Рабочая программа по русскому языку 5 класс.
рабочая программа по русскому языку (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Раздел 1. Пояснительная записка.
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.
Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.
Цели изучения
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Общая характеристика учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для V класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
Рабочая программа по русскому языку для V класса создана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и Примерной программы основного общего образования по русскому языку и программы по русскому языку к УМК для 5 класса Т.А.Ладыженской и др.,. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Общий объем часов на изучение дисциплины, предусмотренный учебным планом- данная программа разработана в соответствии с учебным планом образовательного учреждения. На изучение русского языка в 5 классе отводится 204 часа в связи с 34 недельной сеткой (6 часов в неделю).
Изменения, внесенные в рабочую программу: в данной программе увеличено количество часов на изучение раздела «Глагол» за счет сокращения количества часов на изучение разделов «Повторение изученного в начальных классах» и «Лексика».
Место предмета «Русский язык» в учебном плане: на обязательное изучение предмета «Русский язык» в 5 классе в инвариантной части школьного учебного плана предусмотрено 204 часа .
Результаты освоения курса ( требования к уровню подготовки обучающихся):
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки учащихся V класса, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
Требования к уровню подготовки учащихся за курс
русского языка V класса.
I. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в V классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
II. К концу V класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
речевая деятельность:
аудирование:
понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух; выделять основную мысль, структурные части исходного текста;
чтение:
владеть техникой чтения; выделять в тексте главную и второстепенную информацию; разбивать текст на смысловые части и составлять простой план; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста; владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;
прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника; извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов; правильно расставлять логические ударения, паузы; выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;
говорение:
доказательно отвечать на вопросы учителя; подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи; создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль; выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;
письмо:
подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи; создавать письменные высказывания разных типов речи; составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма; определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания; делить текст на абзацы; писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного); пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста; выражать свое отношение к предмету речи; находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения; подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;
использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимений, избыточная информация и др.); исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении;
фонетика и орфоэпия:
выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику; различать ударные и безударные слоги, не смешивать звуки и буквы;
использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова; находить в художественном тексте явления звукописи; правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи; работать с орфоэпическим словарем;
графика:
правильно произносить названия букв русского алфавита; свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями; проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова
морфемика:
выделять морфемы на основе смыслового анализа слова; подбирать однокоренные слова с учетом значения слова; учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами; пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов; объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах;
лексикология и фразеология:
объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов); пользоваться толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения злова, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов; распределять слова на тематические группы; употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; различать прямое и переносное значение слов; отличать омонимы от многозначных слов; подбирать синонимы и антонимы; выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово; находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении; владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета; использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;
морфология:
различать части речи; правильно указывать морфологические признаки; уметь изменять части речи;
орфография:
находить орфограммы в морфемах; группировать слова по видам орфограмм; владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии; устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать слова на изученные правила;
синтаксис и пунктуация:
выделять словосочетания в предложении; определять главное и зависимое слово; составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме; выделять основы предложений с двумя главными членами; конструировать предложения по заданным типам грамматических основ; характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ; правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске, использовать повествовательные и вопросительные предложения как пункты плана высказывания, соблюдать верную интонацию конца предложений; составлять простые и сложные предложения изученных видов; опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными словами; находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью; владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации; устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.
Межпредметные связи на уроках русского языка. В школе изучается в основном русский литературный язык, поэтому наиболее тесные связи русского языка с литературой а также с изобразительным искусством (сочинения по картинам) , с историей (при изучении историзмов, архаизмов и др.)
Раздел 2. Учебно-тематический план.
Содержание | Кол-во часов | Кол-во контрольных | Развитие речи | Самостоятельная работа |
1.Язык и общение. | 3 | 1 | ||
2.Повторение изученного в начальных классах. | 23 | 1 | 4 | 7 |
3.Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. | 34 | 1 | 6 | 9 |
4.Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография | 20 | 2 | 3 | 5 |
5.Лексика. Культура речи. | 12 | 1 | 2 | 5 |
6.Морфемика. Орфография.Культура речи. | 26 | 2 | 4 | 10 |
7.Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол. | 79 25 15 39 | 2 2 3 | 5 4 6 | 30 8 15 |
8.Повторение и систематизация изученного. | 7 | 1 | 2 | 3 |
ИТОГО | 204 | 15 | 36 | 68 |
Раздел 3. Содержание тем учебного курса.
Язык и общение (3 ч)
Знакомство с учебным комплексом по русскому языку. Роль языка в жизни общества.
Основные термины и понятия:
Язык, общение, письменная и устная речь, стили речи.
Знать: лексическое богатство русского языка,
стилистику русского языка.
Уметь: пересказывать текст,
делить текст на абзацы
Повторение изученного в начальных классах (23ч)
Состав слова. Орфограмма. Правописание согласных. Звуки и буквы. Текст. Части речи.
Основные термины и понятия:
Морфемы, звуки речи и их фонетическая характеристика, буквы, ударение в слове, транскрипция, орфограмма в слове, текст, самостоятельные и служебные части речи.
Знать: состав слова,
звуки и буквы,
понятие орфограммы,
самостоятельные и служебные части речи.
Уметь: делать морфемный разбор слова
находить буквы и звуки в слове,
находить и выделять орфограмму в слове.
Входной диктант с лексико-грамматическим заданием по теме « Повторение изученного в начальных классах»
Сочинение по картине А.А. Пластова «Летом».
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. ( 34 ч)
Синтаксис. Пунктуация. Словосочетание. Предложение. Члены предложения. Виды предложений. Синтаксический и пунктуационный разбор предложения. Простые и сложные предложения. Прямая речь. Диалог.
Основные термины и понятия: Синтаксис. Пунктуация. Словосочетание. Предложение простое и сложное. Синтаксический и пунктуационный разбор предложения. . Прямая речь. Диалог.
Знать: виды предложений по цели высказывания
синтаксический и пунктуационный разборы предложений
Уметь: выделять словосочетания в предложении,
выделять грамматическую основу предложения,
характеризовать предложения
производить синтаксический и пунктуационный разборы предложений
конструировать предложения с прямой речью.
Контрольный диктант по теме «Синтаксис. Пунктуация.»
Сочинение на тему «Памятный день в школе».
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи. (20 ч)
Фонетика. Звуки и буквы. Графика. Алфавит. Орфоэпические нормы.
Основные термины и понятия: звуки и буквы, фонетическая транскрипция, алфавит, ударение, орфоэпия.
Знать: фонетическую характеристику звуков,
алфавит,
орфоэпические нормы
Уметь: выделять в слове звуки речи
давать им фонетическую транскрипцию
правильно произносить название букв русского алфавита
работать с орфоэпическим словарем.
Тест «Фонетика».
Изложение по тексту К.Г.Паустовского.
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Фонетика» «Предзимье».
Сочинение-описание картины Ф.П.Толстого «Цветы, фрукты и птица».
Лексика. Культура речи. (12 ч)
Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Омонимы, синонимы, антонимы.
Основные термины и понятия: значение слов, однозначные и многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы.
Знать: лексическое и грамматическое значение слов
прямое и переносное значение слов,
понятие однозначных и многозначных слов,
омонимы,
синонимы,
антонимы.
Уметь: объяснять лексическое значение слов,
пользоваться толковыми словарями,
различать прямое и переносное значения слов,
отличать омонимы от многозначных слов,
подбирать синонимы и антонимы,
Сочинение по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь».
Изложение «Первый снег» (упр.362)
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Лексика»
Морфемика. Орфография. Культура речи. (26 ч)
Морфемы в русском языке. Изменение и образование слов. Классификация морфем. Морфемный разбор слова. Правописание гласных и согласных.
Основные термины и понятия: морфема, однокоренные слова, форма слова, корень, приставка, суффикс, основа слова, беглые гласные, чередование звуков.
Знать: морфемы слова,
морфемный разбор слова,
правописание гласных и согласных.
Уметь: выделять морфемы в слове,
подбирать однокоренные слова,
пользоваться словарем морфемного строения слов.
Сочинение-письмо.
Выборочное изложение «Последний лист» (упр. 406).
Тест «Морфемика».
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Морфемика»
Сочинение по картине И.П.Кончаловского «Сирень в корзине».
Морфология. Орфография. Культура речи.
Имя существительное (25 ч)
Имя существительное как часть речи. Морфологический разбор имени существительного. Имена существительные одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные. Род, число, склонение, падеж имен существительных.
Основные термины и понятия: самостоятельные и служебные части речи, имя существительное, род, число, падеж, склонение, одушевленные и неодушевленные существительные, собственные и нарицательные.
Знать: определение имени существительного,
падежи имен существительных.
Уметь: находить одушевленные и неодушевленные существительные,
определять род, число, падеж, склонение существительных.
Сжатое изложение «Перо и чернильница» (упр. 485)
Изложение «Родные березы» (упр.545)
Тест «Имя существительное».
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя существительное».
Сочинение по картине Г.Г.Нисского «Февраль. Подмосковье»
Имя прилагательное (15 ч)
Имя прилагательное как часть речи. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного.
Основные термины и понятия: имя прилагательное, прилагательные полные и краткие, морфологический разбор имени прилагательного.
Знать: определение имени прилагательного,
Полные и краткие прилагательные,
Правописание падежных окончаний прилагательных.
Уметь: находить полные и краткие прилагательные,
Определять падежные окончания прилагательных
Делать морфологический разбор имени прилагательного.
Сочинение по картине А,Н.Комарова «Наводнение».
Тест «Имя прилагательное»
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное».
Глагол (39 ч)
Глагол как часть речи. Не с глаголами. Неопределенная форма глагола. Виды глагола. Правописание –тся и –ться в глаголах. Время глагола. Спряжение глаголов. Морфологический разбор глагола. Употребление времен.
Основные термины и понятия: глагол, неопределенная форма глагола, совершенный и несовершенный вид, настоящее, прошедшее и будущее время, 1и2 спряжения глагола.
Знать: определение глагола
виды глагола,
время глагола,
спряжение глагола.
Уметь: писать не с глаголом,
находить глагол,
Ставить глагол в неопределенную форму,
определять вид глагола,
определять время глагола,
определять спряжение глагола.
Изложение «Шоколадный торт».
Сочинение-рассказ по рисунку.
Тест «Глагол»
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Глагол».
Повторение и систематизация пройденного (7 ч)
Разделы науки о языке. Орфограммы. Пунктуация.
Основные термины и понятия: фонетика, морфемика, графика, лексика, морфология, синтаксис, пунктуация, орфография.
Знать: основные разделы науки о языке,
изученные виды орфограмм.
Уметь: выделять орфограммы в слове,
подробно и сжато пересказывать тексты,
пользоваться разными видами словарей.
Итоговый тест
Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием.
Формы и средства контроля.
В планировании предусмотрены разнообразные виды и формы контроля: наблюдение, беседа, фронтальный опрос, индивидуальный опрос, опрос в парах, практикум, самопроверки и взаимопроверки, диктанты (объяснительный, предупредительный, «Проверяю себя», графический, выборочный, распределительный, творческий, с грамматическими заданиями), тесты, комплексный анализ текста, устные рассказы по плану на лингвистические темы, сочинения, изложения.
Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку.
Знания, умения и навыки учащихся оцениваются на основании устных ответов и письменных работ по пятибалльной системе оценивания.
I. Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных, способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:
1) полноту и правильность ответа,
2) степень осознанности, понимания изученного,
3) языковое оформление ответа.
Отметка «5» ставится, если ученик:
1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;
2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;
3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка
Отметка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 —2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1—2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание, большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Отметка «1» не ставится.
Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
II. Оценка диктантов
Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса. Объем диктанта устанавливается: для класса V – 90-100 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.) Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для V класса – 15 слов. Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам. До конца первой четверти (а в V классе – до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
1) на правила, которые не включены в школьную программу;
2) на еще не изученные правила;
3) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
4) в передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля). При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибок. Среди ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.
К негрубым относятся ошибки:
1) в исключениях из правил;
2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
4) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
5) в написании ы и и после приставок;
6) в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как и др.);
7) в собственных именах нерусского происхождения;
8) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку. Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в здании; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова. Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода — воды, рот — ротик, грустный — грустить, резкий — резок). Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.
Диктант оценивается одной отметкой.
Отметка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.
Отметка «4» выставляется при наличии в диктанте орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок.
Отметка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Отметка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В V классе допускается выставление отметки «3» за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках.
Отметка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Отметка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического и т.п.) задания, выставляются две оценки (за диктант и за дополнительное задание).
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Отметка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Отметка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.
Отметка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Отметка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:
Отметка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.
Отметка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.
Отметка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.
При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «2».
Ш. Оценка сочинений и изложений
Сочинения и изложения — основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся. Сочинения и изложения в V-IX классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи». Примерный объем текста для подробного изложения: в V классе – 70-110слов. При оценке учитывается следующий примерный объем классных сочинений: в V классе — 0,5-1стр. Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая за соблюдение орфографических и пунктуационных норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
- соответствие работы ученика теме и основной мысли;
- полнота раскрытия темы;
- правильность фактического материала;
- последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
- разнообразие словарного и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- число языковых ошибок и стилистических недочетов.
Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок (см. нормативы для оценки контрольных диктантов).
Содержание и речевое оформление оценивается по следующим нормативам:
Отметка «5» ставится, если:
1) содержание работы полностью соответствует теме;
2) фактические ошибки отсутствуют;
3) содержание излагается последовательно;
4) работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления;
5) достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В работе допускается 1 недочет в содержании, 1-2 речевых недочета, 1 грамматическая ошибка.
Отметка «4» ставится, если:
I) содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы);
2) содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности;
3) имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей;
4) лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен;
5) стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В работе допускается не более 2 недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2 грамматических ошибок.
Отметка «3» ставится, если:
1) в работе допущены существенные отклонения от темы;
2) работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения;
4) беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление;
5) стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В работе допускается не более 4 недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибок.
Отметка «2» ставится, если:
1) работа не соответствует теме;
2) допущено много фактических неточностей;
3) нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану;
4) крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления;
5) нарушено стилевое единство текста.
В работе допущено более 6 недочетов в содержании, более 7 речевых недочетов и более 7 грамматических ошибок.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
Тетради учащихся V класса, в которых выполняются обучающие классные и домашние работы, проверяются каждый урок у всех учеников.
Раздел 6.Материально-техническое обеспечение учебного предмета.
1.Персональный компьютер
Мультимедийный проектор.
2.Презентации:
«Лексика»
«Имя существительное»
«Морфемика»
«Фонетика»
Мультимедийные пособия.
«Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.
1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.
Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»
Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»
Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий
Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 5-6 класс.
Полный мультимедийный курс по русскому языку для 5–6 классов, 40 интерактивных уроков. Кирилл и Мефодий.
Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для V класса. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А, Тростенцова Л.А. и др. – М.:Просвещение, 2008.
Сайты:
1.www.1september. ru
2 www. Pedsovet. ru
3. russlovo. ucoz. ru
Раздел 7. Список литературы
Основная литература
- Русский язык V класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы-составители: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. – М.:Просвещение, 2010 г.
- Программа по русскому языку для 5-9 кл. / Авторы М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский.// Программно-методические материалы. Русский язык. 5-9 классы / Сост. Л.М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2007
Дополнительная литература
1. Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для V класса. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А, Тростенцова Л.А. и др. – М.:Просвещение, 2008.
2. Русский язык V класс. Поурочные планы. По учебнику Т.А.Ладыженской, М.Т. Баранова и др. Автор – составитель Н.В.Егорова. – Москва «ВАКО» 2011.
3. Обучение русскому языку в V классе. Методические рекомендации к учебнику для V класса общеобразовательных учреждений. Авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др. – М.:Просвещение, 2009.
4. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык V класс. Авторы: В.И.Капинос, Л.И. Пучкова. – М.:Интеллект-центр, 2010
5.«Тестовые задания по русскому языку 5класс» А.Б.Малюшкин; - М., Творческий центр, 2008
6.Контрольно-измерительные материалы. Русский язык 5 класс/Сост.Н.В.Егорова.-М.: ВАКО, 2010.
7.Баранов М.Т. Русский язык. Справочные материалы.-М., 2007г.
8.Орфографический словарь. Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков.-М.,1995г.
9. Школьный толковый словарь русского языка. Лапатухин М.С. – М.,2000г.
10. Школьный словарь образования слов русского языка. Баранов М.Т. – М., 2007г.
11. Школьный словарь строения слов русского языка. Потиха З.А. – М., 1998г.
12. Школьный этимологический словарь русского языка. Шанский М.Н. – М., 1999г.
13. Школьный орфоэпический словарь русского языка. Лекант П.А. – М., 2007г.
14 Фразеологический словарь русского языка. Жуков В.П. – М., 2006г.
Раздел 4. Календарно-теметическое планирование
№ | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Количество часов | Самостоятельная работа, ч | Дата проведения занятий | |
Планируемая | Фактическая | |||||
1 | Язык и общение | 3 | ||||
1.1 | Язык и речь. Общение устное и письменное | Урок изучения нового материала | 1 | 0,5 | ||
1.2 | Знакомство с учебником | Урок изучения нового материала | 1 | |||
1.3 | Стили речи | Урок развития речи | 1 | 0,5 | ||
2 | Повторение изученного в начальной школе | 20 | ||||
2.1 | Звуки и буквы. Произношение и правописание. | Комбинированный | 1 | |||
2.2 | Орфограмма | Комбинированный | 1 | |||
2.3 | Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова | Комбинированный | 1 | 1 | ||
2.4 | Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова | Комбинированный | 1 | 1 | ||
2.5 | Правописание проверяемых согласных в корне слова | Комбинированный | 1 | |||
2.6 | Правописание непроизносимых согласных в корне слова | Комбинированный | 1 | 1 | ||
2.7 | Буквы и, у, а после шипящих. | Комбинированный | 1 | 0,5 | ||
2.8 | Разделительные ъ и ь. | Комбинированный | 1 | |||
2.9 | Раздельное написание предлогов с другими словами. | Комбинированный | 1 | |||
2.10 | Текст | Урок развития речи | 1 | |||
2.11 | Обучающее изложение «Хитрый заяц» (от 3-го лица) | Урок развития речи | 1 | 1 | ||
2.12 | Части речи | Комбинированный | 1 | |||
2.13 | Глагол | Комбинированный | 1 | 0,5 | ||
2.14 | Правописание –тся и –ться в глаголах | Комбинированный | 1 | |||
2.15 | Тема текста | Урок развития речи | 1 | |||
2.16 | Личные окончания глаголов | Комбинированный | 1 | |||
2.17 | Имя существительное | Комбинированный | 1 | |||
2.18 | Имя прилагательное | Комбинированный | 1 | |||
2.19 | Сочинение по картине А.А.Пластова «Летом». | Урок развития речи | 1 | 1 | ||
2.20 | Местоимение | Комбинированный | 1 | |||
2.21 | Основная мысль текста. | Урок развития речи | 1 | |||
2.22 | Контрольный диктант по теме «Повторение» с грамматическим заданием. | Урок контроля | 1 | 1 | ||
2.23 | Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками. | Урок анализа письменных работ учащихся. | 1 | |||
3 | Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. | 34 | ||||
3.1 | Синтаксис и пунктуация. | Урок изучения нового материала | 1 | |||
3.2 | Словосочетание. | Урок изучения нового материала | 1 | |||
3.3 | Разбор словосочетания | Урок изучения нового материала | 1 | 0,5 | ||
3.4 | Предложение. Грамматическая основа предложения. | Урок изучения нового материала | 1 | |||
3.5 | Виды предложения по цели высказывания. | Урок изучения нового материала | 1 | |||
3.6-3.7 | Сжатое изложение.(упр.137) | Урок развития речи | 2 | 1 | ||
3.8 | Восклицательные предложения. | Комбинированный | 1 | |||
3.9 | Контрольное сочинение «Памятный день в школе» | Урок развития речи | 1 | 1 | ||
3.10 | Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее | Урок изучения нового материала | 1 | |||
3.11 | Сказуемое. | Урок изучения нового материала | 1 | |||
3.12 | Тире между подлежащим и сказуемым. | Урок изучения нового материала | 1 | |||
3.13 | Нераспространенные и распространенные предложения. | Урок изучения нового материала | 1 | 0,5 | ||
3.14 | Второстепенные членя предложения. Дополнение. | Урок изучения нового материала | 1 | |||
3.15 | Определение. | Урок изучения нового материала | 1 | |||
3.16 | Обстоятельство. | Урок изучения нового материала | 1 | |||
3.17 | Предложения с однородными членами. | Урок изучения нового материала | 1 | |||
3.18-3.19 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | Урок изучения нового материала. Урок закрепления изученного. | 2 | 1 | ||
3.20-3.21 | Предложения с обращениями. | Урок изучения нового материала. Урок закрепления изученного | 2 | 0,5 | ||
3.22 | Письмо. | Урок развития речи | 1 | |||
3.23 | Синтаксический разбор простого предложения. | Комбинированный | 1 | |||
3.24 | Пунктуационный разбор простого предложения. | Комбинированный | 1 | |||
3.25-3.26 | Простые и сложные предложения. | Комбинированный | 2 | 0,5 | ||
3.27 | Синтаксический разбор сложного предложения | Урок изучения нового материала | 1 | |||
3.28 | Контрольная работа по теме «Простые и сложные предложения». | Урок контроля | 1 | 1 | ||
3.29-3.30 | Прямая речь. | Урок изучения нового материала | 2 | 0,5 | ||
3.31 | Диалог. | Урок изучения нового материала | 1 | |||
3.32 | Выборочное изложение (упр.254) | Урок развития речи | 1 | 1 | ||
3.33 | Обобщение по разделу «Синтаксис и Пунктуация» | Урок обобщения и повторения изученного материала. | 1 | 0,5 | ||
3.34 | Контрольный диктант по разделу «Синтаксис и пунктуация» с грамматическим заданием. | Урок контроля | 1 | 1 | ||
4 | Фонетика.Орфоэпия.Графика. Орфография. Культура речи. | 20 | ||||
4.1 | Фонетика. Гласные звуки. | Комбинированный | 1 | |||
4.2 | Согласные звуки. | Комбинированный | 1 | 0,5 | ||
4.3 | Изменение звуков в потоке речи (позиционные чередования гласных и согласных звуков) | Урок изучения нового материала | 1 | |||
4.4 | Согласные твердые и мягкие. | Комбинированный | 1 | |||
4.5-4.6 | Повествование. Изложение.(упр.275) | Урок развития речи | 2 | 1 | ||
4.7 | Согласные звонкие и глухие. | Комбинированный | 1 | |||
4.8 | Графика. Алфавит. | Комбинированный | 1 | |||
4.9 | Описание предмета. | Урок развития речи | 1 | |||
4.10-4.11 | Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. | Комбинированный | 2 | 0,5 | ||
4.12 | Двойная роль букв е, е, ю, я. | Комбинированный | 1 | |||
4.13 | Орфоэпия. | Комбинированный | 1 | |||
4.14 | Фонетический разбор слова. | Комбинированный | 1 | 0,5 | ||
4.15 | Повторение изученного по разделу «Фонетика». | Повторительно-обобщающий урок. | 1 | |||
4.16 | Тестирование по разделу «Фонетика» | Урок контроля | 1 | 1 | ||
4.17 | Контрольный диктант по разделу «Фонетика» | Урок контроля | 1 | 1 | ||
4.18 | Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками. | Урок анализа письменных работ учащихся. | 1 | |||
4.19-4.20 | Сочинение по картине Ф.П.Толстого «Цветы, фрукты, птица» | Урок развития речи | 2 | 1 | ||
5 | Лексика. Культура речи. | 12 | ||||
5.1 | Слово и его лексическое значение | Комбинированный | 1 | |||
5.2 | Однозначные и многозначные слова. | Комбинированный | 1 | |||
5.3 | Прямое и переносное значения слов | Комбинированный | 1 | |||
5.4 | Омонимы. | Комбинированный | 1 | |||
5.5 | Синонимы. | Комбинированный | 1 | 0,5 | ||
5.6 | Подготовка к сочинению по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь» | Урок развития речи | 1 | 0,5 | ||
5.7 | Антонимы | Комбинированный | 1 | |||
5.8-5.9 | Контрольное изложение по тексту К.Г.Паустовского «Первый снег» | Урок развития речи | 2 | 1 | ||
5.10 | Повторение пол теме «Лексика» | Повторительно-обобщающий урок. | 1 | 0,5 | ||
5.11 | Контрольный диктант по разделу «Лексика» с грамматическим заданием. | Урок контроля | 1 | 1 | ||
5.12 | Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками. | Урок анализа письменных работ учащихся. | 1 | |||
6 | Морфемика. Орфография. Культура речи. | 26 | ||||
6.1 | Морфема- наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов | Комбинированный | 1 | |||
6.2 | Окончание. | Комбинированный | 1 | |||
6.3 | Основа слова. | Комбинированный | 1 | |||
6.4 | Корень слова. | Комбинированный | 1 | |||
6.5 | Рассуждение. | Урок развития речи | 1 | 0.5 | ||
6.6 | Суффикс. | Комбинированный | 1 | 0.5 | ||
6.7 | Приставка | Комбинированный | 1 | |||
6.8-6.9 | Контрольное изложение «Последний лист орешника». | Урок развития речи | 2 | 2 | ||
6.10 | Чередование звуков. | Комбинированный | 1 | |||
6.11 | Беглые гласные. | Комбинированный | 1 | |||
6.12 | Варианты морфем. | Комбинированный | 1 | 0.5 | ||
6.13 | Морфемный разбор слова. | Комбинированный | 1 | 0.5 | ||
6.14 | Правописание гласных и согласных в приставках. | Комбинированный | 1 | |||
6.15-6.16 | Буквы з и с на конце приставок. | Комбинированный | 2 | 0.5 | ||
6.17 | Буквы а и о в корне –лаг- и –лож-. | Урок объяснения нового материала. | 1 | 0.5 | ||
6.18 | Буквы о-а в корне –раст- -рос- | Урок объяснения нового материала. | 1 | |||
6.19 | Буквы ё-о после шипящих. | Урок объяснения нового материала. | 1 | |||
6.20 | Буквы ы-и после ц. | Урок объяснения нового материала. | 1 | 0.5 | ||
6.21 | Повторение изученного по разделу «Морфемика. Орфография». | Повторительно-обобщающий урок. | 1 | 0.5 | ||
6.22 | Тестирование по разделу «Морфемика. Орфография». | Урок систематизации и обобщения знаний. | 1 | 1 | ||
6.23 | Контрольный диктант по разделу «Морфемика. Орфография». | Урок контроля | 1 | 1 | ||
6.24 | Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками. | Урок анализа письменных работ учащихся. | 1 | |||
6.25-6.26 | Контрольное сочинение по картине И.П.Кончаловского «Сирень». | Урок развития речи | 2 | 1 | ||
7 | Морфология. Орфография. Культура речи. | |||||
7.1 | Самостоятельные и служебные части речи | Комбинированный | 1 | |||
7.2-7.3 | Имя существительное как часть речи. | Комбинированный | 2 | 0.5 | ||
7.4 | Доказательства в рассуждении. | Урок развития речи | 1 | 0.5 | ||
7.5 | Имена существительные одушевленные и неодушевлённые. | Комбинированный | 1 | |||
7.6 | Имена существительные собственные и нарицательные. | Комбинированный | 1 | |||
7.7-7.8 | Сжатое изложение «Перо и чернильница» | Урок развития речи | 2 | 1 | ||
7.9 | Морфологический разбор имени существительного. | Комбинированный | 1 | 0.5 | ||
7.10 | Род имен существительных. | Комбинированный | 1 | |||
7.11 | Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа. | Урок объяснения нового материала. | 1 | |||
7.12 | Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа. | Урок объяснения нового материала. | 1 | |||
7.13 | Три склонения имен существительных. Падеж имен существительных. | Комбинированный | 1 | 0.5 | ||
7.14-7.16 | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе. | Урок объяснения нового материала. | 3 | 1 | ||
7.17-7.18 | Изложение от з-его лица | Урок развития речи | 2 | 1 | ||
7.19-7.20 | Множественное число имен существительных. | Комбинированный | 2 | 1 | ||
7.21 | Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных. | Комбинированный | 1 | 0.5 | ||
7.22 | Обобщение и систематизация изученного по теме «Имя существительное» | Урок систематизации и обобщения знаний. | 1 | |||
7.23 | Тестирование по теме «Имя существительное» | Урок контроля | 1 | 1 | ||
7.24 | Контрольный диктант по разделу «Имя существительное» с грамматическим заданием | Урок контроля | 1 | 1 | ||
7.25 | Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками. | Урок анализа письменных работ учащихся. | 1 | |||
8 | Имя прилагательное | 14 | ||||
8.1-8.2 | Имя прилагательное как часть речи. | Комбинированный | 2 | 0.5 | ||
8.3-8.4 | Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных. | Комбинированный | 2 | 0.5 | ||
8.5 | Описание животного. | Урок развития речи | 1 | 0.5 | ||
8.6 | Изложение по рассказу А.И.Куприна «Ю-ю». | Урок развития речи | 1 | 1 | ||
8.7-8.8 | Прилагательные полные и краткие. | Комбинированный | 2 | 0.5 | ||
8.9 | Морфологический разбор имени прилагательного. | Комбинированный | 1 | 0.5 | ||
8.10 | Сочинение по картине А.Н.Комарова «Наводнение». | Урок развития речи | 1 | 1 | ||
8.11 | Обобщение и систематизация изученного по теме «Имя прилагательное» | Урок систематизации и обобщения знаний. | 1 | 0.5 | ||
8.12 | Тестирование по теме «Имя прилагательное» | Урок контроля | 1 | 1 | ||
8.13 | Контрольный диктант по разделу «Имя прилагательное» с грамматическим заданием | Урок контроля | 1 | 1 | ||
8.14 | Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками. | Урок анализа письменных работ учащихся. | 1 | |||
9 | Глагол | 40 | ||||
9.1 | Глагол как часть речи. | Комбинированный | 1 | |||
9.2-9.3 | НЕ с глаголом. | Комбинированный | 2 | 1 | ||
9.4 | Рассказ. | Урок развития речи | 1 | 0.5 | ||
9.5-9.6 | Неопределенная форма глагола. | Комбинированный | 2 | 0.5 | ||
9.7-9.8 | Контрольное изложение с элементами сочинения на лингвистическую тему.(упр 634) | Урок развития речи | 2 | 2 | ||
9.99.10 | Правописание –тся и –ться в глаголах. | Комбинированный | 2 | 0.5 | ||
9.11-9.12 | Виды глагола. Видовые пары. | Комбинированный | 2 | 0.5 | ||
9.13 | Контрольный диктант | Урок контроля | 1 | 1 | ||
9.14 | Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками. | Урок анализа письменных работ учащихся. | 1 | |||
9.15-9.16 | Буквы е-и в корнях с чередованием. | Комбинированный | 2 | 0.5 | ||
9.17 | Невыдуманный рассказ о себе.(упр 659) | Урок развития речи | 1 | 1 | ||
9.18 | Время глагола. Прошедшее время. | Комбинированный | 1 | |||
9.19-9.20 | Настоящее время. | Комбинированный | 2 | 1 | ||
9.21 | Будущее время. | Комбинированный | 1 | |||
9.22-9.23 | Спряжение глаголов. | Комбинированный | 2 | 0.5 | ||
9.24-9.25 | Правописание безударных личных окончаний глаголов. | Комбинированный | 2 | 0.5 | ||
9.26-9.27 | Правописание безударных личных окончаний глаголов 3-го лица множественного числа (-ут, -ют, ат, -ят) | Комбинированный | 2 | 0.5 | ||
9.28-9.29 | Правописание безударных личных окончаний глаголов 1-го лица множественного числа(-им, -ем) | Комбинированный | 2 | 0.5 | ||
9.30 | Морфологический разбор глагола. | Комбинированный | 1 | |||
9.31 | Сжатое изложение «Шоколадный торт» (упр 699) | Урок развития речи | 1 | 1 | ||
9.32-9.33 | Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-ом лице единственного числа. | Комбинированный | 2 | 1 | ||
9.34 | Употребление времен. | Комбинированный | 1 | 0.5 | ||
9.35 | Употребление времен в устных и письменных рассказах. | Урок развития речи | 1 | |||
9.36 | Обобщение и систематизация изученного по теме «Глагол» | Урок систематизации и обобщения знаний. | 1 | 0.5 | ||
9.37 | Тестирование по теме «Глагол» | Урок контроля | 1 | 1 | ||
9.38 | Контрольный диктант по разделу «Глагол» с грамматическим заданием | Урок контроля | 1 | 1 | ||
9.39 | Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками. | Урок анализа письменных работ учащихся. | 1 | |||
10 | Повторение и систематизация изученного | 7 | ||||
10.1 | Разделы науки о языке | Повторительно-обобщающий урок. | 1 | |||
10.2 | Орфограммы в приставках и корнях. | Повторительно-обобщающий урок. | 1 | |||
10.3 | Орфограммы в окончаниях слов. | Повторительно-обобщающий урок. | 1 | |||
10.4 | Употребление ъ и ь | Повторительно-обобщающий урок. | 1 | |||
10.5 | Знаки препинания в простом и сложном предложении. | Повторительно-обобщающий урок. | 1 | |||
10.6 | Итоговый тест | Урок контроля | 1 | 1 | ||
10.7 | Итоговый контрольный диктант. | Урок контроля | 1 | 1 | ||
Итого | 204 | 68 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....