТА | 2 | 1 | |||
14 | МОРФОЛОГИЯ. ПРАВОПИСАНИЕ. Глагол | 24 | 1 | |||
15 | СТРОЕНИЕ ТЕКСТА (ПРОДОЛЖЕНИЕ) | 5 | 1 | |||
16 | МОРФОЛОГИЯ. ПРАВОПИСАНИЕ (ПРОДОЛЖЕНИЕ) Имя существительное | 22 | 1 | |||
17 | СТРОЕНИЕ ТЕКСТА (ПРОДОЛЖЕНИЕ) | 4 | 1 | |||
18 | МОРФОЛОГИЯ. ПРАВОПИСАНИЕ (продолжение) Имя прилагательное | 12 | 1 | |||
19 | Резервные уроки | 6 | ||||
Итого: | 210 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Название темы | К-во часов | Вид контроля | Понятия | Дата | Примечание | |
О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ (4 ч) | |||||||
1 | Зачем человеку нужен язык. | 1 | Язык | ||||
2 | Что мы знаем о русском языке. | 1 | |||||
3 | Что такое речь. | 1 | Речь | ||||
4 | Речь монологическая и диалогическая. Речь устная и письменная. | 1 | Речь монологическая и диалогическая. Речь устная и письменная. | ||||
ПОВТОРЕНИЕ. ФОНЕТИКА. ГРАФИКА. (10ч) | |||||||
5-6 | Звуки и буквы. Алфавит. | 2 | Звуки и буквы. Алфавит. | ||||
7-8 | Что обозначают буквы е, ё, ю, я. | 2 | |||||
9-10 | Фонетический разбор слова. | 2 | |||||
11 | Р/р. Сочинение по картине И.И.Шишкина «Корабельная роща». | 1 | Сочинение | ||||
12-13 | Повторение по теме «Фонетика. Графика». | 2 | |||||
14 | Контрольная работа по теме «Фонетика. Графика». | 1 | Контрольная работа | ||||
ТЕКСТ(3ч) | |||||||
15 | Что такое текст. | 1 | Текст. | ||||
16 | Тема текста. | 1 | Тема текста. | ||||
17 | Основная мысль текста. | 1 | |||||
ПИСЬМО. ОРФОГРАФИЯ. (13ч) | |||||||
18 | Зачем людям письмо. | 1 | Письмо. | ||||
19 | Орфография. Нужны ли правила? | 1 | |||||
20 | Входная контрольная работа по теме «Орфография». | 1 | |||||
21 | Орфограммы в корнях слов. | 1 | |||||
22 | Сочетания букв жи-ши, ча-ща, чу-щу; нч, чк, чн, нщ, рщ. | 1 | |||||
23 | ь после шипящих в конце имен существительных и глаголов. | 1 | |||||
24-25 | Разделительные ь и ъ. | 2 | |||||
26 | Не с глаголами. | 1 | |||||
27 | Написание -тся, -ться в глаголах. | 1 | |||||
28 | Повторение по теме: «Письмо. Орфография». | 1 | Повторение | ||||
29 | Контрольный диктант «Дни поздней осени» | 1 | Контрольный диктант | ||||
30 | Анализ диктанта. | 1 | |||||
СТРОЕНИЕ СЛОВА (3ч) | |||||||
31 | Почему корень, приставка, суффикс и окончание – значимые части слова. | 1 | корень, приставка, суффикс и окончание | ||||
32-33 | Как образуются формы слова. | 2 | |||||
СЛОВО КАК ЧАСТЬ РЕЧИ (12ч) | |||||||
34-35 | Самостоятельные части речи. | 2 | |||||
36-37 | Р/р. Изложение «Барсучонок». | 2 | изложение | ||||
38-39 | Как изменяются имена существительные, имена прилагательные и глаголы. | 2 | |||||
40-42 | Служебные части речи. Предлог. Союз. Частица. | 3 | Предлог. Союз. Частица. | ||||
43 | Повторение по теме «Слово как часть речи». | 1 | повторение | ||||
44 | Контрольная работа по теме «Слово как часть речи». | 1 | контрольная работа | ||||
45 | Анализ контрольной работы. | 1 | |||||
ТЕКСТ (ПРОДОЛЖЕНИЕ) (3ч) | |||||||
46 | Порядок расположения предложений в тексте. | 1 | |||||
47-48 | Абзац как часть текста. | 2 | Абзац | ||||
ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. (6ч) | |||||||
49 | Что изучает фонетика. | 1 | Фонетика | ||||
50 | Звуки гласные и согласные. | 1 | звуки, гласные, | ||||
51 | Слог, ударение. | 1 | слог, ударение | ||||
52 | Что изучает орфоэпия. | 1 | орфоэпия. | ||||
53 | Произношение согласных звуков. Орфоэпический разбор слова | 1 | Орфоэпический разбор слова | ||||
54 | Контрольная работа по теме «Фонетика. Орфоэпия» | ||||||
ЛЕКСИКА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ПРАВОПИСАНИЕ. (32ч) | |||||||
55 | Как определить лексическое значение слова. | 1 | Лексическое значение слова | ||||
56 | Сколько лексических значений имеет слово. | 1 | |||||
57 | Когда слово употребляется в переносном значении. | 1 | Переносное значение слова | ||||
58 | Р/р. Сочинение-описание по картине И.Т.Хруцкого «Цветы и плоды». | 1 | сочинение | ||||
59-61 | Как пополняется словарный состав русского языка. | 3 | |||||
62-63 | Как образуются слова в русском языке. | 2 | |||||
64-65 | Какие чередования гласных и согласных происходят в словах. | 2 | |||||
66-67 | Правописание чередующихся гласных а-о в корнях –лаг- - -лож-,-рос- - -раст- (-ращ-). | 2 | |||||
68-69 | Буквы о-ё после шипящих в корнях слов. | 2 | |||||
70-71 | Чем отличаются друг от друга слова-омонимы. | 2 | Слова-омонимы. | ||||
72-73 | Что такое профессиональные и диалектные слова. | 2 | профессиональные и диалектные слова. | ||||
74 | Контрольный диктант «Летняя гроза» с грамматическим заданием | 1 | контрольный диктант | ||||
75 | Анализ контрольного диктанта. | 1 |
| ||||
76-77 | О чем рассказывают устаревшие слова. | 2 | устаревшие слова. | ||||
78-79 | Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова. | 2 | этикетные слова | ||||
80 | Р/р. Сочинение-описание по картине К.Ф.Юона «Русская зима». | 1 | сочинение-описание | ||||
81-82 | Правописание приставок. | 2 | |||||
83-84 | Буквы и-ы после ц. | 2 | |||||
85 | Повторение по теме «Лексика. Словообразование. Правописание». | 1 | повторение | ||||
86 | Контрольная работа по теме «Лексика. Словообразование. Правописание». | 1 | контрольная работа | ||||
СТИЛИ РЕЧИ (7ч) | |||||||
87-88 | Что изучает стилистика. | 2 | стилистика. | ||||
89-90 | Разговорная и книжная речь. | 2 | Разговорная и книжная речь. | ||||
91 | Р/р. Сочинение-описание по картине И.И.Машкова «Клубника и белый кувшин». | 1 | сочинение-описание | ||||
92-93 | Художественная и научно-деловая речь. | 2 | художественная и научно-деловая речь. | ||||
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ (ВВОДНЫЙ КУРС) (38ч) | |||||||
94-95 | Что изучает синтаксис и пунктуация. | 2 | синтаксис и пунктуация | ||||
96-98 | Словосочетание. | 3 | Словосочетание. | ||||
99-100 | Предложение. Интонация предложения. Виды предложений по цели высказывания. | 2 | Предложение. Интонация предложения. | ||||
101 | Восклицательные предложения. | 1 | Восклицательные предложения. | ||||
102 | Главные члены предложения. | 1 | Главные члены предложения. | ||||
103-104 | Тире между подлежащим и сказуемым. | 2 | |||||
105-106 | Предложения распространенные и нераспространенные. | 2 | Предложения распространенные и нераспространенные. | ||||
107-108 | Второстепенные члены предложения. | 2 | Второстепенные члены предложения. | ||||
109-110 | Дополнение. | 2 | Дополнение. | ||||
111-112 | Определение. | 2 | Определение. | ||||
113-114 | Обстоятельство. | 2 | Обстоятельство. | ||||
115-116 | Однородные члены предложения. | 2 | Однородные члены предложения. | ||||
117 | Обобщающее слово перед однородными членами. | 1 | |||||
118 | Двоеточие после обобщающего слова. | 1 | |||||
119-120 | Обращение. | 2 | Обращение. | ||||
121-122 | Синтаксический разбор простого предложения. | 2 | |||||
123-124 | Сложное предложение. | 2 | Сложное предложение | ||||
125-126 | Прямая речь. | 2 | Прямая речь. | ||||
127-128 | Диалог. | 2 | Диалог. | ||||
129 | Повторение по теме «Синтаксис и пунктуация». | 1 | Повторение | ||||
130 | Контрольный диктант «Фомка и Барин» с грамматическим заданием. | 1 | контрольный диктант | ||||
131 | Анализ контрольного диктанта. | 1 | |||||
ТИПЫ РЕЧИ (4 ч) | |||||||
132 | Что такое тип речи. | 1 | тип речи. | ||||
133 | Описание, повествование, рассуждение. | 1 | Описание, повествование, рассуждение | ||||
134 | Оценка действительности. | 1 | |||||
1 35 | Р/р. Сочинение по картине «Ландыши» | 1 | |||||
СТРОЕНИЕ ТЕКСТА (2 ч) | |||||||
136 | Строение текста типа рассуждения-доказательства. | 1 | |||||
137 | Р/р. Сочинение на тему «Какой должна быть школьная перемена и почему» | 1 | |||||
МОРФОЛОГИЯ. ПРАВОПИСАНИЕ. (24ч) | |||||||
138 | Морфология. Правописание. | 1 | Морфология. Правописание | ||||
139 | Что обозначает глагол. | 1 | Глагол | ||||
140 | Слитное и раздельное написание не с глаголами (закрепление). | 1 | |||||
141 | Как образуются глаголы. | 1 | |||||
142 | Вид глагола. | 1 | Вид глагола. | ||||
143 | Корни с чередованием букв е-и | 1 | |||||
144 | Инфинитив. | 1 | Инфинитив. | ||||
145-146 | Правописание –тся и –ться в глаголах (закрепление). | 2 | |||||
147 | Наклонение глагола. | 1 | Наклонение глагола. | ||||
148 | Как образуется сослагательное наклонение глагола. | 1 | Сослагательное наклонение глагола. | ||||
149-150 | Как образуется повелительное наклонение глагола. | 2 | Повелительное наклонение глагола. | ||||
151-152 | Времена глагола. | 2 | Времена глагола | ||||
153-154 | Спряжение глагола. Лицо и число. | 2 | Спряжение глагола. Лицо и число. | ||||
155-156 | Правописание безударных личных окончаний глаголов. | 2 | |||||
157-158 | Безличные глаголы. Переходные и непереходные глаголы. | 2 | Безличные глаголы. Переходные и непереходные глаголы. | ||||
159 | Повторение по теме «Глагол». | 1 | Повторение | ||||
160 | Контрольный диктант «Дуб» с грамматическим заданием | 1 | Контрольный диктант | ||||
161 | Анализ контрольного диктанта. | 1 | |||||
СТРОЕНИЕ ТЕКСТА (ПРОДОЛЖЕНИЕ) (5ч) | |||||||
162 | Как связываются предложения в тексте. | 1 | |||||
163-164 | «Данное» и «новое» в предложениях. | 2 | Данное» и «новое» в предложениях | ||||
165 | Строение текста типа повествования. | 1 | |||||
166 | Р/р. Сочинение на тему «Пробуждение от спячки» | 1 | |||||
МОРФОЛОГИЯ. ПРАВОПИСАНИЕ (ПРОДОЛЖЕНИЕ) (22ч) | |||||||
167 | Что обозначает имя существительное. | 1 | Имя существительное. | ||||
168 | Как образуются имена существительные. | 1 | |||||
169 | Употребление суффиксов существительных –чик-, -щик-. | 1 | |||||
170 | Употребление суффиксов существительных –ек-, -ик- (-чик-). | 1 | |||||
171 | Слитное и раздельное написание не с именами существительными. | 1 | |||||
172-173 | Имена существительные одушевленные и неодушевленные. | 2 | Имена существительные одушевленные и неодушевленные. | ||||
174-175 | Собственные и нарицательные имена существительные. | 2 | |||||
176-177 | Род имен существительных. | 2 | |||||
178-179 | Существительные общего рода. | 2 | |||||
180-181 | Род несклоняемых имен существительных. | 2 | |||||
182 | Число имен существительных. | 1 | |||||
183 | Падеж и склонение имен существительных. | 1 | |||||
184 | Правописание безударных падежных окончаний имен существительных. | 1 | |||||
185 | Употребление имен существительных в речи. | 1 | |||||
186 | Повторение по теме «Имя существительное» | 1 | |||||
187 | Контрольный диктант «В самолете во время грозы» | 1 | диктант | ||||
188 | Анализ диктанта. | 1 | |||||
СТРОЕНИЕ ТЕКСТА (ПРОДОЛЖЕНИЕ) (4ч) | |||||||
189 | Строение текста типа описания предмета. | 1 | |||||
190-191 | Соединение типов речи в тексте. | 2 | |||||
192 | Р/р. Сочинение на тему «История жизни оленя» | 1 | сочинение | ||||
МОРФОЛОГИЯ. ПРАВОПИСАНИЕ (продолжение) (12ч) | |||||||
193 | Что обозначает имя прилагательное. | 1 | |||||
194 | Прилагательные качественные, относительные и притяжательные. | 1 | |||||
195-196 | Правописание окончаний имен прилагательных. | 2 | |||||
197 | Образование имен прилагательных. | 1 | |||||
198 | Прилагательные полные и краткие. | 1 | Прилагательные полные и краткие | ||||
199 | Сравнительная и превосходная степень качественных имен прилагательных. | 1 | Сравнительная и превосходная степень качественных имен прилагательных. | ||||
200 | Как образуется сравнительная степень прилагательного. | 1 | |||||
201 | Как образуется превосходная степень прилагательного. | 1 | |||||
202 | Повторение по теме «Морфология. Правописание». | 1 | повторение | ||||
203 | Итоговый контрольный диктант «Весной» с грамматическим заданием. | 1 | диктант | ||||
204 | Анализ контрольного диктанта. | 1 | |||||
205 | Резервный урок | 1 | |||||
206 | Резервный урок | 1 | |||||
207 | Резервный урок | 1 | |||||
208 | Резервный урок | 1 | |||||
209 | Резервный урок | 1 | |||||
210 | Резервный урок | 1 |
Требования к уровню подготовки обучающихся 5 класса
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать
- смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
- основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
- основные единицы языка, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь
- определять тему и основную мысль текста; подбирать заголовок, отражающий тему, основную мысль текста; составлять простой план. Выделять в тексте типы речи – описание предмета, повествование, рассуждение. Определять стиль (разговорный, художественный, деловой); находить в тексте языковые средства, характерные для данного стиля.
- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
аудирование и чтение
- адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);
- осмысленно и бегло читать учебные тексты, выразительно читать тексты художественного стиля;
- пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
- подробно (устно и письменно) пересказывать тексты, содержащие повествование, описание предмета или животного, рассуждение; сохранять их строение (типы речи и стиль). Сжато пересказывать (устно и письменно) тексты такого же строения.
- владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
- соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
- соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
фонетика и орфоэпия:
- проводить фонетический и орфоэпический разборы слов;
морфемика и словообразование:
- по типичным суффиксам и окончаниям определять изученные части речи и их формы;
- определять способы образования существительных, прилагательных, глаголов;
- составлять словообразовательные гнезда однокоренных слов.
лексикология и фразеология:
- соблюдать лексические нормы, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения;
- толковать лексическое значение многозначных слов;
- проводить элементарный анализ текста, обнаруживая в нем примеры употребления слов в переносном значении.
морфология:
- различать постоянные и непостоянные морфологические признаки слова, проводить морфологический разбор слов;
- правильно и уместно употреблять слова изученных частей речи;
- использовать знания и умения по морфологии в практике правописания и проведении синтаксического анализа предложения.
орфография:
- владеть правильным способом применения изученных правил;
- учитывать морфемное строение, значение и грамматическую характеристику при выборе правильного написания.
синтаксис и пунктуация:
- составлять схемы словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме;
- определять синтаксическую роль всех изученных частей речи;
- различать и конструировать сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами;
- соблюдать правильную интонацию предложений в речи;
- объяснять пунктуацию изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы предложений.
Критерии оценивания
1. Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по русскому языку. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:
1) полноту и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
Отметка "5" ставится, если ученик:
1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определенное языковых понятий;
2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;
3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Отметка "4" ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки "5", но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Отметка "3" ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Отметка "2" ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка "2" отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьёзным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Отметка ("5", "4", "3") может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
2. Оценка диктантов
Диктант - одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.
Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.
Объём диктанта устанавливается: для 5 класса – 90-100 слов, для 6 класса – 100-110 слов, для 7 – 110-120, для 8 – 120-150, для 9 класса – 150-170 слов. (При подсчёте слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова).
К о н т р о л ь н ы й с л о в а р н ы й д и к т а н т проверят усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для 5 класса – 15-20, для 6 класса – 20-25, для 7 класса – 25-30, для 8 класса – 30-35, для 9 класса – 35-40.
Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. И т о г о в ы е
д и к т а н т ы, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.
Для к о н т р о л ь н ы х д и к т а н т о в следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные, они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать в 5 классе – 12 различных орфограмм и 2-3 пунктограмм, в 6 классе – 16 различных орфограмм и 3-4 пунктограмм, в 7 классе – 20 различных орфограмм и 4-5 пунктограмм, в 8 классе – 24 различных орфограмм и 10 пунктограмм, в 9 классе – 24 различных орфограмм и 15 пунктограмм.
В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух-трёх предыдущих уроках).
В диктантах должно быть: в 5 классе – не более 5 слов, в 6-7 классах – не более 7 слов, в 8-9 классах – не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.
До конца первой четверти (а в 5 классе – до конца первого полугодия) сохраняется объём текста, рекомендованный для предыдущего класса.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
1) в переносе слов;
2) на правила, которые не включены в школьную программу;
3) на еще не изученные правила;
4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
5) в передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: "рапотает" (вместо работает), "дулпо" (вместо дупло), "мемля" (вместо земля).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчёте ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:
1) в исключениях из правил;
2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
4) в случаях слитного и раздельного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
5) в написании ы и и после приставок;
6) в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не ...; не кто иной, как; ничто иное не, не что иное, как и др.);
7) в собственных именах нерусского происхождения;
8) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности. Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок.
Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне одно-коренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (однокоренное) слово или его форму (вода - воды, плоты - плот, грустный - грустить, резкий - резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.
П р и м е ч а н и е. Если в одном слове с непроверяемыми орфограммами допущены 2 ошибки и более, то все они считаются за одну ошибку.
Диктант оценивается одной отметкой.
О т м е т к а "5" выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической, 1 негрубой пунктуационной или 1 негрубой грамматической ошибки.
О т м е т к а "4" выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Отметка "4" может выставляться при трёх орфографических ошибках, если среди них есть однотипные. Также допускаются 2 грамматические ошибки.
О т м е т к а "3" выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление отметки "3" за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Отметка "3" может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки. Допускается до 4 грамматических ошибок.
О т м е т к а "2" выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок. Кроме этого, допущено более 4 грамматических ошибок.
При большем количестве ошибок диктант оценивается б а л л о м "1" .
В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
О т м е т к а "5" ставится, если ученик выполнил все задания верно.
О т м е т к а "4" ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.
О т м е т к а "3" ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
О т м е т к а "2" ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
О т м е т к а "1" ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.
П р и м е ч а н и е. Орфографические, пунктуационные и грамматические ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении отметки за диктант.
При оценке контрольного с л о в а р н о г о диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:
О т м е т к а "5" ставится за диктант, в котором нет ошибок.
О т м е т к а "4" ставится за диктант, в котором ученик допустил 1 -2 ошибки.
О т м е т к а "3" ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.
О т м е т к а "2" ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.
При большем количестве ошибок диктант оценивается б а л л о м "1".
Обстоятельства, которые необходимо учитывать при проверке и оценке диктанта
1. Неверные написания не считаются ошибками. Они исправляются, но не влияют на снижение оценки.
К неверным написаниям относятся:
? описка (искажение звукобуквенного состава слова: чаплявместоцапля);
? ошибка на правило, не изучаемое в школе;
? ошибка в переносе слова;
? ошибка в авторском написании (в том числе и пунктуационная);
? ошибка в слове с непроверяемым написанием, над которым не проводилась специальная работа.
2. Характер допущенной учеником ошибки (грубая или негрубая). К негрубым орфографическим относятся ошибки:
-в исключениях из правил;
- в выборе прописной или строчной буквы в составных собственных наименованиях;
-в случаях слитного или раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
-в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями в роли сказуемого;
-в написании ы и и после приставок;
-в случаях трудного различения не и ни;
-в собственных именах нерусского происхождения.
К негрубым пунктуационным относятся ошибки:
-в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
-в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности;
-при применении правил, уточняющих или ограничивающих действие основного правила (пунктуация при общем второстепенном члене или общем вводном слое, на стыке союзов).
При подсчете ошибок две негрубые ошибки принимаются за одну грубую; одна негрубая ошибка не позволяет снизить оценку на балл. На полях тетради ставится помета: негруб, или 1/2, т.е. пол-ошибки.
3. Повторяющиеся и однотипные ошибки.
Повторяющиеся - это ошибки в одном и том же слове или морфеме, на одно и то же правило (например: выращенный, возраст), а в пунктуации, например, выделение или невыделение причастных оборотов в одинаковой позиции. Такие ошибки замечаются, исправляются, однако три такие ошибки считаются за одну. Однотипные - это ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армие, в рощи; колятся, борятся) и фонетических (пирожек, сверчек) особенностях данного слова. Первые три однотипных ошибки принято считать за одну, каждая последующая - как самостоятельная. Нельзя считать однотипной ошибкой написание, которое проверяется опорным словом: безударные гласные, сомнительные и непроизносимые согласные, падежные окончания в разных формах и некоторые другие. Если в одном слове с непроверяемыми орфограммами (типа привилегия, интеллигенция) допущены две и более ошибок, то все они считаются за одну
3. Оценка сочинений и изложений
С о ч и н е н и я и и з л о ж е н и я – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Сочинения и изложения в 5-9 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы "Развитие навыков связной речи".
Примерный объем текста для подробного изложения: в 5 классе – 100-150 слов, в 6 классе – 150-200, в 7 классе – 200-250, в 8 классе – 250-350, в 9 классе – 350-450 слов.
Объём текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8-9 классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.
С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая – за соблюдение орфографических, пунктуационных норм и грамматических ошибок.
Обе отметки считаются отметками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая отметка (за содержание и речь) считается отметкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
• соответствие работы ученика теме и основной мысли;
• полнота раскрытия темы;
• правильность фактического материала;
• последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается: разнообразие словаря и грамматического строя речи, стилевое единство и выразительность речи, число языковых ошибок и стилистических недочетов.
Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок (см. Нормативы для оценки контрольных диктантов).
Содержание и речевое оформление оценивается по следующим нормативам:
Оценка | Основные критерии оценки | |
Содержание и речь | Грамотность | |
1 | 2 | 3 |
| 1. Содержание работы полностью соответствует теме. | Допускается 1 негрубая орфографическая или 1 пунктуационная или 1 грамматическая ошибка |
| 1. Содержание работы в основном соответствует теме, имеются незначительные отклонения от темы. | Допускаются: |
| 1. Имеются существенные отклонения от заявленной темы. | Допускаются: |
| 1. Работа не соответствует заявленной теме. | Допускаются: - 5 и более грубых орфографических ошибок независимо от количества пунктуационных; |
"1" | | Имеется по 7 и более орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок |
Данные нормы оценок даны для среднего объема сочинения в 4-5 страниц.
При оценке сочинения учитывается самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить оценку на 1 балл.
Отличная отметка не выставляется при наличии более 3 исправлений.
При наличии в тексте более 5 поправок (исправлений неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл.
Если объем сочинения в полтора –два раза больше указанного в настоящих «Нормах оценки…», при оценке работ следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4»на , а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2-3-2; 2-2-3; «3» ставится при соотношениях: 6-4-4; 4-6-4 ; 4-4-6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
Первая оценка ( за содержание и речь) не может быть положительной , если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
Ошибки и недочеты в сочинениях и изложениях
Следует различать понятия «ошибка» и «недочет». Ошибка - это нарушение требований к правильности речи, нарушение норм литературного языка. О ней мы говорим «так сказать нельзя». Недочет - это нарушение рекомендаций, связанных с понятием хорошей, коммуникативно-целесообразной речи. Ошибку мы оцениваем с позиции «это неправильно», недочет - с позиции «это хуже, чем могло бы быть сказано или написано». Другими словами, недочет - это скорее не ошибка, а некоторая шероховатость речи.
Речевые недочеты свидетельствуют о том, что школьник не научился подчинять отбор слов и выражений задаче речи. Выбранные им языковые средства неточно передают мысль или искажают ее, не раскрывают отношения автора к описываемым фактам, не соответствуют стилю изложения. Речевыми недочетами можно считать:
- повторение одного и того же слова;
- однообразие словарных конструкций;
- неудачный порядок слов;
- различного рода стилевые смешения.
Оценка тестов
При оценке выполнения тестового задания используется следующая шкала
Баллы | Степень выполнения задания |
1 | Менее чем на балл «2» |
2 | Выполнено не менее 20 % предложенных заданий |
3 | Выполнено не менее 30 % предложенных заданий |
4 | Выполнено не менее 40 % предложенных заданий |
5 | Выполнено не менее 50 % предложенных заданий |
6 | Выполнено не менее 60 % предложенных заданий |
7 | Выполнено не менее 70 % предложенных заданий |
8 | Выполнено не менее 80 % предложенных заданий |
9 | Выполнено не менее 90 % предложенных заданий |
10 | Выполнены все предложенные задания |
Перечень учебно-методических средств обучения:
1.Литература
Основная:
- Русский язык.5 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений/М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта.- М.: Дрофа, 2007.-286 с.
- Примерная программа по русскому языку основного общего образования для образовательных учреждений с русским языком обучения.
- Дополнительная:
- Таблица по теме «Служебные части речи»(предлог, союз, частица)
- Таблица по теме «Н и НН в суфиксах имен прилагательных»
3.Дидактический материал:
1.Русский язык. 5 класс: поурочные планы по учебнику М.М.Разумовской и др./сост. Н.О.Крамаренко.- Волгоград:Учитель,2005.-331 с.
2.Интернет-ресурсы:
- Культура письменной речи http://www.gramma.ru
- Имена.org – популярно об именах и фамилиях http://www.imena.org
- Крылатые слова и выражения http://slova.ndo.ru
- Мир слова русского http://www.rusword.org
- Рукописные памятники Древней Руси http://www.lrc-lib.ru
- Русская фонетика: мультимедийный Интернет – учебник http://www.philol.msu.ru/rus/galva-1/
- Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты http://character.webzone.ru
- Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку http://www.svetozar.ru
- Электронные пособия по русскому языку для школьников
3.Оборудование и приборы:
- Ноутбук
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....