Рабочая программа по русскому языку 8 класс.
рабочая программа по русскому языку (8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Раздел 1. Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.
Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.
Цели изучения
Изучение русского языка в 8 классе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
- развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Достижение указанных целей осуществляется в процессе решения задач по формированию и развитию коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Общая характеристика учебного предмета
Русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.
Межпредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский (родной) язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Русский (родной) язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.
Настоящая рабочая программа составлена на основе Программы по русскому языку Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Шанского Н.М., рекомендованной Министерством образования и науки РФ, содержание которой согласовано с содержанием Примерной программы по русскому языку для основной школы.
Изменения, внесенные в рабочую программу: в данной программе имеются некоторые отличия. Содержание и формы работ по развитию речи в целом сохранены, но порядок их расположения в рабочей программе соответствует расположению в учебнике русского языка Л.А.Тростенцовой, что способствует оптимизации процесса обучения.
Общий объём часов на изучение дисциплины: Курс русского языка в 8 классе общеобразовательной школы рассчитан на 102 учебных часа (3 часа в неделю).
Место предмета «Русский язык» в учебном плане: на обязательное изучение предмета «Русский язык» в 8 классе в инвариантной части школьного учебного плана предусмотрено 102 часа .
Результаты освоения курса. Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения русского языка ученик должен:
знать/понимать
- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
- смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
- основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
- особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
- основные единицы языка, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь
- различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
- определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
- объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
аудирование и чтение
- адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
- читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);
- извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
- воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
- создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотацию, реферат, выступление, письмо, расписку, заявление);
- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
- владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
- свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
- соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
- удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Межпредметные связи на уроках русского языка. В школе изучается в основном русский литературный язык, поэтому наиболее тесные связи русского языка с литературой а также с изобразительным искусством (сочинения по картинам) , с историей (при изучении историзмов, архаизмов и др.)
Раздел 3. Содержание дисциплины (102 часа)
Функции русского языка в современном мире (1 ч)
Русский язык в современном мире.
Учащиеся должны знать:
- русский язык – язык великого русского народа и один из богатых языков мира, поэтому русский язык функционирует как язык межнационального общения и один из мировых языков
Учащиеся должны уметь:
- опираясь на ключевые слова, план текста и его опорный конспект, рассказывать о значении русского языка в современном мире с учетом его истории и функционирования в современном обществе; о роли русского языка в развитии русской литературы
Основные термины по разделу:
Основные разделы языка, основные языковые единицы.
Повторение изученного в V–VII классах (6 ч + 2 ч)
Учащиеся должны знать:
- функции знаков препинания в простых и сложных предложениях: завершение, разделение, выделение; распределение знаков препинания на группы по их функциям; синтаксические условия употребления знаков препинания.
- виды предложений по количеству описанных ситуаций, фрагментов действительности (простые и сложные); средства связи простых предложений в сложные: союзные средства и интонация (союзные) или интонация (бессоюзные);
- виды сложных союзных предложений (сложносочиненные и сложноподчиненные) в зависимости от средства связи: сочинительного или подчинительного союзного средства
- условия выбора и и я в суффиксах полных и кратких прилагательных, причастий, наречий; синтаксическую роль наречий (обстоятельство), кратких прилагательных, причастий, категории состояния (сказуемое)
- условия выбора слитного и раздельного написания частицы не с разными частями речи: глаголами, краткими причастиями, деепричастиями, прилагательными (относительными и притяжательными), числительными
Учащиеся должны уметь:
- разграничивать знаки препинания по их функциям;
- пользоваться простыми предложениями с составным именным сказуемым для характеристики, оценки предмета или явления;
- определять вид сложного предложения;
- соотносить сложное предложение с его графической схемой, определять по схеме вид сложного предложения;
- создавать графические схемы сложных предложений и правильно употреблять разделительные и выделительные запятые;
- правильно писать орфограмму «Одна и две буквы н» в суффиксах прилагательных и полных причастий, существительных, прилагательных, причастий, наречий, графически обозначать условия выбора данных орфограмм;
- разграничивать краткие прилагательные и краткие причастия, правильно писать орфограмму «Одна и две буквы н» в данных частях речи;
- разграничивать наречия, краткие прилагательные, причастия и категорию состояния с опорой на их роль в предложении; правильно писать орфограмму «Одна и две буквы н» в суффиксах данных частей речи;
- правильно писать не с существительными и глаголами, прилагательными, наречиями; с краткими причастиями; с разными частями речи;
- обозначать графически условия выбора орфограмм.
Основные термины по разделу:
Простые и сложные предложения. Знаки препинания. Графическая схема предложения. Орфограмма.
Контрольный диктант (входящий) с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного в 7 классе».
Синтаксис, пунктуация, культура речи (3 ч)
Основные единицы синтаксиса. Текст как единица синтаксиса. Предложение как единица синтаксиса.
Учащиеся должны знать:
- основные единицы синтаксиса: словосочетание, предложение, текст;
- основные признаки синтаксических единиц;
- функции основных синтаксических единиц: номинативная (словосочетание) и коммуникативная (предложение и текст);
- предложение – одна из основных единиц синтаксиса, выполняющая коммуникативную функцию и характеризующаяся смысловой и интонационной законченностью;
- соотнесенность с ситуацией, фрагментом действительности – особое свойство предложения.
Учащиеся должны уметь:
- находить в тексте синтаксические единицы и определять их роль в раскрытии замысла художественного произведения;
- разграничивать основные синтаксические единицы по их функциям: номинативной и коммуникативной;
- соотносить содержание предложения с фрагментами действительности;
- разграничивать текст и набор отдельных предложений, определять границы предложения, используя необходимые знаки завершения.
Основные термины по разделу:
Синтаксис, пунктуация, функции знаков препинания
Словосочетание (2 ч)
Повторение пройденного о словосочетании в V классе. Связь слов в словосочетании; согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные).
Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении. Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания.
Учащиеся должны знать:
- что такое словосочетание; его функция; виды словосочетаний по главному слову: глагольные, именные и наречные
- свободные словосочетания и фразеологические обороты
- подчинительная связь – способ связи главного и зависимого слов в словосочетании; виды подчинительной связи: согласование, управление, примыкание;
- средства связи слов в словосочетаниях разных видов: предложно-падежные формы, смысл;
- порядок устного и письменного разбора словосочетания
Учащиеся должны уметь:
- составлять разные виды словосочетаний;
- определять роль разных видов словосочетаний в раскрытии авторского замысла;
- разграничивать разные виды словосочетаний по их значению;
- определять вид словосочетания по главному слову, в том числе в собственных примерах;
- использовать в речи синонимические по значению словосочетания;
- разграничивать свободные словосочетания и фразеологические обороты;
- определять вид подчинительной связи и средства связи слов в словосочетании;
- составлять словосочетания с заданным видом связи;
- правильно употреблять форму зависимого слова при управлении;
- разграничивать словосочетания и сочетания слов, не являющихся словами самостоятельных частей речи или не связанных подчинительной связью;
- производить устный и письменный разбор словосочетания.
Основные термины по разделу:
Словосочетание, типы словосочетаний.
Словосочетание, виды синтаксических связей (сочинительная и подчинительная), синтаксический разбор словосочетаний.
Работа с карточками.
Простое предложение (3 ч + 1 ч)
Повторение пройденного о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения.
Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.
Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложения.
Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые особенности.
Учащиеся должны знать:
- виды предложений по наличию главных членов: двусоставные и односоставные;
- грамматическая (предикативная) основа предложения выражает его основное значение и отражает ситуацию, фрагмент действительности как реальный или как нереальный: возможный, желательный;
- в русском языке порядок слов и логическое ударение помогают выделить наиболее важное слово в предложении;
- основные элементы интонации – повышение и понижение высоты тона и паузы – и графические способы их обозначения.
Учащиеся должны уметь:
- разграничивать односоставные и двусоставные предложения;
- определять предикативность предложения – его отношение к описываемому фрагменту действительности (реальному/нереальному);
- определять роль порядка слов для выделения наиболее важного слова в предложении;
- выразительно читать предложения, в том числе по интонационным схемам;
- выделять с помощью логического ударения наиболее важное слово в предложении;
- составлять графическую интонационную схему предложения.
Основные термины по разделу:
Предложение, грамматическая основа, предложения простые и сложные.
Предложения повествовательные, побудительные, вопросительные; восклицательные – невосклицательные, утвердительные – отрицательные.
Тест по теме «Простое предложение»
Простые двусоставные предложения
Главные члены предложения (6 ч + 2 ч)
Повторение пройденного о подлежащем.
Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.
Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.
Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием.
Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.
Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.
Учащиеся должны знать:
- способы выражения подлежащего;
- способы выражения сказуемого;
- правила согласования глагола-сказуемого с подлежащим в числе и роде;
- основные элементы составного глагольного сказуемого: вспомогательный глагол и примыкающая к нему неопределенная форма; их функции;
- способы выражения вспомогательного глагола;
- основные элементы составного именного сказуемого: именная часть и глагол-связка; их функции;
- способы выражения именной части;
- тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении – знак разделения;
- правила постановки тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении.
Учащиеся должны уметь:
- находить подлежащее и определять способы его выражения;
- определять способы выражения сказуемого;
- соотносить грамматически глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным существительным общего рода, аббревиатурами, заимствованными словами;
- согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим в числе в трудных случаях;
- находить составное глагольное сказуемое, определять значение вспомогательного глагола, способы его выражения; использовать составные глагольные сказуемые в речи;
- находить составное именное сказуемое, определять способ выражения именной части;
- разграничивать простое глагольное сказуемое, выраженное глаголом быть, и составное именное сказуемое с глаголом-связкой быть;
- определять вид сказуемого; пользоваться синонимическими вариантами сказуемого с учетом речевой ситуации;
- интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой;
- употреблять тире между подлежащим и сказуемым в соответствии с правилом, графически объяснять условия выбора тире;
- пользоваться синонимическими вариантами сказуемых для создания предложений разных стилей;
- использовать составные именные сказуемые с отсутствующей связкой в речи для характеристики человека.
Основные термины по разделу:
Двусоставные предложения: подлежащее, сказуемое; односоставные предложения.
Контрольная работа по разделу «Главные члены предложения» (тест)
Второстепенные члены предложения (6 ч + 2 ч)
Повторение изученного о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное).
Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.
Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.
Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.
Учащиеся должны знать:
- виды второстепенных членов предложения по характеру значения и синтаксической роли в предложении: дополнение, определение, обстоятельство;
- что такое дополнение, основные способы его выражения;
- виды дополнений: прямые и косвенные;
- способы выражения прямого дополнения
- что такое определение;
- виды определений в зависимости от характера связи с определяемым словом: согласованное и несогласованное;
- способы выражения согласованных и несогласованных определений;
- несогласованные определения могут сочетать значение определения со значениями дополнения и обстоятельства
- что такое приложение;
- способы выражения приложения;
- правила постановки дефиса при приложении;
- правило согласования имен собственных, выступающих в роли приложения, с определяемым словом
- что такое обстоятельство, способы его выражения;
- виды обстоятельств по значению (места, времени, образа действия, причины, цели, условия, уступки);
- второстепенный член предложения может совмещать разные значения, например дополнения и обстоятельства места или образа действия
- порядок устного и письменного синтаксического разбора двусоставного предложения
Учащиеся должны уметь:
- находить в предложении второстепенные члены;
- распознавать в предложении дополнения, определять их вид (прямое/косвенное) и способ выражения;
- разграничивать употребление неопределенной формы глагола в качестве дополнения и части составного глагольного сказуемого;
- использовать в речи прямые дополнения, выраженные существительным в винительном падеже без предлога и в родительном падеже без предлога при отрицании;
- распознавать дополнения, выраженные словосочетаниями;
- разграничивать прямое дополнение и подлежащее;
- находить грамматические ошибки в использовании дополнений и исправлять их в соответствии с нормами литературного языка;
- разграничивать определение и именную часть составного сказуемого;
- распознавать согласованные и несогласованные определения и определять способ их выражения;
- различать использование неопределенной формы глагола в предложении в качестве сказуемого, дополнения, определения;
- использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы;
- обнаруживать несогласованные определения, сочетающие значение определения со значением дополнения;
- находить в предложении приложение и определяемое слово и различать их;
- использовать приложения в речи;
- согласовывать имена собственные, выступающие в роли приложения, с определяемым словом, употреблять дефис при одиночных приложениях;
- находить в предложении обстоятельства места, ставить к ним вопросы,
- использовать в речи обстоятельства места и определять способ их выражения;
- распознавать в предложении обстоятельства времени и использовать их в речи;
- находить в предложении обстоятельства образа действия и определять их роль в раскрытии авторского замысла;
- разграничивать разные виды обстоятельств и определять способы их выражения;
- находить в тексте обстоятельства причины и цели, определять способ их выражения;
- ставить вопросы к обстоятельствам условия;
- использовать обстоятельства уступки в деловом стиле речи;
- находить второстепенные члены предложения, в которых совмещаются несколько значений, и определять эти значения;
- производить устный и письменный синтаксический разбор двусоставного предложения.
Основные термины по разделу:
Второстепенные члены предложения: определения, приложения, дополнения, обстоятельства.
Контрольная работа по разделу «Главные и второстепенные члены предложения» (тест)
Простые односоставные предложения (9 ч + 2 ч)
Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, не определенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные).
Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.
Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами.
Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.
Рассказ на свободную тему.
Учащиеся должны знать:
- грамматическая основа односоставного предложения состоит из его главного члена, который нельзя назвать ни подлежащим, ни сказуемым;
- способ графического обозначения главного члена (три прямые линии);
- способы выражения главного члена односоставного предложения;
- виды односоставных предложений по наличию второстепенных членов (распространенные/нераспространенные)
- что такое назывное (номинативное) предложение, способы выражения его главного члена;
- текстообразующую роль назывных предложений (зачин: лаконично вводит читателя в обстановку событий; ремарка и пр.)
- что такое определенно-личное предложение, способы выражения его главного члена;
- текстообразующую роль определенно-личных предложений (обобщение жизненного опыта в пословицах и поговорках)
- что такое неопределенно-личное предложение, способы выражения его главного члена;
- текстообразующую роль неопределенно-личных предложений
- что такое безличное предложение, способы выражения его главного члена;
- функции безличных предложений в речи (описание состояния человека или природы, побуждение к действию)
- порядок проведения устного и письменного синтаксического разбора односоставного предложения
Учащиеся должны уметь:
- разграничивать двусоставные и односоставные предложения, определять способ выражения главного члена односоставных предложений;
- различать распространенные и нераспространенные односоставные предложения;
- распространять нераспространенные односоставные предложения;
- распознавать назывные предложения, находить их главный член, определять способы его выражения; разграничивать главный член назывного предложения и подлежащее двусоставного предложения;
- определять роль назывного предложения в художественном тексте (указание на время, место действия; ремарка; указание на фрагментарность воспоминаний и пр.);
- пользоваться двусоставными и односоставными назывными предложениями как синтаксическими синонимами;
- использовать назывные предложения в речи в качестве ремарок, для создания впечатления фрагментарности воспоминаний
- распознавать определенно-личные предложения, находить их главный член, определять способ его выражения;
- разграничивать разные варианты выражения главного члена определенно-личного предложения;
- пользоваться двусоставными и односоставными определенно-личными предложениями как синтаксическими синонимами;
- использовать определенно-личные предложения в речи;
- распознавать неопределенно-личные предложения, находить их главный член, определять способ его выражения;
- разграничивать неопределенно-личные и определенно-личные предложения с обобщенным значением;
- разграничивать безличные предложения, обозначающие состояние природы и состояние человека;
- находить главный член безличных предложений, определять способ его выражения;
- использовать безличные предложения в заданной речевой ситуации;
- пользоваться двусоставными и односоставными безличными предложениями как синтаксическими синонимами;
- различать разные способы выражения главного члена безличного предложения;
- находить безличные предложения, выступающие в роли побудительных;
- определять способ выражения их главного члена;
- правильно интонировать данные предложения;
- производить устно и письменно синтаксический разбор односоставного предложения
Основные термины по разделу:
Предложение, простое предложение, осложненное предложение.
Контрольный диктант по теме «Простое предложение»
Неполное предложение (2 ч)
Понятие о неполных предложениях.
Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.
Учащиеся должны знать:
- что такое неполное предложение;
- варианты неполных предложений: по смыслу или по составу членов предложения;
- диалогичный контекст использования неполных предложений в речи;
- правило употребления тире в неполном предложении
Учащиеся должны уметь:
- распознавать неполные предложения, определять их тип, находить пропущенный член предложения, ставить тире на месте неназванного члена, выраженного глаголом;
- распознавать неполные предложения, находить пропущенные члены;
- использовать неполные предложения в диалоге;
Основные термины по разделу:
Предложение, простое предложение, структурная неполнота предложения.
Простое осложненное предложение
Простое осложненное предложение. Способы осложнения предложения.
Учащиеся должны знать:
- что такое осложненное предложение;
- способы осложнения предложения (однородные и обособленные члены, вводные и вставные конструкции, обращения)
Учащиеся должны уметь:
определять способ осложнения предложения
Основные термины по разделу:
Предложение, простое предложение, осложненное предложение.
Однородные члены предложения (12ч + 2ч)
Повторение изученного об однородных членах предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определение Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях.
Вариативность постановки знаков препинания.
Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах.
Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискуссионного характера).
Учащиеся должны знать:
- что такое однородные члены предложения;
- способы выражения однородных членов (все члены предложения),
- тип связи (сочинительная) и средства связи (перечислительная интонация, союзы) между собой;
- функции однородных членов предложения в речи (детализация, создание комического эффекта, классификация и пр.);
- правило постановки знаков препинания при однородных членах, связанных только перечислительной интонацией;
- правило постановки знаков препинания при однородных членах с обобщающим словом;
- что такое однородные и неоднородные определения;
- основные случаи использования неоднородных определений в качестве однородных;
- правило постановки знаков препинания при однородных и неоднородных определениях разновидности сочинительных союзов, которые используются для связи однородных членов предложения: по значению – соединительные, противительные, разделительные; по составу – одиночные, повторяющиеся, двойные;
- функционирование союза и в предложении (для связи простых предложений в составе сложного, при однородных членах);
- правила постановки знаков препинания при однородных членах, связанных сочинительными союзами;
- фразеологические обороты с повторяющимися союзами и–и, ни–ни, не разделяющимися запятыми;
- правило постановки знаков препинания (двоеточия и тире) при однородных членах с обобщающим словом в разных позициях; способы выражения обобщающего слова (имя существительное, словосочетание, местоимение, наречие);
- порядок устного и письменного синтаксического разбора предложения с однородными членами;
- порядок устного и письменного пунктуационного разбора предложения с однородными членами.
Учащиеся должны уметь:
- распознавать однородные члены предложения и произносить их с соответствующей интонацией,
- составлять графические схемы однородных членов;
- использовать разделительные запятые в предложениях с однородными членами;
- находить однородные члены предложения, распознавать характер сочинительной связи между ними (союзная, бессоюзная);
- использовать однородные члены предложения в заданной ситуации: для достижения комического эффекта, для детального описания явления в книжных стилях;
- правильно ставить знаки препинания при однородных членах предложения, связанных только перечислительной интонацией;
- использовать однородные члены предложения, связанные только перечислительной интонацией, в заданной речевой ситуации;
- правильно расставлять знаки препинания;
- интонационно правильно читать предложения с обобщающим словом при однородных членах, правильно расставлять знаки препинания при однородных членах с обобщающим словом;
- разграничивать однородные и неоднородные определения;
- использовать однородные и неоднородные определения в заданной речевой ситуация;
- распознавать использование в тексте неоднородных определений в качестве однородных, правильно расставлять знаки препинания;
- определять роль однородных и неоднородных определений в раскрытий авторского замысла;
- правильно расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами, связанными сочинительными, противительными, разделительными, двойными союзами;
- использовать предложения с однородными членами, связанными бессоюзной связью и союзной (с помощью двойных союзов), как синтаксические синонимы;
- разграничивать разные функции союза и в предложении: связь простых предложений в составе сложного и однородных членов;
- распознавать разновидность союза и по составу (одиночный, повторяющийся);
- правильно расставлять знаки препинания при союзе и;
- использовать однородные члены предложения, связанные повторяющимся союзом и, в речи для усиления утверждения;
- разграничивать использование повторяющихся союзов и – и, ни – ни при однородных членах и во фразеологических оборотах, правильно расставлять знаки препинания;
- определять роль однородных членов в раскрытии замысла художественного произведения, правильно расставлять знаки препинания при однородных членах;
- использовать однородные определения в заданных речевых ситуациях;
- находить обобщающее слово и определять его позицию (после однородных членов или перед ними), правильно расставлять знаки препинания;
- интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах;
- использовать обобщающие слова, выраженные местоимениями и наречиями, в речи, правильно расставлять знаки препинания;
- разграничивать разные позиции обобщающего слова по отношению к однородным членам, правильно расставлять знаки препинания;
- производить устно и письменно синтаксический разбор предложения с однородными членами;
- производить устно и письменно пунктуационный разбор предложения с однородными членами.
Основные термины по разделу:
Предложение, однородные члены предложения.
Однородные члены предложения: однородные и неоднородные определения.
Однородные члены предложения: однородные и неоднородные приложения.
Однородные члены предложения, сочинительные союзы, группы сочинительных союзов.
Обобщающие слова, однородные члены предложения.
Изложение. Текст- сравнительная характеристика.
Контрольная работа по разделу «Однородные члены предложения».
Обособленные члены предложения (18ч + 2ч)
Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения.
Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.
Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.
Ораторская речь, ее особенности.
Учащиеся должны знать:
- обособление – выделение второстепенных членов предложения в устной речи интонационно, на письме с помощью запятых и тире;
- графическое обозначение обособленных членов предложения и интонации обособления
- виды обособленных определений (согласованные и несогласованные);
- способы выражения обособленного определения (причастный оборот, одиночные прилагательные, прилагательные с зависимыми словами, существительные в косвенном падеже, сочетание существительного с прилагательным или числительным);
- способы выражения определяемого слова (нарицательное, собственное существительное, местоимение);
- правило обособления согласованных определений (постпозиция по отношению к определяемому слову, местоимение или собственное существительное в роли определяемого слова, наличие добавочного обстоятельственного значения);
- правило обособления несогласованных определений (характер добавочного, разъясняющего замечания)
- правила обособления приложений (постпозиция по отношению к определяемому слову, личное местоимение или имя собственное в роли определяемого слова, дополнительное обстоятельственное значение)
- способы выражения обособленного обстоятельства (одиночное деепричастие, деепричастный оборот);
- правило обособления обстоятельств (одиночные деепричастия и деепричастные обороты обособляются всегда);
- фразеологические обороты, не являющиеся деепричастными виды уточняющих членов предложения (обстоятельство, дополнение);
- правила выделения уточняющих членов предложения
- порядок устного и письменного синтаксического разбора предложения с обособленными членами
- порядок устного и письменного пунктуационного разбора предложения с обособленными членами
Учащиеся должны уметь:
- интонационно правильно произносить предложения с обособленными членами, определять их роль в предложении;
- выделять запятыми обособленные члены, выраженные причастными и деепричастными оборотами, показывать графически интонацию обособления;
- распространять обособленные члены;
- правильно расставлять знаки препинания для выделения обособленных определений, выраженных причастными оборотами;
- интонационно правильно произносить предложения с обособленными несогласованными определениями, выделять на письме несогласованные определения;
- находить обособленные определения и слова, к которым они относятся, объяснять условия обособления определения;
- находить определения, нуждающиеся в обособлении, выделять их запятыми, объяснять графически условия обособления;
- распознавать приложение, нуждающееся в обособлении, выделять на письме обособленные приложения, объяснять условия обособления;
- объяснять использование тире для выделения приложения;
- использовать распространенные приложения в заданной речевой ситуации, правильно расставлять знаки препинания;
- распознавать обособленные обстоятельства, выделять их графически, объяснять условия обособления;
- обнаруживать обстоятельства, нуждающиеся в обособлении, выделять их запятыми, объяснять условия обособления графически;
- распознавать определения и обстоятельства, нуждающиеся в обособлении, правильно расставлять знаки препинания, объяснять условия обособления графически;
- обнаруживать обособленные определения, приложения и обстоятельства в художественном тексте, объяснять их роль в раскрытии авторского замысла;
- согласовывать обстоятельство, выраженное деепричастием, со сказуемым, находить и исправлять грамматические недочеты в построении предложений с обособленными обстоятельствами;
- находить обособленные члены предложения, разграничивать обособленные обстоятельства, определения и уточняющие члены предложения; объяснять графически условия обособления;
- находить обособленные уточняющие члены предложения, выделять их знаками препинания, определять их текстообразующую роль;
- распознавать обособленные обстоятельства уступки с предлогом несмотря на, выделять их запятыми;
- распознавать обособленные определения и уточнения в художественном тексте;
- объяснять использование авторских выделительных знаков вместо запятых;
- определять их роль в раскрытии авторского замысла;
- использовать предложения с обособленными определениями и уточнениями в заданной речевой ситуации;
- производить устно и письменно синтаксический разбор предложения с обособленными членами;
- производить устно и письменно пунктуационный разбор предложения с обособленными членами.
Основные термины по разделу:
Обособление, функции знаков препинания. Обособление определения.
Обособленные члены предложения: обособленные приложения.
Обособленные члены предложения: обособленные обстоятельства.
Обособленные члены предложения: обособленные дополнения.
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Обособленные члены предложения».
Тест.
Обращение(2ч + 1ч)
Повторение изученного об обращении.
Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях.
Текстообразующая роль обращений.
Умение интонационно правильно произносить предложения с об ращениями.
Публичное выступление на общественно значимую тему.
Учащиеся должны знать:
- какие слова не являются членами предложения (обращения, вводные слова, междометия);
- функции слов, не являющихся членами предложения (коммуникативная, эмотивная);
- что такое обращение;
- способы выражения обращения;
- что такое распространенное обращение;
- правила выделения обращения в устной речи (звательная интонация) и на письме (выделительные знаки препинания).
Учащиеся должны уметь:
- подбирать примеры, иллюстрирующие назначение обращений (название лица или кличка животного для привлечения его внимания, поэтическое обращение);
- интонационно правильно произносить предложения с обращениями (выделяя обращения звательной интонацией), правильно расставлять знаки препинания для выделения обращений на письме;
- обнаруживать обращение в тексте, определять способ его выражения, разграничивать обращение и подлежащее;
- использовать распространенные обращения в речи;
- использовать обращения в речевых ситуациях: разговор по телефону, поздравление, деловое письмо и пр.;
- определять речевой контекст использования разных видов обращений, пользоваться обращениями в собственной речи;
- распознавать обращения в тексте, правильно расставлять выделительные знаки препинания при обращениях;
- определять способ выражения обращений, интонационно правильно произносить предложения с обращениями;
- определять текстообразующую роль обращений.
Основные термины по разделу:
Обращения, знаки препинания при обращениях.
Тест
Вводные и вставные конструкции(8ч + 1ч)
Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания.
Текстообразующая роль вводных слов и междометий.
Умение интонационно правильно произносить предложения с вводными словами и вводными предложениями, междометиями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными слова ми; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.
Публичное выступление на общественно значимую тему и/или об истории своего края.
Учащиеся должны знать:
- что такое вводные слова;
- группы вводных слов по значению;
- правила выделения вводных слов в устной речи (интонация вводности) и на письме (выделительные знаки препинания);
- что такое вводные предложения;
- виды вводных предложений (односоставные/двусоставные), их опознавательные признаки (союзы как, что);
- правила выделения вводных предложений в устной речи и на письме;
- частицы и наречия, не являющиеся вводными словами;
- что такое вставные конструкции, их назначение;
- правила выделения вставных конструкций в устной речи и на письме;
- что такое междометие, его назначение;
- правила выделения междометий на письме;
- порядок устного и письменного синтаксического и пунктуационного разбора предложения со словами, не являющимися членами предложения.
Учащиеся должны уметь:
- интонационно правильно произносить предложения с вводными ловами, разграничивать вводные слова и слова, являющиеся членами предложения;
- разграничивать употребление слова однако в качестве вводного и в качестве противительного союза, выделять вводные слова знаками препинания;
- использовать вводные слова разных значений в речи;
- обнаруживать вводные слова в тексте, правильно выделять их знаками препинания;
- определять текстообразующую роль вводных слов;
- распознавать вводные слова, определять их значение, правильно выделять вводные слова запятыми;
- использовать вводные слова в заданной речевой ситуации, правильно расставлять знаки препинания при вводных словах;
- распознавать вводные предложения, интонационно правильно произносить предложения с вводными предложениями, правильно расставлять знаки препинания;
- использовать в речи синонимические вводные слова, сочетания слов и вводные предложения;
- разграничивать вводные слова и слова, не являющиеся вводными;
- употреблять вводные слова как средство связи предложений в тексте;
- обнаруживать вставные конструкции в тексте, определять их назначение;
- распознавать вставные конструкции, выделять их на письме знаками препинания;
- употреблять вводные слова и вставные конструкции как средство связи предложений в тексте;
- обнаруживать вводные слова и вставные конструкции в тексте;
- обнаруживать междометия в тексте, определять их текстообразующую роль;
- распознавать междометия в предложениях, определять их назначение, интонационно правильно произносить предложения с междометиями, правильно расставлять знаки препинания при междометиях;
- разграничивать употребление о при обращении и с междометием без обращения;
- производить устно и письменно синтаксический и пунктуационный разбор предложения со словами, не являющимися членами предложения.
Основные термины по разделу:
Вводные слова, группы вводных слов по значению, вставные конструкции.
Междометия, вопросительно-восклицательные, утвердительные и отрицательные слова.
Публицистический стиль, признаки стиля, жанры публицистического стиля.
Функции знаков препинания, сочетание знаков препинания.
Функции знаков препинания, факультативные знаки препинания: вариативные, альтернативные, собственно факультативные.
Авторская пунктуация.
Сжатое изложение «Как раньше взрослели».
Контрольная работа по теме «Слова, грамматически не связанные с членами предложения».
Чужая речь (6 ч + 1 ч)
Повторение изученного о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи.
Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании.
Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.
Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.
Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.
Учащиеся должны знать:
- что такое чужая речь;
- способы передачи чужой речи (прямая/косвенная);
- структуру предложения с чужой речью (часть, передающая чужую речь, и комментирующая часть);
- что такое прямая речь;
- что такое косвенная речь;
- структуру предложений с косвенной речью;
- текстообразующую роль предложений с косвенной речью;
- структуру предложений с прямой речью;
- правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью;
- текстообразующую роль предложений с прямой речью;
- что такое диалог; правила пунктуационного оформления диалога;
- что такое цитата;
- способы введения цитаты в авторский текст;
- правила пунктуационного оформления цитат;
- порядок устного и письменного разбора предложений с чужой речью.
Учащиеся должны уметь:
- интонационно правильно (с интонацией предупреждения или пояснения) произносить предложения с чужой речью;
- разграничивать глаголы разной семантики в комментирующей части;
- распространять комментирующую часть предложений с чужой речью;
- разграничивать предложения с прямой и косвенной речью;
- обнаруживать предложения с косвенной речью, объяснять их текстообразующую роль;
- заменять прямую речь косвенной;
- конструировать комментирующую часть предложения, правильно расставлять знаки препинания;
- обнаруживать комментирующую часть в интерпозиции;
- составлять графические схемы предложений, в которых комментирующая часть расположена внутри прямой речи;
- соотносить структуру предложения с его графическим обозначением (схемой);
- выделять в произношении комментирующую часть (слова автора);
- соотносить структуру предложения с его схематической записью; анализировать языковые средства, помогающие автору в реализации замысла произведения;
- объяснять текстообразующую роль диалога как вида прямой речи, составлять его графическую схему;
- пользоваться логическими синонимами для более точного обозначения характера речи, правильно расставлять знаки препинания;
- заменять косвенную речь прямой, исправляя грамматические ошибки, пунктуационно правильно оформлять диалог;
- определять текстообразующую роль цитаты;
- обнаруживать в комментирующей части слова, указывающие на характер речи;
- распознавать цитаты в тексте, правильно расставлять знаки препинания при цитировании;
- вводить цитату в авторский текст разными способами: как составную часть и как предложение с прямой речью;
- определять текстообразующую роль цитаты;
- использовать цитаты в речи;
- исправлять речевые недочеты при цитировании;
- цитировать стихотворный текст;
- использовать цитаты в заданной речевой ситуации;
- производить устно и письменно синтаксический разбор предложений с чужой речью.
Основные термины по разделу:
Способы передачи чужой речи: прямая речь, косвенная речь. Несобственно-прямая речь и слова автора.
Диалог, реплики диалога. Цитата, способы оформления цитат.
Тест
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Чужая речь»
Повторение и систематизация изученного в VIII классе (5 ч + 1 ч)
Сочинение повествовательного характера с элементами описания (рассуждения).
Учащиеся должны знать:
- о взаимосвязи синтаксиса и морфологии;
- первичных и вторичных синтаксических функциях различных частей речи
- о значении пунктуации для оформления письменной речи; о взаимосвязи синтаксиса и пунктуации;
- алгоритм рассуждения при постановке знаков препинания
- содержание понятия «культура речи»;
- о взаимосвязи синтаксиса и культуры речи
- о взаимосвязи синтаксиса и орфографии
Учащиеся должны уметь:
- производить синтаксический разбор предложения, разграничивать первичные и вторичные синтаксические функции частей речи; разграничивать функционирование слов в составе грамматической формы и в качестве самостоятельного члена предложения;
- пользуясь алгоритмом, расставлять знаки препинания в тексте;
- разграничивать употребление знаков препинания в разных функциях (разделение, выделение, завершение);
- правильно употреблять форму зависимого слова при управлении; правильно строить предложение с деепричастным оборотом; пользоваться синтаксическими синонимами для избежания повторов;
- правильно писать слова с изученными орфограммами, объяснять синтаксические условия выбора правильного написания;
- обнаруживать ошибки в правописании слов, исправлять их, объяснять условия выбора правильного написания.
Основные термины по разделу:
Синтаксис, пунктуация, культура речи
Словосочетание. Простое предложение. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения. Односоставные предложения. Неполные предложения. Осложненное предложение. Однородные члены предложения. Обособленные члены предложения
Обращение. Вводные и вставные конструкции. Чужая речь.
Итоговая контрольная работа. Тест.
Раздел 2. Тематическое планирование
по дисциплине «Русский язык»
8 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем | Максималь- ная нагрузка учащегося, ч. | Из них | |||
Теорети-ческое обучение, ч. | Развитие речи, ч. | Контроль-ная работа, ч. | Самостоя-тельная работа, ч. | |||
1 | Функции русского языка в современном мире | 1 | 1 | |||
2 | Повторение изученного в V–VII классах | 8 | 5 | 2 | 1 | 3.5 |
3 | Синтаксис, пунктуация, культура речи | 2 | 2 | |||
4 | Словосочетание | 2 | 1,5 | 0,5 | ||
5 | Простое предложение | 3 | 2 | 1 | 1 | |
6 | Главные члены предложения | 7 | 4,5 | 2 | 2,5 | |
7 | Второстепенные члены предложения | 8 | 5 | 2 | 1 | 4 |
8 | Односоставные предложения | 11 | 7,5 | 2 | 1 | 4 |
9 | Неполные предложения | 2 | 2 | 0.5 | ||
10 | Осложненное предложение | 1 | 1 | |||
11 | Однородные члены предложения | 13 | 8,5 | 2 | 1 | 6 |
12 | Обособленные члены предложения | 20 | 15 | 2 | 1 | 5 |
13 | Обращение | 3 | 2 | 1 | 0.5 | |
14 | Вводные и вставные конструкции | 8 | 5,5 | 1 | 2,5 | |
15 | Чужая речь | 6 | 4,5 | 1 | 1 | |
16 | Повторение и систематизация изученного в VIII классе | 7 | 5 | 1 | 1 | 2.5 |
Итого | 102 | 72 | 17 | 6 | 33.5 |
Раздел 6. Материально-техническое обеспечение учебного предмета.
1.Персональный компьютер
2.Мультимедийный проектор
Программные средства
- Операционная система Windows ХР.
- Офисное приложение Microsoft Office 2007, включающее программу разработки презентаций Microsoft PowerPoint.
Мультимедийные пособия.
«Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.
1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.
Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»
Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»
Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий
Сайты:
1.www.1september. ru
2 www. Pedsovet. ru
3. russlovo. ucoz. ru
Презентации:
- Главные члены предложения.
2.Односоставные предложения
3. Обращение.
4. Чужая речь.
Раздел.7 Список литературыОсновная литература:
1. Стандарт основного общего образования по русскому языку. URL: http://www.mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/fkgs/08.doc (дата обращения: 06.08.10).
2. Примерные программы основного общего образования. Русский язык для образовательных учреждений с русским языком обучения. URL:
http://www.mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/prog/02-1-o.doc (дата обращения: 06.08.10).
3. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект – М.: Просвещение, 2010.
4. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы / Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. – М.: Просвещение, 2010.
5. Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д., Александрова О.М. Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011.
Дополнительная литература:
1. Обучение русскому языку в 8 классе: Методические рекомендации к учебнику для 8 класса общеобразовательных учреждений / Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Шеховцова И.А. – М.: Просвещение, 2010.
2. Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку. 5–9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010.
3. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 8 класс / Сост. Н.В.Егорова. – М.: ВАКО, 2010.
4. Нури О.А. Поурочные разработки по русскому языку: 8 класс: к учебнику Л.А.Тростенцовой «Русский язык. 8 класс». – М.: Издательство «Экзамен», 2009.
5. CD-ROM: Русский язык, 8 класс / Под редакцией О.И. Руденко-Моргун. – Фирма «1С», 2008.
6.Баранов М.Т. Русский язык. Справочные материалы.-М., 2007г.
7.Орфографический словарь. Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков.-М.,1995г.
8. Школьный толковый словарь русского языка. Лапатухин М.С. – М.,2000г.
9. Школьный словарь образования слов русского языка. Баранов М.Т. – М., 2007г.
10. Школьный словарь строения слов русского языка. Потиха З.А. – М., 1998г.
11. Школьный этимологический словарь русского языка. Шанский М.Н. – М., 1999г.
12. Школьный орфоэпический словарь русского языка. Лекант П.А. – М., 2007г.
Раздел 4. Календарно-тематическое планирование русского языка 8 класса.
№ | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Количество часов | Самостоятельная работа, ч | Дата проведения занятий | |
Планируемая | Фактическая | |||||
1 | Функции русского языка в современном мире | 1 | ||||
1.1 | Русский язык в современном мире | Вводный урок | 1 | |||
2 | Повторение изученного в V–VII классах | 8 | 3.5 | |||
2.1 | Пунктуация и орфография | Урок повторения | 1 | 0.5 | ||
2.2 | Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения | Урок повторения | 1 | 0.25 | ||
2.3 | Знаки препинания в сложном предложении | Урок повторения | 1 | |||
2.4 | Буквы н, нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий | Урок повторения | 1 | 0.25 | ||
2.5 | Изложение с грамматическим заданием | Урок развития речи | 1 | 0.5 | ||
2.6 | Изложение с грамматическим заданием | Урок развития речи | 1 | 1 | ||
2.7 | Слитное и раздельное написание не с разными частями речи | Урок повторения | 1 | |||
2.8 | Стартовый контрольный диктант | Урок контроля | 1 | 1 | ||
3 | Синтаксис, пунктуация, культура речи | 2 | ||||
3.1 | Основные единицы синтаксиса. Текст | Урок усвоения новых знаний | 1 | |||
3.2 | Предложение как единица синтаксиса | Урок усвоения новых знаний | 1 | |||
4 | Словосочетание | 2 | 0,5 | |||
4.1 | Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний | Урок усвоения новых знаний | 1 | |||
4.2 | Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Синтаксический раз- бор словосочетаний | Урок усвоения новых знаний | 1 | 0,5 | ||
5 | Простое предложение | 3 | 1 | |||
5.1 | Простое предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения | Урок усвоения новых знаний | 1 | |||
5.2 | Порядок слов в предложении. Интонация | Урок усвоения новых знаний | 1 | |||
5.3 | Описание памятника культуры | Урок развития речи | 1 | 1 | ||
6 | Главные члены предложения | 7 | 2,5 | |||
6.1 | Подлежащее. Сказуемое | Комбинированный | 1 | |||
6.2 | Простое глагольное сказуемое | Комбинированный | 1 | |||
6.3 | Сочинение на тему «Чудный собор» | Урок развития речи | 1 | 1 | ||
6.4 | Сочинение на тему «Чудный собор» | Урок развития речи | 1 | 1 | ||
6.5 | Составное глагольное сказуемое | Урок усвоения новых знаний | 1 | |||
6.6 | Составное именное сказуемое | Урок усвоения новых знаний | 1 | 0,5 | ||
6.7 | Тире между подлежащим и сказуемым | Комбинированный | 1 | |||
7 | Второстепенные члены предложения | 8 | 4 | |||
7.1 | Второстепенные члены предложения. Роль второстепенных членов в предложении. Дополнение | Комбинированный | 1 | 0.25 | ||
7.2 | Определение | Комбинированный | 1 | 0.25 | ||
7.3 | Приложение. Знаки препинания при нём | Урок усвоения новых знаний | 1 | |||
7.4 | Обстоятельство | Комбинированный | 1 | 0.25 | ||
7.5 | Синтаксический разбор двусоставного предложения | Урок усвоения новых знаний | 1 | 0.25 | ||
7.6 | Характеристика человека | Урок развития речи | 1 | 1 | ||
7.7 | Характеристика человека | Урок развития речи | 1 | 1 | ||
7.8 | Контрольный диктант | Урок контроля | 1 | 1 | ||
8 | Односоставные предложения | 11 | 4 | |||
8.1 | Главный член односоставного предложения | Урок усвоения новых знаний | 1 | |||
8.2 | Назывные предложения | Урок усвоения новых знаний | 1 | |||
8.3 | Определенно-личные предложения | Урок усвоения новых знаний | 1 | |||
8.4 | Неопределенно-личные предложения | Урок усвоения новых знаний | 1 | |||
8.5 | Инструкция | Урок развития речи | 1 | 0.5 | ||
8.6 | Безличные предложения | Урок усвоения новых знаний | 1 | 0,5 | ||
8.7 | Рассуждение | Урок развития речи | 1 | 1 | ||
8.8 | Синтаксический разбор односоставного предложения | Урок усвоения новых знаний | 1 | |||
8.9 | Повторение | Урок повторения и обобщения полученных знаний | 1 | 0,5 | ||
8.10 | Повторение | Урок повторения и обобщения полученных знаний | 1 | 0,5 | ||
8.11 | Контрольная работа | Урок контроля | 1 | 1 | ||
9 | Неполные предложения | 2 | 0.5 | |||
9.1 | Неполные предложения | Урок усвоения новых знаний | 1 | |||
9.2 | Неполные предложения | Урок усвоения новых знаний | 1 | 0.5 | ||
10 | Осложненное предложение | 1 | ||||
10.1 | Понятие об осложненном предложении | Урок усвоения новых знаний | 1 | |||
11 | Однородные члены предложения | 13 | 6 | |||
11.1 | Понятие об однородных членах предложения | Урок усвоения новых знаний | 1 | |||
11.2 | Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них | Комбинированный | 1 | |||
11.3 | Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них | Комбинированный | 1 | 0.5 | ||
11.4 | Изложение | Урок развития речи | 1 | 1 | ||
11.5 | Изложение | Урок развития речи | 1 | 1 | ||
11.6 | Однородные и неоднородные определения | Комбинированный | 1 | 0,5 | ||
11.7 | Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них | Комбинированный | 1 | |||
11.8 | Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них | Комбинированный | 1 | 0,5 | ||
11.9 | Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них | Комбинированный | 1 | |||
11.10 | Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них | Комбинированный | 1 | 0,5 | ||
11.11 | Синтаксический разбор предложения с однородными членами | Комбинированный | 1 | |||
11.12 | Пунктуационный разбор предложения с однородными членами | Комбинированный | 1 | 0.5 | ||
11.13 | Контрольный диктант | Урок контроля | 1 | 1 | ||
12 | Обособленные члены предложения | 20 | 5 | |||
12.1 | Понятие об обособлении | Комбинированный | 1 | |||
12.2 | Понятие об обособлении | Комбинированный | 1 | |||
12.3 | Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них | Комбинированный | 1 | 0.5 | ||
12.4 | Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них | Комбинированный | 1 | |||
12.5 | Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них | Комбинированный | 1 | 0,5 | ||
12.6 | Рассуждение на дискуссионную тему | Урок развития речи | 1 | 0.5 | ||
12.7 | Рассуждение на дискуссионную тему | Урок развития речи | 1 | 1 | ||
12.8 | Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них | Урок усвоения новых знаний | 1 | |||
12.9 | Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них | Урок усвоения новых знаний | 1 | |||
12.10 | Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них | Урок закрепления новых знаний | 1 | 0,5 | ||
12.11 | Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них | Урок усвоения новых знаний | 1 | |||
12.12 | Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них | Урок усвоения новых знаний | 1 | |||
12.13 | Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них | Урок закрепления новых знаний | 1 | 0,5 | ||
12.14 | Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения | Урок усвоения новых знаний | 1 | |||
12.15 | Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения | Комбинированный | 1 | |||
12.16 | Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения | Урок закрепления новых знаний | 1 | 0,5 | ||
12.17 | Синтаксический разбор предложения с обособленными членами | Урок усвоения новых знаний | 1 | |||
12.18 | Пунктуационный разбор предложения с обособленными членами | Урок усвоения новых знаний | 1 | |||
12.19 | Повторение | Урок повторения и обобщения полученных знаний | 1 | |||
12.20 | Контрольная работа | Урок контроля | 1 | 1 | ||
13 | Обращение | 3 | 0.5 | |||
13.1 | Обращение Распространенные обращения. Назначение обращения. Выделительные знаки препинания при обращении | Комбинированный | 1 | |||
13.2 | Употребление обращений | Комбинированный | 1 | |||
13.3 | Составление делового письма | Урок развития речи | 1 | 0.5 | ||
14 | Вводные и вставные конструкции | 8 | 2,5 | |||
14.1 | Вводные конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению | Урок усвоения новых знаний | 1 | |||
14.2 | Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях | Урок усвоения новых знаний | 1 | |||
14.3 | Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях | Урок закрепления новых знаний | 1 | 0,5 | ||
14.4 | Вставные слова, словосочетания и предложения | Урок усвоения новых знаний | 1 | |||
14.5 | Публичное выступление | Урок развития речи | 1 | 1 | ||
14.6 | Междометия в предложении | Урок усвоения новых знаний | 1 | |||
14.7 | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения | Урок усвоения новых знаний | 1 | |||
14.8 | Урок-зачет | Урок контроля | 1 | 1 | ||
15 | Чужая речь | 6 | 1 | |||
15.1 | Понятие о чужой речи. Комментирующая часть. Прямая и косвенная речь. Косвенная речь | Урок усвоения новых знаний | 1 | |||
15.2 | Прямая речь | Комбинированный | 1 | |||
15.3 | Диалог | Комбинированный | 1 | |||
15.4 | Рассказ | Урок развития речи | 1 | 0,5 | ||
15.5 | Цитата | Урок усвоения новых знаний | 1 | |||
15.6 | Синтаксический разбор предложений с чужой речью | Урок усвоения новых знаний | 1 | 0.5 | ||
16 | Повторение и систематизация изученного в VIII классе | 7 | 2.5 | |||
16.1 | Синтаксис и морфология | Комбинированный | 1 | 0.5 | ||
16.2 | Синтаксис и пунктуация | Комбинированный | 1 | |||
16.3 | Изложение | Урок развития речи | 1 | 1 | ||
16.4 | Синтаксис и культура речи | Комбинированный | 1 | |||
16.5 | Синтаксис и орфография | Комбинированный | 1 | |||
16.6 | Контрольный диктант | Урок контроля | 1 | 1 | ||
16.7 | Работа над ошибками | Урок работы над ошибками. | 1 | |||
Итого | 102 | 33.5 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....