Глагол. Повторение изученного в 5-м класе (6-й класс)
план-конспект урока (русский язык, 6 класс) на тему
Цель:
- повторить основные морфологические признаки глагола;
- уметь отличать глагол от других частей речи;
- научить правильно произносить глаголы,
- не допускать речевых ошибок.
- здоровьесберегающие задачи: способствовать сохранению и укреплению здоровья через физ.минутку, отдых, релаксацию.
Тип урока: урок-повторение информационного типа с элементами игры.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Глагол. Повторение изученного в 5-м класе (6-й класс)
Цель:
- повторить основные морфологические признаки глагола;
- уметь отличать глагол от других частей речи;
- научить правильно произносить глаголы,
- не допускать речевых ошибок.
- здоровьесберегающие задачи: способствовать сохранению и укреплению здоровья через физ.минутку, отдых, релаксацию.
Тип урока: урок-повторение информационного типа с элементами игры.
Оборудование: мультимедийный пректор.
Ход урока
Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду -
Все в действие придет.
Летит ракета.
Люди строят зданья.
Цветут сады.
И хлеб в полях растет.
1. Сказочная заставка "Глагол и его друзья"
"Жил был Глагол.
И вот однажды он решил, что каждый обязательно должен приносить какую-нибудь пользу людям. И пошел он по белу светы счастье искать. Шел, шел, видит - сидит Существительное на камушке и плачет.
- Что ты так пригорюнилось?
- Да вот, живу-живу, а для чего - не знаю. Никакой пользы не приношу.
- Пойдем вместе счастье искать. Добрые люди говорят, что счастье и богатство лишь в труде.
Шли, шли и встретили Прилагательное, грустное, тихое, молчаливое.
- Что ты кручинишься, Прилагательное?
- Не к чему мне свои силы приложить, никого не могу порадовать. Одиноко мне. Так хочется поработать, да не знаю где.
- Пойдем с нами счастье искать.
Долго ли, коротко ли шли они, вдруг оказались в сказочной Грамматике"(слайд №1)
(вопросы по слайду)
2.Сообщение темы и целей урока. "(слайд №2)
Тема: «Что мы знаем о глаголе» "(слайд №3)
Цели:
- повторить основные морфологические признаки глагола;
- уметь отличать глагол от других частей речи;
- научить правильно произносить глаголы,
- не допускать речевых ошибок.
3. "Наш архивариус"(слайд №4)
Из истории слов.
Откуда взялось такое странное слово глагол?..
Слово глагол:означало по-старославянски слово, существовало и слово глаголати.
:Значит, глагол выражает действие? Да, но вот что забавно: бездействие:тоже :: стать, лежать, молчать, стоять и т.п.
В разговорном языке мы это грамматическое понятие (как и существительное) не употребляем. Мы не говорим: "Что ты мне глаголишь?" Однако в произведениях наших великих писателей и поэтов встречаются и само слово глагол, и некоторые производные от него.
У Пушкина:
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.
(Тут глаголом значит словом)
У Лермонтова:
Вот у ног Ерусалима,
Богом сожжена,
Безглагольна, недвижима
Мертвая страна.
(Здесь безглагольный означает безмолвный, бессловесный)
:Судьба слова глаголь (т.е. говори) в русском языке в письме довольно причудлива. Оно стало в старорусской азбуке названием буквы "Г": так и читалось: "Аз, Буки, Веди, Глаголь, Добро:", т.е. А Б В Г Д. (Азбука называлась раньше Абевега).
Вопрос к классу: В какой цвет вы бы раскрасили (класс занимался словорисованием) слово "глагол"?
Ответы: синий, зеленый, красный.
4. Практические задания.
1)"Перепутаница""(слайд №5)
Составить сочетание слов
собака | хрюкает |
волк | блеет |
овца | лает |
свинья | гогочет |
гусь | кудахчет |
кузнечик | мяукает |
кошка | стрекочет |
курица | воет |
2)Что такое синонимы? (слайд №6)
Найти синонимы:
мыслить - думать
торопиться - спешить
брать - кричать
блистать - сверкать.
3) поставьте глаголы в неопределенную форму. (слайд №7)
4)Перед вами фразеологические обороты, подберите к ним нужные глаголы, поставьте глаголы в ед.ч. 2-л.: (слайд №8)
- обвести вокруг пальца;
- клевать носом;
- зарубить на носу;
- не спускать глаз;
- пропускать мимо ушей.
(Обманываешь, засыпаешь, запоминаешь, следишь, не слушаешь).
5)Как определить вид глагола? По вопросу. (слайд №9)
Вид. Составить видовые пары:
Что делать? Что сделать?
говорить - сказать
приходить - прийти
ловить - поймать
ложиться - лечь
брать – взять
6)Время. Веселые рифмы(Записать глаголы, указать время)
Прошедшее время -
То, что прошло:
"Вчера мы писали",
"Солнце ушло"
Настоящее время
Приходит теперь:
"Мы пишем имя",
"Бегает зверь".
Будущее время
Еще не пришло:
"После уроков
Пойдем мы в кино".
7)Рефлексия О каком времени года говорится в стихотворении? (весне) (слайд №10)
Если бы у вас были краски, какие цвета вы взяли, чтобы нарисовать весну?
В природе существует 4 цвета весны: красный, желтый, зеленый, синий Гимнастика для глаз. Найдите глазами зеленый цвет, синий, желтый и т.д.
Остановите взгляд на зеленом цвете
Весну называют: ”Весна зеленой травы” Почему?
На слайде текст: Еще не весь сойдет снег, а скоро покажется молодая травка. С каждым днем ее становится все больше. Своим зеленым ковром она закроет остатки земли. (слайд №11)
(определите время, вид, спряжение)
8) Цифровой диктант. (слайд №12) 1-глагол I спряжения;2- глагол II (любить, нести, стелить, смотреть, растереть, скакать, слышать, обидеть, строить, брить, приклеить.)
9) Творческий диктант.
-Вставьте подходящие по смыслу глаголы.
1)Пилой пилят, а ножом…
2)Красками красят, а белилами…
3)Дом строят, а колодец…
4)Зубы чистят пастой, а руки… мылом.
5)Лед на реке колют, а траву на лугу…
10) Работа по учебнику. Упр 432. (слайд №13)
11) Итог урока. (слайд №14)
-О какой части речи мы говорили сегодня на уроке?
12) Домашнее задание. (слайд №15)
Тест№4
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Что мы знаем о глаголе»
Цели: повторить основные морфологические признаки глагола; уметь отличать глагол от других частей речи; научить правильно произносить глаголы, не допускать речевых ошибок.
"Наш архивариус" У Пушкина: И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей. У Лермонтова: Вот у ног Ерусалима, Богом сожжена, Безглагольна, недвижима Мертвая страна.
собака волк овца свинья гусь кузнечик кошка курица хрюкает блеет лает гогочет кудахчет мяукает стрекочет воет
Найти синонимы: мыслить - торопиться - брать - блистать -
Поставь в неопределенную форму глаголы. Посылает, стоит, встречают, звенят, бегут, сверкаешь, смотришь, распевают
Поставь глагол в ед.ч. 2-л. Обвести вокруг пальца. Клевать носом. Зарубить на носу. Не спускать глаз. Пропускать мимо ушей. Обманываешь, засыпаешь, запоминаешь, следишь, не слушаешь
Составить видовые пары: Что делать? Что сделать? говорить - приходить - ловить - ложиться - брать -
кра ски в ес ны
Еще не весь сойдет снег, а скоро покажется молодая травка. С каждым днем ее становится все больше. Своим зеленым ковром она закроет остатки земли.
Цифровой диктант. 1-глагол I спряжения 2- глагол II спряжения
Мы сильные и смелые, осилим любое дело. Выполним упр.
Итог урока. О какой части речи мы сегодня говорили на уроке?
Домашнее задание. Тест № 4.
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 6 классе. Глагол. Повторение изученного
Цель: повторить и закрепить изученное о глаголе, формировать умения распознавать морфологические признаки глагола...
презентация к уроку русского языка в 6 классе. Глагол.Повторение изученного.
Презентация к уроку русского языка в 6 классе. Глагол. Повторение изученного....
Глагол. Повторение изученного в 5 классе
Глагол. Повторение изученного в 5 классеЦель урока: Обучающие: 1) усвоить грамматические признаки глагола...
Урок русского языка в 6 классе "Глагол. Повторение изученного в 5 классе"
Данный материал можно использовать на первом уроке при изучении темы "Глагол" в 6 классе или при закреплении темы "Глагол" в 5 классе....
«Глагол. Повторение изученного в V классе». Урок в 6 классе
Тема моего урока «Глагол. Повторение изученного в V классе»Цель рока: повторить и закрепить знания учащихся о глаголе как о части речи, формировать умения распознавать морф признаки глагол...
Технологическая карта открытого урока по русскому языку в 6 классе. Глагол. Повторение изученного в 5 классе.
Цели урока: 1.Образовательные: повторить и обобщить пройденное по теме «Глагол», формировать знания учащихся о том, как изменяются глаголы; знать, что об...
Маршрутный лист по русскому языку для 6 класса на тему: "Правописание гласных в суффиксах глаголов". "Повторение изученного по теме «Глагол».
Цели урока - закрепить материал о правописании суффиксов –ова-(-ева-), -ыва-(-ива-), повторить материал о глаголе....