Развитие иноязычной речевой активности старшеклассников в условиях моделирования системы коммуникативных ситуаций.
статья по английскому языку на тему
Речевая активность старшеклассников развивается при помощи разного вида коммуникативных упражнений. Для этой цели используются различные тексты в учебниках и последующая работа с этими текстами. Обучающиеся работают в парах, в тройках. Используются разные виды чтения. Работа с текстами помогает обучающимся высказываться на разные темы и отрабатывать лексико-грамматические навыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_inoyazych._rech._aktiv._starsheklassnikov.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие иноязычной речевой активности старшеклассников в условиях моделирования системы коммуникативных ситуаций
Смысл любого коммуникативного акта состоит в достижении взаимопонимания между коммуникативными партнерами. И чем выше уровень взаимопонимания, тем более эффективно общение. Однако для достижения взаимопонимания каждый коммуникант должен обладать определенной совокупностью знаний, навыков и умений.
Задача учителя иностранного языка в период глобализации и интенсивного межнационального общения состоит в том, чтобы развивать у учащихся большее количество речевых умений, позволяющих реализовать максимум коммуникативных намерений при максимальной прочности и гибкости навыков использования имеющегося языкового материала.
В последние десятилетия проведены исследования, направленные на улучшение качества преподавания иностранного языка, разработаны подходы к изучению иностранного языка: лингвострановедческий, социокультурный и коммуникативный. Коммуникативный подход, идеи которого наиболее близки идеям глобального образования, предусматривает необходимость построения учебного процесса как модели общения. При организации иноязычного общения следует соблюдать его основные параметры (мотивированность, целенаправленность, личностный смысл, речемыслительная активность, индивидуальность отношения, ситуативность, связь речевой деятельности с различными формами деятельности, функциональность, содержательность, информативность, проблемность, новизна, выразительность, единство вербальных и невербальных средств общения).
Развитие иноязычной коммуникативной компетенции во всем многообразии ее компонентов является одной из четырех целей обучения иностранному языку (наряду с образованием, развитием и воспитанием) и возможно исключительно в рамках коммуникативного метода обучения иностранным языкам. Это значит, что в процессе обучения в рамках данного метода должны использоваться коммуникативные задания. Обозначим отличительные характеристики коммуникативного задания. К таким характеристикам относятся:
- Коммуникативная направленность.
- Ситуативность. Задание должно содержать информацию о контексте, из которого были заимствованы материалы для обсуждения.
- Задание должно быть деятельностно-ориентированным - направленным на развитие умений и навыков.
- Аутентичность заданий (необходимость использования аутентичных материалов при обучении учащихся реальному общению на иностранном языке).
В контексте формирования требуемого уровня коммуникативной компетенции все виды речевой деятельности необходимы для эффективного овладения искусством коммуникации, дальнейшего образования и развития личности.
Одним из преимуществ современных УМК является то, что они обучают языку как средству общения. При реальном общении все коммуникативные умения обычно неразделимы. На уроке развиваются различные умения и навыки: аудирование и чтение, говорение и письмо, т.к. в жизни они объединены.
Коммуникативно-ориентированные задания на развитие и контроль лексики и грамматики, умений аудирования, письма и говорения предполагают умение читать и строятся на основе письменных текстов и инструкций к ним. Чтение углубляет знание языка, помогает правильно использовать лексику. Учащихся нужно обучать читать как тексты из художественной литературы, так и журналы, комиксы, газеты, вывески и т.д. Нужно предоставлять учащимся любую возможность поговорить на языке, тем более, если основой для разговора служит текст. Благодаря специальному подбору текстов, которые интересны и соответствуют возрастному уровню учащихся, работа над ними проходит в нужном темпе.
Задания на развитие умений чтения подразделяются на предтекстовые, выполняемые во время чтения, и послетекстовые. Особое внимание нужно уделять предтекстовым заданиям, которые пробуждают у учащихся интерес к данному тексту и желание предугадать содержание, чтобы решить, что они хотят узнать из него. Послетекстовые задания проверяют общее подробное понимание и предполагают участие в обсуждении данной темы или проблемы. Современные УМК представляют широкий выбор интересных заданий на проверку понимания.
Работа над текстами является основным моментом в обучении чтению на старшем этапе. В процессе работы с текстами учащиеся осваивают разные виды чтения: беглое чтение с охватом основного содержания (skimming) и внимательное чтение с поиском необходимой информации (scanning). Чтение может быть интенсивным (на понимание как можно большего количества сведений) и экстенсивным (на понимание главной мысли текста или определенной информации). Домашнее чтение является экстенсивным чтением. При работе с текстами многие задания можно выполнять в парах, тройках, таким образом, учащиеся имеют больше возможностей потренировать новую лексику, при этом они чувствуют себя свободнее.
Работая в классах с углубленным изучением английского языка, я использую коммуникативный подход в обучении чтению, говорению, работе с лексикой и грамматикой уже с 5-го класса. В процессе постоянного общения с учащимися на английском языке, они привыкают к аудированию и легко выполняют различные задания на аудирование. Уже на этом уровне я обучаю учащихся обсуждать прочитанное, создавая различные коммуникативные ситуации. Разнообразие текстового материала позволяет мне перейти от обсуждения текста (в парах, тройках) к обучению говорению по сходной устной теме. Таким образом, учащиеся тренируются в употреблении новой лексики в речи, развивают свои диалогические и монологические навыки.
Использование коммуникативно-ориентированных заданий в обучении грамматике позволяет учащимся прочно усвоить структуры предложений различных типов, временные формы глагола и успешно использовать их в повседневной практике. Чтобы развить необходимые умения (аудирование и говорение), в учебниках соблюдается определенная последовательность работы: предтекстовые задания, собственно аудирование и задания после прослушивания. Особенно интересны послетекстовые задания. Однако успешность обучения аудированию зависит не только от правильного выбора упражнений, но и от организации работы над данным видом речевой деятельности, и от типа задания. Согласно принципу коммуникативной направленности обучения все упражнения должны носить характер естественного или ситуативно обусловленного речевого общения. Коммуникативные задания, которые я использую в своей работе для контроля сформированности аудитивных умений, направлены на контроль развития аудитивных умений в ситуациях, в которых обучающиеся повторяют роли из реальной жизни. Различные виды понимания текста в таких заданиях контролируются посредством выполнения реальных коммуникативно-когнитивных функций, где аудируемый текст является стимулом для дальнейшей речемыслительной реакции, которая и будет свидетельствовать об уровне понимания аудиотекста.
Существует множество разнообразных форм, позволяющих сделать учебную деятельность максимально эффективной. Одна их них - проектная работа. Следует отметить положительные стороны этого вида работы:
- повышение общей мотивации учащихся
- образовательная и воспитательная ценность
- повышение значимости английского языка как средства общения.
Являясь личностно ориентированным видом работы, проекты обеспечивают благоприятные условия для самопознания, самовыражения и самоутверждения ребят. Проекты предполагают активизацию их деятельности: учащиеся подбирают информацию в справочниках, ищут фотографии и рисунки.
Работая по учебно-методическому комплекту “New Opportunities” Russian Edition (издательство Longman), я имею возможность использовать проектную методику как на уроке, так и во внеурочное время. После изучения каждой темы в учебниках предусмотрена организация данного вида деятельности. Начиная новую тему, нацеливаю обучающихся на поиск информации и материалов, которые они смогут использовать в будущих проектах. Обучающиеся стараются самостоятельно планировать свои действия и самостоятельно решать, какие материалы им понадобятся для подготовки проекта и где их найти. Проектная методика позволяет интегрировать все четыре речевых умения в процессе подготовки и презентации проекта.
В новых условиях учитель должен уметь пользоваться не только традиционными учебными пособиями, но и информационно-коммуникационными технологиями: всемирная сеть, электронные образовательные ресурсы.
Однако одно только наличие доступа к Интернет-ресурсам не является гарантом быстрого и качественного языкового образования. На современном этапе обучения иностранным языкам, когда используются новейшие Интернет-технологии, учебные Интернет-ресурсы направлены на комплексное формирование и развитие:
- аспектов иноязычной коммуникативной компетенции во всем многообразии ее компонентов;
- коммуникативно-когнитивных умений осуществлять поиск и отбор нужной информации;
- коммуникативных умений представлять и обсуждать результаты работы.
Внедрение учебных Интернет-ресурсов в учебный процесс способствует развитию коммуникативно-речевых умений учащихся, повышению мотивации к изучению английского языка и помогает разнообразить учебную деятельность.
Углубленный уровень обучения предусматривает использование более широкого спектра языкового материала в целях осуществления иноязычного общения в различных коммуникативных ситуациях и дальнейшее развитие, и совершенствование коммуникативных иноязычных умений во всех видах речевой деятельности.
Литература
- Биболетова М.З., Трубанева Н.Н., Щепилова А.В. Концепция учебного предмета «Иностранный язык»// Иностр. языки в школе. – 2013. - №9 – С.2-9.
- Колесников А.А. Структура коммуникативной личности и её развитие средствами иностранных языков в профильной школе// Иностр. языки в школе. – 2013. - №5. – С.2-9.
- Осипова Н.В. Глобальное образование и иностранный язык как учебный предмет// Иностр. языки в школе. – 2007. - №2. – С.11-16.
- Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам. – М.: Просвещение, 1991. – 256с.
- Стандарты второго поколения. Примерные программы основного общего образования. Иностранный язык. – М.: Прсвещение, 2009. – 144 с.
- Стандарты второго поколения. Фундаментальное ядро содержания общего образования/ Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 79с.
- Сысоев П.В. Спорные вопросы коммуникативного контроля умений учащихся воспринимать речь на слух//Иностр. языки в школе. – 2008. - №1. – С.8-15.
- Сысоев П.В. Спорные вопросы коммуникативного контроля умений учащихся воспринимать речь на слух//Иностр. языки в школе. – 2008. - №2. – С.16-21.
- Чернышов С.В. Коммуникативные умения как основа эффективной коммуникации//Иностр. языки в школе. – 2014. - №2. – С.22-25.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Игровая ситуация как стимул коммуникативно-речевой активности школьников"
Проектная работа...
Создание игровых ситуаций как стимула коммуникативно-речевой активности школьников
В статье раскрываются теоретические и практические основы игрового метода обучения и его влияние на коммуникативно-речевую активность учащихся.Так же в статье представлены образцы игр и игровых ...
«Royal Family Quiz» внеклассное мероприятие по развитию иноязычной речевой компетенции учащихся с применением ИКТ
Данное внеклассное мероприятие разработано для учащихся 9 классов...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
творческая деятельность на уроках английского языка дает учащимся широкие возможности проявить свою индивидуальность...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Сегодня в центре внимания - ученик, его личность, неповторимый внутренний мир. Творческая активность – одно из существенных свойств личности, где наиболее полно проявляются ее индивидуальные осо...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА....