Технология коллективного способа действия и ее применение на уроках русского языка
методическая разработка (русский язык, 9 класс) по теме
Представлен опыт обучения русскому языку на основе технологии КСО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologiya_kso.zip | 17.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Заморовская Т.И., учитель русского языка и литературы МКОУ «Сорочинская СОШ»
МКОУ «СОРОЧИНСКАЯ СОШ» КАЛАЧИНСКОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Доклад по теме:
«Технология КСО (коллективного способа обучения) и ее применение на уроках русского языка и литературы»
/из опыта работы/
Учитель русского языка и литературы
МКОУ «Сорочинская СОШ»
ЗАМОРОВСКАЯ Т.И.
2013 г
Технология КСО (коллективного способа обучения) и
ее применение на уроках русского языка и литературы.
/из опыта работы/
учителя русского языка и литературы
МКОУ «Сорочинская СОШ» ЗАМОРОВСКОЙ Т.И.
На своих уроках использую различные технологии: технологию активных методов обучения (АМО), технологию развития критического мышления (ТРКМ), проектную технологию, здоровьесберегающие технологии, ИКТ и другие. Продуманное использование данных технологий помогло мне добиться хороших результатов.
Но в данной работе мне хочется поделиться опытом работы по применению на уроках русского языка и литературы технологии КСО (коллективного способа обучения).
Школьники всегда испытывают потребность в общении. Они стараются сесть за одну парту с теми, с кем интересно общаться, обмениваться мыслями, информацией, делиться переживаниями.
При такой форме работы иногда один ученик подсказывает способ решения другому, не давая возможности преподавателю объективно выяснить уровень его знаний и умений.
Из опыта работы видно, что взаимодействие двух учащихся за партой положительно сказывается на повышении их активности, качестве выполненной работы. После взаимной проверки и самопроверки в тетрадях они оставляют неисправленных ошибок в два - три раза меньше, чем после одной самопроверки. Ученики, работающие парами, обгоняют своих товарищей в беглости и точности чтения. В тех классах, где применялась классная работа, ребята высказывались намного чаще, чем в тех, где такая работа не проводилась.
Однако стоит заметить, что взаимодействие двух учащихся за одной партой не всегда дает положительные результаты в работе. Целесообразно объединять учеников, обладающих разными учебными возможностями. При этом один из них должен отличаться ответственным отношением к учению. Совместная работа двух учащихся с низкими учебными возможностями не дает положительного результата. В большинстве случаев малоэффективно взаимодействие учеников с низкими и средними учебными возможностями. Сотрудничество ученика с высокими учебными возможностями с учащимся, обладающим низкими возможностями, всегда повышает эффективность учебной работы обоих.
Организация коллективной работы на уроке представляет для учителя определенные трудности: ей должна предшествовать глубоко продуманная подготовка. На первом ее этапе школьники изучают правила общения:
- Отвечая на вопрос учителя, ученик обращается ко всему классу, а его товарищи должны повернуться к нему лицом.
- Ученик, отвечавший на вопрос учителя и допустивший ошибку, имеет право сам вызвать ученика для исправления ошибки.
- Исправляя ошибку товарища, надо смотреть на него (при этом используется диалогическая форма общения).
- Для рецензирования и комментирования ответов следует выбирать самому себе товарища.
Одной из форм коллективной деятельности является работа в паре.
Принцип работы в паре основан на временной передаче учащимся функций, традиционно выполняемых учителем: информационных, организационных, контрольных. Пары могут быть постоянного и переменного состава.
Работа в паре включает такие этапы:
- Определение учителем цели и постановки учебных задач на весь период работы
- Краткий инструктаж учащихся
- Предварительная подготовка учащихся к выполнению заданий, включающая обсуждение и составление плана выполнения задания и определения способов его решения.
- Работа пары
- Наблюдение учителя за деятельностью учащихся и ее корректировка
- Взаимная проверка и контроль выполненного задания
- Сообщения учащихся о результатах
- Оценка учителем работы конкретной пары
Отбор материала для парных занятий зависит от задач обучения и содержания изучаемой темы. Полезна парная форма на уроках усвоения новых знаний, формирования умений и навыков, коррекции и контроля. Подготавливая такие уроки, учитель дает учебные задания опережающего характера, рассчитанные на полную самостоятельность учеников. Покажем это на примере изучения пьесы А. Н. Островского «Гроза». Учебные задания, цель которых – освоение художественного текста, для пары постоянного состава могут быть такими:
- Прочитайте текст (действие 2, явление 4). Проанализируйте, как ведут себя Катерина, Тихон. Каково ваше отношение к ним?
- Охарактеризуйте поведение Катерины (действие 2, явление 10). Какая она в данной сцене?
На уроке каждый из учащихся делает краткое сообщение о подготовленном им учебном задании: оценивает поступки действующих лиц. Затем учащиеся приступают к анализу художественного текста, обмениваются мнениями, вырабатывают общую точку зрения. Идет процесс взаимного обогащения знаниями, приобретаются навыки ведения дискуссии.
На следующем этапе урока ученик, подготовивший задание № 1 и обучивший другого ученика, подготовившего задание № 2, излагает ему задание № 2, а этот ученик - другому ученику – задание № 1. Это поможет каждому оценивать собственные успехи в усвоении нового материала и проверить умение обучать других. Взаимопроверка позволит ликвидировать пробелы в знаниях. Работа в паре постоянного состава завершается оценкой результатов. Итоговая отметка может быть записана дробью: в числителе – оценка работы товарищем, а в знаменателе – результат самоанализа и самооценки.
На уроках обобщения и систематизации знаний работу в паре постоянного состава организую с листами взаимного контроля. Предварительно ученикам сообщается, содержание каких вопросов они будут объяснять своему партнёру, на какие вопросы будут готовить общий ответ, какие задания по карточкам будет выполнять каждый из партнёров . Выполнив задание, учащиеся должны оценить результаты деятельности друг друга в соответствие с критериями, предложенными выше.
При этом учитывается:
- Качество раскрытия содержания материала по каждому листу взаимного контроля, по специально предложенному учителем критерию (точность ответа, полнота ответа, логика его построения, аргументированность, культура речи)
- Уровень самостоятельности учащихся
- Количество допущенных ошибок и ошибок, исправленных у товарища
Работа в паре постоянного состава позволяет ученику соотнести свои знания и навыки со знаниями и навыками товарища. Он учится общению, и это общение в процессе совместной деятельности обогащает его знаниями. Наиболее продуктивен КСО при закреплении, совершенствовании знаний. После объяснения нового материала даю выполнение первого упражнения, предлагаю ученикам объяснить применение только что изученного правила друг другу. Рассматривая вопрос о правописании приставок, при совместном выполнении упражнения дети проговаривают правило правописания в парах постоянного состава.
В опыте моей работы оправдали себя динамические пары (из 4 учащихся), работающие на двух друг за другом стоящих партах. Прежде всего, необходимо учитывать психологическую совместимость, желания учеников, санитарно – гигиенические и медицинские условия (слабовидящего посадить за первую парту, высокого - за последнюю и т.д.). Ученикам предлагались вопросы:
- с кем бы ты хотел работать за одной партой?
- если это не удастся, то с кем бы ты согласился работать в статической паре?
Ответы на эти вопросы помогли сформировать пары с учетом желания учащихся. Если ученик не хотел работать с кем – то в парах, я не настаивала. При комплектовании учебных пар учитывала не только учебные возможности ученика, но и какими качествами он обладает. Застенчивого школьника определяла в такую группу, в которой господствовали доброжелательные отношения. Школьник, не привыкший работать, оказывался в парах, в которых ученики характеризовались трудолюбием. Излишне разговорчивый определялся в группу молчаливых, сдержанных. В состав пар не включались ученики, которые питали друг к другу неприязнь.
Работа по формированию пар не терпит спешки, приходилось постепенно подбирать такой состав пар, который мог взаимодействовать наиболее продуктивно. Проще это сделать в младших и сложнее в старших классах.
Наблюдаю за деятельностью в парах, если нужно, поправляю детей, помогаю советом. На особом учете ученики с завышенным уровнем притязаний. Они контролируются особенно тщательно.
Встречаются ученики, не желающие помогать своим товарищам: они просто дают им возможность списать. Надо предупреждать такие настроения в парах.
Необходимо продумать различные варианты индивидуальной работы с учащимися на уроке. Может быть, они один на один прочтут мне свои стихи, не боясь насмешек товарищей, или попробуют нарисовать иллюстрации к прочитанному, или просто почитают что-то наизусть.
Но для того чтобы спокойно работать индивидуально, я при подготовке к уроку должна предусмотреть, что в это время будут делать остальные учащиеся (в парах, самостоятельно), как будет осуществляться контроль и самоконтроль.
Перечислив виды самостоятельной работы учащимся, необходимо для каждого вида работ решить, какой вид контроля можно использовать: самоконтроль (СК), взаимоконтроль (ВК) или комплексно СК и ВК. Может оказаться, что какой-то вид самостоятельной работы необходимо будет проверить после взаимопроверки и самопроверки. Тогда рядом с ВК и СК появится значок К. Обозначив в списке видов самостоятельной работы виды контроля, следует зашифровать блоки заданий, используя для этого начальные буквы того или иного вида работы. Блоки нумеруются. Например: ЧУ 1 – чтение учебника; СЧ 1 – самостоятельное чтение учебника; ЧХ 1 – чтение художественной литературы; В1 – высказывание по прочитанному; ДЧ 1 – дополнительное чтение; ИУ 1 – изложение устное; ИП 1 – изложение письменное; С 1 – сочинение; З 1 – заучивание наизусть; П1 – составление плана. Пользуясь планом-графиком, ученик выберет задания для самостоятельной работы на конкретный урок. Нужно организовать учет самостоятельной работы: сдал товарищу – отметь в графе сам, сдал себе – тоже отметь. Представленный ниже график самоучета является планом всей самостоятельной работы учащихся на четверть. В плане – графике отмечается выполнение плана индивидуальной работы в отдельной графе.
Ориентировочный план - график по литературе на 2 четверть 9 класса по теме
«Творчество А.С.Пушкина» 2011 г.
№ п/п | Фамилия имя | ЧУ – 1 | С | СЧ | П | И | Кр | Т | З |
1. 2. 3. | Бобкова М. Гончар А. Никода В. | + | + + + | + + + | + + | + | + + + | + + | + + + |
Ч У – 1 чтение учебника
С - сообщение
СЧ – сочинение «Соавтор Пушкина « Евгений Онегин» спустя 10, 15 лет»
П – Письмо Пушкину
И – иллюстрация
Кр – кроссворд
Т – «театр» Письмо Татьяны.
З – заучивание наизусть
Главная задача, которая стояла передо мной, - развитие речи учащихся: устной и письменной. Работа в парах, взаимоконтроль, помощь друг другу в процессе общения, рациональное использование времени индивидуальной работы помогла решить эту задачу для каждого ученика. Сначала учила пятиклассников работать в парах. Для проверки давала самые простые задания, например, чтение стихов наизусть. При традиционном опросе успевала опросить двух учеников, в условиях взаимоконтроля за это же время ответили все 15 человек и получили оценки.
При взаимоконтроле давала критерии оценок ( памятки), что помогало учащимся в правильной оценке ответа товарища. Постепенно, научив учащихся работать в статических парах, перешла к работе в четверках. Затем – к коллективной работе в динамической паре. Общее задание, подготовленное дома, для взаимоконтроля делилось на 4 части. Каждый еще раз просматривал свою часть и становился надежным контролером по своему объему задания. Чтобы не мешать друг другу, ребята раздвигали парты и вели творческое обсуждение прочитанного.
От простых заданий мы постепенно переходили к более сложным (творческим), например, к беседе по прочитанному. Увеличение времени речевого общения способствовало значительному повышению речевой культуры учащихся.
Таким образом, внося изменения в методику изучения школьных предметов, ломая привычные методы работы, можно значительно повысить результативность обучения, ускорить темпы прохождения школьных программ, добиться более высоко индивидуального развития учащихся.
Можно выделить следующие основные преимущества КСО:
- в результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания
- в процессе речи включается работа памяти
- каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе
- повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда
- отпадает необходимость в сдерживании темпа продвижения одних и в понукании других учащихся
- формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей
- обсуждение одной информации с несколькими учениками обеспечивает более прочное усвоение
Что дало введение методики КСО на уроках?
Введение оценок за качество взаимоконтроля, выставляемых рядом с подписью проверявшего в тетради товарища, повысило качество взаимопроверки и одновременно способствовало формированию самоконтроля. Большую часть времени учитель мог посвятить индивидуальной работе с учащимися. Задания были дифференцированными, ученик ощущал удовлетворение от того, что справился с ними и получил положительную оценку. Считаю, что за технологией КСО большое будущее.
Использованная литература
- Ангеловски К. Учителя и инновации. – М., 1991.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М., 1989.
- Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. – М., 2001.
- Райер Г. Современные технологии профессионального обучения: учебно – методич. пособие. – Омск. 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии «Коллективный способ обучения по Ривину – Дьяченко» на уроках русского языка
1. Введение.2. Теоретическая часть:1) концептуальные основы технологии;2) особенности содержания и сущностные характеристики КСО;3) методики технологии КСО;3. Практическая часть:1) конспект урока русс...
Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...
Современные технологии, направленные на формирование коммуникативных универсальных действий учащихся пятых классов на уроках русского языка и изобразительного искусства».
Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является формирование универсальных учебных действий, как важной составляющей фундаментального ядра образования. Современная система об...
Технология коллективных способов обучения и их реализация на уроках изобразительного искусства
Важность и необходимость своих предметов в школе знает каждый учитель, но часто открытым остаётся вопрос, «где пригодятся знания, умения, полученные на уроках?» Разговоры же о том, что «каждый о...
Современные образовательные технологии: опыт применения на уроках русского языка и литературы
выступление на районном методическом объединении учителей русского языка и литературы...
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ НА ПРИМЕРЕ КОНСТРУКТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
В настоящей работе предложен методический материал, демонстрирующий пример урока русского языка на основе технологии проблемного обучения, составленного по схеме В.Д. Шадрикова (см. в методике оценки ...
Применение коллективного способа обучения при чтении текстов на уроках английского языка как второго иностранного
В статье "Применение коллективного способа обучения при чтении текстов на уроках английского языка как второго иностранного" предлагается алгоритм проведения учебного занятия по обучен...