Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская
рабочая программа по русскому языку (5 класс) по теме
Настоящая программа составлена на основе сборника программ для общеобразовательных учреждений : Русский язык . 5 - 9 класс., 10 - 11 кл. / сост. Е.И. Харитонова - 2011 год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_5_klass_2012-2013_uch._g.docx | 118.69 КБ |
Предварительный просмотр:
02 -16
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ниновская основная общеобразовательная школа»
Рабочие программы
и календарно-тематические планы
учителя Самодуровой Натальи Владимировны
по русскому языку и литературе в 5,6,8 классах
на 2012 – 2013 учебный год
«Согласовано» Руководитель МО учителей гуманитарных дисциплин _________ Щетинкина В.М. Протокол № ___ от «____»__________2012 г. | «Проверено» Заместитель директора школы по УВР МБОУ «Ниновская ООШ» ___________ Башарина А.П. «____»____________2012 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «Ниновская ООШ _____________ Кобзева М.А. Приказ № ___ от «___»____2012 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА и КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по учебному предмету
«Русский язык»
5 класс
Рассмотрено на заседании
педагогического совета школы
протокол № ____от «__»_______2012 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и программы по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений М.М. Разумовской, В.И. Капинос, С.И. Львовой, Г.А. Богдановой, В.В. Львова.
Русский язык является одним из ведущих предметов гуманитарного цикла в системе школьного образования, поскольку не только формирует важные практические умения и навыки, но и является важнейшим средством познания других наук, средством развития мышления.
Главная цель обучения русскому языку состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.
Задачи обучения:
1) формировать у учащихся научно-лингвистическое мировоззрение, вооружать их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании), развивать языковой и эстетический идеал, т.е. представления о прекрасном в языке и речи;
2) формировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки (в пределах программных требований);
3) обучать умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
4) обучать умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;
5) воспитывать учащихся средствами данного предмета.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации в 5 классе отводит 201 час для обязательного изучения учебного предмета «Русский язык» на этапе основного среднего образования (из расчета 6 учебных часов в неделю).
При составлении планирования уроков предусмотрены в рамках отведенного времени часы на развитие письменной речи учащихся.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
- развитие и воспитание школьника, его социализация, развитие интеллектуальных качеств; формирование ценностной ориентации – осознание русского языка как духовной ценности, его значимости в жизни современного общества; формирование любви и уважения к русскому языку, развитие потребности к речевому самосовершенствованию;
- овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни, учебной деятельности; развитие способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; овладение русским языком как средством получения знаний по другим учебным предметам;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; освоение стилистических ресурсов русского языка, овладение его основными изобразительно-выразительными средствами;
- формирование способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые и речевые явления и факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; осуществлять информационный поиск, извлекать, преобразовывать необходимую информацию, работать с текстом, производить его информационную переработку;
- приобретение компетентности в сфере русского языка и речевого общения:
речевая компетентность – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения;
языковая (лингвистическая) компетентность – овладение основами науки о языке, основными умениями и навыками анализа явлений и фактов языка, формирование и/или совершенствование способности учащихся употреблять слова, их формы и синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать синонимические ресурсы русского языка;
социокультурная компетентность – овладение единицами языка с национально- культурным компонентом значения и русским речевым этикетом.
Традиционно приоритетным в школе считается изучение языковых правил (орфография, пунктуация). Вместе с тем в последнее время в методической литературе можно встретить и иной подход к изучению данного предмета. Развитие навыков связной речи во многих методических документах и программах в настоящее время постулируется как ведущее направление.
Современная концепция преподавания русского языка заключается в том, что в ней предлагается объединить теорию языка, орфографические и пунктуационные правила, развитие речевой культуры, сделав основным объектом рассмотрения на уроке русского языка текст, поскольку именно в тексте происходит реализация языковых правил. Следует наглядно показать ученику, как каждый языковой уровень (фонетика, лексика, морфология, синтаксис) помогает создавать и понимать текст.
В учебно-методическом комплексе под редакцией М.М. Разумовской содержание языкового и речевого материала подаѐтся в единстве. В программе расширена понятийная основа обучения связной речи. Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.
Теоретическую основу обучения связной речи составляют три группы понятий:
1. Признаки текста: смысловая цельность, относительная законченность высказывания (тема, основная мысль) и особенности его строения, связанные с развитием мысли (данная и новая информация, способы и средства связи предложений, членение текста на абзацы, строение абзаца);
2. Стили речи: разговорный, научный, деловой, публицистический, художественный;
3. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение и их разновидности - описание предмета, описание места, описание состояния природы, описание состояния человека, оценка предметов, их свойств, явлений, событий.
Структура курса формировалась с учетом закономерностей усвоения русского языка. V класс рассматривается как переходный от начального этапа обучения к основному; VI - VII классы имеют морфолого-орфографическую направленность, хотя и включают в содержание обучения вводный курс синтаксиса и пунктуации, фонетику и орфоэпию, лексику и словообразование; VIII-IХ классы нацелены на освоение систематического курса синтаксиса и соответствующих правил пунктуации.
Некоторое изменение традиционной структуры курса объясняется стремлением создать более благоприятные условия для успешного продвижения учащихся в освоении родного языка. Так, причастие и деепричастие изучаются в VI классе, затем трудные вопросы этой темы закрепляются в VII классе; такое расположение материала повышает качество его усвоения. Кроме того, оказывается разгруженным традиционно сложный курс VII класса.
Речевая направленность курса предполагает усиление семантического аспекта в изучении фактов и явлений языка.
Помимо ставшего уже привычным внимания к значению слов и различных грамматических структур, особое место отводится морфемной семантике. Осмысление значения морфем, внимание к внутренней форме слова не только формирует грамматическое мышление ребенка, но и помогает решить проблемы внутрипредметных связей (позволяет сформировать орфографические, грамматические, лексические умения и навыки в их единстве).
В связи с усиленным вниманием к семантической характеристике слова вводятся такие понятия, как словообразовательная модель, словообразовательная цепочка, исходная часть слова.
Речевая направленность курса потребовала усиленного внимания к воспитанию у учащихся чуткости к красоте и выразительности родной речи, гордости за русский язык, интереса к его изучению. Этому способствует внимание к эстетической функции родного языка, знакомство с изобразительными возможностями изучаемых единиц языка, наблюдение за использованием разнообразных языковых средств в лучших образцах художественной литературы, в которых наиболее полно проявляется изобразительная сила русской речи.
Каждый год обучения строится на основе двухступенчатой структуры: закрепительно-углубляющий этап относительно предыдущего года обучения и основной этап, реализующий программный материал в логике его развития.
Характерные черты учебника для каждого класса проистекают из общей направленности разработанного курса русского языка, реализующей идею синтеза всестороннего речевого развития школьников со специальной лингвистической подготовкой. Прежде всего усилена в целом речевая направленность в подаче программного материала. Учебники для каждого класса содержат два раздела (как и программа):
1) систематический курс языка с правописанием и элементами культуры речи;
2) раздел "Речь", включающий понятия речи, стилей речи, типов речи, текста.
В ходе учебного процесса эти разделы изучаются не в линейном порядке, а в перемежающемся режиме.
Каждая языковая тема завершается параграфом "Употребление в речи существительного/прилагательного и т.д./". Такое внешнее подчеркивание противоречия сопоставления "язык-речь" способствует лучшему осмыслению детьми этих понятий, а также более отчѐтливому пониманию связей между ними. Систематически из года в год, из темы в тему проводится ориентация на всестороннее развитие основных видов речевой деятельности: навыков чтения - понимания, говорения, письма. В учебнике особенности занятий по чтению определяются характером текстов. Самое серьёзное внимание уделяется работе с лингвистическим текстом и словарями.
Постигая теорию в виде научного описания (рассказа), ученики постепенно накапливают нужные сведения: овладевают терминами, осваивают образцы научной речи, постигают логику развёртывания содержания научного текста. Эта работа приводит обучающихся к понятийной форме мышления, лежащей в основе действительного знания.
Учащиеся знакомятся с разными видами словарей, образцы которых имеются в учебнике. Пристальное внимание уделяется и развитию навыков говорения (как устных, так и письменных высказываний учащихся).
По сути дела, задача развития навыков говорения тесно смыкается с задачей развития связной речи школьников, однако имеет и свои аспекты. Способность говорить на лингвистические (научные) темы есть показатель хороших знаний по предмету, свидетельство владения понятийным аппаратом определенной области науки о языке.
Пересказ лингвистического текста не является простым делом для учащихся. Параллельно школьники обучаются языковому анализу.
Реализация обозначенной программы действий превращает занятия именно в уроки родного языка во всей полноте этого понятия.
Самое пристальное внимание уделяется развитию навыков письма как важного вида речевой деятельности. Авторы учебника стараются дать ответ на вопрос: "Как разрешить противоречие между знанием и умением и что считать знанием?" В пособие эта проблема остается с помощью теоретического (научного) способа действия, которым должны овладеть учащиеся.
В учебнике определения заменяются лингвистическим рассказом, а правила - указанием адекватного правилу способа действия. Очень часто способ действия излагается под рубрикой "Возьмите на заметку!''
В программе усилен семантический аспект к подаче лингвистического материала на всех уровнях языка. Процесс постижения языковой семантики и смысла высказываний учитывает реальные возможности школьников и строится в развитии. Учебная нагрузка равномерно распределяется по классам.
В V классе изучаются части речи, в известной мере знакомые учащимся по начальной школе, но темы эти подаются на семантическом уровне и изучаются в полном объѐме.
Лексика и морфемика даются в непривычном для детей интегрированном подходе, с учётом внутрипредметных связей. Лексика, фразеология и словообразование изучаются в полном объёме. Новыми являются разделы: "Синтаксис. Пунктуация", "Речь".
В VI классе на базе основных частей речи изучаются причастие и деепричастие, числительное, местоимение.
В VII классе первой темой изучается наречие.
Положительное отношение к учёбе, настрой на изучение родного языка закрепляются на протяжении всего учебного гола наличием нетрадиционных заданий, эталонных в речевом отношении текстов, доступных для детей форм подачи лингвистических знаний.
Языковая система составляет структурный стержень предмета. Формирование необходимых языковых умений происходит на основе системы упражнений, включающих следующие компоненты: узнавание языкового явления - систематизация фактов языка - дифференциация этих языковых фактов - "чтение" схем, таблиц и других графических средств, их интерпретация - самостоятельный подбор примеров и самостоятельные высказывания учащихся.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать:
- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
- смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
- основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
- особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
- основные единицы языка, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь:
- различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
- определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
- объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
аудирование и чтение:
- адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);
- читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
- извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо:
- воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
- создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);
- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
- владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
- свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
- соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
- удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
К концу V класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
по фонетике и графике: определять звуки речи, различать ударные и безударные слоги; не смешивать буквы и звуки, свободно пользоваться алфавитом;
по орфоэпии: правильно произносить: гласные, согласные и их сочетания в составе слов; называть буквы алфавита; употребительные слова изученных частях речи, в том числе термины русского языка;
по лексике: толковать лексическое значение известных слов и подбирать к словам синонимы и антонимы; пользоваться толковым словарем;
по словообразованию: выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слова (в словах несложной структуры); подбирать однокоренные слова с учетом значения слов; понимать различие в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами; по типичным суффиксам и окончаниям определять изученные части речи и их формы; пользоваться словарем морфемного строения слов;
по морфологии: различать части речи; знать и указывать специфические морфологические признаки имен существительных, прилагательных, глаголов; знать, как изменяются эти части речи, уметь склонять, спрягать, образовывать формы наклонения;
по орфографии: понимать значение письма и правописания для жизни людей; замечать орфограммы корня и дифференцировать их; владеть правилами обозначения на письме проверяемых и непроверяемых произношением гласных и согласных (по списку); о-ѐ после шипящих в корне, чередующихся а-о, е-и в корнях типа -раст- - -рос-, -лаг- - -лож--мер- - - мир-; -тер- - -тир-; знать неизменяемые приставки (в-, на-, с- и т.д.), приставки на з и с (раз- - рас-; из- - ис- и др.); знать смешиваемые на письме безударные окончания сущ., прил. и глаг., обнаруживать их в тексте и владеть способом определения верного написания; безошибочно писать буквенные сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу; чк, чн, нч, рщ; верно употреблять разделительные ъ и ь после шипящих в конце сущ. и глаголов, не с глаголами.
по синтаксису: выделять словосочетания в предложении, определять главное и зависимое слова; характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ; составлять простые и сложные предложения изученных видов.
по пунктуации: правильно ставить знаки препинания в конце предложения; соблюдать пунктуацию в предложениях с однородными членами, соединительными союзами а, и, но, а также при бессоюзной связи; ставить двоеточие после обобщающего слова в предложениях с однородными членами; разделять запятой части сложного предложения; выделять прямую речь, стоящую до и после слов автора; ставить тире между подлежащим и сказуемым при выражении главных членов именем существительным в именительном падеже; пользоваться разными видами лингвистических словарей.
Основные умения по разделу «Речь».
Чтение. Осмысленно и бегло читать учебные тексты, выразительно читать тексты художественного стиля.
Анализ текста. Определять тему и основную мысль текста; подбирать заголовок, отражающий тему, основную мысль текста; составлять простой план. Выделять в тексте типы речи – описание предмета, повествование, рассуждение. Определять стиль (разговорный, художественный, деловой); находить в тексте языковые средства, характерные для данного стиля.
Воспроизведение текста. Подробно (устно и письменно) пересказывать тексты, содержащие повествование, описание предмета или животного, рассуждение; сохранять их строение (типы речи и стиль). Сжато пересказывать (устно и письменно) тексты такого же строения.
Создание текста. Создавать устные и письменные высказывания; развивать мысли в пределах абзаца с помощью зачинов, раскрывать тему и основную мысль высказывания; писать сочинения (описание предмета или животного, повествование и рассуждение на темы из жизни учащихся). Составлять деловые инструкции, объявления.
Совершенствование текста. Находить и исправлять недочёты в содержании высказывания и его построении.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (5 класс)
О языке
Значение языка в жизни человека. Высказывания великих людей о русском языке.
РЕЧЬ
Р е ч ь как деятельность, как способ общения людей посредством языка. Условия, необходимые для речевого общения: наличие собеседника, мотива, потребности в общении, предмета речи, общего языка. Речь устная и письменная, диалогическая и монологическая. Культура речевого общения.
Т е к с т как продукт речевой деятельности; его основные признаки: членимость, смысловая цельность, формальная связность, относительная законченность (автономность) высказывания. Тема и основная мысль текста; микротемы, план текста; деление текста на абзацы, строение абзаца: зачин, средняя часть, концовка. Развитие мысли в тексте; «данное» и «новое» в предложениях текста.
С т и л и речи, понятие о стилистической значимой речевой ситуации; речь разговорная и книжная, художественная и научно-деловая; характеристика разговорного и художественного стилей речи с учетом особенностей речевой ситуации, в которой используются данные стиля (сфера употребления, коммуникативная функция, характерные языковые средства).
Т и п ы речи: повествование, описание, рассуждение. Особенности строения фрагментов текста с определенным типовым значением: лицо и его действия, предмет и его признаки, рассуждение – доказательства, оценочные суждения (типовое значение, схема построения, способы выражения «данного» и «нового» в предложениях фрагмента). Способы соединения фрагментов в целом тексте.
ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Закрепление и углубление изученного в начальных классах
Фонетика, орфоэпия, графика
Предмет изучения фонетики. Звуки речи. Слог. Русское словесное ударение и его особенности.
Гласные ударные и безударные. Согласные твердые и мягкие, глухие и звонкие. Элементарные сведения о транскрипции.
Предмет изучения орфоэпии. Основные правила произношения звуков речи: ударных и безударных гласных; согласных звуков и их сочетаний, отдельных грамматических форм. Произношение заимствованных слов.
Предмет изучения графики. Алфавит. Правильное название букв алфавита. Соотношение звуков и букв. Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Знакомство со школьным орфоэпическим словарем и его использование.
Письмо, орфография
Значение письма в жизни общества.
Предмет изучения орфографии. Понятие орфограммы.
Основные виды изученных орфограмм гласных и согласных корня.
Употребление на письме буквенных сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, нч, чк, рщ; разделительных ъ-ь; -тся / -ться в глаголах.
Не с глаголами.
Использование орфографического словаря.
Слово и его значение. Лексика
Предмет изучения лексики.
Слово и его лексическое значение. Основные способы толкования лексического значения слова: краткое объяснение значения в толковом словаре; подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов.
Этикетные слова как особая лексическая группа.
Знакомство с толковым словарем.
Слово и его строение. Морфемика
Предмет изучения морфемика. Морфема как часть слова.
Корень. Смысловая общность однокоренных слов. Приставка и суффикс как значимые части слова. Окончание как морфема, образующая форму слова. Знакомство со словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов.
Слово как часть речи. Морфология
Предмет изучения морфологии. Система частей речи в русском языке.
Служебные части речи.
Междометия и звукоподражательные слова.
Знакомство с грамматико-орфографическим словарем.
Культура речи. Правильное произношение терминов, заимствованных слов (твердость и мягкость согласных перед е).
Уместное использование этикетных слов и выражений в речи (приветствие, прощание, просьба, благодарность, извинение и т.д.).
ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ
(систематический курс)
Синтаксис и пунктуация
Предмет изучения синтаксиса и пунктуации.
Словосочетание. Главное и зависимое слова в словосочетании.
Предложение. Его грамматическая основа. Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные). Восклицательные предложения. Знаки препинания в конце предложения. Интонация и порядок слов. Логическое ударение.
Предложения распространенные и нераспространенные. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Тире между подлежащими и сказуемыми, выраженными существительными в именительном падеже.
Предложения с однородными членами (без союзов и с союзами а, но, одиночным и). Запятая между однородными членами. Обобщающее слово перед однородными членами. Двоеточие и тире при обобщающих словах.
Обращение. Знаки препинания при обращении.
Сложные предложения с бессоюзной и союзной связью. Понятие о сложносочиненном и сложноподчиненном предложении. Запятая между частями сложного предложения перед союзами и, а, но, что, чтобы, потому что, если и др.
Прямая речь после слов автора и перед словами автора. Знаки препинания при прямой речи.
Диалог. Тире при диалоге.
Наблюдение за использованием в художественных текстах изучаемых синтаксических конструкций, усиливающих образность и эмоциональность речи.
Культура речи. Правильное определение границ предложений в тексте. Соблюдение интонации повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений. Соблюдение правильной интонации в предложениях с однородными членами и в сложных предложениях.
Лексика. Словообразование. Орфография
Слово; взаимосвязь его лексического значения, морфемного строения и написания.
Слова однозначные и многозначные. Прямое и переносное значение слова. Переносное значение слова как основа создания художественных тропов: метафоры, олицетворения, эпитета.
Слова – синонимы, антонимы (повторение). Омонимы.
Пути пополнения словарного состава русского языка: словообразование и заимствование слов из других языков. Слова исконно русские и заимствованные.
Понятие о механизме образования слов в русском языке. Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, суффиксально-приставочный, сложение.
Чередование гласных и согласных в морфемах при образовании слова и его форм.
Словообразовательная модель как схема построения слов определенной части речи, имеющих общность в значении. Неологизмы как новые слова, построенные по типичным моделям.
Правописание приставок на з (с). Правописание корней –лож- // -лаг-; - рос- // - раст- (-ращ-). Буквы о-ё после шипящих в корне. Буквы и-ы после ц в разных частях слов.
Общеупотребительная лексика и слова, имеющие ограниченную сферу употребления (диалектизмы, профессионализмы). Устаревшие слова.
Фразеологизмы; их стилистическая принадлежность и основные функции в речи.
Наблюдение за использованием в художественном тексте синонимов, антонимов, омонимов; слов в переносном значении для создания тропов (метафор, олицетворений, эпитетов); диалектизмов, устаревших слов и фразеологических оборотов.
Культура речи. Точное и уместное употребление слов в речи в соответствии с их лексическим значением, стилистической и эмоциональной окраской. Текстовая функция лексического повтора.
Предупреждение речевых ошибок, связанных с неоправданным повтором однокоренных слов.
Использование орфоэпического, толкового, словообразовательного, грамматико-орфографического словарей.
Морфология. Орфография.
Классификация частей речи русского языка (повторение).
Самостоятельные части речи
Глагол
Глагол как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма (инфинитив).
Основные способы образования глаголов. Правописание не с глаголами (закрепление). Возвратные глаголы. Правописание –тся и –ться в глаголах (закрепление).
Виды глаголов. Корни с чередованием и-е (-мер-//-мир-; -тер-//-тир- и др.), их правописание.
Наклонение глагола. Время глагола. Лицо и число. Спряжение. Правописание безударных личных окончаний глагола. Разноспрягаемые глаголы (ознакомление). Сослагательное наклонение; значение, образование, правописание.
Повелительное наклонение; значение, образование, правописание.
Безличные глаголы. Переходные и непереходные глаголы.
Развитие навыков пользования лингвистическими словарями разных типов.
Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого с целью повышения образности и эмоциональности. Глагольная синонимия в художественных текстах (наблюдение и анализ). Употребление глаголов в переносном значении.
Культура речи. Правильное использование в речи видовременных форм; верное произношение отдельных глагольных форм. Текстовая функция видовременных форм.
Имя существительное
Имя существительное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма.
Основные способы образования имен существительных.
Правила употребления при письме типичных суффиксов, в частности суффиксов –чик- (-щик-), -ек- (-ик-). Правила слитного и раздельного написания не с именами существительными. Имена существительные одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные. Правила употребления прописной буквы при написании имен существительных.
Род имен существительных. Существительные общего рода; род неизменяемых имен существительных.
Число имен существительных. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Падеж. Склонение имен существительных. Разносклоняемые и несклоняемые существительные.
Правописание безударных окончаний имен существительных.
Развитие навыков пользования грамматико-орфографическим, орфографическим, толковым, словообразовательным, орфоэпическим словарями.
Имена существительные в художественном тексте: их образная и экспрессивная роль.
Культура речи. Правильное согласование в роде со словами типа бандероль, вуаль, лазурь, мигрень, мозоль, кашне и др.; верное определение родовой принадлежности неизменяемых существительных (шимпанзе, кенгуру, шоссе).
Правильное образование некоторых грамматических форм: пара носков, пара чулок; группа грузин, бурят и др.
Твердое и мягкое произношение согласных перед е в заимствованных словах (типа километр, обеспечение, щавель и др.); терминов русского языка.
Текстовая функция имен существительных со значением «целое и его части».
Имя прилагательное
Имя прилагательное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма.
Основные способы словообразования имен прилагательных.
Разряды имен прилагательных по значению: прилагательные качественные, относительные, притяжательные.
Прилагательные полные и краткие, их роль в предложении. Правописание кратких имен прилагательных с основой на шипящий.
Степени сравнения имен прилагательных.
Склонение имен прилагательных. Правописание падежных окончаний имен прилагательных.
Развитие навыков пользования лингвистическими словарями разных типов.
Образная, эмоциональная функция имен прилагательных в художественном тексте. Эпитеты. Синонимия имен прилагательных. Употребление прилагательных в переносном значении.
Культура речи. Правильное произношение формы прилагательных (сильна), прилагательных с твердыми и мягкими основами (бескрайный- бескрайний, искренно – искренне; правильное образование и произношение форм сравнительной и превосходной степеней (красивее, длиннее).
Стилистическая роль имен прилагательных.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Класс 5
Учитель Самодурова Наталья Владимировна
Количество часов Всего - 201 час; 6 часов в неделю
Плановых контрольных уроков диктантов - 8, проверочных работ - 4, письменных уроков развития речи – 8
(изложений – 3, сочинений - 5 )
Планирование разработано на основе Государственного стандарта основного общего образования по русскому языку;
Примерной программы основного общего образования по русскому языку;
Программы по русскому языку авторского коллектива под редакцией М.М.Разумовской,
Дрофа, 2011
Учебник Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений \
М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др. под ред. М.М. Разумовской,
П.А. Леканта, Дрофа, 2011
№ п/п | Название раздела, темы | Тип урока | Формы контроля | Дата | Примечание | |
план | факт | |||||
1. | Введение. О языке (1час + 2 рр) Зачем человеку нужен язык. Что мы знаем о русском языке. | Урок ознакомления с новым материалом | Организация совместной деятельности Коллективный анализ текста | 03.09 | ||
2. | Р/р Что такое речь. | Урок ознакомления с новым материалом | Организация совместной деятельности | 04.09 | ||
3. | Р/р Речь диалогическая и монологическая. Речь устная и письменная. | Урок ознакомления с новым материалом | Коллективный анализ текста | 05.09 | ||
4. | Повторение изученного в начальных классах. Фонетика. Графика. ( 8 часов+2 рр ) Звуки и буквы. Алфавит. | Урок повторения и обобщения изученного | Проблемные задания | 06.09 | ||
5. | Что обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я | Урок повторения и обобщения изученного | Организация совместной учебной деятельности | 06.09 | ||
6. | Фонетический разбор слова. | Урок обобщения и систематизации изученного | Тренинг, практикум | 08.09 | ||
7. | Закрепление пройденного по теме «Фонетика». | Урок обобщения и систематизации изученного | Тренинг | 10.09 | ||
8. | Закрепление пройденного по теме «Фонетика». | Урок обобщения и систематизации изученного | Тренинг | 11.09 | ||
9. | Р/р Что такое текст. Тема текста.
| Урок ознакомления с новым материалом | Коллективный анализ текста | 12.09 | ||
10. | Р/р Основная мысль текста. | Урок ознакомления с новым материалом | Коллективный анализ текста | 13.09 | ||
11. | Подготовка к контрольному диктанту. | Комбинированный | Практикум | 13.09 | ||
12. | Контрольный диктант №1 по теме «Повторение изученного в начальных классах». | Урок практического применения ЗУНов | Коллективный анализ текста | 15.09 | ||
13. | Анализ контрольного диктанта. | Комбинированный | Работа над ошибками | 17.09 | ||
14. | Письмо. Орфография (12 часов + 2 рр) Зачем людям письмо. | Урок ознакомления с новым материалом | Устный опрос, рассказ | 18.09 | ||
15. | Орфография. Нужны ли правила? | Урок ознакомления с новым материалом | Анализ текста | 19.09 | ||
16. | Орфограммы в корнях слов. | Урок обобщения и систематизации изученного | Проекты-презентации с применением ИКТ, фронтальный опрос | 20.09 | ||
17. | Орфограммы в корнях слов. | Урок обобщения и систематизации изученного | Фронтальный опрос | 20.09 | ||
18. | Безударные гласные в корне слова. | Урок обобщения и систематизации изученного | Фронтальный опрос | 22.09 | ||
19. | Согласные в корне слова. | Урок обобщения и систематизации изученного | Проверочная работа (15 мин) | 24.09 | ||
20. | Сочетание букв жи-ши, ча-ща, чу-щу; нч, чн, чк, нщ, щн, рщ | Урок обобщения и систематизации изученного | Фронтальный опрос | 25.09 | ||
21. | Мягкий знак после шипящих в конце существительных и глаголов. | Урок обобщения и систематизации изученного | Фронтальный опрос | 26.09 | ||
22. | Р/р Подготовка к сочинению–описанию по картине Шишкина «Корабельная роща». | Урок обобщения и систематизации изученного | Беседа, рассуждения | 27.09 | ||
23. | Р/р Сочинение–описание по картине Шишкина «Корабельная роща». | Урок обобщения и систематизации изученного | Творческая работа | 27.09 | ||
24. | Разделительный Ъ и Ь | Урок обобщения и систематизации изученного | Фронтальный опрос | 29.09 | ||
25. | Разделительный Ъ и Ь | Урок обобщения и систематизации изученного | Текущая диагностика | 01.10 | ||
26. | Правописание НЕ с глаголом | Урок обобщения и систематизации изученного | Фронтальный опрос | 02.10 | ||
27. | Правописание ТСЯ-ТЬСЯ в глаголах | Урок проверки, оценки и коррекции ЗУНов | Практикум | 03.10 | ||
28. | Строение слова (4 часа + 2 рр) Значимые части слова. | Урок ознакомления с новым материалом | Фронтальный опрос, морфемный разбор, проекты-презентации с применением ИКТ | 04.10 | ||
29. | Корень, приставка, суффикс, окончание – значимые части слова. | Урок ознакомления с новым материалом | Тренинг, практикум | 04.10 | ||
30. | Корень, приставка, суффикс, окончание – значимые части слова. | Урок ознакомления с новым материалом | Тренинг, практикум | 06.10 | ||
31. | Как образуются формы слова с помощью окончания. | Урок ознакомления с новым материалом | Самостоятельная работа | 08.10 | ||
32. | Р/р Сочинение по картине А.М. Герасимова «Натюрморт. Полевые цветы». | Урок обобщения и систематизации изученного | Творческая домашняя работа | 09.10 | ||
33. | Анализ сочинений. | Урок проверки, оценки и коррекции ЗУНов | Текущий | 10.10 | ||
34. | Слово как часть речи (7 часов + 5 рр) Самостоятельные части речи. | Урок ознакомления с новым материалом | Объяснение, фронтальный опрос, проекты-презентации с применением ИКТ | 11.10 | ||
35. | Как изменяются существительные, прилагательные, глаголы. | Урок обобщения и систематизации изученного | Текущий | 11.10 | ||
36. | Служебные части речи. Предлог. Союз. Частица. | Урок обобщения и систематизации изученного | Текущий, проекты-презентации с применением ИКТ | 13.10 | ||
37. | Служебные части речи. Предлог. Союз. Частица. | Урок обобщения и систематизации изученного | Проверочная работа (15 мин) | 15.10 | ||
38. | Р/р Порядок предложений в тексте. | Урок обобщения и систематизации изученного | Творческая работа | 16.10 | ||
39. | Р/р Абзац как часть текста. | Урок обобщения и систематизации изученного | Текущий | 17.10 | ||
40. | Р/р Изложение. | Урок ознакомления с новым материалом | Беседа, фронтальный опрос | 18.10 | ||
41. | Р/р Изложение. | Урок ознакомления с новым материалом | Беседа, фронтальный опрос | 18.10 | ||
42. | Анализ изложений. | Урок обобщения и систематизации изученного | Практикум | 20.10 | ||
43. | Закрепление пройденного по теме «Части речи». Подготовка к контрольному диктанту. | Урок обобщения и систематизации изученного | Мини-тест | 22.10 | ||
44. | Контрольный диктант № 2 с грамматическим заданием по теме «Части речи» | Урок практического применения ЗУНов | Диктант | 23.10 | ||
45. | Анализ контрольного диктанта. | Урок проверки, оценки и коррекции ЗУНов | Работа над ошибками | 24.10 | ||
46. | Фонетика. Орфоэпия (8 часов) Что изучает фонетика. | Урок ознакомления с новым материалом | Беседа, диагностика | 25.10 | ||
47. | Звуки гласные и согласные. | Урок обобщения и систематизации изученного | Коллективная работа, проблемные задания | 25.10 | ||
48. | Слог, ударение. | Урок обобщения и систематизации изученного | Коллективная работа, словарный диктант | 27.10 | ||
49. | Что изучает орфоэпия. Произношение ударных и безударных гласных звуков. | Урок ознакомления с новым материалом | Коллективная работа, проекты-презентации с применением ИКТ | 29.10 | ||
50. | Произношение согласных звуков. Орфоэпический разбор слова. | Урок ознакомления с новым материалом | Коллективная работа | 30.10 | ||
51. | Орфоэпический разбор слова. | Урок обобщения и систематизации изученного | Фронтальный опрос | 31.10 | ||
52. | Закрепление по теме «Фонетика. Орфоэпия». | Урок обобщения и систематизации изученного | Текущая диагностика | 12.11 | ||
53. | Контрольная работа по теме «Фонетика. Орфоэпия». | Урок практического применения ЗУНов | Письменная индивидуальная работа | 13.11 | ||
54. | Лексика. Словообразование (28 часов + 5 рр) Лексическое значение слова. | Урок проверки, оценки и коррекции ЗУНов | Текущий | 14.11 | ||
55. | Сколько лексических значений имеет слово. | Урок ознакомления с новым материалом | Фронтальный опрос | 15.11 | ||
56. | Прямое и переносное значение слова | Урок ознакомления с новым материалом | Фронтальный опрос | 15.11 | ||
57. | Фразеологизмы. | Урок ознакомления с новым материалом | Фронтальный опрос | 15.11 | ||
58. | Как пополняется словарный состав русского языка. | Урок ознакомления с новым материалом | Фронтальный опрос | 17.11 | ||
59. | Как образуются слова в русском языке. | Урок ознакомления с новым материалом | Беседа | 19.11 | ||
60. | Как образуются слова в русском языке. | Урок ознакомления с новым материалом | Беседа | 20.11 | ||
61. | Чередования гласных и согласных в корнях. | Урок обобщения и систематизации изученного | Фронтальный опрос | 21.11 | ||
62. | Чередования О-А в корнях ЛАГ-ЛОЖ, РОС-РАСТ-РАЩ. | Урок ознакомления с новым материалом | Текущий | 22.11 | ||
63. | Чередования О-А в корнях ЛАГ-ЛОЖ, РОС-РАСТ-РАЩ. | Урок обобщения и систематизации изученного | Организация совместной учебной деятельности | 22.11 | ||
64. | Чередования О-А в корнях ЛАГ-ЛОЖ, РОС-РАСТ-РАЩ. | Урок обобщения и систематизации изученного | Тренинг | 24.11 | ||
65. | Буквы О-Ё после шипящих в корне. | Урок ознакомления с новым материалом | Организация совместной учебной деятельности | 26.11 | ||
66. | Буквы О-Ё после шипящих в корне. | Урок обобщения и систематизации изученного | Практикум | 27.11 | ||
67. | Буквы О-Ё после шипящих в корне. | Урок обобщения и систематизации изученного | Проверочная работа | 28.11 | ||
68. | Контрольный диктант № 3 по теме «Чередование гласных и согласных в корнях слов». | Урок обобщения и систематизации изученного | Текущая диагностика | 29.11 | ||
69. | Слова-омонимы. | Урок практического применения ЗУНов | Диктант | 29.11 | ||
70. | Анализ диктанта и работа над ошибками. | Урок проверки, оценки и коррекции ЗУНов | Практикум | 01.12 | ||
71. | Слова-омонимы. | Урок ознакомления с новым материалом | Проекты-презентации с применением ИКТ | 03.12 | ||
72. | Профессиональные и диалектные слова. | Урок обобщения и систематизации изученного | 04.12 | |||
73. | Профессиональные и диалектные слова. | Урок ознакомления с новым материалом | Проекты-презентации с применением ИКТ | 05.12 | ||
74. | Устаревшие слова | Урок обобщения и систематизации изученного | Организация совместной учебной деятельности | 06.12 | ||
75. | Употребление в речи этикетных слов. | Урок ознакомления с новым материалом | Организация совместной учебной деятельности | 06.12 | ||
76. | Правописание приставок | Урок ознакомления с новым материалом | Творческая работа | 08.12 | ||
77. | Правописание приставок | Урок ознакомления с новым материалом | Организация совместной учебной деятельности | 10.12 | ||
78. | Буквы И-Ы после Ц. | Урок обобщения и систематизации изученного | Тренинг | 11.12 | ||
79. | Буквы И-Ы после Ц. | Урок ознакомления с новым материалом | Проекты-презентации с применением ИКТ | 12.12 | ||
80. | Закрепление пройденного материала. | Урок обобщения и систематизации изученного | Словарный диктант | 13.12 | ||
81. | Проверочная работа по теме «Орфография» | Урок практического применения ЗУНов | Комментированное письмо, текущая диагностика | 13.12 | ||
82. | Р/р Что изучает стилистика. | Урок практического применения ЗУНов | Самостоятельная работа | 15.12 | ||
83. | Р/р . Разговорная и книжная речь | Урок ознакомления с новым материалом | Организация совместной учебной деятельности | 17.12 | ||
84. | Р/р Художественная и научно-деловая речь | Урок ознакомления с новым материалом | Организация совместной учебной деятельности | 18.12 | ||
85. | Р/р Сочинение-описание по картине К.Ф. Юона «Русская зима». | Урок ознакомления с новым материалом | Тест | 19.12 | ||
86. | Анализ сочинений. | Урок обобщения и систематизации изученного | Творческая работа | 20.12 | ||
87. | Синтаксис и пунктуация (39 часов+8 рр) Что изучает синтаксис и пунктуация. | Урок ознакомления с новым материалом | Организация совместной учебной деятельности | 22.12 | ||
88. | Словосочетание. | Урок ознакомления с новым материалом | Организация совместной учебной деятельности | 24.12 | ||
89. | Словосочетание. | Урок обобщения и систематизации изученного | Организация совместной учебной деятельности | 25.12 | ||
90. | Проверочная работа по теме «Словосочетание» | Урок практического применения ЗУНов | Практикум | 26.12 | ||
91. | Подготовка к контрольному диктанту. | Урок обобщения и систематизации изученного | Комментированное письмо | 27.12 | ||
92. | Контрольный диктант № 4 с грамматическим заданием по теме «Словосочетание». | Урок практического применения ЗУНов | Практикум | 27.12 | ||
93. | Анализ контрольного диктанта. | Урок проверки, оценки и коррекции ЗУНов | Практикум | 29.12 | ||
94. | Предложение. Интонация. | Урок ознакомления с новым материалом | Конструирование предложений | 12.01 | ||
95. | Предложение. Интонация. | Урок обобщения и систематизации изученного | Конструирование предложений | 14.01 | ||
96. | Виды предложений по цели высказывания. | Урок ознакомления с новым материалом | Конструирование предложений | 15.01 | ||
97. | Виды предложений по цели высказывания. | Урок ознакомления с новым материалом | Конструирование предложений | 16.01 | ||
98. | Восклицательные предложения. | Урок ознакомления с новым материалом | Конструирование предложений | 17.01 | ||
99. | Главные члены предложения. | Урок ознакомления с новым материалом | Конструирование предложений | 17.01 | ||
100. | Тире между подлежащим и сказуемым. | Урок ознакомления с новым материалом | Конструирование предложений | 19.01 | ||
101. | Тире между подлежащим и сказуемым. | Урок обобщения и систематизации изученного | Конструирование предложений | 21.01 | ||
102. | Проверочная работа «Тире между подлежащим и сказуемым» | Урок практического применения ЗУНов | Практикум | 22.01 | ||
103. | Предложения распространённые и нераспространённые | Урок ознакомления с новым материалом | Конструирование предложений | 23.01 | ||
104. | Второстепенные члены предложения. | Урок ознакомления с новым материалом | Конструирование предложений | 24.01 | ||
105. | Дополнение. | Урок ознакомления с новым материалом | Организация совместной учебной деятельности | 24.01 | ||
106. | Определение. | Урок ознакомления с новым материалом | Организация совместной учебной деятельности | 26.01 | ||
107. | Обстоятельство. | Урок ознакомления с новым материалом | Организация совместной учебной деятельности | 28.01 | ||
108. | Р/р Сочинение по картине Машкова «Клубника и белый кувшин» | Урок обобщения и систематизации изученного | Творческая работа | 29.01 | ||
109. | Анализ сочинений. | Урок проверки, оценки и коррекции ЗУНов | Текущий | 30.01 | ||
110. | Однородные члены предложения. | Урок ознакомления с новым материалом | Конструирование предложений | 31.01 | ||
111. | Однородные члены предложения. | Урок обобщения и систематизации изученного | Конструирование предложений | 31.01 | ||
112. | Однородные члены предложения. | Урок практического применения ЗУНов | Тест | 02.02 | ||
113. | Обобщающие слова при однородных членах | Урок ознакомления с новым материалом | Конструирование предложений | 04.02 | ||
114. | Проверочная работа по теме «Однородные члены предложения» | Урок практического применения ЗУНов | Самостоятельная работа | 05.02 | ||
115. | Обращение. | Урок ознакомления с новым материалом | Конструирование предложений | 06.02 | ||
116. | Синтаксический разбор простого предложения | Урок ознакомления с новым материалом | Организация совместной учебной деятельности | 07.02 | ||
117. | Сложное предложение. | Урок ознакомления с новым материалом | Организация совместной учебной деятельности | 07.02 | ||
118. | Сложное предложение. | Урок обобщения и систематизации изученного | Практикум | 09.02 | ||
119. | Прямая речь. | Урок ознакомления с новым материалом | Организация совместной учебной деятельности | 11.02 | ||
120. | Прямая речь. | Урок обобщения и систематизации изученного | Тренинг | 12.02 | ||
121. | Закрепление пройденного. Подготовка к диктанту. | Урок практического применения ЗУНов | Беседа, проблемные задания, текущая диагностика | 13.02 | ||
122. | Контрольный диктант № 5 с грамматическим заданием по теме «Синтаксис и пунктуация». | Урок практического применения ЗУНов | Практикум | 14.02 | ||
123. | Диалог. | Урок ознакомления с новым материалом | Организация совместной учебной деятельности | 14.02 | ||
124. | Анализ диктанта и работа над ошибками. | Урок проверки, оценки и коррекции ЗУНов | Текущий | 16.02 | ||
125. | Р/р Что такое типы речи. | Урок ознакомления с новым материалом | Организация совместной учебной деятельности | 18.02 | ||
126. | Р/р Описание, повествование, рассуждение. | Урок ознакомления с новым материалом | Организация совместной учебной деятельности | 19.02 | ||
127. | Р/р Оценка действительности. | Урок ознакомления с новым материалом | Организация совместной учебной деятельности | 20.02 | ||
128. | Р/р Изложение. | Урок практического применения ЗУНов | Творческая работа | 21.02 | ||
129. | Анализ изложений. | Урок проверки, оценки и коррекции ЗУНов | Практикум | 21.02 | ||
130. | Р/р Строение текста типа рассуждения. | Урок ознакомления с новым материалом | Организация совместной учебной деятельности | 25.02 | ||
131. | Подготовка к зачёту по теме «Синтаксис и пунктуация» | Урок практического применения ЗУНов | Тренинг | 26.02 | ||
132. | Зачет по теме «Синтаксис и пунктуация». | Урок практического применения ЗУНов | Тренинг | 27.02 | ||
133. | Морфология. Что изучает морфология. | Урок ознакомления с новым материалом | Организация совместной учебной деятельности | 28.02 | ||
134. | Морфология. Правописание (2 часа) Анализ работ. | Урок проверки, оценки и коррекции ЗУНов | Практикум | 28.02 | ||
135. | Самостоятельные и служебные части речи. | Урок ознакомления с новым материалом | Организация совместной учебной деятельности | 02.03 | ||
136. | Глагол (23 часа +4 рр) Что обозначает глагол. | Урок ознакомления с новым материалом | Организация совместной учебной деятельности | 04.03 | ||
137. | Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами. | Урок ознакомления с новым материалом | Проекты-презентации с применением ИКТ | 05.03 | ||
138. | Как образуются глаголы. | Урок ознакомления с новым материалом | Тренинг | 06.03 | ||
139. | Виды глагола. | Урок ознакомления с новым материалом | Беседа, коллективная работа | 07.03 | ||
140. | Виды глагола. | Урок обобщения и систематизации изученного | Практикум | 07.03 | ||
141. | Корни с чередованием Е-И. | Урок ознакомления с новым материалом | Проекты-презентации с применением ИКТ | 09.03 | ||
142. | Корни с чередованием Е-И. | Урок обобщения и систематизации изученного | Работа по карточкам | 11.03 | ||
143. | Неопределённая форма глагола. | Урок ознакомления с новым материалом | Организация совместной учебной деятельности | 12.03 | ||
144. | Правописание ТСЯ-ТЬСЯ в глаголах. | Урок ознакомления с новым материалом | Организация совместной учебной деятельности | 13.03 | ||
145. | Наклонение глаголов. | Урок ознакомления с новым материалом | Организация совместной учебной деятельности, беседа | 14.03 | ||
146. | Как образуется сослагательное наклонение глаголов | Урок ознакомления с новым материалом | Организация совместной учебной деятельности, беседа | 14.03 | ||
147. | Как образуется повелительное наклонение глаголов | Урок ознакомления с новым материалом | Организация совместной учебной деятельности, беседа | 16.03 | ||
148. | Закрепление пройденного. Подготовка к диктанту. | Урок обобщения и систематизации изученного | Работа в парах | 18.03 | ||
149. | Контрольный диктант № 6 с грамматическим заданием по теме «Чередование е-и в корнях глаголов». | Урок практического применения ЗУНов | Практикум | 19.03 | ||
150. | Анализ контрольного диктанта. | Урок проверки, оценки и коррекции ЗУНов | Текущий | 20.03 | ||
151. | Времена глаголов. | Урок ознакомления с новым материалом | Организация совместной учебной деятельности | 21.03 | ||
152. | Времена глаголов. | Урок обобщения и систематизации изученного | Практикум | 21.03 | ||
153. | Спряжение глагола. | Урок ознакомления с новым материалом | Организация совместной учебной деятельности | 01.04 | ||
154. | Правописание личных окончаний глаголов. | Урок ознакомления с новым материалом | Проекты-презентации с применением ИКТ | 02.04 | ||
155. | Правописание личных окончаний глаголов. | Урок обобщения и систематизации изученного | Тренинг | 03.04 | ||
156. | Проверочная работа «Правописание личных окончаний глаголов». | Урок практического применения ЗУНов | Самостоятельная работа | 04.04 | ||
157. | Безличные глаголы. | Урок ознакомления с новым материалом | Организация совместной учебной деятельности | 04.04 | ||
158. | Переходные и непереходные глаголы. | Урок ознакомления с новым материалом | Организация совместной учебной деятельности | 06.04 | ||
159. | Р/р Как связываются предложения в тексте. | Урок ознакомления с новым материалом | Организация совместной учебной деятельности | 08.04 | ||
160. | Р/р Строение текста типа повествования. | Урок ознакомления с новым материалом | Анализ текста | 09.04 | ||
161. | Р/р Изложение. | Урок практического применения ЗУНов | Творческая работа | 10.04 | ||
162. | Анализ изложений. | Урок проверки, оценки и коррекции ЗУНов | Текущий | 11.04 | ||
163. | Имя существительное (21 час +4 рр) Что обозначает существительное. | Урок ознакомления с новым материалом | Организация совместной учебной деятельности | 11.04 | ||
164. | Что обозначает существительное. | Урок ознакомления с новым материалом | 13.04 | |||
165. | Как образуются имена существительные. | Урок ознакомления с новым материалом | Организация совместной учебной деятельности | 15.04 | ||
166. | Употребление суффиксов ЧИК-ЩИК. | Урок ознакомления с новым материалом | Организация совместной учебной деятельности | 16.04 | ||
167. | Употребление суффиксов ЕК-ИК. | Урок ознакомления с новым материалом | 17.04 | |||
168. | Слитное и раздельное написание НЕ с существительными. | Урок ознакомления с новым материалом | Организация совместной учебной деятельности | 18.04 | ||
169. | Одушевлённые и неодушевлённые существительные. | Урок обобщения и систематизации изученного | Фронтальный опрос | 18.04 | ||
170. | Собственные и нарицательные существительные. | Урок обобщения и систематизации изученного | Коллективная работа | 20.04 | ||
171. | Род имён существительных. | Урок обобщения и систематизации изученного | Тренинг | 22.04 | ||
172. | Существительные общего рода. | Урок ознакомления с новым материалом | Организация совместной учебной деятельности | 23.04 | ||
173. | Род несклоняемых существительных. | Урок ознакомления с новым материалом | Организация совместной учебной деятельности | 24.04 | ||
174. | Число имён существительных. | Урок ознакомления с новым материалом | Практикум | 25.04 | ||
175. | Падеж и склонение существительных. | Урок обобщения и систематизации изученного | Фронтальный опрос | 25.04 | ||
176. | Морфологический разбор существительного. | Урок обобщения и систематизации изученного | Текущий | 27.04 | ||
177. | Правописание безударных окончаний существительных. | Урок обобщения и систематизации изученного | Тренинг | 29.04 | ||
178. | Правописание безударных окончаний существительных. | Урок обобщения и систематизации изученного | Тренинг | 30.04 | ||
179. | Проверочная работа «Безударные падежные окончания». | Урок практического применения ЗУНов | Практикум | 02.05 | ||
180. | Употребление существительных в речи | Комбинированный | Коллективная работа | 02.05 | ||
181. | Закрепление пройденного. | Урок обобщения и систематизации изученного | Тренинг | 04.05 | ||
182. | Контрольный диктант № 7 с грамматическим заданием по теме «Имя существительное». | Урок практического применения ЗУНов | Практикум | 06.05 | ||
183. | Анализ контрольного диктанта. | Урок проверки, оценки и коррекции ЗУНов | Текущий | 07.05 | ||
184. | Р/р Строение текста типа описания предмета | Урок ознакомления с новым материалом | Организация совместной учебной деятельности | 08.05 | ||
185. | Р/р Соединение типов речи в тексте. | Урок ознакомления с новым материалом | Коллективная работа | 11.05 | ||
186. | Р/р Сочинение по картине И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды». | Урок практического применения ЗУНов | Творческая работа | 13.05 | ||
187. | Анализ сочинений. | Урок проверки, оценки и коррекции ЗУНов | Текущий | 14.05 | ||
188. | Имя прилагательное (12 часов) Что обозначает имя прилагательное. | Комбинированный | Организация совместной учебной деятельности | 15.05 | ||
189. | Разряды прилагательных по значению. | Урок ознакомления с новым материалом | Организация совместной учебной деятельности | 16.05 | ||
190. | Разряды прилагательных по значению. | Урок обобщения и систематизации изученного | Беседа, фронтальный опрос | 16.05 | ||
191. | Правописание окончаний прилагательных. | Комбинированный | Организация совместной учебной деятельности | 18.05 | ||
192. | Правописание окончаний прилагательных. | Комбинированный | Беседа, фронтальный опрос | 20.05 | ||
193. | Образование прилагательных. | Урок ознакомления с новым материалом | Организация совместной учебной деятельности | 21.05 | ||
194. | Прилагательные полные и краткие. | Урок ознакомления с новым материалом | Организация совместной учебной деятельности | 22.05 | ||
195. | Степени сравнения прилагательных | Урок обобщения и систематизации изученного | Беседа, фронтальный опрос | 23.05 | ||
196. | Как образуется сравнительная степень прилагательных. | Урок ознакомления с новым материалом | Текущий | 23.05 | ||
197. | Как образуется превосходная степень. | Урок ознакомления с новым материалом | Фронтальный опрос | 27.05 | ||
198. | Итоговый контрольный диктант № 8 с грамматическим заданием «Имя прилагательное». | Урок ознакомления с новым материалом | Практикум | 28.05 | ||
199. | Анализ контрольного диктанта. | Урок обобщения и систематизации изученного | Практикум | 29.05 | ||
200. | Повторение изученного в 5 классе (2 часа) Повторение и обобщение пройденного в 5 классе. | Урок практического применения ЗУНов | Практикум | 30.05 | ||
201. | Повторение и обобщение пройденного в 5 классе. | Урок проверки, оценки и коррекции ЗУНов | Текущий | 30.05 |
Методическое обеспечение курса
- Русский язык: Учеб. Для 5 кл. общеобразовательных учреждений/ М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. – «Дрофа», 2011
- Капинос и др.; Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2011.
- Букчина В.З., Калакуцкая Л.П. Слитно или раздельно? Словарь-справочник. — М., 1998.
- Валгина Н. С. Современный русский язык: Пунктуация. — М., 1999.
- Иванова В. Ф. Современная русская орфография. — Л.,2001.
- Иванова В. Ф. Трудные вопросы орфографии. — М., 1992.
- Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. — Л., 1999.
- Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М. С. Развитие речи: Теория и практика обучения. 5—7 кл. —М., 1991.
- Львова С. И. Уроки словесности. 5—9 кл.: Пособие для учителя. — М., 2007.
- Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка. — М., 2007.
- Русский язык. Поурочные планы по учебнику под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта – 2011 год
Информационно-компьютерная поддержка.
- Русский язык. Мультимедийное приложение к учебнику под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта. – М, 2010.
- 1 С Школа. Русский язык. 5 класс. – 2008 год
- Интерактивные тесты. Русский язык. Части речи. Морфология современного русского языка и культура речи. – 2010.
- Русский язык. Поурочные планы к учебнику «Русский язык» 5-6 класс. – издательство «Учитель», 2011 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку, 6 класс. Учебник: Русский язык. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др
Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе программы по русскому языку к учеб...
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...