Средства выразительности как выход на проблему и авторскую позицию в тексте
презентация к уроку по литературе (10 класс)

Машкина Наталья Александровна

Презентация содержит материал по теории литературы. Ориентирована на 10-11 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon sredstva_vyrazitelnosti_i_avtorskaya_pozitsiya.ppt163.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

10 класс Средства выразительности как выход на проблему и авторскую позицию в тексте Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №1 г. Вилючинска Н.А.Машкина

Слайд 2

Тема - круг событий и явлений, лежащий в основе текста, предмет изображения Проблема – острое жизненное противоречие, точка напряженности между существующим и должным, желаемым и реальным (жизненное явление, которая особенно волнует автора) Идея – авторская концепция мира и человека в нем Тема, проблема, идея текста

Слайд 3

Авторская позиция и способы её выражения Авторская позиция – отношение автора к обсуждаемой проблеме прямая косвенная Способы выражения косвенной авторской позиции Ключевые слова Средства выразительности текста Художественная деталь

Слайд 4

Средства выразительности Тропы (сравнение, эпитет, оксюморон, метонимия, метафора, аллегория, символ, ирония, гипербола, литота, олицетворение, овеществление, метафора) Стилистические фигуры ( риторические вопросы, обращения, восклицания, рефрен, анафора, эпифора, градация, антитеза, эллиптические предложения, инвектива, умолчание, бессоюзие, многосоюзие, синтаксический параллелизм, инверсия)

Слайд 5

Средства выразительности Особые группы слов синонимы антонимы архаизмы неологизмы

Слайд 6

Анализ текста (Л.Н. Толстой «Война и мир» т. II , ч.3, гл.1 эпизод «Дуб») Вопросы Сформулируйте тему эпизода Выделите микротемы Найдите ключевые слова текста, определите смысловые отношения 2-х групп слов Какие выразительные средства использованы автором при описании дуба? Какими выразительными средствами передано эмоциональное пространство текста? Какой прием в раскрытии характера князя Андрея использует Л.Н.Толстой? Почему? Как вы бы определили проблему, поднятую автором? Какова позиция автора и каковы способы выражения авторской позиции?

Слайд 7

Модель ответа Тема- старый дуб Микротемы (описание старого дуба, «монолог дуба», размышления князя Андрея) Ключевые слова: весна, любовь, счастье и обман, жизнь . Слова 2-х групп- контекстуальные антонимы, определяющие разное смысловое наполнение жизни человека Сравнение дуба с «уродом», которое дополнено эпитетами «старым, сердитым и презрительным», метафора «старые болячки», олицетворение «корявые руки и пальцы», «стоял, хмурясь», «не хотел подчиняться обаянию весны», аллегория; антитеза весенних образов и дуба Эмоциональное пространство наполнено интонацией иронии и разочарования в жизни, которую передают восклицательные предложения ( носят характер риторических восклицаний) Психологический параллелизм Проблема преждевременной старости души. Как человеку, испытавшему потери, найти вдохновение и счастье для жизни? Авторская позиция однозначна: если душа пуста, то человек мертв. Позиция автора косвенная, передана аллегорично через яркий образ уродливого дуба

Слайд 8

Анализ текста (Л.Н. Толстой «Война и мир» т. II , ч.3, гл.2 эпизод «Ночь в Отрадном») Вопросы Сформулируйте тему эпизода Выделите микротемы Найдите ключевые слова текста Какие художественные средства использованы автором при описании ночи? Почему природа выглядит так волнующе? Какими средствами передано эмоциональное пространство текста? Как развивается авторская мысль? Как вы бы определили проблему, поднятую автором? Какова позиция автора и каковы способы выражения авторской позиции?

Слайд 9

Тема- ночь в Отрадном Микротемы (описание ночи, подслушанный диалог, душевное состояние князя Андрея) Ключевые слова выстраиваются в логическую цепочку от частного к общему: ночь, надежда, жизнь. Природа нестатична, как и душа человека, она переливается всеми красками. Олицетворение «лунный свет, … давно ждал этого, ворвался в комнату», описательные прилагательные « сочная.., кудрявая» растительность с серебристыми листьями», эпитет «прелестная» ночь. Описательные прилагательные и эпитеты образуют градацию. Слово «полетела бы» приобретает символический смысл ( без эмоциональных полетов душа мертва) Модель ответа Модель ответа

Слайд 10

Эмоциональное пространство наполнено интонацией восхищения, радости и ощущением прелести жизни ( восклицательные предложения носят характер риторических восклицаний в монологе Наташи). Нарастающее предчувствие перемен волнуют душу князя Андрея (передано градационным рядом) Развитие авторской мысли: прелесть природы – прелесть героини- пробуждение души героя Проблема пробуждения души. Что может оживить душу для счастья, полноты жизни? Что такое красота души? Авторская позиция однозначна: душа пробуждается рядом с красотой (красотой природы, красотой души человека). Позиция автора передана выразительными средствами языка, экспрессивной лексикой, смысловой градацией Модель ответа

Слайд 11

Творческое задание ( на выбор) 1. Выберите одну из сформулированных проблем, определите свою позицию, приведите литературные аргументы. 2. Сформулируйте общую проблему для двух эпизодов, напишите сочинение- рассуждение или эссе по выявленной проблеме, аргументируйте свою позицию.

Слайд 12

Дополнительное задание Прочитайте стихотворение В.В.Маяковского «Прозаседавшиеся» 1922г. Найдите признаки гротескного стиля Сформулируйте проблему, авторскую позицию Продумайте аргументы, позволяющие определить актуальность проблемы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Авторская позиция и средства её выражения в тексте».

Урок развития речи в 10 классе с применением технологии развития критического мышления....

Авторская позиция и средства ее выражения в тексте.

Развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) – одна из эффективных технологий развивающего обучения. Основа технологии – трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия...

Конспект урока по теме "Проблемы и авторская позиция в тексте, или Поговорим о возможностях русского языка"

Урок для учащихся 11 класса по подготовке к сдаче экзамена в формате ЕГЭ....

Конспект урока по теме "Проблемы и авторская позиция в тексте, или Поговорим о возможностях русского языка"

Урок для учащихся 11 класса по подготовке к сдаче экзамена в формате ЕГЭ....

Конспект урока по теме "Проблемы и авторская позиция в тексте, или Поговорим о возможностях русского языка"

Урок для учащихся 11 класса по подготовке к сдаче экзамена в формате ЕГЭ....

Технологическая карта урока русского языка в 11 классе по теме "Создание сочинения –рассуждения публицистического стиля в формате ЕГЭ. Проблематика текста. Выявление авторской позиции в тексте."

Данный материал представляет собой методическую разработку урока развития речи по созданию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ по тексту Бориса Васильева "В списках не значился"....

Способы выражения авторской позиции в тексте на примере анализа рассказа В.П.Астафьева «На закате дня». Методическая разработка занятия элективного курса «Сочинения разных жанров: рецензия…»

Идея выше фактаО.БальзакНаписание сочинения – рецензии при выполнении части 3(С) по русскому языку на Едином государственном экзамене является для учащихся задачей трудной и требующей точного и глубок...