Рабочая программа по русскому языку 7 класс.
рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему

Кунаева Татьяна Вячеславовна

Рабочая программа по русскому языку 7 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7klass_baranov.docx90.93 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел 1. Пояснительная записка

Настоящая программа по русскому языку для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Рабочая  программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий пояснительную записку; тематическое планирование; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; календарно-тематическое планирование; содержание практической деятельности;  материально-техническое обеспечение учебного предмета; список литературы.

       Курс русского языка 7 класса направлен на достижение следующих целей:

  • познакомить с самостоятельными (причастие и деепричастие), служебными частями речи, междометием, их функционированием в различных сферах и ситуациях общения, нормами употребления в речи;
  • формировать умения опознавать, анализировать, классифицировать изученные языковые единицы, оценивать их с точки зрения нормативности; правильно писать слова с изученными орфограммами, непроверяемыми написаниями; выделять запятыми причастные и деепричастные обороты; работать с текстом;
  • совершенствовать речемыслительную деятельность, коммуникативные умения и навыки в разных сферах и ситуациях использования русского литературного языка: при написании рассказов на предложенные сюжеты, сочинений-рассуждений на материале жизненного опыта, подробных и сжатых изложений, при создании текстов публицистического стиля и устных рассказов;
  • воспитывать гражданственность и патриотизм, сознательное отношение к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности.

           Данная программа реализует обязательный минимум содержания образования, однако при изучении грамматики необходимо усилить аспект культуры речи, так как курс русского языка для основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности на основе овладения знаниями об устройстве языка, особенностях его употребления в разных сферах общения на базе усвоения основных языковых норм русского литературного языка, речевого этикета. Необходимо также включить следующие дидактические единицы: вопрос о причастии и деепричастии в системе частей речи, междометие как особый разряд слов, основные функции междометия, разряды междометия.

Общая характеристика учебного предмета

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 7 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для 7 класса  направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая  программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.

                  Рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и примерной программы основного общего образования по русскому языку (Программы по русскому языку к учебникам для 5-9 классов / М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская,2009)

                                  Изменения, внесенные в рабочую программу и их обоснование:

           В связи с тем, что  в примерной программе по русскому языку (программа под редакцией Т.А. Ладыженской,   Л.А.Тростенцовой,  2010 г.) на курс изучения отведено 170 ч.,  в учебном плане   -  136 ч, в рабочей программе были сокращены часы  по следующим темам:

№ п/п

Наименование тем

Часы по примерной программе

Часы рабочей  программы

Кол - во сокращенных часов

1.

Причастие

22+4

25+ 6

5

2.

Деепричастие

8+1

10 + 2

3

3.

Наречие

24+4

28+6

6

4.

Категория состояния

2+1

4+2

3

5.

Служебные части речи. Предлог.

8

12+2

6

6.

Союз  

13+2

16+2

3

7.

Частицы

14+4

18+4

4

      Общий объем часов на изучение дисциплины: Программа рассчитана на136 часов в год (4 часа в неделю) и предназначена для изучения русского языка в средних классах на базовом уровне.

Место предмета «Русский язык» в учебном плане: на обязательное изучение предмета «Русский язык» в 7 классе в инвариантной части школьного учебного плана предусмотрено 136 часов.

        Результаты освоения курса. (Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса)

Учащиеся должны:        

знать/понимать определения основных изученных в 7 классе языковых явлений,
орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры;
уметь:
РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

АУДИРОВАНИЕ        

  • адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
  • выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность к типу речи;
  • составлять план текста, производить полный и сжатый пересказ (устный и пись менный);
  • обнаруживать ошибки в содержании и речевом оформлении устного высказываниия одноклассника;

ЧТЕНИЕ

  • дифференцировать известную и неизвестную информацию прочитанного текста,  выделять иллюстрирующую, аргументирующую информацию;
  • находить в тексте ключевые слова и объяснять их лексическое значение;
  • проводить маркировку текста (подчеркивать основную информацию, выделять непонятные слова и орфограммы текста, делить текст на части и т. п.);
  • составлять тезисный план исходного текста;
  • владеть ознакомительным, изучающим и просмотровым видами чтения;
  • прогнозировать содержание текста по данному началу; с помощью интонации передавать авторское отношение к предмету речи при чтении текста вслух;

ГОВОРЕНИЕ

  • сохранять при устном изложении, близком к тексту, типологическую структуру и выразительные языковые речевые средства;
  • создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, логичности, выразительности речи;
  • строить небольшое по объему устное высказывание на основе данного плана;
  • формулировать выводы (резюме) по итогам урока, по результатам проведенного языкового анализа, после выполнения упражнения и т. п.;
  • размышлять о содержании прочитанного или прослушанного текста лингвистического содержания, соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного  литературного языка, нормы устной речи (орфоэпические, интонационные);

уместно использовать этикетные формулы, жесты, мимику в устном общении в речевой ситуации;

ПИСЬМО        

- сохранять при письменном изложении типологическую структуру исходного текста и

выразительные языковые и речевые средства;

-создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, лаконичности  и выразительности речи;

 - писать тексты-размышления на лингвистические, морально-этические темы дискуссионного  характера;

 -соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского

литературного языка, а также нормы письменной речи (орфографические, пунктуационные);

-уместно употреблять пословицы, поговорки, крылатые выражения, фразеологизмы в ином тексте;

-использовать лингвистические словари при подготовке к сочинению и при редактировании текста;

-        редактировать текст с использованием богатых возможностей лексической, словообразовательной, грамматической синонимии;

ТЕКСТ:

-        анализировать тексты с точки зрения их соответствия требованиям точности и логичности речи;

  • рецензировать чужие тексты и редактировать собственные с учетом требований к построению связного текста;
  • устанавливать в тексте ведущий тип речи, находить в нем фрагменты с иным типовым значением;
  • определять стиль речи, прямой и обратный порядок слов в предложениях текста,  средства связи предложений в тексте;

ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:

-        проводить фонетический и орфоэпический разбор слов;
-  правильно произносить широко употребляемые служебные части речи;
- анализировать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм.

МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:

- по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы;

- объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и морфемные модели слов;

-определять способы образования слов различных частей речи;

- анализировать словообразовательные гнезда на основе учебного словообразовательного словаря;

- доставлять словообразовательные гнезда однокоренных слов (простые случаи);

- с помощью школьного этимологического словаря комментировать исторические изменения в морфемной структуре слова;

ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ:

- соблюдать лексические нормы, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, с условиями и задачами общения;

- толковать лексическое значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;

- пользоваться различными видами лексических словарей;

- находить справку о значении и происхождении фразеологического сочетания во фразеологическом словаре;

- использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство установления неоправданного повтора;

- проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем примеры употребления слова в переносном значении;

МОРФОЛОГИЯ:

- различать постоянные и непостоянные морфологические признаки частей речи и выполнять  морфологический разбор слов всех частей речи;

- правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи; использовать знания и умения по морфологии в практике правописания и проведения морфологического анализа предложения;

ОРФОГРАФИЯ:

- владеть правильным способом применения изученных правил орфографии;

- учитывать значение, морфемное строение и грамматическую характеристику при выборе правильного написания;

- аргументировать тезис о системном характере русской орфографии;

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:

  • составлять схемы именных, глагольных и наречных словосочетаний и  по предложенной схеме;
  • определять синтаксическую роль всех самостоятельных частей речи;
  • различать и конструировать сложные предложения с  союзами;
  • использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте;
  • соблюдать правильную интонацию предложений в речи;
  • устно объяснить пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы предложений;

самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.                                               

Межпредметные связи на уроках русского языка.  В школе изучается в основном русский литературный язык, поэтому наиболее тесные связи русского языка с литературой, а также связан с изобразительным искусством (сочинения по картинам) , с историей (при изучении историзмов, архаизмов и др.)

Раздел  2.Тематическое планирование.

Содержание

Количество часов

Количество контрольных

Развитие речи

Самостоятельная работа

1

Русский язык как развивающееся явление

1

2

Повторение изученного в 5-6 классах

12

1

1

2.75

3

Морфология

Причастие

30

2

4

6,5

4

Деепричастие

12

2

2

3.25

5

Наречие

24

2

3

6

6

Категория состояния

2

7

Служебные части речи. Культура речи. Предлог

12

1

2

3

8

Союз

12

1

1

3,75

9

Частица

17

1

5

4.5

10

Междометие

4

2

0.25

11

Повторение изученного в 7 классе

10

2

1

4,25

Итого

136

12

21

34,25

                    Раздел 3.Содержание учебного предмета.

Русский язык как развивающееся явление (1 час)

Повторение пройденного в 5-6 классах (10 +2)

Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности.

Синтаксис. Синтаксический разбор .Пунктуация. Пунктуационный разбор. Лексика и фразеология. Фонетика и графика. Словообразование и орфография. Морфология и орфография.

Основные термины и понятия: Синтаксис, синтаксический разбор, лексика, фонетика, словообразование и орфография.

Знать: основные синтаксические понятия,

            лексическое значение слова,

            омонимы, синонимы, антонимы,

             основные фонетические понятия,

             самостоятельные и служебные части речи.

Уметь: конструировать предложения по схемам,

            работать со словарями,

            различать одинаково звучащие морфемы,

            разграничивать различные части речи

Входящий контрольный диктант с грамматическим заданием.

Сочинение по картине И.Бродского «Летний сад»

Морфология, орфография, культура речи.

Причастие (25 + 5)

Повторение пройденного о глаголе в 5 и 6 классах.

Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причастия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот, выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий.

Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных окончаний причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление).

 Не  с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н  в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна бука н  в кратких причастиях.

Основные термины и понятия: причастие, действительные и страдательные, полные и краткие страдательные причастия, причастный оборот.

Знать: определение причастия,

            действительные и страдательные причастия

            причастный оборот,

            склонение полных причастий.

            правописание не с причастиями,

            правописание н и нн в суффиксах причастий.

Уметь правильно ставить ударение в полных и кратких страдательных причастиях (принесенный, принесен, принесена, принесено, принесены), правильно употреблять причастия с суффиксом -ся, согласовывать причастия с определяемыми существительными, строить предложения с причастным оборотом.

Сочинение-описание по картине В.И. Хабарова «Портрет Милы».

Изложение по тексту упр.100 от 3-его лица

Выборочное изложение по упр.130.

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Причастие»..

Деепричастие (10 +2).

Повторение пройденного о глаголе в 5 и 6 классах.

Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный оборот, знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование.

Не  с деепричастиями.

Основные термины и понятия: деепричастие, деепричастный оборот, не  с деепричастиями.

Знать: способы образования деепричастий,

            понятие о деепричастии,

             правило написания не с деепричастиями,

          порядок морфологического разбора деепричастия.

Уметь:  правильно строить предложение с деепричастным оборотом,

             определять признаки деепричастия,

              выделять на письме деепричастный оборот,

              определять вид деепричастия.

Сочинение по картине С.Григорьева «Вратарь».

 Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Деепричастие»

 Наречие (18 +6)

Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий.

Правописание не  с наречиями на –о и –е; не и ни- в наречиях. Одна и две буквы н  в наречиях на –о и –е.

Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Суффиксы –о  и –а  на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. буква ь  после шипящих на конце наречий.

Основные термины и понятия: наречие, степени сравнения наречий, слитные и раздельные написания наречий.

    Знать: понятие наречия,

               синтаксическую роль наречия,

                степени сравнения наречий,

                 правописание не с наречиями,

                 слитные и раздельные написания наречий.

Уметь: правильно ставить ударение в наречиях

            использовать в речи наречия-синонимы и антонимы.

            правильно писать н и нн в наречиях

             применять изученное правило на практике.

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Наречие»

Изложение с элементами сочинения «Когда были открыты драгоценные камни»

Сочинение по картине Е.М.Широкова «Друзья»

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Наречие»

Категория состояния. 2 часа

Основные термины и понятия: категория состояния.

Знать: порядок разбора категории состояния.

Уметь:

Анализировать текст с словами категории состояния.

Категория состояния как часть  речи. Ее отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния.

Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы.

Служебные части речи. Культура речи

Предлог (10+ 2)

 Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль предлогов.

Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под.

Основные термины и понятия: предлог, непроизводные и производные предлоги, простые и составные предлоги.

Знать: морфологические признаки предлогов,

             разряды предлогов по значению,

              нормы употребления предлогов

               непроизводные и производные предлоги,

Уметь:  находить предлоги в тексте

              группировать словосочетания с простыми и составными предлогами

              принять изученные орфограммы

Сочинение по картине А.В.Сайкиной «Детская спортивная школа».

. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме Предлог

Союз. (10 +2).

Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы – соединительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов.

Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов  зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так и с частицей же.

Основные термины и понятия: союз, сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы – соединительные, разделительные и противительные.

Знать: признаки союза как служебной части речи,

              классификацию союзов по значению,

                сочинительные и подчинительные,

               морфологический разбор союза.

Уметь: находить союзы среди других частей речи,

            различать сочинительные и подчинительные союзы

              выполнять морфологический разбор союза.

              пользоваться в речи союзами-синонимами.

Сочинение-рассуждение «Книга- наш друг и советчик»

Частица.(13+4)

 Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие и смысловые частицы. Текстообразующая роль частиц.

Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.

Основные термины и понятия: частица, формообразующие и смысловые частицы.

Знать: особенности частицы как служебной части речи,

            роль частиц в предложении,

           разряды частиц,

           морфологический разбор частиц

Уметь: находить частицы,

            определять группы смысловых частиц,

            правильно писать частицы с изученным видом орфограмм.

Сочинение на тему «Как мне стать чемпионом» (упр. 374)

Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»

Сочинение-рассказ по данному началу.

. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Частица»

Междометие. Звукоподражательные слова (2+2).

Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении.

Звукоподражательные слова и их отличие от междометий.

Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.

Основные термины и понятия: междометие, звукоподражательные слова

Знать: информацию о междометии как части речи,

   Уметь: правильно употреблять междометия в речи,

               Составлять рассказ с междометиями.

          Контрольное изложение по тексту В.А. Гиляровского «Москва и москвичи».

Повторение и систематизация пройденного в 7 классе. (9+1)

Основные термины и понятия: фонетика и графика, лексика и фразеология, морфемика, морфология,орфография, синтаксис, пунктуация.

Знать: понятия основных разделов курса русского языка за 7 класс

Уметь: применять изученные правила на письме,

            Выполнять разные виды разборов

Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему  или публичное выступление на эту тему.

Итоговая контрольная работа.

Раздел 4. Календарно-тематическое планирование

Наименование разделов и тем

Вид занятия

Количество часов

Самостоятельная работа

Дата проведения занятий

планируемая

фактическая

1

Русский язык как развивающееся явление.

Урок сообщения новых знаний

1

2

Повторение изученного в 5-6 классах.

2.1

 Синтаксис. Синтаксический разбор слова.

Урок формирования знаний, умений и навыков

1

0,25

2.2

Пунктуация. Пунктуационный разбор.

Урок формирования знаний, умений и навыков

1

0,25

2.3

Лексика и фразеология.

Урок формирования знаний, умений и навыков

1

0,25

2.4

Фонетика и орфография.

Урок формирования знаний, умений и навыков

1

0,25

2.5

Словообразование и орфография.

Урок формирования знаний, умений и навыков

1

0,25

2.6

Морфемный и словообразовательный разборы.

Урок формирования знаний, умений и навыков

1

0,25

2.7-2.8

Морфология и орфография

Урок формирования знаний, умений и навыков

2

0,25

2.9

Контрольный диктант. Вводный контроль.

Урок контроля

1

1

2.10

Анализ контрольного диктанта. Текст. Типы речи

Урок развития речи

1

2.11

Стили литературного языка

Урок развития речи

1

2.12                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

Подготовка к домашнему сочинению по картине И. Бродского  «Летний сад осенью»

Урок развития речи

1

3

Морфология

3.1

Понятие о причастии

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

1

3.2

Публицистический стиль.

Урок развития речи

1

3.3

Морфологические признаки глагола у причастия

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

1

0.25

3.4

Морфологические признаки прилагательного  у причастия

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

1

0.25

3.5

Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий.

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

1

0.25

3.6

Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми.

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

1

3.7

Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми

Урок закрепления полученных знаний.

1

0.5

3.8

Описание внешности

Урок развития речи

1

3.9-3.10

Сочинение-описание по картине В.И.Хабарова «Портрет Милы»

Урок развития речи

2

1

3.11

Действительные и страдательные причастия

Урок сообщения новых знаний

1

3.12

Действительные причастия настоящего времени

Урок сообщения новых знаний

1

0.25

3.13

Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

Урок закрепления полученных знаний.

1

0.25

3.14

Действительные причастия пршедшего времени

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

1

3.15

Изложение по тексту упр. 100 от 3-его лица

Урок развития речи

1

0.5

3.1

Страдательные причастия настоящего времени

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

1

3.17

Страдательные причастия прошедшего времени

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

1

0.25

3.18

Полные и краткие страдательные причастия

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

1

3.19

Гласные в суффиксах страдательных страдательных причастий прошедшего времени

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

1

3.20-3.21

Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна н в отглагольных прилагательных.

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

2

0.25

3.22

Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных

Урок закрепления полученных знаний.

1

0.25

3.23

Морфологический разбор причастия.

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

1

0.25

3.24-3.25

Слитное и раздельное написание не с причастием

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

2

0.25

3.26

Выборочное изложение. Отрывок из рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека» упр130)

Урок развития речи

1

0.5

3.27

Буквы е ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий пршедшего времени

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

1

3.28

Повторительно-обобщающий урок по теме «Причастие»

Урок повторения и закрепления изученного материала

1

0.25

3.29

Контрольный диктант

Урок контроля

1

1

3.30

Анализ контрольного диктанта.

Урок работы над ошибками

1

4.

Деепричастие 

4.1

Деепричастие как часть речи

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

1

4.2

Морфологические признаки деепричастия. Признаки глагола и наречия у деепричастия

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

1

0.25

4.3

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

1

4.4

Раздельное написание не с деепричастиями

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

1

0.25

4.5

Деепричастия несовершенного вида.

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

1

4.6

Деепричастия совершенного вида.

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

1

4.7-4.8

Сочинение по картине С.Григорьева «Вратарь»

Урок развития речи

2

1

4.9

Морфологический разбор деепричастия

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

1

0.25

4.10

Повторение по теме «Деепричастие»

Урок обобщения и систематизации.

1

0.5

4.11

Контрольный диктант

Урок контроля

1

1

4.12

Анализ контрольного диктанта

Урок работы над ошибками

1

5

Наречие

5.1

Наречие как часть речи

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

1

5.2-5.3

Смысловые группы наречий

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

2

0.5

5.4

Сочинение по картине И. Попова «Первый снег»

Урок развития речи

1

0.5

5.5-5.6

Степени сравнения наречий

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

2

0.5

5.7

Морфологический разбор наречия.

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

1

0.25

5.8

Контрольный диктант

Урок контроля

1

1

5.9

Анализ контрольного диктанта

Урок работы над ошибками

1

5.10

Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и е

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

1

0.25

5.11

Буквы е и и в приставках не и ни отрицательных наречий

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

1

5.12

Изложение с элементами сочинения «Когда были открыты драгоценные камни»

Урок развития речи

1

0.5

5.13

Одна и две н в наречиях на о и е

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

1

0.25

5.14

Описание действий

Урок развития речи

1

0.25

5.15

Буквы о и е после  шипящих на конце наречий.

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

1

5.16

Буквы о и а на конце наречий.

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

1

5.17

Сочинение по картине Е.М.Широкова «Друзья»

Урок развития речи

1

0.5

5.18-5.19

Дефис между частями слов в наречиях.

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

2

0.5

5.20

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных.

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

1

0.25

5.21

Мягкий знак после шипящих на конце наречий

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

1

5.22

Повторение по теме «Наречие».

Урок обобщения и систематизации.

1

0.5

5.23

Контрольный диктант по теме «Наречие»

Урок контроля

1

1

5.24

Анализ контрольного диктанта

Урок работы над ошибками

1

6

Категория состояния

6.1-6.2

Морфологический разбор категории состояния.

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

2

0.25

7

Служебные части речи

7.1

Предлог как часть речи

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

1

7.2

Употребление предлогов.

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

1

7.3-7.4

Непроизводные и производные предлоги

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

2

0.5

7.5

Простые и составные предлоги

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

1

7.6

Морфологический разбор предлога

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

1

0.25

7.7-7.8

Сочинение по картине А.В.Сайкиной «Детская спортивная школа»

Урок развития речи

2

1

7.9

Слитное и раздельное написание производных предлогов.

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

1

0.25

7.10

Повторение по теме «Предлог»

Урок повторения и закрепления.

1

0.5

7.11

Контрольный диктант по теме «Предлог»

Урок контроля

1

1

7.12

Анализ контрольного диктанта

Урок работы над ошибками

1

8

Союз

8.1

Союз как часть речи

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

1

8.2

Простые и составные союзы

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

1

0.25

8.3

Союзы сочинительные и подчинительные

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

1

8.4

Запятая между простыми предложениями в составе сложного

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

1

8.5

Сочинительные союзы

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

1

0.25

8.6

Подчинительные союзы

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

1

0.25

8.7

Морфологический разбор союза

Урок формирования знаний, умений и навыков

1

0.25

8.8

Сочинение «Книга- наш друг и советчик»

Урок развития речи

1

1

8.9

Слитное написание союзов тоже, также, чтобы, зато.

Урок формирования знаний, умений и навыков

1

0.25

8.10

Повторение по теме «Союз»

Урок повторения и закрепления.

1

0.5

8.11

Контрольный диктант по теме «Союз»

Урок контроля

1

1

8.12

Анализ контрольного диктанта

Урок работы над ошибками

1

9

Частица

9.1

Частица как часть речи.

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

1

9.2

Разряды частиц. Формообразующие частицы

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

1

9.3-9.4

Смысловые частицы

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

2

0.5

9.5

Сочинение на тему «Как мне стать чемпионом?»

Урок развития речи

1

0.5

9.6

Раздельное и дефисное написание частиц

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

1

0.25

9.7-9.8

Сочинение по картине К,Ф, Юона «Конец зимы. Полдень»

Урок развития речи

2

1

9.9

Морфологический разбор частицы

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

1

0.25

9.10

Отрицательные частицы Не и ни.

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

1

9.11

Различение приставки и частицы НЕ

Урок формирования знаний, умений и навыков

1

9.12

Сочинение –рассказ по данному сюжету

Урок развития речи

1

0.5

9.13

Частица ни, приставка ни, союзни-ни.

Урок формирования знаний, умений и навыков

1

0.25

9.14

Повторение по теме «Частица»

Урок повторения и закрепления.

1

9.15

Повторение правописания служебных частей речи

Урок повторения и закрепления.

1

0.25

9.16

Контрольный диктант по теме «Частица»

Урок контроля

1

1

9.17

Анализ контрольного диктанта

Урок работы над ошибками

1

10

Междометие

10.1

Междометие как часть речи

Урок формирования знаний, умений и навыков

1

10.2

Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях.

Урок формирования знаний, умений и навыков

1

10.3-10.4

Контрольное изложение по тексту В.А.Гиляровского №Москва и москвичи»

Урок развития речи

2

1

11

Повторение изученного в 7 классе

11.1

Рецензия на текст Н Соколовой «Рябинка у дороги»

Урок развития речи

1

1

11.2

Фонетика и графика

Урок повторения и закрепления

1

0.25

11.3

Морфемика. Словообразование

Урок повторения и закрепления

1

0.25

11.4

Лексика и фразеология.

Урок повторения и закрепления

1

11.5

Морфология

Урок повторения и закрепления

1

0.25

11.6

Орфография

Урок повторения и закрепления

1

0.25

11.7

Синтаксис и пунктуация.

Урок повторения и закрепления

1

0.25

11.8

Итоговая контрольная  работа

Урок контроля

1

1

11.9

Итоговый контрольный диктант

Урок контроля

1

11.10

Анализ контрольной работы

Урок работы над ошибками

1

1

Итого

136

34,25

           Раздел 5.Содержание практической деятельности   (контрольно-измерительный материал).

Контрольный диктант и его анализ

I. Диктант по теме «Повторение»

Я живу на берегу красивого озера. Древние скалы здесь круто поднимаются над прозрачной водой, а сверху, с этих скал, заглядывают в глубину кряжистые, приземистые сосны.

Весной, когда лед синеет, низко над озером тянутся на север широкие гусиные стаи. Птицы тяжело и устало машут крыльями И подчас останавливаютя на узком острове. Всю ночь тогда разносятся вокруг беспокойные голоса больших и осторожных птиц.

Как только лед вздувается, крошится, а на берег выступают широкие языки весенней воды, из холодных озерных глубин к берегу направляются щуки. Они приходят на затопленные болота отметать икру и медленными всплесками широких хвостов рассказывают о том, что весна на озере тоже началась.

А потом, когда в глухих лесных заливах тают последние седые льдины, я поднимаюсь на самую высокую скалу, чтобы после долгой северной зимы поздороваться с другими озерами и поздравить их с наступившей весной.

(135 слов) (По А. Онегову)

  1. Грамматическое задание

Лингвистический разбор.

  1. Фонетический разбор: 1-й вариант -языки, 2-й вариант - седьи
  2. Словообразовательный разбор и разбор слова по состав 1 -й вариант - приземистые, 2-й вариант - разносятся.
  3. Морфологический разбор: 1-й вариант - поднимаюсь, 2-й bi риант — глухих.
  4. Синтаксический разбор, схемы предложения. 1 -й вариант Птицы тяжело и устало машут крыльями и подчас останавливаются на узком острове. 2-й вариант - Всю ночь тогда разносятся вокруг беспокойные голоса больших и осторожных птиц.

 Диктант  «Главные члены предложения»

Время волшебников прошло. По всей вероятности, их никогда и не было на самом деле. Просто некоторые фокусники умели гак ловко обманывать всяких зевак, что этих фокусников принимали за колдунов и волшебников.

Был такой доктор. Звали его Гаспар Арнери. Наивный человек, ярмарочный гуляка, недоучившийся студент могли бы его тоже принять за волшебника. В самом деле, этот доктор делал такие удивительные вещи, что они действительно походили на чудеса. Конечно, ничего общего он не имел с волшебниками и шарлатанами, дурачившими слишком доверчивый народ.

Доктор Гаспар Арнери был ученый. Пожалуй, он изучил около ста наук. Во всяком случае, никого не было в стране мудрей и учёней Гаспара Арнери. Об его учёности знали все: и мельник, и солдат, и дамы, и министры.

Однажды в июне доктор решил отправиться в далёкую прогулку, чтобы собрать некоторые виды трав и жуков. День был чудесный: солнце сияло, легкий ветерок развевался, как воздушное бальное платье.

Дворец Трех Толстяков стоял посреди огромного парка. Парк был окружён глубокими каналами. Над каналами висели чёрные железные мосты. Мосты охранялись дворцовой стражей - гвардейцами в чёрных клеенчатых шляпах, украшенных жёлтыми перьями. Вокруг парка до самой небесной черты находились луга, засыпанные цветами, рощи и пруды.

(189 слов) (По Ю. Олеше)

 Грамматическое задание

1Сделать словообразовательный разбор и разбор слова по составу:

  1. й        вариант - дурачившими,
  2. й        вариант - засыпанные.

  1. Сделать синтаксический разбор предложений.
  1. й        вариант - Наивный человек, ярмарочный гуляка, недоучившийся студент могли бы его тоже принять за волшебника.
  2. й        вариант - Вокруг парка до самой небесной черты находились луга, засыпанные цветами, рощи и пруды.

  1. Задание для обоих вариантов: сделать морфологический раз

бор причастий.

(Причастия: недоучившийся, дурачившими, окружён, украшенных, засыпанные.)

 Диктант

Путешествие по Арлю

Арль - маленький французский город. Но когда-то он был велик и знаменит. Завоевавшие Арль римляне превратили маленькое поселение на берегу Роны в крупный экономический центр. Ткачи, золотых дел мастера, оружейники вели бойкую торговлю. Был воздвигнут Форум, построена громадная арена, античный театр, акведук длиной в семьдесят пять километров. Город процветал.

Нашествие варваров положило конец процветанию. Город стал кормиться за счет туристов, руин и былого величия. Вот краткая история города, прожившего ни больше, ни меньше, как двадцать пять веков.

Бродить по улицам Арля - одно наслаждение. Идешь не торопясь по узенькой, мощенной камнем улочке - и вдруг перед тобой что-то большое, с арками, колоннами. Оказывается, это римская арена, та самая, где гибли когда-то гладиаторы. В средние века арена была крепостью, защищавшей целый город с домами, улицами, даже церковью. Сейчас от города ничего не осталось, но реставраторы с великим тактом и вкусом восстановили стены.крепости, искусственно создав патину времени! Новые, такие же обветренные, иссеченные дождями части здания ничем не отличаются от старых. Работа невероятно кропотливая, но результат поразительный.

Арль - город отгремевшей славы. В этом величии прошлого свое обаяние, своя тихая задумчивость мудрых, много перевидавших на своем веку стариков.

(185 слов) (По В. Некрасову)

II. Грамматическое задание

1Подчеркнуть встретившиеся в тексте причастия и причастные обороты как члены предложения.

(Сказуемые: воздвигнут; построена.

Определения: завоевавшие Арль; прожившего ни больше, ни меньше, как двадцать пять веков; мощенной камнем; защищавшей целый город с домами, улицами, даже церковью; обветренные, иссеченные дождями; отгремевшей; много перевидавших на своем веку.)

2Обозначить действительные причастия буквой д, страдательные - буквой с.

3Сделать морфологический разбор слов.

1-й вариант: обветренные, 2-й вариант: иссеченные.

Примечание: варианты контрольных диктантов см. в приложении 2.

 Диктант «Деепричастие»

Случай в Антарктике

Однажды полярники Мирного получили радиограмму о том, что одномоторный самолет бельгийской антарктической экспедиции не вернулся на базу. Вот что писал в отчете о спасении бельгийцев летчик Виктор Михайлович Перов.

Погода была из рук вон плохая. Мела пурга, ветер достигал сорока метров в секунду. Лишь утром удалось приступить к планомерным поискам.

Вершины Кристальных гор, громадные, сверкающие белизной, показались издали. К сожалению, у нас не было времени, чтобы предаваться лирике, созерцая красоты безжизненной величественной природы.

Следуя вдоль главного хребта, мы заметили на синеве ледника красную точку, оказавшуюся самолетом, лежавшим на правом крыле. Из записки, найденной в кабине самолета, стало ясно, что искать бельгийцев надо между складом-базой и Кристальными горами.

Вернувшись к самолету, мы взяли этот курс, но, несмотря на внимательный осмотр местности, обнаружить никого не удалось. Мы вернулись и после заправки, отказавшись от обеда, снова поднялись в воздух. Но и этот напряженный полет оказался бесполезным. Мы вернулись-на-базу, где нас ждали удрученные-г-орем зимовщики.        ;

Утром мы в пятый раз вылетели на поиски. Не доходя до северной оконечности горы, мы заметили маленькую желтую палатку. Люди не показывались/ Однако решено было приземлиться, хотя ледник, испещренный множеством трещин, не представлял удобного места для посадки.

Обследовав местность, мы установили, что бельгийцы выбросили здесь всё лишнее имущество: спальный мешок, комплект верхней одежды, поломанные санки. При более тщательном осмотре мы заметили на снегу следы четырех человек, сглаженные поземкой.

Заправив самолет последним запасом бензина, Перов в ту же ночь вылетел снова. Буквально прочесав местность, летчик, наконец, увидел палатку, из которой вышел человек, усиленно махавший руками.

Чудесное спасение бельгийцев, обреченных на верную гибель, не отразилось на лаконичном стиле отчета Перова: «Подрулив к палатке, мы убедились, что все четверо находятся здесь, чему мы были очень рады».

  1. ов) (По В. Каверину)

Диктант  «Наречие»

Мы продвигаемся медленно поперек лесной речонки. Мне немного жутко, так как я ничего, даже воды, не вижу, но я все же ничем не выдаю своего страха. Наконец мы выходим на упругий песчаный берег, неподалёку от небольшой полянки. Только теперь замечаю, что ночь несколько посветлела. От земли поднялся туман. На его седом фоне неясно вырисовываются ближайшие сосны. В их неподвижности среди никем не нарушаемой тишины чувствуется что-то суровое. Я не знаю, много ли проходит времени.

Внезапно мой слух поражается странными звуками, так что я невольно вздрагиваю от неожиданности. Что бы это могло быть? Я никак не могу определить, ни что это за звуки, ни откуда они несутся: справа, слева, сзади, спереди. Они торопятся, будто вторя друг другу, и лес немедленно откликается на них звонким и чистым звуком.

«Это журавлиные стаи начали свою утреннюю перекличку», - шёпотом говорит мне мой спутник.

Стихло. Всё вновь погружается в ничем не возмутимую тишину.

(147 слов)

Грамматическое задание

1Озаглавить текст диктанта.

2Сделать фонетический разбор слов: 1-й вариант - невольно; 2-й вариант - сзади.

3Сделать морфологический разбор слов: 1-й вариант - неподалёку; 2-й вариант - внезапно.

4Подчеркнуть наречия как члены предложения: 1-й вариант- первый абзац; 2-й вариант - остальные абзацы.

Диктант  «Наречие»

Загадка шаровой молнии

Природа обычной молнии разгадана давным-давно. С шаровой молнией ученым повезло меньше. Ее происхождение до сих пор неясно. Обычно шаровая молния предстает в виде парящего в воздухе или стремительно летящего огненного шара. Нередко по неизвестным причинам происходит взрыв. Но она может исчезнуть и спокойно, выбрасывая из себя искры.

Издавна шаровая молния приковывает внимание необычностью своего поведения.

Во-первых, она не поднимается вверх в окружающем холодном воздухе, во-вторых, сохраняет форму и движется. Она может парить над землей или двигаться параллельно. Температура в шаровых молниях поднимается отнюдь не высоко. Она гораздо ниже той, при которой светится обычный воздух.

В чем загадка шаровой молнии? На этот вопрос ученым еще предстоит ответить.

(106 слов)

Грамматическое задание

1Сделать словообразовательный разбор слов и разбор слов по составу: 1 -й вариант - издавна, 2-й вариант - нередко.

2Сделать морфологический разбор слов: 1-й вариант -меньше (из 2-го предложения), 2-й вариант - неясно (из 3-го предложения).

Комментарий. Меньше - наречие в сравнительной степени; ' неясно - краткое прилагательное, т. к. зависит от существительного (происхождение каково? неясно).

3Сделать синтаксический разбор предложений. 1-й вариант - Обычно шаровая молния предстает в виде парящего в воздухе или стремительно летящего огненного шара. 2-й вариант - Во-первых, она не поднимается вверх в окружающем холодном воздухе, во- вторых, сохраняет форму и движется.

 Диктант  «Обращение»

Друзья мои, попасть в дворцовую кондитерскую - дело очень заманчивое. Толстяки знали толк в яствах. К тому же и случай был исключительный. Парадный завтрак! Можете себе представить, какую интересную работу делали сегодня дворцовые повара и кондитеры.

Влетая в кондитерскую, продавец почувствовал в одно и то же время ужас и восторг. Так, вероятно, ужасается и восторгается оса, летящая на торт, выставленный на окне беззаботной хозяйкой.

ч Он летел одну минуту, он ничего не успел разглядеть как следует. Сперва ему показалось, что он попал в какой-то удивительный птичник, где возились с пением и свистом, шипя и треща, разноцветные драгоценные птицы южных стран. А в следующее мгновение он подумал, что это не птичник, а фруктовая лавка, полная тропических плодов, раздавленных, сочащихся, залитых собственным соком. Сладкое головокружительное благоухание ударило ему в нос; жар и духота сперли ему горло.

(133 слова) (Ю. Олеша)

II. Грамматические задания

Озаглавьте текст.        

Выполните морфологический разбор предлога и союза (по выбору).

Диктант  итоговый

Из истории астрономии

Жизнь в долине Нила целиком зависела от реки. Предсказание срока нового наступления разлива Нила было чрезвычайно важным. Жрецы, определяя уровень воды в реке, заметили, что начало разлива совпадает с появлением на небе очень яркой звезды - Сириуса. Она появлялась на востоке непосредственно перед восходом Солнца. Оказалось также, что эти два события совпадают с третьим - летним солнцестоянием.

Открытие египтян позволяло предсказывать важнейшее в их жизни явление по астрономическому событию. Они считали число дней от одного разлива Нила до другого. С этого началось создание календарей.

Созданный древними египтянами весьма точный календарь свидетельствует, что жрецы имели неплохое представление о движении Солнца и звезд. Они еще в начале второго тысячелетия до нашей эры разделили небесный свод на созвездия и регистрировали все изменения, происходившие на небе. Астрономическим наблюдениям помогали величественные сооружения - древние храмы, пирамиды и даже сфинксы. Например, стороны пирамид в Луксоре оказались ориентированными с запада на восток так, что наблюдатель, смотрящий вдоль стены, видит восход Солнца в дни равноденствий. В эту же сторону смотрит сфинкс - сторож пирамид.

С большим вниманием относились первые астрономы к регистрации как солнечных, так и лунных затмений. Сохранилась даже инструкция для наблюдателя затмения, состоящая из двенадцати пунктов. Благодаря подобной аккуратности греческая наука, многое перенявшая у египтян, получила огромный материал для дальнейшего осмысления и развития.

(209 слов) (По А. Вильвовской)

 Диктант по теме «Причастие» Гроза

Незабываемое, неизгладимое впечатление оставила гроза в деревне. Началась она вечером. Светлая заря, еще не затянутая черной приближающейся тучей, озаряла розовым светом нашу спальню. Через окна, еще не закрытые на ночь, комната наполнилась удивительно свежим, чуть влажным воздухом. Вдруг страшный громовой удар потряс весь дом, и полил дождь, не прекращавшийся около часа. Окна были не занавешены. Сквозь них постоянно видны были молнии, невиданные по красоте и яркости. Не смолкавшие ни на минуту раскаты грома сковали нас и держали в состоянии непрекращающегося страха. Казалось, какая-то сила снесет наш домик, стоящий на высоком берегу и ничем не защищенный от ветров.

Когда мой испуг прошел, я тихо уснул в своей кроватке, не постеленной на ночь из-за суматохи, вызванной грозой.

Утром ничто не напоминало вчерашнюю непогоду. Ярко сияло солнце, сверкала не просохшая после дождя трава, заливались от избытка чувств птицы.

(136 слов)

Грамматическое задание

  1. Подчеркнуть встретившиеся в тексте причастия и причастные обороты как члены предложения.

(Сказуемое: не занавешены.

Определения: незабываемое, неизгладимое; еще не затянутая черной приближающейся тучей; еще не закрытые на ночь; не прекращавшийся около часа; невиданные по красоте и яркости; не смолкавшие ни на минуту; непрекращающегося; стоящий на высоком берегу и ничем не защищенный от ветров; не постеленной на ночь из-за суматохи, вызванной грозой; не просохшая после дождя.)

  1. Сделать морфологический разбор слов:

1-й вариант - не просохшая, 2-й вариант - не закрытые.

 Диктант по темам «Причастие» и «Деепричастие»

Выпив чашку чая, Наташа шумно вздохнула, забросила косу за плечо и начала читать книгу в жёлтой обложке. Мать, стараясь не шуметь посудой, наливая чай, вслушивалась в плавную речь девушки. Но скоро, утомившись следить за рассказом, стала рассматривать гостей.

        Павел сидел рядом с Наташей. Он был красивее всех. Наташа, низко наклонясь над книгой, часто поправляла сползавшие ей на виски волосы. Взмахивая головою и не понижая голоса, говорила что-то от себя, не глядя в книгу, ласково скользя глазами по лицам слушателей.

Хохол навалился широкой грудью на угол стола, косил глазами, стараясь рассмотреть издерганные концы своих усов. Весовщиков сидел прямо, упираясь ладонями в колени... Не мигая глазами, он упорно смотрел на свое лицо, отраженное в блестящей меди самовара. Маленький Федя, слушая чтение, беззвучно двигал губами, точно повторяя про себя слова книги. А его товарищ согнулся, поставив локти на колени, и задумчиво улыбался. В комнате было как-то особенно хорошо.

(145 слов) (A.M. Горький)

Грамматические задания

  1. Подчеркнуть встретившиеся в тексте деепричастия и деепричастные обороты как члены предложения.
  2. Сделать словообразовательный разбор слов и разбор слов по составу:

1-й вариант -утомившись, 2-й вариант - наклонясь.

  1. Сделать морфологический разбор слов:

1-й вариант - взмахивая, 2-й вариант -упираясь.

 Диктант по темам «Причастие» и «Деепричастие»

Отлет гусей

С деревьев осыпались листья, и садоводы стали зарывать в землю виноградные лозы. Именно тогда над станицей полетели дикие гуси. Им предстояло совершить далекий, трудный путь, и летели они неторопливо, выдерживая строй. Утром и днем в холодноватой чистой синеве неба видны были темные точки улетающих на юг гусиных стай и слышалось звонкое гоготанье. Иногда порыв встречного ветра сбивал летящих сзади молодых гусей. Они ломали линию строя, и старый вожак, замедлив размеренный лёт, звал их резким, гортанным криком. Они возвращались на свои места, и стая летела дальше.

И всё же, бывало, на озере или где-нибудь на мелководье оставалась обессилевшая старая гусыня. Ей трудно было поспеть за стаей, и она летела одна, часто опускаясь на землю и отдыхая от полёта. Отдохнув немного, она пыталась догнать стаю, тяжело взмахивая крыльями.

(128 слов)

Тест    ПРОСТОЕ   ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

ГЛАВНЫЕ И  ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ  ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1.     Определите, простое предложение или сложное:

а) простое;           б) сложное

1. Брат отказался от моей помощи и хотел все сделать сам.

2. Тебе не снится, и мне не уснуть,

3. Облетают с яблонь листья, сухо шепчутся с травой.

4. Сыпучий снег летит на плечи, над головою сучья гнет.

5. Из дома регулярно приходили письма, и нам было спокойно.

6. Жилище мое обросло случайными, но интересными вещами.

7. В воздухе чувствуется запах вёсны, и в школах готовятся к экзаменам.

8. Он выдержал экзамен и был принят в институт.

9. Здесь, как гласит предание, был густой лес.

10. Ночь подобралась незаметно» окутавши землю темной вуалью.

2.     Укажите, чем выражено подлежащее:

а) существительным;       д) причастием;

б) местоимением;            е) междометием;

в) числительным;            ж) словосочетанием.

г) глаголом;

1. Мы с Аликом принялись за работу.

2. Подойти к зверю было страшно.

3. Пять не делится на два.

3.     Определите вид сказуемого:

а) простое глагольное;

б) составное глагольное;

в) составное именное.

1. Я буду долго гнать велосипед.

2. Швецовы пришли в себя от неожиданности.

3. Всем хотелось принять участие в вечере,

4. Мы должны были пересечь равнину.

5. Сейте разумное, доброе, вечное.

6. Осень пришла дождливая и холодная,

7.  В вагоне оказалось пусто и темно.

8. Рад учиться языку.

9. Он был мастером на все руки.

10. Пять плюс пять будет десять.

4.     Укажите, чем выражено сказуемое:

а) существительным;

б) прилагательным;

в) глаголом;

г) глаголом + существительным;

д) глаголом + прилагательным;

е) глаголом + глаголом;

ж) прилагательным + глаголом.   

                 

1. Сегодня месяц как светлый серп.

2. Пять подбитых танков являются результатом боя.

3. Пойду погуляю в сад.

4. Он горел желанием поскорее уехать.

5. Ветер был встречный.

6. Девушка бродит такая унылая.

7. Жизнь прекрасна и удивительна.

8. Я слышу веселую речь.

9. К полночи Зарево погасло.

10. Я всегда готов вам помочь.

5.     Определите, нужно ли ставить тире между подлежащим и сказуемым:

а) нужно;            б) не нужно.

1. Книга источник знаний.

2. Пруд как блестящая сталь.

3. Бедность не порок.

4. Ртуть тоже металл.

5. Сады сажать жизнь украшать,

6. Дважды два четыре.

7. Путешествие это та же книга.

8. Мой рабочий день десять часов в сутки.

9. Чтение вот лучшее учение.

10. Март только начало весны.

6.     Укажите, какими членами предложения являются выделенные слова:

а) подлежащим;

б) сказуемым;

в) дополнением;

г) определением;

д) обстоятельством;

е) не является членом предложения.

1. Льет в окошко зимний месяц золотистый свет.

2. Сменила мудрость молодости пыл.

3. Я начал разыскивать потерянную клюшку.

4. Каждый звук случайный я ловлю пытливо.

5. Желание наказать обидчика было очень сильно.

6. Сначала читал, затем решал.

7. Мы шли в течение всего дня.

8. Врач запретил мне читать лёжа.

9. На столе стояла шкатулка из серебра,

10. Я не видел реки великолепнее Енисея.

7.     Определите тип простого предложения:

а) односоставное;    б) двусоставное.

1. Открой нам, отчизна, просторы свои.

2. Шесть лёт войны запомнил шар земной.

3. Каких только звуков не услышишь в песне скворца!

4. Героя в бой водила песня.

5. Жить и верить это замечательно.

6. Танк, почерневший в объятьях пожара.

7. Постелите мне степь, занавесьте мне окна туманом.

8. Легкие облака на рассвете.

9. Пахнет вербой и смолою.

10. Травою запахло душистою.

8.     Укажите вид односоставного предложения:

а) определенно-личное;

б) неопределенно-личное;

в) обобщенно-личное;

г) безличное;

д) назывное.

1. Люблю грозу в начале мая.

2. Нас угостили ужином.

3. Начало смеркаться.

4. Приятная прохлада.

5. Повеяло теплым ветром.

6. Уж не увидимся больше.

7. Минут через пять Мишку впустили.

8. Цыплят по осени считают.

9. Помнишь рощу над рекой?

10. Не стоит спешить с ответом.

9.     Определите, полное или неполное предложение:

а) полное;                                 б) неполное.

1. В простоте слова — самая великая мудрость.

2. Литературу люблю до самозабвения.

3. Перед нами небывалые пути.

4. Перед боем на рассвете тишина.

5. Истоптанные танками снега.

6. Над землей рассвета позолота.

7. В песнях молодость наша.

8. Будьте настойчивы, упорны, но не упрямы,

9. Только вместе мы выдюжим тяжесть годов.

10. Даже в пустяках надо быть правдивым.

ТЕСТ        ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

ГЛАВНЫЕ И ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1.     Определите, простое предложение или сложное:

а) простое;          б) сложное.

1. Я долго сидел над задачей и все-таки решил ее сам.

2. Допевали петухи, ночь мешалась с днем.

3. Прошел час, другой, а мальчик все не возвращался.

4. Задул суховей и высушил землю.

5. Было знойное лето, пахло резедой.

6. Снегирь сидел на ветке, плавно качающейся на ветру.

7. Стало совсем темно, и улица мало-помалу опустела.

8. Ученые заинтересовались находкой, и начались раскопки кургана.

9. Глеб, я это знал, учился в гимназии.

10. Запутавшись в высокой траве, я потерял тропинку.

2.     Укажите, чем выражено подлежащее:

а) существительным;      д) глаголом;

б) прилагательным;        е) наречием;

в) числительным;            ж) словосочетанием.

г)местоимением; 

                            

1. Наше завтра непредсказуемо. 

2. Дед с матерью шли впереди.

3. Прошло два дня.

4. Кто стучится в дверь ко мне?

5. Черное море прекрасно в любую погоду.

6. Петь с чужого голоса всегда плохо.

7. Непогода мешала уборке урожая.

8. Бывалые поучали молодых.

9. Десять делится на два.

10. К славному подвигу каждый готов.

3.     Определите вид сказуемого:

а) простое глагольное;

б) составное глагольное;

в) составное именное.

1. Вся комната янтарным блеском озарена.

2. Погода была не из приятных.

3. Раннюю песню запел жаворонок.

4. Брат стал студентом института.

5. Деревья продолжают желтеть.

6. Он хотел дышать чистым воздухом.

7. Я долго буду петь.

8. Непосеянные зерна не взойдут.

9. В зной рад бродить в березовой роще.

10. Он был мастером на все руки.

4.     Укажите, чем выражено сказуемое:

а) существительным;

б) прилагательным;

в) глаголом;

г) глаголом + существительным;

д) глаголом + прилагательным;

е) глаголом + глаголом;

ж) прилагательным + глаголом;

з) фразеологизмом.

1. Мы сделали усилие продвинуться дальше.

2. Он отлично умеет плавать.

3. Я рад встретиться с вами.

4. Он казался болтливым.

5. Зинаида ходила по всем комнатам.

6. Ольга чувствовала приближение весны,

7. Пристально глядя в окно, он постучал.

8. Мы вам ничего не должны.

9. Расстояние не помеха для друзей.

10. С него все как с гуся вода.

5.     Определите, нужно ли ставить тире между подлежащим и сказуемым:

а) нужно;            б) не нужно.

1. Волга величайшая река.

2. Птицы наши лучшие помощники.

3. Хорошая книга точно беседа с человеком.

4. Пять да шесть одиннадцать.

5. Тигр животное чрезвычайно красивое.

6. Прилет грачей признак начала весны.

7. Попытка не пытка, спрос не беда.

8. Весна всему начало.

9. Людская молва что морская волна.

10. Счастье это быть с природой.

6.     Укажите, какими членами предложения являются выделенные слова

а) подлежащим;

б) сказуемым;

в) дополнением;

г) определением;

д) обстоятельством;

е) не является членом предложения.

1. Вальсы играет гармонь вдалеке.

2. Шепчут губы чье-то имя.

3. Вследствие дождей дороги размыло.

4. Ночь на миг дыханье задержала.

5. Он поторопился, потому и ошибся.

6. Он просил нас зайти к нему.

7. Сбылась, мечта увидеть Париж.

8. С горы хорошо видно мой дом и школу.

9. С утра мы решили заняться делом.

10. Байкал — самое глубокое в мире озеро.

7.     Определите тип простого предложения:

а) односоставное;               6) двусоставное.

1. Тополь рукой мохнатой в наше стучит окно.

2. Не забывай родные дали.

3. Принесли к врачу солдата только что из боя.

4. Есть в мире сотни, замечательных явлений.

5. Юность склонна к быстрым обобщениям.

6. Обожаю всяческую жизнь.

7. Быть грозе великой.

8. Не хочется забывать вчерашний дивный день.

9.  Опалило ивушку грозою.

10. Я воспитан природой суровой.

8.     Укажите вид односоставного предложения:

а) определенно-личное;       

б) неопределенно-личное;  

в) обобщенно-личное;

г) безличное;

д) назывное.

                                

1. Вот письмо сына.

2. Словом можно полки за собой совеет.

3. Мне грустно.

4. Сильнее кошки зверя нет.

5. Дни поздней осени бранят обыкновенно.

6. Светает.

7. В поселке строят новый дом.

8. Слезами горю не поможешь.

9. Век живи — век учись.

10. Приятно пахнет черемухой.

9.     Определите, полное или неполное предложение:

 а) полное;                                 б) неполное.

1. Над лесной поляной ночная звезда.

2. В нежном небе серебристом комом облако невиданной красы.

3. Дремлет в русле река от истока до устья.

4. Отсветы березовой коры.

5. На подушке — елки тень резная.

6. Охватило вею душу тревогами.

7. Предчувствую отрадное свиданье.

8. За лесом необъятная равнина.

9. Ночь бесприютна звездна и черна.

10. После ливня — ни грозы, ни ветра.


Раздел 5. Материально – техническое обеспечение учебного предмета.

1.Персональный компьютер

2.Мультимедийный проектор

 Программные средства

  1. Операционная система Windows ХР.
  2. Офисное приложение Microsoft Office 2007, включающее программу разработки презентаций Microsoft PowerPoint.

Мультимедийные пособия.

«Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.

1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.

Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»

Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»

Тестирующая программа для школьников и абитуриентов.  Кирилл и Мефодий

Сайты:

1.www.1september. ru

Ru  2 www. Pedsovet. ru

3. russlovo. ucoz. Ru  

Презентации:

  «Действительные и страдательные причастия»

   «Не с причастиями»

    «Деепричастия совершенного и несовершенного вида»

«Наречие. Повторение»


Раздел 6. Список литературы.

Основная литература:

1. Стандарт основного общего образования по русскому языку. URL: http://www.mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/fkgs/08.doc (дата обращения: 06.08.10).

2. Примерные программы основного общего образования. Русский язык для образовательных учреждений с русским языком обучения. URL:

http://www.mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/prog/02-1-o.doc (дата обращения: 06.08.10).

3. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект – М.: Просвещение, 2010.

4. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы / Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. – М.: Просвещение, 2010.

5.Русский язык 7 класс  Баранов М.Т. – м.: Просвещение, 2011 г.

Дополнительная литература:

1. Обучение русскому языку в 7классе: Методические рекомендации к учебнику для 7 класса общеобразовательных учреждений / Баранов М.Т. Ладыженская Т.А., Шеховцова И.А. – М.: Просвещение, 2011.

2. Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку. 5–9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010.

3. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 7 класс / Сост. Н.В.Егорова. – М.: ВАКО, 2010.

       4. Ожегов С.Н. «Толковый словарь русского языка». – М.: Просвещение 2000 г.

         5. Школьный словарь образования слов русского языка. Баранов М.Т. – М., 2007г.

        6.  Школьный словарь строения слов русского языка. Потиха З.А. – М., 1998г.

         7.. Школьный этимологический словарь русского языка. Шанский М.Н. – М., 1999г.

         8. Школьный орфоэпический словарь   русского языка. Лекант П.А. – М., 2007г.

       9. Фразеологический словарь русского языка. Жуков В.П. – М., 2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....