Конспект урока по теме "Проблемы и авторская позиция в тексте, или Поговорим о возможностях русского языка"
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) по теме
Урок для учащихся 11 класса по подготовке к сдаче экзамена в формате ЕГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
timofeeva_a.a._konspekt_11_klass_russkiy_yazyk.docx | 179.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по русскому языку в 11 классе учителя русского языка и литературы
ГБОУ гимназия №73 «Ломоносовская гимназия» Выборгского района СПБ Тимофеевой Л.А.
Конспект открытого урока по русскому языку в 11 классе
учителя русского языка и литературы Тимофеевой Людмилы Алексеевны
ГБОУ гимназия № 73 «Ломоносовская гимназия»
Выборгского района Санкт-Петербурга
Дата урока: 25.02.2011 года
Тема урока: Проблема и авторская позиция в тексте, или Поговорим о возможностях русского языка
Место урока в системе уроков: текущий
Цель урока:
- углубление и расширение представлений об авторе, проблеме, способах выражения авторской позиции, проверка навыков работы и уровня знаний по теме.
Задачи урока:
- продолжить знакомство с теоретическим материалом по теме урока;
- актуализировать имеющиеся речеведческие знания и умения, полученные на уроках русского языка и литературы;
- совершенствовать монологическую речь учащихся и их правописную компетенцию;
Тип урока: комбинированный
Методы урока:
- рассказ учителя;
- аналитическая беседа;
- художественное чтение;
- комплексный анализ текста;
Форма организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная
Возрастная категория: 11 класс
УМК: Русский язык. 11 класс. Под редакцией А.И.Власенкова, 2010
Средства наглядности: раздаточный материал
Ход урока
1. Знакомство с классом. Оргмомент.
2. Актуализация основных речеведческих понятий. Создание речевой ситуации.
3. Комплексный анализ текста с выборочным комментированием орфограмм и пунктограмм (См. Приложение № 1).
4. Работа над формулировкой авторской позиции (См. Приложение № 2):
- рассказ учителя: особенности выражения авторской позиции.
- самостоятельное чтение памятки №1 для учащихся.
5. Работа с текстом Н. Соколовой (раздаточный материал) (См. Приложение № 2):
- чтение текста;
- выполнение заданий к тексту и их обсуждение;
- выявление проблемы и авторской позиции в тексте;
- запись результатов обсуждения;
6. Обучение формулировке центральной проблемы, поставленной автором в данном тексте (См. Приложение № 3):
Какова центральная проблема, поставленная Н. Соколовой в данном тексте?
7. Создание собственного текста (сочинение-рассуждение) по самостоятельно сформулированной проблеме.
Чтение и обсуждение нескольких работ.
8. Подведение итогов урока (См. Приложение № 4):
Знакомо ли вам это имя: Игорь Северянин?
Чтение стихотворения И. Северянина «Что шепчет парк».
Приложение №1
Стали утренники чаще
Сыпать горсти серебра,
А рябина в тёмной чаще
Щедрость лета сберегла.
Наши щёки от мороза
Начинают ярче цвесть,
В человеке, видно, тоже
От рябины что-то есть.
Приложение №2
Особенности выражения авторской позиции:
- позиция автора может быть выражена как прямо, так и в подтексте;
- способ выражения позиции автора зависит от выбранного стиля и типа речи (памятка №2, 3 для учащихся);
- в текстах художественного и публицистического стилей позиция автора выражается, как правило, в подтексте;
ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ И ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ
(1)Выросла рябинка при дороге.
(2)Она выросла случайно, незаконно, пристроилась на обочине, у высокого дощатого забора. (3)Всё тянулась к свету и вот поднялась, долговязая, как подросток, угловатая и милая, мотая на ветру кудрявой головой.
(4)Наступил август. (5)Тонкие ветки рябины согнулись под тяжестью пышных богатых гроздьев, ярко и празднично окрашенных. (6)Деревце запылало, как костёр на юру. (7)Хороша была рябинка и в погожий день, когда гроздья смеялись навстречу солнцу, и после дождя, когда каждая ягода дрожала в капле воды и ветки застенчиво протягивали свои добрые длинные листья, склеенные, как пальцы после долгого рукопожатья.
(8)Шла мимо девочка.
(9)Увидела рябинку, поахала.
(10) — Возьму-ка я одну веточку. (11)Одна веточка — это ведь так мало, ничего с деревцем не случится.
(12)И она была по-своему права.
(13)Ехал на машине усатый дядька.
(14) — Ух ты... (15)Прямо картинка... (16)Шикарно!
(17)Он остановил машину, вылез из-за руля. (18)Ветки рябины так и затрещали под его сильной рукой.
(19) — Вот какая стоит богатая, небось не обеднеет, если я прихвачу для жинки две-три ветки.
(20)Что ж, он был тоже по-своему прав.
(21) Под вечер шли туристы.
(22) — Хорошая рябинка, правда, ломаная. (23)Ну, Зинка, чур всем по одной! (24)Зря не не брать, слышишь, Витька, только по одной! (25)Мы народ организованный, должны подавать пример...
(26)Шёл в сумерках влюбленный.
(27) — Эх, какое дерево искорёжили, смотреть больно. (28)Бездушные люди, не умеют беречь красоту!
(29)На рябинке горела одна-единственная яркая кисть, которую никто, видимо, не смог достать. (30)Влюбленный был высокого роста, он встал на цыпочки и сумел-таки дотянуться. (31)Всё равно последняя кисть, она уже дереву не поможет... (32)А Люсенька обрадуется.
(33)На другой день приехал хозяйственник.
(34) — Что это еще за уродец? - строго спросил он, наткнувшись на рябинку.
(35) — Убрать. (36)Срубить. (37)А то весь вид портит.
(38)И он был по-своему прав.
(39)В этой истории все правы. (40)Виноватых нет. (41)Но и рябинки тоже нет.
(По Н.Соколовой)
Задания с выбором ответа
1. Каков смысл этой притчи? Исключите из перечня ответов лишний.
1) У каждого человека своя правда
2) Надо задумываться над последствиями своих поступков.
3) Не кивайте на других, когда сами виноваты.
4) Надо беречь красоту.
2. Какая из указанных фраз звучит особенно иронично, потому что обнаруживает противоречие между словами героя и его действиями?
1) 11 2) 19 3) 25 4) 37
3. Определите стиль и тип речи.
1) художественный стиль; повествование
2) разговорный стиль; повествование
3) художественный стиль в сочетании с разговорным; описание и повествование с элементами рассуждения
4) разговорный стиль; описание в сочетании с повествованием
Приложение №3
Тема | Проблемы |
Человек и природа |
|
Приложение №4
Знакомо ли вам это имя: Игорь Северянин?
Как вы думаете, может ли поэт серебряного века быть связующим звеном между Россией и Эстонией в веке XXI? Мне кажется, что да. Ведь родился он в Петербурге, а умер в Таллинне.
Его стихотворение «Что шепчет парк» для нас очень актуально, а для вас?
О каждом новом свежем пне,
О ветви, сломанной бесцельно,
Тоскую я душой смертельно,
И так трагично-больно мне.
Редеет парк, редеет глушь.
Редеют еловые кущи...
Он был когда-то леса гуще,
И в зеркалах осенних луж
Он отражался исполином...
Но вот пришли на двух ногах
Животные - и по долинам
Топор разнес свой гулкий взмах.
Я слышу, как внимая гуду
Убийственного топора,
Парк шепчет: "Вскоре я не буду...
Но я ведь жил - была пора..."
Приложение №5
Раздаточный материал для учащихся
- Повествование как тип речи
Повествование — это текст, в котором речь идет о сменяющих друг друга событиях (это то, что можно запечатлеть только в нескольких кадрах).
Повествовательный текст дает ответ на вопросы: Кто? Что делал? Когда? Как?
Действия протекают во времени, чередой, одно за другим. Для того, чтобы показать последовательность действий, можно использовать такие слова, как: сначала, потом, затем, тогда, снова, сперва, ещё, уже и другие.
Главная особенность повествования — сообщение о развивающихся действиях и о завершении действия. Повествовательный текст напоминает кадры из кинофильма. В повествовании должно быть много глаголов.
Схема построения повествовательного текста
1. Начало действия:
а) место;
б) время.
2. Развитие действия:
а) сообщение о действующем лице;
б) особенности и порядок действий.
3. Кульминация.
4. Вывод.
2. Описание как тип речи
Описание — это текст, в котором говорится о постоянных или одновременно присутствующих признаках чего-либо (это то, что можно запечатлеть на одном кадре фотопленки).
Описание — это текст, который указывает на признаки объекта речи (величина, форма, цвет, вкус, запах, возраст, характер, внешний вид).
В описании нет движения. Признаки описания неизменны и постоянны.
Описание делается для того, чтобы читатель (слушатель) видел предмет описания, представлял его. Для текста описания нужны имена прилагательные. Описанию помогают сравнения с чем-либо, для чего используются слова: как будто, как, словно, похож на...
Характер описания — взволнованный.
Изображение — красочное.
Схема построения описания
1. Представление объекта речи.
2. Наиболее характерные признаки объекта речи.
3. Оценка объекта речи.
4. Заключение и вывод.
3. Рассуждение как тип речи
В рассуждении дается объяснение какому-либо явлению, предмету, факту, событию и т. д., говорится о причинах и следствиях событий и явлений, о наших представлениях о них, оценках, чувствах (это то, что сфотографировать вообще нельзя; это не то, что мы видим, а то, о чем знаем, о чем думаем).
Почему это есть? Почему это произошло, случилось? Почему так? - вот основные вопросы, на которые отвечает рассуждение.
При написании рассуждения используются слова, как: во-первых, во-вторых, так как, поэтому, ведь, потому что, значит, кроме того, следовательно, итак.
Построение рассуждения чаще всего бывает таким: высказывается какая-либо мысль, потом идут доказательства этой мысли, а затем подводится итог, т. е.
делается вывод из приведённых доказательств.
Утверждения, не подтвержденные конкретными примерами доказательствами не являются.
Схема построения рассуждения
1. Вступление.
2. Тезис (основная мысль, которая будет доказываться).
3. Аргументы (доказательства):
а) доводы;
б) примеры, случаи, факты, цифры;
в) мнения авторитетных людей, цитаты.
4. Вывод.
4. Авторская позиция, основная проблема
Авторская позиция может быть выражена
четко, прямо, непосредственно: | через модальный план текста: |
в названии текста, | риторические вопросы, |
Основная проблема
это та, которая стала объектом раздумий автора; над которой он в основном размышляет; к которой он неоднократно возвращается; по которой отчетливо заявлена авторская позиция.
Проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждёт решения.
Автором проблема может быть
поставлена, сформулирована, изложена, рассмотрена, выдвинута, затронута, исследована, проанализирована, обозначена, поднята
Проблему можно: обсудить, разрешить. Проблемы можно коснуться.
Над проблемой можно думать, работать.
Проблема может быть сформулирована двумя основными способами
1. проблема чего . . . . . . . . | 2. формулировка в виде вопроса Дает больше возможностей для случаев, когда кратко сформулировать проблему текста невозможно |
Результативность работы
Проведённый анализ выполненной домашней работы показал, что учащиеся класса усвоили тему урока, правильно выделив грамматические основы предложений и графически объяснив орфограммы и постановку знаков препинания.
Работа над сочинением-рассуждением по предложенному тексту показала высокий результат, так как учащимся был предложен образец в написании сочинения в формате ЕГЭ. Однако ряд учащихся (три человека) путают понятия темы и проблемы текста, а некоторые (четыре человека) затрудняются с аргументами доказательства собственного мнения по предложенной проблеме.
Проверка работы с точки зрения эксперта ЕГЭ показала хорошие качества знания у таких учеников, как Дашков Александр, Дмитриев Алексей, Дудкина Дарья, Цыганкова Варвара, Юсупова Нилуфар, которые написали сочинения-рассуждения логично, грамотно, аргументированно. Ребята продемонстрировали высокий уровень начитанности и владение культурой речи, согласившись с автором, что русский язык – это неотъемлемая часть нации и нашей культуры, поэтому его нужно оберегать, а не искажать и засорять.
Учитывая возрастные особенности учащихся, необходимо чаще проводить работу над сочинением-рассуждением, чтобы в 9 и 11 классе они смогли успешно сдать экзамены в формате ГИА и ЕГЭ по русскому языку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы 7 класс "Авторская позиция в рассказе Леонида Андреева «Кусака»
Формирование в ходе урока навыков анализа художественного текста, понятия об авторской позиции и способах её выражения.....
Конспект урока по теме "Проблемы и авторская позиция в тексте, или Поговорим о возможностях русского языка"
Урок для учащихся 11 класса по подготовке к сдаче экзамена в формате ЕГЭ....
Конспект урока по теме "Проблемы и авторская позиция в тексте, или Поговорим о возможностях русского языка"
Урок для учащихся 11 класса по подготовке к сдаче экзамена в формате ЕГЭ....
Технологическая карта урока русского языка в 11 классе по теме "Создание сочинения –рассуждения публицистического стиля в формате ЕГЭ. Проблематика текста. Выявление авторской позиции в тексте."
Данный материал представляет собой методическую разработку урока развития речи по созданию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ по тексту Бориса Васильева "В списках не значился"....
Способы выражения авторской позиции в тексте на примере анализа рассказа В.П.Астафьева «На закате дня». Методическая разработка занятия элективного курса «Сочинения разных жанров: рецензия…»
Идея выше фактаО.БальзакНаписание сочинения – рецензии при выполнении части 3(С) по русскому языку на Едином государственном экзамене является для учащихся задачей трудной и требующей точного и глубок...
Конспект урока на тему «Как сформулировать позицию автора. Отражение авторской позиции на примере текстов духовно-нравственного содержания»
В работе представлен материал по развитию речи обучающихся 11 класса при подготовке к сочинению в формате ЕГЭ, в частности формулировке позиции автора...
Средства выразительности как выход на проблему и авторскую позицию в тексте
Презентация содержит материал по теории литературы. Ориентирована на 10-11 класс....