Современные технологии, направленные на формирование коммуникативных универсальных действий учащихся пятых классов на уроках русского языка и изобразительного искусства».
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является формирование универсальных учебных действий, как важной составляющей фундаментального ядра образования.
Современная система образования должна вооружить ребенка универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и совершенствоваться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Современные технологии ИЗО | 238.5 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением
отдельных предметов № 45 городского округа Тольятти
РАБОТА по теме «Современные технологии, направленные на формирование коммуникативных универсальных действий учащихся пятых классов на уроках русского языка и изобразительного искусства».
Выполнила: учитель изобразительного искусства
МБУ СОШ № 45 г. Тольятти
Худякова Ольга Владимировна,
г. о. Тольятти 2014 года.
СОДЕРЖАНИЕ
I. Содержание……………………………………………………………стр. 3.
II. Вводная часть.
1. Введение……………………………………………………………….стр. 4 – 6.
III. Основная часть.
1. Актуальность темы…………………………………………………..стр. 7 – 10.
2. Цели………………………………………………………………… стр. 11 –12 .
3. Задачи……………………………………………………………………..стр. 13.
4. План работы…………………………………………………………стр. 14 – 15.
5. Теоретическое описание модели…………………………………... тр. 16 – 19.
6. Наиболее общая характеристика интегрированных уроков……. стр. 20 –21.
7. Интегрированные уроки имеют определенные преимущества.....стр. 22 – 24.
8. Интеграция в преподавании русского языка и ИЗО…………….. стр. 25 – 29.
IV. Заключение
1. Вывод………………………………………………………………. .стр. 30 –32.
V. Список литературы…………………………………………………стр. 33.
VI. Приложение…………………………………………………….стр. 34 – 42.
ВВЕДЕНИЕ
Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения определяет как стратегически важную задачу образования формирование наряду с предметным обязательный метапредметный и личностный результат. Первостепенным становится обучение школьников самостоятельности, умению применять свои знания в сложном, постоянно изменяющемся современном мире в нестандартной ситуации. В связи с необходимостью проведения уроков, нацеленных на новый образовательный результат, возникает множество вопросов о технологиях и формах работы.
Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является формирование универсальных учебных действий, как важной составляющей фундаментального ядра образования. Стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики и современными потребностями общества.
Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач: Обеспечение качества образовательных услуг и эффективности управления образовательными организациями. Расширение использования современных образовательных технологий, обеспечивающих расширение осваиваемых обучающимися компетентностей при сохранении сроков обучения, модернизация системы образовательных стандартов общего и профессионального образования с целью обеспечения их соответствия потребностям современной инновационной экономики.
Современная система образования должна вооружить ребенка универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и совершенствоваться. Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно – деятельностного подхода (Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г. В. Бурменской, И. А. Володарской, О. А. Карабановой, Н. Г. Салминой и С. В. Молчановым.
Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательного и воспитательного процесса в школе.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении это совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.
В соответствии с ФГОС представлено четыре вида универсальной учебной деятельности (УУД): личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. Универсальные учебные действия (УУД) открывают учащимся возможность широкой ориентации в различных предметных областях и в самой учебной деятельности.
Личностные универсальные учебные действия отражают систему ценностных ориентаций школьника, его отношение к различным сторонам окружающего мира.
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают способность учащегося организовывать свою учебно – познавательную деятельность, проходя по её этапам: от осознания цели – через планирование действий – к реализации намеченного, самоконтролю и самооценке достигнутого результата, а если надо, то и к проведению коррекции.
Познавательные универсальные учебные действия обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают способность осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении, соблюдая правила вербального и невербального поведения с учётом конкретной ситуации.
К коммуникативным универсальным учебным действиям относятся: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других. Формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно – познавательных задач.
ФГОС второго поколения ставят задачу сформировать компетенции школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью.
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
Актуальность проблемы межпредметных связей в обучении обусловлена объективными процессами в современном мир. Изменение социальной, политической ситуации в стране, открытость общества процессу интеграции в европейское и мировое сообщество поставили перед школой новые задачи в обучении и воспитании. Мало вооружить школьника суммой знаний и даже, мало развить у него интерес к той или иной дисциплине, необходимо формировать личность, способную активно «вписываться» в современное общество, способную к дальнейшему саморазвитию и самообразованию. Современная система образования характеризуется дифференцированным подходом к обучению: каждый предмет изучается отдельно в отрыве от реальной жизни. Поэтому в последнее время в школе большое внимание уделяется созданию межпредметных проектов, проведению интегрированных уроков, на которых осуществляется синтез знаний различных учебных дисциплин, в результате чего образуется новое качество, представляющее собой неразрывное целое, достигнутое широким и углубленным взаимопроникновением этих знаний.
Исследования определяется рядом противоречий между:
- необходимостью выполнения школой социального заказа на новое качество образования и невозможностью его реализовать с помощью имеющихся традиционных программно – методических средств;
- потребностью общества в информационно – компетентных людях и низкой информационной культурой выпускников средних школ;
- необходимостью и своевременностью индивидуализации процесса обучения и ограниченностью возможностей общеобразовательного учреждения в удовлетворении образовательных потребностей учащихся.
- Исходя из определенного нами круга противоречий, основная проблема исследования определяется поиском способов интегрирования информационно коммуникационных и педагогических технологий для расширения методического спектра форм организации обучения.
Современная система образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину. Предметная разобщенность становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции. Таким образом, самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьезные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира, препятствуют органичному восприятию культуры, поэтому интеграция – инновационное средство формирования познавательной и коммуникативной компетенции учащихся. Основной целью создания единого информационного пространства школы было и остается обеспечение условий, при которых учащийся за годы обучения в школе имеет возможность приобрести самые современные знания, умение их применять, диалектически мыслить, успешно социализироваться и адаптироваться к быстро меняющемуся миру. Единое информационное пространство школы было призвано обеспечить обслуживание учебной деятельности школьников, обучающей деятельности учителей и управленческой деятельности администрации, что требовало от всех участников образовательного процесса.
На собственном педагогическом опыте я убедилась, что использование на уроках художественно – эстетического цикла интерактивных методик, способствует формированию универсальных учебных действий (УУД) и художественно – творческой активности учащихся.
Расширение познавательной сферы школьников в области изобразительного искусства происходит постепенно в процессе решения эвристических заданий, нацеленных на самостоятельный поиск и решение художественно – творческих задач. Например, понимание значения искусства в жизни человека и общества; сравнение шедевров мирового искусства, хранящихся в музеях России (Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей) и художественных музеях своего региона. Умение различать основные виды и жанры пластических искусств. При этом осуществляются различные умственные операции: анализ, синтез, сравнение, классификация; делаются умозаключения, выводы, обобщения, которые представляются в словесной, схематичной или условно – образной форме (знак, код, символ).
Коммуникативный опыт складывается в процессе рассуждений ученика о художественных особенностях произведений, в умении обсуждать индивидуальные результаты художественно – творческой деятельности, в процессе сотрудничества и создания коллективных творческих проектов, с использованием возможностей ИКТ и справочной литературы.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий обеспечивается в результате диалога субъектов образовательного процесса. Расширение навыков общения происходит в процессе игровых ситуаций, деловых игр, предполагающих многопозиционные роли: художника, зрителя, критика, ценителя искусства и др.
В курсе русского языка формирование коммуникативных универсальных учебных действий обеспечивается как общей направленностью работы на обучение общению в устной и письменной форме, в том числе пониманию мысли собеседника и стремлению предельно понятно донести свою, так и конкретными методическими решениями авторов учебника УМК «Гармония». Среди них: обучение созданию текстов определённых жанров: записок, поздравлений, писем, этюдов, загадок, кулинарных рецептов, дневниковых записей и т.д.; общение авторов с ребёнком через письменный текст, систематическое создание ситуаций для общения детей с персонажами учебника, друг с другом, в семье; организация партнёрства, делового сотрудничества детей при выполнении различных заданий.
Формирование всего комплекса универсальной учебной деятельности происходит за счёт реализации принципа системно – деятельностного подхода к организации образовательного процесса. Так, приобретение знаний о языке и речи, основных языковых и речевых умений направляется коммуникативными, познавательными или учебными мотивами; большая часть разделов и тем курса русского языка содержит материал, позволяющий ставить с детьми учебную задачу, обеспечивать её принятие и активные действия по её решению. При этом осуществляются различные умственные операции со средствами языка: анализ, синтез, сравнение, классификация; делаются умозаключения, выводы, обобщения, которые представляются в словесной, схематичной, модельной форме.
Образовательный процесс в среднем звене МБУ СОШ № 45 осуществляется на основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта. Пятые классы обучаются по рекомендуемым учебникам УМК, в которых связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов отчётливо выражена.
Наше время, перенасыщенное всевозможной и разнообразной информацией, предъявляет особые требования к образованию и, конечно, учителю. Мы должны не только дать знания детям и не только научить применять их в жизни, но и должны научить детей думать, анализировать, учить отбирать необходимую информацию.
Модернизация российского образования ставит перед учителем средней общеобразовательной школы задачу переосмысления своей педагогической деятельности, пересмотра подходов и методов преподавания, использования комплекса средств, систему заданий и упражнений, формирующих универсальные учебные действия, которые помогут школьнику стать полноценной социальной личностью, стремящейся реализовать свои возможности, способной делать осознанный и ответственный выбор.
ЦЕЛЬ
Цель проекта: освоить технологии проведения интегрированного урока русского языка и изобразительного искусства по формированию коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся 5 классов.
В своей работе мы хотим представить систему заданий и упражнений, которые, при системном подходе, позволят сформировать коммуникативные универсальные учебные действия. В данный момент особенно актуальной становится задача – развития интеллектуальной, творчески одарённой, нравственной личности, способной к общению в любом культурном пространстве.
Очень часто при переходе обучающихся из начальной школы в среднее звено проявляется проблема: учащиеся не владеют в полном объёме коммуникативными умениями. И результативность уроков, в частности русского языка и изобразительного искусства, зависит от того, насколько рационально организована сменяемость устных и письменных заданий, как продумана взаимосвязь устной и письменной речи учащихся, созданы ли условия для преодоления учениками трудностей. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках можно осуществлять через коммуникативную направленность обучения (обучение общению с помощью общения), с применением новых технологий.
Методика интегрированного обучения, как и вся дидактика, в настоящее время переживает сложный период. Изменились цели общего среднего образования, разрабатываются новые учебные планы и новые подходы в изучении дисциплин через интегрированные образовательные системы. Настоящее время требует перемены мышления во многих областях жизни, внедрения в учебный процесс новых педагогических технологий. Обновление образования требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения, в том числе интегрированных уроков по разным предметам, в результате которых формируется деятельный подход в обучении, о котором много говорится. Методика интегрированного обучения имеет цели: помочь учащимся научиться познавать, научиться жить вместе, научиться жить в ладу с самим собой. Такие цели обучения приводят к формированию у детей критического мышления, не в смысле критиковать, а в смысле среди множества решений выбрать наиболее оптимальное.
Сейчас, когда время требует от нас и наших детей все чаще интересных и нестандартных решений, чтобы не потеряться в этом мире, но найти свое место в жизни, критическое мышление помогает как никакое другое. Трудности в образовании возникают в связи с тем, что в учебных планах сокращается время на изучение некоторых классических школьных предметов, в том числе русского языка и литературы. Эти обстоятельства создают базу для новых теоретических исследований в области методики преподавания, требуют новых подходов в организации учебного процесса. В практике развития образования встал вопрос об интегрированном подходе к преподаванию различных предметов в школе. Проблема межпредметных связей в обучении обусловлена объективными процессами в современном мире. Интеграция информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс необходимое условие модернизации системы образования. Стремительный рост роли компьютерных систем как орудия интеллектуальной деятельности предъявляет качественно новые требования ко всему образовательному процессу.
Предполагаемые результаты:
У учащихся пятых классов будут сформированы коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
1. Умение слушать и вступать в диалог.
2. Продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и
взрослыми.
3. Умение участвовать в коллективном обсуждении проблем.
4. Умение сотрудничать друг с другом.
5. Умение вести диалог в различных коммуникативных ситуациях,
соблюдая правила речевого этикета;
6. Выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями
коммуникации.
ЗАДАЧИ
- Изучить и проанализировать состояние проблемы в педагогической теории и практике;
- определить пути и условия активизации формирования универсальной учебной деятельности школьников пятых классов;
- осуществить отбор технологий, методов и приёмов работы по формированию универсальной учебной деятельности в учебном процессе;
- выявить уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся 5 классов путем проведения мониторинга;
- расширить возможности использования различных технологий методов и средств обучения педагогом, для достижения наилучшего результата обучения;
- определить место интегрированных технологий в учебном плане;
- обобщить полученные результаты, сделать выводы.
В процессе формирования коммуникативной универсальной учебной деятельности учитель:
- учит ставить цели и искать пути их достижения;
- обучает приемам работы в группах;
- обучает самопроверке и самоанализу ;
- учит делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом;
- учит самостоятельно выбирать критерии для оценки;
- учит отстаивать собственное мнение и уважать мнения других;
- учит сотрудничеству между учениками, учениками и учителем.
- возможность постоянного изучения ребенка и мониторинг его развития;
- возможность более активного включения семьи в образовательный процесс (для реализации не только контролирующей функции, но и в части обеспечения условий получения образования).
ПЛАН РАБОТЫ
№ | Этапы работы | Задачи этапа | Направления работы | Мероприятия | Планируемые результаты |
1. | Информационно – аналитический | 1. Произвести поиск и сбор, анализ и систематизацию и информации. 2. Выбрать необходимую информацию из методической литературы и опыта коллег; | 1. Развить коммуникативную деятельность. 2. Изучить новые технологии в обучении. | 1. Произвести систематизацию и анализ педагогической и психолого – методической литературы и интернет ресурсов. 2. Извлечь информацию, относящуюся к теме. 3. Изучить применение новых технологий, методов и приемов. | 1. Найти описание теоретической базы и технологию применения выбранных технологий 2. Повысилась компетентность в вопросах профессионального самоопределения педагогов. 3. Выявления уровня сформированности коммуникативной деятельности. |
2. | Основной (разработка содержания) | 1. Освоить новые технологии, способствующие повышению коммуникативных навыков учащихся, при проведении интегрированных уроков | 1. Изучить проблему. 2. Осуществить выбор способа решения проблемы формирование коммуникативной универсальной учебной деятельности у учащихся на уроках русского языка и ИЗО. | 1.Провести анкетирование, собеседование, мониторинги, контрольные работы, позволяющие выявить уровень сформированности коммуникативных и творческих способностей у детей. | 1. Учителям – предметникам освоить новые технологии, способствующие повышению коммуникативных навыков учащихся, при проведении интегрированных уроков. 2. Применить данные технологии на уроках |
3. | Практический | 1. Создать методические рекомендации и провести интегрированный урок в 5 классе. 2. Разработать план мероприятий по освоению технологий. 3. | 1. Выбрать тип урока. 2.Подобрать тематический дидактический материал по программе. 3.Выбрать необходимые технологии, способствующие достижению цели урока и проекта. | 2. Осуществить отбор технологий, методов и приемов, способствующих формированию коммуникативной универсальной учебной деятельности, проведению интегрированных уроков в 5 классе. 2. Провести мониторинг учащихся. 3. Анкетирование родителей. | 1. Овладение учителем новыми технологиями. 2. Овладеть навыками работы с учащимися над мини – проектами. |
4. | Рефлексивно – аналитический | 1. Произвести анализ планируемых с полученными результатами. 2. Подвести итоги выполненной работы | 1.Проанализировать результаты диагностики и соотнести с полученным результатом. 2. Корректировать организацию деятельности. 3.Оценить деятельность педагогов. | 1.Проанализировать полученные результаты 2. Выяснить уровень сформированности коммуникативной универсальной учебной деятельности у учащихся класса. | 1. Повысить уровень сформированности коммуникативной универсальной учебной деятельностью класса. |
5. | Презентационный | 1. Создать презентацию проекта 2. Поделиться опытом с коллегами: | 1. В совершенстве овладеть новейшими технологиями 2. Выступить с материалами разработок на педагогических советах, семинарах, | 1. Создать презентацию проекта 2. Поделиться опытом с коллегами: на педагогическом совете, на форумах, семинарах, образовательных сайтах. | 1. Поместить методический материал на педагогических форумах, образовательных сайтах, в печатных изданиях. 3. Провести мастер – класс. |
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Теоритическое описание
Под моделью образования мы понимаем систематизированный комплекс основных закономерностей взаимодействия ученика и преподавателя при осуществлении образовательного процесса. В рамках образовательного процесса и возможностей образовательного учреждения позволяет нам обратиться к таким технологиям, которые позволили бы использовать наиболее выигрышные стороны коммуникативных технологий в образовательном процессе.
В начале учебного года при переходе на новые ФГОС учащихся 5 классов было проведено анкетирование родителей с целью выявления запросов, интересов и пожеланий при организации образовательных и воспитательных услуг в школе. Родителям был задан вопрос:
- Что вы считаете главным в воспитании детей?
Результаты анкетирования родителей следующие:
- Дать хорошее образование – 71,7%;
- Воспитать детей честными и добрыми – 36,9%;
- Привить самодисциплину, трудолюбие, организованность – 29,2%;
- Воспитать мужество, стойкость, умение постоять за себя – 28,3%;
- Обучить профессии, которая всегда дает кусок хлеба – 22,1%;
- Воспитать независимость и самостоятельность – 18,4%;
- Развить умственные способности – 13,5%;
- Сформировать деловые способности, «деловую хватку» – 13,1%;
- Научить приспосабливаться к обстоятельствам – 8,9%;
- Воспитать веру в Бога – 7,2%;
- Воспитать терпимость к другим – 6,1%;
- Сформировать гражданскую позицию, убеждения – 3,9%;
- Приобщить к национальной культуре – 3,7%;
- Приобщить к демократическим ценностям – 0,7%.
Результаты анкетирования родителей показывают, что приоритетами семейного воспитания являются ценности материального плана:
- получение хорошего образования (72%),
- хорошего воспитания (37%),
- привитие таких качеств как самодисциплина, трудолюбие,
организованность (29%)
При изучении предметов "Изобразительное искусство" и «Русский язык» в школе, мы использую различные интерактивные технологии с точки зрения формирования универсальной учебной деятельности.
Например: «Метод проектов», « исследовательский метод», дискуссии, игра, метод «мозгового штурма», коллективно – творческие дела (КТД), информационно – компьютерные технологии (ИКТ), здоровьесберегающие технологии.
Интеграция – (от латинского integer – целый, восстановление.) Интеграция является относительно новым веянием в образовательном процесс и становится востребованным в современной школе, где развернуты активные поиски инновационных педагогических технологий.
При интеграции появляется возможность вырваться за рамки одной учебной дисциплины, наглядно, в действии показать, как всё в мире взаимосвязано, и одновременно усилить мотивацию изучения своего предмета.
В конечном счете, интеграция должна способствовать воссоединению целостности мировосприятия – единство мира и человека, живущего в нем и его познающего. Процесс интеграции имеет общегуманистическую основу – современный человек должен понимать своё место и свою роль в природной и социальной среде.
На интегрированном уроке учащиеся имеют возможность получения глубоких и разносторонних знаний, используя информацию из различных предметов, совершенно по – новому осмысливая события, явления. На интегрированном уроке имеется возможность для синтеза знаний, формируется умение переносить знания из одного предмета в другой. Благодаря этому достигается целостное восприятие действительности, происходит формирование личности творческой, самостоятельной, ответственной, толерантной, компетентной.
Интегрированный урок имеет преимущества: пробуждает интерес к предмету, снимает напряженность, неуверенность, помогает сознательному усвоению подробностей, деталей; формирует познавательную компетенцию учащихся. Идея интеграции стала в последнее время предметом теоретических и практических исследований в связи с начавшимися процессами дифференциации в обучении.
Исследуются сложные связи человека и общества, человека и природы, человека и искусства, выясняются общечеловеческие, национальные, региональные ценности и особенности этих связей. Таким образом, основным фактором, интегратором является человек с его проблемами в сложном мире. Известно, что многие школьные предметы издавна имеют интегративный характер, здесь уместно говорить о внутрипредметной интеграции: литература и русский язык, химия и биология, история и общество, физика и математика, изобразительное искусство и музыка. Внутрипредметная интеграция, на мой взгляд, необходима, так как ученики, к сожалению, каждый предмет воспринимают изолированно, и наша задача показать, что это неверное восприятие, что, наоборот, всё взаимосвязано. Межпредметная интеграция - это не просто соединение близких понятий из разных предметов для прочных знаний, это объединение разных предметов при изучении одной темы, целого блока тем в одно целое на основе общего подхода. С практической стороны зрения интеграция предполагает усиление межпредметных связей, снижение перегрузок учащихся, расширение сферы получаемой ими информации, подкрепление мотивации обучения.
Методической основой интегрированного подхода к обучению являются формирование знаний об окружающем мире и его закономерностях в целом, а также установление внутрипредметных связей в усвоении наук. В этой связи интегрированным уроком называют любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов, поэтому интегрированные уроки именуют еще межпредметными, а формы их проведения самые разные: семинары, конференции, путешествия и так далее.
Основные свойства интегрированного урока – синтетичность, универсальность. Он позволяет посвятить учащегося в конечные цели изучения не только данной темы, раздела, но и всего материала, быстрее включить его в познавательный процесс. Ученики часто не в состоянии применить знания одной из дисциплин к знаниям другой, например, взаимосвязь географии и химии, литературы и истории и другие. С другой стороны не очень хорошо объединять все дисциплины в одно целое, так как они теряют свою индивидуальность. Поэтому интегрированные уроки необходимо давать периодически, чтобы ученики увидели взаимосвязь между учебными дисциплинами и поняли, что знания в одной дисциплине облегчает понимание процессов, изучаемых в других областях.
Интегрированные уроки эффективны независимо от того, изучают ли ученики новый или обобщают уже пройденный. На этих уроках рассматриваются многоаспектные объекты, которые являются предметом изучения различных учебных дисциплин. В последнее время сокращается количество часов, отведенных на изучение классических предметов, которые являются фундаментом всего учебного процесса, поэтому интегрированные уроки вносят весомый вклад в решение и этой проблемы.
Наиболее общая характеристика интегрированных уроков:
- Конструирование и проведение урока двумя и более учителями разных
дисциплин.
- Конструирование и проведение интегрированных уроков одним
учителем, имеющим базовую подготовку по соответствующим дисциплинам.
- Создание на этой основе интегрированных тем, разделов и курсов.
- Основные направления осуществления межпредметных связей для совершенствования учебного процесса:
- Усиление системности в компоновке содержания и структуры учебного материала;
- Теоретическое обобщение знаний и активизация познавательной и
коммуникативной деятельности в методах и приемах обучения;
- Комплексность и сотрудничество учителей разных предметов в формах его организации.
Реализация интеграции между предметами возможна лишь при благополучном здоровом климате в коллективе учителей, их плодотворном сотрудничестве на основе взаимопонимания и уважения.
Интеграция – это система, предполагающая объединение, соединение, сближение учебного материала отдельных родственных предметов в единое целое. Это объединение возможно и при условии логической близости изучаемых тем.
Например, можно провести один урок, который будет более эффективен, на мой взгляд, если объединить 2 предмета: русский язык и изобразительное искусство; литературу и изобразительное искусство. Как единая целостная система, интеграция является эффективным средством обучения детей на основе более совершенных методов, приемов, форм и новых технологий в учебно – воспитательном процессе. Она включает в себя элементы различных предметов, соединение которых способствует рождению качественно новых знаний, взаимообогащая предметы, помогая эффективной реализации триединой дидактической цели. Кроме того, интенсифицируя учебный процесс, интеграция способствует снятию перенапряжения, перегрузки, утомляемости учащихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока, что решает не менее важную проблему в условиях работы в школе. Это здоровьесберегающий подход в обучении.
Структура интегрированных уроков искусств технологична и отличается следующими особенностями: предельной четкостью, компактностью, сжатостью учебного материала, логической взаимообусловленностью, взаимосвязанностью материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока, большой информативной емкостью учебного материала, используемого на уроке
Интегрированные уроки имеют определенные преимущества:
- Повышают мотивацию, формируют познавательный интерес, что способствует повышению уровня обученности и воспитанности учащихся.
- Способствуют формированию целостной научной картины мира, рассмотрению предмета, явления с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной.
- Обладая большой информативной емкостью, способствуют увеличению темпа выполняемости учебных операций, позволяют вовлечь каждого школьника в активную работу на каждой минуте уроке и способствуют творческому подходу к выполнению учебного задания.
- Способствует развитию в большей степени, чем обычные уроки, эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления учащихся (логического, художественно – образного, творческого).
- Формирует в большей степени общеучебные умения и навыки, рациональные навыки учебного труда.
Интегрированное обучение подразумевает и проведение бинарных уроков и уроков с широким использованием межпредметных связей. В своём проекте мы выбрали второй тип урока: урок получения новых знаний, по форме урок – практикум. Структура такого типа урока включает этапы: организационный, постановки цели, проверки домашнего задания и актуализации знаний, выполнение задач стандартного типа, затем реконструктивно – вариативного типа, творческого типа, контроля сформированности умений и навыков, определения домашнего задания.
Сначала ученики занимаются воспроизводящей деятельностью. Затем выполняют задания, требующие владения обобщенными умениями и элементами переноса знаний и способов деятельности в новые ситуации.
На этом этапе применяется дифференцированно – групповая форма обучения. Далее – выполнение творческих задач, а в конце урока – творческая деятельность.
Цель данного типа урока – выработать у учащихся определенные умения и навыки, предусмотренные учебной программой.
Задачи:
• образовательные:
познакомить; дать представление; выработать умение; научить владению приемами; углубить знание о:
• воспитательные:
показать роль; вовлечь в активную практическую деятельность; способствовать воспитанию культуроохранного, экологического сознания; создавать объективную основу для воспитания и любви к родному краю; совершенствовать навыки общения.
• развивающие:
научить работать с дополнительной литературой и другими источниками информации; готовить доклады; выступать перед аудиторией, формирование критического мышления; умения анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы.
На уроке формирования умений и навыков в качестве основных источников знаний используются учебники, сборники задач, наборы раздаточного и дидактического материала, мультимедиа, интернет – технологии. Управляя учебной деятельностью учащихся, учитель широко пользуется методами стимулирования, оперативного контроля. Здесь особенно четко реализуются корректирующие и контрольные функции урока, способствующие организации учебной деятельности школьников с наибольшей продуктивностью. Этот урок позволяет осуществлять широкую дифференциацию обучения. Учащиеся выполняют задания с учетом учебных возможностей и благодаря этому продвигаются к цели оптимальным темпом.
Конструкция урока позволяет включать учеников в различные виды парной, групповой и индивидуальной работы, которые занимают большую часть его времени. Можно прибегать к индивидуальной и индивидуально-групповой форме обучения. Этот урок обладает большим воспитательным потенциалом, который реализуется не только за счет эффективного использования идейного содержания учебного материала, но и за счет организации рационального общения, работы в группах и коллективной работы, в процессе которых создаются условия для проявления учениками заботы друг о друге, оказания помощи и поддержки. Взаимный контроль, осуществляемый при этом, способствует развитию самоконтроля. Так решаются развивающие задачи.
На сочетании звеньев закрепления знаний, формирования умений и навыков конструируется урок совершенствования знаний, умений и навыков. На этом уроке ученики, опираясь на предшествующие знания, развивают их, учатся их применять в разных ситуациях. Идет процесс осмысления знаний, выработки умений и навыков.
На таких уроках господствуют практические методы обучения, а по характеру познавательной деятельности преимущество отдается частично-поисковым, репродуктивным методам.
Деятельность учителя специфична. Спланировав работу учащихся заранее, он осуществляет оперативный контроль, оказывает помощь, поддержку и вносит коррективы в их деятельность.
Интеграция в преподавании русского языка и изобразительного искусства.
Учебный предмет «Русский язык» вносит существенный вклад в формирование всех универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных. Прежде всего, курс русского языка нацелен на становление ребёнка как языковой личности, на помощь ему в осознании себя носителем русского языка, языка страны, где он живёт. Различными методическими средствами у школьника последовательно формируется эмоционально – ценностное отношение к русскому языку, интерес к его изучению, желание умело им пользоваться и в целом ответственное отношение к своей речи. Тем самым через воспитание у ребёнка уважительного отношения к русскому языку и к себе как его носителю закладываются основы гражданской личности.
Все предметные умения формируются на основе осознания учениками сущности выполняемых действий и последовательности необходимых операций. У учащихся постоянно формируется умение контролировать свои действия – как после их выполнения, так и по ходу (используются различные виды памяток, задания на исправление ошибок, ведётся системная работа по обучению самопроверке написанного и т.д.). Одним из примеров формирования самоконтроля, в данном случае орфографического, является последовательно реализуемый с помощью интерактивной доски приём письма с «окошками» – пропуск самим учеником во время письма сомнительной для него буквы. Использование этого приёма направляется социальным мотивом: «На родном языке… писать с ошибками стыдно! «Окошко» лучше ошибки!». Дети анализируют работы сверстников и высказывают свою точку зрения.
Применение приёма одновременно обеспечивает:
а) совершенствование у младших школьников ряда предметных,
орфографических, умений;
б) становление рефлексии, самоконтроля как личностного качества, при этом
самого трудного его вида – по ходу осуществления действия;
в) постепенное появление у ребёнка сознательного, ответственного отношения
к качеству своей речи;
г) психологическую разгрузку ученика, снятие у него страха перед ошибкой,
так как буква может быть вписана в «окошко» после спокойного
обдумывания поставленной задачи и её решения на этапе проверки;
д) формирование у школьника способности регулировать свои действия,
выполняя на разных этапах различные умственные операции.
Интегрированные уроки используем в своей работе давно. Прежде всего, это внутрипредметная интеграция. По русскому языку Государственный образовательный стандарт ориентирован не только и не столько на обучение орфографии и пунктуации, сколько на формирование языковой и духовной культуры школьников, умение грамотно думать и хорошо говорить и писать в разных условиях общения.
Связи русского языка как предмета школьного преподавания с другими учебными дисциплинами в зависимости от дидактических целей могут рассматриваться с разных позиций. Обычно указывают на то, что русский язык связан со всеми школьными дисциплинами, «поскольку язык является необходимым средством выражения по всем предметам», поскольку «он отражает все стороны действительности и без овладения языком невозможна никакая мыслительная деятельность». Наличие такой связи бесспорно. В цепочке «русский язык – другие предметы» эта связь устанавливается не столько для русского языка, сколько для всех других предметов, так как язык в качестве орудия познания является одним из решающих условий усвоения учащимися знаний по любому предмету.
Русский язык как предмет школьного образования – явление многоаспектное, и контакты его с другими предметами обнаруживаются не только в содержании. Связь между предметами, как отмечают ученые, выражается также и в том, «что один предмет служит как бы инструментом при решении вопросов и задач в другом предмете».
Учебный предмет «Изобразительное искусство» вносит особый вклад в формирование всех универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Курс изобразительного искусства направлен на развитие эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной деятельности растущей личности, обогащения её духовной сферы и художественной культуры, формирования толерантности, предполагающей уважение к культурному наследию и искусству народов многонациональной России и других стран мира.
Формирование универсальных учебных действий осуществляется в результате реализации принципов системно – действенного подхода к организации образовательного процесса.
Приобретение знаний и расширение представлений учащихся начальных классов о видах и жанрах изобразительного искусства осуществляется в результате решения проблемных ситуаций. Знание не дается в готовом виде, а открывается детьми самостоятельно или при помощи педагога в двух направлениях: в процессе эстетического восприятия природы и произведений искусства, в результате продуктивной творческой деятельности.
Русский язык можно интегрировать и с изобразительным искусством. Урок по «Развитию речи» в этом же пятом классе по теме «Художественное описание пейзажа». Урок начинается с повторения типов речи (описание, повествование и рассуждение) и проверки домашнего задания. В качестве домашнего задания ученики получили сбор материала о художниках пейзажистах. После постановки целей и задач урока ученики получают задание вспомнить произведения художественной литературы, где встречается описание природы: После беседы ученики с помощью учителя делают вывод. Следующий этап урока проводит учитель изобразительного искусства. Идет работа по репродукции картины «Февральская лазурь». Далее ученики работают самостоятельно с фрагментами текста с описанием природы, где пропущены описания, и задача учащихся их восстановить
Таким образом, на этом уроке используется последовательный тип интеграции. Это простейший тип интеграционных связей на уроке, который дает возможность вести урок своеобразными блоками двумя учителями-предметниками (бинарный урок). Как показала практика, этот урок удобнее для учащихся среднего звена.
Готовясь к урокам развития речи по описанию картин, активно использую иллюстративный материал. Как правило, все учащиеся получают задание приготовить мини – проект о художнике, чью картину будут описывать на уроке. И потом, собирая материал к сочинению, каждый получает возможность рассказать об авторе и его работах, рассказать устно и письменно – во вступлении к сочинению. При этом достигаются следующие цели: расширение кругозора, совершенствование умения извлекать главное, композиционно правильно строить сочинение, решается и коммуникативная задача – воспитание умения слушать собеседника. Кстати, на таких уроках не обходится и без интеграции с литературой и музыкой: ведь описывая природу, художник использует краски, поэт – слова и образы, композитор – ноты. Важную роль играет живопись и на уроках литературы. Это, конечно, в первую очередь иллюстрации разных художников к произведениям, которые развивают у детей образное мышление, эстетический вкус, умение сравнивать и анализировать разные виды искусства. С точки зрения изобразительного искусства на интегрированных уроках объединяется единую структуру художественно – эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей среды. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегрированный характер, она включает в себя основы разных видов визуально – пространственных искусств. Цель такого урока это формирование эмоционально – ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры. Работа на уроке предусматривает широкое привлечение жизненного опыта учащихся, обращение к окружающей действительности, на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности. Наблюдение окружающей реальности, развитие способностей учащихся к сознанию своих собственных переживаний, формирование интереса к внутреннему миру человека. Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества. Культоросозидающая роль урока состоит в воспитании гражданственности и патриотизма. Анализируя и описывая картины, учащиеся должны, применить знания из курса изобразительного искусства. Знание цветоведения. Представление о воздействие цвета на человека. Иметь навык сравнение цветовых пятен, смешивание красок. Уметь различать тёплые и холодные гаммы. Создавать образы, используя все выразительные возможности цвета. Развивать навыки колористического восприятия художественных произведении искусства. Рассматривая картины, учащиеся без особого труда определяют жанр произведения. Жанр пейзажа как изображение пространства, как отражение впечатлений и переживаний художника. Образ природы в произведениях русских и зарубежных художников – пейзажистов. Особенности образно – выразительного языка пейзажа. Линейная и воздушная перспектива. Выражая в словесной форме образный смысл или замысел произведения, оценивает результат своего труда и работы одноклассников.
Личностные результаты проявляются в авторском стиле учащегося, в умении использовать образный язык изобразительного искусства: цвет, линию, ритм, композицию, объем, фактуру для достижения своих творческих замыслов.
Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В. М. Монахов).
ВЫВОД
Итак, процесс интеграции возник не на пустом месте. Это длительный этап становления, представляющий собой высокую форму воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения, способствующей созданию нового целого «монолита» знаний.
Интеграция учебных предметов – далеко не механическая деятельность, а интегрированный учебный предмет не простая сумма отдельных учебных курсов. Этот процесс требует существенных изменений в содержании, структуре учебных предметов, усилений в них общих идей и теоретических концепций.
Возможность различных форм интеграции, таких как полное слияние учебного материала, с выделением специфических глав; построение автономных блоков с самостоятельными программами или разделами общей программы, самостоятельными учебниками и методиками позволит более рационально подойти к процессу обучения и воспитания в современной школе, целью которого является формирование целостного представления мира у школьников.
Основной формой организации процесса интеграции предметов в школе является интегрированный урок, особенностью которого выступает тот факт, что его могут вести два или три, а может быть и больше учителей. С психолого – педагогической точки зрения интегрированный урок способствует активизации коммуникативной, познавательной деятельности школьников, стимулирует их активность, является условием успешного усвоения учебного предмета и формирует комуникативную компетенцию учащихся. Кроме того, интеграция обеспечивает совершенно новый психологический климат для ученика и учителя в процессе обучения.
Педагогическая деятельность – это сплав нормы и творчества, науки и искусства. Поэтому важно интегрировать, правильно сочетать то разнообразие приёмов учебной деятельности, которое существует. От этого будет зависеть успех, а значит и результат обучения и здоровья детей
В профессиональной деятельности учителя всегда есть простор для поиска, педагогического творчества и уже не на уровне традиционной методики, а на уровне интеграции знаний по предметам.
Таким образом, подводя итог проделанной методической разработке, можно утверждать, что интеграция является средством формирования коммуникативной компетенции учащихся. Хочется сказать, что задуматься над тем, что интеграция предметов в современной школе – реальная потребность времени, необходимо всем тем, кто заинтересован в формировании всесторонне развитой личности, а также всем, кто занимается вопросами базового педагогического образования и использования инновационных методов в процессе обучения и воспитания.
Активизация коммуникативной деятельности достигается за счёт повышения уровня учебной мотивации, которое, в свою очередь, наблюдается при максимально возможном приближении темпа, направленности и других аспектов организации учебного процесса к индивидуальным стремлениям и возможностям учащегося. Коммуникативная деятельность учащихся в дистанционном обучении отличается от соответствующей очной формы возможностью участия в ней субъектов с различными качественными характеристиками. Творческий образовательный продукт, создаваемый учащимися в ходе познавательно – продуктивной деятельности, вносится на обсуждение в конференции или дискуссии, что увеличивает образовательное пространство для участников дистанционных форм обучения, позволяет им представить свою продукцию для более широкого круга пользователей, услышать вариативность мнений и суждений относительно созданных творческих продуктов, вступить в образовательную коммуникацию с субъектами дистанционного обучения, имеющими различные функции
Что дает данная работа учителю?
• Рождение нового уровня мышления – глобального, интегрированного, а
не замкнутого в своей узкой специализации.
• Освобождает учебное время для изучения другого явления.
• Исключает дублирование учебного материала.
• Усиление межпредметных связей.
Что дает данная работа ученику?
• Активизация мыслительной деятельности.
• Интенсификация учебного материала.
• Расширение сферы получаемой информации.
• Подкрепление мотивации в обучении.
• Умение сопоставлять и анализировать отдельные явления с различных
точек зрения, рассматривать их в единстве взглядов.
• Снижение перегрузок.
Результаты:
1. Повысилась самооценка у учащихся.
2. Повысилось умение адекватно воспринимать оценку.
3. Повысилось умение высказывать своё мнение и аргументировать свою точку
зрения:
4. Учащиеся работают совместно с другими детьми и родителями, приобретают
дополнительные навыки и умения участия в общественной жизни;
5. Приобретен навык анализировать произведения искусства, описывать их,
написания сочинения по составленному плану;
6. У учащихся отмечается динамика в формировании коммуникативных и
личностных результатов.
7. Приобрели умение обсуждать и анализировать собственную художественную
деятельность.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Под ред. Неменского Б. М. Рабочие программы по изобразительному
искусству 5 – 9 классов. Издательство: Москва, «Просвещение» 2013 г.
2. Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А.Тростенцовой. Рабочие программы
русский язык 5—9 классы Издательство: Москва, «Просвещение» 2013 г.
3. Никишина И. В. «Интерактивные формы методического обучения».
Издательство: «Москва», 2007г.
2. В. Г. Гульчевская. « Что должен знать педагог о современных
образовательных технологиях». Практическое пособие.
Издательство: «АРКТИ», 2010г.
4. Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой «Программа формирования
универсальных учебных действий. Планируемые результаты начального
общего образования» Издательство «Москва» 2009 г.
6. Под ред. А.Г. Асмолова. «Виды универсальных учебных действий. Как
проектировать учебные действия в школе. От действия к мысли».
Издательство: «Москва», 2010 г.
9. И. В. Роберт. «Информационные и коммуникационные технологии в
образовании». Учебно – методическое пособие Издательство:
«Дрофа», 2007 г.
10. Российская академия образования. Под ред. А. М. Кондакова, А. А.
Кузнецова. «Концепция федеральных государственных образовательных
стандартов общего образования»: проект. Издательство: Москва,
«Просвещение», 2008.
11. Бухаркина М. Ю., Полат Е. С. «Современные педагогические и
информационные технологии в системе образования»: Учебное пособие /
под ред. Е. С. Полат. Издательство: Москва, Изд. Центр «Академия», 2010 г.
Нормативные документы
1. Закон РФ об образовании
2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: утв.
Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 г. № Пр-271.
3. Статья № 11 «Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013 -
федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»
Интернет ресурсы
2. nsportal.ru.
3. pedsovet.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК
(русский язык + изобразительное искусство)
по теме «Подготовка к сочинению по картине И. Э. Грабаря «Февральская глазурь» в пятом классе»
Разделы: Преподавание русского языка,
Преподавание изобразительного искусства
Тип урока: применение знаний на практике.
Межпредметные связи: русский язык и изобразительное искусство;
Форма урока: урок – практикум
Тип интеграционной связи: последовательный
Цели урока
- Подготовить учащихся к написанию сочинения по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь»
Задачи
Обучающие (образовательные): научить применять полученные знания о типах речи на практике при написании сочинения;
научить оперировать имеющимися знаниями о природе в конкретной ситуации при анализе текстов;
закрепить и углубить представление о пейзаже в художественном стиле.
Развивающие: научить анализировать художественный текст;
сравнивать, сопоставлять, обобщать данные из разных сфер искусства (живопись, музыка, литература);
развивать творческие способности (навыки написания сочинения – описания пейзажа);
развивать коммуникативные навыки работы в группах и познавательный интерес к окружающей среде;
развитие пространственного мышления, обогащение словарного запаса учащихся, развитие представления о холодных и тёплых тонах картины, способствование развитию творческого воображения и литературной речи учащихся.
Воспитательные: вовлечь учащихся в активную деятельность на уроке; создавать объективную основу для воспитания любви к родному краю;
Воспитание эстетического восприятия единства красоты слова, красок и цвета в живописи;
формирование умения «читать» картину, понимать идейный замысел художника;
формировать культуру и бережное отношение к природе.
Универсальные учебные действия
Личностные: проявлять эстетические чувства в процессе рассматривания
картин;
анализировать выполнения работы.
Познавательные: различать и сравнивать, анализировать результаты,
самостоятельно создавать различные работы.
Регулятивные: принимать цели и задачи учебной деятельности;
оценивать учебные действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями её реализации;
адекватно воспринимать оценку.
Коммуникативные: уметь слушать собеседника, признавать возможности
существования различных точек зрения и право иметь
свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку
зрения, обсуждать и анализировать работу свою и
одноклассников, вести диалог.
Оборудование:
Компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, экран.
музыкального сопровождения: Чайковский, «Времена года»;
Элементы оформления кабинета: репродукции картин и портрет И.Э. Грабаря; берёзки, вырезанные из цветной бумаги и бумажные снежинки для выполнения заданий учителя;
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель русского языка:
- Организационная часть
(создается атмосфера доброжелательности и творческой активности).
- Прозвенел звонок наш в срок.
Вы готовы начать урок?
Все ль на месте? Всё в порядке?
Учебник? Ваш дневник? Тетрадка?
Каждый хочет отвечать и оценки получать?
Все ли тут хотят учиться?
Значит, можно всем садиться.
Ребята, сегодня нас ждет необычный урок.
Мы отправимся в удивительное путешествие.
Кто готов отправиться в путь?
- Я надеюсь, что на уроке вы будете внимательными и активными, потому что
все задания, которые вы выполните, помогут вам сделать домашнюю работу –
написать творческую работу.
Запишите дату и тему нашего урока
- Прошу всех занять свои места. Поезд Плесецк – Москва прибывает на первый
путь. Вас встречает город – герой, столица нашей Родины – Москва.
Чтобы познакомиться с достопримечательностями Москвы, мы должны
выполнить задание.
Запишите предложение.
Москва – столица России.
Выполните синтаксический разбор предложения, объясните орфограммы и
знаки препинания.
Задание выполнили, и мы начинаем экскурсию по городу.
(Слайды с достопримечательностями Москвы).
- Красная Площадь, … а вот и Третьяковская галерея. Давайте зайдём в здание.
Прежде, чем зайти, выполним задание.
- О каком времени года идет речь в этих строчках?
Ветви белой краской разукрашу
Брошу серебро на крышу вашу.
Тёплые весной придут ветра
И меня прогонят со двора.
- (Зима)
- Зима - волшебное время года. Все вокруг покрыто белым покрывалом. Какие
явления природы мы можем наблюдать зимой? ( Снегопад)
- Назовите способ образования данного слова. Выполните разбор слова по
составу.
- Вспомните названия зимних месяцев.
А какой месяц зимы нас интересует, вы узнаете, отгадав ещё одну загадку.
Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На деревню налетели
По ночам мороз силён,
Днём метели слышен звон.
День прибавился заметно.
Ну, так что за месяц это? (Февраль)
- Запишите слова
– февраль, зима, подберите к ним эпитеты, сравнения,
- составьте словосочетания
– февраль вьюжный, лютый, снежный,
зима суровая, чародейка, волшебная, морозная
- Сейчас мы как раз можем насладиться февральскими деньками
- Как мы можем охарактеризовать этот месяц? (Снежным, морозным,
ветреным)
- В старину этот месяц называли даже так: ветродуй.
- Как вы думаете, почему его так называли?
- В этом месяце очень часто дуют сильные ветра
Сообщение ученика
(мини – проекты)
В старину февраль называли лютый, Вьюговой и Снежень из – за частых метелей и морозов. Иногда называли его Бокогреем. За то, что он вроде межи между зимой и весной, называли его Меженем. Днём в феврале часто бывает ярко, солнечно, но холодно, потому что солнце светит, но не греет.
Слайды с зимними пейзажами
- А теперь, насладившись красотой и величием русской зимы, войдем в зал
Третьяковской галереи и поближе познакомимся с полотнами знаменитых
русских художников.
2. Экскурсия по Третьяковке.
Учитель изобразительного искусства
(далее – ИЗО)
рассказывает немного о Третьяковской галерее, а потом о художнике):
Учитель использует слайды.
- Игорь Эммануилович увлекался рисованием с раннего детства. После
окончания лицея он поступил учиться в Петербургский университет на
юридический факультет. Позже он закончил Петербургскую академию
художеств. Он был архитектором, замечательным реставратором.
- В начале ХХ века он был директором Третьяковской галереи в Москве, а
затем в Русском музее Санкт – Петербурга.
Наиболее известные его работы
«Неприбранный стол», «Февральская лазурь».
- Игорь Эммануилович был выдающимся портретистом и пейзажистом. Слова
портрет и пейзаж знакомы каждому из вас.
- Определите лексическое значение слова «портретист»?
- Что означает слово пейзаж?
И. Грабарь всегда искренне и правдиво изображал русскую природу.
Учитель русского языка:
- Ребята, посмотрите внимательно на репродукцию картину Игоря
Эммануиловича Грабаря «Февральская лазурь». Сегодня вы должны будете
научиться описывать картину и подготовиться к написанию сочинения по
картине Игоря Эммануиловича Грабаря «Февральская лазурь».
- Как вы думаете, почему художник выбрал такое название картины?
- Как вы понимаете слово лазурь?
(Светло – синяя, голубая или светло – зелёная краска с сиреневым оттенком)
- Найдите лексическое значение слова в толковом словаре в ваших учебников и
запишите его в тетради.
Лазурь - светло – синяя, голубая или светло – зелёная краска с сиреневым
оттенком. На картине очень много этого цвета, поэтому художник выбрал
такое название своему творению.
- Чем мы будем заниматься на уроке?
(Рассматривать картину, находить слова
и словосочетания, которые нам помогут описывать небо, снег, берёзу).
- Посмотрим, каким красками художник изобразил художник предметы на
картине? (Снег – белый, серебристый, голубой, чистый, шёлковый ковёр,
берёза – белоствольная, небо – голубое, бирюзовое, лазурное)
3. Знакомство с картиной и история создания картины.
Учитель русского языка:
- Именно февральские краски природы стали для И. Э. Грабаря волнующими и
привлекательными.
Дети рассматривают картину под музыку
П. И. Чайковского «Времена года» («Февраль»).
- Автор писал: «Когда я однажды взглянул на верхушку берёзы снизу, с
поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища
фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов
радуги, объединённых голубой эмалью неба». И это видение изобразил
художник на картине «Февральская лазурь».
4. Беседа по содержанию картины.
Учитель русского языка:
- Каково ваше впечатление от картины? Какие чувства она у вас вызвала?
Запишем эти слова (радость, лёгкость, очарование, бодрость, ликование).
Учитель ИЗО:
Мастерство художника заключается в том, что он сумел в обыкновенном
русском пейзаже увидеть нечто замечательное, красивое, необыкновенное.
- Когда такое небо бывает в природе?
(В феврале или марте в ясный, морозный, солнечный день)
Посмотрите внимательно на небо на картине Грабаря.
На картине лазоревое небо. Видно, что художнику оно очень понравилось,
так, что он ввёл в название картины слово, обозначающее краску – лазурь.
- Что помогает нам понять, что день изображён солнечный?
(Сверкают стволы берёз. На них видны отблески солнца)
Учитель ИЗО:
- Какие краски есть на картине?
(Нарисуйте в виде радуги цвета, какие видите на картине)
- А какими красками нарисованы ствол берёзы и веточки? Можно ли сказать,
что они чисто белые?
(Нет. Они с жёлтыми, красноватыми, оранжево – коричневыми оттенками,
потому что солнышко на них как бы играет)
- А какими красками написал бы художник этот пейзаж, если бы хотел
показать стужу
(серые, синие, тёмные краски).
- Такие тона называют холодными.
А на картине преобладают тёплые тона - солнечные.
Учитель русского языка:
- А какой день показал художник – холодный или тёплый?
(Это зима. На опушке лежит снег, поэтому день, как и любой день зимой,
должен быть холодный. Но уже пригревает солнце. Так бывает ближе к весне,
а это значит, что день не морозный)
Учитель русского языка:
- И. Э. Грабарь вот такими словами описывал своё любимое время года
(на доске): «Настали чудесные солнечные февральские дни. В природе
творилось нечто необычное. Казалось, что она праздновала какой – то
небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и
сапфировых теней на сиреневом снегу.
- Какие слова помогают увидеть февральский день?
(Лазоревое небо, жемчужные берёзы, сапфировые тени, коралловые ветки,
сиреневый снег)
- Изображено ли всё это на картине?
Художник всё, что видел и чувствовал в природе, показал в своей картине.
Он назвал эти дни праздником: природа нарядилась в жемчуга, кораллы,
сапфиры.
Учитель русского языка:
- Какой день изобразил художник
– тёплый или холодный? (Тёплый, уже пригревает солнышко)
- Какие строки из стихотворения
А. С. Пушкина вам вспоминаются когда вы смотрите на картину?
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце снег лежит.
Задание.
Найдите в текстах эпитеты, сравнения, глаголы, описывающие природу зимой, подчеркните как член предложения. (На каждой парте подборка стихов русских поэтов о зиме, 3-4 небольших стихотворения, из которых при выполнении задания дети будут выбирать сравнения и эпитеты)
Физкультминутка
Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо - всё выше, выше.
Учитель ИЗО:
- А по веткам можно понять, где молодая, а где старая?
(Нет. Они сплелись между собой. Сквозь ветки проглядывает синее небо.
Кажется, что до него очень далеко)
- А как выглядит берёза на переднем плане?
(Она уже старая, потому что искривлённая, огромная, у неё толстый ствол,
много веток)
- А на заднем плане, какие берёзы?
(Там одна старая берёза и много молодых, вдали расположены её подружки,
молодые берёзки)
- Закройте нижнюю часть картины.
Что вам напоминают сплетённые ветви молодых и старой берёзы, усыпанных
снегом, сплетение белого на синем фоне? (Красивый, морозный узор на окне,
кружево)
- Да, действительно, кружево. Оказывается, дерево бывает красивым не
только летом, одетое в нарядную густую траву, но и зимой, когда его ветки
как бы купаются в прозрачном морозном воздухе. Чтобы показать кружево
веток на фоне синего неба, И. Грабарь вырыл в снегу траншею, откуда
можно было смотреть на дерево снизу вверх.
- А какие деревья в глубине картины, на заднем плане, почему они такие
маленькие? Почему художник поместил их так далеко?
(Это рощица молодых берёзок. Они маленькие, потому что все предметы
вдали кажутся меньше. Художник, как бы отодвинул рощу, чтобы она не
мешала нам видеть берёзу)
- Да, такую могучую красавицу берёзу не так легко найти. Она растёт на
просторе, и художник приглашает нас полюбоваться её великолепием.
Давайте попробуем её описать.
(Коралловые ветви, серебристый иней,
розоватые блики солнца, могучая, гордая, сиреневые тени на снегу)
Учитель русского языка:
- А почему именно берёзу выбрал художник?
(Символ русской зимы, России,
она как королева, царица в своём наряде. Про берёзу много стихов, песен)
- Кто знает стихотворения о берёзе?
Чтение стихотворения С. Есенина «Белая берёза под моим окном...»
- Закройте глаза и представьте себе картины природы.
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
- Художник И. Грабарь и поэт С. Есенин видели похожие картины, но один
описал увиденное словами, а другой описал картину – красками.
5. Словарная работа.
Подбор опорных слов для написания сочинения. Орфографическая работа.
- Давайте ещё раз повторим те эпитеты, которыми вы будете пользоваться
при написании сочинения. Выберите их в предложенных вам стихотворениях.
(На доске три больших вырезанных из бумаги березы. На них ученики
поочередно вывешивают бумажные снежинки, на которых сами выписывают
из стихотворений эпитеты, сравнения и олицетворения).
День – морозный, солнечный, ясный.
Небо – голубое, бирюзовое, лазурное, чистое, высокое, прозрачное,
безоблачное.
Воздух – чистый, морозный, прозрачный, бодрящий, колется.
Снег – белый, пушистый, сиреневый, чистый, блестит, сверкает, переливается
огнями снежная бахрома, белая вата.
Берёза – жемчужная, большая, красивая, нарядная, огромная, могучая, гордая.
Ветви – коралловые, сапфировые, развешен иней и т.д.
6. Составление плана сочинения.
1. И. Э. Грабарь – певец русской природы.
2. Описание картины
3. Впечатление, произведённое картиной.
Наша экскурсия подошла к концу. Поезд Москва – Плесецк вернулся домой. Надеюсь, на уроке вы узнали для себя много нового и интересного.
7. Домашнее задание.
Написание сочинения по картине И.Э. Грабаря.
На основе анализа попытаемся определить порядок работы над сочинением.
1. Подумайте, какой художественный образ вы хотите создать?
2. Какова будет главная мысль вашей зарисовки?
3. Какие чувства вы хотите вызвать у читателя?
4. Какие выразительные средства языка вы используете в своей работе?
8. Рефлексия
1. строчка: тема (одно существительное) – картина.
2. строчка: описание темы в двух словах, 3 прилагательных – удивительная,
волшебная, зимняя…
3. строчка: описание действия в рамках темы, 2 глагола – понравилась,
нарисована…
4. строчка: фраза из нескольких слов, показывающее отношение к теме –
наша природа очень красивая.
5. строчка: оценка урока одним словом – интересно.
9. Итог урока.
Выставление оценок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект на тему:"Технология развития устной и письменной коммуникации у учащихся с ЗПР на уроках русского языка и литературы в условиях интегрированного обучения"
проект по программе "Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного учреждения"...
Разработка интегрированного урока русского языка и изобразительного искусства
Данный урок является подготовкой к написанию сочинения - описания картины А.В. Чикачева "Одуванчики" с использованием причастий в 7 классе. На уроке проводится актуализация знаний по теме "Жанры изобр...
Выступление на районном семинаре учителей русского языка и литературы по теме:"Формирование коммуникативной компетентности и творческого Мышления обучающихся на уроках русского языка и литературы".
Выступление на районном семинаре учителей русского языка и литературы по теме:"Формирование коммуникативной компетентности и творческого мышления обучающихся на уроках русского языка и литературы...
Формирование культуроведческой компетенции обучающихся 7-8 классов на уроках русского языка средствами технологии проектного обучения
Из опыта работы учителя по формированию культуроведческой компетенции на уроках русского языка в 7-8 классах...
Интегрированный урок русского языка и изобразительного искусства
урок описания действий...
Формирование коммуникативной компетентности и творческого мышления обучающихся на уроках русского языка и литературы.
Статья посвящена приемам формирования коммуникативной компетенции и творческого мышления на уроках русского языка и литературы...