Работа с текстом (Создание коммуникативной ситуации на уроке русского языка в 9 классе)
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)

Громова Людмила Анатольевна

Материал представляет собой текст и задание, направленные на создание коммуникативной ситуации при работе в группах при подготовке девятикласссников к ОГЭ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель задания: формирование коммуникативной компетенций.

Задание для 9 класса при подготовке к сочинению- рассуждению (ОГЭ по русскому языку: прочитайте текст А. Г. Алексина, сформулируйте определение понятия «Благородство».  Прокомментируйте данное вами определение, ответив на вопрос: «Какого человека можно назвать благородным?».  В ходе ответа надо использовать опору на прочитанный текст.

Краткое описание организации работы:

  1. Инструктаж

-распределение на группы самими детьми или педагогом

-объяснение того, какое именно задание надо выполнить

-определение времени, отведённого на выполнение данного задания

- ознакомление с критериями выполнения задания в понятной для ребят форме

2. Выполнение задания

3.Предоставление результата

4. Самооценка в группах

5.Коллективное обсуждение результатов выполнения данного задания.

Критерии оценивания работы в группе:

-полнота раскрытия понятия в данном учениками определении

- наличие комментария к данному определению

-выполнение учениками коммуникативной задачи

-речевое оформление (смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения определения и комментария к нему). Последовательность изложения оценивается, исходя из логики детей.

Текст, предложенный ребятам для работы в группах:

(1) Однажды, когда мой сын Володя и Ваня Белов учились ещё в шестом классе, был назначен районный диктант. (2) Решили очередной раз проверить, насколько грамотны в нашем районе двенадцатилетние. (3) Диктант был изощрённо трудным.

(4)Сеня Голубкин был в панике: двойка за тот диктант грозила ему второгодничеством. (5)В ту пору Ваня ещё не проник в глухие тайны голубкинской психологии и очень ему сочувствовал. (6)Когда Сеня, путаясь и напрягаясь, блуждал по лабиринтам знаменитых четверостиший, известных всем с малолетства, Ваня страдал. (7)Я видела это... (8)И если мне удавалось не замечать его подсказок, я их не замечала.

(9)А после урока, в коридоре, верзила Голубкин теснил невысокого Ваню: тот, оказывается, подсказывал недостаточно чётко и ясно: «Сам-то небось вы-ыучил! (10)Сам-то всё-ё знаешь!..»
(11 )3а этим я тоже тайком наблюдала.
(12)После диктанта Сенька бегал по коридору и выспрашивал у своих одноклассников:
— Как пишется «в течение»? (13)Вместе или отдельно?
— (14)Отдельно, — отвечали ему.
— (15)Одна ошибочка есть! — говорил он. (16)И загибал палец. — (17)А ты сам-то как написал?(18)Правильно?

(19) Если оказывалось, что правильно, Сенька скулил:
— Ну, коне-ечно... сам написа-ал!
(20) Чужие успехи его убивали. (21)Ему казалось, что любые удачи приходят к людям как бы за его, Сенькин, счёт. (22)3ависть, в которой я всегда видела исток многих человеческих слабостей и пороков, не оставляла Сеньку в покое.

(23)Володя никогда не раскрывал мне секреты приятелей, но эти сцены он демонстрировал в лицах. (24)И мне казалось, что я наблюдаю их своими глазами.
(25)После диктанта у Сеньки не хватило пальцев на обеих руках. (26)Он насчитал двенадцать ошибок. (27)Кроме запятых и тире...
(28)На переменке ко мне подошёл Ваня Белов и спросил:
— Что ж, Вера Матвеевна, Голубкину теперь на второй год оставаться?
— (29)Не знаю. (ЗО)Ещё не проверила.
(31 )У меня в тот день было, помнится, всего два урока.
(32)Когда я уселась в учительской за тетради, оказалось, что шесть работ из пачки исчезли.
(33) Среди них были диктанты Сени Голубкина, Володи и Вани.
(34) На большой перемене мы с директором в опустевшем классе стали пробиваться к голубкинской совести. (35)Путь оказался непроходимым...
(З6)Именно тогда, в разгар нашей беседы, в окне появился Ваня Белов и сказал:

— Разрешите войти?

(37)Мы онемели. (38)А Ваня оглянулся, смерил расстояние от третьего этажа до тротуара и, повернувшись к нам, спокойно сказал:
— Я явился, чтобы отдать себя в руки правосудия!
(39)Нет, я не верила, что диктанты вытащил он. (40)Даже если б это и пришло ему в голову, он бы ни за что не прикоснулся к тетради моего сына.
(41)Потому что это был сын учительницы... (42)А Сенька именно по этой причине и вытащил Володин диктант!

(43) Но доказать это я не могла.
(44) Дирсктор тогда ещё не начал счёт проделкам Вани Белова.
(45)Он согласился с моей версией, подчеркнув, однако, что рыцарство тоже должно знать пределы... (46)Но что не стоит превращать школьный класс в комнату следователя.
(47)Для очистки совести я всё же сказала Ване:
— Не верю, что ты способен на подобную дерзость!
— (48)А пройти по карнизу третьего этажа — это не дерзость?

(49) Мне стало ясно, зачем он появился в окне: мы должны были поверить, что он способен на всё!
(50) Тут же, после уроков, я передиктовала диктант тем шестерым, работы которых исчезли. (51)Сеня Голубкин получил тройку, поскольку уже успел обнаружить на перемене свои ошибки. (52)И перешёл в седьмой класс.
(53)Он не проникся благодарностью к Ване Белову. (54)Напро-тив, именно с тех пор Сенька его невзлюбил. (55)Он не простил благородства, как не прощал грамотности тем, кто ему же помогал находить ошибки.
(56) Ваня Белов это понял

(57) После того как Сенька очередной раз насолил в чём-то своему спасителю, я как бы мимоходом сказала Ване:
— Ну, что... ни одно доброе дело не остаётся безнаказанным?
(58) Мне не хотелось, чтоб он считал меня уж слишком наивной и думал, что я поверила его признанию, произнесённому с подоконника.

(59)Ваня съёжился. (60)Но не оттого, что я его уличила. (61) А из-за моей фразы о наказуемости добра.
— (62)Мало ли что бывает! — сказал он. — (63)Из-за этого всем не верить?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика работы с текстами для контрольных диктантов на уроках русского языка

В данной статье предложена методика и технология комплексной работы с тексатми для контрольных диктантов.В качестве вспомогательных материалов используются презентации и разработки уроков, доступные п...

Статья "Методическая работа по созданию учебных ситуаций на уроках русского языка"

Материал предназначен для учителей русского языка. Я надеюсь, данные приемы помогут коллегам сделать урок более плодотворным, интересным. Создать учебную ситуацию – значит ввести противоречие, столкно...

Семинар "Приёмы создания проблемной ситуации на уроках русского языка"

Практическое применение различных технологий обучения позволило сделать вывод, что наибольший эффект дают приемы и методы  технологии проблемного обучения, с помощью которых знания передаются не ...

"Использование классических приемов создания проблемных ситуаций на уроке русского языка"

Технология проблемного обучения  позволяет  открывать знания вместе с детьми,  предоставляет богатейший материал для воспитания думающей, размышляющей личности, способной видеть прекрас...

Использование классических приёмов создания проблемных ситуаций на уроке русского языка

Жизнь постоянно ставит перед человеком различные проблемы. Умение искать и находить пути решения возникающих проблем — одно из качеств успешной личности. Проблемное обучение способствует развити...

Использование классических приемов создания проблемных ситуаций на уроке русского языка (из опыта работы)

Урок всегда являлся и является основополагающим элементом образовательной системы. Задача учителя не только вооружить учащихся знаниями, но и научить их вести наблюдения, творчески мыслить, рассуждать...

Приемы создания проблемных ситуаций на уроках русского языка в 11 классе

Описаны приемы создания проблемных ситуаций, способствующих формированию и развитию коммуникативной компетенции выпускников школ. Показаны причины, приводящие к необходимости использования данных прие...