"И оживают картины природы…"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Орлова Наталья Александровна

Урок русского языка в 6-м классе. Описание природы. Зима.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_na_uchitele_goda.docx75.53 КБ
Office presentation icon i_ozhivayut_kartiny_prirody_-_kopiya.ppt2.92 МБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи в 6 классе

«Описание природы. Зима. «И оживают картины природы…»

Учитель: Орлова Н.А.

             2012-2013 уч.год

Урок русского языка в 6-м классе. Описание природы. Зима. ""И оживают картины природы…"

 Цель: развивать у обучающихся умение составлять связный текст на основе воображения, наблюдений, впечатлений, эмоционального воздействия поэзии, музыки.

Задачи:

  1. Совершенствовать навыки работы с художественным текстом.
  2. Отрабатывать навыки создания пейзажных зарисовок на основе художественных текстов.
  3. Формировать умение делать выводы, обобщать изучаемые литературные факты и понятия.
  4. Формировать информационно-коммуникативную компетентность.
  5. Развивать монологическую речь обучающихся и навык выразительного чтения лирических текстов.
  6. Воспитывать любовь к природе.
  7. Развивать познавательный интерес обучающихся к литературе и художественному творчеству.
  8. Формировать правильное отношение к природе, учить шестиклассников «видеть» и «всматриваться» в её красоту.
  9. Воспитывать любовь к чтению, учить ребят видеть красоту русского литературного языка на примере творчества русских поэтов.

Оборудование:

  1. Мультимедийная презентация к уроку.
  2.  Карточки-тренажёры.
  3.  Аудиозапись музыки П.И.Чайковского « Времена года».

ХОД УРОКА.

I. Организационный момент.

Лазурью светлою горят небес вершины,

Блестящей скатертью подернулись долины

И ярким бисером усеяны поля.

На празднике зимы красуется земля

И вас приветствует живительной улыбкой.

Здесь снег, что легкий пух,

Повис на ели гибкой.

Там, темный изумруд посыпав серебром,

На мрачной сосне он нарисовал узоры.

Рассеялись пары, и засверкали горы,

И солнца луч вспылал на своде голубом.

П. Вяземский

(показ слайдов с изображением зимних пейзажей) Слайд 1-2

В это время звучит эпиграф урока.

- О каком времени года идет речь в стихотворении? (о зиме, о зимней природе)

Вот именно об этом мы сегодня с вами поговорим.

Тема урока сегодня: «И оживают картины природы…»

II. Мотивационно - целевой блок.

Вступительное слово учителя.

- Один человек смотрит на открывающийся его глазам пейзаж и видит скучную дорогу, лес, деревья.

Второй, посмотрев на этот же пейзаж, увидел снег, лежащий на земле, берёзу.

А третий залюбовался пейзажем и унёс в своей памяти куда больше. Он смог увидеть искрящийся, серебристый снег, увидел удивительно снежное небо, увидел ослепительно-белые стволы берёз, увенчанные изумрудными кронами.

- Чем различаются картины, увиденные разными людьми?

- Какие слова помогли третьему человеку красочно и образно описать пейзаж, который только он смог по-настоящему « увидеть», а нам представить его? (синее море васильков, влажная чернота пахоты, ослепительно-белые стволы берёз, изумрудные кроны).

III. Блок «Изучение нового материала».

Целеполагание.

У художника-живописца – краски для изображения картин природы. Вы это только что увидели на слайдах.

У писателя-живописца – слово. Мы с вами не писатели, но будем учиться искусству слова, будем учиться создавать пейзажные зарисовки на основе художественных текстов.

- А для этого я предлагаю вам вместе со мной совершить путешествие. Мы отправимся в зимний лес, но не в обыкновенный лес, а в сказочный. Согласны? С собой в дорогу я предлагаю взять наблюдательность, фантазию и находчивость. Мы постараемся увидеть красоту зимнего леса, заглянем в его тайны, послушаем звуки.

Представьте утро. Мы выходим из своих домов и направляемся к лесу. Воздух чистый, свежий, мороз пощипывает щеки, под ногами скрипит снег.

Постепенно просыпается лес. Солнце поднимается выше и выше, и мы видим, как на вершинах сосен играет золотистый солнечный свет. Голубеет небо.

Под голубыми небесами,

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит.

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

                             А.С.Пушкин

Заходим в лес. Остановились и огляделись.

Нас встречает зимний лес.

Он стоит, как белый терем,

Полный сказок и чудес!

                          В.Степанов

А какие бывают чудеса в зимнем лесу? Давайте пофантазируем.

- Закройте, ребята, глаза и представьте себя в лесу.

- Что вы видите?

        

Послушайте звуки леса (звучит музыка)

- Какие звуки вы слышите?

- Обратите внимание на снег. Какой он? Используйте в своей речи слова для справок из каоточки №1. (приложение).

- С чем можно сравнить снег на поляне? На елях?

А сейчас мысленно представьте картину, которую создаёт И.А.Бунин. Постарайтесь услушать звуки природы, почувствовать настроение автора.

Утро. Выглядываю в окно и не узнаю леса. Какое великолепие и спокойствие! 

Над глубокими, свежими и пушистыми снегами, завалившими чащи елей,- синее огромное и удивительно снежное небо. Такие яркие радостные краски бывают у нас только по утрам в январские морозы. И особенно хороши они сегодня над свежим снегом и зеленым бором. Солнце еще за лесом, просека в глубокой тени. В колеях санного следа тень совершенно синяя. А на вершинах сосен, на их пышных зеленых венцах, уже играет золотистый солнечный свет. Ветер качнул верхнюю веточку густо-зелёной ели, и с неё густо посыпалась и стала медленно опускаться радужная снежная пыль, похожая на маленькие звёздочки.

Никого не оставит равнодушным такая красота!

Прочитайте текст ещё раз про себя.

Представьте, что мы выглядываем в кусочек окна.

- Что мы видим вместе с И.А.Буниным?

- Какое общее впечатление от увиденного?

- Подчеркните фразу, в которой передаётся это впечатление. («Какое великолепие и спокойствие»)

- Какие краски мы бы увидели на полотне, если бы кто-нибудь изобразил бунинский пейзаж? (синее небо, в голубой тени, тень синяя, на пышных зеленых венцах и т.д.)

- Определите тему и основную мысль текста. Запишите в тетрадь.

- Назовите тип речи (описание). Докажите.

Работа с художественными средствами языка

- Какие художественные средства языка вы уже знаете? Слайд 5

- Какая часть речи придает тексту образность, яркость?

- Найдите в тексте не просто прилагательные – определения, а эпитеты(«золотистый свет», «радужная пыль», «пушистые снега» и т.д.).

- Какие ещё средства худ. Выразительности присутствуют в тексте? (сравнение – словно маленькие звездочки)

Работа с лексическим значением слов.

Определите лексическое значение выделенного в тексте слова.

Глубокий – имеющий большую глубину.

(глубокий снег) Слайд 6

Подберите к нему синоним.

Бездонный – не имеющий дна, чрезвычайно глубокий.

(бездонное небо)

        

Итог работы на Слайде 7.

IV. Физкультминутка

Сейчас мы с вами совершим прогулку на лыжах в зимний лес. Вот за порогом осталась школа. (Слайд 8) Надели лыжи, взяли в руки палочки и пошли. Слайд 9
Лес нас встречает необыкновенной красотой.
Слайд 10 Взглянули вокруг - перед нами расстилающийся безгранично во все стороны белый снег. Посмотрите налево – перед нами красавицы – ели, которые повесили свои громадные лапы, склонившись под тяжестью снега. Посмотрите направо – здесь несколько пней, каждый из которых покрыт белой скатертью.

А сейчас посмотрели на небо и невольно зажмурились от необычайно яркого солнца. Двигаемся дальше. Вдруг видим на белом покрывале земли чьи-то следы. Наклонились, чтобы рассмотреть их. Чьи же это следы? Вероятно, это зайчишка пробегал здесь совсем недавно.
Возвращаемся в школу.
Слайд 11 Сняли лыжи. Сели за столы.

Совершив прогулку по зимнему лесу, мы не только отдохнули, но и понаблюдали за природой, прикоснулись к ее тайне.

V. Работа со стихотворением Н.Рыленкова «Всё в тающей дымке...».

- Каждому, кто хочет научиться писать, необходимо быть писателем и художником одновременно.

Вы как художники должны в самом простом предмете увидеть что-то замечательное, удивительное.
Послушаем, к чему же нас призывает Н.Рыленков в своем стихотворении.

Но слушаем не просто, а следим, отмечаем, о каких качествах говорит автор и к чему нас призывает.

Всё в тающей дымке...

 

Всё в тающей дымке:
Холмы, перелески.
Здесь краски не ярки
И звуки не резки.
Здесь медленны реки,
Туманны озёры,
И все ускользает
От беглого взора.
Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
Чтоб вдруг отразили
Прозрачные воды
Всю прелесть застенчивой
Русской природы.

(Н. Рыленков)

- К чему нас призывает автор?(Быть наблюдательными, уметь видеть в самом обычном необычное)

- Это очень непросто видеть в простом предмете что-то удивительное, неповторимое. Здесь кроме зорких глаз нужна еще и фантазия.

VI. Просмотр пейзажных зарисовок.

Сейчас мы посмотрим пейзажные зарисовки, с целью наблюдения за картинами природы. Особое внимание обратите на зимний лес. Это поможет вам при работе над следующим заданием.

(Просмотр фильма с зимним пейзажем)

Задание 1        

Мы с вами побывали в зимнем лесу, понаблюдали за природой, видели деревья.
- Сейчас представьте деревья в снегу, в инее. На что они похожи.
Пофантазируйте, подберите эпитеты, сравнения. (Работа в парах)
(на цветок, на огромную снежинку, на лохматого человека со взъерошенными волосами, на одуванчик и т.д.)

Задание 2 . «Прояви творчество».

Мы подошли к следующему этапу нашей работы - «Прояви творчество».
Цель работы: тренировка в подборе средств худ. выразительности, в создании собственных текстов.

Вам дан текст. Одной группе к тексту имеются слова для справок, которые вы можете использовать, для другой группы – без слов для справок (см. приложение – Карточка 1,2).

Слайд 13

Озаглавьте текст. Распространите предложения худ. средствами языка. Сделайте этот текст более ярким, выразительным.

Запишите его в тетрадь в измененном виде.

(зачитаем получившиеся тексты) Приложение – карточка 3

Слайд 14

- Какой текст понравился больше? Почему?

-Какую  роль играют прилагательные в тексте?

- На какие виды орфограмм выделенные буквы?

VII. Рефлексия.

Дополните строчки стихотворения:

Ты посмотри, ____________ красота!

___________снег мерцает еле-еле.

Поляна_____________светом залита

Вокруг_____________ели.

А теперь сравните с оригиналом:

        

Ты посмотри, какая красота!

Вечерний снег мерцает еле-еле.

Поляна лунным светом залита

Вокруг немой заиндевелой ели. (С. Смирнов)

- Какое настроение вызывает у вас зимний лес?

- Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии?

VIII. Итоги урока.

У каждого из вас на парте лежит снежинка, переверните её. На обратной стороне написано: Зима (какая?) Ниже даны слова: белая, пушистая, мягкая, серебристая, злая, колючая….

Выберите эпитеты, характеризующие, на ваш взгляд, нашу зиму.

Какие чувства  вы испытываете этой морозной зимой?

Я испытываю: восторг, радость, грусть, восхищение

Наше путешествие по зимнему лесу подошло к концу.

- Чему научились на уроке?

Я думаю, что после сегодняшнего разговора каждый из вас будет больше обращать внимания на окружающую нас природу. Не пройдет мимо, не обратив свой взор пусть даже на такую вот простую веточку как эта слайд 17, так необыкновенно преображенную природой.

Приложение

Карточка № 1

Озаглавьте текст. Распространите предложения средствами художественной выразительности. Сделайте этот текст более ярким, выразительным. Объясните выделенные орфограммы.

В _________лесу под ________ ёлками лежит _________ снег. Какая красота!

Все деревья оделись в ________ наряд, а кустарники стали ________, как_______.

_____ ель накинула поверх _______пальто _______ шаль; берёза надела

_______ платье и стоит, словно _______. Все деревья становятся похожи на _______.

На ________ поверхности появились ________ узоры.

 Снежинки горят__________ огнём, когда попадают в столб солнечного света.

Карточка № 2

Озаглавьте текст. Распространите предложения средствами художественной выразительности. Сделайте этот текст более ярким, выразительным. Объясните выделенные орфограммы.

В _________лесу под ________ ёлками лежит _________ снег. Какая красота!

Все деревья оделись в ________ наряд, а кустарники стали ________, как_______.

_____ ель накинула поверх _______пальто _______ шаль; берёза надела

_______ платье и стоит, словно _______. Все деревья становятся похожи на _______.

На ________ поверхности появились ________ узоры.

 Снежинки горят__________ огнём, когда попадают в столб солнечного света.

Слова для справок:

Лес – зимний, снежный, тихий.

Ёлки – стройные, густо-зелёные.

Кустарники – большие, густые, покрытые снегом как покрывалом.

Снег – белый, глубокий.

Огонь – сияющий, серебряный, золотой.

Карточка №3

В зимнем лесу

В зимнем лесу под огромными, пушистыми ёлками лежит белый снег. Какая красота! Все деревья оделись в новый  наряд, а кустарники стали большущими, круглыми, как шары. Старушка- ель накинула поверх зелёного пальто лёгкую шаль; берёза надела подвенечное  платье и стоит, словно невеста. Все деревья становятся похожими на причудливую снежную бабу. На гладкой снежной поверхности появились первые узоры.

 Снежинки горят золотым огнём, когда попадают в столб солнечного света.

Домашнее задание

Напишите начатое сочинение. Введите в него описание дерева.

Солнечный зимний день. Я брожу неподалёку от дома в березовой роще. Я знаю в ней каждое дерево. Есть в этой рощице и такие деревья, которыми я любуюсь во всякую погоду – и летом, и осенью, и зимой, и весной. Особенно я люблю…


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

«У наших зим – особенная прелесть…»

Слайд 5

Снег Искрящийся блестящий необыкновенный переливчатый сказочный серебристы й п ушистый мягкий сверкающий

Слайд 7

Утро. Выглядываю в окно и не узнаю леса. Какое великолепие и спокойствие! Над глубокими , свежими и пушистыми снегами, завалившими чащи елей, синее огромное и удивительно снежное небо. Такие яркие радостные краски бывают у нас только по утрам в январские морозы. И особенно хороши они сегодня над свежим снегом и зеленым бором. Солнце еще за лесом. Ветер качнул верхнюю веточку густо-зелёной ели, и с неё густо посыпалась и стала медленно опускаться радужная снежная пыль, похожая на маленькие звёздочки. Никого не оставит равнодушным такая красота! (По И.Бунину)

Слайд 8

Тема текста: Зимнее утро в лесу. Основная мысль: «Какое великолепие и спокойствие!»

Слайд 9

Художественные средства языка: ЭПИТЕТ - определение, придающее выражению образность и эмоциональность. «Золотистый свет», «снежное небо», «пушистые снега», «радужная пыль». СРАВНЕНИЕ – сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один с помощью другого. Словно «маленькие звёздочки»

Слайд 10

Лексическое значение: Глубокий – имеющий большую глубину (глубокий снег).

Слайд 13

Зима Сказочная волшебная удивительная чудесная бесконечная жестокая грозная весёлая колдунья волшебница чародейка красавица старуха фея

Слайд 14

В _________л..су под ________ ёлками л..жит _________ снег. Какая красота! Все д..ревья оделись в ________ наря.., а кустарники стали ________, как_______. Все деревья ст..новятся похожи на _______. Снежинки горят ________ огнём, когда поп..дают в стол.. солнечного света. е е е д а а б

Слайд 15

«У наших зим – особенная прелесть…»

Слайд 16

Спасибо за урок !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока№8 - 3четверть, 5 класс "Картины природы в музыке. Музыкальные пейзажи"

Конспект урока №8 по теме 3 четверти за 5 класс  "Можем ли мы увидеть музыку?" (Взаимосвязь музыки и живописи)...

Презентация к уроку "Картины природы в творчестве Н.А.Римского-Корсакова

Презентация к уроку "Картины природы в творчестве Н.А.Римского-Корсакова"...

«Картины природы в музыке и живописи. Музыкальная живопись»

Разработка урока в 5 классе по теме «Картины природы в музыке и живописи. Музыкальная живопись»  в разделе «Музыка и изобразительное искусство»....

Изображение картин природы в творчестве русских поэтов и живописцев конца XIX и начала XX века.

ЦЕЛИ:1 .Познакомить учащихся с понятием пейзажная лирика.2.Привлечь внимание учащихся к образности и красочности стихотворений И.Бунина, С.Есенина, В.Брюсова.3 .Пробудить гражданское чувство духовного...

урок литературы в 6 классе "Роль картин природы в рассказе И.С.Тургенева "Бежин луг"

Урок "открытия нового знания" в рамках системно-деятельностного подхода с включением элементов регионального компонента...

Урок по теме "Картины природы в русском искусстве"

В уроке ярко прослеживается синтез трёх искусств:литературы, музыки, изобразительного искусства...

Разработка урока музыки в 5 классе по теме: "Картины природы в музыке"

Интегрированный урок с мультимедийным приложением для 5 класса....