Памятки при подготовке к анализу текста
материал (русский язык, 8 класс) по теме
Жизнь грамматики можно показать только в связном тексте, а поэтому на каждом уроке необходимо работать с различными текстами. При анализе текста обязательно выявляется тема, основная мысль, тип и стиль речи. В процессе анализа учитель направляет мысль учащихся на объяснение выбора автором языковых средств и приёмов их использования. Не у всех учащихся это получается хорошо, поэтому при подготовке к анализу текста необходимо использовать различного рода памятки. Использование памяток облегчает процесс анализа текста, приучает школьников к самостоятельному анализу, учит критично относиться к ответам товарищей,вырабатывает умение излагать и аргументировать свою точку зрения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatki_pri_podgotovke_k_analizu_teksta.docx | 14.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Памятка № 1
Наблюдения над текстом повествовательного характера
- Укажите или перечислите события или действия, описанные автором. Все ли необходимые действия указаны? Достаточно ли использовано материала?
- Каков их порядок? Удобен ли этот порядок?
- Как начат текст? Готовит ли начало к пониманию события?
- Окончание текста: в чём его особенности?
- Есть ли описание? Уместно ли оно?
- Есть ли диалог? Его назначение.
Повествование – это рассказ о чем-либо, сообщение о событиях, происшествиях, действиях в определённой хронологической последовательности. Композиция такого текста: завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Ведущая часть речи – глагол.
Памятка №2
Наблюдения над текстом описательного характера
- Каков объект выбран для описания? Цель описания.
- Какие признаки отобраны для описания? Удачно ли? Всё ли отобрано? Нет ли лишнего?
- Имеются ли общие положения с последующей детализацией?
- Каков порядок расположения признаков?
- Как закончено описание?
- Как сформулирован вывод?
Описание – это изображение какого-либо явления действительности путём перечисления и раскрытия его основных признаков. Тексты описательного характера делятся на пейзажные и портретные. Может быть описание неодушевлённого предмета, описание интерьера, описание состояния человека и т.д. Ведущие части речи – существительные и прилагательные.
Памятка №3
Наблюдения над текстом-рассуждением
- Найдите тезис ( основное положение)
- Найдите доказательства.
- Что представляют доказательства? Что ещё могло бы быть доказательством? (суждение, факт, событие, высказывание автора, чужое высказывание)?
- Определите порядок доказательств.
- Вывод и его формулировка.
Рассуждение – это функциональный тип речи, основная цель которого – изложение , разъяснение, подтверждение какой - либо мысли. Композиция такого текста: тезис (основная мысль), аргументы (доказательства), выводы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексный анализ текста. Подготовка к написанию сочинения к части С ЕГЭ.
Урок комплесного анализа текста А.Приставкина "Фотографии". Итогом урока должно стать сочинение, написанное по критериям к части С ЕГЭ....
Доклад На МО учителей социально – гуманитарного цикла на тему: «Комплексный анализ текста как форма подготовки к сочинению-рассуждению»
ДокладНа МО учителей социально – гуманитарного циклана тему: «Комплексный анализ текста как форма подготовки к сочинению-рассуждению»...
Комплексный анализ текста в старшей школе с целью подготовки к написанию части «С» Единого государственного экзамена. Анализ текста О.М.Безымянной «Урок о «если» (подготовка к выполнению части «С»)
Чтобы удивиться, нужно мгновение, а чтобы сделать удивительную вещь, нужны годы терпения и упорного труда.Древняя мудрость Изучение русского...
Развитие творческой компетенции старшеклассников при работе с текстом на уроках русского языка. Анализ текста О.М.Безымянной «Притча об истине» (подготовка к выполнению части «С»)
Работа с текстом на уроках русского языка – одно из условий развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи. Текст – это основа создания развивающей ...
Памятка для родителей "Лингвистический анализ текста"
Памятка для родителей "Как готовиться к лингвистическому разбору текста"...
Элективный курс «Анализ текста». Занятие № 3 «Информативно-целевой анализ текста. Создание собственных текстов».
Повышение лингвистической и коммуникативной компетенции учащихся. Обеспечить подготовку обучающихся к прохождению государственной (итоговой) аттестации за курс основной общеобразовательной школы....
Программы элективных курсов «Стилистика. Грамматика. Текст», «Разноаспектный анализ текста: подготовка к написанию сочинения»
Программы элективных курсов «Стилистика. Грамматика. Текст», «Разноаспектный анализ текста: подготовка к написанию сочинения» предназначены для 10 и 11 классов....