Пунктуация и коммуникативная ситуация
учебно-методический материал по русскому языку (9 класс) на тему

Николаева Татьяна Александровна

Опыт работы по  формированию коммуникативной культуры ученика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon punktuatsiya_i_kommunikativnaya_situatsiya.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пунктуация и коммуникативная ситуация.

        Пунктуационная грамотность  наших учащихся продолжает оставаться низкой.  В 9 классе на еще не окрепшие пунктуационные навыки наслаиваются новые знания, что приводит еще к еще более пунктуационной  безграмотности.

         В целях экономии времени на уроках, а так же для того, чтобы учащиеся почувствовали практическую необходимость в использовании знаков препинания в повседневной речи, чтоб осознали язык не только как предмет, но и как средства обучения, я подошла к обучению языка с функциональной точки зрения.

        Функциональный подход к языку – это, прежде всего, подход коммуникативный, поскольку для языка функция, в конечном счете, связывается с коммуникацией, с общением.

        Создание коммуникативной ситуации ведет к необходимости использовать ту или иную синтаксическую модель, которая требует конкретного  пунктуационного оформления. Я хочу рассказать о методе формирования  навыков пунктуационного оформления сложного предложения через создание коммуникативных ситуаций при изучении несинтаксического материала. В процессе такой работы используются  ответы учащихся по текущему материалу, а также различные упражнения. Приведенные ниже примеры иллюстрируют закрепление навыков пунктуационного оформления сложного предложения при повторении тем « Имя прилагательное» и «Причастие».

Знаки препинания  в сложноподчиненном предложении.

ПРИМЕР 1.

 При повторении темы «Буквы   О и Е после шипящих и Ц  в суффиксах прилагательных» учащимся был задан вопрос: «Когда после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных пишется О и когда Е?». Ответ предлагалось дать двумя сложными предложениями по схемам:

Если,

то пишется буква

О

 

Буква Е пишется

,

                       

если…

           

Ответы учащихся:

  1. Если ударение падает на суффикс прилагательного, то пишется буква О.
  2. Буква Е пишется, если ударение на суффикс не падает.

Записывая предложения, ученики подчеркивают грамматические основы.

На первых парах даются подробные схемы предложений, со знаками препинания, с опорными словами. Затем, по мере освоения учениками методики работы, закрепление их пунктуационных знаний, схемы упрощаются: уже нет знаков препинания     и опорных схем.

Пример 2.

Тема «Различение на письме суффиксов прилагательных –к- и –ск». На доске даны краткие прилагательные: низок, близок, скользок, мерзок.                                                                                                                            - какой суффикс пишется  в образованных от этих кратких прилагательных полных прилагательных? Почему? Ответьте на два этих вопроса одним сложным предложением. Подчеркните основы.

[В прилагательных, (которые), пишется суффикс…].

Ответ. В прилагательных, которые имеют краткую форму, пишется суффикс –к-.

Пример 3.

        На доске записаны прилагательные: веский, одес..кий, жи..кий, дерз..кий, совет..кий.

Задание: ставить пропущенные буквы, определить разряд данных прилагательных. Ответить письменно , отираясь на схему: какова зависимость между суффиксом и разрядом прилагательного?

[Прилагательные, (в которых), относятся к…].

Ответы.  Прилагательные веский,  жидкий, дерзкий,  в которых пишется суффикс –к-, относятся к качественным. Прилагательные  одесский, советский, в которых пишется суффикс –ск- , относятся к относительным.

Пример 4.

При изучении темы «Причастный оборот» было предложено рассказать правило пунктуационного оформления причастного оборота на письме, опираясь на схемы:

Причастный оборот

 выделяется

когда…

Если…

то он не выделяется

 Ответы. Причастный оборот выделяется, когда стоит после определяемого слова. Если причастный оборот стоит перед определяемым словом, то он не выделяется.    

Пример 5.

При закреплении темы «Суффиксы страдательных причастий настоящего времени» выполнялось следующее упражнение.

 На доске написаны глаголы: подразумевать, слышать, погружать, сверять, поддерживать, видеть, любить, возводить.                      

  • образуйте от глаголов страдательные причастия прошедшего времени. Опираясь на данные на доске схемы сложных предложений, ответьте на вопрос: почему в одних причастиях вы написали суффикс –ем-, а в других -  суффикс –им-.

…-ем-

потому что…

…-им-

   как как…

Ответы. 1)  В причастиях  подразумеваемый, погружаемый, сверяемый, поддерживаемый,   пишется суффикс –ем-, потому что эти причастия образованы от глаголов 1 спряжения.      2) В причастиях видимый, слышимый, любимый, возводимый пишется  суффикс –им-, так как эти причастия образованы от глаголов 2 спряжения.

        Предлагаемые упражнения помогают учащимся осознать, что язык является средством оформления их собственной речи, и закрепление пунктуационных правил происходит не на  отвлеченном материале, а на программном материале урока. Это значительно повышает интерес школьников к урокам русского языка.

                                                                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие иноязычной речевой активности старшеклассников в условиях моделирования системы коммуникативных ситуаций.

Речевая активность старшеклассников развивается при помощи разного вида коммуникативных упражнений. Для этой цели используются различные тексты в учебниках и последующая работа с этими текстами. Обуча...

Коммуникативные ситуации на уроках немецкого языка в современной школе.

В данной статье мне хотелось бы поделиться опытом работы по созданию и успешному применению коммуникативных ситуаций на уроках немецкого языка....

Создание коммуникативных ситуаций при обучении чтению и аудированию на уроках английского языка

Создание коммуникативных ситуаций при обучении чтению и аудированию на уроках английского языка...

УЧЕБНО-КОММУНИКАТИВНЫЕ СИТУАЦИИ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Как мы уже неоднократно говорили, главной целью обучения иностранному языку, является умение общаться на данном языке. А, как известно, научить этому можно только в условиях общения, т.е. обучение ино...

Работа с текстом (Создание коммуникативной ситуации на уроке русского языка в 9 классе)

Материал представляет собой текст и задание, направленные на создание коммуникативной ситуации при работе в группах при подготовке девятикласссников к ОГЭ....

Коммуникативная ситуация как метод обучения диалогу на уроках иностранного языка

Коммуникативная ситуация как метод обучения диалогу на уроках иностранного языкаПроцессу общения свойственны спонтанность и зависимость от ситуации, в рамках которой оно протекает. Ситуативность - одн...