Глагол. Повторение изученного в 5 классе
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) по теме

Надершина Лейсан Фаруховна

Глагол. Повторение изученного в 5 классе

Цель урока:

Обучающие: 1) усвоить грамматические признаки глагола;

                         2) усвоить опознавательные признаки орфограмм по данной теме.

Развивающие: 1) формировать умение выявлять морфологические признаки глагола;

                            2) развитие опыта обобщения;

                            3) формировать умение по конструированию текстов, умение работать с     деформированными текстами;

Воспитывающие: 1) развитие коммуникативного опыта в условиях группового      взаимодействия;

2) обретение опыта эмпатийного взаимодействия в парах;

3) формирование познавательной активности;

4) обретение опыта оценки своей деятельности и взаимооценки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx29.12 КБ
Файл material_k_uroku.docx12.84 КБ
Файл zadaniya_i_klyuchi.docx12.21 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе.

Тема: «Глагол. Повторение изученного в 5 классе».

Цель урока:

Обучающие: 1) усвоить грамматические признаки глагола;

                         2) усвоить опознавательные признаки орфограмм по данной теме.

Развивающие: 1) формировать умение выявлять морфологические признаки глагола;

                            2) развитие опыта обобщения;

                            3) формировать умение по конструированию текстов, умение работать с     деформированными текстами;

Воспитывающие: 1) развитие коммуникативного опыта в условиях группового      взаимодействия;

2) обретение опыта эмпатийного взаимодействия в парах;

3) формирование познавательной активности;

4) обретение опыта оценки своей деятельности и взаимооценки.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Давайте поздороваемся друг с другом, сначала с партнером по плечу, потом с партнером по лицу.  У нас сегодня много гостей. Посмотрите, пожалуйста, на них, поприветствуйте. Я, надеюсь, что их присутствие не повлияет на вашу работоспособность.

II. Работа в группах. Однократный Раунд Робин.

  1. -На столах у вас карточки. Выполните задание.

 №1. Вставьте пропущенные буквы, определите спряжение глаголов. Все глаголы стоят в форме единственного числа. Ве…т, стел…шь, бор…тся, помога…т, срыва…т, руб…т, кле…т.

 №2. Слитно или раздельно? Спишите, раскрыв скобки. (Не) был, (не) навидеть, (не) хотел, (не) бросит, (не) увидишь, (не) домогать, (не) жила.

 №3. Вставьте пропущенные буквы. Выделите суффикс прошедшего времени. Раста…л снег, постро…ли дом, ла…ли собаки, усил…лся ветер, подкле…л тетрадь, ненавид…л врага, наде…лись на удачу.

 №4. –ТСЯ или –ТЬСЯ? Вставьте, где необходимо, Ь. Носят…ся по берегу, вертит…ся колесо, шепчут…ся друг с другом, нужно настроит…ся на работу, надо держат…ся за перила, двигат…ся по улице, борот…ся с огнём.

Учащиеся выполняют задание, затем обмениваются карточками с соседом и выполняют взаимопроверку по ключам и оценивают одноклассников. Выясняем результаты. Карточки собирает учитель.  Если кто-то получил «2», то сразу же получает карточку с этой же орфограммой для домашнего выполнения. Критерий оценивания лежит на столе.

  1. – Обсудите в группе правило на вашу тему, а затем представитель каждой группы должен проговорить правило всему классу. (Во время выступления ученика №1 на слайде демонстрирую опорную схему по теме «Безударная гласная в личных окончаниях глаголов»).
  2. Встает ученик №2 из другой группы, проговаривает  правило всему классу( правописание не с глаголом ), ученик №3 – правописание суффиксов прошедшего времени, ученик №4 – правописание -тся, -ться.

III. Определение темы и целей урока.

-Как вы думаете, какова будет тема урока, и чем мы будем заниматься, какие цели поставим? (Учащиеся записывают в тетради число, классная работа, тему).

-Русский язык чрезвычайно богат глаголами. В русском языке 40% слов – существительные, 35%  - глаголы.

IV. Повторение изученного в 5 классе. Релли Робин.

 -Итак, основные правила, в которых мы часто допускаем ошибки, повторили, а сейчас систематизируем материал по теме «Глагол»  при помощи  Релли Робин. Встаньте, задвиньте стулья, работаем с партнером по плечу, начинает тот кто выше.

 1. Что обозначает глагол? (действие)

2. На какие вопросы отвечает? (что делать? что сделать?)

3. Как изменяется глаголы? (по временам)

4. В настоящем и будущем времени глаголы изменяются … (по лицам и числам)

5. В Прошедшем времени … (по родам (в ед.ч.) и числам)

6. В предложении глагол обычно бывает … (сказуемым)

7. Назови вопросы совершенного и несовершенного вида? (что сделать? …, что делать?)

8. Как пишется глагол ненавидеть с НЕ? (слитно)

9. Пишется или нет в Н.Ф. после буквы Ч – мягкий знак? (да)

10. Какие окончания имеет глагол в неопределенной форме? (-ТЬ, -ТИ, и нулевое окончание в глаголах на -ЧЬ)

11. Какая буква пишется в корне слова расстилать и почему? (и - суффикс -а)

12. Назови суффикс глагола прошедшего времени? (суффикс -л)

13. Изменение глагола по лицам и числам – называется … (спряжение)

14. Какое окончание у глагола зависит? (ит) бреет? (ет) стелешь? (-ешь)

15. Во 2 лице единственного числа пишется мягкий знак? (да) Приведи пример.

16. Продолжите цепочку: -Бер- - -бир-…(-пер-пир, дер-дир, тер-тир, мер-мир, стел- стил, блест-блист). Объясните данную орфограмму.

Подведение итогов игры. Ну что ж, мы обобщили и привели в систему знания по теме «Глагол», а сейчас мы проверим наши знания на практике. Модель Фрейера (простая)

V. Синтаксическая  пятиминутка. Крестики / нолики.

На столе у команд лежат листы бумаги с игровым полем, ученик №1 берет синий фломастер и записывает мнение команды,  заполняет игровое поле. Нужно записать 3 глагола, 3сущ., 3 местоимения.

 Ученик №3 берет зеленый фломастер и записывает мнение команды, вся команда составляет предложение,  используя 3 слова на одной линии, ученик №4 записывает мнение команды, вся команда  делает синтаксический разбор. Ученик №2 красным фломастером проверяет записанное, вместе с командой.   Команда, которая раньше закончит делает чир.  

-Молодцы, вы хорошо, слаженно умеете работать в группах. Поблагодарите друг друга за хорошую работу. Ученики №2 встаньте и сдайте мне работы команды.

VI. Углы.

На столах у нас лежат листочки, на них написаны глаголы, вам нужно правильно определить время глагола ,  встать и подойти к тому   углу, где написано   нужное вам время. Найдите себе пару. Timed – Pair – Share . Обсуждение в парах в течение определенного времени. Обсудите вопрос. Почему вы пришли именно в этот угол?

V.Самостоятельная работа. 

 Вы хорошо поработали в парах. А сейчас я предлагаю вам поработать самостоятельно.

У каждого из вас карточка с 3-мя заданиями. Выполните задания. Посмотрите, подумайте и приступайте к выполнению.

Задание А. Вставьте подходящие по смыслу глаголы. Выделите окончания. Укажите спряжение этих глаголов.

  1. Пилой пилят, а ножом …
  2. Красками красят, а белилами …
  3. Дом строят, а колодец …
  4. Глазами смотрит, а ушами…
  5. Лёд на реке колют, а траву на лугу …

Задание В. Исправьте речевые ошибки, связанные с неправильным употреблением вида глагола. Ошибки исправляем в тексте.

Однажды Кот и Пёс решали пойти на прогулку в лес. Долго собрались и, наконец, отправлялись. Пошли они, пошли, как вдруг замечали, как заблудились. Сначала они пугались, но потом успокаивались. «Надо садиться, съедать бутерброды, а там видно будет», - сказывал Пёс. И, правда, после еды звери повеселели и быстро находили дорогу домой.

Задание С. Напишите  сжатое изложение. (1) Наступила весна, и тихая дача огласилась громким говором, скрипом колес и грузным топотом людей, переносящих тяжести. (2) Приехали из города дачники, целая веселая ватага взрослых, подростков и детей, опьяненных воздухом, теплом и светом; кто-то кричал, кто-то пел, смеялся высоким женским голосом. (3) Первой, с кем познакомилась собака, была хорошенькая девушка в коричневом форменном платье, выбежавшая в сад. (4) Жадно и нетерпеливо, желая охватить и сжать в своих объятиях все видимое, она посмотрела на ясное небо, на красноватые сучья вишен и быстро легла на траву, лицом к горячему солнцу. (5) Потом так же внезапно вскочила и, обняв себя руками, целуя свежими устами весенний воздух, выразительно и серьезно сказала: – (6) Вот весело-то!

(Л.Андреев «Кусака») 

Приемы сжатия текста:

  1. Исключение (исключается все, без чего текст остается понятным и цельным);
  2. Обобщение (переформулировать мысль своими словами);
  3. Упрощение (исключение повторов, замена сложных синтаксических конструкций простыми).

VI. Подведение итогов. Рефлексия. 

Настало время подвести итоги.

- Как вы оцениваете работу команды  на уроке?

Закончите фразу:

– На уроке мы работали….( отвечают желающие)– Урок для меня показался…
– За урок мы …

VII. Домашнее задание.

- Спасибо за урок. Молодцы!

Упр.458, 461, написать короткую зарисовку, используя  однородные сказуемые

Откройте дневники запишите дом.задание, посмотрите записал ли ваш сосед по плечу, поблагодарите друг друга за хорошую работу на уроке.

Приложение

Ключи к карточкам для групп.

Веет (I спр.), стелешь (Iспр.), борется (Iспр.), помогает (Iспр.), срывает (Iспр.), рубит (IIспр.), клеит (IIспр.)

Носятся по берегу, вертится колесо, шепчутся друг с другом, нужно настроиться на работу, надо держаться за перила, двигаться по улице, бороться с огнём.

Не был, ненавидеть, не хотел, не бросит, не увидишь, недомогать, не жила.

Растаял снег, построили дом, лаяли собаки, усилился ветер, подклеил тетрадь, ненавидел врага, надеялись на удачу.

Резервные карточки для домашнего задания.

Вставьте пропущенные буквы, определите

спряжение глаголов. Все глаголы стоят в форме единственного числа.

Смотр…т, шепч…т, ве…т, завис…т, обид…т, гоня…т, стро…т, бел…т, накле…т.

Вставьте пропущенные буквы, определите

спряжение глаголов. Все глаголы стоят в форме единственного числа.

Наступа…т, наве…т, прогон…т, расста…т, ката…тся, скрипн…т, зала…т, устро…т, дремл…т.

Слитно или раздельно? Спишите, раскрыв скобки.

(НЕ) посещал стадион, (не) был на матче, (не) играл в баскетбол, (не) участвовал в спартакиаде, (не) спросил на уроке, (не) говорили о повести, (не) смотрел второй серии фильма.

Слитно или раздельно? Спишите, раскрыв скобки.

(Не) готовиться к отъезду, (не) мечтать о поездке, (не) торопиться на вокзал, (не) прощаться с городом, (не) посетить музей, (не) предлагать нового, (не) собирать коллекции, (не) написать изложение, (не) поливать растения.

–ТСЯ или –ТЬСЯ? Вставьте, где необходимо, букву Ь. 

Волнует…ся пшеница, готов склонит…ся, наливает…ся зерном колос, можем гордит…ся, торопят…ся ребята, не сидит…ся без дела, принесут напит…ся, славит…ся человеком, любит трудит…ся.

–ТСЯ или –ТЬСЯ? Вставьте, где необходимо, букву Ь. 

Садит…ся солнышко, камыш дымит…ся, туман серебрит…ся, день кончает…ся, решил принят…ся за дело, стала гнут…ся, поле начало золотит…ся, плещут…ся в лужах, стали слетат…ся, любят купат…ся.

Слитно или раздельно? Спишите, раскрыв скобки.

(НЕ) посещал стадион, (не) был на матче, (не) играл в баскетбол, (не) участвовал в спартакиаде, (не) спросил на уроке, (не) говорили о повести, (не) смотрел второй серии фильма.

–ТСЯ или –ТЬСЯ? Вставьте, где необходимо, букву Ь. 

Садит…ся солнышко, камыш дымит…ся, туман серебрит…ся, день кончает…ся, решил принят…ся за дело, стала гнут…ся, поле начало золотит…ся, плещут…ся в лужах, стали слетат…ся, любят купат…ся.



Предварительный просмотр:

Задание А. Вставьте подходящие по смыслу глаголы. Выделите окончания. Укажите спряжение этих глаголов.

  1. Пилой пилят, а ножом …
  2. Красками красят, а белилами …
  3. Дом строят, а колодец …
  4. Глазами смотрит, а ушами…
  5. Лёд на реке колют, а траву на лугу …

Задание В. Исправьте речевые ошибки, связанные с неправильным употреблением вида глагола. Ошибки исправляем в тексте.

Однажды Кот и Пёс решали пойти на прогулку в лес. Долго собрались и, наконец, отправлялись. Пошли они, пошли, как вдруг замечали, как заблудились. Сначала они пугались, но потом успокаивались. «Надо садиться, съедать бутерброды, а там видно будет», - сказывал Пёс. И, правда, после еды звери повеселели и быстро находили дорогу домой.

Задание С. Напишите  сжатое изложение. (1) Наступила весна, и тихая дача огласилась громким говором, скрипом колес и грузным топотом людей, переносящих тяжести. (2) Приехали из города дачники, целая веселая ватага взрослых, подростков и детей, опьяненных воздухом, теплом и светом; кто-то кричал, кто-то пел, смеялся высоким женским голосом. (3) Первой, с кем познакомилась собака, была хорошенькая девушка в коричневом форменном платье, выбежавшая в сад. (4) Жадно и нетерпеливо, желая охватить и сжать в своих объятиях все видимое, она посмотрела на ясное небо, на красноватые сучья вишен и быстро легла на траву, лицом к горячему солнцу. (5) Потом так же внезапно вскочила и, обняв себя руками, целуя свежими устами весенний воздух, выразительно и серьезно сказала: – (6) Вот весело-то!

(Л.Андреев «Кусака»)



Предварительный просмотр:

№1. Вставьте пропущенные буквы, определите спряжение глаголов. Все глаголы стоят в форме единственного числа. Ве…т, стел…шь, бор…тся, помога…т, срыва…т, руб…т, кле…т.

 №2. Слитно или раздельно? Спишите, раскрыв скобки. (Не) был, (не) навидеть, (не) хотел, (не) бросит, (не) увидишь, (не) домогать, (не) жила.

 №3. Вставьте пропущенные буквы. Выделите суффикс прошедшего времени. Раста…л снег, постро…ли дом, ла…ли собаки, усил…лся ветер, подкле…л тетрадь, ненавид…л врага, наде…лись на удачу.

 №4. –ТСЯ или –ТЬСЯ? Вставьте, где необходимо, Ь. Носят…ся по берегу, вертит…ся колесо, шепчут…ся друг с другом, нужно настроит…ся на работу, надо держат…ся за перила, двигат…ся по улице, борот…ся с огнём.

Ключи к карточкам для групп.

№1 Веет (I спр.), стелешь (Iспр.), борется (Iспр.), помогает (Iспр.), срывает (Iспр.), рубит (IIспр.), клеит (IIспр.)

№4 Носятся по берегу, вертится колесо, шепчутся друг с другом, нужно настроиться на работу, надо держаться за перила, двигаться по улице, бороться с огнём.

№2 Не был, ненавидеть, не хотел, не бросит, не увидишь, недомогать, не жила.

№3Растаял снег, построили дом, лаяли собаки, усилился ветер, подклеил тетрадь, ненавидел врага, надеялись на удачу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 6 классе. Глагол. Повторение изученного

Цель: повторить и закрепить изученное о глаголе, формировать умения распознавать морфологические признаки глагола...

презентация к уроку русского языка в 6 классе. Глагол.Повторение изученного.

Презентация к уроку русского языка в 6 классе. Глагол. Повторение изученного....

Глагол. Повторение изученного в 5-м класе (6-й класс)

Цель:повторить основные морфологические признаки глагола;уметь отличать глагол от других частей речи;научить правильно произносить глаголы,не допускать речевых ошибок.здоровьесберегающие задачи:...

Урок русского языка в 6 классе "Глагол. Повторение изученного в 5 классе"

Данный материал можно использовать на первом уроке при изучении темы "Глагол" в 6 классе или при закреплении темы "Глагол" в 5 классе....

«Глагол. Повторение изученного в V классе». Урок в 6 классе

Тема моего урока «Глагол. Повторение изученного в V классе»Цель рока: повторить и закрепить знания учащихся о глаголе как о части речи, формировать умения распознавать морф признаки глагол...

Технологическая карта открытого урока по русскому языку в 6 классе. Глагол. Повторение изученного в 5 классе.

Цели урока:   1.Образовательные:  повторить и обобщить пройденное  по теме «Глагол», формировать знания учащихся о том, как изменяются глаголы; знать, что об...

Маршрутный лист по русскому языку для 6 класса на тему: "Правописание гласных в суффиксах глаголов". "Повторение изученного по теме «Глагол».

Цели урока - закрепить материал о правописании суффиксов –ова-(-ева-), -ыва-(-ива-), повторить материал о глаголе....