"Безударная гласная в корне, проверяемая ударением" (Орфограмма №1)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Ченкина Нина Борисовна
Ошибка на это правило является самой распространённой, частотной. Думаю, что одна из причин затруднений учащихся в написании слов с указанной орфограммой -это недооценка школьниками её роли в лексическом значении слова. Подбирая корни - омофоны, предлагаю тексты, "высвечивающие " роль гласной в этой морфеме. Задания для учеников с предложением подобрать аналогичные примеры и составить небольшие тексты( например, детские потешки) закрепляют вывод о том, как важно не ошибиться в написании безударной гласной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orfogrammano1.docx49.01 КБ

Предварительный просмотр:

                                            Урок по теме «Безударная гласная в корне слова».

  Учителя, проработавшие в школе  не один год, знают, что самая «популярная» ошибка в работах и малышей, и старшеклассников  - это безударная гласная в корне. На мой взгляд, мы недостаточно работаем над  раскрытием её роли  в  лексическом значении слова, не показываем тех курьёзов, которые возникают при небрежном отношении к орфограмме  №1. Поэтому цели урока по повторению этого правила в 5-м классе в начале года формулирую так:

  1. научить видеть зависимость лексического значения слова от безударной гласной в корне;
  2. развивать логическое мышление и речь учащихся;
  3. воспитывать чувство ответственности за своё написание.

Тип урока я бы определила термином А.Ю.Купаловой ( А.Ю.купалова. «Изучение синтаксиса и пунктуации в школе» Дрофа.М.2007)–урок мотивационной направленности.

  1. Занятие  начинаю с  проблемной ситуации. На доске написаны слова  сл.зать, ув.дать, пол.скать, прим.рять. Задание: восстановить  слова, обосновать ответ. Обычно учащиеся дают один вариант. В таких случаях учитель записывает второй вариант и предлагает сделать вывод, кто прав и почему.

        После такого начала урока целеполагание и определение темы урока не вызывают  у пятиклассников затруднений.

Вопрос классу:

Что необходимо сделать, чтоб не ошибиться в выборе гласной?

Какие  существуют два способа проверки безударной гласной в корне?   

( Этот вопрос не всегда сразу понятен пятиклассникам, в таком случае  даю примеры  проверок, например: увидать – вид, увидит.

Где здесь однокоренное слово и где форма одного  и того же слова?

Какие же два способа мы использовали для проверки безударной гласной в корне слова? (Напоминаем, что форма слова –это изменение его в числе, падеже. Однокоренное слово может быть другой частью речи, отличаться словообразующими морфемами)

А может быть, не так важно, какую букву напишем в корне?

II. На экране 2-х письма.

                                      Учитель.

  Однажды Дмитрий, находясь в экспедиции, получил от младшего брата письмо, которое его серьёзно озадачило. Давайте прочитаем это послание и мы ( с разрешения Дмитрия!) и попробуем понять причину волнения адресата.

                              Здравствуй, Митя!

Пишет тебе твой младший брат  Ваня. Мне вторую смену приходится прожевать в лагере под Солотчей. Повор  у нас новый, готовит – объяденье!

    Мы с Мишкой  сейчас играли в мечи:  бросали их в лису на меткость. Я два раза попал прямо в дупло!

  А   ещё  мы с ним  запиваем на празднике! У нас проводился конкурс на лучших запивал. Участников было много, но  выбрали нас!  

     Я по тебе соскучился, хочу поседеть, поговорить с тобой. Приезжай!

                                                                            Ваня.

                                    Ответ  Мити.

                                     

                    Здравствуй, Ваня!

 Я всерьёз обеспокоен  твоим  состоянием! Седеть тебе ещё очень рано, но  если на кухне орудуют вороватые люди  да ещё травят вас ядом, то понятно, как тебе плохо. И почему, чтобы съесть что-то, тебе приходится так далеко уходить?

 И игры твои опасны и жестоки: чем же провинилась  бедная лиса? Твой меч мог погубить  её! Да и где ты его нашёл?

Кстати,  конкурс, который провели ваши вожатые, меня окончательно озадачил!  Это в детском лагере – то?!

        Я непременно приеду в ближайшее воскресенье, разберусь во всём!

                                                             Крепись! Митя.        

Вопрос классу.

 Почему так встревожился старший брат?  Что хотел ему поведать Ваня?

Как нам успокоить Дмитрия?

В чём же причина непонимания?

А как бы написали и объяснили выбор буквы вы?

        Выписать слова из письма  Вани, графически  объяснить написание, подобрать проверочные слова.

Один ученик выполняет эту работу на створке доски под контролем учителя.

Самопроверка  по образцу на доске.    

Корни-омофоны  помогают учащимся убедиться в важности правильного написания безударной гласной в этой морфеме. Это уже серьёзная мотивация для ответственного подхода к выбору гласной в корне.

III.Как сформулируете правило?

      Подготовьте устное сообщение об орфограмме №1 и способах её проверки.

      Расскажите  о ней  друг другу.

IV. Спишите  ( попутно  вопрос: “Спешите или спишите?» Почему?) отрывок из стихотворения

А.С.Пушкина, графически обозначьте орфограмму. Внизу, под текстом стихотворения, запишите проверочное слово, выделив корень и поставив ударение.

Унылая п(?)ра!  (?)чей оч(?)рованье!

Приятна мне тв(?)я прощальная кр(?)са,

Люблю я пышное природы ув(?)данье,

В багрец и зол(?)то одетые л(?)са.

Проверка по цепочке с объяснением способа проверки орфограммы.

V.Распределительный диктант. На экране -  таблица:

            Слово.

                           Способ проверки:

однокоренные слова

 форма слова.

Работа выполняется по вариантам: учитель диктует  каждому ряду своё задание( см таблицу ниже)

Самопроверка по заполненной таблице.

            Слово.

                           Способ проверки:

однокоренные слова

 форма слова.

Земля (1вариант)

Земство

Земли

Ковёр (2 вариант)

Коврик

Листочек (1 вариант)

Лист, листья.

Небеса (2 вариант)

Небесный

Небо

Красноватый (1вариант)

Красный

Зеленоватый (2 вариант)

Зелень, зелёный.

Запах (1 вариант)

Пахнуть.

Освежать (2 вариант)

Свежий.

Грачи(1 вариант)

Грач

Улетать(2 вариант)

Лётчик.

Докажите, что способы проверки указаны правильно. ( Дать исторический комментарий к слову земство, показать этимологию его).

Какую картину можно нарисовать с помощью этой однотемной  лексики? (Картину осени)

 

VI. Выполнение упражнений 29 – по цепочке, 30- самостоятельно с последующей проверкой по образцу на доске ( Его выполняет на створке  доски, закрытой от класса,  ученик под контролем учителя).      

VII.  Задание обратного характера: на экране -  проверочные  слова ( гласная в корне в сильной позиции);  подобрать как можно больше  однокоренных слов или форм слова, где ударение не падает на гласную.  Можно эту работу провести в парах или в группах,увеличив объём задания.

               

 1 вариант.                                     2 вариант                                              

Чары.                                             Лес.                            

Тишь.                                            Даль.    

Диво.                                            Лист.                                          

 

Образец:

                         родник,

     родитель,

                                      родовой,

                  Род         родня,

в роду,        родимый,

               родить,        выродок,

Эту работу оценивает учитель.

IX. Подведение итогов урока, самооценка, выбор домашнего задания: упр. 34,  или  составление потешки, или  свой подбор слов с корнями -  омофонами (произносятся одинаково, но пишутся по-разному)  по словарю и составление текста для диктовки

Если останется время, коллективно  составляем  детскую потешку про синицу, используя  слова мила, мела, вила, вела, по воду, хоровод водила, сени,синица. Если на это нет времени, то предлагаю, по желанию, составить небольшой стихотворный текст (лучше, если это будет небольшая книжечка для малышей с рисунками.)

Примерный текст.

Синица мила,

 Во сенях мела,

Во сенях мела,

Разговор вела,

Разговор вела,

Как гнездо вила,

По воду ходила,

Деток выводила.

Деток выводила,

Разуму учила.

   Можно дать этот текст с про-пущенными гласными в корне, чтоб   учащиеся самостоятельно выбрали нужную  орфограмму .

        Можно подготовить карточки с текстами на орфограмму №1. Предлагаю стихотворные шуточные тексты.

Кот, что в доме прож.вал,                                                        Дел у Коли очень много-

Быстро мышку прож.вал;                                                         Нам их все перечесть.

Он сл.зал украдкой сливки                                                       Рассудите сами строго

Из забытой мамой кринки,                                                     ( Если ум, конечно, есть!):  

Молочком их зап.вал                                                                Утром горло пол.скал,  

 И,  довольный, зап.вал:                                                            Потом брата пол.скал,

«Мур-мур-мур! Люблю поспать!                                             Папин китель прим.рял,      

Лень с постели мне сл.зать!»                                                    Мурку  с Жучкой прим.рял.    

                                                                                                     Отв.рил он рис на плитке,

                                                                                                     Отв.рил в саду калитки,

Ист.щился весь запас:                                                                Вокруг сада об.жал,

Раст.щили его  мыши!                                                                Никого не об.жал.

Кот – хв.стун живёт у нас                                                          В.лы Колю  напугали:

Спит весь день, мышей не слышит.                                         У в.лов они лежали.              

И хв.стом не пов.дёт

Он в ответ на писк мышиный!

Молочко п.рное  пьёт,

Любит мягкие п.рины!

Вот мышам поп.ровать

Здесь п.рой  н.чной  привольно.

Про охоту расп.вать

Любит кот, собой  довольный.

Разв.вает ветерок, зав.вает волосы,                                          На  п.сту  п.стух с утра

Расп.ваю песни я звонким своим голосом.                              И в ж.ру , и в холод.

Солнце жаркое с небес землю осв.щает –                                Знать давно уж всем п.ра:

Свои песни я ему, солнцу, посв.щаю:                                      Дед душою молод!

Ум.ляю не п.лить в огороде грядки                                          Зар.жать  ружьё ему

(Тороплюсь я их полить, были чтоб в порядке!),                   Абсолютно ни к чему:    

Посоветую ему, милу другу своему,                                        Пёс с ним стадо ст.рожил,

Летних дней не ум.лять,                                                            Как и дед, он ст.рожил.  

Отдых наш не сокр.щать,                                                          Вся спина у пса в репьях,    

А вот зной свой укр.щать                                                          Дед на это  - только «Ах!»:  

Да злость  ветра ут.шать!                                                           Бесполезно разр.жать:

                                                                                                      Наберёт их пес опять!    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развернутый конспект урока по русскому языку на тему: "Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова".

Конспект урока по русскому языку в 5 классе с планом. В конспекте полное содержание примеров и  упражнений, алгоритм рассуждения учеников и учителя, указан обем письменных работ на уроке....

Разработка урока русского языка для 5 класса. Тема: «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением»

Разработка урока русского языка  для 5 класса. Тема: «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением» Предметные цели:Знать виды орфограммы безударная гласная в корне сло...

Тема: «Орфограммы в корнях слов. Безударные гласные в корне, проверяемые и непроверяемые ударением»

Урок русского языка в 5 классе.Тип урока: повторение и обобщение изученного материала.Вид урока: традиционный.Технология: на диалоговой, групповой и игровой основах....

Урок русского языка во 2 классе "Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова".

Данный урок может быть использован как открытый урок в рамках школьного методического объединения....

Видео диктант "Проверяемые безударные гласные в корне"

Видео диктант представляет собой технически усовершенствованную версию зрительного диктанта. На слайдах представлены деформированные словосочетания и иллюстрации к ним. Эта форма диктанта позволяет со...

План-конспект урока с использованием ЭОР "Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова".

Перчень используемых на данном уроке ЭОР: (название ресурса, тип, вид ресурса, форма предъявления информации,  гиперссылки на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР)....

Тест по теме: «Безударная гласная в корне, проверяемая ударением».

Тест по теме: «Безударная гласная в корне, проверяемая ударением»....