Тема: «Орфограммы в корнях слов. Безударные гласные в корне, проверяемые и непроверяемые ударением»
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Горелова Ирина Николаевна

Урок русского языка в 5 классе.

Тип урока: повторение и обобщение изученного материала.

Вид урока: традиционный.

Технология: на диалоговой, групповой и игровой основах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель русского языка и литературы Горелова И.Н.

г .Красноармейск  Саратовская область

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3»

Конспект урока русского языка в 5 классе.

Тема: «Орфограммы в корнях слов. Безударные гласные в корне, проверяемые и непроверяемые ударением»


Цель:

  1. Повторить написание орфограмм в корне;
  2. Отработать навыки грамотного письма через подбор разно уровневых упражнений;
  3. Развивать логическое мышление;
  4. Активизировать мыслительную деятельность учащихся;
  5. Развивать внимание, интерес к русскому языку.

Тип урока: повторение и обобщение изученного материала.

Вид урока: традиционный.

Технология: на диалоговой, групповой и игровой основах.

Оборудование: учебник; раздаточный материал: карточки с разно уровневыми заданиями, текст с деформированными словами.


Ход урока:

  1. Эмоциональная зарядка.

На доске записано высказывание К.Г. Паустовского:

«По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности».

-Прочитайте выразительно это высказывание.

-Как вы его понимаете?

-Какие орфограммы вам встретились?

-Запишите их. Выделите орфограмму.

( Отношение, своему, точно, культурном, ценности).

-Как вы понимаете значение слова « орфограмма»?

  1. Повторение.

-Запишите только те слова, в которых есть орфограмма

     «Гласные в корне, проверяемые ударением».

Б…дон, б… лезнь, в…зать, д…лёкий, зв…онок, к…нфета, к…лоть, л…вить, м…лок, ор…беть, п…тно, г…ристый, р…мень, м…лоток, схв…тить, отд…вать, ст…кан, ст…рый, т…жёлый, л…сной.

- Подберите проверочное и запишите его рядом со словом, выделите орфограммы.

(Проверка выполнения).

  1. Повторение.

-Зачем нужны правила?

-Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударную гласную?

-Правильно, ребята, надо подобрать проверочное слово.

-А сейчас послушайте сказку, которая вам  поможет в дальнейшем не допускать ошибок.

Страна Ошибия.

Жили- были в одной школе Лентяйкин, Непонимайлов, Лодырников, Забывайкин и Ошибкина.

Надоело им получать двойки и выслушивать от учителей разные разности, решили они удрать. Насовсем. Так, чтобы не нашли. В свою страну, где всё было бы так, как они скажут. Вернее, так, как они напишут. И чтобы никто не мог им сказать: «неправильно».

«Это у вас там неправильно. А у нас всё правильно!»- такой вот лозунг себе придумали.

И что же? Вышло, как захотели. Теперь такая страна существует! Ошибией называется.

Это новое государство предоставляет убежище всем-всем ошибкам! Но в этой стране они перестают быть ошибками и живут нормальной полноценной жизнью.

Не верите? Проверьте!

Хотели бы вы жить в такой стране?

Как-то попали несколько ребят в эту свободную, неправильную Ошибию! Сначала понаслаждались вволю, поудивлялись, посмеялись. Но с каждым днём им становилось всё хуже и хуже. Вот один и говорит:

-Нет, братцы. Это не страна, а фильм ужасов какой-то! Раньше я как рассуждал? Подумаешь, не ту букву поставил! Запятой не хватило- эка беда! А сейчас- не-е-ет! Когда все твои ошибки на твою голову валятся- увольте! Я тут за один день такое пережил!

Поседел у телевизора, стаял у магазина. Ещё я примирял костюм- он у меня с ботинками поссорился и в драку полез.

И вообще я тут такого насмотрелся! Видел, как Лентяйкин полоскал свою любимую собаку и как все спустились с горы, а Лодырников всё  слизал. Как Ошибкина искала в морковке патроны, чтобы её разрядить! Нет, с меня хватит!

А вы. Ребята. Хотели бы посетить Ошибию? Как вы думаете, хорошо ли там её постоянным обитателям?


  1. Кто быстрее и правильно?

Найдите слова с безударными гласными в корне и запишите в два столбика.

С проверяемыми

Непроверяемыми

Б…гом, б…льной, выздор…веть, др…хлеть, ед…ничный, ж…лтеть, зав…нтить, загл…дение, акв…рель, в…н…грет, щедр…та, б…кл…жан, кан…нада, см…тать, нас…лить, отр…виться, в…раж, бр…ш…ра, р…са, р…бой.

  1. Учимся правильно подбирать проверочные слова.

(Знакомство с материалом «Возьмите на заметку», с.42).

  1. Выполнение разно уровневых заданий.

На доске слова: астронавт, воробей, пчела, сапоги, магазин, силач, горизонт, скелет, фрагмент, экскаватор, ритуал, юбилей, скворец, почтовый, щека, строка, скалистый, вещевой, немой, пахать.

У учащихся на столе карточки с индивидуальными заданиями.

Задание 1-го уровня.

-Выпишите только имена существительные, у которых есть проверяемые ударением безударные гласные.

-Выделите корень и подберите по одному проверочному слову.

Задание 2-го уровня.

-Выпишите сначала все слова с проверяемыми гласными в корне слова, а затем все остальные. Расставьте в словах ударение.

-Составьте словосочетание глагол +  существительное с выделенными словами.

Задание 3-го уровня.

-Обозначьте орфограмму «безударные гласные в корне, не проверяемые ударением в данных словах».

-Обозначить склонение и число имён существительных. Составьте предложение со словом ритуал, уточнив по словарю его значение. К какому словарю следует обратиться?   (К толковому).

  1. Упражнение ( на карточках). Отметьте слова, не соответствующие данному описанию.

                 А                                                               А

препод…вать                                                 пок…чнуться

док…зать                                                        погл…щать

оп…здать                                                       изобр…зить

сокр…щать                                                    зак…лить

сост…ять                                                        расп…хнуть

заб…влять                                                      уд…лённый

исп…ряться                                                   уг…дать

п…рхать                                                         уд…вольствие

ост…новить                                                   изнем…гать.

  1. Работа с текстом.

Вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания. Почему по- разному пишутся одинаково звучащие слова?

Деревенский огород стор…жил старенький дядя Вася. Он был стор…жилом нашей деревни. В молодости он сост…ял в бригаде трактористов и много труда и сил посв…тил своей машине. Разв…вался сам и разв…вал её возможности. Зато на его тракторе всегда разв…вался флажок ударника. Так люди просл…вляли героев труда.

Теперь дядя Вася состарился и сос…вляет вместе с другими старичками и старушками отряд пенсионеров. Но он не только не прим…рился со старостью но однажды вечером вдруг стал прим…рять тёплый ватник и зар…жать ружьё потом посв…тил себе фонариком и ушёл в ст…рожку.

Уже успел пос…деть а без работы с…деть не научился. Каждый день то грядку вскопает то всходы моркови или свеклы про…редит. Вся деревня бл…госл…вляет дядю Васю и желает ему долгих лет жизни.

-Проверка выполнения.

-Выставление оценок.

Дома: подготовить карточки для орфо-лото.

Образец:

           Гор                                 Кос

              а                                     а

          Твор                                  Рост

              а                                       а


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока русского языка для 5 класса. Тема: «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением»

Разработка урока русского языка  для 5 класса. Тема: «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением» Предметные цели:Знать виды орфограммы безударная гласная в корне сло...

Урок русского языка во 2 классе "Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова".

Данный урок может быть использован как открытый урок в рамках школьного методического объединения....

Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением

Данный материал можно использовать в качестве карточек...

Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова 5 класс

Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова...

Тренажер для работы с учащимися по освоению правописания безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением

Данный тренажер предназначен для индивидуально-групповой работы с учащимися, может быть использован учителями на уроках письма на этапах знакомства с новой темой, закрепления и повторения; воспитателя...

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением»

Технологическая  карта урока по  русскому  языку в 5 классе по  теме  "Безударные  гласные в корне слова ,проверяемые ударением", презентация? рабочие материалы...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова"

Урок предусматривает использование электронных ресурсов образовательной платформы "Учи.ру"...