Приемы многосенсорного представления информации при формировании коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы
учебно-методический материал (5 класс) на тему
Задача учителя – понять, как работать с учащимися в разных модальностях для эффективного обучения их способам создания собственного текста и понимания текстов, созданных другими, а так же повышения уровня владения языком. В данной статье мы рассмотрим формы и методы, которые можно применить на уроках русского языка и литературы. Принцип полисенсорного обучения при опоре на ведущую модальность в восприятии ребенка, становится определяющим при выборе учителем стратегии подачи нового материала и построения групповой и индивидуальной работы с детьми во время уроков. Остановимся на тех методах, которые могут применяться при изучении предмета и формировании языковой компетенции личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
И. В. Демина
МБОУ «СШ № 61» г. Иваново
Приемы многосенсорного представления информации при формировании коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы
Курс русского языка – важнейший курс школьной программы, одновременно является учебным предметом и языком обучения другим предметам. Безусловно, изучение языка является личностной потребностью, которая проявляется в общении. Успешность общения связана с умением реализовывать речевое намерение, которое зависит от степени владения единицами языка и умения употреблять их в конкретных ситуациях общения. В словаре «Современный образовательный процесс: основные понятия и термины» дано следующее определение коммуникативной компетенции (компетентности) – «это приобретенное в процессе естественной коммуникации или специально организованного обучения особое качество речевой личности, складывающееся из нескольких составляющих, в числе которых можно выделить языковую компетенцию (знание единиц языка и правил их соединения), предметную компетенцию (активное владение лексикой), лингвистическую компетенцию (специальные лингвистические знания) и прагматическую компетенцию (возможность осуществления речевой деятельности, обусловленной коммуникативными целями) [3, с. 8; с. 32; с. 71; с. 92]. То есть речь идет о «совокупности личностных свойств и возможностей». Поэтому мы говорим о важности личностно-ориентированного подхода к обучению, о необходимости учета личностных свойств и расширения личностных возможностей учащихся.
Изучению личностных особенностей учащихся, которые следует учитывать учителю при формировании коммуникативной компетенции, посвятили свои работы следующие педагоги и психологи: А. Плигин, М. Павлова, М. Гриндер, Л. Лойд. Нас интересуют приемы и методы, которые полезно было бы применить учителю русского языка и литературы, формируя коммуникативную компетенцию учащихся 5-го класса, а вернее, один элемент ее структуры – языковую компетенцию личности. Под языковой компетенцией понимается – «совокупность конкретных умений, необходимых члену языкового сообщества для речевых контактов и овладения языком как учебной дисциплиной» [3, с. 84].
Таким образом, наша задача – понять, как работать с учащимися в разных модальностях для эффективного обучения их способам создания собственного текста и понимания текстов, созданных другими, а так же повышения уровня владения языком. В данной статье мы рассмотрим формы и методы, которые можно применить на уроках русского языка и литературы.
Исследователи-психологи выделяют пять основных способов, с помощью которых люди воспринимают мир. Мы можем видеть, слышать, чувствовать, обонять и пробовать на вкус. В нашем мозгу сенсорная (полученная органами чувств) информация трансформируется в некоторую репрезентацию (представление) или модель. Эти индивидуальные модели называются репрезентативными системами. В первую очередь мир воспринимается зрительно (визуальная система восприятия - В), на слух (аудиальная система восприятия - А) и в ощущениях (кинестетическая система - К). Система, которая используется чаще, чем другие, называется предпочитаемой репрезентативной системой человека. Эта система используется сознательно и бессознательно. Предпочитаемые репрезентативные системы (модальности) являются одним из наиболее систематических способов различения моделей мира людей [4].
В обычном классе у большинства учеников достаточно развиты визуальные, аудиальные и кинестетические способности. Но несколько учеников являются представителями какой-либо одной из репрезентативных систем. Предпочитая одну модальность, они очень теряются в других. Когда информация соответствует их ведущей репрезентативной системе, они успешно воспринимают новый материал, активно работают на уроке. Когда учитель переключается с ведущей модальности ученика на другую, ученик пытается перевести информацию на язык своей модальности, он не получает положительного результата, как бы выпадает из учебного процесса урока. Это приводит к образованию пробелов в знаниях, потере интереса к изучаемому предмету, прблемами с дисциплиной. Поэтому учителю необходимо овладеть приемами многосенсорного представления информации.
При работе на уроке, знание ведущей репрезентативной системы учеников поможет учителю оптимизировать процесс обучения путем использования элементов языка той модальности, которую обучающиеся способены воспринимать лучше всего.
По данным исследования психологов, среди учащихся различных возрастных групп наблюдается преобладание одной из репрезентативных систем: в начальной школе и 5 классе – кинестетическая модель, 6-8 – аудиальная, 9-11 – визуальная. Среди детей, успевающих на «хорошо» и «отлично» увеличивается процент визуалов. Среди учеников средней школы и старшеклассников неуспевающими оказались многие кинестетики. Такие результаты могут быть легко объяснены как особенностями самих репрезентативных систем, так и различием в эффективности сенсорных стратегий, построенных на их основе. Поэтому способы подачи информации в различных возрастных группах должны быть различны, а сенсорная стратегия выбрана правильно [2, с. 32-54].
Таким образом, принцип полисенсорного обучения в опоре на ведущую модальность в восприятии ребенка, становиться определяющим при выборе учителем стратегии подачи нового материала и построения групповой и индивидуальной работы с детьми во время уроков. Теперь остановимся на тех методах, которые могут применяться на уроках русского языка и литературы и являются полезными в использовании при изучении предмета и формировании языковой компетенции личности.
Известно, что в нашем языке большое количество словарных слов, а правила нагружены сложными формулировками и требуют особой стратегии запоминания. Особенно это касается учащихся 5 класса, у которых преобладает ассоциативное мышление. При знакомстве с новым словом ребенок включает его в свою систему ассоциаций. Поэтому для запоминания словарных слов с непроверяемыми гласными или гласными в корне слова ученик может создавать семантический образ, который может быть изображен на бумаге, а при запоминании сложного правила, его части трансформируются в волшебные образы лингвистической сказки, песенки или стихотворения. Важно, чтобы дети имели много разных инструментов запоминания одного и того же правила: слушая сказку, имея картинку или рисуя сами, подключая свою фантазию с одной стороны и логическое мышление – с другой. Так, учащимся предлагается изобразить словарное слово, т.е. создать образ, основанный на тех ассоциациях, которое оно вызывает. Примерами работы над теоретическими и практическими темами из курса русского языка может служить грамматическая сказка [1]. Вот один из примеров:
«Валерий Бурмако помогает нам повторить тему с помощью интересной истории:
Незнайкин написал диктант «Сел кашу», «пю воду», «веду семку», - старательно выводил он.
- Ой-ой! – испугались неправильно написанные слова. – В таком виде нельзя показаться в обществе, нас на смех поднимут!
- А что с вами случилось? – удивился Незнайкин.
- Ничего-то ты не знаешь! – горевали буквы Е, Ё, Ю, Я. – В этих словах мы обозначаем по два звука - [йэ],[йо],[йу],[йа], но делаем это только с помощью твердого знака, который ставится перед нами после приставок или мягкого знака. Ты же наших помощников потерял, и теперь все думают, что мы обозначаем только один звук…».[5, с. 25-26]. Грамматические сказки могут создаваться и учителем, и учащимися.
Следующий компонент языковой компетенции личности – умение создавать текст, формируемое, в основном, на уроках развития речи и литературы. В 5-м классе учащиеся работают, в большинстве своем, над сочинениями-описаниями и сочинениями с элементами рассуждения. Важно научить ребенка описывать предмет по различным модальностям.
Примером может служить сочинение-описание домашнего питомца: Опишите его: каким вы его видите? Какое оно на ощупь? Какие звуки он издает? Как вы общаетесь? Какой у него характер? Как вы относитесь друг к другу? От описания конкретных предметов можно перейти к описанию явлений, например сочинение-описание: «Красота вокруг нас», «Звуки улицы», «Вечерний город», следует записать возникшие у детей слова-ассоциации или создать текст-описание в одной из предложенных сенсорных систем: визуальной, аудиальной, чувственной (кинестетической). В работе используется текст из 5-10 предложений, написанный языком одной из модальностей, например, визуальной, в котором ученики могут расширить сенсорные границы текста, сделав его полимодальным (то есть содержащим предикаты всех трех систем) [4]. Систематическое выполнение подобных упражнений поможет ребенку развить сенсорное мышление и его гибкость, воображение, пополнить словарный запас.
Часто учащиеся не могут написать сочинение потому, что не знают, о чем писать. Для преодоления этой трудности важно помочь им собрать необходимую сенсорную информацию: актуализировать, извлечь из памяти звуки, образы, чувства. Не случайно некоторые дети так любят рисовать на уроке: пробуждая фантазию, они получают доступ к их собственной информации, а не привнесенной извне. Поэтому, перед тем, как переходить непосредственно к написанию сочинений, целесообразно предложить ученикам нарисовать рисунки на тему предстоящего сочинения или мысленно создать кинофильм
При написании сочинения-описания картины мы ставим вопросы, касающиеся формы: Какие цвета присутствуют на картине? Какие они: холодные или теплые? Какие еще детали могут передать настроение? И только потом следует вопрос: Почему автор использует те или иные краски или изображает своих героев в определенных позах, с теми или иными жестами и мимикой? Например, учащимся дается задание: внимательно рассмотрите позы, выражения лиц героев картины Е. Н. Широкова «Друзья», Обратите внимание на глаза мальчика и собаки. Возьмите в руки картину, посмотрите, в каких позах сидят герои, обратите внимание на выражение лица мальчика, цветовую гамму. Теперь представьте перед собой картину. Озвучьте картину. Что говорит мальчик?
Далее учитель предлагает инсценировать картину, для этого он вызывает нескольких учеников. Далее учащимся предлагается сделать «видеоклип». Подробно рассматриваются кадры. Дети представляют, что было до того, как мальчик вернулся домой? Каждый запоминает свои кадры. Подводятся итог. Ребята начинают понимать, что отдельные предметы, герои, начинают складываться в единый художественный образ. Анализ цветовой гаммы картины помогает понять настроение художника. А инсценировка насыщает образ жестами и звуками. В воображении каждого ученика возникает свой видеоклип. Значит, можно приступать к написанию сочинения. Та же методика перехода от анализа формы к анализу содержания используется на уроках литературы, формируя умение понимать чужой текст (еще один элемент языковой компетенции личности).
Таким образом, в практике работы современной школы на изучение художественных средств важно отводить больше времени, а также развивать сенсорное мышление, на котором базируется любое творчество, в том числе литературное. Очень эффективным представляется обучение детей теории модальностей, оперировать с различными объемами сенсорной информации.
Список использованной литературы
- Плигин А. А. Концептуальные подходы к разработке личностно-ориентированного обучения русскому языку в школе. http://www.nlpcenter.ru
- Плигин А. А. Новые подходы к обучению литературе / А. А. Плигин // Личностно - ориентированные подходы в образовании / Под ред. Скоробогатовой Г. Г. - М.: 2002.
- Современный образовательный процесс: основные понятия и термины. — М.: Компания Спутник+. М. Ю. Олешков, В. М. Уваров. 2006
- Срывкова Л. В. Психолого-педагогический аспект формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы (с позиций НЛП) // http://www.nsportal.ru/sryvkova-lyudmila-viktorovna
- Угроватова Т. Подсказки на каждый день: Русский язык на уроках в 5 классе. Универсальная рабочая тетрадь для детей, их родителей и преподавателей-словесников. В 2 тетрадях. Тетрадь 1. –М.:ВЛАДОС, 1995. С. 25-26.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогический аспект формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы
Статья обобщает теоретические практические достижения педагогов и психологов, работающих в направлении НЛП по формированию коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы....
эффективные технологии и методики формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы.
Условием формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы может быть использование определенных педагогических технологий, в том числе и инновационных. Наиболее эфф...
Интерактивные методы обучения в процессе формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы
Из опыта работы....
Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы
Данный материал предназначен как для учителей общеобразовательных школ, так и коррекционных школ и классов. В нем представлен опыт работы по развитию речи в классах разного уровня....
Обобщение и систематизация опыта по теме: "Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности в 5-9 классах"
Согласно «Концепции модернизации российского образования» в основу обновленного содержания положены ключевые компетентности. «Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать...
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Происходящие в мире и России изменения в области целей образования, соотносимые, в частности, с глобальной задачей обеспечения вхождения человека в социальный мир, его продуктивной адаптации в этом ми...
Доклад «Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы»
В данном докладе обобщен опыт профессиональной деятельности. Рассмотрены направления работы по формированию коммуникативной компетенции. Указаны результаты сдачи выпускниками ОГЭ и ЕГЭ....