ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ НА ПРИМЕРЕ КОНСТРУКТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
статья по русскому языку (6 класс) на тему

Седова Ландыш Миннимухаматовна

В настоящей работе предложен методический материал, демонстрирующий пример урока русского языка на основе технологии проблемного обучения, составленного по схеме В.Д. Шадрикова (см. в методике оценки уровня квалификации педагогических работников).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mnpk-pp-36_-_sedova_l.m.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Седова Л.М.,

учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 31» 

г. Нижнекамск, Республика Татарстан, Российская Федерация

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ НА ПРИМЕРЕ КОНСТРУКТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ПО СХЕМЕ В.Д. ШАДРИКОВА

Аннотация

В настоящей работе предложен методический материал, демонстрирующий пример урока русского языка на основе технологии проблемного обучения, составленного по схеме В.Д. Шадрикова (см. в методике оценки уровня квалификации педагогических работников).

Ключевые слова

урок-исследование; этапы работы; содержание этапа.

Согласно методике оценки уровня квалификации педагогических работников (под ред. В.Д. Шадрикова, И.В. Кузнецовой) письменное квалификационное испытание с целью подтверждения соответствия занимаемой должности может проводиться в двух вариантах по выбору аттестуемого педагога: 1) подготовка конспекта урока (занятия) по предмету, который он преподает в текущем году; 2) решение педагогических ситуаций [1]. В подготовке к такой аттестации мы столкнулись с тем, что ни в свободном доступе на всевозможных интернет-сайтах, ни в каких-либо печатных изданиях нет вариантов уроков, составленных в соответствии с критериями оценки письменной работы. Те варианты, которые удалось найти, не могут использоваться в качестве примеров, так как они не отвечают даже самым простым критериям.

Для написания конспекта урока педагогу предлагается схема из пяти этапов: организационный момент, опрос учащихся по заданному на дом материалу, изучение нового учебного материала, закрепление учебного материала, задание на дом. Схема общая и не зависит от предметной области, изучаемого раздела и т.п. Разработчикам методики такая схема позволила составить единые критерии для оценки письменной работы аттестуемых педагогов. Конспект урока должен быть составлен таким образом, чтобы на каждом этапе учитель демонстрировал компетенции в областях личностных качеств, постановки целей и задач педагогической деятельности, мотивации учебной деятельности, обеспечения информационной основы деятельности, разработки программ деятельности и принятия педагогических решений, организации учебной деятельности. Именно то, что компетенции из всех перечисленных областей должны быть отражены на всех этапах, делает заполнение схемы проблематичным. Некоторые аспекты разработки конспекта урока мы рассмотрели в данной статье на примере предмета «Русский язык».

В основу конспекта был положен комбинированный тип урока. Ориентированный на взаимодействие учеников между собой, урок планировался в виде исследования. Для отражения степени интеракции на том или ином этапе занятия была выбрана и использовалась при составлении конспекта классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности учащихся (классификация И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина).

Урок по нашему замыслу был нацелен на то, чтобы дети овладели навыками работы со справочной литературой. Это в свою очередь предполагало с нашей стороны необходимость познакомить школьников с жизнью и трудами В.И. Даля, раскрыть информационные возможности и культурно-историческую ценность «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И. Даля, организовать исследовательскую деятельность учащихся с помощью словаря Даля [2] и современных словарей [3] (дети должны были исследовать семантику ряда слов, сопоставляя значения слов в разных словарях).

В рамках данной статьи ограничимся частью разработанного нами конспекта. Итак, организационный момент включал: цель для школьника – приготовиться к работе; педагогическую цель – осуществить контроль явки учащихся и подготовить их к работе; образовательную задачу – дать начальное представление об учебном материале, который будет рассматриваться на занятии; воспитательную задачу – продолжить формирование осознанной потребности в умственном труде; развивающую задачу – содействовать развитию необходимых личностных качеств – собранности; методы организации работы учащихся на начальном этапе – проверка явки школьников, их психологической готовности к уроку, а также сообщение темы занятия, его цели и содержания.

Актуализация мотивов предыдущих («Мы хорошо поработали над предыдущей темой»), вызов мотивов относительной неудовлетворенности («Но не усвоили еще одну важную сторону этой темы»), усиление мотивов ориентации на предстоящую деятельность («А между тем, это будет необходимо, например, в таких-то ситуациях»), усиление непроизвольных мотивов удивления, любознательности.

Использование приемов мотивации (обеспечения психологического настроя): связь изучаемого с жизнью, показ недостаточности имеющихся знаний / создание проблемной ситуации/ использование художественной и научно-популярной литературы, произведения искусства/ экскурсы в историю/ использование сравнений/ привлечение занимательных приемов, опытов, парадоксов/ использование игровых ситуаций):

(Вступление). Язык – постоянно развивающееся явление, он живой: как человек может стареть, так и значение слова может меняться. Для того чтобы убедиться в этом, рассмотрим, насколько изменился язык. Попробуем это сделать, сопоставляя значение некоторых слов, которые нам хорошо известны, и исследуем жизнь этих слов с помощью словаря В.И. Даля и современных словарей. А кто же такой Владимир Иванович Даль? Почему мы начинаем знакомство со словом, прибегая к имени этого человека? (ответы учащихся). … предлагаю заглянуть в историю жизни В.И. Даля и послушать выступление, которое подготовили (ФИО школьников)

Аналогичным образом было наполнено содержание прочих этапов, например, «изучение нового учебного материала» также включило: цель для школьника – усвоить новые понятия и способы действия со справочной литературой; педагогическую цель – исследовать с помощью словаря Даля и современных словарей жизнь слова, его историю; образовательную задачу – отработать умение находить слово в словаре, давать ему толкование; воспитательную задачу: продолжить формирование активной жизненной позиции; развивающую задачу – развивать у школьников умение выделять главное, анализировать, делать обобщение, выводы.

Основные положения нового учебного материала: «Словарь Даля озаряет нас изобилием добрых слов, сказанных добрыми людьми в добром расположении духа. Надо бы пользоваться ими пошире и почаще учиться у них добру» – писал В.Д. Берестов. Поэтому одним из исследуемых нами  слов возьмём  слово «ДОБРО».

Формы и методы изложения (представления) нового учебного материала: форма подготовки – фронтальная работа обучающихся на уроке; методы обучения – объяснительно-иллюстративный. Формы и методы организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся: форма подготовки – групповая/ индивидуальная работа обучающихся на уроке; методы обучения – проблемное изложение материала.

Найдите в словарях В.И.Даля и С.И.Ожегова значение этого слова. (Работа со словарями)

Критерии определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому учебному материалу: внимание (произвольное, непроизвольное), интерес (непосредственный, опосредованный). Методы мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала: применение в ходе изложения «попутных» контрольных вопросов, проблемное изложение учебного материала, создание проблемных ситуаций и коллективный поиск их разрешения, увязка изучаемого материала с жизнью, опытом школьников, материалом других учебных дисциплин.

(1.Учащиеся находят и называют значение вышеназванного слова) «Добро» по толковому словарю Даля имеет множество различных значений и его употреблений в пословицах и фразеологизмах. Вот некоторые из них: …

В современном толковом словаре (по словарю Ожегова) «добро» – 1) часто употребляемое значение слова (духовное): «нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок»; 2) имущественный характер (смысл схож со значением толкового словаря В. Даля); 3) отдельное значение добро пожаловать.

(2.Учащиеся в процессе сравнения делают выводы) Значение слова «добро» более обоснованно, более развёрнуто расписано именно по толковому словарю Даля. Однако, связано это, пожалуй, с тем, что многие из приведенных Далем значений устаревшие или стали архаизмами. Таким образом, бóльшая часть той информации, что была в словаре Даля, подверглась сокращению, обобщению многих понятий, и вовсе утрате некоторых обозначений (например, понятие названия отдельной буквы «Д» уже не используется в настоящее время; «добро» перестало использоваться в виде наречия).

Урок был не только составлен, но и проведен. Схема и сам конспект оказались не просто рабочими, а эффективными. Нам удалось отработать у детей умения находить слово в словаре, давать ему толкование, подбирать пословицы на заданную тему, умения преподнести свой ответ. Тема настолько затронула детей, что даже мотивировала на дополнительные исследования, которые ребята провели в минувшем учебном году.

Список использованной литературы:

  1. Методика оценки уровня квалификации педагогических работников / под ред. В.Д. Шадрикова, И.В. Кузнецовой. – М., 2010. – 178 с.
  2. Толковый словарь живаго Великорусскаго языка [Электронный ресурс]. - http://slovardalya.ru/ (дата обращения: 03.09.2018).
  3. Толковый словарь Ожегова [Электронный ресурс]. - http://slovarozhegova.ru/ (дата обращения: 03.09.2018).

© Седова Л.М., 2018


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология разноуровнего обучения как средство воспитания интереса к урокам русского языка.

Дифференцированное обучение на уроках русского языка -  актуальная проблема современной школы. В статье раскрываются практические вопросы дифференцированного обучения....

Освоение технологии проблемного обучения через личностно-ориентированный подход на уроках русского языка и литературы

В данной статье рассмотрены методы, приемы и формы, а также разработки уроков, реализующие личностно-ориентированный подход в преподавании русского языка и литературы....

Эффективные методы применения технологии проблемного обучения и технологии применения ИКТ на уроках математики

Статья о б Эффективных методах применения технологии проблемного обучения и технологии применения ИКТ на уроках математики...

Формирование УУД через применение технологии проблемного обучения на уроках русского языка

Развитие разных групп УУД на уроках русского языка через применение технологии проблемного обучения...

«Применение технологии проблемного обучения на уроках музыки в начальной школе»

Проблемное обучение – это обучение, при котором учитель, создавая проблемные ситуации и, организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное соч...

Конспект урока по русскому языку для 5 специально (коррекционного) класса по теме: "Изменение существительных по числам", с применением технологии проблемного обучения

Конспект урока по русскому языку для 5 специально (коррекционного) класса по теме: "Изменение существительных по числам", с применением технологии проблемного обучения...

Конспект урока по русскому языку для 6 специально (коррекционного) класса на тему: "Родительный падеж имен существительных множественного числа" с применение технологии проблемного обучения

Конспект урока по русскому языку для 6 специально (коррекционного) класса на тему: "Родительный падеж имен существительных множественного числа" с применение технологии проблемного обучения...