Коммуникативная ситуация как метод обучения диалогу на уроках иностранного языка
статья

Гусейнова Юлия Александровна

Коммуникативная ситуация как метод обучения диалогу на уроках иностранного языка
Процессу общения свойственны спонтанность и зависимость от ситуации, в рамках которой оно протекает. Ситуативность - одно из основных условий обучения говорению. Ситуация (в широком смысле) - это обстановка, сочетание обстоятельств (явлений, предметов) действительности.
Не каждая ситуация содержит побуждение к речи, т. е. может называться речевой. Некоторые ситуации, какими бы жизненными и естественными они ни являлись, нельзя назвать речевыми. Обстоятельства действительности иногда не вызывают речевой реакции или оттого, что информация о ситуации не интересна человеку, или по причине отсутствия возможности для речевой реакции на воспринятую информацию (например, при отсутствии собеседника) .
Ситуативность – одна из главных психологических особенностей диалогической речи. Диалогическая речь считается преимущественно ситуативной, поэтому часто её содержание может быть понято лишь с учётом той ситуации, в которой создаётся. Ситуация общения может быть экстралингвистической, наглядно (визуально) воспринимаемой.
Речевая (коммуникативная) ситуация – это те обстоятельства, которые вызывают необходимость использовать устное высказывание с целью взаимного влияния двух или нескольких коммуникантов в ходе взаимодействия. Узкое понимание ситуации подразумевает актуальное присутствие, наличие предмета, человека, движения, события, воспринимаемых нашими чувствами в момент нашей речи .
Под речевой ситуацией понимаются либо экстралингвистические обстоятельства, либо чисто лингвистический контекст, либо то и другое вместе взятые, которые побуждают человека реагировать речевыми поступками, решать определённые речевые задачи. По характеру отношения к реальной действительности ситуации могут быть либо реальными, либо воображаемыми, воссоздаваемыми путём описания или наглядно.
Речевая ситуация имеет определенную структуру. Она состоит из следующих компонентов:
1) говорящий (адресант);
2) слушающий (адресат);
3) отношения между говорящим и слушающим и связанная с этим
4) тональность общения (официальная - нейтральная - дружеская; шутливая – серьезная и т.д.);
5) цель;
6) способ общения (устный/письменный, контактный/дистантный);
7) место общения .
Коммуникативная ситуация понимается как динамическая система, состоящая из четырех групп взаимодействующих факторов:

  1. обстоятельств действительности (обстановка), в которых осуществляется коммуникация;
  2. отношений между коммуникантами;
  3. речевого побуждения;
  4. реализации самого акта общения, создающего новые стимулы к речи.

Каждая из указанных групп факторов оказывает влияние на процесс общения, определяя:

  • выбор темы и направление ее развития,
  • отбор языковых средств, 
  • эмоциональную окраску речи,
  • ее развернутость или свернутость.

Представленная любым из возможных способов на уроке речевая ситуация неизбежно становится учебной речевой ситуацией. Сравнивая речевую ситуацию с учебной речевой ситуацией, Д.И. Изаренков приходит к следующим выводам:
1. Учебная речевая ситуация воспроизводит основные условия естественной речевой ситуации, которые необходимы и достаточны для осуществления речевого действия.
2. Учебная речевая ситуация имеет ту же структуру, что и естественная речевая ситуация.
3. Как в естественной речевой ситуации, так и в учебной речевой ситуации коммуникативная направленность и характер речевой реакции предопределены и однозначны: одинаковые условия порождают и одинаковый продукт.
4. Учебную речевую ситуацию можно повторить, разыграть. «Естественная речевая ситуация так же может повторяться, как в жизненной практике разных людей, так и в жизненном опыте одного человека».
В. Л. Скалкин, анализируя учебные речевые ситуации, приходит к выводу, что «они ставят учащихся в условия, однотипные с естественными. В структуру учебной речевой ситуации включаются: 1) условия ситуации (информация об обстановке и участниках разговора, речевой стимул); 2) речевая реакция учащихся». В структуру речевой ситуации входит, таким образом, не только совокупность условий, вызывающих общение, но и его продукт — диалог  
Задачей преподавателя, управляющего иноязычным общением в учебных условиях, является формирование и поддержание коммуникативной потребности, реализующейся в ситуации общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya.docx15.68 КБ

Предварительный просмотр:

Коммуникативная ситуация как метод обучения диалогу на уроках иностранного языка

Коммуникативная ситуация как метод обучения диалогу на уроках иностранного языка
Процессу общения свойственны спонтанность и зависимость от ситуации, в рамках которой оно протекает. Ситуативность - одно из основных условий обучения говорению. Ситуация (в широком смысле) - это обстановка, сочетание обстоятельств (явлений, предметов) действительности.
Не каждая ситуация содержит побуждение к речи, т. е. может называться речевой. Некоторые ситуации, какими бы жизненными и естественными они ни являлись, нельзя назвать речевыми. Обстоятельства действительности иногда не вызывают речевой реакции или оттого, что информация о ситуации не интересна человеку, или по причине отсутствия возможности для речевой реакции на воспринятую информацию (например, при отсутствии собеседника) .
Ситуативность – одна из главных психологических особенностей диалогической речи. Диалогическая речь считается преимущественно ситуативной, поэтому часто её содержание может быть понято лишь с учётом той ситуации, в которой создаётся. Ситуация общения может быть экстралингвистической, наглядно (визуально) воспринимаемой.
Речевая (коммуникативная) ситуация – это те обстоятельства, которые вызывают необходимость использовать устное высказывание с целью взаимного влияния двух или нескольких коммуникантов в ходе взаимодействия. Узкое понимание ситуации подразумевает актуальное присутствие, наличие предмета, человека, движения, события, воспринимаемых нашими чувствами в момент нашей речи .
Под речевой ситуацией понимаются либо экстралингвистические обстоятельства, либо чисто лингвистический контекст, либо то и другое вместе взятые, которые побуждают человека реагировать речевыми поступками, решать определённые речевые задачи. По характеру отношения к реальной действительности ситуации могут быть либо реальными, либо воображаемыми, воссоздаваемыми путём описания или наглядно.
Речевая ситуация имеет определенную структуру. Она состоит из следующих компонентов:
1) говорящий (адресант);
2) слушающий (адресат);
3) отношения между говорящим и слушающим и связанная с этим
4) тональность общения (официальная - нейтральная - дружеская; шутливая – серьезная и т.д.);
5) цель;
6) способ общения (устный/письменный, контактный/дистантный);
7) место общения .
Коммуникативная ситуация понимается как динамическая система, состоящая из четырех групп взаимодействующих факторов:

  1. обстоятельств действительности (обстановка), в которых осуществляется коммуникация;
  2. отношений между коммуникантами;
  3. речевого побуждения;
  4. реализации самого акта общения, создающего новые стимулы к речи.

Каждая из указанных групп факторов оказывает влияние на процесс общения, определяя:

  • выбор темы и направление ее развития,
  • отбор языковых средств, 
  • эмоциональную окраску речи,
  • ее развернутость или свернутость.

Представленная любым из возможных способов на уроке речевая ситуация неизбежно становится учебной речевой ситуацией. Сравнивая речевую ситуацию с учебной речевой ситуацией, Д.И. Изаренков приходит к следующим выводам:
1. Учебная речевая ситуация воспроизводит основные условия естественной речевой ситуации, которые необходимы и достаточны для осуществления речевого действия.
2. Учебная речевая ситуация имеет ту же структуру, что и естественная речевая ситуация.
3. Как в естественной речевой ситуации, так и в учебной речевой ситуации коммуникативная направленность и характер речевой реакции предопределены и однозначны: одинаковые условия порождают и одинаковый продукт.
4. Учебную речевую ситуацию можно повторить, разыграть. «Естественная речевая ситуация так же может повторяться, как в жизненной практике разных людей, так и в жизненном опыте одного человека».
В. Л. Скалкин, анализируя учебные речевые ситуации, приходит к выводу, что «они ставят учащихся в условия, однотипные с естественными. В структуру учебной речевой ситуации включаются: 1) условия ситуации (информация об обстановке и участниках разговора, речевой стимул); 2) речевая реакция учащихся». В структуру речевой ситуации входит, таким образом, не только совокупность условий, вызывающих общение, но и его продукт — диалог  
Задачей преподавателя, управляющего иноязычным общением в учебных условиях, является формирование и поддержание коммуникативной потребности, реализующейся в ситуации общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение диалогу на уроке иностранного языка в средней школе

В статье даны теоретические сведения об обучении диалогу на уроке иностранного языка...

Учебно-речевая ситуация как прием обучения устной речи на иностранном языке

Обучение устной речи – одна из основных практических целей обучения иностранному языку. Существует ряд трудностей овладения устной речью на иностранном языке. До недавнего времени не уделялось достато...

Анализ образа молодого специалиста в произведениях английской литературы посредством метода проектной деятельности на уроках иностранного языка.

Проектная деятельность студентов педагогического колледжа на уроках иностранного языка направленная на создание образа современного педагога,основанная на произведениях английской литературы....

Развитие коммуникативной компетенции при обучении лексике на уроке иностранного языка

Аннотация: в статье описываются современные пути и способы развития коммуникативной компетенции при обучении лексике иностранного языка. Характеризуются основные упражнения на развитие языковой догадк...

Территория учителей. Пять изобретательных методов обучения английскому для изучающих иностранный язык.

Будучи преподавателями английского языка, мы всегда находимся в поисках новых интересных методов мотивация наших учеников. Автор книг по обучению английскому языку и ученый Стивен Д. Крашер подарил на...

Использование интерактивных методов и приемов на уроках иностранных языков

Использование интерактивных методов и приемов на уроках иностранных языков...

Инновационные методы и формы на уроках иностранного языка для развития творчества, мотивации учащихся с целью повышения качества обучения

выявить возможности инновационных форм обучения, повысить результативность обучения, развитие креативных способностей школьников на уроках английского языка....