Рабочая программа по русскому языку 6 класс
рабочая программа по русскому языку (6 класс) по теме

Сорокина Юлия Валерьевна

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса к учебнику С.И.Львовой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab.pr_.6_russk.docx92.89 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 332

Невского района Санкт-Петербурга

                                         

РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ                                                     УТВЕРЖДЕНА  

                                                                                 

Педагогический совет                                                                                       Приказ № _____

Протокол №1 от 29.08.2012                                                                              «       » _____________2012  

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учителя Сорокиной Юлии Валерьевны

по русскому языку

 для 6 «Б» класса

2012 – 2013 УЧЕБНЫЙ ГОД


Пояснительная записка.

В качестве стержневой основы в этой программе используется программа по русскому языку для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, автор-составитель С.И. Львова. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Рабочая  программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий  шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание обучения, требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, календарно - тематическое планирование.

Общая характеристика учебного предмета.

Главная задача, которая должна быть решена при обучении русскому языку, состоит в том, чтобы в процессе обучения органично сочетались, с одной стороны, освоение знаний об устройстве и функционировании родного языка, норм современного русского литературного языка, умение пользоваться его богатейшими стилистическими ресурсами, а с другой стороны — интенсивное развитие речемыслительных, интеллектуальных, творческих способностей, а также духовно-нравственных и эстетических качеств личности школьника.

В связи с этим главной особенностью программы является ее направленность на достижение в преподавании единства процессов познания окружающего мира через родной язык, осмысления его основных закономерностей, усвоения основ лингвистики и разных видов языкового анализа, развития абстрактного мышления, памяти, воображения, коммуникативных умений, а также навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования, речевого самосовершенствования.

Программа реализует деятельностно-системный подход в обучении русскому языку, что предполагает синтез процесса совершенствования речевой деятельности учащихся и формирования системы лингвистических знаний и ведущих умений и навыков, на основе чего происходит развитие врожденного языкового чутья и речемыслительных способностей школьников.

Яркой особенностью курса является его нацеленность на успешное овладение основными видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи: способностью осознанно воспринимать и понимать звучащую речь (умение слушать) и печатное слово (умение читать); грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения (умения говорить и писать). Центральной единицей обучения становится текст как речевое произведение. Он является объектом анализа и результатом речевой деятельности не только на традиционно выделяемых уроках связной речи, к проведению которых привык учитель, но и на каждом уроке, какой бы теме он ни был посвящен. В этом смысле каждый урок русского языка является уроком развития речи, поскольку происходит взаимосвязанное изучение языка и речи на фоне непрерывной работы над навыками чтения-понимания текстов разных стилей (в частности, лингвистических текстов), аудирования, письма и говорения на разнообразные темы. При этом совершенствуются информационно-коммуникативные навыки, обеспечивающие целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, развиваются умения осмысленно выбирать вид чтения в зависимости от коммуникативных задач, развернуто обосновывать свою позицию, приводить систему аргументов; оценивать и редактировать текст и т. п.

Развивающий характер обучения, направленность его на взаимосвязанное формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций определили и характер предъявления грамматического материала. В основу курса положен утвердившийся в современной лингвистике триединый подход к языковому явлению: анализ значения, формы и функции. Эта установка в первую очередь требует повышенного внимания к семантической стороне языка, к выяснению «скрытой от глаз» внутренней сути языкового явления. Знакомство с разными типами языковых значений приводит школьников к убеждению, что определенным смыслом обладает не только слово, семантическое наполнение которого хорошо «просматривается», например, в толковых словарях, но и другие единицы языка.

Взаимосвязь формы и содержания наглядно раскрывается, когда внимание школьников обращается на смысловое наполнение регулярных языковых элементов, формально выраженных в виде типичных моделей, схем, конструкций. Ученик получает возможность наблюдать, как та или иная языковая структура, например, морфемная модель ^ щик \ом\. определяет сходство всех словоформ, которые соответствуют этой модели: одинаковые языковые значения (значение лица, профессии; грамматическое значение единственного числа, творительного падежа), соотнесенность с одними и теми же грамматическими категориями (одушевленности, нарицательности), одинаковые грамматические признаки (мужской род, 2-е склонение). Так школьники приучаются даже в языковой схеме «видеть» присущее ей семантическое наполнение. При этом вскрывается и третья сторона языковой единицы — ее функционирование, способы реализации внутреннего содержания в более сложных языковых построениях. Указанная модель демонстрирует особенности функционирования конкретных морфем в процессе слово- и формообразования. И в то же время «скрытая» за моделью словоформа является и функционирующим элементом более сложной единицы — словосочетания (доволен стекольщиком, договориться с барабанщиком).

Последовательный подход к языковым явлениям с точки зрения их триединой сущности помогает по-новому решать очень важную методическую проблему, которая заключается в реализации внутрипредметных связей, то есть в стремлении рассматривать каждое изучаемое явление не изолированно, а во всем многообразии его связей с другими языковыми явлениями. Особенно ярко раскрываются подобные связи, когда для анализа предлагаются языковые факты, имеющие частичное или полное внешнее сходство, например разные виды омонимов. Изучению подобных явлений в курсе отводится особое место.

Установление структурно-семантических особенностей языковых фактов предупреждает формализм в изучении грамматико-орфографической теории, развивает языковое чутье ребенка и приучает школьника обращать внимание на смысловое наполнение языковой единицы в процессе проведения языкового анализа, в том числе и орфографического.

Деятельностно-системный подход в обучении, направленность на трехсторонний анализ языкового факта (с точки зрения его смысловой наполняемости, формы выражения и функционального назначения) пронизывают весь курс обучения родному языку в целом, что отражается даже в необычном предъявлении материала в программе. В ней предусмотрены не только описательно-классификационная характеристика системы языка, но и указание на особенности употребления в письменной и устной речи названных в программе языковых единиц. Безусловно, распределение содержания курса на два взаимосвязанных блока («Основные сведения о языке и речи» и «Употребление языковых единиц в речи; применение полученных знаний и умений в учебной и практической деятельности; совершенствование видов речевой деятельности») до известной степени условно, однако наглядно отражает практическую направленность курса — показывать ученикам не только что есть что, что называется чем, но и что употребляется где, как, зачем и на этой основе формировать навыки правильного, уместного и выразительного использования в речи изучаемых единиц языка. Поэтому в настоящей программе предусмотрена целенаправленная работа, связанная с поиском правильных, наиболее точных в смысловом отношении, стилистически и ситуативно уместных, выразительных средств языка в соответствии с целями и содержанием речи. Так реализуется принцип коммуникативной направленности в освещении лингвистических вопросов, когда языковое явление рассматривается с разных сторон на разнообразном речевом материале, а усвоение программных сведений опирается на практическую речевую деятельность учащихся.

Свободное и умелое использование средств языка в речевом общении требует от человека не только хорошего знания системы родного языка и владения правилами употребления в речи языковых единиц, но и соблюдения правил речевого поведения. Вот почему в программе большое внимание уделяется развитию навыков использования в речи элементов русского речевого этикета.

Коммуникативная направленность курса подразумевает более глубокое внимание к проблеме формирования навыков выразительной речи, воспитания любви к русскому языку, интереса к его изучению. Решению этой задачи, в частности, способствуют систематическая и целенаправленная демонстрация эстетической функции родного языка, знакомство с его изобразительными возможностями, наблюдение за функционированием различных языковых средств в лучших образцах художественной литературы. Многоаспектная языковая работа с литературными текстами позволяет не только совершенствовать важнейшие речевые умения, но и формировать элементарные навыки лингвистического анализа и осмысленного выразительного чтения художественного произведения. Таким образом, уроки русского языка становятся, по сути дела, уроками русской словесности, на которых постигаются истоки выразительности и красоты русской речи и формируется представление о многофункциональности языкового явления как грамматического, коммуникативного и эстетического феномена, развивается языковое чутье, способность оценивать эстетическую сторону художественного высказывания.

Отличительная особенность данного курса — внимание к вопросам истории русского языка, целенаправленное обращение к этимологии, которая раскрывает перед учащимися многие тайны родной речи, знакомит с историко-культурными традициями русского народа, отраженными в слове. Такую работу помогает организовать учебный этимологический словарь, с которым школьники начинают работать с первых уроков в 5-м классе.

Нужно отметить, что систематическое обращение к учебным лингвистическим словарям, предусмотренное программой, дает возможность не только укрепить разнообразные языковые и речевые умения учащихся (орфоэпические, орфографические, словообразовательные, лексические, грамматические), но и сформировать важнейшие навыки работы со справочной литературой, способность извлекать нужную информацию, предъявленную в словаре специфическим способом.

Программа реализует идею дифференцированного подхода к обучению. Выражается это прежде всего в выделении дополнительного материала (он обозначен знаком *), расширяющего основное содержание программы и являющегося необязательным для усвоения всеми учащимися. Необходимость дифференциации вводимых лингвистических сведений продиктована неподготовленностью большинства школьников (особенно 5-х и 6-х классов) к восприятию лингвистической теории: они испытывают значительные трудности в понимании лингвистических текстов, поскольку опыт общения на научные темы у них практически отсутствует. Именно поэтому в ряде случаев в программе предлагается знакомить учеников с тем или иным языковым явлением, но при этом не требовать от них запоминания соответствующего термина (например, оглушение, озвончение, бессуффиксный способ словообразования и т. п.).

Дифференцированный подход к обучению выражается и в том, что в разделе программы «Употребление языковых единиц в речи; применение полученных знаний и умений в учебной и практической деятельности; совершенствование речевой деятельности» содержатся формулировки, которые дают возможность учителю несколько варьировать конкретные цели изучения той или иной темы, приближая их к реальному учебному процессу. Так, формулировка использование в речи... определяет довольно широкий диапазон умений, предполагающих как наблюдение за употреблением языкового явления в речевых образцах, так и непосредственное использование этого явления учащимся в собственной речевой практике. Слабый ученик дольше «задержится» на первом этапе этого процесса, а сильный значительно быстрее пройдет путь от наблюдений до употребления в речи.

Необходимо также отметить, что программа реализует культуроведческий аспект в обучении родному языку, что проявляется в достаточно широком использовании сведений по истории языка и русистики, информации о русских ученых-лингвистах, материалов по этимологии. Предполагается также выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества и художественных текстах, объяснение их значения с помощью разнообразных лингвистических словарей. Таким образом, формируется представление о родном языке как национальном достоянии русского народа, как форме выражения национальной культуры.

Программа составлена с учетом принципа преемственности между основными ступенями обучения: начальной, основной и полной средней школой.

Программа рассчитана на 6 часов в неделю, итого 210 часов в год (в соответствии с Федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации).

Учебно-тематический план.

(210 ч. – 35 недель)

Раздел

Кол-во часов

Тема

Кол-во часов

1

Родной язык

3

Красота и богатство родного языка

1

Речевая ситуация. Функциональные разновидности языка.

1

Функциональные разновидности языка и стили речи.

1

2.

Русская орфография как система правил

22

Орфография как система правил. Основной закон орфографии.

1

Правописание гласных в корне.

2

Правописание согласных в корнях слов.

1

Правописание приставок

4

Правописание суффиксов

3

Правописание окончаний

2

Правописание ё (е) – о после шипящих и ц

1

Употребление ь и ъ 

2

Слитное, раздельное написания НЕ с частями речи

2

Изложение

2

Контрольный диктант

2

3.

Синтаксис и пунктуация

23

Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса

6

Сжатое изложение        

1

Простое осложнённое предложение

4

Сложное предложение и его виды

2

Пунктуация в сложном предложении

2

Предложения с прямой речью

2

Диалог

1

Знаки препинаний. Пунктуация как система правил

2

Разученный диктант

1

Контрольный диктант

2

4.

Текстоведение

18

Основные признаки текста

1

Композиция текста

1

План текста и его виды 

1

Связь предложений в тексте

4

Изложение - миниатюра

1

Лексический повтор как средство связи предложений в тексте

1

Повествование как тип речи. Рассказ

4

Описание как тип речи

2

Требования к содержанию, композиционному и речевому оформлению текста. Редактирование.

1

Сочинение по картине В.Серова "Девочка с персиками".

2

5.

Имя существительное

17

Морфология как раздел лингвистики. Части речи в русском языке.

1

Имя существительное как часть речи

2

Словообразование имён существительных

2

Правописание сложных имён существительных

2

Сочинение - миниатюра по картине В.Васнецова "Ковёр - самолёт".

2

Культура речи. Правильное употребление имён существительных

2

Имя существительное в словосочетании и предложении

2

Имя существительное в тексте

2

Контрольная работа  

2

6.

Имя прилагательное

21

Имя прилагательное как часть речи

3

Словообразование имён прилагательных

2

Сочинение по картине Г.Мясоедова "Косцы"

2

Правописание букв н-нн в именах прилагательных образованных от существительных

2

Правописание сложных имён прилагательных

2

Слитное и раздельное написание не с именами существительными и прилагательными

2

Контрольный диктант

2

Культура речи. Правильное употребление имён прилагательных

2

 Имя прилагательное в словосочетании и предложении

2

 Имя прилагательное в тексте

2

7.

Глагол

19

Глагол как часть речи. Постоянные морфологические признаки глагола

2

Сочинение по картине В.Сурикова "Взятие снежного городка".

2

Непостоянные морфологические признаки глагола

2

Словообразование глаголов

1

Культура речи. Правильное употребление глаголов

2

Глагол в словосочетании и предложении

1

Контрольное изложение

2

Глагол в тексте

2

Разученный диктант

1

Деепричастие и причастие как особые формы глагола

2

Сочинение по картине К.Маковского "Дети, бегущие от грозы".

2

8.

Деепричастие

10

Деепричастие как особая форма глагола

2

Деепричастный оборот

1

Роль деепричастия в словосочетании и предложении

1

Деепричастия несовершенного и совершенного вида 

2

Правописание не с деепричастиями

1

Культура речи. Правильное употребление деепричастий

1

Контрольная работа по теме «Деепричастие»

2

9.

Причастие

25

Морфологические признаки причастия

4

Причастный оборот

3

Действительные и страдательные причастия

5

Полные и краткие причастия

2

Сочинение по картине А.Саврасова "Грачи прилетели".

2

Культура речи. Правильное употребление причастий

2

Деепричастие и причастие в словосочетании и предложении

1

Деепричастие и причастие в тексте

2

Сжатое изложение

2

Контрольный диктант

2

10.

Имя числительное

19

Общее значение числительного и употребление в речи. Постоянные морфологические признаки имён числительных

1

Разряды имён числительных

1

Правописание порядковых и количественных числительных

2

Склонение количественных числительных

3

Склонение собирательных числительных

1

Склонение дробных числительных

1

Склонение составных собирательных числительных

1

 Склонение порядковых имён числительных

1

Разученный диктант

1

Культура речи. Правильное употребление имён числительных 

2

Имя числительное в предложении

1

Имя числительное в тексте

1

Обобщение по теме «Имя числительное»

1

Контрольная работа

2

11.

Местоимение

22

Местоимение как часть речи

1

 Разряд как постоянный морфологический признак местоимений

1

Личные местоимения

2

Возвратное местоимение

1

Притяжательные местоимения

2

Вопросительно-относительные

1

Неопределённые местоимения

2

Отрицательные местоимения

2

Указательные местоимения  

1

Определительные местоимения

2

Культура речи. Правильное употребление местоимений

1

Синтаксическая роль местоимения

2

Местоимение в тексте 

1

Повторение и обобщение по теме «Местоимение»

1

Контрольная работа – зачёт по теме «Местоимение»

2

12.

Повторение изученного в 6 классе

10

Языковые признаки слова

2

Правописание: орфография и пунктуация

6

Контрольная работа – диктант с языковым анализом по итогам повторения

1

Подведение итогов года

1

Содержание обучения

Родной язык



Роль родного языка в жизни человека.
Общее представление о функциональных разновидностях языка: разговорном языке, функциональных стилях (научном, публицистическом, официально-деловом), языке художественной литературы.
Различение функциональных разновидностей языка в наиболее простых и ясных случаях (в течение всего учебного года).

Русская орфография как система правил


Орфография как раздел правописания
Орфография - система правил правописания. Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого (на основе изученного).
Правописание корней.
(Правописание слов с корнями -зар-/ /-зор-, -гар-/ /-гор-, -кас-/ / кос- .
Правописание букв
ы и и в корнях после приставок.).
Правописание приставок.
(Различение приставок nри- и nре- на семантической основе. Правописание некоторых приставок иноязычного происхождения (анти-, архи-, де-, интер- и др.).
Правописание суффиксов.
(Правописание суффиксов -К- и -СК- в именах прилагательных).
Правописание окончаний.

Употребление букв ё(е) и о после шипящих и ц в разных морфемах (корнях, суффиксах, окончаниях).
Употребление ъ и ь (повторение)
Слитные, дефисные и раздельные написания (повторение)


Синтаксис и пунктуация


Синтаксис как раздел лингвистики.
Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.
Основные признаки словосочетания: смысловая и грамматическая связь слов.
Виды словосочетаний: именные и глагольные.
Окончание как формообразующая значимая часть слова и средство связи слов в словосочетании.
Различия между словосочетаниями и фразеологизмами.
Основные признаки предложений: смысловая, интонационная, гpaмматическая законченность, соотнесенность с действительностью, то есть речевой ситуацией; выражение oтношения к содержанию высказывания.
Грамматико-интонационные особенности вопросительных, повествовательных и побудительных предложений.
(Интонационный анализ предложения. Выражение настроения, отношения к высказанному (неодобрение, радость, удовлетворение и т. п.) с помощью интонации.
Выражение побуждения к действию в форме приказа (М олчать! Помолчи! и т. п.), просьбы (Будьте добры ... ), совета (Я бы посоветовал тебе ... ). Уместное употребление подобных конструкций в речи)

Предложения двусоставные и односоставные. *Односоставные предложения типа
Мороз и солнце! Сnоем песню. Курить нельзя.
Особенности грамматических основ в двусоставных предложениях. Типичные способы выражения подлежащего и сказуемого. Основные типы грамматических основ.
(Анализ грамматической основы в двусоставном предложении. Постановка тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже).
Простое осложненное предложение.
Виды осложнения простого предложения: однородными членами, вводными словами, обращениями, сравнительными оборотами, *обособленными членами (пропедевтика).
Однородные члены предложения. Интонационные особенности предложений с однородными членами. Обобщающее слово при однородных членах.
Сложное предложение и его виды: сложносочиненное и сложноподчиненное; союзное и бессоюзное.
Способы передачи прямой речи.
Прямая речь и слова автора.                                                                                                           Пунктуация как система правил (обобщение на основе изученного).
Основные разделы пунктуации: знаки препинания в конце предложения; знаки препинания внутри простого предложения: знаки препинания между частями сложного предложения; знаки препинания в предложениях с прямой речью.
(Постановка знаков препинания в предложениях изученных синтаксических конструкций).

Текстоведение


Текст и его признаки; типы речи и их особенности; Стили (повторение).
Смысловые части текста, отражение их в простом и сложном плане. *Тезисный план.
(Определение основной мысли текста, подбор наиболее удачного заголовка, деление текста на смысловые части. Составление простого, сложного, *тезисного плана текста. Создание текста по предложенному плану).
Развитие мысли в тексте. Смысловая связь предложений в тексте.
Виды связи предложений в тексте: последовательная (цепная) и параллельная связь.
Последовательная (цепная) связь предложений в тексте. Основные средства связи предложений: местоимения, повтор слова, синонимы, однокоренные слова, описательные обороты и др. (Использование цепной связи в текстах разных стилей, повтора слова или слов-синонимов в научной и деловой речи, повтора однокоренных слов как средства выразительности в художественных текстах).
Лексический повтор как средство связи предложений в тексте.
Неоправданный повтор одного и того же слова, однокоренных слов в тексте.
(Использование лексического повтора как средства выразительности в художественных текстах. Исправление речевого повтора различными способами: замена слова местоимением, синонимом, замена синтаксической конструкции).
Местоимение как средство связи предложений в текстах разных стилей речи.
(Использование местоимений как средства связи предложений и абзацев текста).
Параллельная связь предложений в тексте. (Использование параллельной связи в текстах разных стилей. Развитие смысла обобщающего предложения в последующих предложениях абзаца путем уточнения значения ключевого слова, повтора его или синонимической замены.
Интонационное выделение ключевого слова абзаца при выразительном чтении текста. *Использование параллельной связи в художественных текстах. *Прием пропуска подлежащего в предложениях, связанных параллельной связью).

Сочетание в тексте параллельной и цепной связи предложений.
(Построение схемы текста, отражающей виды связи предложений. Создание текста с заданным типом связи предложений).
Смысловые части текста, отражение их в плане (повторение). Сочетание в тексте цепной и параллельной связи абзацев.
Рассказ как текст повествовательного типа. Строение рассказа (вступление, завязка, развитие действия, развязка, заключение).
Особенности связи смысловых частей текста-повествования.
Описание как тип речи. Разновидности описания: места, состояния человека и его и внешности и т. п. (Использование наречий типа потом, сначала и т. п. для связи предложений и частей текста и для передачи последовательности действий в тексте-повествовании.
Написание рассказа с элементами описания.
Создание текста-описания с использованием последовательной и параллельной связи предложений и абзацев. Создание текстов разных типов речи: повествования, описания, рассуждения).

Морфология


Самостоятельные и служебные части речи.
Деление самостоятельных частей речи на три группы:
1) склоняемые (существительные, прилагательные, числительные, местоимения);
2) спрягаемые (глаголы);
3) неизменяемые (наречия).
Многоаспекная языковая характеристика самостоятельных частей речи: морфологические признаки; синтаксическая роль в словосочетании и предложении; типичные способы словообразования; особенности правописания и употребления в речи.
(Распознавание самостоятельных частей речи, в том числе наиболее употребительных числительных, местоимений, наречий).
Именные части речи, их общие признаки: изменение по числам и падежам.

                                                                     Имя существительное

Имя существительное как часть речи: значение, морфологические признаки, синтаксическая роль (повторение). (Различение постоянных и непостоянных морфологических признаков, морфологический разбор этой части речи. Характеристика языковых признаков имён существительных на основе анализа морфемной модели).
Морфологические признаки имён существительных (обобщение изученного). (Стилистические различия однокоренных имен существительных (дева - девица- девочка - девка - девушка -девчонка).
Словообразование имён существительных.
Типичные морфемные модели имён существительных.
(Определение основных способов образования имен существительных: суффиксального, приставочного, сложения с соединительной гласной и без соединительной гласной. Образование имен существительных при помощи суффиксов и правописание типичных суффиксов имен существительных).
Суффиксальный и приставочный способы образования имен существительных (повторение). (Образование имен существительных при помощи приставки
не-. Слитное и раздельное написание не с именами существительными (повторение). Использование иноязычных приставок при образовании существительных.
Образование имен существительных способом сложения.
Виды сложения: сложение без соединительной гласной; с соединительной гласной; сложение с одновременным присоединением суффиксов.
Сложносокращенные имена существительные, особенности их образования.
*Приставочно-суффиксальный способ образования имен существительных и наиболее типичные морфемные модели, иллюстрирующие этот способ образования.
(Правописание сложных имен существительных. Слитное и дефисное написание слов с nол-(nолу-).
Различение разных видов сложения: сложения без соединительной гласной; сложения с соединительной гласной *сложения с одновременным присоединением суффикса.
*Различение приставочно-суффиксального, приставочного и суффиксального способов образования имен существительных).

*Бессуффиксный способ образования имен существительных.
(*Распознавание существительных, образованных бессуффиксным способом.
Ь на конце существительных, образованных бессуффиксным способом (ширь, дрожь, тишь). Употребление имен существительных в соответствии с орфоэпическими, лексическими, грамматическими нормами).

Культура речи. Правильное употребление имен существительных. (Правильное произношение сложносокращенных имен существительных. Правильное согласование со сложносокращенными словами имен прилагательных и глаголов прошедшего времени. Синтаксический анализ словосочетаний и предложений изученных конструкций.
Установление взаимосвязи смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной характеристики предложения).


Имя существительное в тексте.
Роль имен существительных в достижении точности, информативности и выразительности в текстах разных стилей и типов речи.
Сравнение как изобразительно-выразительный прием.
(Элементарный анализ художественного текста, определение особенностей употребления в нем многозначных имен существительных; переносного значения слова; синонимов, антонимов. Использование имен существительных в составе фразеологических оборотов, метафор и сравнений. Употребление существительных с суффиксами оценки как изобразительное языковое средство).

Имя прилагательное


Имя прилагательное как часть речи: значение, морфологические признаки, синтаксическая роль (повторение).
Морфологические признаки прилагательных (обобщение изученного). (Различение постоянных и непостоянных морфологических признаков имен прилагательных и морфологический разбор слов этой части речи. Характеристика языковых признаков имен прилагательных на основе анализа морфемной модели. ).
Словообразование имен прилагательных.
Типичные морфемные модели имен прилагательных.
(Определение основных способов образования имен прилагательных: приставочного, суффиксального, *приставочно-суффиксального, сложения (разные виды).
Основные способы образования имен прилагательных: приставочный, суффиксальный, *приставочно-суффиксальный, сложение (разные виды).
(Образование имен прилагательных при помощи суффиксов и правописание типичных суффиксов имен прилагательных.
Правописание н и нн в именах прилагательных, образованных от существительных; словообразовательно-орфографический анализ слов соответствующих морфемных моделей.
Образование имен прилагательных при помощи приставки не-. Слитное и раздельное написание не с именами существительными и прилагательными (повторение). *Различение приставочно-суффиксального, приставочного и суффиксального способов образования имен прилагательных
Правописание сложных имен прилагательных).

Суффиксальный и приставочный способы образования имен существительных (повторение).
*Типичные модели приставочно-суффиксального образования имен прилагательных.
Образование имен прилагательных разными способами сложения.
(Анализ и составление словообразовательных цепочек на основе учебного словообразовательного словаря.
Морфемный разбор имен прилагательных с опорой на семантический и словообразовательный анализ слова, предполагающий построение словообразовательной цепочки).

Гнездо однокоренных слов.
Структурные и смысловые различия слов, включенных в словообразовательную цепочку или гнездо однокоренных слов.
(Анализ словообразовательных гнезд на основе учебного сло¬вообразовательного словаря . Правописание корней в словах одного словообразовательного гнезда с точки зрения соблюдения основного орфографического принципа (сохранение единообразного облика морфем на письме).
Переход некоторых имен прилагательных в существительные (столовая. кладовая).
(*Анализ элементарных случаев перехода имен прилагательных в существительные).
Культура речи. Правильное употребление имен прилагательных в речи. (Употребление имен прилагательных в соответствии с основными орфоэпическими, лексическими, грамматическими нормами.
Именные словосочетания (прил. + сущ.; прил. + сущ.), их значение, правильное построение и уместное употребление в речи.
Правильное согласование имен прилагательных с существительными, употребленными в разных формах).

Синтаксическая роль имен прилагательных в составе словосочетания и предложения (обобщение изученного). (Синтаксический анализ словосочетаний и предложений изученных конструкций. Определение синтаксической роли полных и кратких форм имен прилагательных).
Имя прилагательное в тексте. Роль имен прилагательных в достижении точности, информативности и выразительности в текстах разных стилей и типов речи.
(Элементарный анализ художественного текста, определение особенностей употребления в нем многозначных имен прилагательных; переносного значения слова; синонимов, антонимов. Использование имен прилагательных в составе фразеологических оборотов.
Использование имен прилагательных в роли эпитетов. Работа с учебным словарем эпитетов)


                                                                             Глагол


Глагол как часть речи: значение, морфологические признаки, синтаксическая роль (повторение).
Морфологические признаки глагола (обобщение изученного). (Различение постоянных и непостоянных морфологических признаков глагола и морфологический разбор слов этой части речи.
Определение спряжения глаголов по глагольным суффиксам, написание этих морфем.
Характеристика языковых признаков глаголов на основе анализа морфемной модели).

Словообразование глаголов.
Типичные морфемные модели глаголов.
Анализ глаголов в составе словообразовательной цепочки и словообразовательного гнезда слов.
(Определение основных способов образования глаголов:
приставочного, суффиксального, *приставочно-суффиксального.
Определение значения приставок в глаголах.
Морфемный разбор с опорой на семантико-словообразовательный анализ слов).

Культура речи. Правильное употребление глаголов. (Употребление глаголов в соответствии с основными орфоэпическими, лексическими, грамматическими нормами.
Правильное построение и уместное употребление словосочетаний с глаголами и словами, обозначающими оценку действия (можно. нельзя. надо. нужно. невозможно).
Глагольные словосочетания (гл. + сущ.; гл. + нареч.), их значение, правильное построение, уместное употребление в речи.
Употребление глаголов в этикетных формулах выражения npocьбы).

Синтаксическая роль глагола в словосочетаниях и предложениях разных конструкций. (Синтаксический анализ словосочетаний и предложений изученных конструкций.
Установление взаимосвязи смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной характеристики предложения).

Глагол в тексте. Роль глагола в достижении точности, информативности и выразительности речи. (Элементарный анализ художественного текста, определение особенностей употребления в нем глаголов. Использование глаголов в составе фразеологических оборотов. Употребление глаголов в прямом и переносном значении в разговорной и художественной речи (метафора, олицетворение). Уместное использование глаголов-синонимов, глаголов-антонимов.
Выразительное использование глаголов настоящего времени при описании событий прошлого; будущего времени - вместо настоящего и прошедшего).

Деепричастие и причастие как глагольные формы


Деепричастие и причастие как глагольные формы, совмещающие грамматические признаки глагола и других частей речи. Суффиксы деепричастий и причастий. *Вопрос о деепричастиях и причастиях в современной лингвистике (особые формы глагола или самостоятельные части речи). (*Распознавание деепричастий и причастий по суффиксам (простые случаи).

Деепричастие


Грамматические признаки деепричастия, типичные суффиксы. (Распознавание деепричастия на основе структурно-семантического и грамматического анализа слова).
Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида.
(Определение глагольных признаков у деепричастий. Отличие деепричастия от слов других частей речи. Раздельное и слитное написание не с деепричастиями и глаголами.
Правописание суффиксов деепричастий совершенного и несовершенного вида. Морфологический разбор деепричастия).

Деепричастный оборот.
(Постановка знаков препинания в предложениях с деепричастным оборотом и одиночными деепричастиями. Интонационно правильное чтение предложений с обособленными членами, выраженными деепричастными оборотами).
Культура речи. Правильное употребление деепричастий. (Употребление деепричастий в соответствии с основными орфоэпическими, лексическими, грамматическими нормами).
Синтаксическая роль деепричастия в словосочетании и предложении. (Правильное построение предложений с деепричастными оборотами.
Точное и уместное употребление фразеологизмов, включающих в свой состав деепричастия.
Распознавание словосочетаний типа гл. + дееприч.; дeeпри. + сущ.; дееприч. + иареч.
Синтаксический и пyнктyaционный анализ предложений с деепричастными оборотами).

Деепричастие в тексте. Роль деепричастия в достижении точности и выразительности речи. (Элементарный анализ художественного текста, выявление особенностей употребления в нем деепричастий).

Причастие


Грамматические признаки причастия, типичные суффиксы. Семантические различия прилагательного и причастия. (Распознавание причастия на основе структурно-семантического и грамматического анализа слова.
Определение признаков глагола и прилагательного у причастий. Различение причастия и деепричастия.
Синонимическая замена причастия оборотом который + глагол (поспевающий крыжовник - крыжовник, который поспевает).

Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени.
Причастия полные и краткие; их смысловые, морфологические и синтаксические различия.
(Правописание суффиксов причастий. Выбор суффикса причастия в зависимости от спряжения глагола. Орфографические различия в написании полных и кратких причастий: написание н и нн (общее представление).
Склонение причастий.
(Правописание падежных окончаний прилагательных и причастий).
Причастный оборот.
(Выделение определяемого слова и причастного оборота. Постановка знаков препинания в предложениях с причастными оборотами). Грамматические различия причастий и деепричастий, причастного и деепричастного оборотов. (Различение причастных и деепричастных оборотов. Интонационно правильное чтение предложения с обособленными членами, выраженными деепричастными и причастными оборотами.
Морфологический разбор причастия).

Культура речи. Правильное употребление причастий. (Употребление причастий в соответствии с основными орфоэпическими, лексическими, грамматическими нормами. Правильное построение предложений с причастными оборотами.
Правильное согласование причастий в словосочетаниях типа прич. + сущ.
Правильное употребление падежной формы существи-тельного в словосочетаниях типа прич. + сущ.
Правильное произношение полных и кратких страдательных причастий, употребление причастий с суффиксом -ся. Правильное употребление в речи однокоренных слов типа висящий - висячий, горя¬щий - горячий).

Синтаксическая роль причастий в словосочетании и предложении. (Совершенствование умения различать словосочетания ти-па сущ. + прич.; прич. + сущ.; прич. + нареч.
Синтаксический и пунктуационный анализ предложений с причастными оборотами).

Причастия в тексте. Роль причастия в достижении точности и выразительности текстов разных стилей речи. (Использование причастий и причастных оборотов в текстах разных стилей и типов речи. Элементарный анализ художественного текста, выявление особенностей употребления в нем причастий).
Переход некоторых причастий в разряд прилагательных (рассеянный человек) и использование этих слов в составе фразеологических оборотов.
(Анализ примеров перехода причастий в прилагательные).

Имя числительное


Имя числительное как часть речи: морфологические признаки, синтаксическая роль (повторение).
Отличие имен числительных от других слов, связанных с понятием числа (пятак, впятером, двойник, трёшка и т.д.)
(Распознавание имен числительных на основе общего (грамматического) значения, морфологических признаков, синтаксической роли.
Различение постоянных и непостоянных морфологических признаков имен числительных).

Разряды имен числительных по значению и грамматическим признакам. Количественные и порядковые числительные; их значение, морфологические и синтаксические особенности. Собирательные числительные.
Дробные числительные.
(Склонение и правописание количественных и порядковых числительных.
Особенности написания некоторых суффиксов имен числительных (одиннадцать, двадцать, пятеро и др.).

Разряды имен числительных по строению.
(Слитное и раздельное написание числительных разных разрядов).
Числительные простые, сложные, составные.
(Правописание ь в середине и на конце простых, сложных и составных числительных.
Образование от числительных простых и сложных слов, их написание (миллиардный, двадцатипятилетие).
Морфологический разбор имени числительного).

Культура речи. Правильное употребление имен числительных. (Употребление имен числительных в соответствии с основными орфоэпическими, лексическими, грамматическими нормами.
Правильное построение словосочетаний типа пара нос ков, двое чулок, две ученицы. обе книги, оба мальчика и т. п.).

Синтаксическая роль имен числительных в словосочетании и предложении. *Синтаксические особенности количественных числительных (пять книг, но пятью книгами). (Определение синтаксической роли имени числительного в словосочетании и предложении.
Различение словосочетаний типа поряд. числ.+сущ.; кол. числ. + сущ.
Анализ синтаксической роли имен числительных разных разрядов).

Имя числительное в тексте. Роль имени числительного в достижении точности, информативности и выразительности в текстах различных стилей речи.
(Употребление имен числительных в научных текстах, деловой речи, в пословицах и поговорках.
Способы выражения приблизительного количества (лет восемь).

Местоимение


Местоимение как часть речи: значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Особенности местоимения как части речи (его указазательно-заместительная функция). Морфологические и синтаксические особенности местоимений, замещающих имена существительные (местоимения-существительные), имена прилагательные (местоимения-прилагательные) и имена числительные (местоимения-числительные).
Разряды местоимений: личные, возвратное, притяжательные, вопросительно-относительные, неопределенные, отрицательные, указательные, определительные. Особенности склонений местоимений разных разрядов; их морфологические и синтаксически признаки. (Распознавание, склонение и правописание местоимений разных разрядов. Дефисное написание морфем -то, -либо, -нибудь и кое- в составе местоимений.
Различение приставок не- и ни- в отрицательных местоимениях.
Морфологический разбор местоимения).

Культура речи. Правильное употребление местоимений. (Употребление местоимений в соответствии с основными орфоэпическими, лексическими, грамматическими нормами.
Использование в речи (устной и письменной) местоимений ты, Вы (вы) в соответствии с требованиями русского речевого этикета.
Правильное употребление местоимений 3-го лица. Исправление ошибок в предложениях с неправильным употреблением местоимений (устранение двусмысленности, неточности).

Синтаксическая роль местоимений разных разрядов в словосочетании и предложении. Относительные местоимения как средство синтаксической связи частей сложноподчиненного предложения. (Определение синтаксической роли местоимений разных разрядов в словосочетании и предложении.
Употребление вопросительных местоимений в вопросительных предложениях).

Местоимения в тексте. Роль местоимений в достижении точности, информативности и выразительности в текстах разных стилей и типов речи.
Местоимения как средство связи предложений и абзацев текста.
(Использование относительных местоимений как средства синтаксической связи в сложноподчиненных предложениях (*союзные слова).
Уместное и выразительное употребление в речи фразеологизмов, включающих в свой состав местоимения. Синонимическая замена местоимений разных разрядов.
Использование местоимений разных разрядов как средство связи предложений и абзац текста).

Требования к уровню подготовки учащихся.

Речевая деятельность.

Аудирование. Воспринимая устную речь учителя, следить за ходом рассуждения, выделять главную информацию; определять и формулировать основную мысль аудируемого текста; вычленять структурные части исходного текста, составлять простой план.

Чтение. Осмысленно читать, понимать и пересказывать учебные тексты лингвистического содержания; дифференцировать главную и второстепенную информацию прочитанного текста; разбивать текст на смысловые части и составлять сложный план; самостоятельно формулировать вопросы по содержанию прочитанного текста; прогнозировать содержание текста, опираясь на средства зрительной наглядности (заголовки, иллюстрации, различные шрифтовые выделения информации); выразительно читать художественные и научно-учебные тексты.

Говорение. Пересказывать основное содержание прослушанного или прочитанного текста — рассуждения; подробно и выборочно пересказывать повествовательные художественные тексты; сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности; строить небольшое по объему устное высказывание на заданную тему; соблюдать последовательность и связность изложения.

Письмо. Подробно и выборочно пересказывать содержание прослушанного или прочитанного текста; сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности; строить письменное высказывание на заданную тему; соблюдать последовательность и связность изложения; собирать материал к сочинению и систематизировать его; составлять сложный план и на его основе создавать текст; использовать цепную связь предложений в текстах разных стилей; употреблять синонимы, повтор слова, однокоренные слова как средство выразительности текста и связи предложений; исправлять неоправданный речевой повтор различными способами: заменой слова местоимением или синонимом, заменой синтаксической конструкции.

Текстоведение. Определять основную мысль текста, подбирать наиболее удачный заголовок, делить текст на смысловые части, составлять простой и сложный план анализируемого текста; определять вид связи (цепная, параллельная) и средства связи предложений в тексте (местоимения, лексический повтор, синонимы, однокоренные слова и др.); устанавливать принадлежность текста к определенной функциональной разновидности языка и стилю речи.

Фонетика и орфоэпия. Проводить фонетический и орфоэпический разбор слова; использовать транскрипцию; правильно произносить широко употребляемые слова и формы слов изученных частей речи; пользоваться орфоэпическим словарем; обнаруживать орфоэпические ошибки в звучащей речи.

Морфемика и словообразование. Выделять морфемы на основе словообразовательного анализа (в словах более сложной структуры); давать структурно-грамматическую характеристику словам по морфемной модели; выделять исходную часть слова и словообразующую морфему при проведении словообразовательного анализа слова; различать изученные способы словообразования существительных, прилагательных и глаголов; составлять словообразовательные пары и словообразовательные , цепочки слов; давать комментарии к словообразовательному гнезду, объясняя смысловую и структурную связь однокоренных слов; пользоваться словообразовательным словарем, а также словарем морфемных моделей слов.

Лексикология и фразеология. Пользоваться разными способами толкования лексического значения слова. Употреблять слова (термины, заимствованные и др.) в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения; толковать лексическое значение слов и фразеологизмов; подбирать синонимы и антонимы; выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово в данной речевой ситуации; пользоваться различными видами словарей (синонимов антонимов, иностранных слов, фразеологизмов, эпитетов и др.); анализировать примеры использования слов в переносном значении; проводить лексический разбор слова.

Морфология. Указывать морфологические признаки изученных частей речи, правильно образовывать и употреблять соответствующие грамматические формы; уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи; опираться на морфологические признаки слова при решении задач правописания.

Орфография. Обнаруживать изученные орфограммы и объяснять написание соответствующих слов; объяснять суть основного принципа русской орфографии (единообразное написание морфем) и с этой позиции анализировать написание морфем; свободно пользоваться орфографическим словарем; владеть приемом поморфемного письма.

Синтаксис и пунктуация. Составлять схемы словосочетаний разных видов и конструировать словосочетания по предложенной схеме; анализировать разные виды сложных предложений (простые случаи); определять синтаксическую роль изученных частей речи; правильно строить предложения с причастными и деепричастными оборотами, стилистически оправданно употреблять их в речи. Правильно применять изученные пунктуационные правила; устно объяснять пунктуацию предложения, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы предложений; самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.

Оценка устных ответов учащихся.

Оценка «5» ставится, если ученик:

1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применять знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий и формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка диктантов

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется при 4 орфографических и 4 пунктуационных ошибках, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление оценки «3» при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть выставлена при наличии 5 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка «2» выставляется, если в диктанте 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил ¾ заданий.

Оценка «3» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.

Оценка сочинений и изложений

Оценка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

Содержание работы полностью соответствует теме.  Фактические ошибки отсутствуют. Содержание излагается последовательно. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета.

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, и 1 грамматические ошибки.

«4»

Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности, незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускается: 2 орфографические, или 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационная ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

В работе допущены существенные отклонения от темы. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. Беден словарь и однообразны синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускается: 4 орфографические и 4 пунктуационных ошибок, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки.

«2»

Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускается: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

Используемый учебно-методический комплекс

  1. Васильевых И.П. Уроки русского языка. Пособие для учителя. – М.: «Мнемозина», 2010.
  2. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 6 кл. В 3 ч. : учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: «Мнемозина», 2012
  3. Программа по русскому языку для 5-11 классов общеобраз. учрежд./Автор-составитель С.И. Львова – М.: «Мнемозина», 2006.
  4. Прохватилина Л.В. Проверь себя. Рабочая тетрадь по русскому языку 6 кл. – М.: «Мнемозина», 2012.

Перечень учебно-методического обеспечения

  1. Беляева О.В. Мет.пособ. Поурочные разработки по русскому языку 6 класс. -  М: «ВАКО», 2007г.                                                                               
  2. Беляева О.В., Даценко О.А. Универсальные поурочные разработки по русскому языку. 6 класс. – М.: ВАКО, 2007.
  3. Богданов Г.А. Уроки русского языка в 6 классе. -  М, «Просвещение» 2002 г.
  4. Дидактический материал к учебнику русского языка: 6 класс.: Пособие для учителя / . Баранов М.Т., Григорян Л.Т., Ладыженская Т.А. М.: Просвещение, 1989.
  5. Книгина М.П. Русский язык 6 класс. Тесты: В 2 ч. – Саратов: Лицей, 2006
  6. Коркина Н.М.  «Поурочные планы по русскому языку 6 класс». – Волгоград: «Учитель-АСТ», 2000г                                    
  7. Лебедев В.А. Поурочные разработки к учебнику Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Тростенцовой Л.А. и др. – М.: Дрофа, 2002.
  8. Малюшкин А.Б.  «Комплексный анализ текста», рабочая тетрадь 6кл. -  М: «Творческий центр Сфера»2006г.
  9. Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний по русскому языку: 6 класс. – М.:ТЦ Сфера, 2003.
  10. Угрованова Т.Ю. Подсказки на каждый день: русский язык на уроке в 6 классе. - М.: ВЛАДОС, 1995.
  11. Учебно-методический журнал « Русский язык в школе», под редакцией Н.М. Шанского.

Календарно – тематическое планирование.

Дата

№ урока

Тема урока

Виды и формы

контроля

3.09

1

Красота и богатство родного языка

Пересказ

3.09

2

Речевая ситуация. Функциональные разновидности языка.

Заполнение таблицы

4.09

3

Функциональные разновидности языка и стили речи.

Самостоятельная работа №1 (тетр. «Проверь себя»)

5.09

4

Орфография как система правил. Основной закон орфографии.

Распределительный диктант

7.09

5

Правописание гласных в корне.

Самостоятельная работа №2 (тетр. «Проверь себя»)

10.

09

6

Правописание гласных в корне. Написание и -- ы в корнях после приставок.

Объяснительный диктант

10.

09

7

Правописание согласных в корнях слов.

Словарный диктант

11.

09

8

Правописание приставок. Группы приставок по выбору написания.

Распределительный диктант

12.

09

9

Правописание приставок на З-С

Комментированное списывание

13.

09

10

Различение приставок ПРЕ – и ПРИ-

Самостоятельная работа №3 (тетр. «Проверь себя»)

14.

09

11

Правописание некоторых приставок иноязычного происхождения.

Работа с текстом

17.

09

12

Правописание суффиксов существительных.

Задания на стр.28

17.

09

13

Правописание суффиксов –К- и – СК- в прилагательных

Самостоятельная работа №4 (тетр. «Проверь себя»)

18.

09

14

Правописание глагольных суффиксов -ЫВА- (-ИВА-), -ОВА- (-ЕВА-), -А-, -Я-, -И-, -Е-

Задания на стр.31

19.

09

15

Правописание окончаний.

Предупредительный диктант

20.

09

16

Правописание окончаний.

Задания на стр.32, упр.51

21.

09

17

Правописание букв ё (е) -- о после шипящих и ц.

Самостоятельная работа №5 (тетр. «Проверь себя»)

24-25.

09

18,

19

Входная контрольная работа и её анализ

Диктант с грамматическим заданием

24.

09

20

Употребление ь и ъ.

Задания на стр.37

26.

09

21

Употребление ь и ъ.

Распределительный диктант

27.

09

22

Слитное и  раздельное и написание НЕ с частями речи.

Задания на стр.39

28.

09

23

Слитное и  раздельное и написание НЕ с частями речи.

Проверочная работа

1.

10

24, 25

Развитие речи.

Обучающее изложение (упр. 70).

Изложение

2.10

27

Синтаксис и пунктуация. Словосочетание как единица синтаксиса.

Задания на стр.42

3.10

28

Виды словосочетаний: именные и глагольные.

Упр.72

4.10

29

Предложение как единица синтаксиса.

Самостоятельная работа №6 (тетр. «Проверь себя»)

5.10

30

Члены предложения.

Воспроизведение схемы

8.10

31

Грамматическая основа предложения. Односоставные предложения.

Самостоятельная работа №6 (тетр. «Проверь себя»)

8.10

32

Второстепенные члены предложения.

Сочинение - миниатюра

9.

10

33

Развитие речи.

Сжатое изложение

Сжатое изложение

10.

10

35

Конструкции, осложняющие простое предложение. Предложения с обобщающим словом при однородных членах.

Заполнение таблицы, характеристика однородных членов по плану

11.

10

36

Предложения с обращением.

Упр.102

12.

10

37

Вводные слова.

Самостоятельная работа №8 (тетр. «Проверь себя»)

15.

10

38

Предложения со сравнительным оборотом.

Заполнение таблицы, сочинение - миниатюра

15.

10

39

Сложное предложение и его виды.

Составление плана по теме

16.

10

40

Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Задания на стр.59-60

17.

10

41

Пунктуация в сложном предложении.

Составить предложения по схемам

18.

10

42

Пунктуация в сложном предложении.

Самостоятельная работа №9 (тетр. «Проверь себя»)

19.

10

43

Предложения с прямой речью.

Упр. 123, сочинение - миниатюра

22.

10

44

Предложения с прямой речью.

Самостоятельная работа №10 (тетр. «Проверь себя»)

22.

10

45

Диалог.

Составление интервью

23.

10

46

Пунктуация как система правил.

Задание на стр.66, упр.133

24.

10

47

Постановка знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкций.

Пунктуационный анализ текста

25.

10

48

Разученный диктант.

Упр.135

26,

29.

10

49

50

Контрольный диктант №2 с грамматическим заданием по теме «Синтаксис и пунктуация»

Работа над ошибками в диктанте.

Диктант с грамматическим заданием

29.

10

51

Текст как единое целое. Основные признаки текста.

Задания на стр.70

30.

10

52

Композиция текста.

Самостоятельная работа №11 (тетр. «Проверь себя»)

31.

10

53

Простой и сложный план текста.        

Самостоятельная работа №12 (тетр. «Проверь себя»)

1.11

54

Связь предложений в тексте. Последовательная связь.

Задания на стр.80-81

2.11

55

Связь предложений в тексте. Параллельная связь.

Задания на стр.85

12.

11

56

Сочетание разных способов связи предложений в тексте.

Проанализировать способ связи предложении в текстах

12.

11

57

Развитие речи.

Изложение – миниатюра. (упр. 152)

Изложение - миниатюра

13.

11

58

Смысловая связь предложений в тексте.

Самостоятельная работа №13 (тетр. «Проверь себя»)

14.

11

59

Лексический повтор как средство связи предложений в тексте.

Отредактировать текст

15.

11

60

Типы речи. Повествование.

Упр. 176

16.

11

61

Типы речи. Повествование.

Построение доказательства

19.

11

62

Повествование с элементами описания и рассуждения.

Сочинение - миниатюра

20.

11

63

Рассказ.

Самостоятельная работа №14 (тетр. «Проверь себя»)

21.

11

64

Описание как тип речи.

Составление плана и рассказ по нему

22.

11

65

Виды описания.

Сочинение - миниатюра

23.

11

66

Требования к содержанию, композиционному и речевому оформлению текста. Редактирование.

Самостоятельная работа №15 (тетр. «Проверь себя»)

26,

26.

11

 67,

68

Развитие речи.

Подготовка к сочинению по картине В. А. Серова «Девочка с персиками».

Сочинение

27.

11

69

Морфология как раздел лингвистики. Части речи в русском языке.

Вопросы стр.105

28.

11

70

Грамматические признаки имени существительного и его употребление в речи.

Морфологический разбор

29.

11

71

Обобщение изученного по теме "Морфологические признаки имен существительных. Морфологический разбор".

Проверочная работа

30.

11

72

Способы образования имён существительных.

Игра «Аукцион»

3.12

73

Образование имён существительных путём сложения.

Самостоятельная работа №16 (тетр. «Проверь себя»)

3.12

74

Слитное и дефисное написание сложных имён существительных.

Взаимодиктант

4.12

75,

76

Развитие речи. Сочинение - миниатюра по картине В.Васнецова "Ковёр - самолёт".

Сочинение - миниатюра

5.12

77

Слитное и дефисное написание сложных имён существительных (закрепление).

Самостоятельная работа №17 или 18 (тетр. «Проверь себя»)

6.12

78

Культура речи. Правильное употребление имен существительных.

Составить словарную статью

7.12

79

Правила изменения имён существительных и использования их в речи.

Самостоятельная работа №19 (тетр. «Проверь себя»)

10.

12

80

Имя существительное как член предложения.

Письмо по памяти с доп.заданием

10.

12

81

Роль имён существительных в словосочетании.

Составить словосочетания по моделям

11.

12

82

Стилистическая роль имён существительных.

Сочинение - миниатюра

12.

12

83

Стилистическая роль имён существительных (закрепление).

Самостоятельная работа №20 (тетр. «Проверь себя»)

13.

12

84

Контрольная работа № 4. Зачёт по теме «Имя существительное».

Зачёт

14.

12

85

Работа над ошибками в зачёте.

17.

12

86

Имя прилагательное как часть речи.

Заполнение таблицы

17.

12

87

Грамматические признаки и речевая роль имени прилагательного.

Упр.277

18.

12

88

Повторение сведений о краткой форме и степенях сравнения имен прилагательных.

Распределительный диктант

19.

12

89

 Способы образования имён прилагательных.

Вопросы на стр.143

20.

12

90

Основные способы образования имён прилагательных (продолжение).

Самостоятельная работа №21 (тетр. «Проверь себя»)

21,

24.

12

 91, 92

Развитие речи.

Подготовка к сочинению по картине Г. Мясоедова «Косцы».

Сочинение

24.

12

93

Правописание букв н – нн в именах прилагательных, образованных от существительных.

Цифровой диктант

25.

12

94

Правописание букв н – нн в именах прилагательных, образованных от существительных.

Самостоятельная работа №22 (тетр. «Проверь себя»)

26.

12

95

Правописание суффиксов прилагательных.

Проверочная работа

27.

12

96

Слитное и дефисное написание сложных имён прилагательных.

Проверочная работа

9.01

97

Слитное и дефисное написание сложных имён прилагательных.

Словарный диктант с взаимопроверкой

10.

01

98

Правописание не с именами существительными и прилагательными.

Орфографический анализ текста

11.

01

99

Правописание не с именами существительными и прилагательными.

Самостоятельная работа №23 (тетр. «Проверь себя»)

14.

01

100

Контрольный диктант

Диктант

14.

01

101

Культура речи. Правильное употребление имен прилагательных.

Самостоятельная работа №24 (тетр. «Проверь себя»)

15.

01

102

Лексические нормы употребления прилагательных.

Редактирование предложений

16.

01

103

Имя прилагательное в словосочетании и предложении.

Вопросы на с.166-167

17.

01

104

Имя прилагательное в словосочетании и предложении.

Упр.338

18.

01

105

Роль имён прилагательных в художественном и научном текстах.

Упр. 342 (5)

21.

01

106

Выразительные возможности имени прилагательного.

Сочинение – миниатюра

21.

01

107

Глагол как часть речи. Морфологические признаки глагола.

Вопросы, заполнение таблицы

22.

10

108

Постоянные морфологические признаки глагола.

Самостоятельная работа №25 (тетр. «Проверь себя»)

23,

24

01

109, 110

Развитие речи. Сочинение по картине В.Сурикова "Взятие снежного городка".

Сочинение

25.

01

111

Непостоянные морфологические признаки глагола.

Морфологический разбор

28.

01

112

Непостоянные морфологические признаки глагола.

Проверочная работа

28.

01

113

Основные способы образования глаголов.

Морфемный анализ глаголов

29.

01

114

Культура речи. Правильное употребление глаголов.

Найти и исправить ошибки

30.

01

115

Лексические нормы употребления глаголов.

Сочинение - миниатюра

31.

01

116

Синтаксическая роль глагола.

Самостоятельная работа №26 (тетр. «Проверь себя»)

1,4.

02

117,

118

Развитие речи.

Изложение (упр. 409).

Изложение

4.02

119

Роль глагола в художественном тексте.

Устный рассказ

5.02

120

Роль глагола в текстах разных стилей.

Тестоведческий анализ

6.02

121

Контрольный диктант № 6. Разученный диктант (упр. 378).

Разученный диктант

7.02

122, 123

Деепричастие и причастие как особые формы глагола.

Распределительный диктант

8.02

 124, 125

Развитие речи.

Сочинению по картине К. Е. Маковского  «Дети, бегущие от грозы».

Сочинение

11.

02

126

Морфологические признаки деепричастия.

Самостоятельная работа №27 (тетр. «Проверь себя»)

11.

02

127

Морфологические признаки деепричастия (закрепление).

Морфологический разбор

12.

02

128

Деепричастный оборот.

Фронтальный опрос

13.

02

129

Роль деепричастия в словосочетании и предложении.

Проверочная работа

14.

02

130

Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида.

Самостоятельная работа №28 (тетр. «Проверь себя»)

15.

02

131

Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Изложение-миниатюра (упр.438).

Изложение-миниатюра.

18.

02

132

Правило написания не с деепричастиями.

Словарный диктант

18.

02

133

Культура речи. Нормы произношения, образования и употребления деепричастий.

Игра «Помоги Пете Ошибкину»

19.

02

134

Контрольная работа № 7 по теме «Деепричастие».

Контрольная работа

20.

02

135

Работа над ошибками.

21.

02

136

Постоянные и непостоянные морфологические признаки причастия.

Морфологический разбор

22.

02

137

Роль причастия в художественном описании.

Краткое описание картины

26.

02

138

Правописание безударных окончаний причастий.

Проверочная работа

27.

02

139

Общие и отличительные признаки причастий и деепричастий.

Составить таблицу

28.

02

140

Понятие о причастном обороте. Знаки препинания в предложениях с причастными оборотами.

Самостоятельная работа №29 (тетр. «Проверь себя»)

1.03

141

Знаки препинания в предложениях с причастными оборотами

Взаимоопрос

4.03

142

Понятие об обособлении.

Упр.477

4.03

143

Действительные и страдательные причастия.

Самостоятельная работа №30 (тетр. «Проверь себя»)

5.03

144

Образование действительных и страдательных причастий.

Распределительный диктант

6.03

145

Образование действительных и страдательных причастий.

Самостоятельная работа №31 (тетр. «Проверь себя»)

7.03

146

Правописание суффиксов причастий.

Словарный диктант

11.

03

147

Использование глагола и его особых форм в художественных текстах.

Анализ текста

11.

03

148

Полные и краткие формы страдательных причастий. Правописание н и нн в причастиях.

Фронтальный опрос

12.

03

149

Полные и краткие формы страдательных причастий. Правописание н и нн в причастиях.

Цифровой диктант

13,

14

03

150,

151

Развитие речи.

Сочинение по картине А.Саврасова "Грачи прилетели".

Сочинение

15.

03

152

Нормы произношения причастий.

Грамматические нормы.

Найти и классифицировать ошибки в предложениях

18.

03

153

Нормы употребления причастий в речи.

Разученный диктант

18.

03

154

Синтаксическая роль деепричастий и причастий.

Самостоятельная работа №32 (тетр. «Проверь себя»)

19.

03

155

Изобразительно-выразительная роль деепричастия и причастия.

Самостоятельная работа №33 (тетр. «Проверь себя»)

20.

03

156

Изобразительно-выразительная роль деепричастия и причастия.

Анализ текста

21.

03

157,

158

Развитие речи.

Сжатое изложение (упр. 528).

Изложении

22.

03

159

Контрольная работа № 8.  Диктант по теме «Глагол и его формы».

Диктант с грамматическим заданием

1.04

160

Работа над ошибками в диктанте.

1.04

161

Имя числительное как часть речи. Общее значение числительного и употребление в речи.

Задания на с.66-68

2.04

162

Разряды имен числительных

Самостоятельная работа №34 (тетр. «Проверь себя»)

3.04

163

Написание ь в количественных числительных.

Словарный диктант

4.04

164

Правописание количественных и порядковых числительных.

Проверочная работа

5.04

165

Склонение числительных от 5 до 30 и от 50 до 80.

Просклонять числительные

8.04

166

Склонение числительных двести, триста, четыреста и оканчивающихся на -сот.

Склонение числительных сорок, девяносто, сто.

Записать числительное в нужном падеже

8.04

167

Склонение числительных один, два, три, четыре.

Самостоятельная работа №35 (тетр. «Проверь себя»)

9.04

168

Склонение собирательных числительных.

Просклонять словосочетания

10.

04

169

Склонение дробных числительных.

Самостоятельная работа №36 (тетр. «Проверь себя»)

11.

04

170

Склонение составных количественных числительных.

Работа с деформированным текстом

12.

04

171

Образование падежных форм порядковых числительных.

Самостоятельная работа №37 (тетр. «Проверь себя»)

15.

04

172

Разученный диктант (упр. 584 (1)).

Разученный диктант

15.

04

173

Нормы произношения и изменения числительных.

Орфоэпический разбор

16.

04

174

Нормы изменения числительных.

Лексические нормы.

Исправить ошибки в тексте

17.

04

175

Роль имени числительного в словосочетании и предложении.

Сообщение по теме

18.

04

176

Роль имени числительного в деловом и научном стилях.

Анализ текста

19.

04

177

Обобщение по теме «Имя числительное»

22.

04

178

Контрольная работа по теме «Имя числительное».

Контрольная работа

22.

04

179

Работа над ошибками.

23.

04

180

Местоимение как часть речи. Общее значение местоимений и употребление их в речи.

Самостоятельная работа №38 (тетр. «Проверь себя»)

24.

04

181

Разряд как постоянный морфологический признак местоимений.

Упр.619 (2)

25.

04

182

Склонение личных местоимений.

Заполнение таблицы

26.

04

183

Личные местоимения как средство связи предложений в тексте.

Упр.624

29.

04

184

Возвратное местоимение себя.

Фронтальный опрос

29.

04

185

Притяжательные местоимения.

Игра «Эстафета»

30.

04

186

Притяжательные местоимения.

Самостоятельная работа №39 (тетр. «Проверь себя»)

3.05

187

Общее значение и грамматические признаки вопросительно-относительных местоимений.

Задания стр.119 – 120

6.05

188

Общее значение и грамматические признаки неопределённых местоимений.

Взаимоопрос, предупредительный диктант

6.05

189

Использование неопределённых местоимений в речи.

Составление предложений по фотографии

7.05

190

Общее значение, грамматические признаки и правописание отрицательных местоимений.

Объяснительный диктант

8.05

191

Правописание отрицательных местоимений.

Самостоятельная работа №40 (тетр. «Проверь себя»)

13.

05

192

Общее значение, грамматические признаки и употребление в речи указательных местоимений.

Просклонять местоимение, упр.666 (3)

13.

05

193

Значение, грамматические признаки и употребление в речи определительных местоимений.

Самостоятельная работа №41 (тетр. «Проверь себя»)

14.

05

194

Значение, грамматические признаки и употребление в речи определительных местоимений (закрепление).

Морфологический разбор местоимения

15.

05

195

Культура речи. Правильное употребление местоимений.

Написать продолжение рассказа

16.

05

196

Синтаксическая роль местоимения.

Фронтальный опрос

17.

05

197

Синтаксическая роль местоимения (закрепление).

Подчеркнуть все местоимения в тексте как члены предложения

20.

05

198

Местоимение как средство связи предложений в тексте.

Сочинение - миниатюра

20.

05

199

Повторение по теме «Местоимение».

21.

05

200

Контрольная работа № 10. Зачёт по теме «Местоимение».

Зачёт

22.

05

201

Работа над ошибками в зачёте.

23.

05

202

Слово как основная единица языка.

Фронтальный опрос

24.

05

203

Языковые признаки слова.

Языковой анализ слова

27.

05

204

Разделы орфографии.

Основной принцип русской орфографии.

Проверочная работа

27.

05

205

Основной принцип русской орфографии. Правописание Ь после шипящих.

Словарный диктант

28.

05

206

Основной принцип русской орфографии.

Слитные, дефисные и раздельные написания.

Распределительный диктант

29.

05

207

Знаки препинания внутри предложения.

Простое осложнённое предложение.

Самостоятельная работа №42 (тетр. «Проверь себя»)

30.

05

208

Орфографический и пунктуационный анализ текста. Виды грамматического разбора.

Орфографический, пунктуационный анализ текста, грамматический разбор

31.

05

209

Контрольная работа № 11. 

Диктант с языковым анализом по итогам повторения

Диктант с языковым анализом

210

Подведение итогов года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....