От нестандартного на уроке - к самостоятельному в жизни.
статья по русскому языку по теме

Пахомова Светлана Иосифовна

Статья на основе практического материала обосновывает необходимость формирования креативной личности через решение нестандартных заданий на уроках русского языка и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Пахомова С.И., МОУ № 36, Республика Мордовия

От нестандартного на уроке – к самостоятельному в жизни

К английскому королю Якову 1 обратилась с просьбой няня, которая вскормила его. Просьба состояла в том, чтобы сделать ее сына джентльменом, на что Яков ответил: «Этого я не могу; могу сделать его графом, но джентльменом он должен сделать себя сам. Сделать себя сам. Сам. Овладеть достижениями человечества может не просто ученик, сидящий за книгой или слушающий объяснение учителя. Но ученик, который умеет творчески учиться и хочет учиться, которому интересно учиться, у которого есть широкие познавательные интересы в различных учебных дисциплинах, яркие индивидуальные потребности.

Творчество всегда есть познание, без познания невозможно никакое творчество. Творческое мышление предполагает умения самостоятельно определять проблемы (несоответствие между желаемым и действительным) и находить неизвестные  ранее оригинальные средства и способы их решения. Способность к творческому выбору формируется как способность ребенка к нестандартному мышлению и поведению, к осознанию и развитию собственного опыта. А способность человека в сложной жизненной ситуации сделать выбор в пользу творения, а не разрушения является критерием его духовности, нравственности. И это позитивное начало вырастает из чувства уважения к людям, независимо от национальности, вероисповедания, внешности, и понимания свободы как личной ответственности. Становление духовности происходит в процессе личного самосознания и приобщения к духовности общества, познания его культурных достижений.

 Общеизвестно утверждение Платона и Аристотеля о том, что начало познания есть удивление. Удивление перед необычным, нередко радостное чувство в процессе учебной деятельности, удовольствие от полученного результата помогают испытать нестандартные задания.

Понятие «нестандартное задание» является широким, оно фактически в большей мере связано с деятельностью, которую психологи называют продуктивной.

Нестандартные задания нередко представляют собой проблемные ситуации, то есть ситуации, вызывающие у учащихся затруднение, путь преодоления которого следует творчески искать. Затруднения в заданиях, включающих проблемные ситуации, обусловлены наличием противоречия или несогласованности либо во внутренней структуре подобного задания, либо в системных связях данной структуры с другими явлениями языка, а также внеязыковой действительностью.

Приведем несколько заданий указанного рода.

  • Почему качественные прилагательные могут имеет степени сравнения (хотя их нет ни у относительных, ни у притяжательных)?

    Ученик сталкивается здесь с особым соотношением – несогласованностью – между общим определением имени прилагательного как части речи, где данный признак не указан, и утверждением о его наличии у качественного прилагательного и особенно с противоречием по наличию-отсутствию этого признака между качественными прилагательными, с одной стороны, и относительными и притяжательными – с другой (у последних его нет).

 Ученик находит разрешение этого противоречия в следующем: качественные прилагательные в отличие от относительных и  притяжательных имеют степени сравнения потому, что качество может проявляться в большей или меньшей степени.

  • Сгруппируйте по смысловому или грамматическому признаку слова: мотоцикл, автомобиль, трактор, пароход; доч.., грач.., вещь.., рож..; ножницы, карандаши, очки, сливки. Исключите из каждого ряда одно слово, не  имеющее этого признака.

Основная трудность – выявить единый общий признак, который объединить отдельные слова, то есть преодолеть противоречие общего и единичного.

  • Определите, какие части речи и в каких значениях имеют окончание или суффикс –ому.

При выполнении приведенного задания учащийся встречается с двумя трудностями. Во-первых, предложенный вопрос вступает в противоречие со стереотипом работы, сложившимся у учащегося при определении грамматической формы: обычно в каждом случае отдельно определяется конкретное окончание или суффикс с  конкретным грамматическим значением.  Во-вторых, отвечая на данный вопрос, учащийся приводит имя прилагательное, причастие в дательном падеже, наречие, образованное от прилагательного, но «забывает», как отмечают психологи, о числительном. Последнее вызвано тем, что в порядковых числительных наблюдается противоречие между  формой и содержанием: семантически числительное резко отличается от прилагательного, а потому в сознании учащегося не  ассоциируется с ним.

Построение проблемных ситуаций, их решение требуют, как мы видим, различных переносов в область сопоставления знаний, обобщений.

По-новому взглянуть на структуру языка позволяют творческие работы. В 5-6 классах дети сочиняют сказки и фантастические истории, детективы о  главных и второстепенных членах предложения, о приставках Пре- и При-, о морфемах, были-небылицы по урокам путешествиям, описание интерьера по сказочным мотивам.

Неизменный интерес, радость применения лингвистических знаний вызывают уроки-путешествия, которые провожу в качестве зачетных работ. Ребята, основательно подготовившись по контрольным вопросам и тренировочным упражнениям, фронтальным классным опросам, дома оформляют судовые журналы и дневники путешественников и в урочное время отправляются в полеты на Луну, планету Наречий, в путешествие по Африке, в плавание по морю Словообразования и Орфографии.

Нередки на уроках «гости». На зачетный урок «Все о глаголе» (6 класс) прибыли «американцы», попросившие ребят помочь освоить им все тайны русского глагола. На другом уроке Принцесса Числительное взмахом волшебной палочки расшифровала тайнопись употребления мягкого знака в именах числительных.

Нестандартные задания, приемы, формы работы повышают интерес учащихся к русскому языку и литературе, помогают освоить учебный материал, развивают их мышление и творческие способности, расширяют кругозор, воспитывают и закрепляют положительное отношение к жизни.

Так почему же важна творческая личность, владеющая культурой познания? Прежде всего это важно самому ученику, чтобы успешно учиться в школе, чтобы получить хорошее образование, профессию, а при необходимости сменить ее. Вся жизнь – это решение нестандартных производственных и житейских проблем, решение которых требует новых знаний и умений, которые можно получить в процессе познания. Чтобы человеку быть на высоте, чтобы достойно отвечать вызову времени, ему необходимо учиться. Более того, можно сказать, что учение является способом существования человека сегодня. Только человек, понимающий это и владеющий культурой познания  культуры, может быть успешным,  конкурентноспособным в жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад Развитие творческого потенциала учащихся на уроках математики через нестандартные формы уроков

Небывалый рост объема информации требует от современного человека таких качеств, как инициативность, изобретательность, предприимчивость, способность быстро и безошибочно принимать решения, а эт...

«Подготовки детей-сирот к самостоятельной семейной жизни в условиях детского дома.»

Анализ проблем выпускников детских домов показывает, что они являются следствием тех недостатков, которые до сих пор имеют место в деятельности интернатных учреждений. Это иждивенчеств...

Творческий отчёт о работе над методической темой "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии через нестандартные формы уроков"

Данная работа рассказывает о целях и этапах работы над методической темой.Она будет полезна и интересна учителям географии,которые используют в своей работе нестандартные формы проведения уроков для а...

Технологии подготовки к самостоятельной семейной жизни детей-сирот

Глава 1. Теоретические основы подготовки детей-сирот к самостоятельной семейной жизни в условиях детского дома1.1. Социально-педагогические предпосылки социальной дезадаптации детей-сирот.1.2. Особенн...

Самостоятельная работа "Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова"

Работа состоит из двух частей. Первая часть - таблица по биографии поэта. Вторая часть - тест по стихотворению "Бородино"...

Урок литературы "Нестандартное начало урока литературы"

В презентации предложены интересные этапы начала урока литературы...

Повышение орфографической и лингвистической грамотности через нестандартные формы урока как средство воспитания интереса у учащихся на уроках русского языка и литературы

Уроки русского языка и литературы часто вызывают у детей сложность в освоении изучаемого материала,пропадает интерес к предмету. Интерес у учащихся учебным предметам можно вызвать, используя нестандар...