урок литературы в 6 классе "Роль картин природы в рассказе И.С.Тургенева "Бежин луг"
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме
Урок "открытия нового знания" в рамках системно-деятельностного подхода с включением элементов регионального компонента
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_v_6_kl._rol_kartin_prirody_v_rasskaze_i.s.turgeneva_bezhin_lug.doc | 1004.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КОМИТЕТ АДМИНИСТРАЦИИ БИЙСКОГО РАЙНА ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Шебалинская средняя общеобразовательная школа имени братьев Кравченко»
Бийского района Алтайского края
Роль картин природы
в рассказе И.С.Тургенева
«Бежин луг»
Урок литературы в 6 классе
Пушкарева Татьяна Павловна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Шебалинская СОШ им. братьев Кравченко»
с.Шебалино
2012
Тип урока: урок решения учебной задачи
По целеполаганию – урок «открытия» нового знания;
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Задачи
- Образовательные:
- познакомиться со своеобразием тургеневского пейзажа;
- определить роль пейзажа в рассказе;
- проанализировать, как И.С.Тургенев использует выразительные средства языка для создания пейзажных зарисовок.
- Воспитательные:
- воспитывать уважение к художественному слову.
- воспитывать чувство патриотизма.
- Развивающие:
- формировать умение находить в тексте примеры художественно-выразительных средств языка;
- совершенствовать выразительное чтение учащихся.
Оборудование: презентация к уроку «Роль картин природы в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг», аудиозапись «П.И.Чайковский. Времена года. Июнь: Баркарола», учебник «Литература. 6 класс» под ред. В.Я.Коровиной – часть 1
Ход урока
Что делают | Учитель | Ученики |
Этапы урока |
I.Организационный момент Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. «Хочу, потому что могу». • 1-2 минуты; II. Актуализация знаний. Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» 4-5 минут; III. Постановка учебной задачи. Цель: проговаривание цели урока в виде темы урока. • 4-5 мин; Метод постановки учебной задачи: подводящий к теме диалог «IV. «Открытие нового знания» Цель: решение УЗ (устных задач) • 7-8 мин; V. Самостоятельная работа VI. Реализация построенного проекта. Первичное закрепление. Цель: проговаривание нового знания, запись в тетрадях • 4-5 минут; • Способы: фронтальная работа, работа в группах; VII. Обобщение нового знания VIII.Рефлексия деятельности (итог урока). Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса. • 2-3 минуты; | - Присмотритесь внимательно, узнаете ли вы эту местность? Что запечатлено на фото? (1,2 слайды) - Какие чувства вызывают у вас картины родной природы? - Вы любите свое село? - Я приглашаю вас прочитать строфы из своих стихов, посвященных Шебалино (слайды 3,4,5,6) - Мы не случайно начали наш урок так, предполагая продолжить работу над произведением, с которым познакомились на предыдущем уроке. Как оно называется и кто его автор? - Кому посвящен рассказ? - Чем интересны изображенные автором мальчики? - Какая же связь между нашим началом урока и тем, о чем вы сейчас рассказали? - Давайте мысленно перенесемся в то далекое, тургеневское время, чтобы живее представить себе то, о чем писал автор (слайды 7,8,9,10). Любовь к природе рождалась и крепла в сердце будущего писателя именно здесь, в Спасском. - О чем нам пора уже начать разговор? Определите тему урока - Какие цели поставим? - И.С.Тургенев был необычайно чуток к жизни природы, оставил нам изумительные пейзажные зарисовки. Приступим к их анализу. 1. Анализ пейзажей (слайд 12) – С чего начинается рассказ? – Давайте прочитаем описание «прекрасного июльского дня» (стр. 178-179). – Какое настроение создаётся при чтении? – В какой части рассказа ещё создается жизнеутверждающее настроение? – В каких частях рассказа располагаются данные пейзажные зарисовки? – Как описание летнего дня и описание наступления утра перекликается с настроением охотника? 2. Работа над художественно-изобразительными средствами – У мастеров различных видов искусств есть свои изобразительно-выразительные средства. У художника – краски, ракурс, свет, у композитора – ритм, мелодия, голос. А у писателя – скажите, что? - Исследовать изобразительные средства картин природы в рассказе мы будем в группах. Фрагмент рассказа каждой группе предлагается свой. Вы должны отметить в нем образные средства, использованные писателем. Задания перед вами. Приступайте. - Обращаемся к разбору картин природы в рассказе. Пока одна группа выступает, другие внимательно слушают, чтобы в заключение сделать совместный вывод по теме урока. - Обращаемся к разбору картины ясного летнего дня. Какие образные средства преобладают? Почему? – Но на смену дню приходит ночь (слайды 13,14). Изменился ли тон рассказа? - Ночь мы видим глазами обеспокоенного, встревоженного человека. - Тургенев в данном случае стремится не столько изобразить природу, сколько выразить свои беспокойные чувства, которые она у него вызывает. Тревожный ночной пейзаж заменяется высокоторжественными и спокойно-величавыми картинами природы. Он восхищается величественной красотой русской летней ночи. - И вот появляются первые признаки пробуждающегося утра (слайд 15). Определить, какой изобразительный прием преобладает у Тургенева в описании пробуждения летнего утра? – Почему для изображения пробуждающегося утра Тургенев выбрал олицетворения и метафоры? – А для чего в описание утра введены также изобразительные, зрительные эпитеты? – Итак, рассказ строится на изображении природы в различных ее проявлениях — светлых, открытых и таинственных, непонятных. Блуждание охотника по лесу их связывает и объединяет.
– Чем вы это объясните? - Справедливо сказал Л.Н.Толстой (слайд 17): “Одно, в чём он мастер такой, что руки отнимаются после него касаться этого предмета, – это природа. Две-три черты, и пахнет” - Подведем итог. – Какую же роль играет пейзаж в рассказе? В чем его значение?
- Имеет ли какое-либо значение изображенный писателем пейзаж для построения рассказа?
- В рассказе Тургенева природа показана, прежде всего, как условие жизни крестьянских мальчиков, рано приобщающихся к сельскохозяйственному труду. Но она дана не только как фон или условие жизни крестьянских детей (слайд 18). – В чём мастерство И.С.Тургенева? - (слайды 19 – 21) Вопросы: • Итак, какую задачу мы с вами ставили? Удалось ли ее решить? • Как вы оцениваете результаты деятельности своих групп? Заполните Листы оценки. -В заключение составьте синквейн: 1. Природа… 2. Два прилагательных или причастия 3. Три глагола 4. Фраза из 4-х слов 5. 1 слово или словосочетание | - Это окрестности нашего села Шебалино Предполагаются утвердительные ответы Сотникова И., Глебова Д., Синкина К., Размологов С. - Рассказ «Бежин луг» Ивана Сергеевича Тургенева - Крестьянским мальчикам старой крепостнической деревни середины 19 века. - Автор и его герои любят родные места так же, как мы любим свои просторы - Речь идет о роли природы в нашей жизни и в жизни героев рассказа Тургенева - Роль картин природы в рассказе И.С.Тургенева - Мы познакомимся со своеобразием тургеневского пейзажа, определим его роль в рассказе, проанализируем, как писатель использует выразительные средства языка для создания картин природы - С описания июльского дня Чтение под музыку (П.И.Чайковский. Времена года. Июнь: Баркарола) -Создаётся настроение бодрости и ликования, возникает радость встречи с природой -В описании наступления утра, завершающем рассказ -образуют зачин и концовку произведения -Настроение бодрости и радости охотника созвучно состоянию природы в эти периоды - Писатель создаёт описание с помощью слов, красочных эпитетов, метафор, сравнений и т.д.- образных средств. В течение 5минут работают самостоятельно. Выступление групп: 1 группа. Описание летнего дня (стр. 178-179) - В этой картине у Тургенева преобладает изобразительный эпитет в сочетании с метафорой, так как он преследовал цель отметить наиболее яркие признаки природы в один из летних дней, которые он наблюдал 2 группа. Описание ночи (стр. 181-182, 184, 204) - Ночь, охотник заблудился - Картина наступления ночи передана такими изобразительными средствами языка: (приложение 2) 3 группа. Пробуждение летнего утра (стр. 205) (приложение 3) - Писатель привлекает в изобилии олицетворения и глагольные метафоры, куда включает также изобразительные, зрительные эпитеты. - Чтобы показать самый процесс пробуждения и оживления природы. Иные средства для данной цели были бы менее выразительны - Они помогли автору сделать картину утра более наглядной – Картины наступающей ночи вызвали у художника чувство беспокойства и тревоги, а картины летнего утра и дня — чувство радости жизни. - Ночь – это неизвестность, загадка, тайна. Человек насторожен, поэтому он вслушивается, вглядывается. (Слайд 16) - Природа показана Тургеневым как сила, активно воздействующая и на автора, и на его героев-мальчиков. - Пейзаж служит зачином и концовкой произведения. -Мальчики живут в деревне. Их всегда окружает природа. Она является фоном их жизни. - Его картины всегда верны, мы узнаём в них родную русскую природу, и вместе с тем видим любовь писателя к своей родине Один из составленных синквейнов: Природа Восхитительная, родная Чарует, удивляет, тревожит Писателя, его героев и читателей. Волшебство! |
Приложение 1
Монтаж из стихотворений учащихся класса о своем селе
Сотникова Ира:
Нет лучше Алтая,
И я это знаю!
Нет лучше села, чем мое!
То в ярких цветах, то укрыто снегами
Стоишь ты, Шебалино!
Глебова Диана:
Пестрит оно цветами,
Речушкой под горой.
Здесь солнышко лучами
Играет надо мной.
Приносит легкий ветер
То дождик, то снежок,
Чтоб освежить, украсить,
Принарядить его.
Синкина Ксеня:
Мое село – частичка счастья моего:
Подружка-речка Бехтемирка,
Поля, луга и дом родной
На улочке, от школы близкой.
Размологов Стас:
Любимое мое Шебалино!
Где б ни был, а к тебе лечу я вновь!
Вид сказочный в любое время года.
Ты – дар далеких звезд, ты – волшебство природы!
Я радость встреч с тобою в сердце берегу,
Храню тебя в душе, как яркую звезду!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 6 классе "Природа в рассказе И.С.Тургенева "Бежин луг" "
На примере рассказа "Бежин луг" показать роль экспозиции произведения, раскрыть эстетическую функцию пейзажа, помочь учащимся проникнуться поэтической красотой картины....
Конспект урока литературы на тему: "Картины природы в поэме А.С. Пушкина «Полтава»"
Урок литературы в 7 классе. Урок закрепления пройденного материала, нацеленный на развитие у обучающихся умений и навыков анализа, сравнения и обобщения....
Роль картин природы в рассказе «Бежин луг».
И.С. Тургенев...
Конспект урока по литературе в 6 классе "И.С.Тургенев -мастер портрета и пейзажа. Роль картин природы в рассказе "Бежин луг".
Урок литературы входит в раздел "Из русской литературы XIX века"...
Презентация "Картины природы в рассказе И.С. Тургенева "Бежин луг"
Презентация "Картины природы в рассказе И.С. Тургенева "Бежин луг". 6 класс....
Презентация к уроку литературы в 6 классе "Роль картин природы в рассказе И.С. Тургенева "Бежин луг".
laquo; Природа – единое чудо и целый мир чудес: таким же должен быть каждый человек – таков он и есть… Чем была бы природа без нас, - чем были бы мы без природы? И то...
Урок литературы в 6 классе. Роль картин природы в рассказе И.С. Тургенева "Бежин луг".
Урок ориентирован на обучающихся 6 класса. Цель урока: показать обучающимся взаимосвязь человека и природы, выявить роль пейзажа в произведении.Планируемые результаты:Предметные:владеют изученной...