Памятки при подготовке к анализу текста
материал (русский язык, 8 класс) по теме

Галич Любовь Алексеевна

Жизнь грамматики можно показать только в связном тексте, а поэтому на каждом уроке необходимо работать с различными текстами. При анализе текста обязательно выявляется тема, основная мысль,  тип и стиль речи. В процессе анализа учитель направляет мысль учащихся на объяснение выбора автором языковых средств и приёмов их использования. Не у всех учащихся это получается хорошо, поэтому при подготовке к анализу текста необходимо использовать различного рода памятки. Использование памяток облегчает процесс анализа текста, приучает школьников к самостоятельному анализу, учит критично относиться к ответам товарищей,вырабатывает умение излагать и аргументировать свою точку зрения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatki_pri_podgotovke_k_analizu_teksta.docx14.65 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка № 1

Наблюдения над текстом повествовательного характера

  1. Укажите или перечислите события или действия, описанные автором. Все ли необходимые действия указаны? Достаточно ли использовано материала?
  2. Каков их порядок? Удобен ли этот порядок?
  3. Как начат текст? Готовит ли начало к пониманию события?
  4. Окончание текста: в чём его особенности?
  5. Есть ли описание? Уместно ли оно?
  6. Есть ли диалог? Его назначение.

Повествование – это рассказ о чем-либо, сообщение о событиях, происшествиях, действиях в определённой хронологической последовательности. Композиция такого текста: завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Ведущая часть речи – глагол.

Памятка №2

Наблюдения над текстом описательного характера

  1. Каков объект выбран для описания? Цель описания.
  2. Какие признаки отобраны для описания? Удачно ли? Всё ли отобрано? Нет ли лишнего?
  3. Имеются ли общие  положения с последующей детализацией?
  4. Каков порядок расположения признаков?
  5. Как закончено описание?
  6. Как сформулирован вывод?

Описание – это  изображение какого-либо явления действительности путём перечисления и раскрытия его основных признаков. Тексты описательного характера делятся на пейзажные и портретные. Может быть описание неодушевлённого предмета, описание интерьера, описание состояния человека и т.д. Ведущие части речи – существительные и прилагательные.

Памятка №3

Наблюдения над текстом-рассуждением

  1. Найдите тезис ( основное положение)
  2. Найдите доказательства.
  3. Что представляют доказательства? Что ещё могло бы быть доказательством? (суждение, факт, событие, высказывание автора, чужое высказывание)?
  4. Определите порядок доказательств.
  5. Вывод и его формулировка.

Рассуждение – это функциональный тип речи, основная цель которого – изложение , разъяснение, подтверждение какой - либо  мысли. Композиция  такого текста: тезис (основная мысль), аргументы (доказательства), выводы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексный анализ текста. Подготовка к написанию сочинения к части С ЕГЭ.

Урок комплесного анализа текста А.Приставкина "Фотографии". Итогом урока должно стать сочинение, написанное по критериям к части С ЕГЭ....

Доклад На МО учителей социально – гуманитарного цикла на тему: «Комплексный анализ текста как форма подготовки к сочинению-рассуждению»

ДокладНа МО учителей социально – гуманитарного циклана тему: «Комплексный анализ текста как форма подготовки   к сочинению-рассуждению»...

Комплексный анализ текста в старшей школе с целью подготовки к написанию части «С» Единого государственного экзамена. Анализ текста О.М.Безымянной «Урок о «если» (подготовка к выполнению части «С»)

Чтобы удивиться, нужно мгновение, а чтобы сделать удивительную вещь, нужны годы терпения и упорного труда.Древняя мудрость           Изучение русского...

Развитие творческой компетенции старшеклассников при работе с текстом на уроках русского языка. Анализ текста О.М.Безымянной «Притча об истине» (подготовка к выполнению части «С»)

Работа с текстом на уроках русского языка – одно из условий развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи. Текст – это основа создания развивающей ...

Памятка для родителей "Лингвистический анализ текста"

Памятка для родителей "Как готовиться к лингвистическому разбору текста"...

Элективный курс «Анализ текста». Занятие № 3 «Информативно-целевой анализ текста. Создание собственных текстов».

Повышение лингвистической и коммуникативной компетенции учащихся. Обеспечить подготовку обучающихся к прохождению государственной (итоговой) аттестации за курс основной общеобразовательной школы....

Программы элективных курсов «Стилистика. Грамматика. Текст», «Разноаспектный анализ текста: подготовка к написанию сочинения»

Программы элективных курсов «Стилистика. Грамматика. Текст», «Разноаспектный анализ текста: подготовка к написанию сочинения»  предназначены для 10 и 11 классов....