Урок по теме "Картины природы в русском искусстве"
план-конспект урока по музыке по теме

Егораева Елена Николаевна

В уроке ярко прослеживается синтез трёх искусств:литературы, музыки, изобразительного искусства

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obrazy_vesny_v_iskusstve_5_klass.doc70 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема урока: образы весны в искусстве.

Тип урока: урок объяснения нового материала с использованием межпредметных                      

                     связей.

Цель урока: углубление понимания художественного образа весны – музыкального,

                      поэтического, живописного; отражение пережитых мыслей, чувств,

                      настроений, навеянных весной, в творчестве композиторов, поэтов,

                      художников; расширение нравственно – эстетического восприятия родной

                      природы.

Задачи:         осмыслить художественный образ весны в поэзии, живописи, музыке; формировать у

                      школьников мысли, чувства, переживания, которые возникают при соприкосновении      

                      с  красотой весеннего образа; показать способы воплощения реальной действительности    

                      в произведениях искусства через понятия «образ», «красота», «мелодия», Художественно – педагогическая идея:  Какой-то тайной жаждою

                                                                         Мечта распалена-

                                                                         И над душою каждого

                                                                         Проносится весна.

                                                                                                 А.Фет.

Методы:       проблемно – поисковый, активный диалог, выход за пределы музыки, наблюдение,

                        ассоциативный поиск, сопоставление.

Материал:     музыкальный, поэтический, художественный.

Поэтический:      Е.Баратынский «Весна! Весна! Как воздух чист!», стихи, подготовленные детьми.

Художественный:    И.Левитан «Март», «Берёзовая роща», слайды.

Музыкальный:   В.А.Моцарт «Приди, весна», П.И.Чайковский «Март. Песнь жаворонка»,

                               А.Вивальди «Весна», Г.Вдовин «Весна в Мордовии».

                                                                                                                                                                        1

Дети входят в класс под  музыку П.И.Чайковского «Подснежник».

на фоне музыки:

У.  -  Здравствуйте, ребята.

       Сегодня у нас необычный урок. Мы совершим путешествие в мир музыки. поэзии и    

       живописи, воспевающие прекрасное время года – весну!

                                       Гонимы вешними лучами.

                                       С окрестных гор уже снега

                                       Сбежали мутными ручьями

                                       На почерневшие луга.

                                       Улыбкой ясною погода

                                       Сквозь сон встречает утро года.

У.  – Ребята, какое время года воспевается в этом отрывке?

Д.  – В этом отрывке воспевается весна.

У.  – Правильно, ребята. «Утро года» так сказал о весне великий русский поэт А.С.Пушкин.

        И тема нашего урока «Образы  весны в искусстве».

        Эпиграфом к уроку я выбрала строки из стихотворения А.Фета:      

                     

                                                             Какой-то тайной жаждою

                                                             Мечта распалена-

                                                             И над душою каждого

                                                             Проносится весна.

У.  – Ребята, а попробуйте одним словом выразить, какие чувства, настроения вызывает у вас

         это время года?

Д.  – Радость, свет, жизнь, любовь.

У.  -       Весна – пора долгожданная для каждого человека. Она летит к нам на крыльях

        жаворонков, журавлей, скворцов, ласточек. Опускается на землю густыми туманами,

        редкими дождями, обдувает землю тёплыми вкусно пахнущими ветрами, и, конечно,

        бойко капающей капелью.

              Замечательные композиторы, художники – пейзажисты, поэты, писатели с огромной

        любовью к своей родине, с большим мастерством и проникновенностью воплотили        

        в  своих произведениях торжественное вечное движение природы, её жизнь.

        послушайте, как увидел весну русский поэт 19 века Евгений Абрамович Баратынский.

 Весна! Весна» Как воздух чист,                                             Ещё древа обнажены,

Как ясен небосклон.                                                                 Но в роще ветхий лист

Своей лазурию живой                                                              Как прежде под моей ногой

Слепит мне очи он.                                                                   И шумен, и душист.

Весна! Весна! Как высоко                                                       Шумят ручьи, бегут ручьи,

На крыльях ветерка.                                                                 Взревев, река несёт

Ласкаясь к солнечным лучам,                                                 На торжествующем хребте

летают облака.                                                                          Поднятый ею лёд.

                                   Под солнце самое взвился

                                   И в яркой – вышине

                                   Незримый жаворонок поёт

                                   Заздравный гимн весне.

                                                                                                                                                                       2

У.  – Ребята, а какие вы знаете стихотворения о весне? 

        Чтение стихотворений учащимися.

У.  -  Так какие же картины природы рисуют поэты в своих стихотворениях?

             ответы детей

У.  -  А как вы считаете, какое чувство испытывали поэты, создавая свои стихотворения?

Д.  -   Чувство любви к своей родине, к родной природе.

У.  -   Красоту родной природы тонко чувствуют художники. Шелест листьев, запах

          земли, цвет воздуха – всё это проникло в их искусство.

          перед вами, ребята, репродукции картин художника русской природы Исаака

          Ильича Левитана.

          Как вы считаете, какая тема объединяет эти картины?

Д.   -   Я считаю, что эти картины объединяет тема весны.

У.  -    А что их различает?

Д.  -    Их различает то, что на одной картине художник изобразил раннюю весну, а              

           на другой - поздняя весна.

У.  -    Ребята, чем отличается ранняя весна от поздней?

Д.  -    Ранней весной ярче светит солнце, начинает подтаивать снег, видны первые проталины.

Д.  -    Поздней весной появляется зелень на деревьях, летают жуки, бабочки, поют птички.

У.  -    А как бы вы назвали эти картины?

                ответы детей.

У.  -    Левитан назвал их «Март», «Берёзовая роща». А что запечатлел Левитан на картине

           «Март»?

Д.  -    На картине «Март» Левитан запечатлел моменты пробуждения весны после холодной зимы.

           Оседает снег, побурела дорога, ярче светит солнце, и от лучей солнца снег начинает таять.

У.  -    Рассмотрим картину «Берёзовая роща». Что здесь запечатлел художник?

Д.  -       На картине «Берёзовая роща» художник запечатлел тот момент природы, когда зацветает

           новая жизнь: деревья покрыты зеленью, в поле появилась трава, поют птицы.

У.  -    Ребята, но не только мы с вами любим весну, любил её и австрийский композитор 18

           века    В.А. Моцарт. Я представляю вашему вниманию его песню.  А вот о чём она, какие

           чувства передал композитор, вы послушаете. Ребята, при слушании постарайтесь

           определить характер этого произведения. а в этом вам помогут данные слова.

         

                      Исполняется песня В.А.Моцарта «Приди, весна»

У.  -    Какие чувства вызвала музыка Моцарта?

Д.  – Музыка Моцарта вызвала чувства радости, ожидания весны и теплых весенних дней.

У.  -  Какой характер у песни?

Д.  -  Радостный, весёлый, солнечный.

У.  -  А как вы думаете, почему композитор наполнил своё произведение весёлым, радостным

         настроением?

Д.  -  Композитор ждёт прихода весны, когда природа оживёт, деревья наденут свой зелёный наряд, а

         птицы распевать трели.

У.  -  А сейчас  я предлагаю вам послушать ещё одно произведение, которое мне нравится.

       Ребята, при слушании постарайтесь нарисовать в воображении весну, которую хотел нам

        передать своим произведением композитор.

           Слушание музыки. П.И.Чайковский «Март. Песнь жаворонка».

У.  -  Какому времени года созвучна эта музыка?

Д.  -  Эта музыка созвучна времени года – весне.

У.  -  Слушая музыку, что вы представили?

Д.  -   Слушая музыку, я представил картину ранней весны. Начинает подтаивать снег, ярче светит

          солнце, воздух чистый, свежий.

Д.  -   Я представила картину пробуждения природы после долгой зимы. Тают снега, начинают

          вскрываться реки, воздух чистый и свежий.                                                                                                                                                                  

   

У.  -    Мелодия помогла вам рисовать картину, образ. А какая она была?

Д. -     Неторопливая, спокойная.

У. -     Ребята, может кто-то знает автора этого произведения? (если не ответят сказать самой)

У.  -    Музыка П.И.Чайковского не только выражает чувства, но она изобразительна. Ребята,

           вы, наверняка, услышали в музыке трели фортепиано. Как вы думаете, кого изобразил  

           композитор?

Д.  -    Я думаю, что композитор изобразил птиц.

У.  -   А как вы считаете, какому месяцу весны можно отнести музыку П.И.Чайковского?

Д.  -   Я считаю, что к марту, потому что музыка неторопливая, спокойная, передаёт то, что весна

          только-только наступает.

У.  -   Правильно, ребята. И неслучайно  П.И.Чайковский назвал  это произведение «Март.

          Песнь жаворонка». Ведь именно жаворонки прилетают к нам в марте.

          Высоко в небе раздаются трели жаворонка. Слышны эти трели и в музыке.

          Эта пьеса входит в фортепианный цикл «Времена года».          

У.  -   Но не только русские композиторы любили весну, многие зарубежные композиторы

          воплотили в своих произведениях эту излюбленную тему. Итальянский композитор 17

         века Антонио Вивальди прислал нам из своего века звуковое письмо.  Его

        симфонический цикл тоже называется «Времена года».

         Послушайте одну из частей этого произведения. При слушании постарайтесь представить

         картины весны, которые передаёт нам композитор А.Вивальди

             Слушание музыки. А.Вивальди «Весна».

У.  -   Какому времени года созвучна музыка Вивальди?

Д.  –   Музыка созвучна весне.

У.  -    Что вы представили, слушая эту музыку?

Д.  -    Я представила, что снег уже растаял, деревья покрылись зеленью, щебечут. суетятся птицы.

Д.  -    Я представила, что всё ожило, появилась трава, поют птицы.

У.  –     Какое настроение музыки А.Вивальди?

Д.  -     Радостное, солнечное, весёлое.

У.  -     Ребята, кого изобразил композитор в своём произведении?

Д.  -     Композитор изображает суету, гомон птиц.

У.  -     Да, действительно, вы правы. Композитор с большим художественным мастерством

             воспроизводит голоса птиц.

У.  -      Как вы думаете, в чём различие исполнения этих двух произведений?

 Д. -       Произведение Чайковского исполняет фортепиано, а Вивальди симфонический

               оркестр.

У.  -     Ребята, настроение какой из картин передаёт музыка П.И.Чайковского?

Д.  -     Я считаю, что музыка Чайковского передаёт настроение картины «Март», потому что музыка

             рисует картину ранней весны, и на картине «Март» изображена ранняя весна.

У.  -     Настроение какой из картин передаёт музыка А.Вивальди?

Д.  -     Я думаю, что музыка Вивальди передаёт настроение картины «Берёзовая роща», т.к. она

            рисует картины поздней весны, и на картине изображена поздняя весна.

У.  -     Весну любят и мордовские композиторы. И сегодня мы с вами познакомимся с

            удивительной песней Гавриила Вдовина «Весна в Мордовии».

            А о чём эта песня, я вам исполню.

                   Исполнение песни Г.Вдовина «Весна в Мордовии»

У.  –   Понравилась вам песня? Как вы думаете, какие чувства передаёт композитор в этой

          песне?

Д.  –   Я думаю, композитор через эту песню передаёт нам свою любовь к родине, к родной природе,

           к долгожданной весне.

У.  -    Я оставлю её вашему учителю, и вы её выучите.

У.  -    Итак, заканчивается наше путешествие. Сегодня мы с вами побывали в Австрии,

          Италии,   в  России и, конечно же, в родном крае.  Так с помощью, каких средств

          композиторы, художники, поэты передают нам образы весны?                      

         

Д.  -   Композиторы с помощью музыки, художники через картины, поэты стихами.

У.  –  Стихи, каких поэтов прозвучали на уроке?

Д.  -   На уроке прозвучали стихи Тютчева. Фета, Баратынского.

                                                                                                                                                                         4

У.  – С картинами какого художника мы познакомились, который очень любил рисовать

         родную  природу?

Д.  -  С картинами художника Левитана.

У.  -  Музыка, каких композиторов прозвучала на уроке?

Д.  -  Моцарта, Чайковского, Вивальди, Вдовина.

У.  -   Ребята, как вы думаете, что объединило этих творческих людей разных профессий, эпох,

          стран?

Д.  -   Я думаю, что их объединила и вдохновила весна, любовь к родине, родной природе.

У.  – Ребята, а какие три грани искусства соприкоснулись сегодня на уроке?

Д.  -  Музыка, литература, живопись.

У.  -   Совершенно верно. На примере сегодняшнего урока мы ещё раз убедились с вами в силе

          искусства, где музыка, литература и изобразительное искусство неразрывно связаны

          друг с другом, дополняют и обогащают друг друга.        

Д/з.  Нарисуйте  картины природы, которые вам представились на уроке.

У.  -  Я благодарю вас за урок, вы сегодня прекрасно поработали и получили хорошие отметки.

          (объявление отметок)

                                                                                                                                                             5

         

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Понятие интерьера. Знакомство с русским искусством. Убранство русской избы

Конспект урока  ОО "Технология" для учащихся 5 класса раздел "Русский быт" (на данном занятии учащиеся знакомятся с историей  русской избы, ее убранством; понятиями - интерьер,  д...

План - конспект урока по технологии. Интегрированный урок по технологии и изобразительному искусству "Воспевание красоты природы через русские национальные обычаи и традиции".

На уроке использованы современные педагогические технологии: критического мышления - "кластер"- систематизации имеющихся знаний по декоративно - прикладному искусству. В процессе урока обучающиеся при...

Презентация к уроку музыки в 5 классе "Картины природы в русском искусстве"

В презентации представлен портрет русского художника Левитана, композиторов А.Вивальди, П.Чайковского, В.Моцарта. Сопоставляются картины "Март", "Берёзовая роща". Представлены музыкальные произведения...

Тема урока: «Природа в произведениях искусства»

Данный урок проводился в рамках Дня погружения, посвященного экологии, поэтому главная идея - защита природы, которая воспета поэтами, художниками, композиторами. Урок разработан с учетом требований Ф...

«Полна чудес могучая природа» Весенняя сказка «Снегурочка» в русском искусстве

Презентация к уроку по сказке А.Островского "Снегурочка"...

Разработка урока изобразительного искусства 7 класс по теме"Тематическая картина в русском искусстве 19 века"

1. Технологическая карта урока изобразительного искусства 7 класс "Тематическая картина в русском искусстве 19 века" 2. Мозговой штурм3. Викторина4.1 Музыкальная презентация "...