Тема: «Орфограммы в корнях слов. Безударные гласные в корне, проверяемые и непроверяемые ударением»
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
Урок русского языка в 5 классе.
Тип урока: повторение и обобщение изученного материала.
Вид урока: традиционный.
Технология: на диалоговой, групповой и игровой основах.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Учитель русского языка и литературы Горелова И.Н.
г .Красноармейск Саратовская область
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3»
Конспект урока русского языка в 5 классе.
Тема: «Орфограммы в корнях слов. Безударные гласные в корне, проверяемые и непроверяемые ударением»
Цель:
- Повторить написание орфограмм в корне;
- Отработать навыки грамотного письма через подбор разно уровневых упражнений;
- Развивать логическое мышление;
- Активизировать мыслительную деятельность учащихся;
- Развивать внимание, интерес к русскому языку.
Тип урока: повторение и обобщение изученного материала.
Вид урока: традиционный.
Технология: на диалоговой, групповой и игровой основах.
Оборудование: учебник; раздаточный материал: карточки с разно уровневыми заданиями, текст с деформированными словами.
Ход урока:
- Эмоциональная зарядка.
На доске записано высказывание К.Г. Паустовского:
«По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности».
-Прочитайте выразительно это высказывание.
-Как вы его понимаете?
-Какие орфограммы вам встретились?
-Запишите их. Выделите орфограмму.
( Отношение, своему, точно, культурном, ценности).
-Как вы понимаете значение слова « орфограмма»?
- Повторение.
-Запишите только те слова, в которых есть орфограмма
«Гласные в корне, проверяемые ударением».
Б…дон, б… лезнь, в…зать, д…лёкий, зв…онок, к…нфета, к…лоть, л…вить, м…лок, ор…беть, п…тно, г…ристый, р…мень, м…лоток, схв…тить, отд…вать, ст…кан, ст…рый, т…жёлый, л…сной.
- Подберите проверочное и запишите его рядом со словом, выделите орфограммы.
(Проверка выполнения).
- Повторение.
-Зачем нужны правила?
-Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударную гласную?
-Правильно, ребята, надо подобрать проверочное слово.
-А сейчас послушайте сказку, которая вам поможет в дальнейшем не допускать ошибок.
Страна Ошибия.
Жили- были в одной школе Лентяйкин, Непонимайлов, Лодырников, Забывайкин и Ошибкина.
Надоело им получать двойки и выслушивать от учителей разные разности, решили они удрать. Насовсем. Так, чтобы не нашли. В свою страну, где всё было бы так, как они скажут. Вернее, так, как они напишут. И чтобы никто не мог им сказать: «неправильно».
«Это у вас там неправильно. А у нас всё правильно!»- такой вот лозунг себе придумали.
И что же? Вышло, как захотели. Теперь такая страна существует! Ошибией называется.
Это новое государство предоставляет убежище всем-всем ошибкам! Но в этой стране они перестают быть ошибками и живут нормальной полноценной жизнью.
Не верите? Проверьте!
Хотели бы вы жить в такой стране?
Как-то попали несколько ребят в эту свободную, неправильную Ошибию! Сначала понаслаждались вволю, поудивлялись, посмеялись. Но с каждым днём им становилось всё хуже и хуже. Вот один и говорит:
-Нет, братцы. Это не страна, а фильм ужасов какой-то! Раньше я как рассуждал? Подумаешь, не ту букву поставил! Запятой не хватило- эка беда! А сейчас- не-е-ет! Когда все твои ошибки на твою голову валятся- увольте! Я тут за один день такое пережил!
Поседел у телевизора, стаял у магазина. Ещё я примирял костюм- он у меня с ботинками поссорился и в драку полез.
И вообще я тут такого насмотрелся! Видел, как Лентяйкин полоскал свою любимую собаку и как все спустились с горы, а Лодырников всё слизал. Как Ошибкина искала в морковке патроны, чтобы её разрядить! Нет, с меня хватит!
А вы. Ребята. Хотели бы посетить Ошибию? Как вы думаете, хорошо ли там её постоянным обитателям?
- Кто быстрее и правильно?
Найдите слова с безударными гласными в корне и запишите в два столбика.
С проверяемыми | Непроверяемыми |
Б…гом, б…льной, выздор…веть, др…хлеть, ед…ничный, ж…лтеть, зав…нтить, загл…дение, акв…рель, в…н…грет, щедр…та, б…кл…жан, кан…нада, см…тать, нас…лить, отр…виться, в…раж, бр…ш…ра, р…са, р…бой.
- Учимся правильно подбирать проверочные слова.
(Знакомство с материалом «Возьмите на заметку», с.42).
- Выполнение разно уровневых заданий.
На доске слова: астронавт, воробей, пчела, сапоги, магазин, силач, горизонт, скелет, фрагмент, экскаватор, ритуал, юбилей, скворец, почтовый, щека, строка, скалистый, вещевой, немой, пахать.
У учащихся на столе карточки с индивидуальными заданиями.
Задание 1-го уровня.
-Выпишите только имена существительные, у которых есть проверяемые ударением безударные гласные.
-Выделите корень и подберите по одному проверочному слову.
Задание 2-го уровня.
-Выпишите сначала все слова с проверяемыми гласными в корне слова, а затем все остальные. Расставьте в словах ударение.
-Составьте словосочетание глагол + существительное с выделенными словами.
Задание 3-го уровня.
-Обозначьте орфограмму «безударные гласные в корне, не проверяемые ударением в данных словах».
-Обозначить склонение и число имён существительных. Составьте предложение со словом ритуал, уточнив по словарю его значение. К какому словарю следует обратиться? (К толковому).
- Упражнение ( на карточках). Отметьте слова, не соответствующие данному описанию.
А А
препод…вать пок…чнуться
док…зать погл…щать
оп…здать изобр…зить
сокр…щать зак…лить
сост…ять расп…хнуть
заб…влять уд…лённый
исп…ряться уг…дать
п…рхать уд…вольствие
ост…новить изнем…гать.
- Работа с текстом.
Вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания. Почему по- разному пишутся одинаково звучащие слова?
Деревенский огород стор…жил старенький дядя Вася. Он был стор…жилом нашей деревни. В молодости он сост…ял в бригаде трактористов и много труда и сил посв…тил своей машине. Разв…вался сам и разв…вал её возможности. Зато на его тракторе всегда разв…вался флажок ударника. Так люди просл…вляли героев труда.
Теперь дядя Вася состарился и сос…вляет вместе с другими старичками и старушками отряд пенсионеров. Но он не только не прим…рился со старостью но однажды вечером вдруг стал прим…рять тёплый ватник и зар…жать ружьё потом посв…тил себе фонариком и ушёл в ст…рожку.
Уже успел пос…деть а без работы с…деть не научился. Каждый день то грядку вскопает то всходы моркови или свеклы про…редит. Вся деревня бл…госл…вляет дядю Васю и желает ему долгих лет жизни.
-Проверка выполнения.
-Выставление оценок.
Дома: подготовить карточки для орфо-лото.
Образец:
Гор Кос
а а
Твор Рост
а а
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока русского языка для 5 класса. Тема: «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением»
Разработка урока русского языка для 5 класса. Тема: «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением» Предметные цели:Знать виды орфограммы безударная гласная в корне сло...
Урок русского языка во 2 классе "Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова".
Данный урок может быть использован как открытый урок в рамках школьного методического объединения....
Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением
Данный материал можно использовать в качестве карточек...
Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова 5 класс
Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова...
Тренажер для работы с учащимися по освоению правописания безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением
Данный тренажер предназначен для индивидуально-групповой работы с учащимися, может быть использован учителями на уроках письма на этапах знакомства с новой темой, закрепления и повторения; воспитателя...
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением»
Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе по теме "Безударные гласные в корне слова ,проверяемые ударением", презентация? рабочие материалы...
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова"
Урок предусматривает использование электронных ресурсов образовательной платформы "Учи.ру"...